Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_literatura.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Ростовская область,  Волгодонской район, х.Рябичев

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

Рябичевская средняя общеобразовательная школа

 «Утверждаю»

И.о.директора МБОУ: Рябичевская СОШ

 Приказ от______________№__________

___________   И.П.Кажурина

М.П.

Рабочая программа

по    ______________________________________литературе_________________________________________________________                                           

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

                                                             основное общее,   7 б класс______________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов____68____

Учитель      ________________Кравцова Светлана Семеновна ______________________________________________

                                                                  (ФИО)

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 кл.» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение. 2016 г.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)  

 Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»

                                                                            Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

Знать: образную природу словесного искусства.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного, владеть различными видами пересказа.

                                                              Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления)

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)  

 Знать: понятия «предание», «былина», «эпос»; своеобразие былин; особенности киевского цикла были; жанровые признаки пословиц и поговорок.

 Уметь: анализировать тексты преданий, былин; воспринимать богатство, точность и выразительность языка пословиц и поговорок.

Из древнерусской литературы

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

 Знать: основные характеристики ДРЛ, особенности летописного жанра; основы христианской морали; содержание повести о Петре и Февронии.

Уметь: воспринимать и анализировать содержание летописи, древнерусского текста повести, понимать их значимость.

                                              Из русской литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Знать: о жизни  и деятельности Державина, Ломоносова, понятие жанра  ода

Уметь: анализировать тесты произведений поэтов.

                                                                    Из русской литературы XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Знать: о жизни и деятельности А.С.Пушкина, содержание произведений, историко-литературное и жанровое своеобразие, углубить понятие о драматических жанрах.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному,  составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный материал, выразительно читать и пересказывать.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел»

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Знать: о жизни и деятельности М.Ю.Лермонтова, содержание произведений,основную идею, особенности конфликта.

Уметь: анализировать поэтический текст, выразительно читать, выражать своё отношение к прочитанному.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе ■

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Знать: о жизни и творчестве Н.В,Гоголя, содержание его произведения, историческую основу, понятие «образ», «литературный герой», «художественная деталь»: интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному, формулировать идею.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Знать: о жизни и творчестве писателя, содержание рассказа, особенности жанра стихотворения  в прозе.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному, выразительно читать, пересказывать.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Знать: о жизни и творчестве поэта, содержание прочитанных произведений, историческую основу поэмы «Русские женщины», идею произведения, особенности лирического героя.

Уметь: определять размеры стихотворений, анализировать поэтический текст.

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». «Пропала совесть».Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Знать: о жизни и деятельности писателя, содержание его произведений, понятие «гротеск».

Уметь: давать оценку действиям героев, анализировать прочитанное.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маmаn» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Знать: биографию писателя, содержание прочитанного, средства юмористической характеристики.

Уметь: сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, их поступки, давать оценку действиям героев.

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Знать: содержание прочитанных стихотворений, их тему, средства выразительности, размеры стиха.

Уметь: анализировать художественные тексты, выявлять средства выразительности.

                                            Из русской литературы XX века

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Знать: биографию писателя, содержание повести, основные понятия о теме, идее произведения, о портрете как средстве характеристики героя.

Уметь: выражать свое отношение к прочитанному, сравнивать героев и их поступки, выделять смысловые части художественного текста, подробный пересказ, анализ эпизода.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления) 

Знать: о жизни и деятельности поэта, анализировать стихотворения, выделяя основные темы, своеобразие стихотворного ритма, слово творчество.

Уметь: давать оценку действиям героев, выделять смысловые части художественного текста, выразительно читать.

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Знать: о жизни и творчестве писателя, содержание рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, давать оценку действиям героев.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Знать: биографию писателя, содержание рассказов.

Уметь: выразительно читать, давать оценку действиям героев.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Знать: содержание стихотворений поэта.

Уметь: анализировать, выявляя художественные средства: сравнения и метафора.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев.   «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ Беда». Смешное и грустное в рассказах писателяПесни на слова русских поэтов XX века А. Вертинский.   «Доченьки»; И. Гофф.   «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Знать: о жизни и деятельности писателей XX века, содержание их произведений, нравственную проблематику.

Уметь: находить в произведении признаки литературных жанров, определять нравственную проблематику.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Знать: о жизни и деятельности поэта, содержание его произведений.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтические тексты.

Из зарубежной литературы

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Знать: о жизни и деятельности писателей и поэтов зарубежной литературы, содержание их произведений, понятия «романтизм», «романтический герой», «юмор».

Уметь: анализировать произведения поэтов и писателей, опираясь на знание своеобразия поэтической манеры. Понимать произведения, стремиться быть гуманными, слышать голос автора и понимать идею произведения.

          Повторение.

                                                                                 

                                     

                                                            Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

 Формы и виды контроля

Кол-во часов

1

Введение.

1

Промежуточный контроль

2

Устное народное творчество.

6

Промежуточный контроль

3

Из древнерусской литературы.

2

4

Из русской литературы XVIII века

3

Контрольная работа по тексту администрации.

1

5

Из русской литературы XIX века  

27

Письменный ответ на один из проблемных вопросов по повести   Гоголя.

Контрольная работа (тест)

1

1

6

Из русской литературы XX века

23

Сочинение по рассказам писателей 20 века

1

7

Из литературы народов России. Расул Гамзатов

1

Промежуточный контроль

8

Зарубежная литература.

6

 Раздел II «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»

 Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

     Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Основным индикатором достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат:

  • личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
  • регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
  • познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);
  • коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.).

Результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные  результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
  • Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

      Предметные результаты:

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.

    Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

  •  Рубрика «Знать/ понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
  •  Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе и творческой:  воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения  по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы  русской  литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию. Оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания,, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать  свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия, изучаемые  в 7 классе: фольклоры; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия);  повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (развитие представлений); герой - повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение

(развитие понятия); одна (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэмы (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

 -видеть своеобразие нравственных идеалов в произведении литературы разных жанров;

-различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской поэзии в эпических, драматических и лирических произведениях;

-видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

-объяснить чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

        - видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в представляющейся ситуации;

        - передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

         - видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы к произведению;  

        - аргументировать оценку героев и событий всем стрем художественного произведения – от отдельного тропа, до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

        - выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

        - сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

        - оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

        - сравнить эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;

         - стилистически составить текст произведения и иллюстрации художников к нему;

        - написать басню, былину. Письмо или дневник литературного героя.

Виды контроля:

     - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, защита проектов

     -итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.                   

                           

   Система оценивание по литературе в 7 классе осуществляется по пятибалльной системе в соответствии с локальным актом ОО «Положением МБОУ: Рябичевская СОШ о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся» от 30.08.2013 г.№253

 Раздел III «Календарно-тематическое планирование»

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Введение (1 ч.)

1

Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы

1

 04.09  

Устное народное творчество (6 ч.)

2

Устное народное творчество. Предание как жанр устной народной прозы.

1

06.09

3

Эпос народов мира.  «Вольга и Микула Селянинович». Понятие о былине.

1

11.09

4

Вн.чт. Русские былины Киевского и Новгородского цикла. «Илья Муромец и Соловей Разбойник». «Садко».

1

13.09

5

«Калевала» - карело- финский мифологический эпос.

1

18.09

6

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос.

1

20.09

7

Народная мудрость пословиц и поговорок.

1

25.09

Из древнерусской литературы (2 ч.)

8

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха», «Из похвалы князю Ярославу и книгам».

1

27.09

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

1

02.10

Из русской литературы XVIII века (3 ч.)

10

  М. В. Ломоносов. «К статуе Петра», «Ода на день восшествия…» Понятие о жанре ода.

1

04.10

11

Г. Р. Державин. «Река времен…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

09.10

12

Административная контрольная работа.

1

11.10

Из русской литературы XIX века (27 ч.)

13

Анализ контрольной работы. А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). Интерес Пушкина к истории России.

1

16.10

14

А.С. Пушкин. «Медный всадник».  (Вступление «На берегу пустынных волн…»). Образ Петра I.

1

18.10

15

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.

1

23.10

16

А.С. Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Пушкин- драматург.

1

25.10

17

 А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».

1

06.11

18

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои.

1

08.11

19

М. Ю. Лермонтов.  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.

1

13.11

20

М. Ю. Лермонтов.  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика

1

15.11

21

 М. Ю. Лермонтов. «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая  нива…».Проблема гармонии человека и природы.

1

20.11

22

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.

1

22.11

23

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.

1

27.11

24

Жизнь Запорожской Сечи. Защита проекта «Повесть «Тарас Бульба» в иллюстрациях художников и учащихся»  

1

29.11

25

Р.Р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов

1

04.12

26

И.С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. Поэтика рассказа.

1

06.12

27

И.С. Тургенев. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы». Стихотворения в прозе как жанр.

1

11.12

28

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы.

1

13.12

29

Вн.чт. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом» - произведения о народной жизни.

1

18.12

30

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как  исторические баллады

1

20.12

31

М. Е. Салтыков-Щедрин.  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности сказки.

1

25.12

32

Вн. чт. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Понятие о гротеске.

1

27.12

33

Л.Н. Толстой.  «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

1

10.01

34

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

1

15.01

35

Контрольная работа по творчеству Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого (тест)

1

17.01

36

А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа.

1

22.01

37

А.П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа.

1

24.01

38

А.П. Чехов «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». «Грустный» юмор писателя.

1

29.01

                            «Край ты мой! Родимый край…» (обзор)

39

Р.р. «Край ты мой! Родимый край…» Стихи русских поэтов XIX века о родной природе

1

31.01

                             Из русской литературы XX века (22 ч.)

40

И.А.  Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых

1

05.02

41

Вн.чт. И.А. Бунин.  «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

1

07.02

42

А. М. Горький.  «Детство» (главы): темные стороны жизни.

1

12.02

43

 А. М. Горький.  «Детство» (главы): светлые стороны жизни.

1

14.02

44

А.М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Романтический характер легенды.

1

19.02

45

Л.Н. Андреев. «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Защита проекта «Собаки – герои произведений русской литературы»

1

21.02

46

В.В.Маяковский.  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли поэта о роли поэзии в жизни человека и общества.

1

26.02

47

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1

28.02

48

А.Платонов. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость.

1

05.03

49

Вн.чт. А.Платонов.  «В прекрасном и яростном мире».  Вечные нравственные ценности.

1

07.03

50

Р.Р.  Сочинение «Нужно ли в жизни сочувствие и сострадание людям?» (по рассказам писателей XX века).

1

12.03

51

Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме….». Своеобразие картин природы в лирике.

1

14.03

52

А.Т. Твардовский. «Снега темнеют…», «Июль- макушка лета…» Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы.

19.03

                    На дорогах войны.

53

 Стихотворения о войне А.А. Ахматовой,  К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т.  Твардовского, Н.С. Тихонова. Интервью как жанр публицистики.

1

21.03

54

Ф.А..Абрамов.   «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы в  рассказе.

1

02.04

55

Е.И. Носов.  «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы в рассказе.

1

04.04

56

Е.И. Носов. «Живое пламя». «Не дать погаснуть живому огню…»

1

09.04

57

Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.

1

11.04

58

Д. С. Лихачев.  «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Коллективный проект «Искусство моего родного края»

1

16.04

59

М.М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах.

1

18.04

                    «Тихая моя родина» (обзор)

60

Стихотворения поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

1

23.04

61

 Песни на слова поэтов XX века. А.Н. Вертинский «Доченьки», И .Гофф «Русское поле», Б.Ш  Окуджава «По Смоленской дороге…»

1

25.04

                  Из литературы народов России. (1 ч.) 

62

 Расул Гамзатов.  «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине»

1

07.05

Зарубежная литература (6 ч.)

63

Р. Бернс «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.

1

14.05

64

Д.Г.Байрон. «Душа моя мрачна…». Судьба и творчество гениального поэта.

1

16.05

65

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

1

21.05

66

О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1

23.05

67

Р.Б.Брэдбери.  «Каникулы». «Зелёное утро». Мечта о победе добра.

1

28.05

68

 Рекомендация литературы для чтения летом.

1

30.05

       

           Согласовано                                                                          Согласовано

Протокол заседания                                                                 Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ:Рябичевская СОШ                                                         ___________  М.Г.Комарова

от _______ 20 __ года №____          

____________ М.Г. Комарова                                                ______________20_____года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....