Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Волгодонской район, х.Рябичев
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Рябичевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
И.о директора МБОУ: Рябичевская СОШ
Приказ от______________№__________
___________ И.П.Кажурина
М.П.
Рабочая программа
по ______________________________________литературе_________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее, 5 б класс______________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов____103____
Учитель ________________Кравцова Светлана Семеновна ______________________________________________
(ФИО)
Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5- 11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной, 3-е издание, М. Просвещение. 2016 г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки.«Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Знать: малые жанры фольклора, что такое сказка, виды сказок.
Уметь: пересказывать сказку, сочинять загадки, частушки, приговорки.
Применять: чтение по ролям, выразительное чтение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Знать: когда возникла д/русская литература.
Уметь: передавать содержание повести.
Применять: для развития речи.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Знать: сведения о детских годах Ломоносова, о его литературной
деятельности.
Уметь: определять главную мысль юмористического нравоучения.
Применять: для общего развития.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе.Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Знать: биографии поэтов и писателей XIX века, жанровые признаки произведений.
Уметь: понимать иносказательный смысл произведений, их мораль.
Применять: чтение наизусть.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Знать: сведения о поэтах и писателях XX века, их произведения.
Уметь: выразительно читать, анализировать произведения.
Применять: анализ стихов, пересказ, выразительное чтение.
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа
Знать: сведения о писателях.
Уметь: самостоятельно работать с учебником.
Применять: анализ стихов, пересказ, выразительное чтение.
Учебно- тематический план
Разделы | Кол-во часов | Формы и виды контроля | Кол-во часов | |
1 | Введение | 1 | Промежуточный контроль | |
2 | Устное народное творчество | 8 | Промежуточный контроль | |
3 | Из древнерусской литературы | 2 | Промежуточный контроль | |
4 | Из литературы XVIII века. | 2 | Промежуточный контроль | |
5 | Из литературы XIX века. | 41 | Промежуточный контроль. Контрольная работа по тексту администрации (по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова) Домашнее сочинение. | 1 1
1 |
6 | Из русской литературы XX века | 29 | Промежуточный контроль Контрольная работа (тест) | 1 |
7 | Зарубежная литература | 17 | Домашнее сочинение | 3 |
8 | Повторение | 3 | Контрольная работа(тест) | |
Итого | 103 |
Раздел II «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»
Учащиеся должны знать:
• авторов и содержание изученных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
создавать сочинения-миниатюры по картине.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Личностные результаты должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать
его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Виды контроля:
- - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, защита проектов
- -итоговый: тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
Система оценивание по литературе в 5б классе осуществляется по пятибалльной системе в соответствии с локальным актом ОО «Положение МБОУ: Рябичевская СОШ о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся» от 30.08.2013 г. №253.
Раздел III «Календарно-тематическое планирование»
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I.Введение (1ч.) | |||
1 | Книга в жизни человека. | 1 | 03.09 |
II.Устное народное творчество (8 ч.) | |||
2 | Фольклор - коллективное устное народное творчество. Малые жанры. Детский фольклор. | 1 | 04.09 |
3 | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как сказка волшебная. | 1 | 06.09 |
4 | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. | 1 | 10.09 |
5 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 | 11.09 |
6 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. | 1 | 13.09 |
7 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | 1 | 17.09 |
8 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | 1 | 18.09 |
9 | Внеклассное чтение. Мои любимые сказки. | 1 | 20.09 |
III.Из древнерусской литературы (2 ч.) | |||
10 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. Понятие о летописи. | 1 | 24.09 |
11 | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. | 1 | 25.09 |
IV. Из литературы XVIII века ( 2ч.) | |||
12 | Из русской литературы XVIII века. Роды и жанры литературы. | 1 | 27.09 |
13 | М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два Астронома в пиру…» | 1 | 01.10 |
V.Из литературы XIX века (41 ч.) | |||
14 | Жанр басни в мировой литературе. | 1 | 02.10 |
15 | И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Осмеяние человеческих пороков. | 1 | 04.10 |
16 | И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне. | 1 | 08.10 |
17 | Р.р. Басенный мир И.А. Крылова. Проект «Герои басен И.А. Крылова в иллюстрациях» | 1 | 09.10 |
18 | В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. | 1 | 11.10 |
19 | В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. | 1 | 15.10 |
20 | А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. | 1 | 16.10 |
21 | А.С. Пушкин. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | 1 | 18.10 |
22 | «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | 1 | 22.10 |
23 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои | 1 | 23.10 |
24 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. | 1 | 25.10 |
25 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки | 1 | 06.11 |
26 | Р.р. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. | 1 | 08.11 |
27 | Внеклассное чтение. Художественный мир пушкинских сказок. | 1 | 12.11 |
28 | Р.р. Сходство и различие литературной и народной сказки. Стихотворная и прозаическая речь. | 1 | 13.11 |
29 | Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина (тест) | 1 | 15.11 |
30 | Анализ контрольной работы. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | 1 | 19.11 |
31 | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. | 1 | 20.11 |
32 | Защита учебного проекта «Сказка «Черная курица, или Подземные жители» в иллюстрациях. | 1 | 22.11 |
33 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | 26.11 |
34 | «Бородино»: проблематика и поэтика. | 1 | 27.11 |
35 | Внеклассное чтение. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. | 1 | 29.11 |
36 | Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Сюжет повести. | 1 | 03.12 |
37 | Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. | 1 | 04.12 |
38 | Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | 1 | 06.12 |
39 | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. | 1 | 10.12 |
40 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «На Волге». | 1 | 11.12 |
41 | И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. | 1 | 13.12 |
42 | И.С. Тургенев. «Муму» как протест против рабства | 1 | 17.12 |
43 | И.С. Тургенев. «Муму»: система образов. Развитие представлений о литературном герое. | 1 | 18.12 |
44 | Р.р. И.С. Тургенев- мастер портрета и пейзажа. Проект «Словесные портреты и пейзажи в повести «муму» глазами книжных графиков» | 1 | 20.12 |
45 | Административная контрольная работа. | 1 | 24.12 |
46 | Анализ контрольной работы. А.А.Фет. Лирика. «Весенний дождь» | 1 | 25.12 |
47 | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. | 1 | 27.12 |
48 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Дина. | 1 | 10.01 |
49 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. | 1 | 14.01 |
50 | Р.р. Защита проекта «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы». | 1 | 15.01 |
51 | А.П.Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. | 1 | 17.01 |
52 | Внеклассное чтение. Ранние юмористические рассказы А.П. Чехова. | 1 | 21.01 |
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. (2 ч.) | |||
53 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» Образ родины в пейзажной лирике поэта. | 1 | 22.01 |
54 | Русские поэты о родине, родной природе и о себе. А.Н. Майков, «Ласточки»; И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне; Н.З. Суриков. «Зима»; А.Н. Плещеев. «Весна» | 1 | 24.01 |
VI.Из русской литературы ХХ века (29 ч.) | |||
55 | И.А.Бунин. «Косцы». Человек и природа в рассказе. | 1 | 28.01 |
56 | Внеклассное чтение. И.А. Бунин. «Подснежник» | 1 | 29.01 |
57 | В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе»: судья и его дети. | 1 | 31.01 |
58 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция. | 1 | 04.02 |
59 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». | 1 | 05.02 |
60 | Р.Р. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1 | 07.02 |
61 | С.А. Есенин. Образ родного дома в стихотворениях поэта | 1 | 11.02 |
62 | П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. | 1 | 12.02 |
63 | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Сказ и сказка. | 1 | 14.02 |
64 | К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки. | 1 | 18.02 |
65 | К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»: язык сказки. Роль пейзажных картин в сказке. | 1 | 19.02 |
66 | Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского | 1 | 21.02 |
67 | С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. | 1 | 25.02 |
68 | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и ее народная основа. | 1 | 26.02 |
69 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | 28.02 |
70 | Внеклассное чтение. С.Я. Маршак. Сказки для детей. Их герои и нравственный смысл. | 1 | 04.03 |
71 | А.П.Платонов. «Никита»: человек и природа. | 1 | 05.03 |
72 | А.П.Платонов. «Никита»: быль и фантастика | 1 | 07.03 |
73 | В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. | 1 | 11.03 |
74 | В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. | 1 | 12.03 |
75 | Р.р. Какие поступки моих сверстников и черты характера вызывают восхищение? | 1 | 14.03 |
76 | Контрольная работа по творчеству К.Г.Паустовского, А.П.Платонова, В.П. Астафьева (тест). | 1 | 18.03 |
«Ради жизни на земле…» | |||
77 | Анализ контрольной работы. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». | 1 | 19.03 |
78 | К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. | 1 | 21.03 |
Русские поэты XX века о родине и родной природе | |||
79 | Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе. И.А. Бунин, Дон-Аминадо. | 1 | 01.04 |
80 | Образ родины в стихах о природе. А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, А. А. Прокофьев, Н.М. Рубцов. | 1 | 02.04 |
Писатели улыбаются | |||
81 | Саша Черный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе. | 1 | 04.04 |
82 | Саша Черный. «Игорь- Робинзон». Юмор и его роль в рассказе. | 1 | 08.04 |
83 | Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | 1 | 09.04 |
VII. Из зарубежной литературы (17 ч.) | |||
84 | Р.Л.Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд»: верность традициям предков. | 1 | 11.04 |
85 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» — необычайные приключения героя. | 1 | 15.04 |
86 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. | 1 | 16.04 |
87 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. | 1 | 18.04 |
88 | X.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. | 1 | 22.04 |
89 | X.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | 1 | 23.04 |
90 | X.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?» | 1 | 25.04 |
91 | Р.р. Какие поступки героев сказки X.-К. Андерсена можно назвать благородными? | 1 | 29.04 |
92 | Внеклассное чтение Волшебные сказки Андерсена. Защита проекта «Сказка «Снежная королева» в иллюстрациях» | 1 | 30.04 |
93 | Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. | 1 | 06.05 |
94 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. | 1 | 07.05 |
95 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев. | 1 | 13.05 |
96 | Р.р. М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: любимая книга многих поколений читателей. | 1 | 14.05 |
97 | Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? | 1 | 16.05 |
98 | Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя в изображении жизни северного народа | 1 | 20.05 |
99 | Контрольная работа по произведениям зарубежных писателей (тест) | 1 | 21.05 |
100 | Анализ контрольной работы | 23.05 | |
Повторение (3ч.) | |||
101-102 | Путешествие по стране Литературии 5 класса. Литературные викторины, конкурсы, кроссворды. | 2 | 27.05-28.05 |
103 | Повторительно- обобщающий урок. Рекомендация литературы для чтения летом. | 1 | 30.05 |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ:Рябичевская СОШ ___________ М.Г.Комарова
от _______ 20 __ года №____
____________ М.Г.Комарова ______________20_____года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....