ктп 11 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему

Ястребкова Александра Александровна

календарно-тематическое планирование 11 класс литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11bliter.2018.docx90.86 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ Городского округа Балашиха  « ГИМНАЗИЯ №2»

                                                                                                                                                                                               

 УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Гимназия №2»

________________А.Б.Ларькина

Приказ № 122 -01 - ОД от 31.08.2018 г.

        

Рабочая программа по литературе

(базовый уровень)

11Б класс

Составитель: Ястребкова Александра Александровна,

учитель первой  квалификационной категории

2018 г.


        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 Рабочая программа по литературе разработана на основе Основной образовательной программы основного и среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Городского округа Балашиха «Гимназия №2», Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.- сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев (Программа по литературе для 10 – 11 классов – авторы – составители С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2010. – 200 с., учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Городского округа Балашиха «Гимназия  №2» на 2017-2018 учебный год.

Реализуемый учебник:

Сахаров В.И., Зинин С.А.  «Литература,11 класс» : Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - 9-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2014.

        Общая характеристика учебного предмета

           Изучение курса литературы в 11 классе завершает школьное литературное образование. На завершающем этапе усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

 Основной целью настоящего курса является усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Изучение литературы в 11 классе на базовом уровне являет собой завершающий этап  школьного литературного образования  и направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом гимназии на изучение литературы в 11 классе на базовом уровне  отводится  102 часа  (34 учебные  недели по 3 часа в неделю). В рабочей программе выделены часы на развитие речи (9 часов).

Основное содержание программы

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших свое время. Русская литература начала XX века

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА

 «Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.

Писатели-реалисты начала XX века.

И.А. Бунин
Стихотворения «Венер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.
Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И.С. Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу.
Межпредметные связи: «лирические» пейзажи М.В. Нестерова; романсы С.В. Рахманинова на стихи И.А. Бунина.
Для самостоятельного чтения: повести «Деревня», «Суходол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».
М.Горький
Рассказы «Старуха Изергиль» и др. по выбору. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России.
Повесть «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма».
Пьеса «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.
Опорные понятия: романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в драме.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в раннем творчестве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»).
Межпредметные связи: М. Горький и МХТ; сценические
интерпретации пьесы «На дне».
Для самостоятельного чтения: сказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход».
А.И. Куприн
Повести «Олеся», «Поединок. Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся». Любовная драма героини, ее духовное превосходство над «образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна в изображении природы. Этнографический колорит повести.
«Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.
Рассказ «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.
Опорные понятия: очерковая проза; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в повести А.И. Куприна «Олеся»; повесть «Поединок» и мотив дуэли в русской классике.
Межпредметные связи: Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2) (к рассказу «Гранатовый браслет»).
Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы «АПег!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».
Л.Н. Андреев
Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского». «Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художественной детали.
Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив.
Внутрипредметные связи: М. Горький и А.А. Блок о творчестве Л.Н. Андреева; традиции житийной литературы в «Жизни Василия Фивейского».
Межпредметные связи: творческие связи Л.Н. Андреева и И.Е. Репина; рисунки Л.Н. Андреева.
Для самостоятельного чтения: рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена».

«Серебряный век» русской поэзии        
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).
Символизм и русские поэты-символисты
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).

В.Я. Брюсов
Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному поэту», «Кинжал», «Грядущие гунны» и др. по выбору. В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Феномен «обрусения» античных мифов в художественной системе поэта. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.

К.Д. Бальмонт
Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Придорожные травы», «Сонеты солнца» и др. по выбору. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой » стихотворений К.Д. Бальмонта.
И.Ф. Анненский
Стихотворения «Среди миров», «Маки», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф. Анненского.
Ко всей теме «Символизм и русские поэты-символисты»
Опорные понятия: звукообраз; принцип символизации в поэзии; музыкальность стиха.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов. Поэтические открытия А.А. Фета, их значение для русского символизма.
Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В.Э. Борисов-Мусатов, М.А. Врубель, К.С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А.Н. Скрябин).

А.А. Блок        
Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.
Поэма «Двенадцать».
Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий » в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».
Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.
Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В. Соловьева в лирике А. Блока; творческие связи А. Блока и А. Белого.
Межпредметные связи: лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков — первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Фабрика», «В ресторане», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».

Преодолевшие символизм
Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма.

Н.С. Гумилев
Стихотворения «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.
Опорные понятия: неоромантизм в поэзии; лирический герой-маска.
Внутрипредметные связи: полемика Н.С. Гумилева и А.А. Блока о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н.С. Гумилева («Заблудившийся трамвай»).
Межпредметные связи: лирика Н.С. Гумилева и живопись П. Гогена; рисунки Н.С. Гумилева.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Как конквистадор в панцире железном...», «Восьмистишие», «Память», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».

А.А. Ахматова        
Стихотворения «Мне голос был... Он звал утешно...», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору. Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени.
Поэма «Реквием». Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.
Опорные понятия: исповедальность лирического произведения; микроцикл.
Внутрипредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; творческий диалог А. Ахматовой и М. Цветаевой; стихи А. Ахматовой об А.С. Пушкине.
Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и Кецшет В.А. Моцарта.
Для самостоятельного чтения: «Сероглазый король», «Приморский сонет», «Родная земля», «Поэма без героя».

М.И. Цветаева
Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...») и др. по выбору.
Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.
Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность (прерывистость) стиха.
Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаевской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.).
Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»).
Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».

А.Аверченко и группа журнала «Сатирикон»
Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического..

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи «Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.

Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года.

Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.
Возникновение «гнезд рассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры » (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).

Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны»

«Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия» И.Бабеля, «Донские рассказы» М.Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.

Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле », утверждение ценности человеческой «единицы».

Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

В.В. Маяковский
Стихотворения «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.
Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.
Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.
Опорные понятия: образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы.
Внутрипредметные связи: библейские мотивы в поэзии В. Маяковского; цикл стихов М. Цветаевой, посвященный В. Маяковскому; литературные пародии на лирику В. Маяковского (А. Архангельский, М. Вольпин и др.).
Межпредметные связи: поэзия В. Маяковского и творчество художников-кубистов (К. Малевич, М. Ларионов, И. Машков и др.); В. Маяковский и театр.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Ода революции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», «Письмо Татьяне Яковлевой», поэмы «Люблю», «Хорошо!», пьесы «Клоп», «Баня».
С.А. Есенин
Стихотворения «Той ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью перелесиц...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.
Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.
Поэмы «Пугачев», «Анна Снегина». Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе. Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина.
Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.
Внутрипредметные связи: С. Есенин и А. Блок; творческая полемика С. Есенина и В. Маяковского; пушкинские традиции в лирике Есенина.
Межпредметные связи: С. Есенин в музыке (лирические циклы и романсы Г. Свиридова, 3. Левиной, В. Липатова, В. Веселова и др.).
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к матери», «Инония», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Черный человек», «Страна негодяев».

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-Х – НАЧАЛА 40-Х ГОДОВ

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.

Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.

Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда. «Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др. Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла
Корчагина в романе «Как закалялась сталь».

Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской кузницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской и др.

А.Н. Толстой
Рассказ «Лень Петра», роман «Петр Первый». Попытки художественно осмыслить личность царя-реформатора в ранней прозе А. Толстого («День Петра»). Углубление образа Петра в «романном» освоении темы. Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.
Опорные понятия: историко-биографическое повествование; собирательный образ эпохи.
Внутрипредметные связи: «петровская» тема в произведениях М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, А.К. Толстого, А.А. Блока.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Петр Первый» (труды Н. Устрялова, С. Соловьева и др.).
Для самостоятельного чтения: трилогия «Хождение по мукам».

М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.
Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи; гуманистическая концепция истории в литературе.
Внутрипредметные связи: продолжение традиций толстовского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль семейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков).
Межпредметные связи: исторические источники романа «Тихий Дон» (труды В. Владимировой, А. Френкеля, М. Корчина и др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Корольков, О. Верейский, Ю. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. Правова и О. Преображенской (1931), С. Герасимова (1958).
Для самостоятельного чтения: рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка».

М.А. Булгаков        
Роман «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.
Опорные понятия: «исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.
Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М. Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И.В. Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь).
Межпредметные связи: М. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».

Б.Л. Пастернак
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору. Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.
Роман «Доктор Живаго ». Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.
Опорные понятия: метафорический ряд; лирико-религиозная проза.
Внутрипредметные связи: Б. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике и прозе поэта; Б. Пастернак и В. Маяковский.
Межпредметные связи: рисунки Л.О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Пастернака.
Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя — жизнь », «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год».

А.П. Платонов
Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», «Фро», повести «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору. Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.
Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия.
Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Шариков А.П. Платонова и Шариков М.А. Булгакова («Сокровенный человек» — «Собачье сердце»).
Межпредметные связи: проза А. Платонова и живопись П. Филонова.
Для самостоятельного чтения: рассказы «Родина электричества », «Старый механик », повесть «Джан ».

В.В. Набоков
Роман «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона фрау Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.
Опорные понятия: элитарная проза; литературное двуязычие.
Внутрипредметные связи: пушкинские реминисценции и романе «Машенька»; В. Набоков и И. Бунин.
Межпредметные связи: литературное двуязычие в творчестве В. Набокова; размышления писателя о художественном значении русского языка.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Облако, озеро, башня», роман «Защита Лужина».

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.).

Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».
Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова и др.
А.Т. Твардовский
Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини.." и др. по выбору. Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.
Поэма «По праву памяти». «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
Опорные понятия: лирико-патриотический пафос; лирический эпос.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские традиции в лирике А. Твардовского.
Межпредметные связи: литературная деятельность А. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей...», «Полночь в мое городское окно...», поэмы «Дом у дороги», «За далью — даль».

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50 – 80-Х ГОДОВ

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова.
Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.).

«Оттепель» 1953—1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.

«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60—70-хгодов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.

«Деревенская проза» 50—80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, В. Белова и др. Рождение мифо-фольклорного реализма (повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.

Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина.

 «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

Н.А.Заболоцкий
Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору. Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого.
Опорные понятия: поэзия ОБЭРИУ; натурфилософская лирика.
Внутрипредметные связи: опыт переложения «Слова о полку Игореве» в творчестве Н. Заболоцкого; влияние поэзии Ф.И. Тютчева, А. Блока, Б. Пастернака на лирику Заболоцкого.
Межпредметные связи: лирика Н. Заболоцкого и живопись Б. Кустодиева, П. Филонова, М. Шагала, П. Пикассо.
Для самостоятельного чтения: сборник «Столбцы», поэма «Торжество земледелия».

В.М. Шукшин
Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал». Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
Опорные понятия: герой-«чудик»; пародийность художественного языка.
Внутрипредметные связи: творчество В. Шукшина и произведения «деревенской» прозы (В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов, Б. Можаев и др.).
Межпредметные связи: кинодраматургия В. Шукшина (к/ф «Живет такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.).
Для самостоятельного чтения: рассказ «Выбираю деревню на жительство», повесть-сказка «До третьих петухов», киноповесть «Калина красная».

А.И. Солженицын
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича ». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.
Внутрипредметные связи: тема народного праведничества в творчестве А. Солженицына и его литературных предшественников (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и др.).
Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной» России в прозе писателя.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки».

НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ 80 – 90-Х ГОДОВ

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).
Проза с реалистической доминантой. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова. «Людочка» В. Астафьева и «Нежданно-негаданно» В. Распутина как рассказы-предостережения, «пробы» из мутного потока времени. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др. Противоречивость, многосоставность романа В. Астафьева «Прокляты и убиты».
Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодернистской доминантой. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).
Поэма в прозе «Москва—Петушки» В.Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер.

Ироническая поэзия 80—90-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.
Поэзия и судьба И. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

Календарно-тематическое планирование

 

             

п/п

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Наименование раздела и темы урока

1

03 – 07.09

Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века.

2

03 – 07.09

Обзор русской литературы первой половины ХХ века. Традиции и новаторство в литературе рубежа ХIХ – ХХ вв.

3

03 – 07.09

И.А.Бунин. Жизнь и творчество (обзор). Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина.

4

10 – 14.09

Бунинская  поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний в рассказе «Антоновские яблоки».

5

10 – 14.09

«Господин из Сан – Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем» в рассказе.

6

10 – 14.09

Рассказы Бунина о любви. «Чистый понедельник», «Темные аллеи», «Легкое дыхание».

7

17 – 21.09

Р.Р. Сочинение по творчеству И.А.Бунина.

8

17 – 21.09

М.Горький. Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького.

9

17 – 21.09

 Тема поиска смысла жизни. Проблема гордости и свободы в в рассказе «Старуха Изергиль».

10

24 – 28.09

Пьеса М. Горького «На дне» как социально — философская драма.

11

24 – 28.09

Проблема духовной разобщенности людей в пьесе М.Горького «На дне».

12

24 – 28.09

 Проблема счастья в пьесе «На дне».

13

01 – 05.10

Р.Р. Сочинение по творчеству М. Горького.

14

01 – 05.10

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Споры героев об истинной, бескорыстной любви в  повести «Гранатовый браслет».

15

01 – 05.10

Нравственно – философский смысл  истории о  «невозможной»  любви в рассказе «Гранатовый браслет».

16

08 – 12.10

 Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести А.И.Куприна «Олеся».

17

08 – 12.10

Л.Н.Андреев.  «Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве писателя («Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского»).

18

08 – 12.10

Серебряный век как своеобразный «Русский ренесанс».

19

15 – 19.10

 Основные направления в русской поэзии  XX века.

20

15 – 19.10

Истоки русского символизма.

21

15 – 19.10

 В.Я.Брюсов – «идеолог» русского символизма.

22

22 – 26.10

К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество. Основные темы поэзии и мотивы.

23

22 – 26.10

Р.Р. Письменная работа по лирике поэтов Серебряного века.

24

22 – 26.10

А.А. Блок. Жизнь и творчество. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Стихотворение  «О, я хочу безумно жить…», «На железной дороге».

25

06 – 09.11

Образ Прекрасной Дамы. Стихотворения: «Незнакомка», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы» и другие.

26

06 – 09.11

Тема города в творчестве А.А. Блока. Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

27

06 – 09.11

Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений «Россия», «Река раскинулась…».

28

12 – 16.11

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции.

29

12 – 16.11

Сюжет поэмы «Двенадцать», ее герои, своеобразие композиции.

30

12 – 16.11

Образ Христа и многозначность финала поэмы «Двенадцать».

Тест по творчеству А.Блока.

31

19 – 23.11

Р.Р. Сочинение по творчеству А.А. Блока.

32

19 – 23.11

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизма».

33

19 – 23.11

Н.С. Гумилев. Жизнь и творчество. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике.

34

26 – 30.11

А. Ахматова. Жизнь и творчество. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. «Бывает так: какая-то истома…», «Сжала руки…», «Мне ни к чему одические рати…», «Я научилась просто, мудро жить…».

35

26 – 30.11

Темы любви и искусства в творчестве А.А.Ахматовой. Стихотворение «Песня последней встречи».

36

26 – 30.11

Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…», «родная земля»

37

03 – 07.12

Поэма А.А.Ахматовой «Реквием». История создания и публикации.

38

03 – 07.12

Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема».

39

03 – 07.12

 Р.Р. Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой.

40

10 – 14.12

 М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Основные темы творчества Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня…».

41

10 – 14.12

Конфликт быта и бытия, времени и вечности. «Тоска по Родине!», Идешь,  на меня похожий…», «Куст».

42

10 – 14.12

Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирикеМ. И. Цветаевой. «Стихи к А. Блоку» («Имя твое – птица в руке…»).

43

17 – 21.12

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства».

44

17 – 21.12

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. «Послушайте!», «А вы могли бы?».

45

17 – 21.12

Тема художника и революции в творчестве В. Маяковского. Поэт и революция. Стихотворения «Нате!», «Юбилейное».

46

24 – 28.12

Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях В.Маяковского. Сатирические образы в творчестве Маяковского. «Скрипка и немножко нервно», «Прозаседавшиеся».

47

24 – 28.12

Поэма Маяковского «Облако в штанах».

48

24 – 28.12

Маяковский  о назначении поэта и поэзии («Разговор с фининспектором о поэзии», вступление к поэме «Во весь голос»).

49

14 – 18.01

Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. «Разговор с финиспектором о поэзии».

50

14 – 18.01

Особенности любовной лирики В.Маяковского. «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка!».

51

14 – 18.01

Р.Р.Творческая работа по поэзии В.В.Маяковского.

52

21 – 25.01

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Основные темы в творчестве Есенина. «Письмо матери».

53

21 – 25.01

Тема Родины в поэзии Есенина. «Гой ты, Русь, моя родная», «Русь Советская».

54

21 – 25.01

Отражение в лирике Есенина  особой связи природы и человека. «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я покинул родимый дом…».

55

28.01 – 01.02

Светлое и трагическое в поэзии Есенина. «Мы теперь уходим понемногу», «Не жалею, не зову, не плачу», «Шаганэ, ты моя , Шаганэ», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова».

56

28.01 – 01.02

Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Неуютная жидкая лунность». Тест по творчеству С.А. Есенина.

57

28.01 – 01.02

Р.Р. Сочинение по творчеству С.А. Есенина.

58

04 – 08.02

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Историзм поэтического мышления поэта, ассоциативная манера его письма. «За гремучую доблесть грядущих веков»,  «Я вернулся в мой город …», «Невыразимая печаль».

59

04 – 08.02

Представления о поэте как хранителе культуры. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».

60

04 – 08.02

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. История создания романа – эпопеи «Тихий Дон». Донские рассказы как пролог романа-эпопеи  «Тихий Дон».

61

11 – 15.02

Система образов в романе «Тихий Дон» М. Шолохова.

62

11 – 15.02

Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии в романе «Тихий Дон».

63

11 – 15.02

Тема разрушения семейного и крестьянского укладов в романе Шолохова.

64

18 – 22.02

Отражение традиций народного правдоискательства в образе Григория Мелехова.

65

18 – 22.02

Художественно – стилистическое своеобразие «Тихого Дона».

66

18 – 22.02

Смысл финала романа «Тихий Дон». Тест по роману «Тихий Дон».

67

25.02 – 01.03

Р.Р. Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».

68

25.02 – 01.03

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита».

69

25.02 – 01.03

Эпическая широта и сатирическое начало в романе «Мастер и Маргарита».

70

04 – 08.03

«Нечистая сила» в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

71

04 – 08.03

Москва и Ершалаим в романе Булгакова.

72

04 – 08.03

Библейские мотивы и образы в романе «Мастер и Маргарита».

73

11 – 15.03

Фигура Понтия Пилата и тема совести.

74

11 – 15.03

Изображение любви как высшей духовной ценности.

Тест по роману  М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

75

11 – 15.03

Р.Р. Сочинение по творчеству М.А. Булгакова.

76

18 – 22.03

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. «Февраль. Достать чернил и плакать», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти», «Гамлет».

77

18 – 22.03

Роман Пастернака «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа.

78

18 – 22.03

Юрий Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго».

79

01 – 05.04

Тема любви и поэзии, жизни и смерти в философской концепции Б.Л. Пастернака.

80

01 – 05.04

Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.

81

01 – 05.04

Лирика военных лет ( А.Сурков, К.Симонов, М.Исаковский, В.Лебедев-Кумач, А.Фатьянов.)

82

08 – 12.04

Проза о войне.  «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова и др.

83

08 – 12.04

Публицистика времен войны. (И.Эренбург, А.Толстой, Л.Леонов, О.Берггольц.)

84

08 – 12.04

Жизненный и творческий путь А.Т. Твардовского (с опорой на ранее изученное). «По праву памяти» поэма А.Т. Твардовского как поэма – исповедь, поэма – завещание. 

85

15 – 19.04

Осмысление Великой Победы 1945года в 40 -50 – е годы  XX века. Поэзия Ю. Друниной, С.Орлова, А.Межирова.

86

15 – 19.04

Оттепель 1953 – 1964 годов (произведения В. Дудинцева, В. Тендрякова и др.).

87

15 – 19.04

 Поэтическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского.

88

22 – 26.04

«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70-х гг. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению  по произведениям военной тематики «Страницы, которые меня потрясли».

89

22 – 26.04

«Деревенская проза» 50-80-х годов. Взаимоотношения человека и природы в прозе В.Белова  и др.

90

22 – 26.04

Историческая романистика 60 - 80 годов.

91

29.04 – 03.05

Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В.Высоцкого.

92

29.04 – 03.05

В.М. Шукшин. Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудаков».

93

29.04 – 03.05

Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах В.М. Шукшина.

94

06 – 10.05

Н.М.Рубцов. Прошлое и настоящее через призму вечного в лирике поэта.

95

06 – 10.05

В.П.Астафьев. Человек и природа: единство  и противостояние в творчестве писателя («Печальный детектив», «Царь – рыба», «Людочка»).

96

06 – 10.05

В.Распутин. Философское осмысление проблем современности в творчестве писателя («Последний срок», «Прощание с Матерой» и др.).

97

13 – 17.05

А.И.Солженицын « Один день Ивана Денисовича».

98

13 – 17.05

Особенность жанра рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

99

13 – 17.05

 «Лагерь глазами мужика» в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

100

20 – 24.05

 «Лагерная» тема в творчестве В.Шаламова.

101

20 – 24.05

Обзор русской литературы последнего десятилетия. Основные тенденции современного литературного процесса.

102

20 – 24.05

Итоговое повторение.


                                                                         

        

В результате изучения литературы ученик должен        

знать/понимать        

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей XIX века;

- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



                                                                       

                                     

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Система оценивания устного ответа:

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой (и другими видами искусства) родной страны и мира, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, их раздумью над поставленными автором проблемами.

Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Критерии оценки письменных работ

Основными формами проверки речевого развития учащихся являются сочинения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

  • коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
  • языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
  • навыки правописания - орфографические и пунктуационные.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Критерии оценивания сочинений

Содержание

Речевое оформление

Грамотность

соответствие содержания работы заявленной теме;

полнота раскрытия темы; наличие фактических ошибок; последовательность изложения

разнообразие лексики и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов

число допущенных ошибок: орфографических;

пунктуационных; грамматических

Ошибки и недочеты в сочинениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.

Речевыми недочетами можно считать:

  • повторение одного и того же слова;
  • однообразие словарных конструкций;
  • неудачный порядок слов;
  • различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений

Ошибки в содержании сочинения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки - искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

  • нарушение последовательности в высказывании;
  • отсутствие связи между частями сочинения и между предложениями;
  • неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
  • раздробление одной микротемы другой микротемой;
  • несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
  • неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
  • смешение лексики разных исторических эпох;
  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;
  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
  • стилистически неоправданное повторение слов;
  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
  • неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство,публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
  • Синтаксические

а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
  • нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
  • разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
  • ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
  • местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
  • пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

  • смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
  • отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

                                                                           

Нормы оценивания сочинений

        

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение:

Глубоко и аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается:

1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка,

или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение:

В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки

«2»

Ставится за сочинение:

Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок


 

Примечание

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Выведение итоговой оценки

Итоговая оценка выставляется в конце каждого полугодия и в конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок знания текста, умения выразительно читать лирические произведения наизусть, степени усвоения литературных терминов и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. При выведении итоговых оценок имеет значимость оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех. Поэтому итоговая отметка не может быть положительной, если большинство творческих работ на протяжении полугодия, года оценены на «2».

В ходе реализации рабочей программы применяется накопительная система оценивания. Применяемые методики и технологии

Для реализации учебных задач используются следующие методики:

− методика «медленного (пристального) чтения» (Ю.М. Лотман),

− различные приемы интерпретации текста,

− сопоставительный анализ текстов художественных произведений,

− синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.

Технологии:

− технология развития критического мышления,

− игровые технологии,

− исследовательские технологии;

− интеграционные технологии;

− кластерные технологии;

− тестовые технологии контроля обученности.

Формы деятельности обучающихся на уроке:

− групповые,

− индивидуальные,

− фронтальные,

− в парах.

                                                                   Контроль уровня обученности.

  • стартовая диагностика,
  • текущее выполнение учебных исследований и учебных проектов,
  • итоговые комплексные работы на межпредметной основе,
  • текущее, самостоятельное и контрольное выполнение учебно-практических и учебно-познавательных заданий (предметные результаты),
  • уровневый подход.

                                             

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1.Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.- сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев (Программа по литературе для 10 – 11 классов – авторы – составители С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2010. – 200 с.

2.Сахаров В.И., Зинин С.А.  «Литература,11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - 9-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2014.

3.Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово»,2007.

4.Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.

5.Большая литературная энциклопедия / Красовский В.Е. и др. – М.: «Слово», 2003.

6.Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.: Дрофа, 2000.

7.Литературный энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. – М., 2001.

8.Русские писатели ХХ века: Биографический словарь /Гл.ред. П.А.Николаев. – М., 2000.

9.Словарь литературоведческих терминов. – Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М., 2002.

10.Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

-  Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

-   http://www.openclass.ru/ 

-  http://www.lib/prosv.ru/

-  lit.1september.ru - Газета «Литература» и сайт для учителей «Я иду на урок литературы».
-  
www.ropryal.ru - Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово».
-  
litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала.

11.Компьютер.

12.Проектор.

13.Экран.        

14.Мобильный компьютерный класс.

СОГЛАСОВАНО:        

Протокол заседания методического объединения

учителей   русского языка и литературы      

от    29  августа 2018 г.    №   1    _

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР МБОУ «Гимназия №2»

_______________ (  Г.В.Будникова )

  30  августа 2018 г.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....