"Люди как реки..."
план-конспект урока по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…» (мысль «семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»)
-Сегодняшний урок для меня, пожалуй, один из самых важных в процессе изучения романа. Наверное, потому что он посвящён основе основ человеческой жизни-семье и поиску ответа на вопрос: в чём же заключается семейное счастье? По ходу урока я попрошу Вас заполнять рабочие листы, чтобы у каждого из Вас сложилось отчетливое представление о своем идеале семьи.
«Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…» Исток этот – родной дом, семья, её традиции, уклад. Ясно, что добро и зло в человеке зависят от воспитания… А счастье, по убеждению Л.Толстого, и есть тихая, семейная жизнь с возможностью делать добро людям.
Эвристическая беседа:
Чем для Вас является понятие семья?
Составление кластера.
Вывод: семья – вечная ценность. Это основа жизни человека, оплот его спокойствия, счастья, душевного равновесия. Семья – первая незаменимая шола жизни.
Какую роль играет семья в формировании ЧЕЛОВЕКА? Можем ли мы говорить, что Я – эхо родителей?
Вывод: С рождением ребёнка ещё не рождается личность, она формируется под влиянием семейных отношений. С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. И не только ходить, говорить, играть, но и чувствовать, думать, переживать. В семье человек усваивает систему нравственных ценностей. Формирование личности начинается в семье.
В романе представлены различные типы семей: Ростовы, Курагины, Болконские, Друбецкие и др. Если бы я попросила Вас объединить их в противоположные лагеря попарно, то как бы Вы это сделали?
Таким образом, цель нашего урока: на примере сравнения семей Ростовых, Болконских и Курагиных выявить идеал семьи в понимании Л.Н.Толстого.
Мир семьи – важнейшая «составляющая» романа. Толстой прослеживает судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда.
На страницах «Войны и мира» мы знакомимся с семейными гнездами главных героев: Ростовыми, Курагиными, Болконскими. Семейная идея находит свое наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми этих семейств.
Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей. И нам предстоит сегодня разобраться, какая семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей».
Класс разделён на группы. 1 группа рассказывает о семье Болконских. 2 –Ростовых, 3 - Курагиных.
В течение урока заполняется таблица. Пример таблицы.
Болконские. | Ростовы. | Курагины. |
Честь | Искренность | Материальные приобретения |
честность | открытость | выгода |
непримиримость ко всему | бескорыстие | расчёт |
«Деятельность и ум» | стремление любить весь мир | корысть |
патриотизм | широта души | равнодушие к другим людям |
уважение | доверчивость | фальшь |
преданность | безрассудная щедрость | положение в обществе |
человеческое достоинство | бескомпромиссность | |
порядочность | ||
любовь | рыцарство | |
жизнелюбие | ||
стремление к добру | ||
верность любовь |
Давайте охарактеризуем семью Курагиных. Примерные ответы.
1 группа.
Внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Элен высмеивает желание Пьера иметь детей. Дети, в ее понимании, обуза, мешающая жить. По мнению Толстого, самое страшное для женщины – отсутствие детей. Предназначение женщины – стать хорошей матерью, женой.
Делать служебную карьеру, «делать» им выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий Курагин. Каковы при этом его дети по существу – его мало интересует. Их надо «пристроить». Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. Об этом говорит поведение Анатоля, отношение Элен с братом, о которых с ужасом вспоминает Пьер, поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности. Вы заметили, в романе даже нет описания дома Курагиных, потому что семейные узы этих людей выражены слабо, каждый из них живет обособленно, учитывая прежде всего свои интересы.
О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»
Василь Курагин - отец троих детей, но все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Позор сватовства все Курагины переносят легко. Анатоль, нечаянно встретившийся в день сватовства Марье, держит в объятиях Бурьен. Элен спокойно и с застывшей улыбкой красавицы снисходительно относилась к затее родных и близких выдать ее замуж за Пьера. Он, Анатоль, лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их «выдержка»: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие - от равнодушия ко всем, кроме себя: у Анатоля «была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит обвинение из его уст, как выстрел: «Где вы, там разврат, зло».
Какова же семья Ростовых?
2 группа.
Мир Ростовых - это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы».
Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова - глава семьи, жена и мать 12 детей. Отмечаем сцену приема гостей - «поздравителей» - графом Ильей Ростовым, который всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц». Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке». Условности светского такта, светские новости - все это наблюдается в разговорах с гостями. Эти детали говорят о том, что Ростовы - люди своего времени и своего класса и несут на себе его черты. И в эту светскую обстановку, как «луч солнца», врывается молодое поколение. Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер.
Итак, в семье Ростовых простота и радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчет и корысть. Так в сюжетной линии семейства Ростовых Толстой отражает "жизнь и деятельность поместного дворянства». Перед нами предстали разнообразные психологические типы: добродушный, хлебосольный бездельник граф Ростов, нежно любящая своих детей графиня, рассудительная Вера, обаятельная Наташа; искренний Николай. В отличие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.
Как часто употребляет Толстой слова «семья», «семейство» для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом – мир, согласие, любовь.
Теперь охарактеризуем семью Болконских.
3 группа.
Николай Андреевич Болконский: У меня твёрдо устоявшиеся взгляды на семью. Я прошел суровую военную школу и считаю, что есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и только две добродетели: деятельность и ум. Я всегда сам занимался воспитанием дочери, чтобы развить эти добродетели, давал уроки алгебры и геометрии. Главное условие жизни – порядок. Не отрицаю, бываю резок иногда, чересчур требователен, иной раз возбуждаю к себе страх, почтительность, а как иначе. Я честно служил родине и не потерпел бы измены. А если бы это был мой сын, мне, старику, вдвойне было бы больно. Я передал своим детям патриотизм и гордость.
Княжна Марья: Я, конечно, робею перед отцом и немного побаиваюсь его. Живу, в основном, рассудком. Свои чувства никогда не показываю. Правда, говорят, что мои глаза предательски выдают волнение или любовь. Особенно заметно это было после знакомства с Николаем. На мой взгляд, роднит с Ростовыми нас общее чувство любви к родине. В минуту опасности мы готовы пожертвовать всем. Мы с Николаем будем воспитывать в своих детях гордость, мужество, твердость духа, а еще доброту и любовь. Я буду к ним требовательна, как мой отец был требователен ко мне.
Князь Андрей : Я старался не подвести отца. Он сумел воспитать во мне высокое понятие чести и долга. Когда-то мечтал о личной славе, но так ее и не добился. В Шенграбенском сражении я на многое взглянул другими глазами. Особенно меня оскорбило поведение нашего командования по отношении к настоящему герою сражения капитану Тушину. После Аустерлица пересмотрел свое миропонимание, во многом разочаровался. Наташа “вдохнула” в меня жизнь, но, к сожалению, так и не удалось стать ее мужем. Если бы у нас сложилась семья, я бы в своих детях воспитал доброту, честность, порядочность, любовь к родине.
Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Однако и опальный, он не переставал интересоваться политикой. Николай Андреевич Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Он не доверяет никому не только воспитание своих детей, но даже их судьбы.
Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они тоже полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.
Существуют ли различия между семьями Болконских и Ростовых?
(Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи: и старого князя, и княжны Марьи, и ее брата, которые склонны к умственной деятельности. Кроме того, характерной чертой «породы» Болконских является гордость.)
А чем похожи эти семьи? Прежде всего чувством семьи, духовным родством близких людей, патриархальным укладом, гостеприимством. Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях. Детей Ростовы и Болконские любят больше, чем себя: Ростова – старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям. Любовь – это часть жизни этих людей.
Члены же семьи Курагиных чужды толстовской этике. Эгоисты замкнуты только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: «Я не дура, чтобы рожать детей» (Элен), «Надо брать девушку, пока она еще цветок в бутоне» (Анатоль). Они не умеют любить.
А что такое любовь? Потребность любить и быть любимым основная эмоциональная, чувственная составляющая любого индивида. Давайте рассмотрим это понятие с точки зрения химии и биологии.
Звучит стихотворение на фоне музыки.
Попробуй химию любви понять-
Влюблённость, страсть и умиротворённость.
На чём основана сердечная сплочённость?
И как своей любовью управлять?
В качестве опережающего домашнего задания вам был предложен текст «Любовь и химия», который нужно было проанализировать, выписать названия химических веществ, встретившихся в тексте, и указать какую роль они играют в организме человека. Приложение № 1.
- Прочитайте свой анализ текста.
Учащиеся выборочно зачитывают анализ текста.
-Какие вещества вы выписали?
АМФЕТАМИНЫ - выделяются в период влюблённости.
ЭНДОРФИНЫ - выделяются на второй стадии любви- благоденствия.
ОКСИТОЦИНЫ - биокатализаторы, выделяются в обеих стадиях.
ФЕРРОМОНЫ, вещества, обладающие характерным тонким, специфическим запахом.
Итак, в тексте вы выделили четыре группы веществ, которые участвуют в биохимических процессах организма.
На доске появляется плакат с данными веществами.
Химия любви?! Стоит ли, говоря о чувствах, переходить на язык науки? Чем может помочь в жизни знания о том, что переход от влюбленности к возникновению большого чувства обеспечивается выработкой и выделением в организмах любящих людей данных химических веществ.
Безусловно, любовь всегда останется чем-то большим, чем простая сумма химических соединений.
БИОЛОГИЯ ЛЮБВИ.
Просмотр фрагмента художественного фильма «Ромео и Джульетта».
Сцена на балконе.
Звучит стихотворение на фоне музыки.
Волненье сердца, замиранье, трепет
И речь, похожая на детский лепет,-
И кажется, в крови адреналин,
Но уверяю, то фенилэтиламин!-
Его влюблённость щедро поставляет,
И он волненье сердца вызывает!
Что же это за удивительное вещество фенилэтиламин? Это органическое вещество, которое относится к группе амфетаминов; оно обладает мощным физиологическим действием на обмен веществ и регулирует ряд функций организма. Из-за высокой биологической активности их также называют биогенными аминами.
-Какие вещества называются биогенными?
-Биогенными – называют вещества, происходящие от живого организма, связанные с ним; оказывающие стимулирующее влияние на организм.
-Фенилэтиламин в одних тканях служит нейромедиатором, т.е. является физиологическиактивным веществом, осуществляющим связь между нейронами, а в других – гормонами - биологическиактивными вещества, которые вырабатывают железы внутренней секреции. Кроме фенилэтиламина к группе амфетаминов относятся адреналин, норадреналин, дофамин.
На доске появляются плакаты с формулами данных веществ, на столах у учащихся также инструкционные карты. Приложение № 2.
Учитель химии.
Итак, биогенные амины или катехоламины - влияют на обменные процессы и регуляцию функций организма.
-А каков их состав и строение? Перед вами формулы биогенных веществ, выявите сходство и различие в составе и строении.
Учащиеся называют черты сходства:
- Наличие бензольного кольца
- Алкильный радикал
- Аминогруппа
- В формулах трёх веществ есть гидроксильная группа, связанная с бензольным кольцом, что обеспечивает их сходство с классом фенолов.
Отличия:
-У фенилэтиламина отсутствуют гидроксогруппы в бензольном кольце, он не принадлежит к классу фенолов.
-Правильно! Как вы думаете, чем можно объяснить сходство ощущений при стрессе и влюблённости, если в организме выделяются одинаковые вещества: адреналин и фенилэтиламин?
-Очевидно, это объясняется наличием у обоих веществ аминогруппы.
-Предположите, какими химическими свойствами должны обладать данные вещества, если они принадлежат к классу аминов?
- реагировать с водой, что сопровождается высвобождением гидроксогруппы и созданием щелочной среды;
-С кислотами;
-С аминокислотами.
-Реакциями окисления или горения с образованием азота, углекислого газа и воды;
-А как вы думаете, что происходит с этими веществами в организме при их выбросе?
-Азот поступает в кровь при окислении
-Создаётся щелочная среда в тканях органов и в крови
-Дезаминирование (аминогруппа переходит в ион аммония ) с выделением в кровь ионов аммония
- Синтезируются новые вещества белковой природы
-Да, симптомы любви и стресса поразительно похожи, т. к. пути перемещения их в организме в обоих случаях одни и те же. Этот вопрос целесообразно рассмотреть с двух сторон, учитывая, что они протекают под действием ферментов.
Учитель биологии.
Изучая тему «Обмен веществ и энергии» мы выяснили, что этот сложнейший процесс состоит из двух стадий: анаболизма (синтеза) и катаболизма (распада). Вот с этой точки зрения и поговорим о метаболизме адреналина. Найдите на столах информационную карту-схему «Воздействие адреналина на организм и продукты его метаболизма». Такая же схема расположена на доске. Приложение № 3.
В мозговом веществе надпочечников вырабатываются последовательно норадреналин- гормон агрессии и адреналин- гормон тревоги. Предполагают, что превращение норадреналина в адреналин происходит в цитоплазме. Процесс стимуляции их выброса контролируется гипоталамусом и стволом мозга. Попадая в кровь-гормон адреналин, способствует образованию фермента фосфорилазы, который в свою очередь обеспечивает процесс фосфолирования белков, поступающих в организм с пищей. Белки расщепляются с выделением энергии.
Влюблённость сравнивают с состоянием стресса, в результате которого выброс адреналина усиливается, количество вырабатываемой энергии увеличивается, чем и объясняется усиление физической выносливости человека. Статистика показывает, что влюблённые болеют значительно реже, или только болеют от любви. В то же время под влиянием образовавшегося фермента фосфорилазы ускоряется распад гликогена в печени, что приводит к резкому повышению сахара в крови и нередко к потере веса. В результате обменных процессов в кровь попадают также и токсические для организма человека продукты; аммиак и перекись водорода. Эти вещества вам хорошо знакомы, вы их изучали на уроках химии и биологии, поэтому я просила подготовить небольшие сообщения о них. Приложение №4.
Спасибо, ребята! Далее, мы продолжим знакомиться с такими веществами как окситоцин и эндорфин. Сейчас мы обратимся к информационному листу, на котором представлены формулы этих веществ. Посмотрите на них внимательно, укажите их сходство и различия.
- Это вещества белковой природы, состоящие из аминокислотных звеньев
- Различных по числу - в одном 31, а в другом-9.
Эти вещества нам незнакомы, прослушайте информацию, которую подготовили для вас ребята, используя дополнительную литературу. Приложение №5.
Спасибо за полезную информацию. В качестве дополнения хочу заметить, что такие вещества как фенилэтиламин, а вместе с ним и адренлин, оказывают на нервную систему возбуждающее действие, в то время как эндорфин - успокаивающее. Также обращаю ваше внимание на то, что эти вещества обладают наркотическими свойствами. Однако, будучи синтезированы в самом организме, они не разрушают его в отличие от наркотиков, привнесённых извне.
Для гармоничной любви не достаточно одного только влечения, обусловленного взаимной симпатией. Общность интересов, соответствие уровней интеллектуального развития, стремление к взаимопониманию и совместным радостям - вот далеко не полный перечень того, что позволит нашей любви быть долгой, счастливой, взаимной, страстной и спокойной, земной и неземной.
Мы познакомились с семьями Ростовых, Болконских, Курагиных. А в конце романа перед нами предстаёт счастливая семья Наташи и Пьера.
Какими стали наши герои? Как вы относитесь к характеристике наших героев?
(чтение отрывка, заполнение таблицы)
Как теперь выглядела Наташа?
Почему? Что стало теперь главным в её жизни?
Какое у неё было отношение к мужу?
Чего вы не приемлете в образе замужней Наташи?
Ребята, сейчас вы подтвердили точку зрения, которая существует в литературной критике более 140 лет. Но поверили бы мы Толстому, если бы он нарисовал в эпилоге прежнюю Наташу – мать четырёх детей, порхающую на балах, мечтающую, чтобы её пригласили на танец? Нет, конечно. Могла ли быть иной мать, проводящая ночи без сна у постели больного ребёнка, поглощённая заботами о большой семье, встревоженная долгим отсутствием мужа? Значит, в эпилоге Наташа такая, какой хотел видеть женщину Лев Николаевич Толстой, эта перемена является логическим продолжением её характера. Именно в семье проявилась её настоящая красота, именно в семье она нашла настоящее счастье, о котором мечтает каждый человек.
Итак, каждая семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям.
Семья, по мнению Толстого – это нравственная основа всего, что есть на земле.
Холодный дом, и ветер за окном.
Мне кажется, я для любви потерян.
И вот беру я с книжной полки том
«Война и мир» великого Толстого.
Наташа, Пьер, Андрей и старый князь.
Все в детстве моем школьном было.
Вдруг от страниц повеяло теплом,
И понял я – любовь всему мерило.
Любовь, семья и отчий дом.
Все то, что мне всего дороже.
Великий смысл, наполненный добром,
несет бессмертный гений мудрого Толстого.
Рассказ о семье писателя. (Сообщение ученика).
О своем детстве Лев Николаевич Толстой вспоминает как о чем – то особенно светлом, прекрасном, гармоничном. «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, как я только могу вообразить себе, но только, чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими детьми, я выбрал бы последнее», – так записал Л.Н.Толстой в своем дневнике. Таким, населенным детьми, был его дом».
Созидала, берегла этот дом, «стояла на страже» его Софья Андреевна Толстая. Хозяйка большого дома и усадьбы, мать пятнадцати детей, неумолимая помощница в литературных делах мужа, Софья Андреевна по праву могла считаться истинной хранительницей очага толстовского дома. Дети знали, что для них делает мама: она следит за едой, шьет им рубашки, штопает чулки, «мастерит» куколок или составляет гербарий, она и ругает, если промочены сапоги по утренней росе.
Но ребятам не было известно, что по ночам она часто просиживает по три – четыре часа над рукописями отца, что она много раз переписывала своей рукой главы «Войны и мира» и других произведений.
Дети были уверены, что мама не может уставать или быть не в духе. Ведь она жила для Сережи, для Тани, для Илюши, для Леши, для всех их братьев и сестер.
Только позднее, став взрослыми, они поняли, какая это была удивительно самоотверженная женщина, мать и жена.
А вот как вспоминал один из сыновей Льва Николаевича – Сергей Львович – о своем отце: «В детстве у нас было совсем особенное отношение к отцу. Для нас его суждения были беспрекословны, его советы были обязательны. Я плохо выдерживал взгляд его пытливых небольших стальных глаз, а когда он меня спрашивал о чем-нибудь…, я не мог солгать. Мы всегда чувствовали его любовь к нам, хотя у Толстого – отца не было привычных ласк. Он не баловал детей ни поцелуями, ни подарками, ни излишне ласковыми словами. И тем не менее дети всегда ощущали его любовь!»
Сергей Львович писал: «В детстве наше первое удовольствие состояло в том, чтобы отец занимался нами, чтобы он взял нас с собой на прогулку, по хозяйству, на охоту или в какую-нибудь поездку, чтобы он нам что-нибудь рассказал, делал с нами гимнастику. Отец никогда не наказывал: никогда не бил, не ставил в угол, и уж крайне редко он раздражался. Он поправлял, делал замечания, намекал на недостатки, шуткой давал понять, что поведение за столом не ахти какое и заодно рассказывал такой случай или анекдот, который содержал соответствующий намек. Он мог так пристально посмотреть в глаза, что взгляд этот действовал сильнее любого приказания. Наказание же выражалось обычно в «немилости»: не обращает внимания, не возьмет с собой на прогулку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Реки. Части реки. Речная система
Развернутый план урока: "Реки. Части реки. Речная система" для 6 класса....
Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.
Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...
Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".
Цели: Образовательная:· Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как о виде «Внутренних вод» ...
Тема проекта «Текут реки…» (Экология водной экосистемы Западного Подмосковья. Москва- река и река Вяземка)
Исследовательский проект «Текут реки…» - это результат командной работы учащихся 9 класса, которые не равнодушны к проблемам своего поселка, в частности к экологическому состо...
Конспект урока по географии "Как люди используют реки" (корр. школа 6 класс)
6 класс.География. Тема урока: «Как люди используют реки». Цель урока: Познакомить учащихся, с опорой на имеющиеся у них знания с использованием рек людьми в технике и в бы...
Презентация по географии "Как люди используют реки" (корр. школа 6 класс)
6 класс.География. Тема урока: «Как люди используют реки». Цель урока: Познакомить учащихся, с опорой на имеющиеся у них знания с использованием рек людьми в технике и в бы...
Речная система, части реки, роль водоемов в жизнедеятельности людей
В России не менее 2,8 млн. рек общей длинной 12,4 млн. км, суммарный годовой сток рек составляет около 4258,60 км³ (из которых 90% приходится на бассейны Тихого и Северного Ледовитого океанов). К...