Урок литературы в 9 классе
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок литературы в 9 классе по теме "Литература и её роль в духовной жизни человека. "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_i_ee_rol_v_duhovnoy_zhizni_cheloveka.docx | 36.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №1
Учитель: Моржина Е.В.
МБОУ СОШ №46 с УИОП
г.Сургут
Предмет: литература
Класс: 9
УМК: С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев, Русское слово, 2017 г.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Литература и её роль в духовной жизни человека.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
Место урока в системе уроков по теме: вводный урок 1 час
Цель урока:
Развивающая: развивать культуру связной речи, развивать интерес к художественной литературе, обогащать словарный запас учеников.
Образовательная: углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека. Воспитательная: развивать интерес к культуре своей страны, воспитывать чувство уважения к видам искусства
Задачи: | ||
Предметные | УУД (метапредметные) | Личностные: |
определить роль художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства, дать обзорную характеристику литературных направлений и провести краткий обзор курса литературы 9 класса | Познавательные: – научить извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; Регулятивные: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – научить работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: – умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. |
ТИП УРОКА: Урок усвоения новых знаний
Методы: беседа, частично-поисковый
Формы: фронтальная, групповая.
Планируемые результаты: осмысление того, что литература формирует ценностно-ориентационные критерии, является способом воспитания, общения.
Техническое обеспечение урока: словарь литературоведческих терминов, толковый словарь, компьютер, проектор, презентация, аудиозапись
Карта урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД | Примечание |
1.Организационный этап | |||
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку | Приветствуют учителя, друг друга | Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) | |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | |||
Фронтальная беседа. (определение темы и цели урока). Работа с эпиграфом. - Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете его? -Определите тему урока. - Запишите ее в тетрадь. - Определите цели урока. | Читаем эпиграф: Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства. И. А. Гончаров Записываем тему в тетрадь. Определяем цели. | Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Целеполагание (Р) Самоопределение (Л) | Слайд 1 Слайд 2 |
3. Актуализация знаний | |||
Определение термина «литература» - Здесь ИА Гончаров говорит об искусстве слова – литературе. Вспомним, что такое литература? (Обратимся к словарю литературоведческих терминов. - Почему литературу называют искусством слова? | - Отвечаем на вопрос (слово пришло в русский язык в 18 в., заимствовано из латинского языка, «litera», т.е. «буква». Литература – искусство письменного слова. - Ищем определение «художественной литературы» в словаре (Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии). - записываем определение в тетрадь - отвечаем на вопрос (Литература – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово) | Познавательные: – извлекаем информацию, представленную в разных формах | Слайд 3 |
4. Первичное усвоение новых знаний | |||
Работа в группах. Координирует работу уч-ся - Какой можно сделать вывод? Активной работы воображения читателя требует словесное описание. Наше воображение дорисовывает картину, хотя писатель рисует только отдельные черты. И конечно же, картины у всех людей разные. Слово – неиссякаемый источник познания и уникальное средство для создания художественных образов. В языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Отчизны, мудрость веков. Слово богато и щедро, т.к. имеет различные оттенки. Оно может быть грубым и добрым, наводить страх и дарить веру. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове: Словом можно убить, словом можно спасти, | 1 группа Работа по картине Левитана. Какими средствами автор передал свое настроение, чувства? 2 группа. Прослушайте пьесу Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года». Как вы думаете, какое время года изобразил автор? Почему? «Октябрь. Осенняя песнь». Какое настроение создает музыка? Какие чувства вызывает? 3 группа. Работа со стихотворением Ивана Бунина «Листопад» - Какова основная мысль стихотворения? - Какие средства помогают автору создать картину осени? Вывод: все изображают явления жизни. Поэт это делает с помощью слов, а живописец пишет предметы красками, композитор при помощи звуков, нот. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни. | Коммуникативные: – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Репродукция картины (слайд 4) Аудиозапись пьесы Чайковского Раздаточный материал |
5. Первичная проверка понимания | |||
Путешествие в прошлое. Мы с вами знаем, что литература возникла давно. Давайте совершим путешествие в прошлое и вспомним произведения, их авторов, героев. - Литература возникла в глубокой древности. В какой форме она существовала вначале? - Назовите жанры фольклора - Что из русского фольклора вы помните? Каково значение произведений устного народного творчества для современного читателя? -Каков следующий период литературы?) - Назовите представителей этого времени, их произведения -Дальше идет Золотой век русской литературы. Почему он так называется? - Как в произведениях русской литературы отразились гуманистические мысли авторов? Назовите произведения, в которых поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию. - Последний этап – литература 20 в. и наших дней. Каким представляли себе счастье герои произведений русской литературы? Согласны ли вы с ними? - Все эти произведения можно назвать шедеврами русской литературы. Что обозначает слово «шедевр»? Обратимся к словарю. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. | Устное народное творчество пословицы, загадки, сказки т.д. Литература 18 века Карамзин, Ломоносов и др. Учащиеся называют представителей, произведения Толковый словарь русского языка. Шедевр [дэ], -а, м. (книжа). Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 | |
6.Первичное закрепление | |||
Выяснение роли литературы в духовной жизни человека. - Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека? - Как литература помогла вашему собственному духовному развитию? - Что полезного может дать современному человеку чтение литературы? Выявление читательского уровня уч-ся. - Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас? - Какие из них было трудно читать? Почему? - Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам? Обзор курса литературы 9 класса. Литература — это школьный предмет, который остается с человеком на всю жизнь, так как нет человека, который бы, взрослея, не становился читателем. - Знакомство с учебником, его структурой. - Периодизация русской литературы: Устное народное творчество до XI века Древнерусская литература XI – XVIII в Литература XVIII века Литература XIX века Литература ХХ века Новая русская литература | Отвечаем на вопросы Вывод: литературы имеет большое значение в формировании личности. Она формирует ценностные ориентиры, и воспитывает, учит общаться, и дает эстетическое наслаждение, прививает вкус, позволяет пережить разные мгновения, испытать то, что не случилось и, наконец, спастись в переживаемом настоящем. Отвечаем на вопросы Рассматриваем учебник, читают разделы. | ||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | |||
Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. - (1 уровень) Прочитать по учебнику стр. 3, пересказать. - (2 уровень) написать сочинение рассуждение по высказыванию (по выбору): (раздаточный материал) Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком. М. Горький Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью. Д. Лихачев. - Выставляет оценки за урок | Записываем домашнее задание | Слайд 9 Раздаточный материал | |
8. Рефлексия ( подведение итогов занятия) | |||
Составить синквейн. Например: Литература Русская литература Учит, заставляет думать, вдохновляет (возвышает) Русская литература обогащает человека | Составляем синквейн |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...