Конспект урока по литературе в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Г.Х. Андерсен. «Снежная королева: реальное и фантастическое в сказке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_liter.5_kl.docx719 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет – литература                                                                   Класс -_5____________________________________                                             

Тема урока -  Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.

Цели урока: знакомство с датским сказочником Х. К. Андерсеном, его сказочным миром, сказкой « Снежная королева», ее главными героями. Развивать внимание, память, творческое воображение обучающихся, пополнять их словарный запас. Прививать детям чувства взаимовыручки, ответственности за близких людей, показать на примере сказки, что такое дружба.

Задачи урока:

  • Знать понятие « литературная сказка».
  • Рассказать о датском сказочнике Х. К. Андерсене, его сказочном мире.
  • Определить сюжет сказки « Снежная королева».
  • Учить выделять черты характера героев.
  • Выявить мотивировку поступков героев.
  • Показать, как изображаются чувства и переживания главных героев.

Тип урока: усвоение нового материала.

Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, , творческое задание (сообщение), , устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя. Формы: коллективная, частично индивидуальная.

Оборудование: . Компьютер. Мультимедиапроектор. Презентация.Рисунки обучающихся.

Этапы работы

Содержание этапа

1. Организационный момент.

Цели,  которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

  • Обучающиеся должны быть готовы к уроку.
  • Обучающиеся должны знать определение понятия «литературная сказка» .  

Цели и задачи, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока:

  • Проверить готовность учащихся к уроку.
  • Мобилизовать внимание школьников.
  • Ознакомить обучающихся с понятием «литературная сказка».

Методы: слово учителя, диалог, работа с литературоведческим понятием,  использование ИКТ.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих, проверка состояния помещения, организация внимания и внутренней готовности учащихся.  

На доске:

Эпиграф к  уроку: «Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмою и доброго человеческого сердца над злом. К. Г. Паустовский.» ( Слайд1)

- Ребята, прочтите слова К. Г. Паустовского. Что хотел сказать писатель, написав эти строки.

-  Добро всегда побеждает зло.

 

 С каким произведением вы познакомились дома?

- Со сказкой «Снежная королева».

Понравилась ли вам сказка? Чем?

- Герда, не смотря на все трудности, спасла Кая и победила Снежную королеву.

 

 А что же такое сказка?  

-Сказка- необыкновенная история с фантастическими событиями.

Какие сказки вы знаете?

-Русские народные сказки.                                                                                                                      

 Как вы думаете, а что такое литературная сказка?

-Сказка, написанная писателем.

 Какие литературные сказки вы знаете?

- «Спящая царевна», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке» и т.д.

2. Этап целеполагания. Постановка главной проблемы.

Цели,  которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

.

  • Понимать поставленные цели.

Цели и задачи, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока:

  • Ввести обучающихся в атмосферу урока, привлечь их к пониманию цели на уроке.

Метод, приемы, технологии: использование ИКТ.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о датском сказочнике Х.К.Андерсене, его прекрасном, волшебном мире сказок, убедимся в том, что Добро побеждает зло.

3.Знакомство с Х. К Андерсеном и его сказочным миром .

Цели,  которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

  • Рассказать о великом сказочнике.
  • Знать  сказки писателя.
  • Должны уметь правильно отвечать на поставленные вопросы.

Цели и задачи, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока:

  • Дать  представление о трудной жизни сказочника и великой силе его сказок.
  • Развивать на уроке творческую и познавательную активность учащихся.
  • Формировать коммуникативные навыки учащихся.
  • Воспитывать любовь к  литературе.

Методы, приемы, технологии: диалог, беседа, сообщение учащихся, использование ИКТ.

При оценивании учитываются  правильность устных ответов, умение вести диалог, умение говорить.

Тема нашего урока «Х. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка  «Снежная королева». (Слайд3).

Ребята, что вы знаете о Х. К. Андерсене? (Сообщение обучающегося, учителя).(Слайды4-8).

 Какие сказки Андерсена вы знаете?

 - «Огниво», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Русалочка». (Слайд 9).

Назовите сказочных героев, созданных великим писателем.

-Русалочка, Дюймовочка, Оловянный солдатик, Гадкий утенок и т.д.

Из каких они сказок?

Кто из героев сказок вам понравился больше? Чем?

-Гадкий утенок, который превратился в прекрасного лебедя; Русалочка,которая погибла ради своего любимого.

Давайте с вами попробуем проникнуть в удивительный сказочный мир сказок Андерсена. Вспомните сказку «Дюймовочка».

Какая она?

-Маленькая девочка, очень хорошенькая собой…

 Как складывается ее судьба?

-Ее крадет страшная жаба, потом она попадает к мыши, которая хочет выдать ее замуж за крота.

Кто помогает Дюймовочке?

-Ласточка, потому что Дюймовочка ее спасла.

Что помогает Дюймовочке: волшебство или преданность друзей?

-Преданность друзей,взаимовыручка.

Вывод: в сказках Андерсена главную роль играет не волшебство, а черты характера главных героев.

4. Физкультминутка.

Цели,  которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

  • Смена  умственной работы на физическую нагрузку.

Цели и задачи, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока:

Способствовать здоровьесбережению обучающихся.

Сели, встали.

Сели, встали.

Ручки к солнышку подняли.

Повернулись, улыбнулись.

И за парты вновь вернулись.

5.Работа над сказкой « Снежная королева».
 

Цели,  которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

  • Уметь вести диалог.
  • Уметь работать с текстом.
  • Уметь подтверждать ответ примерами из текста.
  • Выявить мотивировку поступков героев.
  • Определить характер отношений героев.
  • Уметь  размышлять  о дружбе, любви, самопожертвовании.

Цели и задачи, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока:

  • Развивать технику чтения.
  • Развивать умение работать с текстом.
  • Развивать логическое мышление.
  • Формировать личностные качества обучающихся: коммуникабельность, справедливость, доброту.  
  • Формировать навык исследовательской работы.
  • Воспитывать чувство дружбы,самопожертвования ради дорогого человека.

Методы, приемы, технологии: поисково-исследовательская работа, диалог, беседа, работа с текстом, работа с таблицей, выразительное чтение.


« Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность,отзывчивость и доброту!» Х. К Андерсен (Слайд 10)

-Дома вы читали сказку « Снежная королева».Понравилась ли она вам? Чем? Как построена сказка?( Сказка в семи историях)

Работа по содержанию сказки:

1)-Вы хорошо ее помните? Случилось так, что злой тролль перепутал страницы сказки, нарушил ее содержание. Давайте восстановим.(Слайды 11, 12)

1.История первая,в которой говорится о зеркале и его осколках.

2.История вторая. Мальчик и девочка.

3.История третья. Принц и принцесса.

4. История четвертая.Маленькая разбойница.

5.История пятая.Цветник женщины, умевшей колдовать.

6.История шестая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.

7. История седьмая.Лапландка и финка.(Слайд и карточки)

- Молодцы,хорошо знаете сказку. Продолжим.

2)-Сейчас мы проведем небольшую викторину по сказке , чтобы проверить хорошо ли вы запомнили героев.

1. У кого из героев сказки была большая расписанная цветами шляпка?

-Старушка, умевшая колдовать.

2. Его жена не поехала провожать Герду, потому что страдала головной болью.

-Жена придворного ворона.

3.Она была ростом с Герду, но сильнее и шире ее в плечах.

-Маленькая разбойница.

4.Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.

-Снежная королева.

5.Из льдинок он складывал слова.

-Кай.

6.Бедная девочка осталась одна, без башмаков. без рукавиц.

-Герда.

Молодцы, хорошо знаете героев сказки.

3)-Выборочное чтение.

- Ребята, назовите главных героев сказки. Давайте в тексте найдем описание их внешности,поступки.

Снежная королева:(история2, стр 198,стр.201)

-Какая она?

-«Она была так прелестна и нежна, но изо льда,…, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя».

 Хотели бы вы попасть в в чертоги Снежной королевы? Почему?(Слайд 13)

Посмотрите на свои рисунки. Почему в них присутствует синий цвет?

-Это цвет снега, холода.

Кай (история2,стр 198, стр 199, стр200, стр.222)

-Каким вы видите Кая в начале сказки?

-Добрым, ласковым, умеющим защитить своих родных.

 Что случилось с ним потом?

-Он стал злым.

Виноват Кай в том, что с ним произошло?

-Нет. Виноват осколок зеркала, попавший Каю в сердце и превративший его в ледяное.

Кто помогает Каю стать опять обычным мальчиком?

Герда, которая пошла его спасать.( Слайд 14)

Герда (история 3, стр.203,стр 207 и т.д.)(Слайд 15)

Какой вы представляете себе Герду?

-Доброй, ласковой, храброй, любящей своего названого брата, готовой на самопожертвование ради Кая.

 6. Обобщение и систематизация знаний

Цели,  которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

  • Уметь делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Цели и задачи, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока:

  • Обобщить и систематизировать информацию.

Критерии оценок: умение обобщать, делать выводы, эмоциональность ответа, оперативность мышлению, умение сотрудничать,        взаимопомощь, умение отстаивать собственную точку зрения, творческий подход, парадоксальность мышления, богатство ассоциаций, умение практически применять знания.

Методы, приемы, технологии: беседа,   использование ИКТ.

4)Работа с таблицей.(Слайд 16)

-.Давайте посмотрим кто помогал ей в достижении цели, а кто мешал?(Слайд)

-Молодцы, ребята.

-Как вы думаете, что заставило Герду отправиться в такой длинный и долгий путь? (Ее любящее. Горячее сердце подтолкнуло Герду к такому шагу. Герда верила, что Кай жив, и она обязательно должна ему помочь).

-Какими качествами должна была обладать Герда, чтобы так стойко преодолеть все трудности? ( Быть сильной, смелой,верной, преданной дружбе).

- Представьте себе, если бы вы оказались на месте Герды. Смогли бы поступить так же. как она?

-Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? (У Снежной королевы- холодное сердце, а у Герды-горячее.Герда-воплощение лучших человеческих качеств. Поэтому она побеждает зло, отвоевывает Кая у Снежной королевы).

5)Итог урока:

- Вернемся к эпиграфу урока:: «Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмою и доброго человеческого сердца над злом. К. Г. Паустовский.»

У нашей сказки счастливый конец, как, наверное, и во всех сказках: Добро побеждает зло. Сердце нашего героя стало опять горячим, добрым. Человек с горячим сердцем способен на многое: на внимательное отношение к людям , горячее участик в их заботахи проблемах.Горячее сердце-величайшая ценность в жизни, настоящее сокровище. Оно дает человеку огромную силу, делает его непобедимым.

Герои сказки Андерсена добиваются счастья благодаря мужеству, мудрости, доброте,а не с помощью волшебных сил. В этом и состоит сказочный мир Андерсена.

7. Домашнее задание.

 Цели,  которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

  • Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Цели и задачи, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока:

  • Составит рассказ о писателе
  • Подготовить выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы».

Описание методов организации работы обучающихся: 

Методы: устный рассказ, использование ИКТ.

 -К следующему уроку вы должны:

1) Подготовить рассказ о писателе;

2)Подготовить выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы».(Слайд 17)

8. Рефлексия учебной деятельности.

Цели,  которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

  • Обучающиеся должны адекватно воспринимать оценку своей деятельности, оценивать себя объективно.

Цели и задачи, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока:

  • Способствовать развитию у обучающихся самокритики.

Методы, приемы, технологии: беседа,   самоконтроль.

В беседе с учителем дети дают оценку своей работы на уроке, выслушивают оценки учителя, вспоминают основные этапы урока (в случае затруднения учитель помогает  детям). Учитель отмечает даже небольшие успехи каждого из обучающихся.

- Оцените свою работу на уроке? Достигли ли вы цели, решили проблему урока? Активно ли вы работали на уроке?

- Заполните карточку эмоционального состояния.

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Заполните карточку значками

Описание: img1

На уроке мне было интересно

 

Я чувствовал (а) себя комфортно

 

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

 

Я был(а) успешен (успешна)

 

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

 

Насколько баллов я оцениваю свою работу

  - Молодцы! Спасибо за работу.

Урок литературы 5 класс (УМК «Литература 5 кл.в 2-х частях 2015г.)

Тема: Реальное и фантастическое в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

Тип: урок усвоения новых знаний, умений

Задачи:

• выделить характерные черты личности Андерсена, характерные черты его творчества;

• показать связь содержания произведения с философскими убеждениями автора, его нравственными представлениями;

• учить видеть отношение автора к герою и изображаемым событиям, говорить об отношении автора, доказывая своё понимание этого отношения

Планируемые результаты

Предметные:

  • понимать позицию автора в произведении, обосновывать это понимание;
  • находить художественную деталь в повествовании, понимать роль детали для передачи отношения автора к описываемым событиям, роль детали в создании образа;
  • различать фантастическое и реальное в произведении, понимать роль фантастического элемента в произведении, объяснять его;
  • отбирать в тексте произведения фрагменты, подтверждающие понимание авторской позиции в произведении;
  • рассказывать о своём восприятии произведения;
  • осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;
  • примерять высказывание к характеру героев.

Метапредметные:

регулятивные:

• ставить перед собой задачу в каждом виде учебной деятельности;

• внимательно слушать объяснения учителя и задание, уметь задавать вопросы на уточнение;

• определять свою роль в работе группы, соблюдать чувство такта и меры в диалоге, в монологической речи;

коммуникативные:

• понимать произведение в соответствии с замыслом автора;

• вести диалог с учащимися класса, с учителем;

• высказывать и аргументировать своё мнение в дискуссии.

Личностные:

• определять своё отношение к прочитанному;

• совершенствовать культуру речи;

• развивать способность сопереживать литературному герою;

• понимать и принимать позицию автора, с уважением относиться к этой позиции;

• стремиться к развитию эстетического вкуса;

• осознавать свою связь с окружающим миром, свою нравственную позицию.

Межпредметные связи: география (Дания); русский язык (значение слов фантастика, фантастический, символ, символический).

Ресурсы урока: Хрестоматия; слайды, подготовленные учителем, с портретом Андерсена.

Цель урока: знакомство с датским сказочником Х. К. Андерсеном, его сказочным миром, сказкой « Снежная королева», ее главными героями. Развивать внимание, память, творческое воображение обучающихся, пополнять их словарный запас. Прививать детям чувства взаимовыручки, ответственности за близких людей, показать на примере сказки, что такое дружба.

Задачи урока:

  • Знать понятие « литературная сказка».
  • Рассказать о датском сказочнике Х. К. Андерсене, его сказочном мире.
  • Определить сюжет сказки « Снежная королева».
  • Учить выделять черты характера героев.
  • Выявить мотивировку поступков героев.
  • Показать, как изображаются чувства и переживания главных героев.
  • формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);

       Ход урока

1. Организационный момент

2.Актуализация знаний. Рефлексия.

Слайд.

а). Учитель держит глобус.

- У меня в руках глобус. Это путеводитель. На нём обозначено место, которое напрямую связано с темой нашего урока.

- Поможет разгадать это место - книжная выставка.

(На выставке сказки Андерсена и одна книга другого автор).

- Что объединяет книги на выставке? Какие это сказки? (Авторские сказки).

- Какая книга здесь лишняя? Почему?

(Обучающиеся убирают книгу другого автора.)

Слайд.

- Какие сказки этого автора вы читали?

- Кто догадался, какой географический объект на глобусе? (На севере Европы маленькая скандинавская страна ДАНИЯ. В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник — Ганс Христиан Андерсен.).(заранее подготовленные учащиеся кратк4ий рассказ о писателе)

Родился в семье башмачника в Оденсе 2 апреля 1805 года.. В четыре года научился читать. Учился в школе для бедных. Скопив 13 риксдалеров, четырнадцатилетний Андерсен отправился в Копенгаген. Еле сводил концы с концами, живя на те гроши, которые собирали для него доброжелатели.
В тоже время начал писать комедии.

В 1822 опубликовал сборник «Юношеские опыты», куда вошли его первые пьесы, новеллы и стихотворения. Андерсен совершил несколько путешествий по Европе, где познакомился с Г. Гейне, Р. Шуманом, В. Гюго, А. Дюма. В 1838 опубликовал первый сборник сказок. В него вошли «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Соловей». Сборник принёс ему славу. Автор умер в Копенгагене в 1875 году.

3.Сообщение темы урока.

Слайд.

 «Что такое сказка? Настоящая сказка?- задал вопрос отцу маленький Андерсен.

Тот ему ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся».

- Иными словами, это связь реального мира с фантастическим.

- Как вы понимаете слово фантастический? (Фантастический - значит волшебный, воображаемый, это мир сказочной мечты, мир морских чудищ, сирен и русалок).

- А что значит мир реальный? (Это мир, в котором мы живём).

- Прочитайте тему урока.

(На доске: Реальное и фантастическое в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»).

- Сформулируйте задачи урока?

- Насколько же Андерсену удалось выполнить завет отца и соединить, казалось бы, несоединимое - реальность и фантазию в сказке «Снежная королева», это мы и узнаем сегодня.

- Итак, вперёд!

4. Прослушивание пьесы «В пещере горного короля» Эдварда Грига из музыки к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт».  

- Сейчас вы прослушаете пьесу норвежского композитора Эдварда Грига из музыки к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт».

В 1863 году Григ едет в Копенгаген — центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии. Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится со знаменитым датским поэтом и сказочником Гансом Христианом Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена.

- Будьте внимательны. Постарайтесь представить героя из сказки Андерсена «Снежная королева».

(Слушание)

- Кого представили? Где оказались? Поделитесь впечатлениями. Опишите место.

- Пьеса называется «В пещере горного короля» (танец троллей).

- Я рада, что вам удалось представить тот таинственный мир, который создал музыкальными средствами норвежский композитор Григ. 

5.Работа с текстом. Выборочное чтение фрагментов сказки. Ответы на вопросы.

1). - В какой по счёту истории вы познакомились с главным действующим лицом – троллем? (История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках).

- Сколько всего историй в сказке «Снежная королева»? (7).

- Откройте хрестоматию (с.216). Работаем с текстом.

  • Как описан тролль в 1 истории? (прочитай фрагмент из текста).

«Жил-был тролль, злой-презлой; сущий дьявол». (С.216) Дьявол для Андерсена, как и для всякого христианина, - абсолютное воплощение зла. Его отличительные признаки: неправильное (искажённое) видение предметов и насмешливость.

  • Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели?

«Он смастерил такое зеркало…» Зеркало- средство обезобразить подлинный облик человека. «Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде».

  • Что происходило с людьми, которым осколки зеркала попали в глаз или сердце?

«А человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот… (с.220). Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце…»

2). - Используя эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту) назовите, какими становились люди?

На доске плакат:

добрыми

насмешливыми

злыми

терпеливыми

бессердечными

мягкими

честными

чёрствыми

эгоистичными

завистливыми

жадными

(Учитель выделяет стикером правильные ответы)

- Но ведь мы не найдём эти эпитеты у автора.

- Откуда же мы знаем про эти человеческие качества? (К сожалению, эти качества встречаются не только в сказочном, но и реальном мире).

- А вы знаете таких людей, которые до сих пор носят в своём сердце осколки зеркала?

- А может, это именно они мучают животных, ломают деревья, причиняют зло и обиду, обзывают и оскорбляют?

- А может и кому-то из вас в сердце попали осколки зеркала злого тролля? (Я этому очень рада).

- Чем важна первая история для понимания сказки Андерсена?

6.Физминутка.

7.Обобщение и систематизация знаний.

Давайте вспомним главных героев сказки. Подумаем, есть ли некая связь между сказочными героями и реальным миром?

- Для этого проведём небольшую исследовательскую работу.

- Посмотрите в листы исследования.

Сказочный (фантастический) мир

Реальный мир

Герой сказки

Характеристика героя

1 группа.

Задание: (Лист)

1.Прочитайте текст по ролям.

2.Подберите эпитеты к слову «ледяное сердце», запишите.

_________________________________________________________________

3.На одной половине листа нарисуйте «ледяное сердце», на другой – «горячее сердце».

Текст.

- Ай! - вскрикнул вдруг Кай. - Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!
Девочка обвила ручонкой его шею, он часто-часто моргал, но в глазу как будто ничего не было.
- Должно быть, выскочило, - сказал он. Но это было не так. Это были как раз осколки того дьявольского зеркала, о котором мы говорили вначале.
Бедняжка Кай! Теперь его сердце должно было стать как кусок льда. Боль прошла, но осколки остались.
- О чем ты плачешь? - спросил он Герду. - Мне совсем не больно! Фу, какая ты некрасивая! - вдруг крикнул он. - Вон ту розу точит червь. А та совсем кривая. Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат.
И он пнул ящик ногою и сорвал обе розы.
- Кай, что ты делаешь! - закричала Герда, а он, видя ее испуг, сорвал еще одну розу и убежал от милой маленькой Герды в свое окно.

(Выступление 1 группы).

Слайд.

Вопросы: 

- Переживает ли сказочник за Кая в момент попадания ему в глаз осколка зеркала, или ему всё равно?

- Почему автор говорит о нём «Бедняжка Кай»?

- Почему сердце, в которое попадает осколок становится ледяным (а не железным, не каменным)?

- Как понимаете эпитет «ледяное сердце»? (холодное, лишённое тепла, жизни).

- Тогда, как мы назовём сердце, способное прийти на помощь другу, умеющее сострадать? (Горячим).

- У кого из героев сказки сердце оказалось ледяным?

- А у кого горячим?

- Данная скульптура из самого необычного материала — стеклянная композиция "Сердце Снежной Королевы" в городе Дельфт (Нидерланды). 

Слайд.

- Заполним первую строку таблицы 1 и 2 столбика. (Кай - злой, дерзкий, эгоистичный).

Человек, который не видит прекрасного в людях, природе, не умеет любить, — человек с холодными чувствами, холодным сердцем.

2 группа.

Задание: (Конверт с цитатами)

1.Прочитайте текст по ролям.

2.Найдите соответствия. К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты.

Текст.

Олень опять принялся просить за Герду, а сама Герда смотрела на финку такими умоляющими, полными слез глазами, что та опять заморгала, отвела оленя в сторону и, меняя ему на голове лед, шепнула:
- Кай в самом деле у Снежной королевы, но он вполне доволен и думает, что лучше ему нигде и быть не может. Причиной же всему осколки зеркала, что сидят у него в сердце и в глазу. Их надо удалить, иначе Снежная королева, сохранит над ним свою власть.
- А не можешь ли ты дать Герде что-нибудь такое, что сделает ее сильнее всех?
- Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и звери? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу, ее сила в ее сердце, в том, что она невинный милый ребенок. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколок, то мы и подавно ей не поможем!

(Выступление 2 группы).

Слайд.

Вопросы:

- Как относится сказочник к Герде? Какие чувства к ней испытывает?

- Можно ли представить, что осколок зеркала попал бы в сердце Герды?

- Почему вы так думаете? (Её искренняя любовь и доброта не подвластны злым силам).

- А в жизни всегда так бывает? Как быть, если зло оказывается сильнее? (Нужно бороться)

- Заполним 2 строку 1 и 2 столбика таблицы. (Герда - добрая, смелая).

Тролль

«…злой-презлой, сущий дьявол…»

Снежная королева

«Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая!»

Кай

«…он сидел всё такой же неподвижный и холодный…»

Герда

«Ах, как ныли её бедные усталые ножки!»

Маленькая разбойница

«Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные…»

Принц

«… держался он вообще непринуждённо и мило …»

Принцесса

«Умница, каких свет не видывал!»

Колдунья

«… в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами…»

3 группа.

Задание: (Конверт с разрезанной картинкой)

1.Прочитайте текст по ролям.

2.Соберите картинку. Назовите героев сказки «Снежная королева».

Текст.

Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых кур. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина - Снежная королева; и шуба и шапка на ней были из снега.
- Славно проехались! - сказала она. - Но ты совсем замерз - полезай ко мне в шубу!
Посадила она мальчика в сани, завернула в свою медвежью шубу. Кай словно в снежный сугроб опустился.
- Все еще мерзнешь? - спросила она и поцеловала его в лоб.
- Мои санки! Не забудь мои санки! - спохватился он.
Санки привязали на спину одной из белых кур, и она полетела с ними за большими санями. Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних.
- Больше не буду целовать тебя, - сказала она. - Не то зацелую до смерти.
Кай взглянул на нее. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему.

(Выступление 3 группы).

Слайд.

- Заполним 3 строку 1 и 2 столбика таблицы. («Снежная королева» - безжалостная, бессердечная, бездушная).

(Коллективное заполнение таблицы. Анализ работы обучающихся в группах).

- Можно ли встретить в реальном мире людей, подобных героям сказки (прототип - первообраз, оригинал, первоначальный образец, действительное лицо)? Докажите.

8. Игра «Зеркальце».

Слайд.

- В сердце каждого человека живёт и добро, и зло. Зло несут отрицательные черты характера, с которыми человек ведет постоянную борьбу.

И вот сегодня я предлагаю, глядя в наше волшебное зеркало, назвать свою отрицательную черту, от которой вам бы хотелось избавиться. Это нелегко, но  у вас есть такое желание. Попробуем…

9. Итог урока. Рефлексия.

1).- Итак, ребята, наше путешествие по сказочной Дании подходит к концу. Пора подвести итоги.

- Для чего же, создавая  сказку «Снежная королева», Г.Х. Андерсен соединяет реальное и фантастическое? (Сказка помогает понять и увидеть в нашем, реальном мире, что зло ещё существует и с ним надо бороться, а для этого надо прежде всего изжить в себе и чёрствость, и эгоизм, и злобу, и желание посмеяться над кем – то и самим быть нравственнее, чище, добрее).

(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, и человек обязательно достигнет своей цели).

Слайд.

Не думайте, что холод длится вечность,

Его растопит теплота сердец.

Восторжествует в мире человечность,

Любовь и Доброта всему венец!

2).- «Закончи предложение, выбирая нужное слово»

10.Д/З: написать отзыв о прочитанной сказке.

Памятка №1.

1.Какое произведение понравилось?

2.Кто его автор? Кто из героев понравился? Почему?

3.Назовите положительного героя?

4.Чем понравилось это произведение?

Памятка №2

1.Какое произведение понравилось?

2.Кто его автор? Какие произведения этого же автора читал?

3.Назовите положительного героя? Какими поступками он запомнился?

4. Что бы хотели взять положительного от этого героя?

5.Чем понравилось это произведение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....