Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании Утверждена руководителем
кафедры русского языка и литературы образовательного учреждения
Заведующий кафедрой______________ ____________/_______________/
/_____________________________/ «___»_________________2018г.
«___»____________________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Литература» в 8А, 8Б, 8В классах
Составитель: Кузнецова
Людмила Николаевна,
учитель русского языка и
литературы
2018-2019 учебный год
Рабочая программа по литературе для 8А, 8Б, 8В классов составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной Программы общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику «Литература. 8 класс». Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2017
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко - культурных сведений, нравственно - эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение уч-ся вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, усвоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение общеучебными и УУД;
- использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
- установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействия образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий, организацию общественно полезной деятельности;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального направления и действия;
-социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся;
-сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие личности на основе принципов толерантности, диалога и культур и уважения его многонационального и поликультурного состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;
- развитие на основе освоения УУД мира личности обучающегося, его активной учебно – познавательной деятельности;
- достижение целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 8 классе
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 века, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
8 класс (70 часов)
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…» особенности содержания и формы народных преданий..
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации двумя плутами.
«Шемякин суд». – «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому он так и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы 18 века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе..
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблемы воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма а драматическом произведении.
Из литературы 19 века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж. –Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений),
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«К***» («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А, Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»), Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывки). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведения.
Поэзия родной природы
А.С. Пушкин «Цветы последние милей…»; «М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «поле зыблется цветами…».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы 20 века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема стихотворения, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально – биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни; Тэффи «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказах. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями – фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателе.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно – воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон – Аминадо. «Бабе лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…»
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Календарно-тематическое планирование дисциплины «Литература в 8А, 8Б, 8В классах»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | ||
Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | |||
1 четверть-18 часов Введение | 1 | |||
1 | Русская литература и история. | |||
Устное народное творчество | 3 | |||
2 | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы произведений устного народного творчества. ТЛ Народная песня, частушка (развитие представлений) | |||
3 | Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы. ТЛ Предание (развитие понятия). | |||
4 | «Выр. чт.» Чтение наизусть предания. | |||
Из древнерусской литературы | 2 | |||
5 | Развитие понятия о древнерусской литературе. Житийная литература как особый жанр. «Житие князя Александра Невского» (фрагменты). ТЛ Летопись. Древнерусская повесть. Житие как жанр литературы (начальные представления) | |||
6 | «Вн. чт.» «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. ТЛ Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления) | |||
Из литературы 18 века | 3 | |||
7 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены) Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. | |||
8 | Анализ эпизода комедии Фонвизина «Недоросль» (по выбору) ТЛ Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | |||
9 | РР Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века (на примере 1—2 произведений). | |||
Из литературы 19 века | 33 | |||
10 | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа. ТЛ Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений) | |||
11 | «Вн. чт.» И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа | |||
12 | К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы» К. Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком». ТЛ Дума (начальное представление) | |||
13 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные мотивы и темы. Особенности поэтической формы. | |||
14 | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе ранее изученного). | |||
15 | А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки) История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. | |||
16 | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои их исторические прототипы. ТЛ Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). | |||
17 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | |||
18 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. «Выр. чт.» Чтение наизусть отрывка из романа | |||
19 | 2 четверть-14 часов Пугачев и народное восстание повести и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | |||
20 | Гуманизм и историзм Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Фольклорные мотивы.1 РР Подготовка к домашнему сочинению. Анализ эпизода романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | |||
21 | А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести. Смысл названия, эпиграфов. | |||
22 | Контрольная работа по творчеству А..С. Пушкина | |||
23 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова (с обобщением ранее изученного). | |||
24 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы. | |||
25 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. ТЛ Поэма (развитие представления). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). «Выр. чт.» Чтение наизусть отрывка из поэмы. | |||
26 | РР Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: -- Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося). -- Мцыри как романтический герой. -- Природа и человек в поэме «Мцыри». | |||
27 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к историзму в художественном творчестве и в научном исследовании. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением ранее изученного). | |||
28 | Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия, способная «высмеять все дурное в России». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. ТЛ Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). | |||
29 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. | |||
30 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». «Хлестаковщина» как нравственное явление. «Выр. чт.» Чтение наизусть монолога одного из героев «Ревизора» | |||
31 | РР Особенности композиционной структуры комедии: специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»). | |||
32 | Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. | |||
33 | 3 четверть- 20 часов Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | |||
34 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города» (отрывки) как сатира на современные писателю порядки. ТЛ Гипербола. Гротеск (развитие представления). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). | |||
35 | РР Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению. | |||
36 | Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина. | |||
37 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТЛ Рассказ (развитие понятия). Художественная деталь (развитие представлений) | |||
38 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. | |||
39 | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа. ТЛ Художественная деталь. Антитеза (развитие представления). Композиция (развитие представления). Роль антитезы в композиции произведения. «Выр. чт.» Чтение наизусть отрывка из рассказа. | |||
40 | «Вн. чт.» Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». | |||
41 | «Вн. чт.» Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова. | |||
42 | А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ А.П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье. ТЛ Психологизм художественной литературы. | |||
Из литературы 20 века | 20 | |||
43 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика. | |||
44 | А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». ТЛ Сюжет и фабула | |||
45 | РР Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А. П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. | |||
46 | А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению | |||
47 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. ТЛ драматическая поэма (начальные представления) | |||
48 | РР Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина С.А. Есенина. | |||
49 | РР Подготовка к домашнему сочинению. | |||
50 | Контрольная работа по творчеству Толстого, Чехова, Бунина, Блока, Есенина | |||
51 | И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» -- воспоминание о пути к творчеству | |||
52 | «Вн. чт.» Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни». | |||
53 | 4 четверть-18 часов М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | |||
54 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | |||
55 | Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. | |||
56 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме. ТЛ Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). «Выр. чт.» Чтение наизусть отрывка из поэмы. | |||
57 | «Вн. чт.» А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа. | |||
58 | РР Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне (Исаковский, Окуджава, Фатьянов, Ошанин и др.) | |||
59 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблема рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. ТЛ Герой-повествователь (развитие представлений) | |||
60 | РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века». | |||
61 | «Вн. чт.» Русские писатели о родине, родной природе и о себе. | |||
62 | «Вн. чт.» Поэты Русского зарубежья об оставленной родине. «Выр. чт.» Чтение наизусть одного стихотворения | |||
Из зарубежной литературы | 8 | |||
63 | У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. ТЛ Конфликт как основа сюжета драматического произведения. | |||
64 | Сонеты У. Шекспира «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной...» Воспевание поэтом любви и дружбы. ТЛ Сонет как форма лирической поэзии. | |||
65 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. ТЛ Сатира (развитие понятия). | |||
66 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. ТЛ Классицизм. | |||
67 | «Вн. чт.» Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | |||
68 | «Вн. чт.» В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | |||
69 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. | |||
70 | Итоги года. Рекомендации к летнему чтению. | |||
Итого | 70 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....