Рабочие программы по литературе
рабочая программа по литературе (8, 9 класс) на тему
Рабочие программы по литературе составлены в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по учебному курсу "Литература", 7 класс | 860.28 КБ |
Рабочая программа по учебному курсу "Литература", 7 класс | 603.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 30.08.2018 № 344
протокол педсовета №1 от 30. 08.2018
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литература»
7 класс
Составитель: Муслимова И.Г.,
учитель русского языка и литературы
г. Нижневартовск
2018 год
Содержание
Пояснительная записка.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;
2. Содержание учебного предмета, курса;
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, авторской программы Г.С. Меркина, С.А.Зинина. / Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы.- М.: Русское слово, 2011 год.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются: - формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении; - воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина; - создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии; - формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; - постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; - поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; - овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; - овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); - использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Роль курса литературы. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт
коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». В соответствии с целями и требованиями ФГОС курс литературы направлен на формирование у обучающихся - личностных - метапредметных и - предметных результатов.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Данная программа реализуется в течение одного учебного года. На изучение литературы в 7 классе отводится 68 часов в год (34 учебных недели по 2 часа в неделю).
1. Планируемые результаты обучения.
Личностными результатами при изучении предмета «Литература» являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа)
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат:
1. Личностные универсальные учебные действия
• умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами
• знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
2. Регулятивные универсальные учебные действия
• ставить и адекватно формулировать цель деятельности
• планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее
• осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
3. Познавательные универсальные учебные действия
• формулировать проблему
• выдвигать аргументы
• строить логическую цепь рассуждения
• находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис
• осуществлять библиографический поиск
• извлекать необходимую информацию из различных источников
• определять основную и второстепенную информацию
• осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели
• применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
• перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия
• владеть всеми видами речевой деятельности
• строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми
• адекватно воспринимать устную и письменную речь
• точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме
• соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.
2. Содержание учебного предмета, курса
Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.
Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А. К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки», «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Бог, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твѐрдость духа, религиозность.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века
М. В. Ломоносов
Жизнь и судьба поэта, просветителя, учѐного. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трѐх штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М. В. Ломоносова).
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры - Москва - Германия – Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М. В. Ломоносов – учѐный-энциклопедист».
Г. Р. Державин
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г. Р. Державина в сравнении со стихотворениями М. В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть.
Д. И. Фонвизин
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и еѐ проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актѐр и режиссѐр; режиссѐр и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.
Из литературы XIX века
А. С. Пушкин
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Во глубине сибирских руд…». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном источнике и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование – дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нѐм; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
М. Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича…». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни…» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приѐмы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный приѐм; приѐм контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».
Н. В. Гоголь
Н. В. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича . авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н. В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н. В. Гоголя».
И. С. Тургенев
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность крестьян в изображении И. С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Н. А. Некрасов
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная – основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н. А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н. А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
М. Е. Салтыков Щедрин
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приѐмы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:
А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;
Н. П. Огарѐв. «Сторона моя родная…»;
И. С. Никитин. «Пахарь»;
А. Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;
А. Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;
М. Л. Михайлов. «Груня», «Те же всѐ унылые картины…» и др.
Л. Н. Толстой
Л. Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.
Н. С. Лесков
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
А. А. Фет
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
Произведения русских поэтов XIX века о России
А. С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам…».
Н. М. Языков. «Песня».
И. С. Никитин. «Русь».
А. Н. Майков. «Нива».
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…».
А. П. Чехов
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов, позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеѐтесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:
М. М. Зощенко. «Обезьяний язык»;
А. Т. Аверченко. «Открытие Америки»;
Н. А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.
Из литературы XX века
М. Горький
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной приѐм раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и еѐ роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, приѐм контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».
И. А. Бунин
Стихотворение «Догорал апрельский светлый вечер…». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А. И. Куприн
Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» - по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.
В. В. Маяковский
Стихотворение «Необыкновенное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приѐмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
Развитие речи: выразительное чтение.
С. А. Есенин
Стихотворения: «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
И. С. Шмелѐв
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М. М. Пришвин.
«Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К. Г. Паустовский
Повесть «Мещѐрская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н. А. Заболоцкий
Стихотворение «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
А. Т. Твардовский
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями…» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни…». Поэма «Василий Тѐркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики и эпоса А. Т. Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:
А. А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алѐша, дороги Смоленщины…»;
А. А. Суриков. «В землянке»;
М. В. Исаковский. «Огонѐк», «Ой, туманы мои…» и др.
Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны
Н. П. Майоров. «Творчество»;
Б. А. Богатков. «Повестка»;
М. Джалиль. «Последняя песня»;
Вс. Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов – участников войны.
Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке».
Б. Л. Васильев
Рассказ «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачения равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В. М. Шукшин
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В. М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Теория литературы: способы создания характера.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В. М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссѐр, актѐр).
Краеведение: Сростки – малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности: день В. М. Шукшина в школе.
Русские поэты XX века о России
А. А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно…»
М. И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою…»
Я. В. Смеляков. «История».
А. И. Фатьянов. «Давно мы дома не были…»
А. Я. Яшин. «Не разучился ль…»
А. А. Вознесенский. «Муромский сруб».
А. Д. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи: развѐрнутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь – так теперь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твѐрдая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Р. Бѐрнс
Краткие сведения о авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» - по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
Р. Л. Стивенсон
Краткие сведения о авторе. Роман «Остров сокровищ» (третья часть, «Мои приключения на суше»). Приѐмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С. Я. Маршак - переводчик».
Мацуо Басѐ
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Теория литературы: хокку (хайку).
Развитие речи: попытка сочинительства.
А. де Сент-Экзюпери
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Линия», «Самолѐт», «Самолѐт и планета», сказка «Маленький принц» - по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.
Связь с другими искусствами: сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «маленького принца».
Я. Купала
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идѐт?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский – переводчики Я. Купалы.
Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.
Для заучивания наизусть
М. В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия…» (отрывок).
Г. Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).
А. С. Пушкин. 1-2 стихотворения.
М. Ю. Лермонтов. «Родина».
Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).
А. А. Фет. Стихотворение – по выбору.
С. А. Есенин. Стихотворение – по выбору.
Из стихов о России поэтов XIX века. 1-2 – по выбору.
Н. А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться... »
А. Т. Твардовский. «На дне моей жизни…»
У. Шекспир. Один сонет – по выбору.
3. Календарно-тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности
№ | Дата | Тема урока | Часы | Виды деятельности | |
1 | План | Факт | Введение. Знакомство со структурой и особенностями учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма). | 1 | Работа с учебной хрестоматией |
1 не д | |||||
Из устного народного творчества 4 ч | |||||
2 | 1 нед. | Эпические жанры в фольклоре. Былина «Святогор и Микула Селянинович». | 1 | Работа с учебником, ответы на вопросы, выразительное чтение, словарная работа. | |
3 | 2 нед | Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 1 | Выразительное чтение, монологическое высказывание, участие в беседе. | |
4 | 2 нед | Образы былинных богатырей в произведениях литературы, живописи, музыки. Подготовка к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | 1 | Работа с иллюстрациями, составление плана высказывания, словарная работа. | |
5 | 3 нед | Русские народные песни. Многообразие песенных жанров в фольклоре (обрядовые, лирические, лироэпические песни). | 1 | Работа с книгой, выразительное чтение, участие в беседе. | |
Из древнерусской литературы 3 ч |
| |||||||
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 30.08.2017 № 344
протокол педсовета №1 от 30.08.2018
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «Литература»
8 класс
Составитель: Муслимова И.Г.,
учитель русского языка
и литературы
г. Нижневартовск
2018 год
Содержание
Пояснительная записка.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Пояснительная записка
Программа по предмету « Русский язык» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе к УМК для 8 класса Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.
Данная программа нацелена на формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанной на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (УУД) (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место предмета в учебном плане. Учебный план МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе в количестве 2 часов в неделю, 68 часов в год.
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты обучения:
— формировать понимание важности процесса обучения;
— формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
— формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
— формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
— формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;
— совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
— развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;
— формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
— формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
— развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
— развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
— развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
— развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.
Метапредметные результаты обучения:
— формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
— формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
— развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
— формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
— формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;
— развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
— совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;
— развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
— формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
— формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;
— развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;
— совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
— развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.
Предметные результаты обучения:
— воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;
— совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
— способствовать совершенствованию читательского опыта;
— совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому чтению;
— совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
— развивать интерес к творчеству;
— развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
— развивать навыки характеристики и анализа текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
— развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
— формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
— формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.
Содержание учебного предмета
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житий-ной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы XIX века
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое».
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и в дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза ».
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».
Н.М. Языков. «Пловец», «Родина».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).
История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А.А. Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:
Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;
П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л. Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из литературы XX века
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; че¬ловек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
М.В. Исаковский
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;
Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»;
В.В. Хлебников. «Мне мало нужно…»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля…»;
B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Для заучивания наизусть
Г.Р. Державин. «Памятник».
В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок).
А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (монолог).
Н.А. Некрасов. «Тройка».
А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы…»
В.В. Маяковский. Стихотворение — по выбору.
Н.А. Заболоцкий. Стихотворение — по выбору. А.Т. Твардовский. «За далью — даль» (отрывок).
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
«В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты ночка, ты ноченька темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Кошка и Соловей ». В.А. Жуковский. «Кубок». К.Ф. Рылеев. «Державин». П.А. Вяземский. «Тройка».
Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок…», «Муза».
А.С. Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»
М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад». Н.В. Гоголь. «Портрет».
И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».
Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Дедушка».
А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…», «Буря на небе вечернем…», «Я жду… Соловьиное эхо». Л.Н. Толстой. «Холстомер».
Из литературы XX века
М. Горький. «Сказки об Италии».
А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом…», «Проводила друга до передней…». М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года». С.А. Есенин. «Письмо матери». Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»
A.Грин. «Бегущая по волнам».
В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель». Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Лида».
B.Шаламов. «Детский сад».
В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки». В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Чтение наизусть | Тесты | РР |
1 | Введение | 1 | |||
2 | Устное народное творчество | 3 | |||
3 | Древнерусская литература | 3 | |||
4 | Литература ХVIII века | 5 | 1 | 1 | |
5 | Литература ХIХ века | 34 | 5 | 4 | 4 |
6 | Литература ХХ века | 15 | 3 | 2 | 3 |
7 | Зарубежная литература | 5 | 1 | 1 | |
8 | Промежуточные аттестации | 2 | |||
Итого | 68 | 9 | 6 | 9 |
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Дата проведения | Кол-во часов | Раздел, название темы | Основные виды учебной деятельности | |
план | факт | ||||
1 | Сентябрь 1 нед | 1 | Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. | Работа с учебником, словарями различных типов | |
2-3 | 1 нед 2 нед | 2 | 1.Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета». 2. «Солдаты освобождают Смоленск». Средства выразительности в исторической песне. | Работа с учебником, определение темы и идеи произведения | |
4 | 2 нед | 1 | «Житие Сергия Радонежского» Тема добра и зла. Глубина представлений о человеке. | Работа с учебником, исследовательская работа с текстом, умение определять тему и идею произведения | |
5 | 3 нед | 1 | «Слово о погибели русской земли». Из «Жития Александра Невского». Основные нравственные проблемы житийной литературы, тематическое многообразие | Лексическая и исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрациями | |
6 | 3 нед | 1 | Вн. чт. «Житие Феодосия Тотемского» | Исследовательская работа с текстом, с иллюстрациями. | |
7 | 4 нед | 1 | Г. Р. Державин. Поэт и государственный чиновник. Стихотворения «Памятник», «Вельможа» | Исследовательская работа с текстом, Работа с учебником | |
8 | 4 нед | 1 | Основные вехи биографии Н.М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза» | Доклады, работа с текстом. | |
9 | 28. 09 3.10 | 1 | Повесть Карамзина «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность, основная проблематика и тематика. | Формирование навыка анализа эпического произведения. Исследовательская работа | |
10 | Октябрь | 1 | Р/Р Сочинение по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» | Написание творческой работы | |
11 | 2нед | 1 | Поэты пушкинского круга. В. А. Жуковский. Основные темы и мотивы творчества «Лесной царь» | Составление вопросов к статье учебника, беседа | |
12 | 3 нед | 1 | В.А. Жуковский. Основные темы и мотивы творчества. «Море». «Невыразимое», «Сельское кладбище» | Исследовательская работа с текстом, определение темы и идеи произведения | |
13 | 3 нед | 1 | К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мой гений». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» | Анализ стихотворения по плану | |
14 | 4 нед | 1 | Е.А. Баратынский «Чудный град порой сольётся» А.А. Дельвиг «Русская песня». Основные темы и мотивы творчества | Работа с текстом, анализ стихотворений по плану | |
15 | 4 нед | 1 | Н.М. Языков «Пловец», «Родина» | Работа с текстом, анализ стихотворений по плану | |
16 | 5 нед | 1 | Вн. чт. Стихотворения поэтов пушкинской поры | Ответы на вопросы, определение темы и идеи произведения | |
17 | 5 нед | 1 | Тематическое богатство поэзии Пушкина. «И.И. Пущину» | Ответы на вопросы, анализ лирического произведения | |
18 | Ноябрь 1нед | 1 | Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «19октября 1825 года. | Исследовательская работа с текстом, беседа | |
19 | 1 нед | 1 | А.С. Пушкин. «Пиковая дама», «Маленькие трагедии». Обзор. | Сообщения, самостоятельная исследовательская работа с текстами | |
20 | 2 нед | 1 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Тема семейной чести в романе | Сообщения, цитатный план, ответы на вопросы | |
21 22 | 2 нед 3 нед | 2 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой» | Исследовательская работа с текстом, цитатный план | |
23 24 | 3нед Декабрь 1нед | 2 | Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе | Формирование навыка анализа эпического произведения, работа с иллюстрациями | |
25 | 1 нед | 1 | Р/Р А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» Проблематика, система образов. Подготовка к написанию сочинения | Работа с текстом произведения и критическими статьями | |
26 | 2 нед | 1 | Р/Р. Сочинение по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Цитирование | |
27 | 2 нед | 1 | «Адресаты лирики А.С. Пушкина» | Самостоятельный анализ поэтического текста | |
28 29 | 3 нед 3 нед | 2 | 1.Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова Особенности композиции поэмы «Мцыри». 2.Смысл эпиграфа к поэме. Художественная идея поэмы Лермонтова. | Составление тезисного плана статьи учебника, отбор материала, Сообщения, беседа | |
30 | 4 нед | 1 | Р/Р Устное сочинение по произведению М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | Анализ ответов уч-ся | |
31 | 4нед | 1 | Промежуточная аттестация | ||
32 | 5 нед | 1 | М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта» История написания. Тема и проблемы | Исследовательская работа с текстом, анализ художественного текста | |
33 | Январь 2нед | 1 | Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. | Исследовательская работа с текстом | |
34 | 2нед | 1 | Н.В. Гоголь. «Ревизор» Город в комедии. Чиновники города | Исследовательская работа с текстом, монологические ответы на вопросы | |
35 | 3нед | 1 | Хлестаков и городничий. Хлестаков и чиновники. Немая сцена. | Цитатный план рассказа о герое, пересказ | |
36 | 3нед | 1 | «Ревизор» Основной конфликт пьесы и способы его разрешения | Беседа, выявление художественной идеи комедии | |
37 | 4нед | 1 | Р/Р Сочинение по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор» | Самостоятельная работа | |
38 | 4нед | 1 | Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Петербургские повести» | Работа с текстом произведения | |
39 | Февраль 1нед | 1 | Основные вехи биографии И.С. Тургенева. История создания повести «Ася» | Исследовательская работа с текстом произведения, презентация | |
40 | 1нед | 1 | Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси. | Составление цитатного портрета героя, лексическая работа, дискуссия | |
41 | 2нед | 1 | Отзыв на произведение. Письменная характеристика героя.(по выбору) | Самостоятельная работа | |
42 | 2нед | 1 | Вн. чт. И.С. Тургенев. «Первая любовь» | Устная характеристика героя, самостоятельная исследовательская работа с текстом. | |
43 | 3нед | 1 | Основные вехи биографии Н. А. Некрасова. «Внимая ужасам войны», «Зелёный шум» | Рассказ о поэте (презентация), исследовательская работа с текстом. | |
44 | 3нед | 1 | А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в стихотворениях «Учись у них: у дуба, у берёзы…», «Целый мир от красоты…» | Исследовательская работа с текстом. | |
45 | 4нед | 1 | Р/Р. « Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века | Исследовательская работа с текстом, анализ лирического произведения | |
46 | 4нед | 1 | А.Н. Островский. Пьеса – сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. | Исследовательская работа с текстом, выявление сходства сюжета и композиции пьесы и волшебной сказки | |
47 | Март 1нед | 1 | Особенности конфликта пьесы-сказки «Снегурочка». Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского. | Работа со статьей учебника, лексическая работа, сообщения о героях | |
48 | 1нед | 1 | Л.Н. Толстой. Вехи биографии. «Отрочество» (главы из повести) | Работа со статьей учебника, лексическая работа | |
49 | 2нед | 1 | Л.Н. Толстой. «После бала». Нравственность, чувство долга, активный и пассивный протест – основные мотивы рассказа | Исследовательская работа с текстом, ответы на вопросы | |
50 | 2нед | 1 | Вн. чт. Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат» | Самостоятельная исследовательская работа с текстом | |
51 | 3нед | 1 | М. Горький. Основные вехи биографии писателя Рассказ «Макар Чудра» | Работа со статьей учебника, иллюстрациями, исследовательская работа с текстом | |
52 | 3нед | 1 | М. Горький «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика | Исследовательская работа с текстом. Лексическая работа | |
53 | 4нед | 1 | В.В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Хорошее отношение к лошадям» | Беседа, исследовательская работа с текстом | |
54 | 4нед | 1 | Н.А. Теффи. М.М. Зощенко «Свои и чужие», «Обезьяний язык». Художественное своеобразие рассказов. | Составление таблицы, сообщения, лексическая работа | |
55 | Апрель | 1 | С.А. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…». | Исследовательская работа, анализ поэтического текста | |
56 | 1нед | 1 | Л.Б. Пастернак. Во всём мне хочется дойти…» | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа | |
57 | 2нед | 1 | Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. «Яне ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» | Исследовательская работа с текстом, сообщения, беседа | |
58 | 2нед | 1 | М.В. Исаковский. Стихотворения «Враги сожгли родную хату», «Катюша», «Три ровесницы» | Исследовательская работа с текстом, анализ лирического произведения | |
59 60 | 3нед 3нед | 2 | 1.В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» 2.Проблема нравственной памяти в рассказе. | Работа с учебником, художественный пересказ, ответы на вопросы | |
61 | 4нед | 1 | Вн. чт. В.П. Астафьев. «Последний поклон» | Исследовательская работа с текстом | |
62 | 4нед | 1 | Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью – даль» | Работа с текстом, характеристика героев. Работа с иллюстрациями к произведению | |
63 64 | Май 1нед | 2 | 1.В.Г. Распутин. Основные вехи биографии. Центральный конфликт и основные образы повествования. 2.Взгляд на вопросы сострадания, справедливости. | Исследовательская работа с текстом, ответы на вопросы | |
65 | 2нед | 1 | Сочинение - рассуждение на тему «Мотивы милосердия в повести Распутина «Уроки французского» | Самостоятельная работа | |
66 67 | 2нед 3нед | 2 | 1.У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». 2.Пьеса о вечных темах жизни, смерти, любви, проблемах отцов и детей. | Слайдовая презентация, устные сообщения | |
68 | 3нед | 1 | М. Сервантес. «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Список литературы на лето. | Работа с текстом, чтение по ролям, выборочное чтение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...