Рабочая программа по литературе 8 класс.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 имени С.И. Руденко посёлка Монино
Щёлковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 2
им. С.И. Руденко
п. Монино ЩМР МО
_____________Т.Г. Ковалева
«_____» __________2018 г.
Рабочая программа
по литературе
(базовый уровень)
Класс 8
Составитель:
Булахтина Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2018 г.
Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 2 им. С.И. Руденко, авторской программой по литературе авторов: В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, (Издательство «Просвещение», 2015г.)
Учебник для образовательных организаций в двух частях под редакцией В.Я. Коровиной, (Москва «Просвещение»)
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
-смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты обучения:
Ученик научится:
-понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
-понимать духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;
-формировать собственное отношение к произведениям литературы;
-уметь интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
понимать авторскую позицию и свое отношение к ней.
Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров;
- уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
-понимать образную природу литературы как явление словесного искусства;
-понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета.
Введение -1ч.
Литература и история.
Устное народное творчество -2ч.
Исторические и лирические народные песни. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Частушки, предания.
Из древнерусской литературы -2ч.
Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбости благородного и великого князя Александра Невского».
«Шемякин суд».
Из литературы XVIII века -2ч.
Н.М. Карамзин
«Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. События и характеры героев.
Из литературы XIX века -36ч.
И.А. Крылов
Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.
К.Ф. Рылеев
Дума «Смерть Ермака». Связь с русской историей.
А. С. Пушкин
«История Пугачевского бунта». «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Жанровое своеобразие. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Пугачев и народ в повести. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и к народному восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Средства характеристики героев повести. Смысл названия повести. Роль эпиграфов.
М.Ю. Лермонтов
«Мцыри». Идейное содержание поэмы.
Н.В. Гоголь
«Ревизор». История создания комедии. Приемы сатирического изображения. Мастерство композиции и речевых характеристик. Хлестаков и хлестаковщина. Значение авторских ремарок. Особенности композиционной структуры. «Ревизор» в театре и в кино.
И.С. Тургенев
«Ася». Особенности историзма. Характеристика героев повести. Повесть «Ася» в русской критике. Образ «тургеневской девушки».
М.Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города». Сатирическая направленность.
Н.С.Лесков
Нравственные проблемы в рассказе в «Старый гений».
Л.Н. Толстой
«После бала». История создания. Художественное своеобразие. Контраст как основной художественный прием рассказа. Социально-нравственные проблемы. Моральная ответственность человека за происходящее.
А.П. Чехов
«О любви» — рассказ об упущенном счастье.
Из литературы XX века -20ч.
И.А. Бунин
Проблему счастья в рассказе «Кавказ».
А.И. Куприн
Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».
М. Горький
«Челкаш» - романтическое произведение. Герои и их судьбы.
А.А. Блок
Историческая тема в творчестве Блока. Цикл стихотворений «На поле Куликовом».
С.А. Есенин
Поэма «Пугачев». М.А. Осоргин. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики.
И.С. Шмелёв
«Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.
Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.
Тэффи. «Жизнь и воротник».
М. Зощенко. «История болезни».
А.Т. Твардовский
«Василий Теркин». Герой и автор поэмы.
А.П. Платонов
«Возвращение». Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».
Лирика русских поэтов о родине, родной природе.
Из зарубежной литературы-4ч.
У. Шекспир
«Ромео и Джульетта». Проблемы трагедии.
Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
В. Скотт «Айвенго»
Итоговые уроки-3ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Введение -1ч. | |||
1 | Введение. Русская литература и история. | 03.09-07.09 | |
Устное народное творчество -2ч. | |||
2 | Исторические и лирические песни как жанр устного народного творчества. | 03.09-07.09 | |
3 Вн. чт. | Частушки и предания. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». | 10.09-14.09 | |
Из древнерусской литературы -2ч. | |||
4 | Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». | 10.09-14.09 | |
5 | «Повесть о Шемякином суде». | 17.09-21.09 | |
Из русской литературы XVIII века- 2ч. | |||
6 | Н.М. Карамзин. Рассказ о писателе. | 17.09-21.09 | |
7 | Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. | 24.09-28.09 | |
Из русской литературы XIX века-36 ч. | |||
8 | И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен. | 24.09-28.09 | |
9 | К.Ф. Рылеев. Краткий рассказ о поэте. Дума «Смерть Ермака». | 01.10-05.10 | |
10 Вн. чт. | Выразительное чтение наизусть басни или отрывка из думы. Р. Шекли «Абсолютное оружие». | 01.10-05.10 | |
11 | А.С. Пушкин «История Пугачёвского бунта». | 08.10-12.10 | |
12 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка» . Историческая основа повести. | 08.10-12.10 | |
13 | Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. | 15.10-19.10 | |
14 | Маша Миронова, её душевная стойкость и нравственная красота. Отношение к народному восстанию. | 15.10-19.10 | |
15 | Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. | 22.10-26.10 | |
16 | Средства характеристики героев повести. Смысл названия повести. | 22.10-26.10 | |
17 р/р | Подготовка к сочинению-рассуждению по повести «Капитанская дочка». План сочинения. | 05.11-09.11 | |
18 Вн. чт. | Сочинение-рассуждение по повести «Капитанская дочка». | 05.11-09.11 | |
19 | Анализ письменных работ. М.Ю. Лермонтов. | 12.11-16.11 | |
20 | Поэма «Мцыри». | 12.11-16.11 | |
21 | Изображение свободолюбивой личности в поэме «Мцыри». | 19.11-23.11 | |
22 | Идейное содержание поэмы. | 19.11-23.11 | |
23 р/р | Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | 26.11-30.11 | |
24 Вн. чт. | Анализ письменных работ. М.Ю. Лермонтов «Боярин Орша», «Маскарад».
| 26.11-30.11 | |
25 | Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор» . История создания комедии. | 03.12-07.12 | |
26 | Мастерство композиции и речевых характеристик. | 03.12-07.12 | |
27 | Знакомство с Хлестаковым (действие 2). | 10.12-14.12 | |
28 | Хлестаков и хлестаковщина (действие 3). Значение авторских ремарок. | 10.12-14.12 | |
29 | Хлестаковщина в действии (действие 4). | 17.12-21.12 | |
30 | Особенности композиционной структуры. Работа над действием 5. | 17.12-21.12 | |
31 | «Смех – единственное, честное, благородное лицо» в комедии. | 24.12-28.12 | |
32 р/р | Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». | 24.12-28.12 | |
33 Вн. чт. | Анализ письменных работ. Н.В. Гоголь «Петербургские повести», «Женитьба». | 14.01-18.01 | |
34 | И.С. Тургенев. Повесть «Ася». Особенности историзма. | 14.01-18.01 | |
35 | Повесть «Ася» в русской критике. | 21.01-25.01 | |
36 р/р | Письменная характеристика одного из героев повести «Ася». | 21.01-25.01 | |
37 | Анализ письменных работ. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» . | 28.01-01.02 | |
38 | Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений». | 28.01-01.02 | |
39 | Л.Н. Толстой «После бала». | 04.02-08.02 | |
40 | Л.Н. Толстой «После бала». Социально-нравственные проблемы. | 04.02-08.02 | |
41 р/р | Сочинение - сравнительная характеристика по рассказу «После бала». | 11.02-15.02 | |
42 р/р | Анализ письменных работ. Поэзия родной природы. Русские поэты о родном крае и его природе. | 11.02-15.02 | |
43 | А.П. Чехов. «О любви» - рассказ об упущенном счастье. | 18.02-22.02 | |
Из русской литературы XX века-20 ч. | |||
44 | И.А. Бунин. Проблема счастья в рассказе «Кавказ». Стихотворения И.А. Бунина. | 18.02-22.02 | |
45 | А.И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | 26.02-01.03 | |
46 | М. Горький. «Челкаш» - романтическое произведение. Герои и их судьбы. | 26.02-01.03 | |
47 Вн. чт. | М. Горький «Мои университеты», «Сказки об Италии». | 04.03-07.03 | |
48 | Р. Брэдбери «Улыбка». | 04.03-07.03 | |
49 | А.А. Блок. Историческая тема в творчестве Блока. Цикл стихотворений «На поле Куликовом». | 11.03-16.03 | |
50 р/р | Выразительное чтение наизусть стихотворения А.А. Блока «Россия». | 11.03-16.03 | |
51 | С.А. Есенин. Поэма «Пугачёв». | 18.03-22.03 | |
52 | М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики. И.С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. И.С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | 18.03-22.03 | |
53 | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Н. Тэффи «Жизнь и воротник». | 01.04-05.04 | |
54 | М.М. Зощенко. Юмористические и сатирические рассказы писателя. «История болезни». | 01.04-05.04 | |
55 | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». | 08.04-12.04 | |
56 | Выразительное чтение наизусть главы «Переправа». Герой и автор поэмы. | 08.04-12.04 | |
57 р/р | Стихи и песни русских поэтов о Великой Отечественной войне. | 15.04-19.04 | |
58 | А.П. Платонов «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа. | 15.04-19.04 | |
59 Вн. чт. | А.С. Грин «Алые паруса». | 22.04-26.04 | |
60р/р | Отзыв на прочитанную книгу. | 22.04-26.04 | |
61 | Анализ письменных работ. В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». | 29.04-08.05 | |
62 Вн. чт. | К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». | 29.04-08.05 | |
63 р/р | Лирика русских поэтов о родине, родной природе и о себе. Ф. Искандер «Возмездие». | 29.04-08.05 | |
Зарубежная литература- 4ч. | |||
64 | У. Шекспир. | 29.04-08.05 | |
65 | У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Проблемы трагедии. | 13.05-17.05 | |
66 | Д. Свифт «Путешествия Гулливера». | 13.05-17.05 | |
67 | В. Скотт. Роман «Айвенго» (чтение и обсуждение отдельных глав). | 20.05-24.05 | |
Итоговые уроки-3ч. | |||
68 | Итоговая контрольная работа по литературе за курс 8 класса. | 20.05-24.05 | |
69 | Анализ контрольной работы. | 27.05-31.05 | |
70 | Обобщающий урок по курсу литературы 8 класса. Список литературы для 9 класса. | 27.05-31.05 |
КОРРЕКЦИОННЫЙ ЛИСТ
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания ШМО № ___ от «__» _____ 2018г. Руководитель ШМО ________ (Шильнов А.А.) | СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по УВР _____________ (Лугина А. А.) «____» ___________ 2018 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....