В гостях у сказки (интегрированный урок математики, русского языка и литературы в 5 классе, повторение тем «Действия с натуральными числами», «Лексика», «Устное народное творчество»)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_skazki.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное образование - сложное и многогранное общественное явление. Это целостная система форм педагогической деятельности, ориентированной на социальный заказ, социальные потребности гражданского общества.
Наиболее важные задачи в социокультурной сфере общества –
- усвоение и переработка информации, знаний и социального опыта,
- соблюдение духовно-нравственной преемственности поколений,
- социализация личности,
- накопление ею интеллектуального, физического и профессионального потенциала и т.д.
Социализация образования позволяет преодолевать разобщенность, поляризацию взаимосвязанных компонентов культуры: естественнонаучного, технико-технологического и социально-гуманистического.
В эпицентре социализации образования находится стремление помочь человеку найти действительно адекватное приложение душевных сил, личностного, эмоционального потенциала, творческого начала.
Предлагаемая Вашему вниманию разработка интегрированного урока математики, русского языка и литературы в 5 классе была создана с целью показать учащимся неразрывное единство школьных предметов, помочь им освоить различные способы усвоения и переработки информации, подчас полярно различающейся по способам подачи.
В гостях у сказки
(интегрированный урок математики, русского языка и литературы в 5 классе, повторение тем «Действия с натуральными числами», «Лексика», «Устное народное творчество»)
ГБОУ гимназия № 107 Выборгского района,
Волобуева Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Мамаева Татьяна Анатольевна, учитель математики высшей категории
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания по указанным темам
- сформировать у учащихся представление о взаимосвязи предметов школьного курса
- формировать умение работать в группе
- создать условия для формирования интереса к изучению различных предметов школьного курса
Ход урока:
- Организационный момент: приветствие, сообщение целей урока учащимся, деление на группы, выдача маршрутных листов.
- Игра по станциям (4 станции по 8 минут, в рамках каждой консультанты-восьмиклассники дают задание по литературе, по русскому языку и по математике, за успешно выполненные задания – жетоны)
- Деревня Гусево-Лебедево (консультант – девочка в русском костюме, выглядывает из «печки»). Чтобы поесть «пирожков», надо
- Решить задачу (см. приложение 1)
- Отгадать загадки-омонимы (см. приложение 2)
- Сочинить стихотворение с заданными рифмами (см. приложение 3)
- Лягушкино болото (девочка-консультант в короне и зеленых перчатках ) Чтобы получить «стрелу», надо
- Решить примеры (см. приложение 1)
- Отредактировать текст (см. приложение 2)
- Найти и подчеркнуть постоянные эпитеты в тексте (см. приложение 3)
- Коттеджный поселок «Теремок» (консультант - охранник-волк ) Чтобы получить «ключик», надо
- Расставить порядок действий (см. приложение 1)
- Игра «Кто больше придумает антонимов к заданному слову» (см. приложение 2)
- Игра «Узнай героя сказки» (см. приложение 3)
- Станция Колобково (девочка-консультант в костюме лисы ) Чтобы получить «колобок», надо
- Придумать задачу по схеме (см. приложение 1)
- Произвести грамматические разборы (см. приложение 2)
- Решить ребусы (см. приложение 3)
- Подведение итогов: консультанты подсчитывают количество жетонов, заработанных каждой группой в ходе игры. Награждение победителей, рефлексия.
Приложение 1.
Задачи к станции «Гусево-Лебедево»
Сестрица Аленушка и братец Иванушка убегали от гусей-лебедей. На пути им встретилась яблонька, на которой росло 14 яблочек. «Яблонька, яблонька, спаси нас от гусей-лебедей, они хотят нас поймать и отнести к Бабе-Яге», – говорит Аленушка. А яблонька отвечает: «Съешьте моих яблочек, и я вас спрячу под своими ветками». Дети согласились. Иванушка съел 1/7 всех яблок, а Аленушка в 2 раза больше. Сколько яблочек осталось на яблоньке?
Ответ. 8 яблок.
Добежала Аленушка с братцем Иванушкой до печки и попросила у нее помощи: «Печенька, матушка, спрячь нас!» А печь отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу». Девочка съела пирожок и залезла в печь со своим братцем: гуси пролетели мимо. Вылезла Аленушка из печки, взяла Иванушку на руки и пустилась домой во весь дух со скоростью 5 км/ч, да так и бежала 60 минут. Увидали гуси сестрицу Аленушку с братцем Иванушкой и полетели, когда расстояние между ними было 2 км, со скоростью 6800 м/ч. Догонят ли гуси Аленушку с братцем Иванушкой?
О т в е т. Не догонят. Останется 200 м.
Бросилась Аленушка искать братца Иванушку. До домика Бабы-Яги было 32 км. От родительского дома до печки было столько же, сколько от печки до яблоньки, и на 2 км меньше, чем от яблоньки до речки с кисельными берегами. Сколько километров было от речки до избушки Бабы-Яги, если от печки до яблоньки было 7 км?
Ответ. 8 км
Гуси-Лебеди пролетели расстояние от дома Аленушки до домика Бабы-Яги за 3 часа со скоростью 120 м\мин. За сколько времени пробежит это расстояние Аленушка, если она будет бежать со скоростью 90 м\мин?
Ответ. 4 часа
Задания к станции «Лягушкино болото»
(9*20 + 60) : 4 – 16 – 4 * ( 20: 5) Ответ: 28
490 : 7 + ( 57 + 7) : 8 * 2 – 3 * (26 – 6) Ответ: 26
((81 : 3 + 3) * 150 – 1500) :30 Ответ: 100
Задания к станции «Теремок»
1000 – (561 – 279 * 0) : 561 + (639 – 639) * 9614
(28 * 1 – 28 : 1) : 1240 + (1 * 97 – 90) : 1 – 382 : 382
Задания к станции «Колобково»
Приложение 2.
- Загадки на омонимы (деревня Гусево-Лебедево)
Может хоть потоп устроить,
Хоть в стакан воды налить,
Стоэтажный дом построить,
И состав остановить. (кран)
Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой. (ручка)
Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь. (лук)
Летом зеленел на грядке,
Наземь осенью упал,
Есть и в книжке, и в тетрадке,
Даже музыку писал. (лист)
Без нее машину сложно
От машины отличить,
И ее, вдобавок, можно,
От конверта отмочить. (марка)
Без него не сшить нам шубу,
Пламя в кузне не раздуть,
Скачут белки в нем по дубу,
Мы ж берем, как флягу, в путь. (мех)
В дневнике он – огорченье,
Стыд, позор ученика,
А козе на приключенья
Не дает сбежать с лужка. (кол)
Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только
Быстро куртку застегнуть. (молния)
Знает скотовод бывалый,
И девчонка, и река,
Что бывает из металла,
Из волос, и из песка. (коса)
Не боится бегемота,
Но боится он лису.
На него идет охота
И в трамвае, и в лесу. (заяц)
В них духи храниться рады,
И пилюлям место есть,
А в стакане лимонада
Их так много, что не счесть. (пузырьки)
Есть он в двадцати полушках,
Маленьком земли клочке,
Есть на мордочке у хрюшки,
В кассе, в банке, в кошельке. (пятачок)
Может напоить водою,
Может гайку отвинтить,
А еще замок откроет,
Чтоб хозяев в дом впустить. (ключ)
Всяк рыбак о ней судачит
С рыбаками у костра,
В домино же это значит,
Что закончилась игра. (рыба)
Мы над нею руки моем
И посуду губкой трем,
А когда ее откроем,
То жемчужину найдем. (раковина)
В ней и крот и лис жить хочет,
Мышка свой хранит запас,
А она зачем-то ночью
К нам в курятник забралась. (норка)
В них листочки спят на ветке,
Чтоб весной раскрыться вновь,
И они же в человеке
Чистят и фильтруют кровь. (почки)
Кто на птичий двор нагрянет
Поживиться петушком
И охотника обманет,
Но не сладит с грибником? (лисичка)
На полу она – о, ужас! –
Дамы молят им помочь,
А, включив компьютер, тут же
Подружиться с ней не прочь. (мышка)
Он и серп – совсем не братцы,
Чуть похожи, что с того?
Календарь вместит двенадцать,
Небо только одного. (месяц)
То она одна вторая,
То три пятых, то ее
Барабанщик отбивает,
То стреляет ей ружье. (дробь)
- Отредактировать текст (Лягушкино болото)
В царстве с..нонимов беда - утащил Кощей Бе..мертный Василису Пр..крас..ную и заточил в башне. Башня высокая, даже выглянуть страшно! Но Василиса надеется, что Иван-царевич придет за ней, не выходить же замуж за постылого Кощея!
Вот избушка Бабы-Яги. Вышла она и г..в..рит: «Дам я тебе, царевич, клубок, он дорогу укаж..т - но с условием! Придумай мне 3 синонима к слову «храбрый».
__________________________________________________________________________
«Что ж, - взд..хнула Баба - Яга,- молодец, справ..лся с заданием. Придет..ся тебе дать волшебный клубок. Иди за ним, милок, никуда не сворачивай!»
Добрался Иван-царевич до замка, к нему сам Кощей выход..т и говорит: «За Василисой пр..шел? Выкуп плати! Придумай мне 4 с..нонима к слову «страшный», тогда отдам тебе невесту твою
__________________________________________________________________________
Пр..думал Иванушка с..ноним, а Кощей х..хочет: «Обманул я тебя, так просто не отдам Василису. Теперь она моя невеста».
Услыш..ла этот разговор Василиса и подослала к Ивану-царевичу зак..лдованную муху. Подл..тела муха к Ивану и жужжит в самое ухо: «Подбери 4 с..нонима к слову «злой», тогда чары Кощея рассеются и Василиса освободится».
Так и случилось. Подобрал Иванушка синонимы
_______________________________________________________________________, чары рассеялись.
- Кто больше придумает антонимов (Коттеджный поселок «Теремок»), называющих черты характера (добрый – злой и т.п.)
- Грамматические разборы (станция Колобково): Сказка ложь1, да в ней намек, добрым молодцам2 урок4
Приложение 3.
- Сочинить стихотворение по заданным рифмам: дружков – пирожков, съели – полетели
- Подчеркнуть постоянные эпитеты:
Позвал однажды царь сыновей и говорит им:
— Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!
— За кого же нам, батюшка, посвататься?
— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.
Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка...
- Викторина
- Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)
- Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла)
- От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя)
- Кто с кем такой дележ устраивал: “Твои ввершки, а мои корешки” (Мужик с медведем в сказке “Мужик и медведь”.)
- Какого героя провели на пирожках? (Медведь из сказки “Маша и медведь”.)
- Кто варил кашу, используя ум и смекалку? (Солдат в сказке “Каша из топора”.)
- Какими словами начинаются русские сказки? (“Жили-были…”; “В некотором царстве, в некотором государстве…”.)
- Что приказывал царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их мастерство? (Испечь хлеб, соткать ковер.)
- Чем кормила лиса журавля? (Кашей.)
- Разгадайте ребусы:
- Прочтите название народной сказки
- Назовите сказочного героя
- Прочтите народную пословицу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Математика, русский язык и литература", 5-6 класс
Аннотация УМП УМП предназначен для освоения и закрепления таких тем математики, как запись натуральных ч...
Интегрированный урок математики, русского языка, литературы по теме "Части», 5 класс
Интегрированный урок математики, русского языка, литературы по теме "Части», 5 класс...
Интегрированный урок математики, русского языка, литературы по теме "Части», 5 класс
Интегрированный урок математики, русского языка, литературы по теме "Части», 5 класс...
Интегрированный урок (математика, русский язык, литература) Тема: Интересно о вкусном и полезном.
Цели: Формирование стремления к здоровому образу жизниЗадачи:Актуализировать знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;Способс...
Методическая разработка интегрированного урока-конкурса русского языка и литературы 8 класс
Игра- конкурс не только благотворно влияет на отношение школьников к русскому языку и литературе как к учебным предметам, но и способствует развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной ...
Конспект интегрированного урока по русскому языку и информатике по теме: «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА». 7 класс
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА...
Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?
В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...