Рабочая программа по литературе 10 класс. Базовый уровень. Меркин Г. С.
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Литература. 10 класс.
Тематическое планирование. Базовый уровень (105 часов).
Дата | Кол-во часов | Тема урока | Цели и задачи урока | Основные виды деятельности. Информационно-методическое обеспечение | Теоретические понятия | Межпредметные и внутрипредметные связи |
1. (1ч.) | Введение. «Прекрасное начало...» (К истории русской литературы рубежа XIX века.) | Дать представление о единстве целостности русской литературы XIX века. На примерах показать значение русской литературы XIX века в развитии русского и мирового литературного процесса. Активизировать эмоционально-личностный подход к творчеству поэтов и прозаиков. | Тезисная запись лекции учителя, беседа. Презентация учителя «Прекрасное начало…» | Отображение в литературе исторической эпохи | ||
Из литературы первой половины XIX века. | ||||||
2. (1ч.) | Своеобразие пушкинской эпохи. Основные этапы творческой биографии А. С. Пушкина | Раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, закрепить знания о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Акцентировать внимание детей на красоте пушкинского слова. | Сообщения учителя и учащихся, беседа, выразительное чтение наизусть, слайдовая презентация, анализ стихотворений, составление тезисов. | классицизм, романтизм, ода, элегия, послание | Традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии. Историческая основа стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» | |
3. (1ч.) | «Чувства добрые» в пушкинской лирике, её гуманизм. Вольнолюбивые мотивы, политическое и философское осмысление поэтом темы свободы. | Повторить основные темы лирики А. С. Пушкина. Воспитывать эстетические чувства учащихся их внимание к слову. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия. | Выступления учащихся, слайдовая презентация, составление опорных схем, выразительное чтение наизусть, анализ лирического стихотворения. | философская лирика | Репродукции картин И. Айвазовского. Традиции Г. Р. Державина в поэзии А. С. Пушкина. | |
4 (1ч) | Любовная лирика А.С. Пушкина | Воспитывать эстетические чувства учащихся их внимание к слову. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия. | Выступления учащихся, слайдовая презентация, составление опорных схем, выразительное чтение наизусть, анализ лирического стихотворения. | Любовная лирика | Репродукции портретов женщин-адресатов любовной лирики | |
5-6(2ч.) | Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести» | Раскрыть идею государственности, влияющую на судьбу отдельного человека, когда человек и власть трагически связаны между собой. Воспитывать интерес к истории России. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного. | Сообщения учителя и учащихся, беседа, аналитическая работа по тексту стихотворения, лексическая работа, составление цитатных характеристик | поэма как лироэпический жанр | «Петровская» тема в творчестве А. С. Пушкина и М. В. Ломоносова. Историческая основа поэмы. Художественные репродукции с изображением Петра. | |
7.(1ч.) | Обзор жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова | Углубить представление о поэзии Лермонтова. Помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колоритность эпохи и ее влияние на человеческие судьбы. | Сообщения учителя и учащихся, беседа, выразительное чтение наизусть, слайдовая презентация, анализ стихотворений, составление тезисов. | байронизм, романтическая лирика, кольцевая композиция | Николаевская реакция в постдекабристский период, | |
8(1ч.) | Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М. Ю. Лермонтова (семинар). | Привлечь внимание учащихся к мотивам одиночества, неразделённой любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Показать эволюцию темы поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа стихотворений. | Выступления учащихся, слайдовая презентация, составление опорных схем, выразительное чтение наизусть, анализ лирического стихотворения. | исповедь, «интимный патриотизм» | Живопись и рисунки Лермонтова. Музыкальные интерпретации стихотворений М. Ю. Лермонтова: А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн | |
9.(1ч) | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова | Привлечь внимание учащихся к мотивам о неразделённой любви | Аналитическая работа с произведениями Лермонтова. Презентации учащихся «Адресаты любовной лирики Лермонтова» | «интимная» лирика | Репродукции портретов женщин-адресатов любовной лирики | |
10 (1ч.) | Философия добра и зла в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». | Помочь учащимся раскрыть одну из вечных проблем противостояния между добром и злом. Дать понятие богоборческой темы в поэме Лермонтова. Совершенствовать навыки анализа поэтического текста. Воспитывать культуру связной речи. | Работа с учебным материалом, сообщение учителя и учащихся, слайдовая презентация, выразительное чтение, анализ лирического стихотворения, беседа, составление цитатных характеристик. | духовная лирика, байронизм, романтическая поэма | Живопись и рисунки Лермонтова. Иллюстрации учащихся. Репродукции картин М. Врубеля. | |
11. (1ч.) | Художественный мир Н. В. Гоголя. Особенности стиля, своеобразие его творческой манеры | Раскрыть ученикам своеобразие Гоголя как писателя и человека, непохожего на предшественников и современников. Помочь понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринималось современниками. | Сообщения учителя и учащихся, беседа, слайдовая презентация, составление тезисов. | Гоголь и театр. Гоголь - религиозный мыслитель. Гоголь в восприятии современников. | ||
12 (1ч.) | Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя (семинар). | Раскрыть значение «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя для развития русской литературы. Помочь ученикам определить сквозные темы повестей, соотношение фантасмагоричного и реального. | Выступления учащихся, беседа, слайдовая презентация, лексическая работа, аналитическая работа по текстам повестей | «миражный» сюжет, гротеск, фантасмагория, ирония, трагикомедия, «маленький человек» | Иллюстрации Н. Альтмана, В. Зелинского, Кукрыниксов к повестям Гоголя. | |
13. (1ч.) | Птица – тройка: полёт через реальность. (Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»). | Выяснить идейные позиции писателя, обусловившие его интерес к определенным явлениям современной ему действительности. Раскрыть сущность образа предпринимателя, показать его типичность. | Самостоятельные наблюдения над сюжетом поэмы, обобщения и выводы, выступления учащихся. Фрагмент фильма «Мертвые души» | поэма | История крепостничества | |
14. (1ч.) | Сочинение «Литература первой половины XIX века» (творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) | Систематизировать знания учащихся по изученным произведениям. Отследить умения и навыки учащихся анализировать произведения и давать им собственную оценку. | Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. | |||
Из литературы второй половины ХIХ века. | ||||||
15-16. (2ч.) | Социально – политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. Литературная критика и журналистика второй половины 19 века. Особенности русской критики. | Дать представление об определяющем факторе идейного противостояния в обществе. Сформировать понятие о литературном процессе и о развитии литературной критики второй половины 19в., обзор направлений литературной критики. Показать значение литературной критики для русского общества. Приобщать учеников к чтению критических статей. | Тезисная запись лекции учителя, слайдовая презентация, выступления учащихся, работа с учебным материалом | славянофильство, западничество, чистое искусство, народничество | Отображение в литературе исторической эпохи. | |
17. (1ч.) | А. Н. Островский – создатель русского театра. Этапы биографии и творчества. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!» («Банкрот»). | Познакомить учеников с жизнью и творчеством драматурга. Раскрыть роль А. Н. Островского в развитии русской драматургии и театра. Раскрыть своеобразие комедии, показать её идейную основу. | Тезисная запись лекции учителя, слайдовая презентация, выступления учащихся, составление хронологической таблицы | драматургия, драма, пьеса | Традиции Фонвизина, Гоголя, Грибоедова в творчестве Островского. Видеофильм «Замоскворечье» Репродукция картины В. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». Спектакль «Банкрот» на сценах современных театров. | |
18. (1ч.) | А. Н. Островский. Драма «Гроза». История создания и идейно - художественное своеобразие пьесы. | Расширить знания учащихся по изучению творчества писателя. Углубить знания о драматургии. Подготовить учащихся к восприятию драмы «Грозы»: раскрыть идейно - художественное своеобразие пьесы. | Тезисная запись лекции учителя, беседа, слайдовая презентация, выступления учащихся | критический реализм, драма | А. Н. Островский и Малый театр. | |
19. (1ч.) | Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме А. Н. Островского «Гроза». | Проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей. Развивать навыки критического оценивания поступков героев пьесы. Формировать умение выделять ключевые сцены в драматическом произведении, помогающие определять его проблематику. | Выразительное чтение по ролям, беседа, составление словесных портретов героев, исследовательская работа, выступления учащихся | критический реализм, драма | Фотографии актеров Малого театра, исполнявших роли Кабанихи и Дикого | |
20. (1ч.) | Трагедия совести и её разрешение в пьесе Островского «Гроза». | Углубить навык анализа драматического текста, комментированного чтения. Совершенствовать коммуникативную грамотность. Вырабатывать умения грамотно излагать свои мысли, отстаивать свою позицию. Формировать чувство ответственности за свои поступки. | Сопоставительный анализ, участие в диспуте | |||
21. (1ч.) | Образ Катерины в свете литературной критики. «Гроза» - самое решительное произведение А. Н. Островского» (Н. А. Добролюбов). | Развивать умения и навыки исследовательской работы, литературоведческого анализа критических статей. Формировать личностное отношение к героям и их поступкам. Учить использовать критическую литературу при изучении произведений. Развивать способности аргументировать свою точку зрения, воспитывать культуру общения. | Выступления учащихся, беседа, диспут, составление тезисов статей. Тест | литературная критика | Связь с общественно-политической обстановкой 60-х г.г. 19 века | |
22. (1ч.) ВН/ЧТ | Искушение – лейтмотив драмы «Бесприданница». | Проследить, как Островский раскрывает в пьесе общечеловеческую проблематику, трагедию талантливой личности. | Тезисная запись лекции учителя, беседа, слайдовая презентация, выступления учащихся | трагикомедия, семейно-бытовая драма, бытопись | Фрагменты из кинофильма Э. Рязанова «Жестокий романс» | |
23-24. (2ч.) | Сочинение по творчеству А. Н. Островского. | Отработка коммуникативной и правописной грамотности; умений подбирать материал к сочинению; умений высказывать личное мнение. | Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. | |||
25. (1ч.) | Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов». | Познакомиться с биографией писателя и основными вехами творчества писателя; дать общую характеристику романа «Обломов». | Выступления учащихся, тезисная запись лекции учителя, беседа, слайдовая презентация, исследовательская работа | роман, реализм | Реализм в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. | |
26. (1ч.) | Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Образ Захара и его роль в характеристики «обломовщины». | Показать микромир квартиры на Гороховой. Объяснить сознательный отказ Обломова от столичной жизни. Определить цельное ощущение жизни героя. Показать «взаимодополняемость» и «неразделимость» хозяина и слуги. | Анализ отдельных глав романа, запись тезисов, беседа, выступления учащихся, рецензия на устные ответы учащихся | роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций | Гоголевские мотивы | |
27. (1ч.) | Идейно - композиционное значение главы «Сон Обломова». | Показать «сообщество людей, живущих … вне исторического времени». Объяснить художественный смысл «Сна Обломова». Развивать навыки анализа литературного текста. | Анализ 9 главы 1 части романа, запись тезисов, беседа, диспут, рецензия на ответы | символика детали | Фольклорные мотивы. Отрывки из кинофильма «Несколько дней из жизни Обломова» (реж. Н. Михалков) | |
28. (1ч.) | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Обломов и Ольга Ильинская. | В ходе анализа показать несостоятельность любви Ольги Ильинской и Обломова. Акцентировать внимание на сохранении собственного «эго» героя. | Анализ отдельных глав романа, беседа, составление сравнительной характеристики героев | Пушкинские мотивы | ||
29. (1ч.) | Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесенность с другими характерами. Обломов и Штольц. | Познакомить с понятием «антипод». Определить авторскую позицию в романе. Активизировать исследовательские, творческие навыки учащихся; совершенствовать навыки, монологической речи, навыки коллективной работы. | Анализ отдельных глав романа, беседа, диспут, составление сравнительной характеристики героев | антипод | Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова | |
30. (1ч.) | Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Обломов и Агафья Пшеницына. Роман «Обломов» в русской критике. | Показать «возвращение героя в идиллический мир» Обломовки. Определить композицию романа. Выявить проблематику романа. Развивать умения и навыки исследовательской работы, литературоведческого анализа критических статей. | Анализ отдельных глав романа, беседа, исследовательская работа, запись тезисов критических статей, рецензия на ответы. Тест | идиллия | Гоголевские мотивы | |
Д/З | Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов». | Подготовить учащихся к сочинению. Развивать устную и письменную речь учащихся. Формировать умение подбирать интересный материал к сочинению. Приобщать учащихся к поисково-исследовательской работе. | Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. | |||
31. (1ч.) | Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». | Систематизировать знания учащихся о творчестве Тургенева. Познакомить учащихся с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру. Познакомить с жанровым понятием «цикл», с циклом рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». Формировать любовь к Родине, родной литературе, истории народа. Воспитывать бережное отношение к слову. | Составление хронологической таблицы, выступления учащихся, слайдовая презентация, запись тезисов лекции, выразительное чтение, беседа | цикл | Тургенев и группа «Современника». Тема крепостного права в русской литературе. Тургенев и музыка. | |
32. (1ч.) | Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Отражение в романе проблематики эпохи. | Проследить, как историческая эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом. | Исследовательская работа, запись основных тезисов, беседа, выступления учащихся | социально-психологический роман | Экранизация романа. | |
33. (1ч.) | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. | Раскрыть социальную и нравственно-философскую основу романа. Познакомить с понятием «нигилизм»; сравнить позиции нигилистов и взгляды Базарова. | Исследовательская работа, составление сравнительной характеристики героев, опорная схема, беседа, выступления учащихся | нигилизм | ||
34. (1ч.) | Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования (конфликт «отцов» и «детей»). | Проанализировать образы главных героев романа и определить их идейные позиции. Дать понятие «социально - психологический» роман. Определить характер антитезы в названии романа. Формировать умение интерпретировать текст. | Аналитическая работа, запись конспекта урока, подбор цитат, характеризующих героев | тайный психологизм | Историческая обстановка в России в 50-60-е г.г. 19 века. | |
35. (1ч.) | Любовная линия в романе и её место в общей проблематике произведения. | Рассмотреть любовную линию в романе и её место в общей проблематике произведения. Раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью. Воспитывать умение правильно определять для себя нравственные ценности. | Выступления учащихся, беседа, анализ эпизодов, рецензия на ответы | этика, философия | Музыкальные темы в романе. | |
36. (1ч.) | Базаров и его мнимые соратники. Русская критика о романе «Отцы и дети». | Познакомить учащихся с лженигилистами, провести историческую параллель. Познакомить учащихся с содержанием критических статей. | Выступления учащихся, подбор цитатного материала для характеристики героев, исследовательская работа с критическими статьями, викторина | реминисценции | ||
37. (1ч.) | Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских стихотворений в прозе. | Познакомить с особенностями жанра стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Рассмотреть их место в творчестве писателя. Акцентировать внимание на разнообразии тем, образов, богатстве и поэтичности языка стихотворений. Воспитание эстетического вкуса. | Выступления учащихся, беседа, выразительное чтение наизусть, исследовательская работа. Тест | стихотворения в прозе, образы-символы, внутренний жест | ||
38 – 39. (2ч.) | Сочинение по творчеству И. С. Тургенева. | Подготовить учащихся к сочинению. Развивать устную и письменную речь учащихся. Формировать умение подбирать интересный материал к сочинению. Приобщать учащихся к поисково-исследовательской работе. | Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. | |||
40. (1ч.) | Жизненный и творческий путь Н. Г. Чернышевского. «Что делать?» как полемический отклик на роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». | Познакомиться с биографией писателя и основными вехами его творчества. Дать общую характеристику романа «Что делать?». | Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, выступления учащихся | идеологический роман, социально-утопический роман | Эстетические взгляды Н. Г. Чернышевского | |
41. (1ч.) | «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. | Раскрыть авторскую концепцию переустройства России. Формировать умение вести полемику, аргументировать свое мнение. Совершенствовать культуру речи. | Аналитическая работа по тексту, эвристическая беседа, составление сравнительной характеристики | идеологический роман, научная фантастика, разумный эгоизм, утопия, пропагандистский пафос | Связь художественного произведения с историей страны. | |
42. (1ч.) | «Будущее светло и прекрасно…». Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Черты социальной утопии. | Раскрыть значение четвертого сна Веры Павловны в контексте общего звучания произведения. Воспитывать грамотного читателя. Учить учащихся определять признаки литературной утопии. | Анализ эпизода, творческое чтение, беседа. Тест | литературная утопия | Томас Мор - основоположник утопического жанра. | |
43. (1ч.) | Судьба Н. А. Некрасова и его художественный мир. Лирический эпос и гражданские мотивы в некрасовской лирике. | Познакомить учащихся с основными фактами биографии поэта, дать представление о его художественном мире. Приобщить детей к высокому духу некрасовских стихотворений, приблизить их к более глубокому постижению лирического текста и его анализ. | Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся, выразительное чтение наизусть. | Некрасов и поэты «чистого искусства». И. Е. Репин «Бурлаки на Волге» | ||
44. (1ч.) | Горькая доля народа пореформенной России. Своеобразие жанра и композиции поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | Создать необходимый эмоциональный настрой. Помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства пореформенной России. Проследить за развитием и воплощением некрасовских замыслов. Раскрыть идейно – художественное своеобразие поэмы. | Выступления учащихся, выразительное чтение с комментированием, беседа | лирический эпос | литература и фольклор. Крестьянская реформа 1861 г. | |
45. (1ч.) | Поиски правды и проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | Раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест против угнетателей. Проанализировать проблему – в чем же увидел Некрасов сущность изменений, происходящих в судьбе крестьянина после реформы. Раскрыть мотив правдоискательства и сказочно – мифологические приёмы построения сюжета поэмы. | Комментированное выразительное чтение, составление сопоставительных характеристик героев, беседа | мотив, мифологический сюжет | Фольклорные жанры и поэма. Русская история и поэма. Пореформенная эпоха и поэма. | |
46. (1ч.) | Тема женской доли и образа Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме. | Раскрыть значимость и важность темы женской судьбы. Показать силу протеста Матрёны против насилия над личностью углубить навыки работы с текстом. Воспитывать уважение к человеческой личности, терпение, трудолюбие. | Выступления учащихся, эвристическая беседа, составление опорного конспекта | фольклор | Репродукции картин художников-передвижников | |
47. (1ч.) | Представители помещичьей Руси в поэме. Образы Оболта - Ободуева, князя Утятина. | Показать паразитический образ жизни помещиков. Совершенствовать умение анализировать эпизоды и характеры героев. | Комментированное выразительное чтение, составление сопоставительных характеристик героев, беседа | сатира | ||
48. (1ч.) | Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова и его идейно – композиционное звучание. | Попытаться проанализировать авторский замысел и понять, почему не состоялась встреча Гриши и правдоискателей. Показать роль песен в раскрытии образа Гриши. | Выступления учащихся, беседа, работа с текстом | фольклор | Образы Базарова и Рахметова | |
49. (1ч.) | Роль вставных сюжетов и их идейный смысл в некрасовском повествовании. | Показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к свободе и счастью, как придает поэт смутному недовольству, зреющему в народе, остроту и силу социального звучания. | Анализ лирического текста, выразительное чтение наизусть, беседа Тест | средства создания художественного образа, исповедь | И. Н. Крамской «Н. А. Некрасов в период «Последних песен» | |
50-51. (2ч.) | Сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | Систематизировать знания учащихся по изучаемым произведениям. Совершенствовать коммуникативные, стилистические и орфографические навыки. Развивать умения и навыки учащихся анализировать произведение и давать собственную интерпретацию. | Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. | |||
52. (1ч.) | Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева. Природа, человек и Вселенная как главные объекты тютчевской лирики. | Познакомить учащихся с биографией поэта, показать значение его творчества для русской поэзии. Углубить навыки анализа лирического произведения. Развивать эстетический вкус. | Выступления учащихся, составление тезисов, анализ стихотворений, выразительное чтение наизусть | эстетика | П. Чайковский «Времена года» | |
53. (1ч.) | «Мыслящая поэзия» Тютчева. Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории. | Помочь учащимся понять поэзию Тютчева. Знакомство с особенностями философской лирики Тютчева; освоение навыков анализа философской лирики. | Анализ стихотворений, выразительное чтение наизусть, выступления учащихся, беседа | тема, идея, размер стихотворения, тропы | И. И. Левитан «Над вечным покоем» | |
54. (1ч.) | Драматизм звучания любовной лирики Тютчева. | Познакомить учащихся с любовной лирикой Тютчева. Совершенствовать навыки анализа лирического произведения. | Самостоятельный сопоставительный анализ стихотворений, беседа, выразительное чтение наизусть | тема, идея, размер стихотворения, тропы | Музыка Рахманинова к стихотворениям Ф. Тютчева. | |
55. (1ч.) | Очерк жизни и творчества А. А. Фета. Эмоциональные глубины и образно - стилистическое богатство лирики А. А. Фета. | Познакомить с основными этапами жизни и творчества поэта. Показать особенности лирики А. А.Фета. Развивать интерес учащихся к поэзии. | Запись основных тезисов лекции, слайдовая презентация, анализ стихотворений, выразительное чтение наизусть, выступления учащихся, беседа | романтическая поэзия | Традиции русской романтической поэзии в лирике Фета. | |
56. (1ч.) | Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. | Познакомить с пейзажной лирикой поэта, с музыкально - мелодичным принципом организации стиха и ролью звукописи в лирике поэта. Определить роль «безглагольности» в стихотворениях Фета. Приблизить учеников к постижению поэтического мира Фета. | Анализ стихотворений, выразительное чтение наизусть, выступления учащихся, беседа | тропы | Куинджи «Берёзовая роща». Музыка П. Чайковского | |
57. (1ч.) | «И прославлять мы будем век любовь…». Красота и поэтичность любовного чувства в лирике Фета. | Выявить способы передачи красоты и поэтичности любовного чувства в интимной лирике поэта. Дать понятия о мелодике стиха, лирическом образе переживании, импрессионизме Фета. | Анализ стихотворений, выразительное чтение наизусть, выступления учащихся, беседа, устные сочинения-миниатюры | импрессионизм | Фет и импрессионизм | |
58. (1ч.) | Письменная работа по лирике А. А.Фета и Ф. И. Тютчева. | Систематизировать знания учащихся. Учить определяться с темой сочинения, составлять развернутый план, раскрывать тему сочинения. Учить подбирать интересный материал. | Самостоятельный анализ лирического стихотворения. Тест | |||
59. (1ч.) | Очерк жизни и творчества Н. С. Лескова. Стремление писателя к созданию «монографий» народных типов. | Знакомство с биографией и творчеством Н. С. Лескова; раскрыть смысл названия повести «Очарованный странник» и особенностей изображения русского национального характера. | Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, выступления учащихся | монография | Репродукция картины В. А. Серов «Н. С. Лесков» | |
60-61 (2ч.) | «Хождение» очарованной души. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Образ Ивана Флягина | Дать представление об идейном замысле повести, об истории публикации и определить роль и место данной повести в творчестве Лескова. Познакомить учащихся с темой праведничества. Совершенствовать навыки анализа художественного произведения. | Комментированное чтение и анализ отдельных эпизодов сказа, беседа | литературный сказ, жанр путешествия | Тема русского богатырства в произведениях Гоголя, Некрасова, Лескова. | |
62-63 (2ч) ВН/ЧТ | «Леди Макбет Мценского уезда» | Дать представление об идейном замысле повести. Совершенствовать навыки анализа художественного произведения | Фрагменты худ фильма Тест | |||
64. (1ч.) | Сочинение по творчеству Н. С. Лескова. | Подготовить учащихся к сочинению. Развивать устную и письменную речь учащихся. Формировать умение подбирать интересный материал к сочинению. | Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. | |||
65. (1ч.) | Этапы биографии и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Художественный мир писателя. | Познакомить с этапами творчества и биографии писателя. Раскрыть особенности художественного мира писателя – сатирика, его идейно – творческую связь с традициями его предшественников. | Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся | сатира, хронотоп, гротеск, псевдоним | Фольклорные мотивы в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Иллюстрации художников: В. Карасёв, Кукрыниксы, М. Башилов | |
66 – 67. (2ч.) | «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина - сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке. | Познакомить учащихся с тематическим многообразием «Сказок…» и причинами, побудившими писателя обратиться к сказочному жанру. Раскрыть художественное своеобразие сказок и показать их общечеловеческий смысл. Развитие исследовательских способностей учащихся. Способствовать формированию навыков самостоятельного анализа сатирических сказок. Воспитывать гражданскую позицию, умение правильно определять для себя нравственные ценности. | Самостоятельный анализ сказок, беседа, исследовательская работа «Картины русской жизни в сказках Салтыкова-Щедрина» | фольклорная стилизация, эзопов язык, авторская сатирическая сказка, аллегория | Фольклорные традиции и мотивы, их функция в построении сюжета. Иллюстрации художников: В. Карасёв, Кукрыниксы, М. Башилов, Б. Ефимов, Н. Муратов | |
68 – 69. (2ч.) | Художественное время и пространство в романе – хронике М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». | Показать особенности художественного времени и пространства в романе. Раскрыть, что представляет собой глуповское народомыслие и в чем заключается логика глав, посвященных глуповским градоначальникам. | Вводно-ориентировочная беседа с опорой на общую проблематику романа, составление тезисного плана, выступления учащихся Тест | сатирический роман-хроника, антиутопия | Иллюстрации художников: В. Карасёв, Кукрыниксы, М. Башилов | |
70. (1ч.) | Сочинение по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина. | Учить детей обобщать и систематизировать материал. Отрабатывать коммуникативную и правописную грамотность учащихся. Развивать умение мыслить самостоятельно. Воспитывать любовь к русской литературе. | Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. | |||
71. (1ч.) | Очерк жизни и творчества А. К. Толстого. Исповедальность и лирическая проникновенность лирики поэта. | Познакомить с этапами творчества и биографии А. К. Толстого. Раскрыть романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных стремлений художника. Показать радость слияния человека с природой как основной мотив пейзажной лирики поэта. Развитие эстетического вкуса. | Выступления учащихся, составление тезисов выступлений, беседа, выразительное чтение наизусть, слайдовая презентация | интимная лирика | А. К. Толстой и братья Жемчужниковы. Романсы П. И. Чайковского на стихи А. К. Толстого | |
72. (1ч.) | Жанрово – тематическое богатство А. К. Толстого: обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. | Продолжить знакомство с художественным миром поэта. Совершенствование навыка анализа поэтического текста. Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа и любовь к русскому слову. | Выступления учащихся, выразительное чтение и анализ стихотворений. | сатира, притча, присказка, пародия | Исторические сюжеты и фигуры в произведениях А. К. Толстого | |
73. (1ч) | Сочинение по творчеству А. К. Толстого. | Подготовить учащихся к сочинению. Развивать устную и письменную речь учащихся. Формировать умение подбирать интересный материал к сочинению. | Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. | |||
74. (1ч.) | По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. Жанрово - тематическое своеобразие толстовского романа – эпопеи «Война и мир». | Познакомиться с жизнью и мировоззрениями писателя, с историей создания романа «Война и мир». Определить жанровые и композиционные особенности романа, обратить внимание учащихся на смысл заглавия произведения, на его проблематику. Способствовать воспитанию гуманизма, стремления к духовному самосовершенствованию. | Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся, беседа | литературный процесс второй половины 19 века, роман-эпопея | Историческая обстановка в России в 60 – 80-е г.г. Портреты Л. Н. Толстого художников И. Н. Крамского, И. Е. Репина, М. В. Нестерова Связь романа с историей | |
75. (1ч.) | Критическое изображение высшего света в романе. (Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер. Петербург. Июль. 1805г»). | Показать срывание «всех и всяческих масок» с великосветского общества; раскрыть конфликт А. Болконского и П. Безухова с этим обществом; проанализировать сцены из жизни московского светского высшего общества. Развивать навыки литературоведческого анализа художественного текста. | Анализ эпизода, запись тезисов урока, беседа | антитеза | Иллюстрации к роману М. С. Баширов Кинофрагмент «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер» (реж. С. Бондарчук) | |
76. (1ч.) | Именины у Ростовых. Лысые горы. | На примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить контраст как основной композиционный принцип романа. Развивать навыки литературоведческого анализа текста. | Анализ эпизода, запись тезисов урока, беседа | композиционный принцип | Иллюстрации к роману М. С. Баширов Кинофрагмент «Именины у Ростовых» (реж. С. Бондарчук) | |
77. (1ч.) | Изображение войны 1805 – 1807 гг. | Выявить идейно-художественные особенности, многогранность и историческую конкретность в изображении войны. Воспитывать интерес к истории России. | Анализ эпизода, запись тезисов урока, беседа | Иллюстрации к роману Кинофрагмент Связь с историей: военные действия 1805 – 1807г. | ||
78. (1ч.) | Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова и Андрея Болконского, сложность и противоречивость жизненного пути героев. | Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни. Способствовать духовно - нравственному воспитанию учащихся. | Анализ эпизода, запись тезисов урока, беседа | «ум сердца», «диалектика души» | Иллюстрации к роману Кинофрагмент Связь с историей: Россия в 1-й половине 19 века | |
79. (1ч.) | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. | Углубить представление об эпической природе романа и показать, что закономерности эпох раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни. Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев. Воспитывать умение правильно определять для себя этические ценности. | Анализ эпизода, запись тезисов урока, беседа, тестирование | Иллюстрации к роману Кинофрагмент Связь с историей: Россия в 1-й половине 19 века | ||
80. (1ч.) | Художественно – философское осмысление сущности войны в романе. Отечественная война 1812 года. | Раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого. Совершенствовать навыки сопоставительного анализа. Способствовать патриотическому воспитанию учащихся. | Анализ эпизода, запись тезисов урока, беседа, выступления учащихся | историзм, авторское отступление | Фрагмент экранизации реж. С. Бондарчука. Иллюстрация Д. А. Шмаринова «Пьер на Бородинском поле» | |
81. (1ч.) | Изображение Бородинской битвы в романе. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. | Проследить изображение Бородинской битвы в романе с учетом философских взглядов Толстого на историю и место личности в истории. Раскрыть принципы изображения двух типов полководцев через сопоставительный анализ. Помочь увидеть роль народа и отдельной личности как движущих сил истории. | Анализ эпизода, запись тезисов урока, беседа, выступления учащихся: сравнительная характеристика героев | антипод | Иллюстрации к роману Кинофрагмент «Совет в Филях», «Наполеон и Кутузов на поле брани», «Наполеон в Москве» | |
82. (1ч.) | Образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. | Показать особенности толстовского изображения партизанской войны, феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Совершенствовать навыки литературоведческого анализа художественного текста. | Выступления учащихся, анализ эпизода, запись тезисов урока, беседа | Киноверсия романа Образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков. | ||
83. (1ч.) | «Мысль народная» как идейно – художественная основа толстовского эпоса. Истинный и ложный патриотизм. | Показать философскую позицию Толстого: «Роман «Война и мир» - это народно – героическая эпопея, главная мысль которой: народ – носитель нравственности». Проследить изображения народа как носителя лучших человеческих качеств, показать ведущую роль народа в истории. Способствовать патриотическому воспитанию учащихся. | Выступления учащихся, беседа, рецензия устных ответов | историзм | Иллюстрации к роману Кинофрагмент Связь с историей | |
84. (1ч.) | «Мысль семейная» и её развитие в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Эпилог романа. | Показать, что толстовские идеалы – патриархальная семья с взаимоотношениями, построенными на добре и правде. Проследить сходство и различие в изображении мирной жизни по т. 2 и эпилогу. Способствовать воспитанию личностных качеств. | Выступления учащихся, беседа, рецензия устных ответов | «диалектика души» | Иллюстрации к роману Кинофрагмент Связь с историей | |
85. (1ч.) | Черты нравственного идеала автора в образе Наташи Ростовой - любимой героини Л. Н. Толстого. | Провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся. | Составление развёрнутого тезисного плана, анализ эпизодов, выступления учащихся, беседа Тест | «диалектика души» | Иллюстрации к роману Женские образы в литературе 19 века Л. Бетховен «лунная соната» | |
86 - 87. (2ч.) | Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». | Обобщить изученный материал. Отработать коммуникативную и правописную грамотность. Развивать умение создавать текст на определенную тему. | Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. | |||
88. (1ч.) | Ф. М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа «Преступление и наказание». | Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества. Познакомить с историей создания романа и его замыслом. Показать роман «Преступление и наказание» как психологическое и философское исследование человека. Воспитывать нравственные качества. | Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся, беседа | идеологический роман, философская проблематика | Репродукции картин художников К. Трутовского, В. Горяева, Н. Якушина «Ф. Достоевский в жизни и творчестве» Видеофильм «В доме Достоевского» | |
89. (1ч.) | Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Достоевского «Преступление и наказание» или «Лик мира сего». | Показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым. | Выступления учащихся, опрос, анализ эпизодов, беседа с включением сообщений учащихся | полифония (многоголосие) | Видеофрагмент «Петербург Достоевского» | |
90. (1ч.) | Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. | Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова. Воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи. | Выступления учащихся, опрос, анализ эпизодов, беседа | Тема «маленького человека» в литературе | ||
91. (1ч.) | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе Достоевского «Преступление и наказание». | Раскрыть образ Раскольникова и тему «гордого человека» в романе. Помочь осознать причины зарождения теории Раскольникова. Формировать способность высказывать свое собственное мнение и отстаивать его. Воспитывать осознанное отношение к своим поступкам и ответственность за них. | Анализ эпизодов, выступления учащихся, беседа, составление плана-характеристики к образу героя | герой-«двойник», идея «сверхчеловека» | Роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова и др.). Гравюра Ф. Д. Константинова | |
92-93. (2ч.) | Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя. (Раскольников и «сильные мира сего»). | Показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, который он руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий. Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах его преступления. Выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова. Воспитывать доброе отношение к людям. | Анализ эпизодов, выступления учащихся, беседа, запись основных положений | герой-«двойник», полифония | Сквозные мотивы и образы русской классики в романе | |
94. (1ч.) | «Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать». Нравственно – философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. | Выяснить, что же помешало Раскольникову по его теории, почему герой сделал явку с повинной. Формировать способность высказывать свое собственное мнение и отстаивать его. Воспитывать осознанное отношение к своим поступкам и ответственность за них. | Анализ эпизодов, выступления учащихся, беседа | идея «сверхчеловека» | Иллюстрации к роману | |
95. (1ч.) | «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. | Раскрыть борьбу Сони за «не погибшую ещё душу», её скорбный, но праведный путь. Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок. | Анализ эпизодов, выступления учащихся, беседа, составление плана-характеристики к образу героя, письмо герою | евангельский мотив, идея «сверхчеловека» | Евангельские мотивы в романе Тема сна в русской литературе | |
96. (1ч.) | «Преступление и наказание» как роман - предупреждение. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. | Осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне. Раскрыть гуманизм романа: воскрешение погибшего человека, задавленного гнётом обстоятельств. Способствовать воспитанию активной жизненной позиции. | Выступления учащихся, беседа, сочинение-эссе. Тест | роман-предупреждение | Ю. Карякин «Достоевский и канун 21 века» | |
Д/З | Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | Формировать читателя, способного к сотворчеству, умеющего грамотно излагать свои мысли, владеющего навыками литературоведческого анализа. Помочь учащимся найти путь к решению проблемы, заявленной в теме сочинения. | Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. | |||
97. (1ч.) | Общественно - политическая жизнь России в 80 – 90-е годы 19 века и ее отражение в литературе. Этапы биографии и творчества А. П. Чехова. | Дать представление об общественно-политической жизни России в 80 – 90-е годы 19 века и помочь осознать роль творчества А. П. Чехова; знакомство с биографией писателя, особенностями его драматургии. | Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся, беседа | стиль, жанровые особенности | А. П. Чехов и И. И. Левитан А. П. Чехов и П. И. Чайковский | |
98. (1ч.) | Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самосостояния» человека в мире жестокости и пошлости. (Трагикомедия футлярной жизни. «Крыжовник». «Человек в футляре»). | Раскрыть идею и художественные особенности рассказов, показать мастерство писателя в изображении мира футлярного человека: его лаконизм, выразительность художественной детали. Закрепить способность к полноценному восприятию художественного произведения. | Исследовательская работа, анализ текста, составление плана анализа, беседа | чеховский сюжет, чеховская деталь | А. П. Чехов и Л. Н. Толстой | |
99. (1ч.) | Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». | Проанализировать этапы нравственной деградации героя. Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе. Воспитывать гражданскую позицию учащихся. | Выступления учащихся, эвристическая беседа, анализ произведения | портрет, поступки, рассказ в рассказе, монолог | А. П. Чехов и А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский | |
100. (1ч.) | Новаторство Чехова – драматурга. История создания комедии «Вишневый сад». | Дать общую характеристику драматургического творчества Чехова, выяснить основные принципы «новой дамы», рассмотреть историю создания пьесы «Вишневый сад». Воспитание критического мышления. | Анализ текста, запись основных положений лекции, беседа | внутреннее действие, подтекст, лирическая комедия, внутренний и внешний конфликт | Сценическая интерпретация комедии (постановки К. С. Станиславского, А. Эфрона и др.) | |
101. (1ч.) | Своеобразие конфликта в чеховской драме. Два сюжета пьесы «Вишневый сад». | Выяснить лирическое и драматическое начала в пьесе. Рассмотреть соотношение внешнего и внутреннего сюжета комедии «Вишневый сад». | Поисковая работа с художественным текстом, работа над портретной характеристикой героев, самостоятельный анализ эпизода | интрига | А. П. Чехов и реформы в театре | |
102-103. (2ч.) | Фигуры героев – «недотёп» и символический образ сада в комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. | Рассмотреть систему образов пьесы, выяснить способы создания образов персонажей, проанализировать художественную природу главного образа пьесы. раскрыть философскую проблематику произведения. Формировать умения анализировать и делать выводы. Воспитание критического мышления. | Выступления учащихся, слайдовая презентация, анализ произведения, беседа | Герои пьесы «Вишнёвый сад» (художник А. Д. Гончаров 1965 г.) | ||
104. (1ч.) | Сочинение по творчеству А. П. Чехова. | Учёт и контроль знаний. | Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. | |||
105 . (1ч.) | Обобщение по курсу литературы 10 класс. | Проверка знаний учащихся по программе 10 класса. | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
рабочая программа история 10 класс базовый уровень
рабочая программа история 10 класс базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...