План комплексного письменного анализа художественного произведения
методическая разработка по литературе на тему
План комплексного письменного анализа лирического и эпического произведений, который может использоваться учащимися при выполнении домашних заданий, подготовке к участию в олимпиадах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_analiza_stihotvoreniya.doc | 26 КБ |
plan_analiza_epicheskogo_proizvedeniya.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План комплексного письменного анализа лирического стихотворения
1. Автор и название стихотворения.
2. Творческая история стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
3. Жанр стихотворения (эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (лиричное стихотворение-размышление), ода, песня, сонет и т.д.)
4. Тема и идея (основная мысль). Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства лирического героя на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким сресдвтам мы об этом догадываемся.
5. Композиция стихотворения (как соотносятся смысл стихотворения и его деление на строфы): представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
6. Образ лирического героя.
7. Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики (звукоподражание, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс), лексики (устаревшие, книжные, разговорные и т.д. слова), морфологии (обилие определенных частей речи), синтаксиса (простые предложения, сложные, однородные члены, а также:
- градация, например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам).
8.Ритм стиха, стихотворный размер, (ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль), рифма (смежная, перекрёстная, кольцевая; женская/мужская).
9. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.).
10. Значение стихотворения в творчестве автора и в русской (мировой) литературе в целом.
11. Общее субъективное впечатление читателя от прочитанного.
Предварительный просмотр:
План комплексного письменного анализа эпического произведения.
1. История создания произведения.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
3. Название произведения и его смысл.
4. Тема и идея произведения. Проблема, конфликт.
5. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Ключевые эпизоды.
6. Композиция сюжета.
7. Система образов произведения. Образ повествователя / рассказчика.
8. Речевой строй произведения. Изобразительно-выразительные средства.
9. Место и роль произведения в творчестве данного автора и в истории литературы.
10. Субъективное читательское восприятие произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План анализа художественного произведения
План анализа художественного произведения можно использовать для самостоятельной подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе....
«Роль художественной детали, символики и цветописи в рассказе И.А. Бунина «В одной знакомой улице» («Тёмные аллеи»). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения
Статья посвящена анализу рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице» из сборника «Тёмные аллеи»....
План самостоятельного анализа художественного произведения
Серия "В помощь обучающимся" - учебно-методическое пособие...
Художественные открытия А.П.Чехова в драматургии.(Анализ художественного произведения).
Статья раскрывает художественные особенности пьес А.П.Чехова....
План анализа художественного произведения.
План анализа художественного произведения по литературе....
план анализа художественного произведения
в помощь ученикам...
План самостоятельного анализа художественного произведения
Анализ художественного произведения...