Рабочая программа по литературе 6 класс.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Захарова Галина Евгеньевна

Рабочая программа по литературе 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_102_lit-ra.docx52.46 КБ

Предварительный просмотр:

         

Утверждаю

Директор школы

________ Д.Г.Козлов

Приказ №______

от «___» __________2017 г

Рассмотрено

Руководитель МО учителей

гуманитарного цикла

__________ Захарова Г.Е.

Протокол №_______

от «___» __________2017 г

Согласовано

 Заместитель

 директора по УВР

_______ Щелкунова Н.В.

 «___» ___________2017 г

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 6А класса

НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

основное общее образование

Составитель программы:  

                                                                     учитель  Захарова Г. Е.

2017г.

Пояснительная записка по литературе в 6 классе

Настоящая программа по литературе для 6 класса  составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение) к учебнику В.Я. Коровиной (М. : Просвещение,2015).

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и программы по литературе 5-11 классы (автор В.Я. Корвина. – М.: Просвещение, 2015г.) В учебник-хрестоматию для 6 класса включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской и зарубежной литературы, выражают жизненную правду, гуманистические идеалы и воспитывают у учащихся высокие нравственные качества.

Планирование построено так, что в нѐм на новом познавательном уровне изучаются многие уже известные школьнику этапы развития литературы, обобщаются знакомые ученикам факты, систематизируются знания по истории литературы.

Авторская программа соответствует Госстандарту, его федеральному компоненту, кроме этого в нее включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом: басни Дмитриева И.И. «Муха»,  И.А.Крылова «Осел и соловей», «Листы и корни», «Ларчик», поэма Некрасова Н.А. «Дедушка», стихотворения Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи», «Посмотри, какая мгла», А.К.Толстого «Где гнутся над омутом лозы…», А.А.Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном», стихотворения о войне К,М.Симонова, Д.С.Самойлова, данные произведения включены в рабочую программу.

Программа включает в себя произведения русской и зарубежной классики, поднимающие вечные проблемы. В курсе 6 класса программа затрагивает ведущую проблему: художественное произведение и его автор, характеры героев.

На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

Учебно- тематический план  по литературе 6 класса

Название темы

Количество часов

Контрольные работы

Развитие речи

Тема 1 Введение

1

Тема 2. Устное народное творчество

9

Тема 3.Из древнерусской литературы

2

Тема 4.Из литературы XVIII века

5

Тема 5. Из русской литературы XIX века

48

Тема 6. Из русской литературы XX века

23

Тема 7. Из литературы народов России

1

Тема 8. Из зарубежной литературы

11+2

Итого

102

Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность испособность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее  ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач ;

8) владение языковыми средствами  умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения литературы должны отражать:

1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

 3) владение умением анализировать текст ;

 4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, сочинений различных жанров;

 5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы ;

6) сформированность представлений об изобразительновыразительных возможностях русского языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Содержание тем учебного кура литературы в 6 классе

(102ч.)

ТЕМА 1. Введение.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

ТЕМА 2. Устное народное творчество

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки.— малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора:и поговорки, загадки.

ТЕМА 3. Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ТЕМА 4. Из литературы ХVIII века.Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка 18 столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

ТЕМА 5. Из русской литературы XIX века.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнееутро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против  беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...» . Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...» Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...» , «Еще майская ночь», «Учись у них — удуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картин ы подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин.диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия).диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...» Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...» А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...»

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

ТЕМА 6. Из русской литературы ХХ века

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок».Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведенияо Великой Отечественной войне.

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев.Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.Тринадцатый подвиг Геракла. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии ХХ века

А. Блок. «Летний вечер», «Как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов ХХ века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного героя в литературе.

ТЕМА 7. Из литературы народов России.(Обзор)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.«Когда на меня навалилась беда...»,  «Каким бы малым ни был мой народ...»Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ТЕМА 8. Из зарубежнойлитературыМифы народов мира

Мифы древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»  как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость Одиссея. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления)

Произведения зарубежных писателей(13ч.)

Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.Роман«Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. (для внеклассного чтения.)

Антуан де Сент-ЭкзюпериРассказ о писателе.«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)Теория литературы. Притча (начальные представления).

Календарно-тематическое планирование

по литературев 6 классе

на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл.

под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2015 г.

№п/п

Тема урока

Дата проведения

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Выражение авторской позиции

УНТ. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

УНТ. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость

УНТ. Загадка как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. Тест «УНТ»

  1. [1]

В стране мифов

Боги Древней Греции

Герои Древней Греции. Геродот «Легенда об Арионе»

12 подвигов Геракла

  1. *

«В поисках золотого руна»

Гомер. «Илиада»

Гомер «Одиссея»

  1. *

Урок-игра по мифам Древней Греции

Входной контроль.

Русские летописи «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». Аллегория и мораль в басне

И. А. Крылов. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.

И. А. Крылов «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна

И. А. Крылов «Осёл и Соловей». Комическое изображение знатока, не понимающего истинного искусства

Развитие понятия об аллегории. Конкурс инсценированной басни. Проверочная работа «Басни»

Лицей в жизни А. С. Пушкина

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». Жанр стихотворного послания

А. С. Пушкин «Узник»

А. С. Пушкин «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения

А. С. Пушкин «Зимняя дорога». Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средство создания художественных образов. Тестирование по лирике Пушкина

А. С. Пушкин «Повести покойного И. П. Белкина». История создания. Повесть «Станционный смотритель»

«Станционный смотритель». Идейное содержание повести.

Повесть «Метель». Авторская ирония в описании любви Владимира и Марьи Гавриловны.

Смысл названия повести. Стихотворение «Бесы» и музыка Свиридова.

Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. «Лицо и маска» героев повести.

Обобщающий урок-игра по повести Пушкина «Барышня-крестьянка».

Повесть "Выстрел". Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них. Тестирование по «Повестям Белкина»

А. С. Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Дубровского и Троекурова

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»

М. Ю. Лермонтов «Тучи». Основное настроение и композиция произведения

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком…»

М. Ю. Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты  гармонии человека с миром

Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация

Сочинение «Моё любимое стихотворение Лермонтова»

Н. В. Гоголь «Старосветские помещики». Проверочная работа по теории стихосложения

И. С. Тургенев. Цикл «Записки охотника». История создания и их гуманистический пафос

Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров

Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг»

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…» Особенности изображения природы в лирике Тютчева

«С поляны коршун поднялся…» Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении

Ф. И. Тютчев «Листья». Обучение анализу одного стихотворения

А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А. А. Фет «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви

А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…» Природа как мир истины и красоты. Тестирование по лирике Тютчева и Фета

Урок-конференция по лирике Тютчева и Фета

Н. А. Некрасов «Железная дорога». Картины подневольного труда

Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова

Н. А. Некрасов «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Некрасова

Н. С. Лесков «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа

Изображение представителей царской власти в сказе Лескова

Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств народа в стихотворении Некрасова «Железная дорога» и в сказе Лескова «Левша»

Н. С. Лесков «Человек на часах».

А. П. Чехов «В мастерской художника слова» Урок-исследование

А. П. Чехов «В мастерской художника слова» Урок-исследование

Урок-концерт «Родная природа в лирике русских поэтов 19 века»

А. А. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Природа вокруг нас

А. Грин. Экскурсия в «Гринладнию»

А. Грин «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни

Душевная чистота главных героев книги Грина

М. М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши

Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца»

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне»

Особенности композиции и смысл названия сказки-были Пришвина. Проверочная работа

Сочинение «Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»»

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках

К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Д. Самойлов «Сороковые»

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой»

Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении

Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа»

В. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники.

Нравственные проблемы рассказы Распутина

Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Проверочная работа по произведениям Астафьева и Распутина

В. М. Шукшин. Слово о писателе. «Срезал», «Критики»  Особенности героев Шукшина

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла»

А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном»

С. Есенин. «Мелколесье, степь и дали…», «Пороша»

А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…» Тестирование по лирике

Н. Рубцов «Звезда полей». Тема  Родины в поэзии Рубцова

Контрольная работа по теории литературы

Из литературы народов России. Творчество К. Кулиева и Г. Тукая.

Промежуточная аттестация

Сервантес. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов

Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ СанчоПансы

Ф. Шиллер «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

П. Мериме «Маттео Фальконе». Романтизм и реализм в произведении

М. Твен «Приключения Гекельберри Финна». Дружба Тома и Гека

Том и Гек: общность и различие

Юмор в произведении

А. Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча

Маленький принц, его друзья и враги. Понятие о притче

Метерлинк «Синяя птица»

Метерлинк «Синяя птица»

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии»

Рекомендации на лето


[1] Материал, расширяющий программу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....