Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена для 9 класса по учебнику Литература. 9 класс. Учеб.дляобщеобразоват. организаций. В 2 ч. / (В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский); под ред. В.Я. Коровиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_9_kl.docx | 866.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2013 г. № 264 «Об Образовании в Республике Адыгея»;
- Основной образовательной программы общего образования;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района;
- Учебный план МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района на 2017-2018 учебный год;
- Программа по литературе (автор программы В. Я. Коровина), - М. : Просвещение, 2012 г.;
- Учебник Литература. 9 класс. Учеб.дляобщеобразоват. организаций. В 2 ч. / (В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский); под ред. В.Я. Коровиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Планируемые результаты изучения предмета
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание тем учебного предмета
Введение
Литература и её роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода па день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.
Николай МихайловичКарамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Александр СергеевичГрибоедов. Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...».
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».
Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики.«Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий».
Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.
Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).
«Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершённости поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлении о жанровых особенностях рассказа.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Тёмныеаллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века (обзор)
Общий обзор и изучение трёх монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина».
Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Образ Родины в поэзии Блока.
Сергей АлександровичЕсенин. Слово о поэте.
«Вот уже вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край тымой заброшенный...», «Той ты, Русь мояродная...», «Нивы сжаты, рощиголы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!»,«А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихио Мосте». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNODOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX-XX ВЕКОВ(обзор)
А. С. Пушкин. «Певец»;М. Ю. Лермонтов. «Отчего»: В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов.«Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»);Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас - и всё былое...»);А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Ятебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«.Божественная комедия» (фрагменты).Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворённого земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя).
«Фауст» - философская трагедия эпохи просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамике бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверие, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идеи трагедии.
Основной смысл великой трагедии – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастике. Фауст как вечный образ мировой литературы.
Теория литературы. Драматическая поэма (углубления понятия).
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов | Из них развития речи | Из них внеклассного чтения |
Введение. | 1 | ||
Древнерусская литература | 3 | 1 | |
Русская литература ХVIII века | 8 | 1 | |
Шедевры русской литературы ХIХ века | 51 | 7 | 4 |
Русская литература ХХ века | 29 | 4 | 2 |
Романсы и песни на слова русских писателей ХIХ- ХХ века | 2 | 1 | |
Из зарубежной литературы | 6 | 1 | |
Повторение | 2 | 1 | |
Итого | 102 | 13 | 9 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | |
1 | Введение. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. | 1.09 | ||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | ||||
2 | Литература Древней Руси.Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. | 4.09 | ||
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения. Основная идея произведения. | 5.09 | ||
4 | Р.Р. Анализ эпизода из «Слова о полку Игореве». «Плач Ярославны». | 8.09 | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА | ||||
5 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века. | 11.09 | ||
6 | М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». | 12.09 | ||
7 | М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды. | 15.09 | ||
8 | Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в оде «Властителям и судиям». | 18.09 | ||
9 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. Стихотворение «Памятник». | 19.09 | ||
10 | Понятиео сентиментализме.Н.М. Карамзин - писатель и историк. «Осень» как произведение сентиментализма. | 22.09 | ||
11 | Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»- произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека. | 25.09 | ||
12 | Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» | 26.09 | ||
ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА | ||||
13 | Понятиео романтизме. (Лекция). Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. | 29.09 | ||
14 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. | 01.10 | ||
15 | В.А.Жуковский «Светлана».Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини. Фольклорные мотивы. | 02.10 | ||
16 | ВН. ЧТ.Новаторство и традиции в поэзии XIX века. (Обзор произведений В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, К.Н. Батюшкова, П.Я. Вяземского, Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского.) | 09.10 | ||
А.С. ГРИБОЕДОВ | ||||
17 | А. С. Грибоедов: личность и судьба.История создания комедии «Горе от ума». Особенность композиции. | 10.10 | ||
18 | А.С. Грибоедов "Горе от ума".Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия комедии. | 13.10 | ||
19 | А.С. Грибоедов "Горе от ума".2 действие комедии. Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва. | 16.10 | ||
20 | А.С. Грибоедов "Горе от ума".3 действие комедии. Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов. | 17.10 | ||
21 | А.С. Грибоедов "Горе от ума".4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии. | 20.10 | ||
22 | Р. Р. И. А. Гончаров "Мильон терзаний ".Обучение конспектированию. | 23.10 | ||
23 | Р. Р. Контрольная работа по комедииА.С. Грибоедова «Горе от ума». | 24.10 | ||
А. С. ПУШКИН | ||||
24 | Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина. Основные мотивы лирики. (Лекция.) | 27.10 | ||
25 | Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина. | 07.11 | ||
26 | Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина. Ода «Вольность». Стихотворения «Деревня», «Анчар», « К Чаадаеву». «К морю». | 10.11 | ||
27 | Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики. | 13.11 | ||
28 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.«Я памятник…», «Пророк» и др. | 14.11 | ||
29 | Р. Р. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся) | 17.11 | ||
30 | ВН. ЧТ.«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. | 20.11 | ||
31 | История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Онегинская строфа. | 21.11 | ||
32 | А.С.Пушкин «Евгений Онегин».Онегин и столичное дворянское общество. | 24.11 | ||
33 | А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и поместное дворянское общество. Онегин и Ленский. | 27.11 | ||
34 | А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. | 28.11 | ||
35 | А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Две встречи Евгения Онегина и Татьяны. | 01.12 | ||
36 | Петербургское, поместное и московское дворянство в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 04.12 | ||
37 | Автор в романе как идейно-композиционный и лирический центр романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 05.12 | ||
38 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Реализм романа. | 08.12 | ||
39 | Р. Р.Классное сочинениепо роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 11.12 | ||
40 | Р. Р.Классное сочинениепо роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 12.12 | ||
41 | ВН. ЧТ. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей. | 15.12 | ||
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ | ||||
42 | М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха.Мотивы вольности и одиночества в лирике. | 18.12 | ||
43 | Образ поэта – пророка в творчестве М.Ю. Лермонтова. | 19.12 | ||
44 | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. | 22.12 | ||
45 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ «Думы». «Родина». | 25.12 | ||
46 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции. | 26.12 | ||
47 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».Печорин глазами странствующего офицера и Максима Максимыча («Бэла», «Максим Максимыч»). | 29.12 | ||
48 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Дневник как средство самохарактеристики героя. Печорин и контрабандисты («Тамань»). | 15.01 | ||
49 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». “Водяное общество” в восприятии Печорина («Княжна Мери»). | 16.01 | ||
50 | Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер. Сопоставительная характеристика персонажей романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». | 19.01 | ||
51 | Воля человека и предначертанность судьбы в новелле «Фаталист» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». | 22.01 | ||
52 | Р. Р. Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова. | 23.01 | ||
Н. В. ГОГОЛЬ | ||||
53 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.Поэма «Мертвые души». Обзор содержания. | 26.01 | ||
54 | Система образов поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. | 29.01 | ||
55 | Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Манилов, Коробочка. | 30.01 | ||
56 | Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Ноздрев, Собакевич. | 02.02 | ||
57 | Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Плюшкин. | 05.02 | ||
58 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». | 06.02 | ||
59 | Русь-тройка как образ-символ (лирическое и эпическое начала в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»). Образ автора. | 09.02 | ||
60 | Р.Р. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в литературной критике. Подготовка к домашнему сочинению. | 12.02 | ||
61 | Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. «Белые ночи». | 13.02 | ||
62 | Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | 16.02 | ||
63 | ВН. ЧТ. Л.Н. Толстой «Юность».Замысел автобиографической трилогии и её воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни. | 19.02 | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА | ||||
64 | А.П.Чехов «Тоска».Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. | 20.02 | ||
65 | А.П.Чехов «Смерть чиновника».Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. | 26.02 | ||
66 | И. А. Бунин «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. | 27.02 | ||
67 | Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования. Роль пейзажа в рассказе. | 02.03 | ||
68 | Р.Р.Самостоятельная работа. Отзыв о рассказе (А.П. Чехова, И.А. Бунина по выбору). | 05.03 | ||
69 | ВН. ЧТ. Поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. | 06.03 | ||
70 | Своеобразие лирикиА.А.Блока. Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…» и др. | 12.03 | ||
71 | С.А.Есенин. Своеобразие лирики. Тема Родины. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано…» и др. | 13.03 | ||
72 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…». | 16.03 | ||
73 | Слово о В.В. Маяковском. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. | 19.03 | ||
74 | М.Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Жизнь и судьба. | 20.03 | ||
75 | Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. | 23.03 | ||
76 | М.И.Цветаева. Биография поэтессы. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. | 02.04 | ||
77 | Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой «Стихи о Москве». «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | 03.04 | ||
78 | «Я отраженье вашего лица» А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике. | 06.04 | ||
79 | Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии.Особенности поэтики. | 09.04 | ||
80 | Н.А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого. | 10.04 | ||
81 | М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. | 13.04 | ||
82 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик. | 16.04 | 13.04 | |
83 | Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» | 17.04 | ||
84 | Б.Л. Пастернак.Философская глубина лирики.Вечность и современность в стихах о природе и любви. | 20.04 | ||
85 | А.Т.Твардовский. Стихи о Родине и о природе. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». | 23.04 | ||
86 | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихотворений о войне. | 24.04 | ||
87 | ВН.ЧТ.Из современной литературы. Б.Васильев «А зори здесь тихие». | 27.04 | ||
88 | А.И. Солженицын. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | 30.04 | 27.24 | |
89 | Тема праведничества в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». | 01.05 | 28.04 | |
90 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | 02.05 | 04.05 | |
91 | Контрольная работа по русской лирике ХХ века. | 04.05 | 04.05 | |
Романсы и песни на слова русских писателей ХIХ- ХХ века | ||||
92 | Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков. | 07.05 | ||
93 | ВН. ЧТ.Русская поэзия 2-ой половины XX века. Творчество Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого, Н.М. Рубцова и др. | 08.05 | ||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | ||||
94 | ВН.ЧТ. Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта. | 11.05 | ||
95 | Гай Валерий Катулл, Квинт Гораций Флакк, Данте Алигьери, Уильям Шекспир, Иоганн Вольфганг Гёте (доклады о творчестве авторов). | 11.05 | ||
96 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер. | 14.05 | ||
97 | У.Шекспир. «Гамлет».Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. | 15.05 | ||
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедииУ.Шекспира «Гамлет». | 18.05 | ||
99 | И.-В. Гёте. «Фауст».Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. | 18.05 | ||
ПОВТОРЕНИЕ | ||||
100 | Повторение изученного за год. | |||
101 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. | |||
102 | ВН.ЧТ. Обзор литературыдля летнего чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...