Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Шустова Лариса Владимировна

Урок в форме диалога учитель-ученики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Шедевры мировой литературы

Цели: способствовать формированию представления о национальных ценностях и традициях, формирующих проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос , обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия : добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

I.Оргмомент.

II. Постановка проблемного вопроса.

-У нас первый урок литературы в этом году. Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

III. Актуализация знаний/

- Давайте откроем учебник и познакомимся с ним. (Автор, содержание, разделы, форзац, иллюстрации, условные обозначения)

- Что мы знаем о литературе? Что мы называем литературой?

Литерату́ра — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.

Давайте попробуем понять смысл этого определения. Прежде всего, подумаем, почему же литературу называют одним из видов искусства.

- Какие виды искусства вы знаете? 

- Как каждый вид искусства себя выражает?

- Что является результатом творения этих видов искусства?

- Поэт и писатель выражает свои мысли, чувства, эмоции при помощи слова. Каким же талантливым он должен быть, чтобы выразить словами то, что он чувствует, чтобы его понял каждый читатель.

- Как вы думаете, о чем говорит писатель нам, читателям, какие темы поднимает в своих произведениях?

IV. Перед началом диалога предлагаю  Эссе.

Подумайте, какие важные вопросы в нём затронуты и как это связано с темой урока.

XIV областной виртуальный конкурс Эссе «Простые слова»

на тему: «Истина, добро, красота»(Работу выполнила: ученица 10 кл. Бубнова Анна (16 лет)Саратов 2014

        Простые слова “истина”, “добро”, “красота”. Мы слышим их с детства, привыкаем к ним, часто их употребляем. И только теперь, когда я села писать это эссе, я задумалась: а ведь действительно, что эти слова значат для всех вместе и для каждого в отдельности? Почему мы, часто произнося их и понимая смысл этих слов, поступаем наоборот?

Итак -  “добро”. Тут, казалось бы, все понятно. Добро – это справедливость, ответственность, милосердие, любовь к ближнему, к Отечеству, отзывчивость, готовность прийти на помощь, верность… Перечислять можно долго, то есть, в моем понимании добро – это все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества. Но почему вопрос о добре относится к “вечным вопросам” и человечество уже много веков отвечает на него? Чтобы все были счастливы, соблюдай простое правило: не делай другому того, чего себе не желаешь, то есть зла, чтобы мир стал добрее. Всем известно выражение: “Добро должно быть с кулаками”.  Но добро, навязанное силой и поддерживаемое с помощью неё, не перестает ли быть добром? Журналист Владимир Голобородько на эту тему высказался так:  “Дай кулаки добру, так зло сразу же объявит себя добром”. А сколько можно привести примеров, когда люди, совершившие зло, оправдывали себя тем, что это было сделано во имя добра.  Так, начиная с древности, с фактов приношения жертв во имя жизни и заканчивая современностью: это и многострадальная Украина (ведь пришедшие к власти силы обещают счастье народу – счастье на крови), это и политика американского правительства, которое под девизом борьбы с терроризмом и становления демократии вмешивается в дела других государств и сеет там хаос. Где здесь грань, которая отделит добро от зла? Какова цена добра? Великий  Микеланджело Буонароти сказал: “Не знаю, что лучше – зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред”.        

Очевидно, что всем приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны сами быть таковыми. Простая истина: чтобы в жизни было больше добра, необходимо помогать людям, не завидовать никому, прощать ошибки другим, поступать честно и справедливо. Ведь это сделать не сложно?

Добро – это движение души, сердца, а истина – движение разума. С точки зрения обществознания, “истина” – это подкрепленное практикой, научным экспериментом утверждение, точно отражающее действительность. Мы знаем об относительной и абсолютной истине. Но и здесь возникают вопросы: почему то, что кажется всем истинным и верным, часто в жизни не реализуется? Достаточно опять вспомнить о добре и зле. Немецкая писательница Фанни Левальд писала, что истина часто бывает настолько проста, что в нее не верят. А еще говорят, что “сколько людей, столько и мнений”. Можно ли это перефразировать как “сколько людей, столько и истин”, ведь вряд ли кто-то будет о себе говорить, что он лжет? Значит ли это, что истин много? Каждый считает истиной то, что хочет считать таковой. Мир еще не совершенен и изменчив, и наши знания о нем ограничены. Но каждому из нас хочется быть правым в своих суждениях и умозаключениях, добиться истины, узнать верные ответы на свои вопросы. И здесь, на мой взгляд, надо действительно стремиться к объективности, даже если это противоречит чьим-то желаниям. Ведь “главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины” (Л.Н.Толстой). Таким образом, истина и добро, разум и душа – две стороны человеческого баланса.

Русский философ В.С.Соловьев сказал: “Встаньте на почву истины, и путеводными звездами засияют красота и добро”. О красоте тоже можно много рассуждать – это и женская красота, красота природы, красота произведения искусства и многое другое, но самое интересное то, что красоту каждый из нас видит по-разному и, возможно, там, где другой и не видит её. Я считаю, что важнее всего красота души. Можно жить в не очень красивой местности, быть не слишком привлекательным внешне, но человек красив, если у него есть душа, если его внутренний мир возвышен и прекрасен. Конечно, красота тела и лица может восхищать. Но эта красота неполноценна, всегда будет казаться, что чего-то не хватает, если это будет “холодная” красота. Именно связь добра и красоты сделает мир лучше.

Подводя общую черту, хочу отметить, что современное общество называют обществом потребления и потребителей. В первую очередь, в личных качествах человека стали ценить деловитость, предприимчивость, рационализм. Но вместе с рациональными знаниями и умением мыслить важно развивать эмоционально-нравственную сферу человека, что предполагает самосовершенствование, гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, т.е. то, что мы относим к пониманию “нравственной личности”. И потому я уверена, что красота, добро и истина (и каждая ценность по отдельности) являются отличительными признаками человечности. Я попыталась  в своем  эссе соединить эти понятия, потому что между ними, на мой взгляд, существует неразрывная взаимосвязь, эти простые слова и делают человека человеком.

V. Работа со статьёй учебника стр3-4

Составить тезисный план.

VI. Мотивация учебной деятельности, стимулирование познавательного интереса.

- Итак, для чего нужна литература? Каких героев вы особенно хорошо помните? Каких авторов, какие книги вам больше всего нравятся? Какие качества в людях и в литературных героях вы больше всего цените?

- Литература помогает нам в жизни? Она дает нам совет, отвечает на наши вопросы? Мы сравниваем себя с литературными героями? На кого из них хотелось бы быть похожим?

- Как вы думаете, на что в человеке прежде всего воздействует любой вид искусства и, конечно же, литература?

- Согласны ли вы с таким утверждением: «У каждого человека есть чувства, эмоции, душа»?

- Прочитав одну и ту же книгу, все читатели одинаково ее оценят, или мнения могут быть разными? Почему?

-Что значит быть хорошим читателем?

Советы читателю(записать в тетрадь):

Читать как можно больше.

Читать то, что интересно.

Знакомиться с аннотацией перед чтением всей книги.

Читать вдумчиво.

VII. Беседа.

Что вы прочитали летом, скажите названия книг и назовите имена авторов.

- Назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашей памяти.

- О чем вам хотелось бы прочитать в течение учебного года?

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Чем интересен для вас был этот урок? 

-Что нового вы узнали?

Оценки за урок.

Домашнее задание. Стр.6-12. План для пересказа статьи о древнерусской литературе

История «Слова (стр.10-11)

Прочитать «Слово» стр. 160-189


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добро - универсальная категория нравственного сознания

Эпиграф: «Всего лучше начинать каждый день так: думать при пробуждении о том, нельзя ли в это день доставить радость хоть одному человеку.»Л.Н.Толстой ...

«Я спою вам о добре и зле…» - истинные и ложные ценности в сказке Г.Х. Андерсена «Соловей»

Данная работа - это конспект урока литературы по теме «Я спою вам о добре и зле…» - истинные и ложные ценности в сказке Г.Х. Андерсена «Соловей»....

Добро — универсальная категория нравственного сознания?

Сформировать представление учащихся о том, что добро — универсальная категория нравственного сознания с опорой на имеющиеся знания и свой жизненный опыт. Способствовать развитию самостоятельного...

«Может ли быть свобода без ответственности».

Понятие "Свобода" "Ответственность" "Честь"...

Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность.

11 класс Урок-исследование по обществознанию....

Разработка урока "Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина"

Цель урока:  формирование у  учащихся понятия об основных ценностях свободного общества и человека: свободы, выбора, ответственности.Задачи:Обучающая (познавательная) –   рас...

Конспект урока.Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина

Конспект урока.Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина...