Интегрированный урок по МХК и русской литературе «Родная природа произведениях поэтов, художников и композиторов "
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Интегрированный урок литературы, МХК по теме "Родная природа произведениях поэтов, художников и композиторов "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_mirovoy_hudozhestvennoy_kulture.docx | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по МХК и русской литературе «Родная природа произведениях поэтов, художников и композиторов "
Цель: формирование представлений о взаимосвязи видов искусства (живописи и поэзии) через творчество русских поэтов и художников-пейзажистов.
Задачи:
Обучающие: углубление и расширение знаний о пейзажном жанре; закрепление понятий взаимосвязи живописи и поэзии.
Развивающие: развитие умения анализа художественного произведения, расширение лексики учащихся в пределах темы урока.
Воспитывающие: воспитание чувства прекрасного к окружающей действительности и бережного отношения к природе.
Оборудование: компьютер, проектор.
Материал к уроку: опорный конспект, наглядно-демонстрационный материал: репродукции картин русских художников-пейзажистов; презентация в электронном варианте; выставка рисунков на тему « Времена года»; книжная выставка « Природа в произведениях русских писателей и поэтов», музыкальные фрагменты композиторов;
Используемые ЦОРы: Презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint, интерактивная доска
Краткое описание: Интегрированный урок литературы, МХК по теме "Родная природа произведениях поэтов, художников и композиторов "
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой.
Эпиграф: Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
С.Д.Дрожжин
I. Введение в тему урока.
Учитель литературы: Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Необычный, потому что вести его
будут сразу два учителя. Вместе со мной урок литературы будет проводить и ваш учитель МХК. Сегодня мы вспомним не только стихотворения русских поэтов, но и познакомимся с картинами русских художников, музыкальными произведениями. Узнаем, как они дополняют друг друга и помогают понять, что хотели выразить поэты, художники, композиторы своими произведениями.
(Звучит муз. фрагмент “Утро” Э. Грига)
II. Сообщение темы урока, цели и задач.
Слайд 1,2 Тема,цели,задачи
III. Повторение и обобщение ранее изученного.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами пытались разобраться, что такое человек в природе, желание человека постичь закономерности природы и какое место в жизни человека она занимает. Давайте вспомним, каковы были представления людей о природе в глубокой древности?
Ученик: В глубокой древности природа казалась человеку грозной и устрашающей. Ее тайные силы заставляли его трепетать перед могущественной и непонятной стихией.
Учитель: Совершенно верно, именно таким было восприятие окружающей действительности в давние времена. Как меняется восприятие природы человеком в эпоху античности?
Ученик: Все проявления природы человек стал приписывать величественным богам.
Учитель: Да, действительно это было свойственно эпохе античности. А что же произошло дальше во взаимодействии человека и природы.
Ученик: Постепенно человек перестал прятаться от ее стихийных проявлений, а более уверенно научился управлять ее законами.
Учитель: А в какой эпохе человек стал восприниматься как венец творения Бога?
Ученик: Это было в эпоху Возрождения.
Учитель: А что же стало главным объектом изучения природы в эпоху Просвещения?
Ученик: Природа и Разум стали главным объектом изучения, а сам человек стал восприниматься как часть природы.
IV. Изучение новой темы.
Учитель: Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает природу, ее “язык”. Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие - художники, поэты, композиторы. Глядя на картины А. Саврасова, И. Шишкина, В. Поленова, А. Куинджи и многих других прекрасных русских пейзажистов, можно с легкостью вспомнить подходящие по теме и настроению стихотворения А.Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н.Некрасова. Живопись и литература имеют между собой очень тесную взаимосвязь. Вы, конечно, любите путешествовать, открывать для себя все новые и новые горизонты. Предлагаем вам совершить необычное путешествие в удивительный мир природы, в котором нашими опытными проводниками и экскурсоводами станут не только замечательные художники и поэты, но и ваши одноклассники.
Слайд 3, 4,5,6. Перед вами портреты русских художников пейзажистов. С их картинами вы неоднократно встречались на уроках изобразительного искусства, русского языка и литературы.
Слайд 5.
Учитель: Запишите в тетрадях фамилии русских художников-пейзажистов (во время записи звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года”).
Слайд 7,8. Стих Ф.И. Тютчева. Стихотворение читает ученик
Не то мните вы природа,
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
Учитель: В этих замечательных словах русского поэта выражено восторженное отношение человека к миру окружающей природы. Не менее восторженно и поэтично он был запечатлен в произведениях искусства
Ученик : Жизнь человека всегда неотъемлема от природы. Познавая ее тайны, создавая мифы и легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту гармонию, которая существовала в природе. Она являлась источником вдохновения многих художников и поэтов. Безгранично любя свою Родину - Россию, они стремились воплотить в своем творчестве ее образ через образ природы. Это бескрайние леса, луга и долины, высокие горы и величавые реки, голубое небо с плывущими по нему, как белоснежные лебеди, облаками. Природа в искусстве всегда одухотворена (музыка смолкает). Природа в картинах то печальна, то радостна, задумчива или величава, она поражает нас насыщенностью колорита. Художники изображают природу во всем ее многообразии.
Ученик : Сколько прекрасных стихов, рассказов о природе написано русскими писателями и поэтами. А пейзажные полотна русских художников! Одним из распространенных жанров является пейзаж. В переводе с французского пейзаж означает “природа”, “местность”. Пейзаж появился в XVII веке в Голландии, где главным действующим лицом стала природа. В России пейзаж, как самостоятельный жанр складывается во второй половине XVIII века. Родоначальником русской пейзажной живописи считается Семен Федорович Щедрин – первый пейзажист, выпущенный Академией художеств.
Слайд 9.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с живописцами, которые все свое творчество посвятили изображению природы это- Левитан, Шишкин, Саврасов и другие. Она представлена в разное время года - осень, зима, весна, лето. Каждый художник видел что-то свое, постигал голоса природы по-своему. И мы сегодня попытаемся посмотреть на окружающий мир их глазами. Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по временам года.
Слайд 10. Осень (музыка П.И.Чайковского “Октябрь”)
Учитель: Свое знакомство с творчеством русских художников-пейзажистов мы начнем с осени. Посмотрите на картину. В ней чувствуется такая тишина, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко и отмечает свой тихий праздник.
Слайд 11. И.И. Левитан “ Золотая осень”
Учитель: Вот такую тишину осени, ясную радость отдыха передал русский художник – пейзажист Исаак Левитан в своей картине “Золотая осень”. Как удалось Левитану красками передать тишину природы? Ведь цвета на картине тревожно-контрастные: нежно-золотая листва берез и мрачная, лиловая вода реки. Но, посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов. Пятна света и тени лежат на широком поле, трава то золотится под лучом солнца, то становится серовато-пепельной от тонких облаков. Легкие тени берез трепетно скользят по склону холма, спускаются к реке и густеют до холодного, тяжелого цвета воды. От этого чувствуется умиротворенность
Слайд 12.
Учитель: А помните стихотворение Ф.Тютчева, созвучное этой картине? Стихотворение читает ученик
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос.
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Учитель: Назовите, пожалуйста, какие средства художественной выразительности используют поэты?
Ученики: метафоры, эпитеты, сравнения.
Учитель: Да, поэты и писатели восхищают искусством слова. Образные метафоры, эпитеты, сравнения позволяют проникнуть в саму глубь литературного произведения.
Слайд 13. В.Д. Поленов “Золотая осень”
Ученик : Осень заворожила многих художников. Василий Поленов тоже писал много картин о ней. И среди них “Золотая осень”. От нее веет тишиной, но есть в этой тишине, что-то настораживающее, тревожное. Отчего это? Ведь золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Но плавное медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени. Она скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, стоящие вокруг. Наверное, эта неравномерность движения и рождает тревогу.
Учитель: Константин Паустовский писал: “ Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Левитан оставил около ста “осенних” картин, не считая этюдов. Осень в картинах Левитана очень разнообразна. Как природу и живопись , Левитан любил литературу и музыку. Его называют великим поэтом природы. Тема природы прослеживается и в стихах русских поэтов. Наверное, нет такого поэта, который не воспевал бы в своих стихах красоту русской природы. Назовите этих поэтов.
Ученики: Это С. Есенин, А.Плещеев, И.Бунин.
Слайды 14-18. Фотогалерея
Учитель: Итак, назовите, пожалуйста, картины, которые вы запомнили, записав их в таблицу вашего опорного конспекта.
Учитель: Наше путешествие продолжает следующее время года – зима.
Слайд 19. Зима
Ученик 3: Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. В каждом времени года есть свое очарование. Русские художники не раз признавались в любви к зиме в своих картинах, показывая ее холодный величавый покой. Много стихов написано и поэтами, прочтите их (чтение стихов учащимися)
Слайд 20. К.А. Коровин “Зимой” (музыка П.И. Чайковского “Декабрь”)
Ученик : Всмотритесь в картину Константина Коровина “ Зимой”. Посмотрите, как удачно передает художник образ русской природы в зимний период. Живопись здесь легка, прозрачна, изысканна и в то же время полна трепета жизни. Деревенская изба и стоящая поодаль лошадка, запряженная в сани. Кругом - белый снег, от картины как бы исходит аромат зимнего воздуха. Полотно несет в себе тепло дома.
Слайд 21. И.Э. Грабарь “ Февральская лазурь”
Ученик : А вот перед вами “Февральская лазурь”. Грабарь считал это произведение самым задушевным в своем творчестве. Природа у художника словно празднует какой-то небывалый праздник. Она искрится радужными красками, наполнена ощущением простора и света. Очень четко вырисовываются на фоне голубого неба белые стволы и ветви берез, образуя как бы легкое кружево, сплетенное зимой. А вот как описывает зимнюю березу поэт Сергей Есенин (стих “Белая береза”).
Ученик : Красота зимнего морозного утра переливается всеми цветами радуги в работе А. Рябушкина “ Зимнее утро”. Зимние краски это: сине-голубое небо, фиолетово-синие тени на ослепительно белом снегу. Видны очертания коричнево-желтых стволов и веток деревьев. Все это вызывает у нас приподнятое настроение, прилив сил, одним словом – радость жизни.
Посмотрите, как по- разному художники изображают это время года в своих картинах. Кстати самым сложным для художника является изображение на картине белого снега.
Учитель: Картины и стихи зимней тематики представлены следующими авторами, познакомьтесь с ними. А .Мещерский «Зима», Г. Кондратенко «Зимний вечер»
Слайды 22-25. Фотогалерея
Учитель: Обобщим названия картин и авторов.
Слайд 26 (учащиеся называют)
Учитель: Скажите, пожалуйста, кто из русских поэтов назвал весну “утром года”, и почему?
- Правильно, А.С. Пушкин. Да, потому что весной просыпается природа, начинается бурное ее цветение. И нет такого человека, который не ощущал бы прихода весны. В настоящее время и мы чувствуем ее дыхание. Читает стихотворение ученик.
Еще в полях белеет снег,
В долине пар белеет тонкий,
И песню звонкую запел
В долине жаворонок звонкий,
Слайд 27. Музыка «Подснежник»
Слайд 28. А. К. Саврасов “ Грачи прилетели”
Ученик : Перед вами известная картина А. Саврасова “ Грачи прилетели”. Ее можно назвать визитной карточкой весеннего пейзажа в творчестве художника. Глядя на эту картину, чувствуется пробуждение сил природы. Перед нами – русская деревня с небольшой церквушкой и деревянным домом. На переднем плане картины – березы с еще нераспустившимися ветками. А вот и прилетели первые вестники весны_-_неугомонные грачи. С веселыми криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя темные лужи. Сколько звуков в этой природе! Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы деревьев. Эта картина, по праву считается одной из лучших картин А. Саврасова.
Слайд 29. И.И. Левитан “Март”
Ученик: Перед вами картина И. Левитана “ Март”. Вы заметили, как ярко светит солнце?
Мир залит светом, нежность которого подчеркивают синие тени на снегу. Простор ясного неба и яркость золотого света создают ощущение праздника весны, освобождения от скованности, оцепенения, холода. Деревья у художника как будто радостно танцуют и летят к небу. Весна представляется нам бесконечным миром без границ, где все ликует. Все в картине просто - обыкновенное, покосившееся от старости крыльцо, лошадка с пустыми санями и талая дорога.
Учитель: Давайте полюбуемся следующими картинами русских художников.
Слайд 30-33. Фотогалерея. Ученик читает стихотворение В.Жуковского «Жаворонок».
Учитель: Проверим вашу память.
Обобщение: Запишите, пожалуйста картины весенней тематики, назовите их. (Учащиеся записывают, затем называют)
Слайд 34. Лето (музыка П.И. Чайковского “Июнь”)
Учитель: Ох, лето красное! Любил бы я тебя…
Прошу продолжить дальше… (ученик читает стихотворение)
Кому принадлежат эти строки?
Ученики: А.С. Пушкину.
Учитель: Да, пушкинская шутливая характеристика лета, наверное, не совпадает с вашим представлением об этом времени года. Это самая прекрасная пора.
Слайд 35. И.И. Шишкин “Дубы в старом Петергофе (фонограмма пения птиц в лесу)
Ученик 7: Лес! Скольких художников вдохновил он на создание прекрасных произведений искусства. Его поэтический образ запечатлен поэтами, композиторами. Но певцом русского леса по праву называют Ивана Шишкина.
Слайд 36. Стихотворение “Среди долины ровныя” А.Мерзлякова читает ученик.
Учитель: Обратите внимание, как поэтичен дуб Шишкина – “цветет, растет высокий дуб в могучей красоте”. Как тесно переплетаются здесь живопись и поэзия.
Слайд 37. И.И. Шишкин “Дубовая роща”
Слайд 38,39. И.И. Шишкин “Корабельная роща”, “ Сосны, освещенные солнцем”.
Природа для художника – само благородство. Именно она может облагородить человека. Любимым деревом Шишкина был могучий красавец-дуб, поэтому именно этому дереву посвящаются многие картины художника.
Учитель: Летняя прогулка по лесу продолжается.
Слайды 40. А.Саврасов «После грозы»
Учитель: Запишите запомнившиеся вам картины летней странички, назовите их. Ну, а сейчас, давайте проведем конкурс на лучшего знатока. Кто больше запомнил картин за сегодняшний урок (работа с материалом на интерактивной доске).
V. Обобщение изученного материала.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по временам года. Вы убедились в том, как разнообразна пейзажная живопись, как много стихов написано русскими поэтами на
тему природы. Как тесно взаимодействуют между собой поэзия и живопись.
- Где и когда впервые появился жанр “пейзаж”?
- В XVII веке в Голландии. - Как вы думаете, картины художников точно передают те или иные уголки природы?
- Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы. А есть такие, которые созданы фантазией художника. - Назовите, пожалуйста фамилии художников-пейзажистов.
Ученики: (называют)
Учитель: Кого считают родоначальником русской пейзажной живописи?
Ученик: Семена Федоровича Щедрина.
Учитель: Картина всегда обращена к зрителю, ее можно назвать диалогом между художником и зрителем. Но можно назвать и диалогом между поэтом и художником. Стихи, каких русских поэтов прозвучали сегодня на уроке?
Учащиеся: (называют)
Учитель: Ребята, как вы думаете, что хотели передать художники в своих картинах, а поэты в своих стихах?
Ученик: Они воспевали красоту родной природы, передавая свое восхищение ею и чувство любви.
Учитель: Совершенно верно. Обращаясь к природе, человек не просто ее копировал, а создавал свой поэтический мир, где тесно переплетались сказка и быль, вымысел и реальность. Способность поэтизировать жизнь природы, наделять ее чертами прекрасного и возвышенного выразилось в образном и эмоциональном строе художественного творчества.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Подведем итоги сегодняшнего урока. Во-первых, мне хочется поблагодарить моих помощников-экскурсоводов, которые так интересно рассказывали о картинах художников, читали стихи.
- Назовите, чье выступление вам понравилось больше и почему (учащиеся оценивают выступления своих товарищей).
Учитель: Я рада, что наши с вами мнения полностью совпадают. Поэтому за урок они все получают “отлично”. Также мне хочется поблагодарить всех, кто принял участие в выставке рисунков на тему “Времена года”. Ваши работы также будут оценены. (Оцениваются остальные учащиеся)
Учитель: Что вам больше всего запомнилось на уроке? (Ответы учащихся)
- В чем вы испытали затруднение?
Учащиеся: Сложно запоминать названия картин и художников.
Учитель: За один урок, конечно, сложно. Но мы ведь не волшебники, мы только учимся! Благодарю всех за работу на уроке.
VII. Домашнее задание.
- Презентация “История одной картины”.
- Сочинить стих на тему “Природа”.
Да, ребята, природа - наше богатство. Кто-то сказал “ Там, где ступает нога человека - кончается природа”. Мне хочется, чтобы эта фраза к вам не относилась. Ведь именно человек должен сберечь, сохранить и преумножить природные богатства. Любите свою Родину - Россию, тот уголок, где вы родились и наш прекрасный город Цивильск. Сделайте свой город зеленым, красивым, неповторимым. (Муз. фрагмент “Времена года” П.И. Чайковского)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по английскому языку, русской литературе и МХК. Литературная гостиная «200лет Царскосельскому лицею».
Урок посвящён Царскосельскому лицею.200 лет прошло с тех пор, как открылся Императорский лицей в Царском Селе недалеко от Санкт-Петербурга – очень престижное образовательное учреждение, где обучались ...
Тема: «Формирование образа русской природы по произведениям поэтов, художников и работам мастеров народно – прикладного творчества"
Конспект занятия для детей коррекционного детского дома младшего и среднего школьного возраста...
Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы.
Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы....
Интегрированный урок по географии и русской литературе.
В 6 "б" классе прошел интегрированный урок по географии и русской литературе. Необычность урока состоялась в том, что урок вели сразу два учителя. Тема урока: "Полезные ископаемые Урала...
Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века
Разработка урока литературы в 5 классе, которая содержит презентацию, творческие работы обучающихся....
Презентация к уроку «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века»
Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему "Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века"...
Разработка урока. «Интегрированный урок по географии и русскому языку. У природы нет плохой погоды и плохих глаголов тоже нет…»
laquo;Интегрированный урок по географии и русскому языку. У природы нет плохой погоды и плохих глаголов тоже нет…»...
- Мне нравится (1)