Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Настоящая программа по литературе для общеобразовательной школы создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы Министерства образования и науки и опирается на программу «Литература» под редакцией Г.И.Беленького (5-11). Москва, «Мнемозина» в соответствии с требованиями программы развития НОУ «Центр-ЮССТ» г.Москвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_10klass.docx | 69.24 КБ |
Предварительный просмотр:
НОУ «Центр ЮССТ»
Программа одобрена
на заседании
педагогического совета школы,
от «03__» ____09____ 2012года
Программа утверждена
директором НОУ «Центр ЮССТ»
С.В.Коляскиной
от «__03» ______09__ 2012год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛИТЕРАТУРА
10 КЛАСС
МОСКВА
2013- 2014
Составитель: Винокурова В.Н., учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для общеобразовательной школы создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы Министерства образования и науки и опирается на программу «Литература» под редакцией Г.И.Беленького (5-11). Москва, «Мнемозина», 2009 год, в соответствии с требованиями программы развития НОУ «Центр-ЮССТ» г.Москвы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа реализуется по учебнику ЛИТЕРАТУРА. 10 класс. В 2ч. Учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред.Ю.И.Лыссого. – 6-е изд., стер.-М.: Мнемозина, 2008.-367с.
Выбор программы обусловлен следующими мотивами:
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по литературе 2004 года;
- социальным заказом родителей;
- построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности;
- включает базовые знания и умения, которыми должны владеть все учащиеся общеобразовательной школы;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности;
- учитывает возрастную психологию учащихся.
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
- Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.
- Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.
- Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Цели изучения литературы:
- приобщение к духовным ценностям народа коми;
- развитие личности ученика как представителя и умелого хранителя социально-
культурных ценностей Коми края;
- овладение знаниями о направлениях, художественных особенностях коми
литературы;
- воспитание гуманного отношения к людям разных национальностей, пробуждение
интереса к культуре малой Родины.
Основные содержательные линии:
- знакомство с личностью писателя;
- определение художественных особенностей произведений;
- установление взаимосвязей теории коми литературы с теорией русской литературы.
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа предусматривает прочное усвоение материала.
Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.
Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.
Этим целям подчинены структура и содержание программы курса литературы 10 класса.
Цель литературного образования – становление духовного мира человека,
создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Содержание курса литературы 10 класса составляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений. Характер организации материала способствует осознанию историко-литературного процесса. Соотнесённость общечеловеческого и конкретно-исторического подхода даёт возможность учителю обратиться к «вечным темам». Это позволяет усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся.
Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют раскрыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие – более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений.
Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей.
В программе обновлены списки произведений литературы XIX века, в том числе произведений для самостоятельного чтения.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
▪ целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
➢ воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
➢ развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
➢ освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
➢ овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
➢ познавательных: обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
➢ практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
➢ эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности;
➢ коммуникативных: совершенствование речевой деятельности учащихся на русском литературном языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами;
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
▪ выделение характерных причинно-следственных связей;
▪ сравнение и сопоставление;
▪ умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
▪ самостоятельное выполнение различных творческих работ;
▪ способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
▪ осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
▪ владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
▪ составление плана, тезиса, конспекта;
▪ подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
▪ использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
▪ самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате освоения обязательного минимума содержания образовательной области «Литература» ученики должны:
- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения;
- уметь воспроизводить их конкретное содержание, давать оценку героям и событиям;
- уметь анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство;
- характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл;
- группировать героев относительно главного конфликта и системы образов;
- определять особенности композиции; род и жанр произведения, своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;
- давать оценку изученных лирических произведений на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;
- знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
- характеризовать творческую историю романов;
- объяснять связь произведений со временем написания и нашей современностью;
- владеть монологическими диалогическими формами устной и письменной речи;
- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
- анализировать эпизод; объяснять его связь с проблематикой, устанавливать значение в произведении;
- составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;
- писать сочинения на литературную тему;
- выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- выступать с докладом, используя приемы ораторского искусства;
- передавать в устной и письменной форме свое, индивидуальное восприятие художественного произведения, свое видение действительности и понимание жизненных проблем, свои оценки фактов и явлений, своеобразно используя ресурсы родного языка, придерживаясь своего авторского стиля.
А также в результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен
знать/ понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10 КЛАСС
Базовый уровень
5/6 часов в неделю, 143 часа в год.
Контрольных работ – 7 (4 сочинения классных, 3 – домашних).
Развитие речи – 8 часов.
1. Введение - 2 часа
2. И.А.Гончаров - 13 часов
3. А.И.Островский – 12 часов
4. И.С.Тургенев - 13 часов
5. Н.А.Некрасов - 16 часов
6. Ф.И.Тютчев - 3 часа
7. А.А.Фет - 2 часа
8. А.К.Толстой - 2 час
9. Ф.М.Достоевский – 14часов
10. М.Е.Салтыков- Щедрин - 9часа
11. Л.Н.Толстой -32 часов
12. Н.С.Лесков - 4 часа
13. А.П.Чехов - 8 часов
14. Зачёт по материалу -8 час
15. Обзор зарубежной литературы – 4 часа
16. Обобщение и закрепление теоретического материала – 1 чаc
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
№ | Тема урока | Возможные виды деятельности уч-ся | Планируемые результаты | Возможные формы контроля , форма урока Информационное сопровождение | Дом.задание |
1 | Общая характеристика общественной и литературной жизни эпохи II пол. XIX века. Поиски путей развития России |
Запись лекции, ответы на вопросы учителя, знакомство с учебником. | Знать о своеобразии литературы ХIХ века, о становлении реализма в русской литературе. Уметь конспектировать лекцию учителя и статью учебника. Знать о жизненном и творческом поэтов; тексты произведений; особенности жанра оды. | Фронтальный опрос. Урок-беседа. Выставка книг. . | Прочитать разделы учебника Стр3-23 |
2 | Введение. Расцвет реализма в искусстве второй половины ХIХ века. Роман как господствующий жанр в художественном исследовании жизни. | Запись лекции, ответы на вопросы учителя, знакомство с учебником. | Знать о своеобразии литературы ХIХ века, о становлении реализма в русской литературе. Уметь конспектировать лекцию учителя и статью учебника. Знать о жизненном и творческом поэтов; тексты произведений; особенности жанра оды. | Работа в группах | Прочитать статью учебника о Гончарове, инд. задания |
3 | Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. | Запись основных положений лекции учителя, сообщения учеников. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; | Урок-лекция. Портретная галерея. | Прочитать 1ч романа «Обломов» |
4 | И.А.Гончаров. Трилогия о судьбах родины и русского человека: романы «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» | Знать важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; | пересказ | ||
5 | Роман «Обломов». Замысел. Художественное время и пространство в романе. Роль предметной детали. Обломов и его гости | Анализ глав об Обломове, составление его характеристики. | Уметь выделять характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; составлять характеристику героя. | Составление таблицы | |
6. | «Обломов». Диалектика характера Обломова. | Анализ глав об Обломове, составление его характеристики. | Уметь выделять характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; составлять характеристику героя. | Пересказ по таблице: характеристика героя | |
7 | Обломов и Захар. Анализ эпизода «Сон Обломова». Обломовщина как тип жизни | Сопоставительный анализ. | Перечитать 2часть романа отв. на вопросы. | ||
8 | Принцип сюжетной антитезы в романе. Обломов и Штольц | Выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем | Перечитать 3часть романа, главу 1 из 4ч.отв. На вопросы. | ||
9 | Тема любви в романе. Образ Ольги Ильинской | Уметь выделять характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; составлять характеристику героя. | Индивидуальные сообщения | Прочитать роман до конца. | |
10 | Обломов в доме Пшеницыной. Жизнь в семье Штольца Антитеза в романе | Сопоставительный анализ. | |||
11 | Авторская позиция и способы ее выражения в романе. | Работа по вопросам в учебнике, чтение и анализ эпизодов. | Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку. Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | Выборочный опрос. Урок-практикум. | |
12 | «Что такое обломовщина?» Анализ статьи Добролюбова. | Работа с конспектом статьи, составление рецензии на статью | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | Фронтальный опрос. Урок-практикум. Доп.материал из различных источников. | конспект |
13 | Обломов - «голубиная душа» или лишний человек? | Р.Р. Дебаты. | Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте. | Коллективная работа. Урок-анализ критической литературы. Материал из источников сети Интернет и энциклопедии. ИКТ защита проекта «Обломов - «голубиная душа» или лишний человек?» | презентация |
14-15 | Р.Р. Написание контрольного сочинения. | Сочинение. | Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. | Индивидуальный опрос. | |
16 | Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. | Сообщения учащихся по материалам учебника. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; | Индивидуальный опрос. Урок исследование с элементами лекции. Портретная галерея. | Прочитать пьесу А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся» Инд .карточки |
17 | Александр Николаевич Островский. Театр Островского. «Свои люди – сочтёмся» |
Выступление по карточкам | Совершенствование речевой деятельности учащихся на русском литературном языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами; | Ответить на вопросы | |
18 | Отражение русской действительности в комедии«Свои люди – сочтёмся». Особенности типизации | Совершенствование речевой деятельности учащихся на русском литературном языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами; | Словарная работа: стряпчий, салоп, понева | Прочитать драму «Гроза» | |
19 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. | Запись лекции учителя, работа с текстом – анализ. | Уметь правильно определять сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; | Фронтальный опрос. Урок закрепления теоретических сведений. Критические статьи о драме «Гроза». | Проследить по тексту антитезы а) Катерина – Кабаниха; Кулигин – Дикой; Катерина - Варвара |
20 | Своеобразие конфликта. | Анализ прочитанных глав, ответы на вопросы, составление характеристики героев. | Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение; | Фронтальный опрос. Урок-практикум. Статья Д.Писарева «Гроза» | Проанализировать образы Тихона и Бориса |
21 | Смысл названия. | Чтение и анализ выборочных эпизодов. | Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | Выборочный опрос. Урок-практикум. | Отв. на вопросы |
22 | Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. | Работа по теории литературы. | Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею. | Индивидуальный опрос. Текст драмы. | Статья Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». |
23 | Русская критика о творчестве А. Н.Островского | Выделение главного отличия разных точек зрения | Уметь анализировать различные точки зрения на одно и то же произведение. | Урок-семинар | Прочитать 1 действие «Бесприданница |
24 | Драма «Бесприданница». Действующие лица. Столкновение романтического отношения к жизни с прагматической философией | Чтение, анализ, словарная работа | Уметь правильно определять сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. | Работа над 1 действием | Прочитать2,3 действие «Беспридан ница», отв на вопросы |
25 | Карандышев и его соперники. Образ Паратова как пародия на героя печоринского типа. | Работа на 2,3 действиями пьесы | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; | опрос | Прочитать 4 действие «Бесприданница» |
26 | Трагическая судьба Ларисы. Роль параллельных сюжетных линий в драме | Работа над 4 действием | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; | ||
27 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению. | Выбор темы сочинения, определение плана, цитатного материала. | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее. | Статью учебника | |
28 | Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. Своеобразие творчества Тургенева | Сообщения учащихся по материалам учебника. Лекция учителя. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Сравнительная характеристика. | Прочитать один из романов «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» |
29
| Романы И.С.Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне». Обзор содержания. Прототипы | Сообщения учащихся по карточкам | Знать своеобразие творчества Тургенева | Общественно-исторический контекст | |
30 | Характеристика эпохи на материале романа «Отцы и дети» | Перечитать главы 4-7 | |||
31 | Базаров – герой своего времени. Нигилизм Базарова | Выборочный пересказ текста с анализом данного эпизода; составление портрета героя. | Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | Индивидуальный опрос. Уроки-практикумы. Иллюстрации к роману. | Перечитать главы 4-7 |
32 | Духовный конфликт героев. «Отцы» и «дети» в романе. | Подготовка к домашней контрольной работе. | Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | Урок-анализ эпизода. Работа с критической статьей. | Перечитать главы:6,9,10,11,16 3 карточки |
33 | Споры об искусстве и природе в романе «Отцы и дети» | Работа по вопросам учителя. | Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | Перечитать главы 16-19 Инд сообщения | |
34 | Любовь в жизни Базарова и Павла Кирсанова | Выборочный пересказ текста с анализом данного эпизода; составление портрета героя. | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; | Фронтальный опрос. Урок-практикум, урок развития речи. | Перечитать главы 20-21 Анализ сцены |
35 | Дружба в жизни Базарова. Анализ сцены «Под стогом сена» 21 глава. Базаров и родители | Выборочный пересказ текста с анализом данного эпизода; | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; | Перечитать главы 22-24.Объяснить мотивы поведения Базарова | |
36 | Анализ сцены дуэли между Базаровым и П.П.Кирсановым. противники или собратья по судьбе? | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | |||
37 | Анализ эпизода «Смерть Базарова». | Знать текст произведения ( глава27). | Статья Писарева, Антоновича, Овсянико-Куликовского | ||
38 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | Анализ критических статей. | Уметь обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение. | Урок с элементами диспута. | |
39-40 | Контрольное сочинение по роману «Отцы и дети» | Прочитать статью учебника о Некрасове, стр. 192-196 | |||
41 | Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Анализ стих-ния «Родина». Лирический герой поэзии Н.А.Некрасова | Сообщения учащихся по материалам учебника. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. | Фронтальный опрос. | Анализ стих-ния «Родина», инд.задание |
42 | Циклы стихотворений «На улице» и «О погоде». Некрасовский Петербург. Контрасты большого города. Издательская деятельность Н.А.Некрасова | Инд. Сообщени на тему «Н.А.Некрасов – издатель журнала «Современник» | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. | опрос | Подготовить выразительное чтение и анализ одного стихотворения на тему: «Народ в лирике Некрасова |
43 | Крестьянская тема в лирике Некрасова. Изображение различных сторон жизни народа | Выразительное чтение и анализ стихотворений | Знать план анализа стихотворения | выступление | Выучить наизусть отрывок из «Элегии» |
44 | Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «О Муза! Я у двери гроба…». | Чтение наизусть и анализ лирики . Определение средств выразительности. | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи. | Урок-практикум. | Подготовить выразительное чтение и анализ стих-ний «Памяти приятеля», «Пророк», «ПамятиДобролюбова» |
45 | Идеал революционера-борца в лирике Некрасова | анализ стих-ний «Памяти приятеля», «Пророк», «ПамятиДобролюбова» | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи. | Урок-практикум. | Прочитать стихотворения «панаевского цикла» |
46 | Тема любви. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка». | Чтение и анализ лирики . определение тем, мотивов, героя. Определение средств выразительности | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | Портретная галерея. | Прочитать стихотворения из сборника 1876-1877г |
47 | Нравственный облик лирического героя в поэзии Н.А.Некрасова. Исповедальный характер лирики Некрасова | Чтение стихотворения «Рыцарь на час» | Уметь анализировать художественное произведение; выявлять основную проблематику произведения | Подготовиться к сочинению по лирике Некрасова | |
48-49 | Р/Р Контрольное сочинение по лирике Н.А.Некрасова | Прочитать «Пролог» и гл1 «Поп» инд задания | |||
50 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. | Комментированное чтение вслед за автором. Анализ эпизодов. Определение замысла писателя. | Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | Фронтальный опрос. Урок-практикум. Книжная выставка. | Прочитать 1 часть поэмы до конца, отв на вопросы |
51 | Образ крестьян и помещиков в поэме. | Пересказ эпизодов о крестьянах, попе, помещике. | Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; Воспитывать стремление защитить слабых. | Индивидуальный опрос. Урок-практикум. | Прочитать часть поэмы «Крестьянка» |
52 | Тема русского богатырства, величие духа народа, Матрёна Корчагина и Савелий, богатырь Святорусский | Чтение эпизодов о народных заступниках. Анализ. Место эпизодов в поэме. | Определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; | Фронтальный опрос Иллюстрации к поэме. | Прочитать поэму до конца, отв на вопросы |
53 | Тема социального и духовного рабства. | Чтение эпизодов о народных заступниках. Анализ. Место эпизодов в поэме. | Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; создавать свой текст, основываясь на исходный; | Урок-семинар | |
54 | Образы народных заступников. Особенности языка поэмы | Чтение наизусть и анализ эпизодов . | Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; создавать свой текст, основываясь на исходный; Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; | Выборочный опрос. Урок-практикум. | Подготовиться к сочинению |
55-56 | Р.Р.Контрольное сочинение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | Написание сочинения. | Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее. | Урок развития речи. | |
57 | Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид». | Сообщения учащихся по материалам учебника и других источников. | Знать важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка. | Индивидуальный опрос. Урок-открытие. ИКТ Презентация о жизни Тютчева. | Статью учебника о Ф.И.Тютчеве, выучить наизусть стихотворение |
58 | Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…». | Чтение наизусть и анализ лирики . Определение средств выразительности. | Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | Выборочный опрос. Урок-практикум. Книжная выставка. | Анализ стихотворения |
59 | Любовная лирика. «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»). | Выразительное чтение и анализ стихотворений. | Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка. | Выборочный опрос. Урок-практикум. Книжная выставка | Выучить стихотворение по выбору |
60 | Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Даль», «Еще весны душистой нега…». | Сообщения учащихся по материалам учебника. | Знать важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Фронтальный опрос. Урок-погружение в новый материал. | Подготовиться к чтению наизусть |
61 | Любовная лирика. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице». | Чтение наизусть и анализ лирики . Определение средств выразительности. | Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка. | Индивидуальный опрос. Урок –концерт. | |
62 | Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно…». | Чтение и анализ лирики . определение тем, мотивов, героя. Определение средств выразительности. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать и анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка. | Выборочный опрос. Урок-практикум. | Выучить наизусть |
63 | Алексей Константинович Толстой. Поэма «Сон Попова» | Чтение и анализ поэмы | Уметь выразительно и наизусть читать и анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка. | Стр.257 Задание 6 | |
64-65 | Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. | Сообщения учащихся по материалам учебника. Лекция учителя. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. | Фронтальный опрос. Урок-беседа с элементами лекции. Портретная галерея. | Статья учебника стр.258 |
66-67 | Ф.М.Достоевский «Бедные люди». Традиции Пушкина и Гоголя в произведении | Сообщение о форме и композиции романа | Знать историю создания романа | Групповая работа по карточкам | |
68 | История создания романа «Преступление и наказание». | Запись плана и пунктов лекции учителя. | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение. | Урок-лекция. | Прочитать «Преступление и наказание» |
69 | В Петербурге Достоевского. Образ Раскольникова, Мармеладова | Перечитать главы пейзажи и интерьеры Петербурга | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; | Фронтальный опрос | По исповеди Мармеладова рассказать о судьбе Сони |
70 | Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | Выборочное чтение и анализ эпизодов романа; составление первичных характеристик героев. | Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею. | Характеристика героев. | Перечитать главы |
71 | Теория Раскольникова. Истоки его бунта. | Чтение и анализ эпизодов. определение тем, мотивов, героя. | Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | Индивидуальный опрос. | Анализ 3 визитов Раскольникова к Соне |
72-73 | Раскольников и Соня Мармеладова. Значение образа Сони Мармеладовой. | Чтение и анализ эпизодов. определение тем, мотивов, героя. | Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | Выступление групп | Перечитать главы |
74 | «Двойники» Раскольникова».Лужин и Свидригайлов | Составление портретов героев по их речи, поступкам. Определение средств выразительности. | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | Урок-исследование. Работа с критической статьей. | Как вы понимаете смысл финала романа? Инд. сообщение |
75 | Художественное время в романе.Роль эпилога в романе. | Сообщения уч-ся о роли и значении эпилога в романе, его краткое содержание; выборочное чтение отдельных его глав. | Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; | Фронтальный опрос. Урок-практикум. Сообщения из дополнительной литературы. | Отв. на вопрос, задание 20,стр.289 |
76-77 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению. | Сбор материала по теме сочинения, цитат, определение главной мысли, составление плана. | Уметь составлять конспект статьи; писать сочинение. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; Воспитывать негативное отношение к культу личности. | Урок развития речи. Критическая литература. | Подготовит проекты «Мой Салтыков-Щедрин» инд.сообщение |
78 | Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. | Сообщения учащихся по материалам учебника и дополнительной литературы из сети Интернет. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | Фронтальный опрос. Урок-исследование. ИКТ. Защита проектов «Мой Салтыков-Щедрин» | Прочитать главы романа |
79 | Обзор романа «Господа Головлёвы». | Анализ прочитанных глав, ответы на вопросы учебника. | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | Индивидуальный опрос. Урок-анализ эпизодов. Иллюстрации по теме. | Вспомнить анализ характеристики героя |
80 | Р.Р. Образ Иудушки Головлёва. | Составление характеристики героев. | Уметь составлять характеристику литературного героя, основываясь на его поступках; понимать приоритеты правильного воспитания; | Выборочный опрос. Урок-практикум. | Прочитать сказки |
81-82 | Сказки. | Краткий пересказ и анализ сказок, выявление их нравственного смысла. Запись в тетрадь. | Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | Урок-открытие. Фронтальный опрос. Иллюстрации по сказкам. | Прочитать роман «История одного города» |
83-84 | Обзорное изучение романа «История одного города». Сатира и гротеск в изображении истории | Рассказ об одном из градоначальников | Уметь составлять характеристику литературного героя, основываясь на его поступках; понимать приоритеты правильного воспитания; | выступление | |
85-86 | Р\Р Контрольное сочинение по творчеству Салтыкова-Щедрина | Сбор материала по теме сочинения, цитат, определение главной мысли, составление плана. | Уметь составлять конспект статьи; писать сочинение. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; Воспитывать негативное отношение к культу личности. | Развитие речи | Чтение статьи учебника о Н.С.Лескове стр305 |
87 | Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. Образы праведников земли русской. | Ответы уч-ся на вопросы по биографии и творчеству Лескова. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Фронтальный опрос. Характеристика героя. | Прочитать рассказ «Тупейный художник» |
88 | Анализ рассказа «Тупейный художник». Тема одарённости и погубленной красоты | Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | Сочинение-рецензия | Прочитать повесть «Очарованный странник» | |
89 | Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. | Чтение и анализ эпизодов . определение тем, мотивов, героя. | Понимать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе образов. | Индивидуальный опрос. Урок чтения вслед за втором. | Отв. на вопросы |
90 | Поэтика названия повести. Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании. | Определение средств выразительности. | Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | Фронтальный опрос. Урок-практикум. | Чтение статьи стр.317-318 |
91 | Лев Николаевич Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. | Сообщения учащихся по материалам учебника, презентации по экскурсии в Ясную Поляну и материалам сети Интернет. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности , в работе по систематизации материала. | Выборочный опрос. Урок-практикум. ИКТ Презентации «В Ясной Поляне» и «Жизнь замечательных людей». | Перечитать трилогию |
92 | Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». | Устные ответы, постр. на материале учебника. | Уметь объяснять мотивы написания произведений; Знать тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. | Выборочный опрос. Урок-практикум. Портретная галерея. | Прочитать «Севастопольские рассказы» |
93 | Война в восприятии Л.Н.Толстого. Человек и война в «Севастопольских рассказах» | Выборочное чтение | Учиться определять авторскую позицию | Подготовить сообщение по карточке | |
94-95 | Авторский замысел и история создания романа «Война и мир». Прототипы романа. Смысл названия и жанр романа-эпопеи | Выборочное чтение и анализ эпизодов романа; составление первичных характеристик героев. | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение. | Фронтальный опрос. Урок-практикум. Текст романа. | Перечитать главы1-17 1ч1том |
96 | Анализ эпизода «Салон Анны Павловны Шерер» | Выборочное чтение и анализ эпизодов романа; составление первичных характеристик героев. | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы | Фронтальный опрос. | Перечитать гл.22-25 1части1 тома, отв. на вопросы |
97 | Анализ эпизода «Князь Андрей в Лысых горах» | Выборочное чтение и анализ эпизодов романа; составление первичных характеристик героев. | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы | Фронтальный опрос. | Перечитать главы 3-7, 9-12 – 2 том; 4часть и главы 12-17, отв на вопросы |
98-99 | «Настоящая жизнь» в понимании Толстого | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы | Групповая работа | ||
100-101 | Князь Андрей на войне. Путь к славе и своему Тулону | Выборочное чтение и анализ эпизодов романа о Болконском; составление первичной характеристики героя. | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | Индивидуальный опрос. Урок-анализ эпизодов. Текст романа. | Перечитать 9 главу1части и 11-12 главы 2ч.2т. отв на вопросы |
102 | Духовные искания Андрея Болконского | Выборочное чтение и анализ эпизодов романа о Болконском; составление первичной характеристики героя. | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | Индивидуальный опрос. | Перечитать главы оПьере |
103 | …и Пьера Безухова. | Выборочное чтение и анализ эпизодов романа о Безухове; составление первичной характеристики героя. | Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | Выборочный опрос. Урок-практикум Иллюстрации к роману. | Чтение глав 6-22, 5ч., 2т |
104 | Женские образы в романе. | Систематизация материала и Наташе Ростовой, Марье Болконской в сравнении с Элен. | Воспитывать чувство патриотизма. Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; систематизировать материал о герое; Воспитывать чувство ответственности и справедливости. | Индивидуальный опрос. Урок-практикум. Иллюстрации к роману. | Прочитать главы: 3т., часть2, 19-21,24-25, 30-32 |
105 | Анализ эпизода «Бородинское сражение». Пьер на батарее Раевского | Систематизация материала | Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | Индивидуальный опрос. | Перечитать главы 4т |
106 | Пьер Безухов и Платон Каратаев. Духовное развитие Пьера | Выборочное чтение и анализ эпизодов романа | Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | Пересказ | Перечитать 3т,3ч,31-32гл |
107-108 | Образы князя Андрея и Наташи Ростовой. Семья Ростовых и семья Болконских. | Анализ презентации «Роль семейного воспитания в романе», запись основных положений в тетрадь. | Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | Выборочный опрос. Урок-практикум. ИКТ Презентация «Роль семейного воспитания в романе» | Таблица сравнение |
109 | Р.Р. Составление сравнительной характеристики героев. Настоящая жизнь героев Толстого. | Составление таблицы-сравнения. | Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | Выборочный опрос. Урок-исследование. Иллюстрации к роману. | Подготовка к сочинению |
110 | Домашнее сочинение. | Сбор материала по теме сочинения, цитат, определение главной мысли, составление плана | Уметь составлять конспект статьи; писать сочинение. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; Воспитывать негативное отношение к культу личности. | Развитие речи | |
111 | Тема народа в романе. | Анализ выборочных глав о народе. | Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | Критике о романе | Чтение критики |
112 | Кутузов и Наполеон. Проблемы истинного и ложного в романе. | Выборочное чтение и анализ эпизодов романа; составление первичных характеристик героев. | Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; Понимать историческую значимость деятельности человека или исторического события; Воспитывать чувство истинного патриотизма. | Индивидуальный опрос. Интеграция. Материал из истории о Наполеоне и Кутузове. | Перечитать 4т., 3ч., 7-11 |
113 | Партизанская война в романе | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц. | Выборочный опрос. Урок-практикум. Текст романа. | Прочитать ч2, перечитать эпилог | |
114 | Философия истории в романе | рассуждение | Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | Выборочный опрос. Урок-практикум. | Ответить на вопросы, подготовить сообщения |
115 | Эпилог. | Сообщения уч-ся о роли и значении эпилога в романе, его краткое содержание; выборочное чтение отдельных его глав | Развивать умение чётко определять тему, мысль своего сочинения, подбирать цитаты, правильно его оформлять, высказывать своё мнение аргументировано; Уметь самостоятельно организовывать свою работу. | Фронтальный опрос. Урок-дебаты. | Подготовка к сочинению |
116-117 | Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению. Р.Р. Написание контрольного сочинения . | Выбор темы сочинения, составление опорного плана, написание сочинения. | Уметь составлять конспект статьи; писать сочинение. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; Воспитывать негативное отношение к культу личности. | Развитие речи | |
118 | Жизнь и творчество после «Войны и мира» | Сообщения учащихся о романе «Воскресенье» | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности , в работе по систематизации материала. | беседа | Прочитать о Чехове, приготовить презентацию |
119 | Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. | Беседа по теме урока. Запись в тетрадь основных положений Презентация «Чехов в Мелихове». . | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. | Индивидуальный опрос. Урок-беседа. ИКТ Презентация «Чехов в Мелихове». | Прочитать рассказы. «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Черных монах» |
120 | Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Черных монах», | Выборочное чтение и анализ эпизодов романа; составление первичных характеристик героев. | Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц. | Характеристика героев. Выборочный опрос. Урок-практикум с элементами диспута. | Прочитать рассказ «Ионыч». |
121 | «Ионыч». Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» | Чтение и анализ Эпизодов рассказа . определение темы, мотива героя. Определение средств выразительности. | Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | Индивидуальный опрос. | История создания пьесы «Вишнёвый сад» |
122 | Особенности драматургии. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. | Чтение вслед за автором 1 действия, составление портретов героев. | Уметь характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | Фронтальный опрос. Урок-практикум. | Отв. на вопросы |
123 | Сад как символ в комедии «Вишневый сад» Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад» | Чтение 2 действия, анализ реплик героев. Диспут. | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | Просмотр худ.фильмов по рассказам Чехова. | Дочитать 2-е действие до конца |
124 | Тема угасания «дворянских гнёзд». | Анализ 3-4 действий, ответы на вопросы. Выводы по теме урока. | Уметь производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; | Индивидуальный опрос. Урок-практикум. | Подготовиться к сочинению |
125-126 | Р.Р. Написание сочинения. | Написание сочинения по проблеме пьесы. | Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее. | Индивидуальный опрос. Урок развития речи | |
127-135 | Зачёты по материалу 10 класса.
| Написание зачётной работы ( в формате тестов) | Знать важнейшие биографические сведения о писателях, основные темы их творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка. | Индивидуальный опрос. Урок-контроль. | |
136 | Вечные вопросы в зарубежной литературе. | Запись лекции учителя; сообщения уч-ся о прочитанных самостоятельно произведениях зарубежной литературы. | Знать особенности развития зарубежной литературы; важнейшие биографические сведения о писателях; Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Выборочный опрос. Урок-погружение в мир зарубежной литературы. Книжная выставка. | Прочитать рассказ Ги де Мопассана «Ожерелье» |
137 | Романтизм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан «Ожерелье» (обзор), | Беседа о проблемах прочитанных произв. | Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; характерные особенности стиля писателя. | Выборочный опрос. Урок-практикум. Книжная выставка. | Прочитать роман Гюго «Униженные и оскорблённые» |
138-139 | В.Гюго «Униженные и оскорблённые». Вопросы нравственности в романе. | Отзывы о прочитанных произв | Уметь составлять отзыв о прочитанном произведении; выразительно читать отдельные сцены и эпизоды из произведения; анализировать художественное произведение; выявлять основную проблематику произведения; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов; обосновывать свое мнение о произведении и героях. | Выборочный опрос. Урок-исследование. Книжная выставка. | Написать сочинение «Моё любимое произведение» |
140-143 | Резервные уроки |
Учебное и учебно-методическое обеспечение
для ученика:
ЛИТЕРАТУРА. 10 класс. В 2ч. Учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред.Ю.И.Лыссого. – 6-е изд., стер.-М.: Мнемозина, 2008.-367с.
Словари и справочники:
1) Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
2) Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
3) М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
4) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
5) Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
6) Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
4. ЛИТЕРАТУРА. 10 класс. В 2ч. Учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред.Ю.И.Лыссого. – 6-е изд., стер.-М.: Мнемозина, 2008.-367с.
5. Турьянская Б.И.., Гороховская Л.Н. Литература в 10 классе. Урок за уроком. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2007.- 480 с.
6. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
7. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...