Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Раздел программы | Количество часов | Содержание программы | Планируемые результаты |
Введение | 1 | Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. | Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 3 | Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. | Воспитание чувства патриотизма. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции. Освоение текста художественного произведения в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА | 11 | Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии. | Знание теоритического понятия «классицизм». Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания. |
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. | Знание основных закономерностей историко-литературного процесса и черт литературных направлений; основных теоретико-литературных понятий. Умение выделять характерные причинно-следственные связи. | ||
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия. | Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения. Освоение текста художественного произведения в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений. | ||
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм. | Знание теоретического понятия «сентиментализм». Умение выявлять в произведении конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА | 52 | ||
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. | Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. | ||
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). | Знание теоретического понятия «романтизм». Умение анализировать произведения, находить в тексте образы-символы, художественные средства изобразительности. Знание понятия «баллада», особенности жанра. Умение самостоятельно анализировать лирическое произведение. | ||
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. | Умение самостоятельно анализировать эпизод из драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику; развивать общеучебные навыки: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов. | ||
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. | Знание образной природы словесного искусства; знание содержания изученных литературных произведений; основных фактов жизни и творчества поэта. Выделение характерных причинно-следственных связей; Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; развитие устной и письменной речи; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний | ||
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). | Умение самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, умение выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять. Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. | ||
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. | Знание общей характеристики художественного мира поэта. Конспектирование литературно-критической статьи (фрагментов). Составление плана и письменный анализ стихотворения или анализ эпизода романа по плану. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Участие в коллективном диалоге. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных. | ||
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления). | Умение самостоятельно анализировать лирическое произведение. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции. | ||
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души». Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. | Умение участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; | ||
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия). | Умение самостоятельно анализировать эпизод из драматического произведения, сопоставлять образы, умение участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, выразительно читать произведения. | ||
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия). | Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся. | ||
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. | Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. | ||
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. | Умение воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев. | ||
Из поэзии XIX века Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений. | Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА | 26 | ||
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. | Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. | ||
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. | Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,; формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. | ||
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). | Умение выделять характерные причинно-следственные связи; сравнивать и сопоставлять, различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. | ||
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). | Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка | ||
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия). | Умение воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, | ||
Из русской поэзии XX века Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам | Развитие эмоционального восприятия художественного текста, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. | ||
Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | Умение самостоятельно анализировать лирическое произведение. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции. | ||
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. | Умение самостоятельно анализировать лирическое произведение. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции. | ||
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. | Знание теоретического понятия «модернизм». Уметь выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения. | ||
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | Уметь выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения. | ||
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. | Умение самостоятельно анализировать лирическое произведение, выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения. | ||
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. | Умение выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | ||
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. | Уметь выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения. | ||
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений). | Умение определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, роль изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному, выразительно читать лирические произведения. | ||
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. | Умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. | ||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 7 | ||
Античная лирика Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»). | Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; | ||
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. | Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе и ценностям мировой культуры; | ||
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела) | Воспитание любви и уважения к ценностям мировой художественной культуры, формирование гуманистического мировоззрения и гражданского самосознания, воспитание духовно развитой личности. | ||
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). | Умение самостоятельно анализировать эпизод из драматического произведения, сопоставлять образы, давать характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, обобщающую характеристику; развивать общеучебные навыки: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов. | ||
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Теория литературы. Философско-драматическая поэма. | Освоение текста художественного произведения в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания. | ||
Повторение | 2 |
.Календарно-тематическое планирование по литературе
9 класс
102 часа
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата фактически | Примечания |
1 | Литература как искусство слова | |||
2 | Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве» | |||
3 | Художественные особенности «Слова…»: | |||
4 | Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…» | |||
5 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Литература XVIII века (общий обзор). | |||
6 | М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление…» | |||
7 | «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | |||
8 | Г. Р. Державина «Властителям и судиям». | |||
9 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». | |||
10 | А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву" | |||
11 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | |||
12 | Н.М. Карамзин "Бедная Лиза". | |||
13 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. | |||
14 | Р. Р. Подготовка к сочинению. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений). | |||
15 | Понятие о романтизме. (Лекция) Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. | |||
16 | В. А. Жуковский «Море», «Невыразимое». | |||
17 | В.А.Жуковский «Светлана». | |||
18 | Вн. чт. К. Н. Батюшков. Е. А. Баратынский. | |||
19 | А. С. Грибоедов: личность и судьба. | |||
20 | "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия. | |||
21 | "Горе от ума". 2 действие комедии. Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва. | |||
22 | "Горе от ума". 3 действие комедии. Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов. | |||
23 | "Горе от ума». 4 действие. Смысл названия комедии. | |||
24 | Р. Р. И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию. | |||
25 | Домашнее сочинение по комедии "Горе от ума". "Век нынешний и век минувший" в комедии. "Софья начертана не ясно …"(А. Пушкин) "Смысл названия комедии". "Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова "Горе от ума" | |||
26 | Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба. | |||
27 | Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина | |||
28 | Свободолюбивая лирика | |||
29 | Любовная лирика. Адресаты любовной лирики Пушкина. | |||
30 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. | |||
31 | «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. | |||
32 | «Евгений Онегин» История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. | |||
33 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | |||
34 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | |||
35 | Анализ двух писем. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина | |||
36 | Автор в романе как идейно-композиционный и лирический центр романа. | |||
37 | «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | |||
38 | Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев Р. Р. Подготовка к сочинению по роману. | |||
39 | Вн. чт. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей. | |||
40 | М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике. | |||
41 | Образ поэта-пророка | |||
42 | Адресаты любовной лирики Лермонтова. | |||
43 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Думы». «Родина» | |||
44 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Композиция. | |||
45 | «Бэла». Печорин как представитель «портрета поколения». | |||
46 | «Максим Максимыч». Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | |||
47 | «Тамань». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | |||
48 | «Княжна Мери». Любовь в жизни Печорина. | |||
49 | «Фаталист». Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». | |||
50 | Р. Р. Домашнее сочинение. | |||
51 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. | |||
52 | Система образов поэмы «Мертвые души». | |||
53 | Р. Р. Обучение анализу эпизода. | |||
54 | Образ города в поэме «Мертвые души». | |||
55 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | |||
56 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора | |||
57 | Р. Р. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению. | |||
58 | А.Н.Островский. «Бедность не порок». Слово о драматурге. | |||
59 | «Бедность не порок» Особенности сюжета. | |||
60 | Ф.М.Достоевский. «Белые ночи». | |||
61 | Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». | |||
62 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». | |||
63 | Вн. чт. (По повести Л.Н.Толстого «Юность») | |||
64 | Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. | |||
65 | А.П.Чехов «Тоска». | |||
66 | Р. Р. Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (на примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова) | |||
67 | Вн. чт. Лирика Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | |||
68 | Русская литература XX века. Многообразие жанров и направлений. | |||
69 | И. Бунин. «Темные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | |||
70 | Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». | |||
71 | М.Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | |||
72 | Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». | |||
73 | М.А.Шолохов. «Судьба человека». | |||
74 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». | |||
75 | А.И. Солженицын. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | |||
76 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор | |||
77 | Тестирование по произведениям второй половины XIX и XX веков. | |||
78 | «Серебряный век» русской поэзии. | |||
79 | А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…» и | |||
80 | «О доблестях…» | |||
81 | С.А.Есенин. Тема Родины. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано…» и др. | |||
82 | Размышления о жизни, любви, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…». | |||
83 | Слово о В.В. Маяковском. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). | |||
84 | М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. | |||
85 | Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой | |||
86 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.. Философский характер лирики Заболоцкого. | |||
87 | А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике. | |||
88 | Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. | |||
89 | Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики. | |||
90 | А.Т.Твардовский. Стихи о Родине и о природе. | |||
91 | «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | |||
92 | Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв. | |||
93 | Тестирование по изученному материалу. | |||
94 | Вн. чт. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. | |||
95 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер. | |||
96 | У. Шекспир. «Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира | |||
97 | Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». | |||
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | |||
99 | И.-В. Гете. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. | |||
100 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. | |||
101 | Повторение. Итоговое тестирование. | |||
102 | Итоги года и задание на лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...