Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Баранова Наталья Николаевна

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l_9.docx47.94 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел программы

Количество часов

Содержание программы

Планируемые результаты

Введение

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

3

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Воспитание чувства патриотизма. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции. Освоение текста художественного произведения в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

11

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Знание теоритического понятия «классицизм». Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество.

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Знание основных закономерностей историко-литературного процесса и черт литературных направлений; основных теоретико-литературных понятий.

Умение выделять характерные причинно-следственные связи.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,         развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения. Освоение текста художественного произведения в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм.

Знание теоретического понятия «сентиментализм». Умение выявлять в произведении конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

52

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта.

 «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Знание теоретического понятия «романтизм».

Умение анализировать произведения, находить  в тексте образы-символы, художественные средства изобразительности. Знание понятия «баллада», особенности жанра. Умение самостоятельно анализировать лирическое произведение.

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Умение самостоятельно анализировать эпизод из  драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику; развивать общеучебные навыки: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

Знание        образной природы словесного искусства;

знание        содержания изученных литературных произведений; основных фактов жизни и творчества поэта.         Выделение характерных причинно-следственных связей;

Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; развитие устной и письменной речи;

выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Умение самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического  произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, умение выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять.

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.        

Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Знание общей характеристики художественного мира поэта. Конспектирование литературно-критической статьи (фрагментов).

Составление плана и письменный анализ стихотворения или анализ эпизода романа по плану. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания..

Анализ различных форм выражения авторской позиции. Участие в коллективном диалоге. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Умение самостоятельно анализировать лирическое произведение. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество.

«Мертвые души». Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.

Умение участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;        выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Умение самостоятельно анализировать эпизод из  драматического произведения, сопоставлять образы, умение участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;        выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, выразительно читать произведения.

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Умение воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста,

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

26

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,; формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Умение выделять характерные причинно-следственные связи; сравнивать и сопоставлять, различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Умение воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Развитие эмоционального восприятия художественного текста, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Умение самостоятельно анализировать лирическое произведение. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Умение самостоятельно анализировать лирическое произведение. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Знание теоретического понятия «модернизм». Уметь выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

 Уметь выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Умение самостоятельно анализировать лирическое произведение, выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Умение выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Уметь выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Умение определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, роль изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному, выразительно читать лирические произведения.

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

7

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе и ценностям мировой культуры;

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела)

Воспитание любви  и уважения к ценностям мировой художественной культуры, формирование гуманистического мировоззрения и гражданского самосознания, воспитание духовно развитой личности.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт).

Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Умение самостоятельно анализировать эпизод из  драматического произведения, сопоставлять образы, давать характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, обобщающую характеристику; развивать общеучебные навыки: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов.

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Освоение текста художественного произведения в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

Повторение

2

.Календарно-тематическое планирование по литературе

 9 класс

102 часа

 

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Дата фактически

Примечания

1

Литература как искусство слова 

2

Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве»

3

Художественные особенности «Слова…»:

4

Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»

5

Классицизм в русском и мировом искусстве.

Литература XVIII  века (общий обзор).

6

М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление…»

7

 «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

8

Г. Р. Державина  «Властителям и судиям».

9

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник».

10

А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"

11

 Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

12

Н.М. Карамзин "Бедная Лиза".

13

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

14

Р. Р. Подготовка к сочинению. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).

15

Понятие о романтизме. (Лекция)

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.

16

В. А. Жуковский «Море», «Невыразимое».  

17

В.А.Жуковский «Светлана».

18

Вн. чт. К. Н. Батюшков. Е. А. Баратынский.

19

А. С. Грибоедов: личность и судьба.

20

"Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

21

"Горе от ума". 2 действие комедии. Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва.

22

"Горе от ума". 3 действие комедии. Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов.

23

"Горе от ума». 4 действие. Смысл названия комедии.  

24

Р. Р. И. А. Гончаров "Мильон  терзаний ". Обучение конспектированию.

25

Домашнее сочинение по комедии       "Горе от ума".

"Век нынешний и век минувший" в комедии.

"Софья начертана не ясно …"(А. Пушкин)

"Смысл названия комедии".

"Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова "Горе от ума"

26

Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.

27

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

28

Свободолюбивая  лирика

29   

Любовная лирика. Адресаты любовной лирики Пушкина.

30    

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

31      

 «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.

32     

«Евгений Онегин» История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах.  

33

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

34

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

35

Анализ двух писем. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина

36

Автор в романе как идейно-композиционный и лирический центр романа.

37

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

38

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев Р. Р. Подготовка к сочинению по роману.

39

Вн. чт.  «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.

40

М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике.

41

Образ поэта-пророка

42

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

43    

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.  «Думы». «Родина»

44     

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Композиция.

45    

«Бэла». Печорин как представитель «портрета поколения».

46     

«Максим Максимыч». Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

47

«Тамань». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

48

 «Княжна Мери». Любовь в жизни Печорина.

49

«Фаталист». Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

50

Р. Р. Домашнее сочинение.

51

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.

52

Система образов поэмы «Мертвые души».

53

Р. Р. Обучение анализу эпизода.

54

Образ города в поэме «Мертвые души».

55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

56

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора

57

Р. Р. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.

58

А.Н.Островский.  «Бедность не порок». Слово о драматурге.

59

«Бедность не порок» Особенности сюжета.

60

Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».

61

Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».

62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».  

63

Вн. чт. (По повести Л.Н.Толстого «Юность»)

64

Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века.

65

А.П.Чехов «Тоска».

66

Р. Р. Подготовка к сочинению  «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (на примере произведений А.Н. Островского,  Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова)

67

Вн. чт. Лирика Н.А.Некрасова,  Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

68

Русская литература XX века. Многообразие жанров и направлений.

69

И. Бунин. «Темные аллеи».  «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

70

Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи».

71

М.Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

72

Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». 

73

М.А.Шолохов. «Судьба человека».

74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».

75

А.И. Солженицын. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

76

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор

77

Тестирование по произведениям второй половины XIX и XX веков.

78

«Серебряный век» русской поэзии.

79

А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...»,  «О, весна без конца и без краю…» и

80

«О доблестях…»

81

С.А.Есенин. Тема Родины. «Вот уж вечер...»,  «Разбуди меня завтра рано…» и др.

82

Размышления о жизни, любви, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…».

83

Слово о В.В. Маяковском. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).

84

М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

85

Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой

86

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.. Философский характер лирики Заболоцкого.

87

 А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике.

88

Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии.

89

Б.Л. Пастернак.  Философская глубина лирики.

90

А.Т.Твардовский. Стихи о Родине и о природе.

91      

 «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

92 

Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.

93 

Тестирование по изученному материалу.

94

Вн. чт. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др.

95

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

96

У. Шекспир. «Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира

97   

Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

98

Трагизм  любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

99

И.-В. Гете. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла.

100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

101

Повторение. Итоговое тестирование.

102  

Итоги года и задание на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...