Глупец хотел уверить нас, что Бог гласит его устами
статья по литературе (9 класс) на тему

Рязанова Ольга Васильевна

Статья об образах юродивых,"лишних людях" в русской литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryazanovaov_statya2.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рязанова О. В.

с. Татарка МКОУ «СОШ №11»

Глупец хотел уверить нас, что Бог гласит его устами.

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля дает следующее определение слова «юродивый»:  безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предведенье; церковь же признает и юродивых Христа ради, принявших на себя смиренную личину юродства; но в церковном же значении.

При употреблении слова «юродивый» или «блаженный» сразу почему-то представляется Храм Василия Блаженного, одна из красивейших и загадочных церквей России. Ходит легенда, якобы Василий Блаженный лично собирал деньги на этот храм. Сын царя Ивана Грозного Фёдор велел создать в Покровском храме придел Василия Блаженного, куда и поместили его мощи. На Руси юродивый – безумец и провидец одновременно, человек мужественный и бескорыстный. Он, как правило, обличитель неправды, защитник самых обездоленных, несмотря на то, что сам ничего не имел.

Образ юродивого прослеживается в мировой литературе: в трагедии «Гамлет» - образ шута, сам Гамлет притворялся сумасшедшим, в «Дон Кихоте» главного героя воспринимали как умалишенным, в пушкинском «Медном всаднике» Евгений способен грозить пальцем Медному всаднику только лишь, когда он теряет рассудок. Но подробнее  хотелось бы остановиться на образе юродивого из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».

А. С. Пушкин создал обобщенный образ юродивого. В своей трагедии автор интересуется житиями юродивых, существовавших на Руси в то время. Юродивый Николушка выглядит совершенно беззащитным: его обижают даже дети. Когда же перед ним появляется царь, то блаженный Николка просит Бориса Годунова зарезать обидчиков, как он сделал подобное с малолетним царевичем. Являясь выразителем настоящей правды, юродивый отказывается молиться за царя Ирода.

Гениальность Пушкина помогла ему увидеть и описать такую черту личности в юродивых, на которую указал Иисус Христос: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное». Николка как раз изображен ребёнком: речь, поступки, поведение.

Благодаря образу юродивого  Николки, у Пушкина А. С. получилось создать не только историческую, но и духовно-нравственную трагедию. Царь обличен низшим по сословию человеком, уста юродивого произносят истину абсолютного высшего начала.

Не только юродивые Христа ради были выразителями правды, выступали против существующего положения вещей, но  в русской литературе существует целое поколение «лишних» людей, которые в силу сложившихся обстоятельств находились в противоречии с действительностью.

Понятие «лишние люди» возникло в середине 19 века, когда герой литературного произведения по сюжету находился в разладе с обществом, со средой, его окружающей. К  «лишним» можно отнести и Гамлета, и Дон Кихота, и целую вереницу героев русской литературы 19 века. Остановиться  хотелось бы на самых ярких героях. Это Александр Андреевич Чацкий и Григорий Александрович Печорин.

Главный герой комедии А. С.Грибоедова «Горе от ума» - А. А. Чацкий, не участник победных походов Отечественной войны 1812 года, но,безусловно, их дитя, выросшее в атмосфере надежд на торжество наук и перспективные преобразования. Чуть возмужав, он и сам отправляется набираться ума и впечатлений в Европу, но возвратившись на родину, к своему недоумению, Чацкий находит её закоснелой, едва не хуже довоенного прошлого.

Автор писал в письме П.А. Катенину, что в его комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека, и он, естественно, в противоречии с обществом. Чацкого никто не понимает, он у всех вызывает раздражение, поскольку он «немножко повыше прочих». Чацкий сам не может понять, почему он противостоит всем героям, поэтому ему проще найти «где оскорбленному есть чувству уголок», чем отстаивать свою позицию и переубеждать.

В современном мире тоже достаточно «лишних», хотя конфликт не настолько явен, как это было в произведениях 19 века. Сейчас быть умным и выражать свою позицию немодно. Проще отсидеться, отмолчаться, быть «как все», потому что массой легче управлять, легче контролировать. В коллективе трудно иметь свое мнение, и уж куда труднее его отстаивать. Но чтобы добиться каких-либо успехов, быть замеченным, необходимо выделяться из толпы. А это можно сделать,  только имея грамотную, убедительную речь, обладать набором таких качеств, получивших название «харизма». «Встречают по одежке, а провожают по уму», - говорит русская пословица.

Григорий Александрович Печорин – представитель поколения сороковых годов 19 века, который, по словам Белинского,  сделал из себя «любопытный предмет своих наблюдений», он откровенно признается в своих недостатках, истолковывает свои поступки.

Встречались ли вам в последнее время люди, которые анализируют то, что они сделали хорошего и плохого? Если да, то очень редко. Не бояться говорить правду, не врать себе – высший этап самосознания. Печорин потому и лишний, что не обманывал себя, он видел обман, притворство, коварство в окружающих и хотел, чтобы остальные были честны. Конечно, кому будет приятно, когда начнешь понимать, что ты подлец, притворщик, лжец. Вот среда и отвергает такого героя, чтобы его не было. Хотя, если разобраться, Печорин всего в одном шаге от настоящего христианина: он пишет дневник, ведет исповедь на бумаге, признается в том, что он неправильно поступает. Вторым его шагом стала бы исповедь в церкви. На мой взгляд, Лермонтов положил начало исповеди в русской литературе, дальше пойдут герои Ф. М. Достоевского, которые по сюжету будут признаваться в своих грехах уже не на бумаге, а произносить раскаяние вслух.

В разные годы М.Ю. Лермонтов касался вопроса, волнующего каждого большого художника, - о назначении поэзии, миссии художника. Безбоязненно говорить правду о жизни, быть выразителем "мыслей благородных" - в этом поэт видел свой долг перед современниками. Не случайно Лермонтов сравнивал деятельность писателя с миссией пророков в библейские времена.

Быть может наиболее обобщенно о конфликте мужественной и благородной личности с косностью окружающей среды Лермонтов сказал в своем стихотворении "Пророк" (1841).

Уже первые строки стихотворения звучат достаточно емко и афористично:

С тех пор как Вечный Судия

Мне дал всеведенье пророка,

В глазах людей читаю

Страницы боли и порока.

Лермонтов заимствовал из Библии образ пророка и стремился быть верным этому миру. В библейские времена пророки были достаточно частым явлением. Это были глубоко образованные люди. Они выступали против пороков сановников и правителей, обвиняли их в том, что они гоняются за мздою, захватывают дома и землю соплеменников. Сохранились имена таких пророков: Исайя (VIII и VII вв. до н.э.), Иеремия (650 - 640 гг. до н.э). В одном из своих обращений к знати пророк Исайя от имени Бога заявляет: «Перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову».

Обладание знанием обо всем помогло Пророку понять тайные страсти и побуждения людей. В обществе злобы и лжи он стал «провозглашать... любви и правды чистые ученья». Слово любовь имеет глубинный смысл: это и любовь к ближним, и любовь к человеку вообще, любовь сильная, действенная, активная, оказывающая помощь всем, кто в ней нуждается. «Правды чистые ученья» предполагают утверждение высокой нравственности и добродетели. Но такая проповедь человечности вызывала обратную реакцию:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Поражает наличие слова бешено: оно говорит о каком-то остервенении, ожесточении людей, их реакции на призывы Пророка. И результат:

Из городов бежал я нищий...

Пророк находит для себя единственное пристанище - пустыню, где покой, полное единение с природой:

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Но при следующей встрече с людьми он услышал еще более страшные слова, чем некогда брошенные камни, от их старейшин, которые самодовольно и безжалостно судят Пророка:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

Для старцев человек, провозгласивший добро и справедливость как норму жизни, - глупец, который наказан Богом. Об этом свидетельствует его бедственного положение, к которому они не испытывают никакого сочувствия. Напротив, они удовлетворены тем, что перед ними изможденный человек, нищий.

 Старцы так и не могли простить проповеднику его независимости, неподчинения их авторитету. Пророк изгнан вторично. Впереди лишь годы одиночества. Но лирический герой сдержан в своих эмоциях, никого не обвиняет в своей участи и не жалеет о своей проповеди любви к людям.

После создания пушкинского «Пророка» прошло 15 лет, поэтому тональность лермонтовского стихотворения другая. Но ведь и содержание их разное: Пушкин лишь обозначил черты, которыми должен обладать поэт-пророк, чтобы «глаголом жечь сердца людей», Лермонтов же изобразил его в пору, когда он обратился к людям с проповедью любви и справедливости. В своем творчестве М.Ю. Лермонтов всегда обличал ложь и бездушие людей светского общества, осудил рабью покорность, духовную опустошенность своего поколения. Его обличения были всегда овеяны «мечтою благородной», его слово к людям было «очищено и обмыто» гуманистическим отношением к миру. Но Лермонтов, как и Пророк, оказался чужим в той среде, где вынужден был вращаться. И его преследовали за «правды чистые ученья». В письме к С. Карамзиной поэт пишет: «Только что я приехал в Ставрополь... и тотчас же отправляюсь в экспедицию... Пожелайте мне счастья и легкого ранения, это самое лучшее, что только можно мне пожелать... Признаюсь вам, что я порядком устал от всех этих путешествий, которым, кажется, суждено длиться вечность».

Таким образом, тема юродства, тема «лишнего» человека всегда будет актуальной, поскольку говорить настоящую правду в России может только тот человек, литературный герой, политик, который находится в оппозиции существующему обществу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "А Вы уверены?"

Буклет для родителей для выявления пристрастия детей к наркотикам...

Стихотворение "Друга глас" Волков Кирилл

Стихотворение посвящено А. С. Пушкину...

Методическая разработка к открытому внеклассному мероприятию «Народная мудрость гласит»

Урок – игра «Народная мудрость гласит» проводился в рамках месячника Культуры общения, рекомендованного Министерством образования Московской области Мероприятие нацелено на учащихся 1 курса колледжа.М...

Ругань не менее вредна, чем побои, гласит исследование.

Ругань не менее вредна, чем побои, гласит исследование....

Проект «Обучение через предпринимательство». Тема проекта «В успехе уверены»

В наше время время актуально развитие предпринимательства в разных направлениях. Одним из наиболее выгодных направлений предпри- нимательства является развитие сферы торговли и услуг. Развитию бизнеса...