Рабочая программа "Литература" для 5 классов
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
5 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.
Данная программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.
Коровина (М.: Просвещение, 2012 г).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. В основу курса школьной литературы положены принципы связи с жизнью, единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства.
Задачей курса является осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий
- овладение умениями: чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретиколитературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретацию произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;
- индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Содержание деятельности по литературе в 5 классе
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Общая характеристика учебного предмета
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё - к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок стихотворных и прозаических произведений, знакомство с отдельными сведениями по истории их создания, а также с фактами биографий писателей. Существует система ознакомления с литературой разных веков.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения. Именно эти навыки формирует преподавание литературы в 5 классе.
Учитывая рекомендации, изложенные в "Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования", в рабочей программе выделены часы на развитие речи (Р.Р.), на уроки внеклассного чтения (В.Ч.), проектную деятельность учащихся.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, список произведений для самостоятельного чтения.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение. Книга в жизни человека - 2 ч.
Устное народное творчество - 10 ч.
Из древнерусской литературы - 2 ч.
Из русской литературы XVIII века - 2 ч.
Из русской литературы XIX века - 43 ч. (в т. ч. 3 Р.Р., 7 В.Ч., 1 К.Р.)
Из русской литературы XX века - 27 ч. (в т. ч. 2 Р.Р., 4 В. Ч., 1 К.Р.)
Из зарубежной литературы - 15 ч. (в т. ч. 2 В.Ч.)
Итоговый тест - 1 ч.
Произведения для заучивания наизусть
В.А.Жуковский. "Спящая царевна" (отрывок).
И.А.Крылов. Басни.
А.С.Пушкин. "У лукоморья..."
Н.А.Некрасов. "Есть женщины в русских селеньях...", отрывок из стихотворения "Крестьянские дети" ("Однажды в студёную зимнюю пору...").
Ф.И.Тютчев. "Весенние воды".
А.А.Фет. "Весенний дождь".
М.Ю.Лермонтов. "Бородино".
По теме "Война и дети" 1-2 стихотворения.
По теме "О Родине и родной природе" 1-2 стихотворения.
Результаты освоения предмета
Личностные:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные:
- понимание ключевых проблем изученных произведений;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация изученных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
Учебно-методическое обеспечение
- Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
- Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (формат МПЗ). – М.: Аудиошкола: Просвещение, 2011.
- Дидактические материалы по литературе: 5 класс / Е.В. Иванова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Экзамен", 2013.
- "Система уроков по литературе 5 класс". CD-ROM. ФГОС 2014 г.
- Литература. Рабочая тетрадь 5 класс. Коровина. 1/2 часть. ФГОC.
- Портреты писателей (по программе "Литература" 5 класс).
- Альбомы демонстрационного материала по творчеству писателей (демонстрационный или индивидуально-раздаточный вариант).
- Настенные таблицы (термины и понятия в структурированном виде).
Материально-техническое обеспечение
- Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, CD-привод, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных программ).
- Сканер.
- Принтер лазерный.
- Диапроектор.
- Экран на штативе или навесной.
- Видеоплеер, DVD-плеер (видеомагнитофон).
- Телевизор.
- Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CDR).
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса:
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора, сказка, виды сказок, постоянные эпитеты, гипербола, сравнение,
- летопись, роды литературы, жанры литературы (начальные представления), басня, аллегория, понятие об эзоповом языке, баллада, литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, способы рифмовки, метафора, звукопись и аллитерация, фантастика в литературном произведении, литературный герой, сюжет, композиция.
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
- подготовить устный или письменный краткий, подробный, сжатый, выборочный пересказы;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем;
- аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать поступки, портреты, речь героев;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений; сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
- создавать сочинения-миниатюры по картине.
Промежуточная аттестация проводится один раз в год без прекращения образовательного процесса в соответствии с локальным актом и учебным планом.
Н№ п/п | Тема и тип урока | Дата проведени я план/факт | Колво часов | Планируемые результаты | Основные виды деятельности учащихся | Вид контроля | ||||||||
предметные | метапредметные УУД | Личностные УУД | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||
Введение (2ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
| ||||||||||||||
1 | Книга и её роль в духовной жизни человека Урок «открытия» нового знания. | 1 неделя | 1 | Научить пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека | Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы и обращаться к учебной литературе | Формирование «стартовой» мотивации к обучению | Изучение содержания параграфа учебника. Работа теоретическим литературоведчески м материалом |
| ||||||
2 | Книга как духовное завещание одного поколения другому | 1 неделя | 1 | Совершенствовать навыки пересказа, умения выделять основную мысль | Уметь осмысленно пересказывать и объяснять значение прочитанного.
| Воспитание любви к книге как духовной ценности нации | Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному | Письменны й ответ на проблемны й вопрос | ||||||
Устное народное творчество (10ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
3-4 | Малые жанры фольклора |
| 2 | Научить различать произведения малых жанров фольклора, | Уметь собирать и систематизировать материал, делать | Формировать целостный, социально ориентированный | Составление таблицы «Жанровые признаки | Представле ние проектов | ||||||
использовать их в устной и письменной речи, объяснять принадлежность конкретного текста к определённому жанру
| выводы; уметь работать в группе | взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | произведений УНТ», выразительное чтение произведений малых фольклорных жанров и их толкование, комментированное выставление оценок |
| ||||||||||
5 | Русские народные сказки. Сказка как вид народной прозы | 2 неделя | 1 | Научить различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать при сказывании характерные речевые обороты | Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Формулировать и удерживать учебную задачу. Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной деятельности | Составление конспекта статьи «Виды сказок», пересказ статьи «Сказители» | Тест | ||||||
6-7 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев |
| 2 | Научить выявлять художественные сказочные приёмы, определять мораль сказки, композиционные части, использовать при сказывании характерные речевые приёмы | Уметь самостоятельно делать выводы. Уметь планировать алгоритм ответа. Уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | Воспитание чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости | Составление конспекта статьи «Сказка. Постоянные эпитеты», участие в проблемном диалоге, рецензирование чтения других, | Художестве нный пересказ | ||||||
8 | Волшебная сказка героического содержания. «ИванЦаревич и чудоюдо» | 3 неделя | 1 | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок | Выделять и формулировать познавательную цель. Применять метод информационного поиска. Уметь устанавливать отношения сотрудничества | Формировать внутреннюю позицию на основе поступков положительного героя | Работа теоретическим литературоведчески м материалом, групповая работа по теме «Положительный и отрицательный герои», самостоятельная работа по теме «Гипербола» |
| ||||||
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» | 3 неделя | 1 | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, | Выделять и формулировать познавательную цель, уметь оценивать и формулировать то, что | Формировать навыки исследования текста | Изучение содержания параграфа учебника, |
| ||||||
понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок | уже усвоено, уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию | |||||||||||||
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель» | 4 неделя | 1 | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок | Выделять и формулировать познавательную цель, уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено, меть моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию | Формировать навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства | Работа в парах по теме «Бытовая сказка»,выразительн ое чтение текста, рецензировать чтение других, сопоставлять виды сказок, участие в проблемном диалоге, рецензирование чтения других, , участие в проблемном диалоге |
| ||||||
11-12 | Проект. «Художники – иллюстраторы сказок» | 4 неделя | 2 | Уметь выразительно читать сказки,, выражая личное отношение к прочитанному в процессе чтения; рецензировать выразительное чтение одноклассников и актеров; пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге; различать виды сказок, сопоставлять разные варианты сказок; выявлять виды художественных образов, характерные художественные приемы, фантастические | Уметь собирать и систематизировать материал, делать выводы; уметь работать в группе, выполняя учебные проекты. устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге;
| Усваивать гуманистические ценности нашего общества, формировать ответственное отношение к учебе, осваивать социальные нормы, правила поведения, осознанное отношение к собственным поступкам, осознание значение семьи в жизни человека; формировать коммуникативную компетенцию в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной , творческой и других видов деятельности |
| Презентаци я проектов | ||||||
элементы в сказках, их роль; составлять характеристику сказочных героев и средств создания образов, давать нравственную оценку героев сказок | ||||||||||||||
Древнерусская литература (2 часа) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
13 | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы». Герои летописного сказания | 4 неделя | 1 | Научиться понимать и воспроизводить тексты древнерусской литературы | Уметь искать и выделять необходимую информацию, осознавать усвоенный материал, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Формировать уважительное отношение к истории и культуре наших предков | Самостоятельная работа с литературоведчески м портфолио, составление тезисного плана статьи учебника, работа в парах по теме «Устаревшие слова» |
| ||||||
14 | Коллективный проект «Сюжеты и герои русских летописей» | 5 неделя | 1 | Уметь выразительно читать древнерусские тексты в современном переводе; рецензировать выразительное чтение одноклассников ; составлять характеристику героев древнерусской литературы, давать нравственную оценку героев летописей | Уметь пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге; уметь работать в группе, выполняя учебные проекты
| Усваивать гуманистические ценности нашего общества, воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну | Выразительное чтение древнерусского текста, устное рецензирование выступления учащихся, работа со словарём по определению значения незнакомых слов, участие в проблемном диалоге | Представле ние проектов | ||||||
Из русской литературы 18 века (2ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
15 | Ломоносов М.В. – учёный, поэт, художник, гражданин | 5 неделя | 1 | Уметь находить материал по теме, пересказывать фрагменты публицистического и научно-популярного текстов; | Уметь участвовать в коллективном диалоге; уметь работать в группе, выполняя учебные проекты; уметь определять тему текста, понимать идею | Усваивать гуманистические ценности нашего общества, воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну | Выразительное чтение текста, устное рецензирование выступления учащихся, слов, участие в |
| ||||||
пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы,
| текста; пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов | проблемном диалоге, пересказ фрагментов публицистического текста | ||||||||||||
16 | «Случились вместе два астронома в пиру». Научные истины в поэтической форме | 5 неделя | 1 | Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное | Уметь извлекать необходимую информацию из текста, анализировать стихотворный текст, читать вслух и понимать прочитанное | Формировать навыки самоконтроля и самоанализа | Работа в парах «Жанры литературы», составление тезисного плана по теме «Юмор» | Выразитель ное чтение | ||||||
Из литературы 19 века И.А.Крылов(5ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
17 | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра | 6 неделя | 1 | Уметь выразительно читать и инсценировать басни; рецензировать выразительное чтение одноклассников и актеров; пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге; составлять вопросы к басне, характеристики героев басни; создавать собственные иллюстрации к басням, презентовать их; | Уметь пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге; объяснять смысл морали в произведении
| Усваивать гуманистические ценности нашего общества, формировать ответственное отношение к учебе, осваивать социальные нормы, правила поведения, осознанное отношение к собственным поступкам; воспитывать чувство патриотизма | Выразительное чтение, устное рецензирование, участие в коллективном диалоге, составление вопросов, составление характеристик героев, работа со словарём литературоведческих терминов, создание иллюстраций, работа над проектом, игровые виды деятельности | Чтение наизусть Инсцениров ание басен Ответ на проблемны й вопрос | ||||||
18 | Осмеяние человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок» | 6 неделя | 1 | |||||||||||
19 | «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» | 6 неделя | 1 | |||||||||||
20-21 | Аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне» | 7 неделя | 2 | |||||||||||
В.А.Жуковский (3 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
22-23 | В. Жуковский. Слово о поэте. | 7 неделя | 2 | Научиться выделять черты народной сказки, | Уметь владеть техникой | Формировать умения давать нравственную | Выразительное чтение, работа в |
| ||||||
«Спящая царевна» | видеть особенности авторской сказки | художественного пересказа, конструировать осознанное произвольное сообщение в устной форме | оценку поступкам героев, | парах «Авторская сказка», лабораторная работа по теме «Герои литературной сказки» | ||||||||||
24 | В. Жуковский «Кубок». Нравственнопсихологические проблемы баллады | 8 неделя | 1 |
|
|
| Изучение содержания параграфа учебника «Баллада», самостоятельная работа «Благородство и жестокость» | Чтение наизусть | ||||||
А.С.Пушкин(7ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
25 | Детские и лицейские годы А.Пушкина. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | 8 неделя | 1 | Научиться находить в поэтических текстах изобразительновыразительные средства, определять внимание народного творчества на формирование взглядов поэта | Уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста, формировать ситуацию рефлексии, уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение | Формирование уважения к культурному наследию нашей Родины | Поиск сведений о поэте с использованием ресурсов Интернета, устно отвечать на вопросы, работа со словарём литературоведческих терминов, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; Самостоятельная работа с литературоведчески м портфолио, заполнение таблицы» Лирика», работа в парах «Стихотворная и прозаическая речь» | Электронны е презентаци и | ||||||
26 | «У лукоморья дуб зеленый» | 8 неделя | 1 | Научиться находить в поэтических текстах | Уметь объяснять особенности | Формирование познавательного | Выразительно читать (в том числе |
| ||||||
изобразительновыразительные средства, выразительно читать пролог, познакомиться с миром пушкинской сказки, героями и сюжетом поэмы «Руслан и Людмила» | стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста, уметь выделять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение
| интереса | наизусть), работа со словарём литературоведческих терминов, пересказ фрагментов текста поэмы, выделение этапов сюжета, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; составление плана характеристики героя, устно иллюстрировать события и героев | |||||||||||
27-28 | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»- её истоки. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной | 9 неделя | 2 | Научиться выделять основные черты сказки, отвечать на поставленные вопросы по содержанию, оценивать поступки и поведение героев, находить основную мысль, сопоставлять содержание сказки и музыкальных произведений – иллюстраций к сказке, слушать художественное чтение | Уметь производить поиск необходимой информации, анализировать текст, сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы, обосновывать и доказывать своё мнение | Формирование познавательного интереса, навыков саморегуляции | Составлять план характеристики героя, давать нравственную оценку героям, устно иллюстрировать события и героев |
| ||||||
29 | РР Обучающее сочинение | 9 неделя | 1 | Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы плана сочинения | Уметь производить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию, делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом по определению жанра произведения, выявлению сформированности определения композиционных | Сочинение | ||||||
особенностей текста, способности охарактеризовать героя | ||||||||||||||
30 | Урок внеклассного чтения по творчеству А.Пушкина | 10 неделя | 1 | Уметь выразительно читать тексты, находить художественные средства, определять их роль; уметь отбирать материал для характеристики героев, составлять сравнительную характеристику героев, пересказывать эпизоды, иллюстрировать текст, выделять основные мотивы произведения; объяснять отношение автора к героям, сопоставлять сказки со сходным сюжетом, объяснять выбор эпизодов для иллюстраций
| Уметь читать текст, отвечать на вопросы; составлять сравнительные таблицы, устанавливать ассоциативные связи с произведениями других жанров | Формировать целостное мировоззрение, усваивать гуманистические ценности нашего общества; народную мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев | Поиск сведений о произведении с использованием ресурсов Интернета, устно рассказывать, выразительно читать ( в том числе наизусть), устно отвечать на вопросы, работа со словарём литературоведческих терминов, пересказ фрагментов текстов, выделение этапов сюжета, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; давать нравственную оценку героям, устно иллюстрировать события и героев | Письменны й ответ напроблемн ый вопрс | ||||||
А.Погорельский ( 2ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
31-32 | «Чёрная курица или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения | 10 неделя | 2 | Уметь определять жанр произведения, подробно и сжато пересказывать отрывки из сказки; различать сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке | Пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге; объяснять смысл | Формировать целостное мировоззрение, усваивать гуманистические ценности нашего общества; народную мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, | Выразительное чтение, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование, | Пересказ | ||||||
морали в произведении
| гармоничность положительных героев | обсуждение произведений книжной графики к сказкам | ||||||||||||
П.Ершов (1 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
33 | Внчт«КонёкГорбунок» | 11 неделя | 1 | Уметь выбирать эпизоды для характеристики героев, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями | Устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге; объяснять смысл морали в произведении
| Усваивать гуманистические ценности нашего общества; народную мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев | Выразительное чтение, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование | Выборочны й пересказ | ||||||
М.Гаршин (1ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
34 | Героическое и обыденное в сказке «AttaleaPrinseps» | 11 | 1 | Уметь определять жанр произведения, подробно и сжато пересказывать отрывки из сказки; различать сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке | Пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге; объяснять смысл морали в произведении
| Формировать целостное мировоззрение, усваивать гуманистические ценности нашего общества; народную мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев | Выразительное чтение, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование, обсуждение произведений книжной графики к сказкам | Пересказ | ||||||
М. Лермонтов (3 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
35-36 | «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837) | 11-12 | 2 | Уметь передать содержание стихотворения, объяснять роль диалога, роль звукописи в описании событий | Пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге | Формировать целостное мировоззрение, усваивать гуманистические ценности нашего общества; воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг русского солдата | Поиск сведений о поэте с использованием ресурсов Интернета, устно рассказывать, выразительно читать (в том числе наизусть), устно отвечать на вопросы, работа со словарём литературоведческих терминов | Чтение наизусть | ||||||
37 | Внчт «АшибКериб» | 12 | 1 | Научиться понимать текст, аргументировать | Пользоваться справочной | Формирование познавательного | Использование ресурсов Интернета, |
| ||||||
своё отношение к героям | литературой для определения значений незнакомых слов, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге | интереса, расширение кругозора | выразительное чтение, подбор цитатных примеров, инсценирование фрагментов сказки, создание иллюстраций | |||||||||||
Н.Гоголь (4 ч)) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
38 | «Заколдованное место» Реальное и фантастическое в сюжете повести | 12 | 1 | Научиться понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в повести | Уметь пересказывать содержание текста, формировать ситуацию рефлексии, обосновывать и высказывать собственное мнение | Формирование навыков анализа текста, расширение кругозора | Работа со словарём литературоведческих терминов и Толковым словарём, пересказ фрагментов текста, создание иллюстраций к проекту |
| ||||||
39-40 | Внчт Картины народной жизни и родной природы в повести «Ночь перед Рождеством» | 13 | 2 | Научиться понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в повести | Уметь пересказывать содержание текста, формировать ситуацию рефлексии, обосновывать и высказывать собственное мнение | Формирование навыков анализа текста, расширение кругозора | Сопоставление повести с народными сказками, создание иллюстраций к проекту, инсценирование фрагментов повести |
| ||||||
41 | Реалистическое и фантастическое в повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Связь с фольклором | 13 | 1 | Научиться понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в повести | Уметь читать текст, отвечать на вопросы; составлять сравнительные таблицы, устанавливать ассоциативные связи с произведениями других жанров | Формирование навыков анализа текста, расширение кругозора | Составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование, характеристика героев, сопоставление повести с народными сказками, создание иллюстраций к проекту, презентация и защита своих проектов |
| ||||||
Н.Некрасов (3 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
42 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские | 14 | 1 | Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять | Уметь пересказывать содержание текста, интегрироваться в | Формирование интереса к культурному наследию | Устные и письменные ответы на вопросы с | Чтение наизусть | ||||||
дети» | сюжет изученного произведения | группу сверстников, обосновывать и высказывать собственное мнение | использованием цитирования; устное иллюстрирование, характеристика героев, поиск незнакомых слов, анализ различных форм выражения авторской позиции | |||||||||||
43 | Поэтический образ русской женщины в ст. «Есть женщины в русских селеньях» | 14 | 1 | Научиться находить автобиографичные элементы в лирическом произведении, чувствовать настроение автора через его речь | Уметь составлять план и пересказывать содержание текста по нему, формировать навыки работы в группе | Формирование интереса к культурному наследию, навыков самоанализа текста |
|
| ||||||
44 | Внчт «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа | 14 | 1 | Научиться находить автобиографичные элементы в лирическом произведении, чувствовать настроение автора через его речь, объяснять | Уметь составлять план и пересказывать содержание текста по нему, формировать навыки работы в группе | Формирование целостного мировоззрения, понимание гуманистических ценностей нашего общества; народной морали: нравственность – красота внешняя и внутренняя | Характеристика героев, устное рецензирование, поиск незнакомых слов, анализ различных форм выражения авторской позиции, презентация и защита проектов |
| ||||||
И Тургенев (5 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
45 | Краткий рассказ о писателе. «Муму». Реальная основа повести | 15 | 1 | Научиться выявлять основную нравственную проблематику произведения | Уметь работать со статьей учебника, создавать электронные презентации | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста | Поиск информации с использованием справочной и художественнопублистической литературы, ресурсов Интернета, устно рассказывать, выразительное чтение, устные ответы на вопросы, работа со словарём литературоведческих терминов |
| ||||||
46 | Духовные и нравственные качества Герасима | 15 | 1 | Научиться воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние | Уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей, строить высказывание с целью | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста | Инсценирование фрагментов текста, подбор цитат по заданной теме, создание |
| ||||||
связи его элементов | анализа текста, уметь обосновывать и высказывать собственное мнение | собственных иллюстраций | ||||||||||||
47 | Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека | 15 | 1 | Научиться словесно воспроизводить картины, созданные писателем, аргументировать своё отношение к героям произведения | Уметь формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе исследования, строить речевое высказывание – доказательство, сотрудничать в коллективе для разрешения поставленной проблемы | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста | Самостоятельная работа с литературоведчески м портфолио, работа в парах «Портрет литературного героя», различные виды пересказа, обсуждение произведений книжной графики |
| ||||||
48 | Роль пейзажа в повести | 16 | 1 | Научиться словесно воспроизводить картины, созданные писателем, определять роль пейзажа | Уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей, строить высказывание с целью анализа текста, уметь обосновывать и высказывать собственное мнение | Формирование познавательного интереса | Подбор цитат, иллюстрирующих понятие «пейзаж», создание собственных иллюстраций к повести, составление электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков» |
| ||||||
49 | РР Сочинение «Чему посвящена повесть «Муму»?» | 16 | 1 | Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы плана сочинения | Уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию, делать анализ текста, используя терминологию и полученные знания, определять меры усвоения изученного материала | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Поиск информации с использованием справочной и художественнопублистической литературы, ресурсов Интернета, работа со словарём литературоведческих терминов | Сочинение | ||||||
А.Фет (1ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
50 | Краткий рассказ о поэте. | 16 | 1 | Научиться выразительно читать | Приобретать навыки выразительного чтения, | Воспитание чувства гордости и уважения к | Выразительное чтение, устные | Чтение наизусть | ||||||
Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы | стихотворение, находить в поэтических текстах изобразительновыразительные средства | уметь проводить исследования прочитанного текста, применять метод информационного поиска, формировать ситуацию сотрудничества | культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста | ответы на вопросы, устное иллюстрирование, участие в коллективном диалоге, составление плана анализа лирического произведения | ||||||||||
Л.Толстой (4 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
51 | Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды | 17 | 1 | Научиться понимать гуманистическую направленность произведения, анализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи | Знать элементы биографии писателя, содержание прочитанного, составлять план учебных действий для раскрытия цели урока, уметь обосновывать и высказывать собственное мнение | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературного произведения | Поиск информации с использованием справочной и художественнопублистической литературы, ресурсов Интернета, устный рассказ о писателе, устные ответы на вопросы, поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы |
| ||||||
52 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | 17 | 1 | Научиться выявлять основную идею рассказа, видеть авторскую позицию, состалять сравнительную характеристику героев | Уметь проводить исследование текста по проблемным вопросам, формировать ситуацию рефлексии, формировать ситуацию сотрудничества | Усваивать гуманистические ценности нашего общества, воспитание доброты, ответственности за свои поступки, | Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге, нравственная оценка героев рассказа, составление с учителем электронной презентации по теме урока, иллюстрирование |
| ||||||
53 | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе | 17 | 1 | Научиться выделять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними | Уметь проводить исследование и давать личностные характеристики героям, строить высказывание с целью анализа текста | Формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества | Составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; устное |
| ||||||
иллюстрирование, характеристика героев, анализ эпизода | ||||||||||||||
|
|
| Уметь воспринимать художественный текст, использовать цитаты в связном ответе, обосновывать авторское отношение к главному герою, уметь строить монологическое высказывание,
| Уметь проводить исследование и давать личностные характеристики героям, строить высказывание с целью анализа текста | Формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества | Составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование, характеристика героев, анализ эпизода | Письменны й ответ на проблемны й вопрос | |||||||
54 | РР Сочинение. Обучение сравнительной характеристике героев | 18 | 1 | Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы плана сочинения | Уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию, делать анализ текста, используя терминологию и полученные знания, определять меры усвоения изученного материала | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Составление плана сравнительной характеристики героев и цитатного плана, нравственная оценка героев рассказа |
| ||||||
А.Чехов (3ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
55-56 | Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа | 18 | 2 | Научиться анализировать художественный текст, работать по алгоритму выполнения презентации «Иллюстрации к рассказам А.П.Чехова» | Пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов, работать с учебной статьёй, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, создавать электронные презентации, работать в группе | Формирование мотивации познавательного интереса | Поиск информации с использованием справочной и художественнопублистической литературы, ресурсов Интернета, устный рассказ о писателе, устные ответы на вопросы, поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы |
| ||||||
57 | Внчт Рассказы А. Чехонте | 19 | 1 | Научиться выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности, придающие юмористический пафос произведению, использовать речь персонажей как средство их характеристики | Пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов, , устно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, создавать электронные презентации, работать в группе | Формирование навыков анализа текста, юмористического отношения к некоторым жизненным ситуациям | Составление вопросов, устные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование, речевая характеристика персонажей |
| ||||||
Поэты 19 века о Родине и родной природе (обзор) (2 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
58-59 | Лирические произведения о Родине, о природе | 19 | 2 | Научиться выразительно читать, анализировать стихотворения, слушать актёрское чтение | Уметь проводить исследование текста, обосновывать и высказывать собственное мнение, формировать ситуацию рефлексии | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, любви к Родине | Выразительное чтение стихотворений, устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирического произведения, определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов, составление проекта «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» | Чтение наизусть | ||||||
Из литературы 20 века |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
И.Бунин (2ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
60 | Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине | 20 | 1 | Уметь анализировать эпизод, определять авторское отношение к описываемым событиям, сравнивать данное произведение со стихотворениями русских поэтов о родной природе и о | Выразительно читать текст, уметь отвечать на проблемные вопросы | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, воспитание патриотических чувств учащихся | Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование ответов уч-ся, устно и письменно отвечать на |
| ||||||
Родине; сопоставлять художественное произведение с живописным полотном, понимать чувства героев | проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге | |||||||||||||
61 | Внчт «Подснежник» Тема исторического прошлого России | 20 | 1 |
|
|
|
|
| ||||||
В.Короленко (3ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
62 | Краткий рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам | 20 | 1 | Научиться анализировать художественный текст, давать характеристики героям повести | Применять методы информационного поиска, уметь проводить исследования прочитанного текста, формировать ситуацию сотрудничества | Формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества | Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование ответов уч-ся, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы с цитированием текста, участвовать в коллективном диалоге |
| ||||||
63 | Мир детей и мир взрослых в повести. Особенности портрета | 21 | 1 | Научиться давать характеристики героям повести, выделять главное по теме в тексте | Осознанно строить речевое высказывание в устной форме, уметь обосновывать и высказывать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения | Формирование оценки содержания художественного произведения, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей | Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге, нравственная оценка героев рассказа, составление с учителем электронной презентации по теме урока, иллюстрирование |
| ||||||
64-65 | РР Обучение написанию сочинения (по эпизоду) | 21 | 2 | Уметь писать сочинение согласно алгоритму написания текста; логически верно излагать материал, аргументировать свою точку зрения, использовать | Пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов, работать с учебной статьёй, устно и письменно отвечать на | Формирование выстраивания системы личностных отношений | Обозначение границ эпизода, определение его темы, роли в тексте, характеристика действующих лиц, формулирование вывода о роли |
| ||||||
изобразительновыразительные средства для написания сочинения. | проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге; составлять план письменного высказывания | эпизода в тексте | ||||||||||||
С.Есенин (1ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
66 | Краткий рассказ о поэте. Поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России | 22 | 1 | Уметь определять жанровые особенности лирического стихотворения, понимать выраженное в стихотворении настроение, уметь анализировать лирическое стихотворение, выразительно читать его, находить изобразительновыразительные средства в тексте стихотворения; уметь определять стихотворный ритм стихотворения
| Выразительно читать поэтический текст, уметь отвечать на проблемные вопросы, организовывать работу в группе | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению | Выразительно читать стихотворения, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование, рассказывать о поэте, создавать электронные презентации иллюстраций, работать в группе |
| ||||||
П.Бажов (2 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
67 | Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика | 22 | 1 | Научиться различать жанр сказа и сказки, уметь выразительно читать сказы, выражая личное отношение к прочитанному в процессе чтения; рецензировать выразительное чтение одноклассников и актеров; выявлять виды художественных образов, характерные художественные приемы, | Овладевать навыками осмысленного чтения, уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, формирование уважительного отношения к труду, мастерству человека | Характеристика сюжета, его тематики, проблематики, идейноэмоционального содержания; составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование, |
| ||||||
фантастические элементы в сказах, их роль; составлять характеристику героев и средств создания образов, давать нравственную оценку героев сказок; уметь анализировать эпизод
| устное иллюстрирование, характеристика героев, устное рецензирование, поиск незнакомых слов, анализ различных форм выражения авторской позиции | |||||||||||||
68 | Трудолюбие и талант главного героя сказа | 22 | 1 |
|
|
|
|
| ||||||
К. Паустовский (3 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
69 | Краткий рассказ о писателе. Сказка «Тёплый хлеб». Тема и проблематика произведения. | 23 | 1 | Научиться определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки | Уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, развивать способности к регуляции деятельности по решению поставленных задач, применять метод информационного поиска | Формирование осознанного понимания и сопереживания чувствам других | Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа, работа со словарем литературоведческих терминов, презентация и защита проектов, выявление черт фольклорной традиции в сказке |
| ||||||
70 | Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке | 23 | 1 | Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя, видеть особенности | Уметь извлекать информацию из различных источников, планировать последовательность действий в | Формирование осознанного понимания и сопереживания чувствам других | Характеристика сюжета, его тематики, проблематики, идейно- |
| ||||||
изображения героев литературной сказки | соответствии с поставленной целью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения для принятия собственного решения | эмоционального содержания; составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование, характеристика героев, устное рецензирование, поиск незнакомых слов, анализ различных форм выражения авторской позиции | ||||||||||||
71 | Внчт Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения | 23 | 1 | Научиться определять тему произведения, выделять нравственную проблему, слушать и оценивать актёрское чтение, анализировать текст, определять композиционноязыковые особенности повествования | Уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, развивать способности к регуляции учебной деятельности, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Выразительное чтение, различные виды пересказов, устное рецензирование чтения и пересказов одноклассников, чтения актёров, участие в коллективном диалоге |
| ||||||
С Маршак (4ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
72 | Краткий рассказ о писателе. Пьесасказка «Двенадцать месяцев». Особенность драмы как рода литературы | 24 | 1 | Научиться объяснять особенности произведения, выяснять значения незнакомых слов, выразительно читать пьесу по ролям | Научиться искать и выделять необходимую информацию, оценивать полученную информацию с точки зрения нужности, уметь работать в группе | Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного самоопределения | Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование, устно и письменно отвечать на |
| ||||||
проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа, выявление черт фольклорной традиции в сказке, работа со словарем литературоведческих терминов | ||||||||||||||
73 | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок | 24 | 1 | Научиться пересказывать и анализировать фрагменты сказки, выразительно читать пьесу, слушать и оценивать актёрское чтение, видеть традиции народной сказки в пьесе | Уметь извлекать информацию из различных источников, планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения для принятия собственного решения | Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного самоопределения | Выявление черт фольклорной традиции в пьесесказке, определение художественной функции фольклорных образов, составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки, составление цитатного плана самостоятельного высказывания |
| ||||||
74 | Постановка спектакля по пьесесказке | 24 | 1 | Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя, видеть особенности изображения героев сказки-пьесы | Уметь извлекать информацию из различных источников, планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения для принятия собственного решения | Формирование осознанного понимания и сопереживания чувствам других | Выбор фрагмента сказки для постановки, распределение ролей и составление «замечаний для актёров» |
| ||||||
75 | Внчт Сказки С. Маршака для детей. | 25 | 1 | Уметь выделять нравственные проблемы, затронутые автором; уметь | Уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы | Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, | Характеристика сюжета, его тематики, проблематики, идейно- | Создание собственно й сказки | ||||||
сопоставлять художественные тексты, объяснять художественное своеобразие сказок, уметь характеризовать героев, их характеры | решения проблем творческого и поискового характера, развивать способности к регуляции учебной деятельности, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | эмоционального содержания; составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование; устное иллюстрирование, характеристика героев, устное рецензирование, поиск незнакомых слов, различные виды пересказов | |||||||||||
А.Платонов (2ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
76 | Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой | 25 | 1 | Научиться давать характеристику главного героя. Соотносить реальное и фантастическое в рассказе | Научиться понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию, планировать ответ, комментировать полученную информацию, уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе | Формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения | Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа, работа со словарем литературоведческих терминов |
| ||||||
77 | Быль и фантастика. Особенность восприятия главного героя рассказа | 25 | 1 | Научиться видеть особенный мир детства главного героя, соотносить реальное и фантастическое в рассказе | Уметь анализировать, корректировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения для принятия собственного решения | Формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения | Выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, письменная характеристика героя (с использованием цитирования), подбор материалов и |
| ||||||
цитат, аргументирование своего мнения | ||||||||||||||
78 | Контрольное тестирование | 26 | 1 | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест), уметь отвечать на вопросы теста, работать самостоятельно, формулировать свою точку зрения | Формирование навыков самоанализа и контроля ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования | Ответ на вопросы тестирования | Тест | ||||||
В.Астафьев (2ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
79 | Краткий рассказ о писателе. Автобиографичност ь рассказа «Васюткино озеро» | 26 | 1 | Научиться определять автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль, анализировать композицию произведения | Научиться понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию, уметь соотносить свои знания с поставленной целью, уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе | Формирование оценки содержания художественного произведения, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев | Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа работа со словарем литературоведческих терминов |
| ||||||
80 | Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа | 26 | 1 | Научиться давать оценку поступкам героя, определять значение картин природы, самостоятельной работе с текстом | Уметь извлекать информацию из различных источников, анализировать выбор учебного действия для достижения результата, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решение и | Формирование оценки содержания художественного произведения, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей, воспитание личностных | Нравственная оценка героя рассказа, анализ различных форм выражения авторской позиции, устное иллюстрирование, обсуждение книжной графики к рассказу, презентация и |
| ||||||
делать выбор | ценностей на основе образов героев | защита своих иллюстраций, составление плана (в том числе цитатного),самостоят ельного письменного высказывания | ||||||||||||
К. Симонов (1ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
81 | «Ради жизни на земле…. «Майор привёз мальчишку на лафете» | 27 | 1 | Научиться определять жанровые особенности лирического стихотворения, понимать выраженное в стихотворении настроение, уметь анализировать лирическое стихотворение, выразительно читать его, находить изобразительновыразительные средства в тексте стихотворения; уметь определять стихотворный ритм стихотворения
| Уметь выразительно читать поэтический текст, уметь отвечать на проблемные вопросы, организовывать работу в группе | Воспитание личностных ценностей, патриотизма, чувства гордости за свою страну, чувства ответственности и долга перед родиной | Краткий рассказ о поэте, . Выразительное чтение стихотворения, составление вопросов, устные ответы на вопросы, используя цитирование, участие в коллективном диалоге, анализ стихотворения |
| ||||||
А. Твардовский (1 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
82 | А. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети | 27 | 1 | Научиться выразительно читать стихотворение, сопоставлять литературные произведения | Уметь вычленять нужную информацию, развивать навыки анализа лирического текста, планировать алгоритм ответа, уметь строить монологическое высказывание | Формирование чувства патриотизма, воспитание личностных ценностей | Краткий рассказ о поэте, . Выразительное чтение стихотворения, составление вопросов, устные ответы на вопросы, используя цитирование, участие в коллективном |
| ||||||
диалоге, анализ стихотворения | ||||||||||||||
Произведения о Родине, родной природе (2ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
83-84 | Произведения о Родине, родной природе и о себе | 27-28 | 2 | Уметь определять жанровые особенности лирического стихотворения, понимать выраженное в стихотворении настроение, уметь анализировать лирическое стихотворение, выразительно читать его, находить изобразительновыразительные средства в тексте стихотворения; уметь определять стихотворный ритм стихотворения
| Выразительно читать текст, уметь отвечать на проблемные вопросы, организовывать работу в группе | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению | Выразительное чтение стихотворений, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование, рассказывать о поэтах, создание электронных презентации, работа в группе, составление электронного альбома |
| ||||||
Писатели улыбаются (2 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
85 | Саша Чёрный. Рассказы. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор | 28 | 1 | Научиться сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать героев и их поступки, находить изобразительновыразительные средства, придающие юмористический характер, расширить представления о юморе в литературе | Уметь извлекать необходимую информацию в предложенных текстах, анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, уметь формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании | Формирование эстетического воспитания мира с целью гармоничного развития личности | Выразительное чтение рассказов, пересказ их фрагментов, устное рецензирование чтения одноклассников, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге |
| ||||||
86 | ВнчтН.Тэффи «Валя» | 28 | 1 | Научиться сопоставлять литературные произведения одно с | Уметь извлекать необходимую информацию в | Формирование эстетического воспитания мира с | Выразительное чтение рассказа, пересказ |
| ||||||
другим, характеризовать героев и их поступки, находить изобразительновыразительные средства, придающие юмористический характер, расширить представления о юморе в литературе | предложенном тексте, анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, уметь формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании | целью гармоничного развития личности | фрагментов, устное рецензирование чтения одноклассников, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге | |||||||||||
Из зарубежной литературы (14ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
Р.Стивенсон (1ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
87 | Р.Стивенсон «Вересковый мёд». Подвиг во имя сохранения традиций предков | 29 | 1 | Научиться выразительно читать балладу, характеризовать героев и их поступки | Овладеть навыком смыслового чтения, развивать навыки анализа художественного текста, формировать навыки комментированного чтения, формулировать свою точку зрения и позицию | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведений | Поиск сведений об авторе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование ответов, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участие в коллективном диалоге, различные виды пересказа, работа со словарем литературоведческих терминов |
| ||||||
Д.Дефо (3ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
88-89 | Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека | 29 | 2 | Научиться выразительно пересказывать текст, характеризовать героя и его поступки, прослеживать изменения в поведении и характере, понимать значение романа в истории литературы | Научиться понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию, развивать способности учебной деятельности, уметь соотносить свои знания с поставленной целью, уметь планировать учебное сотрудничество в | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе | Устный рассказ, выразительное чтение, устно ответы на вопросы, составление плана произведения, характеристики героев, дава нравственная оценка |
| ||||||
коллективе | личностных ценностей | поступков героев, работа со словарём литературоведческих терминов; пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге 11111 | ||||||||||||
90 | Проектная деятельность «Робинзонада в литературе и киноискусстве» | 30 | 1 | Уметь использовать полученные знания для проектной деятельности | Уметь работать в группе, Пользоваться справочной литературой, информацией из других источников | Формирование ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Поиск информации с использованием справочной и художественнопублистической литературы, ресурсов Интернета, , устные ответы на вопросы, поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы защита проектов |
| ||||||
Х.Андерсен (4ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
91 | Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Художественная деталь. Кай и Герда | 30 | 1 | Научиться отличать литературную сказку от народной, выразительно пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки | Научиться видеть композицию произведения, научиться понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию, комментировать её, | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно-этического оценивания содержания художественного | Выразительное чтение сказки, пересказ её фрагментов, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, письменная |
| ||||||
уметь применять полученные знания | произведения | характеристика героя (с использованием цитирования), подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения | ||||||||||||
92 | Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней | 30 | 1 | Научиться видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев | Развивать навыки анализа текста, уметь выбирать критерии для сравнения персонажей, выполнять учебные действия постановки задачи на основе узнанного, формулировать свою точку зрения и позицию | Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Составление речевой характеристики героев, плана сравнительной характеристики героев нравственная оценка поступков героев |
| ||||||
93 | Победа добра, любви и дружбы в сказке. Викторина | 31 | 1 | Научиться понимать ценность дружбы и силу любви | Уметь выдвигать гипотезы при работе с текстом и обосновывать их, подбирать в тексте доказательства к ним, точно выражать свои мысли | Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Выразительное чтение сказки, пересказ её фрагментов, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, пис характеристика героев (с использованием цитирования), подбор материалов и цитат, аргументирование своего |
| ||||||
94 | Внчт Любимые сказки Андерсена | 31 | 1 | Научиться сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать героев и их поступки, находить изобразительновыразительные средства, | Уметь извлекать необходимую информацию в предложенном тексте, анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, уметь формулировать свою точку зрения в монологическом | Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Выразительное чтение рассказа, пересказ фрагментов, устное рецензирование чтения одноклассников, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге |
| ||||||
высказывании | ||||||||||||||
Ж.Санд (1ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
95 | «Чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Аллегория | 31 | 1 |
|
|
|
|
| ||||||
М.Твен (2ч) |
|
| 1 |
|
|
|
|
| ||||||
96 | Краткий рассказ о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера». Черты характера Тома | 32 | 1 | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков | Уметь извлекать необходимую информацию в предложенном тексте, анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, уметь формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании | Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Выразительное чтения текста, пересказ его фрагментов, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, пис характеристика героев (с использованием цитирования), подбор материалов и цитат, аргументирование своего |
| ||||||
97 | Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев М.Твена | 32 | 1 | Научиться понимать ценность дружбы | Уметь извлекать необходимую информацию в предложенном тексте, анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, уметь формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании | Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Выразительное чтения текста, пересказ его фрагментов, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, пис характеристика героев (с использованием цитирования), подбор материалов и цитат, аргументирование своего |
| ||||||
Дж. Лондон (3ч) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
98-99 | Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - повествование о взрослении подростка. Характер мальчика | 32-33 | 2 | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику | Уметь извлекать необходимую информацию в предложенном тексте, | Формирование способности оценивать содержание художественных | Выразительное чтения текста, пересказ его фрагментов, устные |
| ||||||
героев и их поступков, находить в тексте изобразительновыразительные средства | анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, уметь формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании | произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, пис характеристика героев (с использованием цитирования), подбор материалов и цитат, аргументирование своего | |||||||||||
100 -101 | Вн.чт Герои произведений Джека Лондона в экстремальных условиях | 33 | 2 | Научиться определять тему произведения, выделять нравственную проблему, анализировать текст, давать характеристику героев и их поступков, находить в тексте изобразительновыразительные средства | Уметь извлекать необходимую информацию в предложенном тексте, анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, уметь формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании | Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Выразительное чтение рассказа, пересказ фрагментов, устное рецензирование чтения одноклассников, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге |
| ||||||
102-103 | Проект: Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса | 34 | 2 | Уметь использовать полученные знания для проектной деятельности | Уметь работать в группе, Пользоваться справочной литературой , информацией из других источников | Формирование ответственного отношения к готовности способности саморазвитию самообразованию основе мотивац обучению и познанию | учёбе, и к и на ии к
| Презентация и защита проектов |
| |||||
104-105 | Итоговый тест | 34 | 2 | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест), уметь отвечать на вопросы теста, работать самостоятельно, формулировать свою точку зрения | Формирование навыков самоанализа и контроля ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, | Ответ на вопросы тестирования |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...