Внеклассное мероприятие по литературе "О вере, надежде, любви..." (11 класс) с презентацией
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему
Данное мероприятие проводилось в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания школьников, являясь одновременно одним из этапов планомерной работы по подготовке к итоговому выпускному сочинению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_literature.rar | 341.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе гуманитарного профиля на тему
«О вере, надежде, любви…» (По страницам русской литературы)
Цели мероприятия: развитие коммуникативной, речеведческой, социокультурной компетенций посредством совершенствования умения производить многоаспектный анализ художественного текста.
Оборудование: тексты художественных произведений, проектор, компьютер.
Ход мероприятия:
I. - Ребята, я сегодня очень счастлива, потому что имею возможность общаться с вами во внеурочное время, говорить о вечном, о том, что делает человека красивым, сильным, счастливым… Для того чтобы определить предмет разговора, давайте вспомним, что сегодня за день… 30 сентября… Что вы можете сказать об этой дате?
Ответ ученика: Это случилось еще в древние времена в Риме, при императоре Адриане, истреблявшем христиан. Принимать мученический венец за Христа и святую веру и преданность ему было в те годы явлением очень распространенным. Но сестры были совсем юными: Вере - 12 лет, Надежде – 10 лет, а Любови – 9 лет. И тем не менее они остались верны Христу до конца, несмотря на пытки, которым их подвергли. Сестры предпочли смерть, зная, что после нее их ждет жизнь вечная с Богом, которого они не предали. Мать София, похоронив дочерей, вскоре умерла на их могиле. С тех пор Православная Церковь превозносит святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию как образец беззаветного служения Богу и отмечает их память 30 сентября.
II. - София в переводе с греческого означает «мудрая». Но толкования имен Вера, Надежда, Любовь искать нет необходимости. Триединство звучит как с детства заученный стих, и каждому без слов понятно, что означают эти имена, ведь речь идет о самом светлом, самом лучшем, что только дал человеку Бог. Предлагаю тему мероприятия обозначить так: «О вере, надежде, любви…» (По страницам русской литературы.) Готовясь к нашей встрече, вы вновь обратились к русской классике, для того чтобы осмыслить уже известные произведения в новом свете…
- Ребята, я полагаю, вы согласитесь, что продуктивным наш диалог может быть лишь в том случае, если вы определите для себя цель этой встречи. Я хочу, чтобы вы, осмыслив услышанное и увиденное сегодня, написали эссе на тему «Чем люди живы?».
III. - Предлагаю прослушать романс Булата Окуджавы «Три сестры». Это позволит настроиться нам на размышления о христианских добродетелях…
IV. - «Три сестры, три жены, три судьи милосердных…» О вере, любви, надежде написано немало. Только благодаря этим составляющим жизни появились все художественные шедевры. А как иначе?
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»,- читаем мы в Первом послании св. Ап. Павла к Коринфянам.
- Апостол Павел высочайшим образом оценивал все три главные ценности христианства — веру, надежду и любовь, но любовь выделял особо. Согласно Библии, Бог есть любовь. Кто не любит, тот не познал Бога, тот, по словам апостола Павла, «медь звенящая». С тех пор, как Владимир в 988 году ввел христианство на Руси, вера стала неотъемлемой частью жизни русского человека. Никакое дело не начиналось без Божьего благословения, без молитвы… Проблема безверия всегда волновала мыслителей, писателей, поэтов. Что вы можете сказать об этом? В каком стихотворении А.С. Пушкин пишет о мироощущении неверующего человека?
Ответ ученика: В стихотворении «Безверие» пишет Пушкин о душевной пустоте, одиночестве неверующего человека:
Кто в мире усладит души его мученья?
Увы! Он первого лишился утешенья!..
… бродит с увядшею душой,
своей ужасною томимый пустотой,
то грусти слезы льет, то слезы сожаленья.
Напрасно ищет он унынью развлеченья;
Напрасно в пышности свободной пустоты
Природы перед ним открыты красоты;
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет Божества, а сердце не находит.
Учитель:
- Сергей Есенин с болью восклицал:
Стыдно мне, что я в Бога не верил,
Горько мне, что не верю теперь…
-Ребята, вы же понимаете, что когда речь идет о вере, на ум приходит творчество… Ф.М. Достоевского… Просмотрев фрагмент из кинофильма режиссера Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание» (встреча Раскольникова с Соней, один из ключевых эпизодов романа, IV часть, IV глава), вы должны будете ответить на вопросы:
- В чем правда Сони Мармеладовой?
- Что дает ей силы преодолевать жизненные трудности, почему она не бунтует, как это делает главный герой Родион Романович Раскольников?
- Что же открылось заблудшей душе убийцы после встреч с Соней?
Ответ ученика: Одна меткая фраза девушки «развенчивает» всю теорию Раскольникова: «Что ж бы я без Бога-то была?». Соня верит в Бога, Бог — её правда и сила. Если от безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избрала другой путь – молитву. Вера Сони намного сильнее и глубже, чем теория Раскольникова. Разговор Сони и Родиона «в нищенской комнате» открыл новую страницу в жизни обоих. Девушка еще больше уверилась в Боге, а Раскольников начал осознавать несостоятельность своей теории «властьимущих». Несмотря на возникшие разногласия, ближе стали друг к другу «убийца и блудница».
Обращение к очередному слайду презентации: «Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не на пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви», - писал Ф.М. Достоевский. (Любовь к людям, вера оказываются сильнее всех теорий, придуманных человечеством.)
V. - Надежда… Надежда зарождается из веры, ведь когда человек разумом начинает понимать, что чуда может не произойти, на помощь приходит это великое чувство. Так уж устроен человек, ему необходима надежда. Ребята, в каком из известных вам стихотворений о войне затрагивается эта тема? Нашли ли то произведение, которое, на ваш взгляд, наиболее точно, эмоционально передает состояние надеющегося человека?
Ответ ученика: Стихотворение К. Симонова «Жди меня» (читается наизусть).
- Стихотворение написано в августе 1941 года, оно выходит за рамки поэзии. «Жди меня» – как заклинание судьбы, в котором предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит, если надеется…
VI. - Часто бывает так, что надеясь на хорошее, мы не прилагаем усилий, чтобы приблизить это хорошее. А ведь «за счастье надобно бороться, и за мечту, и за любовь». Давайте просмотрим фрагмент из кинофильма «Ася» Иосифа Хейфица, экранизации одноименной повести И.С. Тургенева.
- Ребята, о чем этот эпизод? (О слабости человеческого духа, герой сознательно отказывается от любви …)
-Что же по-вашему любовь?
(Ученики зачитывают высказывания о любви.)
-А я в теперешнем состоянии воспринимаю любовь как «радостное приятие всего сущего», как всеобъемлющее чувство - основу человеческого бытия…
VII. -Да, любовь – понятие многогранное… О разной любви пишут русские писатели. О любви земной, о любви христианской написано немало… А.И.Куприн, И.А.Бунин…
О каком произведении идет речь? Какую любовь выбирает героиня и почему?
«Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами… А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками (а на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате)…
… Только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь … Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь — вы представить себе не можете, до чего дивно поют там стихиры! А в Чудовом еще лучше. Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи, воздух уж мягкий, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины, ее старины... Все двери в соборе открыты, весь день входит и выходит простой народ, весь день службы... Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!»
Ответ ученика: …Героиня «Чистого понедельника» принимает решение: в Чистый понедельник, после Прощеного воскресенья, уходит в монастырь. Не найдя красоты, духовности в современном ей мире, героиня уходит из него туда, где, как ей кажется, они есть: в прошлое, в монастырь. Она абсолютно уверена в том, что земное счастье не то, что нужно ей. Любви земной она предпочла любовь к Богу…
- Рассказ о любви, о любви к Богу, о вере, что даёт человеку смысл бытия. Кому принадлежат слова: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
Ответ ученика: Это рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Слова генерала Аносова.
- Любовь – это талант, сродни музыкальному. Только избранные могут познать такую любовь. Кто эти избранные?
Ответ ученика:
… Гимн любви земной звучит в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Оказывается, она есть, всепоглощаюшая, «сильная, аки смерть».
Речь идет о Желткове, герое рассказа «Гранатовый браслет»…Чувство героя пробудило царственно холодную, рассудительную Веру. Она плачет, читая последнее письмо Желткова… Такова сила любви, ее воздействия на человека.
-Ребята, а почему большинство из нас проживают жизнь, так и не узнав, что такое настоящая, бескорыстная, всепоглощающая любовь?
Ответ ученика: существует проблема эгоизма в любви, в угоду эгоистическим устремлениям человек отказывается от глубокого чувства…
- Я очень люблю поэзию Вероники Тушновой. Вот как она пишет о любви (чтение стихотворения «Мне говорят…):
Мне говорят: нету такой любви.
Мне говорят: как все, так и ты живи!
Больно многого хочешь,
нету людей таких.
Зря ты только морочишь
и себя и других!
Говорят: зря грустишь,
зря не ешь и не спишь,
не глупи!
Всё равно ведь уступишь,
так уж лучше сейчас уступи!
...А она есть. Есть. Есть.
А она - здесь, здесь, здесь,
в сердце моём
тёплым живёт птенцом,
в жилах моих жгучим течёт свинцом.
Это она - светом в моих глазах,
это она - солью в моих слезах,
зренье, слух мой, грозная сила моя,
солнце моё, горы мои, моря!
От забвенья - защита, от лжи и неверья - броня...
Если её не будет, не будет меня!
...А мне говорят: нету такой любви.
Мне говорят: как все, так и ты живи!
А я никому души
не дам потушить.
А я и живу, как все когда-нибудь будут жить!
- Я знаю, что вы тоже готовы читать стихи о любви…
Чтение стихотворения А. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне»:
…С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
- О мудрости… Ребята, я убеждена, что только мудрость наполняет чувства веры, надежды, любви подлинно глубоким смыслом. Права ли я, утверждая это?
Ответ ученика: Вспомните историю Петра и Февронии Муромских. Вряд ли бы их отношения стали символом любви, верности, если бы не мудрость героев… Феврония поступила мудро, оставив один струп на теле Петра; Пётр – когда не оставил жену по настоянию бояр; бояре поступили мудро, когда смирили свою гордыню и отправились на поклон. …Мощи святых Петра и Февронии, покровителей семейной жизни, хранятся в Муроме. 8 июля православная церковь вспоминает этих святых, которые прожили долгую семейную жизнь и умерли в один день – 8 июля – именно этот день считают Днём семьи, любви и верности…
- …Это удивительный праздник, с глубоким смыслом. У истоков веры, надежды и любви всегда находится мудрость. Вера связана с мудростью, надежда проистекает из мудрости, и любовь - это тоже плод мудрости. Эти чувства вполне самостоятельны и самодостаточны. Но связаны друг с другом как сестры и как мать с дочерьми.
VIII. Рефлексия.
– Я буду вам, ребята, признательна, если вы через несколько минут поделитесь своими впечатлениями об услышанном и увиденном сегодня… Чем же люди живы? Что делает человека сильным, красивым, счастливым?
(Прослушиваются ответы учеников.)
- Сегодня я смелая и решительная, потому что предлагаю вам прослушать то, о чем думала и писала, будучи вашей сверстницей:
- «Почему искренние, честные, умные, добрые люди бывают несчастны в жизни?
- «Многая мудрость рождает печаль…»
- «В чем мы найдем путь к совершенству? Христианское смирение, любовь к людям – вот путь к счастью, решение вопроса о социальной несправедливости…»
- «Я должна острее чувствовать чужую боль…» (после изучения романа «Преступление и наказание»).
- Можно по-разному любить, верить, надеяться… Но важно помнить, что все мы в этом мире странники, что есть вещи суетные, преходящие, а есть вечные ценности, ради чего нам и дана эта жизнь… Есть кое-что, что выше всего этого мирского, земного. Духовность спасает человека… Ребята, мне очень хочется, чтобы вы вместе с классным руководителем на очередном классном мероприятии посмотрели хорошее, глубоко нравственное кино. Фильм Владимира Хотиненко «Поп», созданный под эгидой Московской патриархии, рассказывающий о сложных страницах Великой Отечественной войны, о возрождении веры, об утверждении духовности, пусть станет для вас очередной ступенью в осмыслении мироустройства.
Литература
- А. И. Куприн. Повести и рассказы. — М.: Издательский дом «Никея», 2015
- Звёздный бисер имени. Вспоминая Веронику Тушнову // Литературная газета, 2015, № 13
- Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве И. А. Бунина /
Н. Г. Мельников. — М.: Книжница, 2010
- Мацуев Н. Русские советские писатели -1917—1967: Материалы для биографического словаря. — М.: Советский писатель, 1981
- Пономарёв А. В., Свящ. Андрей Рахновский, Прот. Леонид Грилихес, Свящ. Димитрий Юревич, Иером. Николай (Сахаров), Архим. Ианнуарий (Ивлиев). Евангелие // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007
- Рудницкий К. «Песни Окуджавы и Высоцкого» // журнал «Театральная жизнь», 1987, № 14-15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Час нравственности "День памяти Веры , Надежды, Любви и матери из Софии"
Данное мероприятие посвящено Дню памяти свм. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Ценность работы заключается в приобщение учащихся к духовно-нравственным ценно...
Внеклассное мероприятие по биологии «Обратная сторона любви»
Цель: сформировать представление о любви, как прекрасном чувстве, присущего всем людям и объяснить те сложные биохимические процессы, которые происходят в нашем организме в периоды влюбленности ...
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Поговорим о любви»
Это литературно-музыкальная композиция для обучающихся старших классов....
Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку «В любви и слове — правда мой закон» для учащихся 9-11 классов.
Всемирный год Шекспира- 2016.23 апреля 2016 г. весь мир отметил 400-ю годовщину памяти великого британского драматурга Уильяма Шекспира. Многочисленные мемориальные мероприятия прошли по всему свету, ...
Методическая разработка урока литературы « А нынче нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим…». Поэзия Веры, Надежды, Любви…
Тема урока и выбор материала не случайны. Одной из основных тем в русской поэзии середины и конца двадцатого века оставалась тема Великой Отечественной войны.Цель урока – знакомство ...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6-9 классов с презентацией. Интеллектуальная игра «В 39 царстве».
Описание: Интеллектуальную игру можно провести как внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6 – 9 классов во время недели математики. Подобранные задания занимательны и не ...
Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку для 9-11 классов "День Любви"
Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку для учащихся 9-11 классов "День Любви"...