Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Дашицыренова Элла Платоновна
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. к учебнику В.Я.Коровиной и др.  5-11 классы (базовый уровень)». (М.; Просвещение, 2016).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства. Осмысления историко-культурных сведений. Нравственно эстетических  представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_lieratura_8_klass.docx57.45 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

               «Средняя общеобразовательная школа №19 г. Улан - Удэ»

«Согласовано»                                 «Согласовано»                              «Утверждаю»            

Руководитель МО учителей     Заместитель директора                  Директор школа          

_____/Д.Р.Аюшеева/              по НР_____/Ю.Н. Белявская/_   _______/В.И. Хамнуев/                                              

От  Протокол №__                             Протокол № __                                       Приказ № __

«     » августа 2017г.                      «     » августа 2017г.                     « 01 » сентября 2017г.

                             

Рабочая программа

по русскому языку

                                                               

Класс:  8

                                       

                учитель русского языка и литературы

Дашицыренова Э.П.

категория: высшая

г. Улан - Удэ

2017-2018 уч/год


Рабочая программа по литературе . 8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. к учебнику В.Я.Коровиной и др.  5-11 классы (базовый уровень)». (М.; Просвещение, 2016).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства. Осмысления историко-культурных сведений. Нравственно эстетических  представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью;
  • Поэтапное, последовательное формирование умений  читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный  текст;
  • Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели действия, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • Обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • Обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • Обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения ООП  ООО всеми обучающимися, в том числе детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников;
  • Взаимодействие образовательного учреждения при реализации ООО с социальными партнерами;
  • Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • Организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества, проектной и учебно – исследовательской деятельности;
  • Участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • Сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:

  • Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономии , задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • Формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход  к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся;
  • Ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно – познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определение образовательно – воспитательных целей и путей их достижения;
  • Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико – литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Содержание деятельности по предмету

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес  которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико – литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на взаимосвязь литературы и истории, что определяет подготовку учащихся к восприятию курса на историко – литературной основе.

Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе 18, 19, 20 вв. Русская литература является одним из источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс  литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко – хронологического и проблемно – тематического принципов.

Содержание курса литературы в 8 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.)

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

В программе соблюдена системная направленность – курс 8 класса представлен разделами:

  1. Устное народное творчество.
  2. Древнерусская литература.
  3. Русская литература 18 века.
  4. Русская литература 19 века.
  5. Русская литература 20 века.
  6. Литература народов России.
  7. Зарубежная литература
  8. Обзоры.
  9. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1-8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

В рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся, в программу включен также перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

8 класс

Количество часов в год-68(2часа в неделю)

Количество учебных недель-34

Введение(1ч)

1. Введение. Литература и история. (Р.К. В.Бардадым «Радетели земли Кубанской». Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся)

Устное народное творчество (2 часа)
2. Отражение жизни народа в народных песнях. 
(Р.К. Народные казачьи песни. Лирические песни «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная, «Вдоль по улице метелица метет…». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен.
Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений). 
Фонохрестоматия
3. Предания как исторический жанр русской народной прозы. 
(Р.К. А.Баева «Ермаков поклон» (роль казаков-землепроходцев в открытии и освоении новых земель. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий). Фонохрестоматия

Из древнерусской литературы (2 часа)
4. Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы 
(«Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и бытия). Фонохрестоматия
5. 
Внеклассное чтение. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века (Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести) Фонохрестоматия

Из литературы ХVIII века (3 часа)


6. Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены) 
(Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического) Фонохрестоматия, презентация
7. Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина (по выбору учителя) 
(Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении) Фонохрестоматия, презентация
8. 
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению («Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века (на примере 1 -2 произведений)

Из литературы Х1Х века
9. И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз» 
(Слово о баснописце. Историческая основа басен. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков) Фонохрестоматия, презентация
10. 
Внеклассное чтение. И.А.Крылов – поэт и мудрец (Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова-журналиста, музыканта, писателя, философа) 
11. К.Ф.Рылеев. Думы К.Ф.Рылеева (Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф.Рылеева). Фонохрестоматия

А.С. Пушкин (10 часов)
12. А.С.Пушкин. Отношение А.С. Пушкина к истории и исторической теме в литературе (Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы) 
13. 
Семинар. А.С.Пушкин и история (Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе изученного в 6 – 7 классах) 
14. А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки) 
(История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора). Фонохрестоматия
15. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения 
(Герои и их исторические прототипы) 
16. Гринев: жизненный путь героя 
(Нравственная оценка личности Гринева. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич) Фонохрестоматия, презентация
17. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина 
(Семья капитана Миронова. Характеры героев и нравственные устои) 
18. Пугачев и народное восстание 
(Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке). Презентация
19. 
Развитие речи. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка» (Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка») 
20. 
Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Пиковая дама» (Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога) 
21. 
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

М.Ю.Лермонтов (4 часа)
22. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова 
(Слово о поэте. Обобщение изученного в 6 – 7 классах по данной теме). 
23. М.Ю.Лермонтов «Мцыри» 
(Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы). Фонохрестоматия, презентация
24. Особенности композиции поэмы «Мцыри» 
(Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы) 
25. [
b]Развитие речи. Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» (Темы сочинений: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри»)

Н.В.Гоголь (7 часов)
26. 
Семинар. Н.В.Гоголь и его отношение к истории, исторической теме (Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Н.В.Гоголя (с обобщением изученного в 5 – 7 классах)
27. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью» (История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников). Презентация
28. 
Практикум. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе (Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе). Фрагменты кинофильма
29. 
Практикум. Образ Хлестакова (Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление) Фрагменты кинофильма
30. 
Развитие речи. Особенности композиционной структуры комедии (Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении») 
31. 
Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. «Шинель» (Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояния бездушию общества). Фрагменты кинофильма
32. 
Практикум. Мечта и реальность в повести «Шинель» (Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании)

М.Е.Салтыков-Щедрин (3 часа)
33. М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок) 
(Слово о писателе, редакторе, издателе. Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического. Ирония. Сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык). Фонохрестоматия, презентация
34. 
Развитие речи. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» (Подготовка к домашнему сочинению. Письменный анализ эпизода из романа «История одного города») 
35. 
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Н.С.Лесков (1 час)
36. Н.С.Лесков «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа 
(Слово о писателе. Защита обездоленных. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа). Фонохрестоматия

Л.Н. Толстой (3 часа)
37. Л.Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала» 
(Слово о писателе. Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа). Фонохрестоматия, презентация
38. Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала» 
(Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа). 
39. 
Внеклассное чтение. Повесть Л.Н. Толстого «Отрочества». (Р.К.. Л.Н. Толстой «Хаджи Мурат». Нравственные проблемы романа)

Родная природа в лирике поэтов 19 века (1 час)
40. 
Внеклассное чтение. Родная природа в лирике поэтов 19 века (Стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова о родной природе)

А.П. Чехов (1 час)
41. А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье 
(Слово о писателе. Психологизм рассказа). Фонохрестоматия, презентация

Из русской литературы ХХ века (20 часов)
42. И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ» 
(Проблема рассказа. Мастерство Бунина-рассказчика). Фонохрестоматия
43. А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» 
(Слово о писателе. Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле). Фонохрестоматия
44. 
Развитие речиУрок-диспут «Что значит быть счастливым?» (Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна) 
45. Историческая тема в творчестве А.А.Блока 
(Слово о поэте. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению). Презентация
46. С.А.Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему 
(Слово о поэте. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме). Фонохрестоматия
47. 
Развитие речи. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и Есенина (Выступления учащихся, обсуждение докладов) 
48. 
Развитие речи. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и Есенина (Подготовка к домашнему сочинению)
49. И.С.Шмелев. «Как я стал писателем» 
(Слово о писателе. Рассказ как воспоминание о пути к творчеству). Фонохрестоматия
Писатели улыбаются
50. 
Внеклассное чтение. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки) (Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Тэффи «Жизнь и воротник»; М.Зощенко «история болезни» ) 
51. М.А.Осоргин. Рассказ «Пенсне» 
(Сочетание реальности Сочетание реальности и фантастики в рассказе). Фонохрестоматия
52. 
Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина

А.Т.Твардовский ( 3 часа)
53. А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин» 
(Слово о поэте. Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками). Фонохрестоматия
54. Василий Теркин – защитник родной страны 
(Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме) Репродукция картины
55. 
Практикум. Композиция и язык поэмы (Композиция и язык поэмы. Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Твардовского)

А.П.Платонов (1 час)
56. 
Внеклассное чтение. А.П.Платонов. Рассказ «Возвращение» (Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа). Фонохрестоматия

Произведения о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (3 часа)
57. 
Развитие речи. Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне (Боевые и военные будни в творчестве М.И.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»), А.Фатьянова («Соловьи»), Л.Ошанина («Дороги») 
58. В.П.Астафьев. Проблема рассказа «Фотография, на которой меня нет» 
(Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе). Фонохрестоматия
59. 
Развитие речи. Классное сочинение «ВОВ в литературе ХХ века»

Русские поэты о родине, о природе (2 часа)
60. 
Внеклассное чтение. Русские поэты о родине, о природе Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды 
61. 
Внеклассное чтение. Произведения исторической тематики. (Р. к. Диалог с писателем (по произведениям Ю. Сальникова). Писатели Кубани и историческая тема в их произведениях)

Из зарубежной литературы (7 часов)
62. У.Шекспир. «Ромео и Джульетта» 
(Слово о писателе. Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»). Кинофрагменты
63. 
Практикум. Сонеты У.Шекспира («Кто хвалится родством своим и знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии) 
64. Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены) 
(Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма комедии Мольера. Мастерство писателя) 
65. Общечеловеческий смысл комедии 
(Какие черты характеров героев живут в наше время?)
66. 
Внеклассное чтение. Дж.Свифт. Путешествия Гулливера» (Слово о писателе. Сатира на государственное устройство общества) 
67. 
Внеклассное чтение. В.Скотт «Айвенго» «Айвенго» как исторический роман 
68. Урок-зачет 
(Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето)


Итого 
68 к/р - 3 соч.- 10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 класс

п/п

ТЕМА

Количество часов

 

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

2

3.

Древнерусская литература

2

4.

Русская литература 18 века

3

5.

Русская литература 19 века

33

6.

Русская литература 20 века

20

7.

Зарубежная литература

7

 

Всего

68

Планируемые результаты освоения предмета литература:

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формированиие ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать реальность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами  самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания

и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  •  понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных прозведений.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и др. Литература: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение, 2015.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.; Просвещение, 2011.
  3. Методические рекомендации; дидактические материалы «Читаем, думаем, спорим..»
  4. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы М.,Просвещение ,2015.
  5. Журнал Литература в школе», газета «1 сентября», приложение «Литература»;
  6. Каганович С.А. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей – словесников. – М.; ООО «Русское слово», Просвещение.
  7. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М.; Просвещение, 2010.
  8. Сайт  Министерства образования и науки РФ. (Электронный вариант)


Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс (фрагмент)

Программа: В.Я Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.Г.Збарский, В.П.Полухина. «Литература» 5-11 классы (базовый уровень).

Учебник: Литература. 8класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.

АЛЕКСАНДР Сергеевич Пушкин (9 часов)

№ урока

Тема урока

Тип урока

Технологии

Решаемые проблемы

Виды деятельности

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1.

Стихотворение А.С.Пушкина «Туча». Разноплановость содержания стихотворения

р/р. Урок «открытия нового знания

Поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков

Каковы жанрово-композиционные особенности стихотворения Пушкина?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): самостоятельная работа (сообщение о жизни и творчестве поэта);работа в парах (устное рецензирование выразительного чтения), практическая групповая работа (определение жанрово-композиционных особенностей текста при консультативной помощи учителя); самостоятельное определение функции образных средств.

Научиться анализировать текст стихотворения

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

2.

Тема любви и дружбы в стихотворениях А.С.Пушкина «К ** и «19 октября»

р/. Урок общеметодической направленности

Развития творческих способностей учащихся, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, коллективного проектирования, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, проблемного обучения

Как научиться анализировать текст?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; комплексное повторение по итогам выполнения домашнего ; выразительное чтение стихотворения с последующим рецензированием по алгоритму; групповая работа по тексту стихотворения (выразительные средства языка); участие в коллективном диалоге)

Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

3.

История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С.Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка»)

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбережения, развития творческих способностей, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развитие исследовательских навыков, коллективного проектирования, проблемного обучения, самодиагностики результатов обучения

Как научиться навыкам сопоставительного анализа?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: проверка выполнения домашнего задания, выразительное чтение отрывков с последующим его рецензированием; групповая работа по тексту (составление лексических и историко-культурных комментариев); определение роли выразительных средств языка; выявление жанровых особенностей «Истории Пугачева», «Капитанской дочки»; участие в коллективном диалоге; групповое и индивидуальное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок.

Научиться аргументировать свою точку зрения; понимание авторского замысла произведения и специфики его художественного воплощения; понимание связи произведения А.С.Пушкина с эпохой создания; осознание вневременных смыслов романа

Познавательные: умение понимать проблему и формулировать ее как  учебно-познавательную задачу; отбирать и структурировать материал, аргументировать свою позицию, выявляя причинно-следственные связи явлений, фактов, событий, в устной и письменной речи.

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать, организовывать учебно-познавательную деятельность в сотрудничестве со сверстниками и педагогом.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Развитие духовно-нравственной и эстетической сфер личности учащегося. Воспитание осознанного отношения, личностного приятия ценностных смыслов отечественной культуры.

4.

Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Урок рефлексии

Здоровьесбережения, развития творческих способностей, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, «критического» мышления

Как научиться анализировать текст повести

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности), практическая работа по теме «Береги честь смолоду..», групповая работа (1.соотнесение содержания повести с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека, подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия черты реализма и романтизма в повести;2. Анализ ключевых эпизодов романа «Первая встреча Гринева с Пугачевым»; участие в коллективном диалоге; подбор примеров, иллюстрирующих признаки эпического рода в повести

Научиться понимать, выразительно читать текст повести; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний.

Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения, уметь использовать литературоведческую и искусствоведческую терминологию в процессе анализа и интерпретации романа «Капитанская дочка»

Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию; развитие духовно-нравственной и эстетических сфер личности.

5.

Маша Миронова-нравственная красота героини повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

р/р Урок рефлексии

Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развитие навыков самодиагностики, и самокоррекции результатов  изучения темы, развития творческих способностей учащихся, информационно-коммуникационные

В чем заключается нравственная красота Маши Мироновой?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности); индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; сопоставление фрагментов романа с традициями фольклора; работа в парах по теме»Почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом Пушкина?»; подбор цитат из текста на заданную тему; письменный анализ эпизода по алгоритму выполнения задания с последующей самопроверкой; дифференцированное домашнее задание; комментирование выставленных оценок

Научиться анализирован  текст повести с позиции ее идейно-тематической направленности

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Формирование навыков анализа, самоанализа и самоконтроля; использование для решения учебно-познавательных задач и задач саморазвития  различных источников информации.

6.

Швабрин-антигерой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Урок «открытия» нового знания

Каково значение картин быта 18 века для понимания характеров и идеи повести

Как научиться сопоставлять литературных героев с их прототипами?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная практическая работа (составление сравнительной характеристики героев; работа в парах (различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении); лабораторная работа (анализ эпизодов повести по заданной теме урока); участие в коллективном диалоге; самостоятельное составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос; определение функции антитезы в сюжетно-композиционной организации повести; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок.

Научиться сопоставлять литературных героев с их прототипами

 Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в не взаимопонимания.

7.

Пугачев и народ в повести

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развитие навыков самодиагностики, и самокоррекции результатов  изучения темы, развития творческих способностей учащихся, информационно-коммуникационные

Каково значение картин быта 18 века для понимания характеров и идеи повести?

Каково отношение А.С.Пушкина к Пугачеву и восстанию?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации материала: комплексное повторение по итогам выполнения домашнего задания; словарная работа; групповая работа (средства характеристики героев повести по главам с 8 по 12гл. отношение Гринева к Пугачеву; сравнить сцены военного совета у Пугачева и военного совета у генерала в Оренбурге, поведение Пугачева в сцене освобождения Маши);

Выразительное чтение отрывков, анализ эпизодов по алгоритму выполнения задачи; индивидуальные сообщения «Значения картин быта 18 века для понимания характеров и идеи повести; дифференцированное домашнее задание

Научиться определять значение картин быта 18 века для понимания характеров и идеи повести; развивать навыки анализа текста

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию

8.

Проект по повести «Капитанская дочка» «Герои повести и их прототипы»

р/р. Урок общеметодической направленности

Личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, развития творческих способностей учащихся, самодиагностики результатов обучения

Как научиться проектной деятельности?

Формирование у учащихся деятельностных способностей структурировать материал: индивидуальные и групповые проекты (проект информационно-поискового типа, сопоставление  текста повести и эпизодов анимационного фильма (режиссер Е.Мизайлова, фильм снят в 2005 году) ; выступления групп, рецензия по алгоритму, оценивание творческих работ

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения зпо алгоритму задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий

9.

Контрольная работа № 2 по произведениям А.С.Пушкина

К.Р. Урок развивающего контроля

Дифференцированного подхода в обучении, развития творческих способностей, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения, развития навыков обобщения и систематизации знаний

Как научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах?

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки; выполнение заданий контрольной работы:  1. Что повлияло на формирование характера Петра Гринева? 2. Почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом А.С.Пушкина?

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут проблемных зон в изученных темах

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, обобщать и систематизировать материал.

Уметь применять литературоведческую, искусствоведческую терминологию в анализе произведения.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу при написании творческой работы.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию по отношению к героям повести

Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....