Особенности духовного видения мира в лирике и научных трудах поэта-священника А.М. Державина
статья по литературе (9 класс) по теме
Когда у вас есть цель святая
В давно обдуманном труде,
Когда работать начиная,
Вы твердо верите себе, -
То не нужна ни жизнь плохая,
Ни бедность вам уж не страшна:
У вас цела душа живая
И дорогих даров полна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности духовного видения мира в лирике и научных трудах поэта-священника А.М. Державина | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности духовного видения мира в лирике и научных трудах
поэта-священника А.М. Державина
Я пою от того, что мне хочется петь,
Оттого, что в груди у меня
Начинает порою желанье гореть, -
И не в силах противиться я.
А.М. Державин
Чтобы понять особенности духовного видения человека, нужно, прежде всего, взглянуть на его жизнь. Как она была устроена? Чем руководствовался человек? Как жил? Что делал? В связи с этим обратимся сначала к основным событиям жизни священника, поэта и богослова отца Александра (Державина).
Александр Михайлович Державин родился 2 декабря 1871 года в селе Никольском Угличского уезда Ярославской губернии в многодетной семье потомственного священника Михаила Захаровича Державина. С детских лет он помогал отцу: прислуживал в алтаре, читал на клиросе. В праздники в доме Державиных собирались многочисленные родственники, читали стихи, пели русские песни, играли на музыкальных инструментах, тепло по-семейному общались. Образ приветливого, гостеприимного, уютного дома надолго запечатлелся в памяти.
Вот я и дома.
Как тихо, как сладко живется.
Нет ни тоски, ни печали –
В душе благодать.
Утром проснешься, -
И радостно сердце забьется:
Солнышко встало,
Отрадная свежесть
В окно мое льется,
В небе ни облачка…
О, поскорее гулять!
Сердце забилось сильнее,
В уме понемногу песня сложилась,
И чудится мне, что стою
В дивном храме
И Господу Богу
Песню хвалебную тихо пою
(1/26)
В 1886 году Саша Державин поступает в Ярославскую духовную семинарию. Там он начинает писать стихи. В дальнейшем его произведения печатаются в журналах: «Русский паломник», «Божья нива», «Душеполезное чтение», «Приходская жизнь». Издавались они и отдельными сборниками. В 1907 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Под покровом Церкви», позднее – книги «Школа и дети», «У хороших людей». Стихи отца Александра печатались в Москве, Киеве, Ярославле, Самаре.
По окончании Ярославской духовной семинарии в 1892 году А.М. Державин трудился надзирателем Угличского духовного училища. О Угличе он пишет поэму-панораму «Городок». Это произведение позволяет нам прогуляться по улицам и площадям города, полюбоваться его красотой, достопримечательностями, познакомиться с его историей, поразмышлять вместе с автором о жизни… отец Александр пишет свою поэму так же, как А.С. Пушкин роман в стихах «Евгений Онегин», в свободной форме, которая позволяет делать лирические, исторические и философские отступления.
А вот место, где была
Обитель в древности, где прежде
Земная жизнь текла
В трудах и подвигах, в надежде
За них добыть святой приют
На небесах…
Вот за оврагом у моста
Библиотека… Слава Богу,
Народ находит к ней дорогу,
И не совсем она пуста…
Здесь люди Бога почитают;
Здесь много высится церквей;
Из них иные поражают
Невольно древностью своей
И говорят нам как живые,
Про времена давно былые…
(1/44)
В 1897 году после рукоположения во священники отец Александр едет в село Рождественское на реке Ворсме, чтобы быть поближе к простому народу, послужить ему по мере сил верой и правдой. «Еще в семинарии, за школьной скамьей, когда мне приходилось думать о будущем, - писал отец Александр, - я всегда стремился в деревню, к простому народу: мне хотелось пожить с ним и потрудиться для него, сколько хватит сил. Бог исполнил мое желание» (2/112)
Как только приехал отец Александр на место своего служения, в первый же большой праздник он объявил, что открывает у себя в доме школу, и просил прислать к нему детей. Некоторое время спустя он вместе с молодой женой устраивает «Палестинские вечера» (литературные чтения).
Я пою оттого, что за братьев-людей
Мое сердце тревогой горит,
Что хотел бы помочь я им песней своей,
Если песня о них говорит;
Оттого, что, слагаючи песню свою,
Человеком я вдруг становлюсь, -
Жарче жажду добра, горячее люблю
И теплее и лучше молюсь.
(1/29)
В 1903 году семья Державиных живет в Ростове Великом. С тав соборным священником, отец Александр принял на себя и обязанности наблюдателя церковноприходских школ ростовского уезда. Сильно любя детей, Державины устраивали для них у себя на квартире Рождественские елки, Пасхальные праздники, литературные вечера. В Ростове в семье Державиных родилась дочь Ольга – будущий замечательный исследователь древнерусской литературы. В 1909 году к празднику 200-летия со дня кончины святителя Димитрия Ростовского отцу Александру благословили написать текст кантаты, музыку к которой сочинил отец Василий (Зиновьев).
В сонме великих ростовских святителей
Был ты сияющей новой звездой,
Лучший из наших духовных учителей,
Праведник с любящей чуткой душой!
Молитвенное горение к святителю Димитрию ростовскому отец Александр пронес через всю жизнь. Учась в Киевской духовной академии, он выбирает тему своей научной работы «Четьи-минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского»
В 1915 году отец Александр живет в Москве и служит наблюдателем церковно-приходских школ Московской епархии, духовно окормляет прихожан домовой церкви при госпитале в Лялином переулке. С 1917 по 1929 год батюшка служит в храме Святой Троицы, а после его закрытия – в церкви Знамения Божией Матери в Переяславской слободе.
В 1931 году он был арестован и 2 месяца провел в Бутырской тюрьме. Там отец Александр поддерживал, утешал, не давал отчаиваться потерявшим надежду людям. После вынесения приговора отца Александра сослали в Устюг, затем – в Сыктывкар, а оттуда – в деревню Верхняя Вочь в Зырянском крае. Батюшка и здесь продолжал служить людям.
Много в жизни горя,
Много суеты,
Много беспросветной
Страшной темноты,
Много есть бездушных,
Жестких палачей,
Что безвинно губят
Искренних людей…
Но не станем, друг мой,
Даром унывать,
Будем лучше с ними
Биться-воевать,
Будем жизнь и силы
Посвящать тому,
Чтобы свет и правда
Озарили тьму.
(1/115)
С 1934 по 1939 год отец Александр жил у дочери в Ростове. Здесь помимо пастырского попечения он продолжает работать над своей диссертацией «Четьи-минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как исторический и литературный памятник», а, переехав в Москву, представляет ее в Московскую духовную академию на соискание степени магистра богословия.
В своем слове перед защитой диссертации отец Александр сказал: «…Я смотрел на работу по исследованию Четьих-миней святителя Димитрия как на дело, порученное мне воспитавшей меня академией, как на долг, который я должен был исполнить… Вплести хотя бы малую веточку в тот венок славы , каким увенчан святитель Димитрий, прибавить новые черты к его привлекательному, с детства знакомому образу – вот те внутренние побуждения, которые руководили мною во время работы» (2/114)
Когда у вас есть цель святая
В давно обдуманном труде,
Когда работать начиная,
Вы твердо верите себе, -
То не нужна ни жизнь плохая,
Ни бедность вам уж не страшна:
У вас цела душа живая
И дорогих даров полна.
(1/114)
Словом и делом усердно служил отец Александр Богу, ибо «вера без дел мертва». За это тихое, мирное и доброе попечение о душах чад Православной Церкви 23 апреля 1963 года на 92 году жизни пастырь добрый был удостоен безболезненной молитвенной кончины. Так же, как и святитель Димитрий, отец Александр всю свою жизнь выполнял завет Господа – служить ближнему своему. За свои труды он достоин тех же слов, которые были обращены им когда-то к святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому.
Вся твоя жизнь многотрудная, чистая
Господу Богу была отдана,
Словно на небе заря золотистая,
В сумраке века горела она.
Все в ней достойно теперь удивления:
Дивная святость, любовь, чистота,
Труд постоянный, святые творения,
Кротость и преданность воле Христа.
(3/54)
Завет святителя Димитрия «проповедать Слово Божие не токмо языком, но и пишущей рукою» исполнил отец Александр в проповедях, лирике, а особенно в диссертации «Четьи-минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского как исторический и литературный памятник».
Жития святых были и остаются любимым душеполезным чтением для всех православных русских людей. Ф.М. Достоевский в своей статье «О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса» писал: «По всей земле русской… распространен дух Четьи-минеи…, потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц житий святых. Рассказывают они из Четьи-минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Слышал я эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное. Даже худые, дрянные люди получают нередко странное неудержимое желание идти странствовать, очиститься трудом, подвигом… Покаянная скорбь, самообвинения, искание лучшего, святаго – черта жизни народа нашего историческая». (4/110)
Говорят, кто почитает святителя Димитрия, за того молятся все святые. Отец Александр изучил Четьи-минеи как памятник церковно-исторический и литературный. Первую вступительную главу батюшка посвятил краткому изложению истории греческой и русской агиографии. Затем он показал, в каком состоянии находилось дело ознакомления с житиями святых на юго-западе Руси в 17 веке и под влиянием каких церковно-исторических событий возникла мысль о составлении Четьих-миней.
Во второй главе отец Александр после краткой агиографической статьи о святителе Димитрии описывает украинский период работы митрополита над составлением житий святых и представляет историю печати первой книги. В этой же главе есть сведения о составлении святителем второй и третьей книг «Четьих-миней».
В третьей главе описываются труды митрополита по собиранию и составлению житий святых в Ростове. Здесь также рассказывается о подготовке «Четьих-миней» ко второму изданию.
Вторая часть диссертации отца Александра посвящена характеристике житий святых как литературного памятника. Речь идет не только о агиографии, но и о сказаниях, словах, поучениях, заметках, духовных стихах, фрагментах летописей, входящих в состав житий.
Во второй главе второй части исследуются источники «Четьих-миней». Особое внимание уделяется агиографическим сборникам, которыми пользовался святитель Димитрий. В приложении к этой главе последовательно разбираются все жанры, входящие в состав житий святых, указываются их источники, показывается, как этим материалом пользовался митрополит, что он изменял, дополнял, опускал.
В третьей главе второй части определены заимствования и оригинальные приемы работы святителя Димитрия, показано, как его личность отразилась в этом огромном труде.
Отец Александр также проанализировал научную литературу по данному вопросу. Особо он отмечает, что «вышедшие в свет в конце 17 – начале 18 века «Четьи-минеи» святителя Димитрия Ростовского завершили собой долгий период, пройденный до них русской агиографией». (2/32) А.М. Державин говорит, что «Составителю «Четьих-миней» необходимо было иметь соответствующую нравственную и умственную подготовку. Без глубокой любви к святым, без душевного сродства с ними едва ли можно было посвятить целых 20 лет усердной денно-нощной работе, как сделал святитель Димитрий». (2/36)
Твердая надежда на помощь Божию не оставляла в труде и отца Александра. Он смотрел на это послушание как на спасительный подвиг, как на «святое дело благотщательное». Люботрудник отец Александр отыскал редчайшие сведения о работе митрополита.
«Четьи-минеи» ценили поэты, писатели, да и весь святорусский народ наш. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Сочинения святителя Димитрия носят на себе печать благодатного помазания Божия и сообщают это помазание своим читателям» (5/111)
Иов Новгородский сравнивал труд митрополита с «драгоценными маргаритами, которые сияют богодухновенным светом».(6/65)
Е. Поселянин отмечал, что «после Евангелия жития святых были той книгой, которая имела огромное влияние на верующее русское общество. Это неистощимое сокровище нравственного созидания, живая, убедительная и яркая школа того, что искать в жизни». (7/43)
А.С. Пушкин говорил, что «Четья-минея святителя Димитрия представляет собой неистощимую сокровищницу вдохновенного художника. Эта книга вечно живая, бессмертная».(8/87)
Н.В. Гоголь в дневнике 1844 года писал: «Душе моей нужней теперь то, что написано святителем нашей Церкви, чем то, что можно читать на французском языке».(9/212)
Святитель Димитрий был деятельным продолжателем духовно-морального учения преподобного Сергия Радонежского, святаго Нила Сорского, святой Юлиании Лазаревской. В личности митрополита все видели пример, как не терять ни единой минуты для Вечности, трудясь для спасения других.
Главный труд святителя Димитрия вдохновлял отца Александра так, что даже в своей лирике он не раз обращался к «Четьям-минеям». Вот как описано поэтом явление Божией Матери преподобному Сергию.
Сумрак глубокий мгновенно исчез,
В келье сияньем все озарилось,
И перед старцем смущенным явилась
Дева-Царица земли и небес.
Петр с Иоанном за нею стояли;
Кротко, любовно на старца взирали;
Он же, в испуге пред Девой Святой
Ниц преклонился седой головой.
(1/21)
Прекрасным славословием звучит и хвалебная песнь святому благоверному князю Феодору, Ярославскому Чудотворцу.
Княже, сумел ты в годину жестокую
Чистую душу в себе сохранить,
С юности алчность и зависть глубокую
С Божией помощью в сердце убить.
Сделавшись нашего града властителем,
Ты – благоверный – украсил его,
Был ему честным и верным хранителем
И не щадил для него ничего.
(1/125)
Свое предназначение отец Александр всегда сообразовал с Заветом Иисуса Христа и святоотеческим учением. А цель своей жизни и творчества определял просто.
Нужно твердо верить в Бога,
И всегда любить людей,
Чтобы сердце их растрогать
Песней искренней своей.
(1/28)
Батюшка зовет всех к Богу, умоляет людей оставить свои грехи! Заботой и болью проникнуты его слова о современниках (да и о нас с вами!)
О, я теперь готов вас звать
В святую, чистую дорогу;
Готов вас с плачем умолять
Идти смелей и тверже к Богу,
А мир греха совсем забыть
И темным силам не служить.
(1/104)
По мысли отца Александра , утешение и покой человек может найти только в Боге.
От печали и сомненья
Мне одно успокоенье –
Милосердный Бог.
(1/106)
Споря с приверженцами «чистого искусства», батюшка говорит:
Не мир для песен создан, нет!
А песня создана для мира, -
И тот лишь истинный поэт,
Чья жизнью дышащая лира
На всякий шаг толпы людской
Шлет вдохновенный отклик свой.
(1/30)
Душа батюшки страдала от того, что ему приходилось видеть вокруг. Он постоянно радел о спасении ближних и о собственной душе. Поэзия заставляла задуматься над тем, что происходит, но не могла стать делом жизни. (Хотя здесь сами стихотворения говорят об обратном. Пронизанные живительной силой Евангелия и святоотеческой литературой, глубокой, мыслящей и чутко слышащей батюшкиной душой, они как животворные источники призывают к покаянию, окрыляют и оживотворяют души читателей.)
Родимых и милых поэтов читая,
Задумался я над собой;
Зачем не могу я, стихи составляя,
Забыться над ними душой?
Зачем я так часто глубоко страдаю,
И мне утешения нет?
Затем, - отвечал я на это, -
Что я – не поэт.
(1/29)
Не соглашусь с мнением Александра Михайловича. Пастырское искреннее слово легко и тепло ложится на душу, если оно проникнуто заботой и любовью к человеку, в какой бы форме оно не было сказано. Поэзия батюшки
Борясь с мирскою ложью,
Охраняет до конца
В людях веру в Церковь Божью
И в Спасителя-Творца.
(1/44)
Да и разве Новый Завет это не Поэзия? А молитвословия? Старушка забывает обо всем в стихотворении «Молитва». Это настоящее единение с Богом! А, может быть, праведная кончина…
В Небесные селения
Душой она ушла
И в пламенном стремлении
Как будто замерла,
И сладко ей и радостно,
И слезы льют рекой,
И веет чем-то благостным
По комнате пустой.
(1/71)
Сущность молитвенного горения помогают постичь и стены родного храма.
О золотое, чудное мгновенье!
Нет. Не забыть мне этот сельский храм;
Там ясен был мне смысл богослуженья;
Там я душой стремился к Небесам!
(1/65)
Много стихотворений у отца Александра посвящено церковным праздникам, особенно Пасхе.
В день незабвенный, светлый, священный
Господу песнь принеси;
Родине милой, целой Вселенной
Мира и счастья проси;
Пусть умирает, пусть пропадает
В людях вражда и война,
Пусть над Вселенной вечно летает,
Вечно царит тишина.
(1/67)
Светлое Христово Воскресение вязано с любимым временем года поэта – весной.
Светлая, чистая, солнцем согретая,
В легкую звездную ризу одетая,
С чудным венком над головкой прекрасною,
С ласковым взором, улыбкою ясною.
(1/27)
Весна – это время начала крестьянских работ. В произведениях отца Александра труд земледельцев показан как дружное и умелое возделывание земли-матушки. Это напоминает возделывание души человеческой. В стихотворении «Труд народной учительницы» говорится:
И год прошел в работе постоянной;
Она все шла дорогою своей,
И созревал все более желанный
Великий плод в душе ее детей.
(1/31)
Очень любил отец Александр ребятишек, и в своих произведениях описывал их с умилительной теплотой и лаской. Горькими слезами плачет душа его о бедных малютках. Вот как описывается встреча с несчастной девочкой.
С реки по нагорной тропинке
Она истомленная шла
И с мокрым бельем две корзинки
На худеньких плечах несла.
В одежде и ветхой и бедной
Ей холодно было в мороз, -
И видел на личике бледном
Я капли невысохших слез.
(1/70)
Есть у Александра Михайловича и юмористические стихотворения. В «Рассказе дьячка» представлен экзамен в Консистории у владыки Прокла.
Вот и стал он по порядку
Вызывать того, сего,
Что ни спросит – взятки гладки,
Все не знают ничего.
(1/74)
А вот как «звучал» догматик «В Чермнем мори».
Я все выше забираю,
Голос сильный, петь легко,
Только слышу, он стихает, -
Видно, больно высоко!
Как тут быть? Спуститься ниже?
Не могу!... Он подошел
Да как крикнет: «Пой потише!
Что орешь-то, как козел!»
(1/75)
Духовный мир – это мир внутреннего делания, мир борьбы, мир сложный и противоречивый… Но именно здесь решаются все важные вопросы. Именно здесь человек открывает себя Творцу. Духовное вдение мира возможно только при условии активной духовной жизни, которая может быть образно запечатлена в трудах человека. Отец Александр открывает в своих произведениях нам самих себя, многообразие и красоту окружающего мира, а самое главное – нам малодушным и маловерным дает силы терпеливо нести свой крест, учит нас словом и делом служить ближнему, нелицемерно любить Бога. Муза отца Александра – это послушница Божия, раба Господня, учительная духовная поэзия, созидающая наш внутренний мир то серьезно, то с юмором.
Литература
- «Поэт-священник А.М. Державин.» – Большое село, 2003
- Протоиерей Александр Державин. «Радует верных сердца. Четьи-минеи Димитрия, митрополита Ростовского.» – М.: ИИПК «Ихтиос», 2006
- «Памятные дни в Ростове Великом.» – Ростов, 1909.
- Ф.М. Достоевский Полное собрание сочинений в 30 т., т.14, - М., 1983
- Святитель Игнатий «Письма». – М., 1990
- Иов Новгородский «Сочинения». – СПб., 1883
- Е. Поселянин «Русская церковь и русские подвижники 18 века», - СПб., 1905.
- А.С. Пушкин Собрание сочинений в 10 т., т.10.-М., 1988
- Н.В. Гоголь Собрание сочинений в 9 т., т.9. – М., 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов
Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...
Абстракционизм как особый способ видения мира.
План урока МХК в 11 классе....
Методическая разработка урока по МХК в 11 классе "Сюрреализм как способ видения мира".
Данное электронное приложение к уроку по мировой художественной культуре ориентировано на подведение итогов в рамках темы "Искусство сюрреализма". Основные вопросы:1. систематизировать информаци...
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВИДЕНИЯ МИРА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Семинар проведен на районном конкурсе "Учитель года - 2010"....
Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.
Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...
«Создание целостного видения мира через призму самореализации»
КОНЦЕПЦИЯВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Буколика». Художественное видение мира.
Направлением данной программы является овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложе...