В. Распутин. "Прощание с Матерой"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Анализ прочтения произведения В. Распутина "Прощание с Матерой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_s_materoy_v.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Встреча с Матерой В. Распутина

Интерес к книгам Распутина огромен во всем мире. Чем вызвано такое внимание к писателю?

  1. «Закон искусства суров. И всякая сознательная или бессознательная гражданская или художественная фальшь, всякое отступничество от главных вопросов времени и общества, попытка уйти от них ради спокойной жизни в сторону карается скорым и окончательным забвением независимо от званий и титулов».
  2. «Я далек от мысли, что как писатель пишу на все вкусы. Но я другим быть не могу».
  3. «Гражданская, идейная убежденность и есть в конечном счете то, что направляет наше перо. Для меня понятие гражданственности, идейной убежденности неотделимы от того, что мы называем писательской совестью, сознанием своей правоты».

Каким представляется писатель из своих высказываний? Чем он озабочен? Что отстаивает? В этих словах, простых и доходчивых, проявляется человек целеустремленный, понимающий свою ответственность перед читателем, перед обществом. Главную свою писательскую задачу он видит в воспитании человеческой души, в служении добру. Свидетельство таланта, по его мнению, - гражданственность и идейная убежденность. Он дорожит своим читателем, не стремится угодить всем, отстаивает свое право быть самим собою.

Какие убеждения писателя близки вам? О каких могли бы сказать, что это и ваши убеждения? Как вы считаете, если писатель постоянно думает о совести, о душе человека, о нравственности, вправе мы ожидать этих забот в его творчестве? Какие беспокоящие его вопросы писатель доверяет своим героям? «Интересно, куда денется жизнь? – думала старуха Анна из «Последнего срока». Старая Дарья из «Прощания с Матерой» спрашивала себя и не могла ответить: «Кто знает правду о человеке: зачем он живет?». Герой очерка «Вверх и вниз по течению», наслаждаясь красотой вечера у реки, недоумевает: «Почему так много времени мы проводим в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что это мое и что без этого жить нельзя?»

Какой мы запомнили распутинскую Матеру? Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в 5 км, и деревня на нем с тем же названием. Правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матеру? Скупые, но емкие приметы времени выявляют неразрывную связь прошлого и настоящего, свидетельствуют о том, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, ее грандиозные перемены: видела Матера бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала колхоз. Как вся страна, Матера посылала своих сыновей защищать Родину в годы войны и, так же как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них. Два сына полегло у Настасьи с Егором, прибрала война двоих сыновей у Дарьи: один остался в братской могиле на чужой стороне, другой, что заменил ушедших, погиб на лесосплаве. Течет жизнь, время. Масштабы новых строек, огромные технические замыслы наших дней – это все коснулось острова: при строительстве ГЭС Матера подлежит затоплению. Ну а если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда «есть и пошла» Матёринская земля? Мы видим деревню в последнее лето ее существования. Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы, читатели, должны об этом знать? Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. Это прогресс. Но автору жалко стариков. Нелегко расставаться со своей землей. Прощание с Матерой – это и память. Как у людей есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Гибель Матрены – это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время – это время испытаний для человека. Мы знаем это по произведениям Шолохова, Быкова, душа обнажается в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто. Поэтому и заинтересовал писателя этот момент в жизни Матеры. Кто есть кто? Отношение к родной земле, к Родине – к малой родине. К разным людям: к землякам, к пожогщикам, к начальству. К родной земле и могилам. Бездушие начальства. Для него эти могилы ничего не значат. Необходимо ли затопление Матеры? Ради кого, ради чего это делается? Это необходимо. ГЭС возводят ради блага людей. А вы уверены, что надо затапливать Матеру? Земли здесь плодородные, урожаи богатые. Павел сомневается в правильности такого решения, а Дарья уверена: люди понимают, что не надо топить Матеру, а топят. Автор это не очень одобряет. Если это делается для блага людей, в интересах государства, а наше государство народное, то могут ли быть оправданы любые средства достижения благородной цели? Как вы считаете? Анализ сцены – разорение кладбища. Третья глава – чтение по ролям. Как бы вы назвали то, что происходит? Как к этому отнестись? Так поступать можно? Когда ты читаешь строки об обезображенных, сиротливо оголенных могилах, превращенных в одинаково немые холмики, о том, что старухи до ночи ползали по кладбищу, твое сердце это не трогает? Это равнодушие – явный признак сердечной недостаточности. Кто на чьей стороне. Проводим параллель. ГЭС создается для блага, во имя лучшего и для народа. Ну а жители острова – не тот же народ? Надо предусматривать, как отразится воплощение планов на их жизни, на жизни тех, кого это непосредственно коснется. Благо для миллионов и кощунство над десятками – вещи совместимые? Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук и Воронцов? Анализ эпизодов: отъезд Настасьи и Егора, сенокос, прощание Дарьи с родной избой. Рассказ готовится группами учеников. Как в чувствах, поступках персонажей проявляется отношение к малой родине? Насколько эти чувства понятны вам? В главе от отъезде Настасьи и Егора автор несколько раз повторяет слово «голо, пусто» в описании оставляемой избы. Это чувство тревоги, несправедливости и даже бесчеловечности свершаемого подчеркивается и поведением Настасьи. Не находит она себе место, суетится. Еще ярче эта душевная боль на фоне разыгравшегося летнего дня: все вокруг звенит, сияет, горит красками, свидетельствует о красоте жизни на родной земле. Всю сцену пронизывает чувство тревоги. Сенокос – драматизм описания. Распутин показал себя тонким психологом. Он точно передает состояние людей в эти минуты. Например, когда вечер поют песню. Любовь к родине без громких слов, о нравственных принципах Дарьи, о ее твердом надежном характере. Прощание Дарьи с избой. Дарья мысленно разговаривает с отцом и матерью на кладбище. Дает им отчет. Дарья – удивительный человек. Она настолько чувствует святость кладбища, что прийти сюда не может с неспокойной душой. Получает она наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во все лучшее.  Что для нее изба? Изба связывает ее с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Ее не покидает ощущение этой связи с ушедшими. Она думает о том – ради чего живем? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Она уверена: «У кого нет памяти, нет жизни». Как мы оцениваем Петруху, Клавку Стригунову, Андрея, Павла? Павел хотел спасти Матеру, помочь Дарье, но бессилен. Он пытается докопаться до истины. Но у Павла нет основательности, твердости, а это чувствует и Дарья, и сам Павел. Андрей торопится и не видит многое вокруг. Многое воспринимает поверхностно. Что же дала эта книга, встреча со старой Дарьей, ее подругами нам с вами? Звучит стихотворение С. Куняева «Валентину Распутину».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по повести В. Распутина "Прощание с Матерой" в 8 классе.

В основе урока лежит беседа с учащимися по повести В. Распутина "Прощание с Матерой"....

Проблематика повести В.Распутина "Прощание с Матерой"

Данный урок разработан для учащихся 11 класса. Занятие прекрасно зарекомендовало себя в формате подготовки к ЕГЭ по русскому языку: внимание учащихся останавливается на проблемах, затронутых автором, ...

Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"

На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного  анализа художественных текстов раскрыв...

Урок - круглый стол по повести В. Распутина "Прощание с Матерой".

Урок - круглый стол к юбилею писателя В. Распутина...

Граница как один из участков художественного пространства в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»

Граница как один из участков художественного пространства в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»Цели:- расширить представление учащихся о символике художественного пространства, обратив особое вни...

Урок литературы в 11 классе " В.Г. Распутин "Прощание с Матерой"

В разработке даны два варианта нестандартных урока: в форме круглого стола (I вариант) и в форме диспута (II вариант)...