Урок литературы в 11 классе " В.Г. Распутин "Прощание с Матерой"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

В разработке даны два варианта нестандартных урока: в форме круглого стола (I вариант) и в форме диспута (II вариант)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchanie_s_materoy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К

ОТКРЫТОМУ  УРОКУ  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ  ПО  ТВОРЧЕСТВУ В.Г.РАСПУТИНА (К 75-ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ)

«ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ»

Работа с произведением в классе зависит от многих обстоятельств, учитель может выбрать один из предлагаемых вариантов проведения дискуссии.

***

Вариант 1.

Предлагается проведение круглого стола на тему «Матера – российская Атлантида? (по повести В. Распутина «Прощание                          с Матерой»)».

При подготовке круглого  стола  необходимо  заранее ознакомить обучающихся с темой обсуждения, а также с предлагаемыми вопросами. Технология проведения круглого стола связана с двумя обязательными требованиями. Первое требование касается обучающихся: в дискуссии должно высказаться максимальное количество участников. Второе требование касается  роли ведущего, которая  заключается в том, чтобы предоставить всем равные возможности, следить за временем, комментировать выступления, следить за тем, чтобы участники не уходили в сторону от поставленных вопросов. Обычно, ведущий заявляет проблему круглого стола и передает слово каждому из участников, в конце круглого стола ведущий (или ведущие) должен подвести итоги и сформулировать основные выводы.

К концу занятия ученики должны уметь:

  • Определить основную идею повести «Прощание с Матерой».
  • Связать представление о теме и идее произведения                             с общественной потребностью осознания происходящих в стране и мире перемен, определяемых научно-техническим прогрессом.
  • Охарактеризовать отношение к затоплению Матеры представителями трех поколений семьи Пинигиных (Дарья, Павел, Андрей).
  • Выразить свое понимание значения образов-символов в повести (Листвень, Хозяин, Матера).

Ход урока - круглого стола.

Учитель (ведущий) комментирует формулировку темы дискуссии «Матера – российская Атлантида?», призывает к обсуждению главного вопроса через последовательное осмысление предложенных заранее вопросов и заданий. Обучающиеся, заранее разделенные на группы                   и подготовленные к рассуждению по каждому конкретному вопросу              (1- 4 вопросы и задания), освещают свое понимание конкретного фрагмента. Пятый вопрос о понимании финала произведения обращен ко всему классу: обучающиеся высказывают личное мнение. Шестое задание - сформулируйте свое понимание идеи повести – дается как групповое задание. После короткого обсуждения представители каждой группы дают краткие формулировки идеи произведения, которые желательно записать в тетради.

Примерные вопросы и задания к уроку.

1. Почему, на ваш взгляд, В.Распутин написал повесть «Прощание          с Матерой»? Как связано это произведение с реальной жизнью в Сибири?

2. Как описываются в повести остров Матера и его жители? Кто более запомнился и почему? Дайте характеристику членам семьи Пинигиных, подругам Дарьи, Богодулу, Петрухе и другим жителям Матеры.

3. Кому противостоят жители Матеры в своем стремлении достойно проститься с родиной? Охарактеризуйте действия и образ жизни «пожогщиков» и «обсевков». Каково отношение к ним автора?

4. Прочитайте фрагменты текста, в которых говорится о подготовке Дарьей своей избы к уничтожению. Каковы мотивы поведения Дарьи? Чье поведение по отношению к родному дому противопоставляется поведению Дарьи? Как оценивает автор разные типы отношения к дому? В чем это выражается?

5. Как вы понимаете финал произведения? Как в финале выявляется авторская позиция по отношению к изображаемому?

6. Сформулируйте свое понимание идеи повести.

Домашнее задание: напишите эссе на одну из тем: «Ушла ли под воду Матера?»; «Как я понимаю традицию»; «Символы вечности в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»; «Дарья и Андрей – два звена одной цепи».

***

Вариант 2 (2 часа  - для класса с углубленным изучением литературы).

Предлагается проведение диспута (обсуждение с наличием одного или нескольких выступающих с основными докладами),  на тему «Конец существования Матеры – историческая неизбежность или человеческая ошибка?».

Диспут – лат. «рассуждать, спорить». Технология проведения диспута: диспут предваряет вводное выступление, которое ставит проблему или же показывает определенный взгляд на проблему, а в дальнейшем обсуждается само выступление, а через него (опосредованно) и проблема. В школьном преподавании диспут можно открыть после коротких выступлений обучающихся, которые получили задание подготовиться заранее. В процессе  диспута необходимо соблюдать правило: участники должны относиться          и обращаться не к самим выступающим, а к изложенной информации (их сообщениям).

Ход урока-диспута.

Поэтому в начале  урока заслушиваются два сообщения: «Повесть «Прощание с Матерой» на перекрестке мнений» и «Образная система повести. Эволюция героев. Дарья и ее подруги». В первом сообщении обобщаются  критические представления о повести. Во втором – дается развернутая характеристика образной системы по следующему плану:

1. Три поколения семьи Пинигиных в их отношении к происходящим событиям.

2. Архетипы в повести. Взаимовлияние художественных образов             в повести: Дарья – Листвень, Богодул – Хозяин.

3. Поиск истины: Дарья и Павел в начале и конце повести.

Таким образом, обучающиеся знакомятся с разнообразием мнений критиков о повести, систематизируют свои представления об образной системе повести. Содержание сообщений позволяет сформулировать вопрос, определяющий дальнейшую работу в классе: «Конец существования Матеры – историческая неизбежность или человеческая ошибка?».

Итоговые рассуждения по вопросу будут включать мысли                        о независимости развития истории от отдельной человеческой воли,               об  осознанности автором собственной позиции относительно происходящих на его родине перемен. Прежде всего – о необходимости исполнения людьми своего долга перед родной землей, перед предками и потомками, перед самими собой, о силе правды и памяти, о трагизме миропонимания автора. Наконец, о потребности и способности Валентина Распутина попрощаться с родной землей, родной рекой от имени всех, кто пережил трагедию затопления.

К концу занятий ученики должны уметь:

  • Сформулировать свое понимание проблем, поднятых в повести, ее идеи, выразить свое отношение к ним.
  • Характеризовать образы персонажей, определить систему персонажей в соотношении с основным конфликтом повести (жители Матеры – пожогщики; Дарья – «обсевки»; Дарья – Павел – Андрей).
  • Выявить основные архетипы повести, охарактеризовать их, объяснить природу их существования в повести.
  • Объяснить публицистичность как выражение авторского сознания в повести.

может направляться с использованием следующих вопросов.

Дискуссия по главному проблемному вопросу урока - Конец существования Матеры – историческая неизбежность или человеческая ошибка? - может выстраиваться в ответах на вопросы:

1. Как долго существует деревня Матера? Как автор характеризует остров Матеру? Какое время изображается в повести? Как автор передает ощущение времени перед затоплением? (пространство и время в повести).

2. Кто и как осуществляет подготовку острова к затоплению? Каково отношение жителей Матеры к пожогщикам? Куда должны уехать жители деревни? Почему новый поселок менее пригоден для жилья, чем старая деревня?

3. Можно ли считать В.Распутина противником прогресса?

4. Какова сверхзадача автора произведения? Почему и ради чего им написана повесть?

5. Можно ли говорить о стремлении автора создать определенное общественное мнение относительно поднимаемых им проблем? В чем выразилась публицистическая основа повести? Какие идеи выражены публицистическим стилем?

6. Чем стала повесть «Прощание с Матерой» для каждого из вас лично?

.

Основные элементы дискуссии 

1. Наличие темы (проблемы).

2. Столкновение позиций и разные мнения (наличие конфликта).

3. Определенные временные рамки.

4. Наличие обратной связи (готовность сторон к обсуждению).

5. Распределение ролей.

Трудности и проблемы подготовки и проведения дискуссии:

-слабые навыки разговорной речи;

-соревновательность;

-нетерпимость к другим мнениям;

-формальность;

-чрезмерная эмоциональность;

-недостаточность знаний (неподготовленность);

-доминирование отдельных участников дискуссии;

-неумение распределять время.

Использованная литература

  1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Академия. 2001г.
  2. Крысько В.Г. Социальная психология. Словарь-справочник. Минск-Москва 2001.
  3. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. –М.: Высшая школа, 2004.
  4. Психолого-педагогический словарь. Автор-составитель Мижериков В.А. Р-н-Д. Феникс. 1998.
  5. Современный словарь по общественным наукам. Под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. М. Эксмо. 2005.
  6. Шахерова О.Н. Распутин в школе. Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2004. – 288 с.: ил., 16 л. Цв. Вкл. – (Писатель в школе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Материал к уроку литературы, 11 класс, "Лирика В. Маяковского"

Материал для анализа стихотворения В. Маяковского "Послушайте!"...

Русская литература 10 класс. II – полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература 10 класс.II – полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. II полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  11 класс.II  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. I полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  10 класс.I  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Дидактический материал к урокам литературы. 10 класс.

Схемы, таблицы, алгоритмы, разноуровневые задания, тесты....