Урок "Легенда о Данко": сердце, отданное людям. Романтический характер произведения.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Думшева Надежда Валентиновна

Методическая разработка урока соответствует стандартам ФГОС. Имеется содержательный материал и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл danko_prezentatsiya.pptx1.93 МБ
Файл urok_7kl.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что я сделаю для людей? – c ильнее грома крикнул Данко . М. Горький «Легенда о Данко»

Слайд 2

Жизнь не тающая свеча. Это что – то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям. Б.Шоу

Слайд 3

Алексей Максимович Горький(1868-1936г.) Тема урока: «Легенда о Данко»: сердце, отданное людям. Романтический характер легенды

Слайд 4

Предметные: выявить идейно-художественное своеобразие «Легенды о Данко», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения. Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, формирование чётких представлений о добродетели и самопожертвовании. Планируемые результаты:

Слайд 5

Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые звучали бы, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд!.. (М.Горький)

Слайд 6

Романтизм – направление в литературе , проникнутое стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.

Слайд 7

«Легенда о Данко» Легенда – произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое Работа в группах (ассоциативное мышление) Составить словесный портрет человека - легенды

Слайд 8

Работа с текстом художественного произведения Какими вы видите людей этого племени? Могли бы они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса ? Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели? Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение? Познавательные УУД

Слайд 9

Практикум Работа с художественными средствами выразительности Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему? Проанализируйте описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними? Как вы считаете, что могло бы дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?

Слайд 10

Проблемные ситуации Напрасна ли смерть Данко? Как вы оцениваете поступок «осторожного человека»?

Слайд 11

Прометей имел благородное сердце и добыл для людей огонь с Олимпа, за что по приказу Зевса прикован был к скале.

Слайд 12

Обобщение Какова же тема легенды? Можно ли назвать Данко героем?

Слайд 13

Творческое задание Написать синквейн , в котором ключевое слово «Данко»

Слайд 14

Данко. Смелый, красивый. Жалел, спасал, погиб. Красивые - всегда смелы. Подвиг.

Слайд 15

Подвиг, по Горькому, - это высшая степень свободы от любви к себе. Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца.

Слайд 16

Связь романтики Горького с жизнью Герои Великой Отечественной войны. Подвиг А. Матросова Герои Афганской и Чеченской войн. Герои наших дней. Исследовательская работа. Работа с Интернет-ресурсами

Слайд 17

Подведение итогов урока. Вывод

Слайд 18

Подведение итогов урока. Вывод Герои живут среди нас. Воспитывайте в себе героев.

Слайд 19

Рефлексия Дайте оценку тому, о чем говорилось на уроке. Интересно Жизненно Полезно Познавательно Обыкновенно

Слайд 20

Домашнее задание Сочинение-миниатюра «Как стать героем?» Подробный пересказ «Что я сделаю для людей…» Прочитать «Легенду о Ларре »



Предварительный просмотр:

Тема: « Легенда о Данко»: сердце, отданное людям. Романтический характер легенды.

Цели урока:  знакомство с рассказом «Старуха Изергиль». Чтение и идейно-художественный анализ «Легенды о Данко».

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с  рассказом «Старуха Изергиль», выявить идейно-художественное своеобразие «Легенды о Данко», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять Злу, формирование чётких представлений о добродетели и самопожертвовании. На примере отношения главного героя к людям   прививать  детям человеколюбие.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник..

Литература: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи:  география, живопись.

Оборудование:

  • портрет М. Горького
  • рисунки учащихся к легенде о Данко

Эпиграф к уроку

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно 
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать 
грядущим поколениям. (Б. Шоу)

Ход урока

1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды.

Слово учителя.

- “...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...”, - так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, - Алексей Максимович Горький. Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.

За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль” Горький писал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл и \ жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь. В детстве для себя Горький нашел такие слова... В чем? В книгах.

- Что же заставило его обратиться к книгам?

Слово ученика (рассказ о детстве писателя).

- В детстве будущему писателю пришлось много работать. Уже с девяти лет дедушка отдал его в магазин обуви, потом Горький поступил в иконописную мастерскую, на пароход в поварята, в помощники садовника. В 15 лет желание учиться было огромно. Он приезжает в Казань, полагая, что науки всем желающим даром преподаются. Оказалось, что это не так. Горький снова поступает на работу, а при возможности “почитывает книжки”. Только книги показывали ему иную жизнь. Книга для него – это чудо, в котором заключена душа написавшего ее. Нередко он плакал, читая, - так хорошо рассказывалось о людях. И мальчишка, задерганный работой, обижаемый руганью, давал себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырастет.

- И как же, когда вырос, Горький послужил людям? (Своими книгами.)

- Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему.)

2. Словарная работа.

Что такое легенда? (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)

Работа в группах.(Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.)

Составьте словесный портрет человека-легенды. (Затем все мнения детей озвучиваются и записываются на доске и в тетрадях, потом эти ключевые слова можно использовать при написании творческих работ.) Например: смелый, бесстрашны, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг...

3. Работа с текстом художественного произведения. Чтение по отрывкам и обсуждение по проблемным вопросам.

"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.

- Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?

(Мнения учащихся:

- Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не бояться.

- Люди струсили и не стали сопротивляться, их, я думаю, ждет смерть.

- Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и не смогли бороться с чужими племенами.

- Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться?)

________________________________________________________

Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску.

- Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?

(- Люди ушли в глубь старого леса, где были болота и тьма, они испугались за свою жизнь, но ничего не предпринимали. Думаю, они просто оказались слабыми.

- Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску.

- Нужно было что-то делать, а не просто тосковать.)

_________________________________________________

Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота.

- Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?

(- Горький описывает, как страшно людям было в лесу: великаны-деревья сдвигались вокруг людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать.

- Люди, хотя и оказались в дремучем лесу, все-таки еще думали пойти бороться с чужаками, но боялись погибнуть, ведь вместе с ними умерли бы и заветы.

- Но если люди останутся в лесу и будут дальше гибнуть от смрада болот, то все равно заветы будет некому передать, поэтому все-таки надо никогда не терять надежды на спасение... Все равно нужно было что-то делать...

- Я думаю, что надежда у них все-таки была, потому что это были сильные люди и они не переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда-нибудь все равно выход бы они нашли.)

- Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? (Краски тьмы: “там были болота и тьма... так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму”.)

____________________________________________________

Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

- Веди ты нас! - сказали они.

Тогда он повел..."

- Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?

(- Люди обрадовались, что нашелся кто-то, кто предложил выход.

- Человек всегда рад тому, кто решит за него, что делать.

- В такой ситуации люди всегда пойдут за лидером и будут ему благодарны за спасение.

- Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко.

- “Красивые - всегда смелы”, - так пишет Горький. Данко лучший из всех людей, потому что в его очах светилось много силы и живого огня, поэтому люди и поверили ему и пошли за ним.)

____________________________________________

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

- Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними?

(- Гроза – страшное явление: грозно зашептали деревья, грозно шумят молнии.

- Употребляются активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали – они передают динамику действия.

- Контраст: сгущающаяся тьма и холодный огонь молний, “молнии разрывали тьму в клочья”.

- Из тьмы выступало “что-то страшное, темное и холодное”. Автор даже не называет, что это. Неопределенное местоимение усиливает впечатление таинственности, загадочности, а значит, возрастает и страх.

- Разъяренные люди видятся Данко в зверином облике.

- Снова возникает образ кольца как угрозы, когда люди, как волки, стали плотнее окружать Данко, чтобы легче было схватить его и убить.)

- Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?

(- Людей много, это толпа, а толпа может растерзать.

- Данко может дальше убеждать людей и, возможно, убедит.

- Данко может бросить людей и спасти самого себя.

- Думаю, что Данко решился искать выход именно из-за того, чтобы спасти племя, поэтому он будет с ними до конца.

- Утомленные, люди пали духом и не могли идти дальше. Они устали, испугались трудностей, не знали, что ждет их впереди.)

_________________________________________________

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

- Какой момент следует считать кульминационным?

(- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)

Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?

(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.

- Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.

- Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)

- Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?

(- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.

- Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой...

- Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.

- Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.)

______________________________________________________

4. Подведение итогов урока.

- Какова же тема легенды? (Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.)

- Можно ли назвать Данко героем? (Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)

- Какие подписи можно сделать под иллюстрациями, выполненными вашими одноклассниками?

- Творческое задание: написать синквейн, в котором ключевое слово “Данко”.

Примеры синквейнов, составленных детьми.

Данко.

Смелый, красивый.

Жалел, спасал, погиб.

Красивые – всегда смелы.

Подвиг.

* * *

Данко.

Бесстрашный, мужественный.

Жалеет, любит, жертвует.

Может победить смерть.

Герой.

* * *

Данко.

Бескорыстный, благородный.

Любит, ведет за собой, погибает.

Во имя других готов пожертвовать собой.

Человек-легенда.

5.Рефлексия

Обозначить важность темы урока:

Полезно

Значимо

Важно

Интересно

Обыкновенно

6. Домашнее задание: напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Сердце, отданное науке"

Урок-игра по физике предназначена для учащихся 7-8 класса. Игра знакомит с деятельностью жизнью тог или иного ученого. Вопросы, задаваемые во время игры контролируют знания учащихся поданной теме"Меха...

Сердце, отданное детям.

Десятый год на берегу реки Тында работает палаточный лагерь, на базе которого проходят межрегиональные семинары «Кто, если не ты? Когда, если не теперь? Поможем природе выжить!» и эколого – туристская...

Сердце, отданное людям

Исследовательская работа, в которой прослеживается жизненный и трудовой путь земляка, учителя и участника Великой Отечественной войны Туменко Михаила Григорьевича. Работа и презентация была выполнена ...

презентация к исследовательской работе "Сердце, отданное людям"

презентация к исследовательской работе "Сердце, отданное людям". В ней прослеживается жизненный и трудовой путь нашего земляка Туменко Михаила Григорьевича....

Сценарий праздника, посвященного дню уважения и почитания старшего поколения "Сердце, отданное детям"

Сценарий праздника, посвященный  дню уважения и почитания старшего поколения разработан для пенсионеров,  ветеранов детского сада №6 «Родничок». Цель: Формирование у детей чу...

Литературное размышление по книгам Д.А. Гранина. Литературный вечер - портрет «Жизнь и сердце, отданные людям».

Познакомить с творчеством Д. ГранинаПознакомить с событиями блокады Ленинграда 1941-1945 г.Формировать духовно-нравственные, гражданские и мировоззренческие качества обучающихся....