Урок "Легенда о Данко": сердце, отданное людям. Романтический характер произведения.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Методическая разработка урока соответствует стандартам ФГОС. Имеется содержательный материал и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.93 МБ |
![]() | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жизнь не тающая свеча. Это что – то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям. Б.Шоу
Алексей Максимович Горький(1868-1936г.) Тема урока: «Легенда о Данко»: сердце, отданное людям. Романтический характер легенды
Предметные: выявить идейно-художественное своеобразие «Легенды о Данко», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения. Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, формирование чётких представлений о добродетели и самопожертвовании. Планируемые результаты:
Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые звучали бы, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд!.. (М.Горький)
Романтизм – направление в литературе , проникнутое стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.
«Легенда о Данко» Легенда – произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое Работа в группах (ассоциативное мышление) Составить словесный портрет человека - легенды
Работа с текстом художественного произведения Какими вы видите людей этого племени? Могли бы они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса ? Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели? Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение? Познавательные УУД
Практикум Работа с художественными средствами выразительности Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему? Проанализируйте описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними? Как вы считаете, что могло бы дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?
Проблемные ситуации Напрасна ли смерть Данко? Как вы оцениваете поступок «осторожного человека»?
Прометей имел благородное сердце и добыл для людей огонь с Олимпа, за что по приказу Зевса прикован был к скале.
Обобщение Какова же тема легенды? Можно ли назвать Данко героем?
Творческое задание Написать синквейн , в котором ключевое слово «Данко»
Данко. Смелый, красивый. Жалел, спасал, погиб. Красивые - всегда смелы. Подвиг.
Подвиг, по Горькому, - это высшая степень свободы от любви к себе. Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца.
Связь романтики Горького с жизнью Герои Великой Отечественной войны. Подвиг А. Матросова Герои Афганской и Чеченской войн. Герои наших дней. Исследовательская работа. Работа с Интернет-ресурсами
Подведение итогов урока. Вывод
Подведение итогов урока. Вывод Герои живут среди нас. Воспитывайте в себе героев.
Рефлексия Дайте оценку тому, о чем говорилось на уроке. Интересно Жизненно Полезно Познавательно Обыкновенно
Домашнее задание Сочинение-миниатюра «Как стать героем?» Подробный пересказ «Что я сделаю для людей…» Прочитать «Легенду о Ларре »
Предварительный просмотр:
Тема: « Легенда о Данко»: сердце, отданное людям. Романтический характер легенды.
Цели урока: знакомство с рассказом «Старуха Изергиль». Чтение и идейно-художественный анализ «Легенды о Данко».
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с рассказом «Старуха Изергиль», выявить идейно-художественное своеобразие «Легенды о Данко», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, формирование чётких представлений о добродетели и самопожертвовании. На примере отношения главного героя к людям прививать детям человеколюбие.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник..
Литература: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: география, живопись.
Оборудование:
- портрет М. Горького
- рисунки учащихся к легенде о Данко
Эпиграф к уроку
Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям. (Б. Шоу)
Ход урока
1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды.
Слово учителя.
- “...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...”, - так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, - Алексей Максимович Горький. Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.
За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль” Горький писал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл и \ жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь. В детстве для себя Горький нашел такие слова... В чем? В книгах.
- Что же заставило его обратиться к книгам?
Слово ученика (рассказ о детстве писателя).
- В детстве будущему писателю пришлось много работать. Уже с девяти лет дедушка отдал его в магазин обуви, потом Горький поступил в иконописную мастерскую, на пароход в поварята, в помощники садовника. В 15 лет желание учиться было огромно. Он приезжает в Казань, полагая, что науки всем желающим даром преподаются. Оказалось, что это не так. Горький снова поступает на работу, а при возможности “почитывает книжки”. Только книги показывали ему иную жизнь. Книга для него – это чудо, в котором заключена душа написавшего ее. Нередко он плакал, читая, - так хорошо рассказывалось о людях. И мальчишка, задерганный работой, обижаемый руганью, давал себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырастет.
- И как же, когда вырос, Горький послужил людям? (Своими книгами.)
- Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему.)
2. Словарная работа.
- Что такое легенда? (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)
- Работа в группах.(Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.)
Составьте словесный портрет человека-легенды. (Затем все мнения детей озвучиваются и записываются на доске и в тетрадях, потом эти ключевые слова можно использовать при написании творческих работ.) Например: смелый, бесстрашны, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг...
3. Работа с текстом художественного произведения. Чтение по отрывкам и обсуждение по проблемным вопросам.
"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.
- Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?
(Мнения учащихся:
- Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не бояться.
- Люди струсили и не стали сопротивляться, их, я думаю, ждет смерть.
- Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и не смогли бороться с чужими племенами.
- Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться?)
________________________________________________________
Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску.
- Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?
(- Люди ушли в глубь старого леса, где были болота и тьма, они испугались за свою жизнь, но ничего не предпринимали. Думаю, они просто оказались слабыми.
- Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску.
- Нужно было что-то делать, а не просто тосковать.)
_________________________________________________
Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота.
- Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?
(- Горький описывает, как страшно людям было в лесу: великаны-деревья сдвигались вокруг людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать.
- Люди, хотя и оказались в дремучем лесу, все-таки еще думали пойти бороться с чужаками, но боялись погибнуть, ведь вместе с ними умерли бы и заветы.
- Но если люди останутся в лесу и будут дальше гибнуть от смрада болот, то все равно заветы будет некому передать, поэтому все-таки надо никогда не терять надежды на спасение... Все равно нужно было что-то делать...
- Я думаю, что надежда у них все-таки была, потому что это были сильные люди и они не переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда-нибудь все равно выход бы они нашли.)
- Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? (Краски тьмы: “там были болота и тьма... так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму”.)
____________________________________________________
Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
- Веди ты нас! - сказали они.
Тогда он повел..."
- Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?
(- Люди обрадовались, что нашелся кто-то, кто предложил выход.
- Человек всегда рад тому, кто решит за него, что делать.
- В такой ситуации люди всегда пойдут за лидером и будут ему благодарны за спасение.
- Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко.
- “Красивые - всегда смелы”, - так пишет Горький. Данко лучший из всех людей, потому что в его очах светилось много силы и живого огня, поэтому люди и поверили ему и пошли за ним.)
____________________________________________
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
- Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними?
(- Гроза – страшное явление: грозно зашептали деревья, грозно шумят молнии.
- Употребляются активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали – они передают динамику действия.
- Контраст: сгущающаяся тьма и холодный огонь молний, “молнии разрывали тьму в клочья”.
- Из тьмы выступало “что-то страшное, темное и холодное”. Автор даже не называет, что это. Неопределенное местоимение усиливает впечатление таинственности, загадочности, а значит, возрастает и страх.
- Разъяренные люди видятся Данко в зверином облике.
- Снова возникает образ кольца как угрозы, когда люди, как волки, стали плотнее окружать Данко, чтобы легче было схватить его и убить.)
- Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?
(- Людей много, это толпа, а толпа может растерзать.
- Данко может дальше убеждать людей и, возможно, убедит.
- Данко может бросить людей и спасти самого себя.
- Думаю, что Данко решился искать выход именно из-за того, чтобы спасти племя, поэтому он будет с ними до конца.
- Утомленные, люди пали духом и не могли идти дальше. Они устали, испугались трудностей, не знали, что ждет их впереди.)
_________________________________________________
- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
- Какой момент следует считать кульминационным?
(- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)
Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?
(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.
- Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.
- Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)
- Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?
(- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.
- Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой...
- Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.
- Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.)
______________________________________________________
4. Подведение итогов урока.
- Какова же тема легенды? (Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.)
- Можно ли назвать Данко героем? (Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)
- Какие подписи можно сделать под иллюстрациями, выполненными вашими одноклассниками?
- Творческое задание: написать синквейн, в котором ключевое слово “Данко”.
Примеры синквейнов, составленных детьми.
Данко.
Смелый, красивый.
Жалел, спасал, погиб.
Красивые – всегда смелы.
Подвиг.
* * *
Данко.
Бесстрашный, мужественный.
Жалеет, любит, жертвует.
Может победить смерть.
Герой.
* * *
Данко.
Бескорыстный, благородный.
Любит, ведет за собой, погибает.
Во имя других готов пожертвовать собой.
Человек-легенда.
5.Рефлексия
Обозначить важность темы урока:
Полезно
Значимо
Важно
Интересно
Обыкновенно
6. Домашнее задание: напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/31/picture-298913-1541009155.jpg)
Урок-игра "Сердце, отданное науке"
Урок-игра по физике предназначена для учащихся 7-8 класса. Игра знакомит с деятельностью жизнью тог или иного ученого. Вопросы, задаваемые во время игры контролируют знания учащихся поданной теме"Меха...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/11/picture-216600-1397180926.jpg)
Сердце, отданное детям.
Десятый год на берегу реки Тында работает палаточный лагерь, на базе которого проходят межрегиональные семинары «Кто, если не ты? Когда, если не теперь? Поможем природе выжить!» и эколого – туристская...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/20/picture-446191-1400592369.jpg)
Сердце, отданное людям
Исследовательская работа, в которой прослеживается жизненный и трудовой путь земляка, учителя и участника Великой Отечественной войны Туменко Михаила Григорьевича. Работа и презентация была выполнена ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/20/picture-446191-1400592369.jpg)
презентация к исследовательской работе "Сердце, отданное людям"
презентация к исследовательской работе "Сердце, отданное людям". В ней прослеживается жизненный и трудовой путь нашего земляка Туменко Михаила Григорьевича....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-510655-1415194627.jpg)
Сценарий праздника, посвященного дню уважения и почитания старшего поколения "Сердце, отданное детям"
Сценарий праздника, посвященный дню уважения и почитания старшего поколения разработан для пенсионеров, ветеранов детского сада №6 «Родничок». Цель: Формирование у детей чу...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-508344-1414419029.jpg)
«Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений А.М.Горького. «Легенда о Данко» - утверждение подвига во имя людей.Романтический сюжет и романтический образ Данко»
Урок литературы в 7 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-534330-1418662890.jpg)
Литературное размышление по книгам Д.А. Гранина. Литературный вечер - портрет «Жизнь и сердце, отданные людям».
Познакомить с творчеством Д. ГранинаПознакомить с событиями блокады Ленинграда 1941-1945 г.Формировать духовно-нравственные, гражданские и мировоззренческие качества обучающихся....