Конспект урока по теме: «Одиночество в творчестве М.Ю.Лермонтова»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Творчество Лермонтова не оставит равнодушными нас с вами. У многих возникнет желание создать творческие работы на тему одиночества в лирике поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 27.8 КБ |
презентация | 2.57 МБ |
samoanaliz_moego_uroka.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Одиночество в творчестве М.Ю.Лермонтова»
Учитель: Телегина Л.Л.
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- познакомить учащихся со стихотворениями М.Ю.Лермонтова; научить анализировать стихотворения и практические ситуации, связанные с анализом;
- выявить ключевые образы стихотворения и изобразительные средства, способствующие созданию и расширению их значения;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- формировать умение прослеживать причинно-следственные связи и выявлять признаки понятия одиночество поэта;
- формировать у учащихся умения анализировать стихотворения;
- развивать умение извлекать знания из различных источников, составлять кластер.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- развивать личностные качества учащихся и навыки познавательной, практической деятельности с использованием компьютерных технологий;
- содействовать воспитанию чувства уважения к поэту; чувства сострадания к душевным переживаниям поэта.
Ход урока:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Слово учителя:
- Поэт, который рано ушёл из жизни;
-Человек, который рано в детстве потерял мать;
- Всю жизнь скучающий по отцу, живя в разлуке с ним;
-Воспитанием которого занималась бабушка – дама очень образованная, состоятельная, близко стоящая к Царскому двору
- Огромная усадьба в Тарханах и маленький мальчик.
А каком поэте мы будем сегодня говорить? (Правильно, о М.Ю.Лермонтове)
2. Определение темы, целеполагание
- А теперь послушайте строчки из стихотворения М.Ю.Лермонтова:
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить,
Делить веселье- все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушно,
Года уходят будто сны.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(учащиеся называют тему урока)
Тема:«Одиночество в творчестве М.Ю.Лермонтова» (слайд)
- А теперь посмотрите на доску. Перед вами – 3 глагола:
Узнать: Уметь: Научиться:
-Давайте определим, чем мы будем сегодня с вами заниматься на уроке?
Узнать: как раскрывается тема одиночества в стихотворениях: «Утёс», «Листок».
Уметь: выразительно читать стихотворения, выделять ключевые слова;
Научиться: анализировать стихотворения.
3.Актуализация знаний.
Изучение новой темы.
1). Работа с учебником, стр. 11. Чтение стихотворения «Утёс».
2). Анализ:
- Какие образы возникают у вас при чтении этого стихотворения? (Утёс и тучка)
- Какой предстаёт тучка в этом стихотворении? (лёгкая, беспечная, быстрая)
- А утёс какой? (великан, камень, неподвижный)
- Какой приём использует автор, раскрывая образы тучки и утёса?
Итак, в этом стихотворении к чувству одиночества прибавляется страдание, задумчивость, горе.
- Какова главная мысль этого стихотворения? (Тема одиночества утёса).
Вывод: Таким образом, мы доказали, что тема одиночества присуща поэзии Лермонтова, и это мы видим в стихотворении «Утёс».
3). Чтение и анализ стихотворения «Листок» . (на распечатке)
- Какие центральные образы вы можете назвать, читая стихотворение «Листок»? (Образы листка и чинары).
Практическая деятельность учащихся:
Работа в парах:
4).Составьте кластер (приём). – раздаю заготовленные заранее листочки
Я напоминаю вам, что для того, чтобы составить кластер, необходимо выделить определяемые (ключевые) слова, с помощью которых характеризуется данный предмет.
(В это время 3 ученика будут готовить выразительное чтение данного стихотворения «Листок» по ролям).
- А теперь выйдите к доске и защитите ваши кластеры.
- Какой приём лежит в основе данного стихотворения? (антитеза, противопоставление).
5).Чтение по ролям стихотворения «Листок» подготовленными ученицами.
- Для того, чтобы ярче представить образы стихотворения, отметим выразительные средства языка. (Раздаю карточки – «Дубовый листок» - «Чинара». Ученики заполняют карточки).
- А сейчас поменяйтесь карточками. Проверяем друг у друга. Что у вас получилось? Оцените друг друга. Что у вас получилось?
Критерии оценивания на презентации
«5»- нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
Поднимите руки, у кого оценка «5», «4», «3»? Молодцы. Вы справились с этим заданием.
6). Вывод по уроку:
- А теперь обратите внимание, что общего в этих стихотворениях? ( Тема).
7).Рефлексия.
Что нового для себя открыли? | Что вас удивило? | О чём тема нашего урока заставила вас задуматься? |
- Что нового для себя открыли?
- Что вас удивило?
- О чём тема нашего урока заставила вас задуматься?
8). Оценка деятельности учащихся на уроке.
9). Домашнее задание.
Творчество Лермонтова не оставило равнодушными и нас с вами. У многих возникло желание создать творческие работы на тему одиночества в лирике поэта.
1.Наизусть стихотворение «Утёс»
2.Синквейн. (Одиночество)
3.Творческое задание: Напишите миниатюру на тему: «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?
Приложение:
План анализа стихотворения «Утёс».
- Выразительное чтение стихотворения.
- Настроение в стихотворении.
- Ключевое слово.
- Основные образы.
- Изобразительно-выразительные средства.
- Вывод (Какие ещё чувства кроме одиночества можно увидеть в стихотворении?)
Название стихотворения | Настроение в стихотворении | Ключевое слово | Основные образы | Изобразительно-выразительные средства |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить, Делить веселье- все готовы: Никто не хочет грусть делить. Один я здесь, как царь воздушный, Страданья в сердце стеснены, И вижу, как, судьбе послушно, Года уходят будто сны.
Одиночество в творчестве М.Ю.Лермонтова «Утёс», «Листок» «Одиночество - естественное убежище всех мыслей: оно вдохновляет всех поэтов, оно создаёт артистов, оно воодушевляет гениев». Ж. Лакордер
Узнать: Уметь: Научиться:
Два ключевых образа: Тучка Утес
Легкомыс- ленная Беззабот- ная Подви- жная светлая легкая тучка Молодость, радость бытия
Несчаст- ный Страдаю- щий плачущий тяжелый темный утес Старость, одиночество
Изобразительные средства и художественные приемы Олицетворения ( переводят действие в символический план) «Утёс» Ночевала тучка золотая На груди утеса -великана. Утром в путь она умчалось рано, По лазури весело играя ; Но остался влажный след в морщине Старого утеса . Одиноко Он стоит , задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. Олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) — троп , присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённых. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Эпитеты (делают образы более яркими) Ночевала тучка золотая На груди утеса -великана . Утром в путь она умчалось рано, По лазури весело играя ; Но остался влажный след в морщине Старого утеса . Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.
Что объединяет стихотворение «Утёс» и «Прелюдию» А.Скрябина?.
ЛИСТОК НЕСЧАСТНЫЙ Одиночество
ЛИСТОК ПОГИБАЮЩИЙ БЕСПРИЮТНЫЙ СТРАДАЮЩИЙ ОДИНОКИЙ НЕСЧАСТНЫЙ Одиночество
ЧИНАРА Радость бытия СЧАСТЛИВАЯ
ЧИНАРА БЕСЧУВСТ-ВЕННАЯ САМОВЛЮБЛЕННАЯ САМОДО-ВОЛЬНАЯ РАВНОДУШ-НАЯ Радость бытия СЧАСТЛИВАЯ
АНТИТЕЗА (греч. ’Αντίθεσις, противоположение) — фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или общая на них точка зрения. Листок – чинара Пылен и желт – сынам свежим Бурей гонимый – солнцем любима
Рефлексия: - Что нового для себя открыли? - Что вас удивило? - О чём тема нашего урока заставила вас задуматься?
Домашнее задание: 1.Наизусть стихотворение «Утёс» 2.Синквейн. (Одиночество) 3.Творческое задание: Напишите миниатюру на тему: «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?»
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по теме:
«Одиночество в творчестве М.Ю.Лермонтова» 6 класс
Учитель: Телегина Л.Л.
- Тип урока: Урок постановки учебной задачи, урок изучения новых знаний
На уроке использовала технологию системно-деятельностного подхода, предусматривающую:
- мотивацию к учебной деятельности;
- актуализацию знаний;
- проблемное объяснение нового знания;
- первичное закрепление во внешней речи;
- самостоятельную работу с самопроверкой
- включение нового знания в систему знаний;
- итог урока
Формы организации познавательной деятельности на уроке - коллективная, в парах – обеспечили сотрудничество между обучающимися, включение каждого ученика в деятельность.
Также на уроке использовала:
- технология мини – исследования;
- оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
- технология сотрудничества;
- ИКТ – технология
Методы обучения, выбранные мною на уроке, - эвристический, поисковый, беседы - обеспечивали мотивацию деятельности, сотрудничество учителя и уч-ся, взаимоконтроль. В результате учащиеся показали прочность полученных знаний, умений, навыков, самостоятельность суждений, выводов.
На уроке осуществлялась система дидактических принципов:
- принцип деятельности
- принцип непрерывности
- принцип целостности
- принцип психологической комфортности
- принцип вариативности ( например, при составлении кластера)
- принцип творчества
Время на уроке было распределено рационально на всех этапах урока. Предусмотрены логические связки и переходы между этими этапами.
Критерии эффективности проведения урока:
- наличие у учителя плана проведения урока;
- использование проблемных творческих заданий;
- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось);
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- оценивание при опросе и анализ рассуждения и способа ответа:
- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться;
- домашнее задание подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу.
Основные этапы деятельностного метода
- Постановка учебной задачи
- «Открытие» детьми нового знания
- Первичное закрепление
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- Контроль (принцип минимакса)
- Решение задач на повторение
Последовательность шагов на уроке
- Мотивирование к учебной деятельности;
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
- Выявление места и причины затруднения
- Построения проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план , и средство)
- Реализация построенного проекта
- Первичное закрепление с проговариванием
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Романтизм в творчестве С. В. Рахманинова"
Материал конспекта урока по музыке может быть использован как основной или вспомогательный по программе Музыка 7 класс/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Музыка 6 класс/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, ...
Конспект урока по теме "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя", 6 класс
Данный урок является 1-м по изучению творчества Н.В.Гоголя в 6 классе. Конспект содержит цели урока, представлены основные этапы жизни и творчества писателя, словарная работа и домашнее задание....
конспект урока по теме "Жизнь и творчество В.В. Маяковского"
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе по теме: " В.В. Маяковский. Жизнь и творчество"...
Конспект урока по теме "Одиночество в творчестве М.Ю. Лермонтова" (По роману "Герой нашего времени"
Основной идеей урока является возрождение духовно-нравственных традиций отечественной культуры, что является одним из направлений преподавания в системе новых образовательных стандартов. Отличит...
Конспект урока на тему «Устное народное творчество. Фольклор».
Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; сопоставить с марийским фольклором; привить интерес к произведениям устного народ...
Презентация к уроку "Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова"
Презентация к уроку "Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова"...
Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».
Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»....