Конспект урока по теме: «Одиночество в творчестве М.Ю.Лермонтова»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Лариса Леонидовна Телегина

Творчество Лермонтова не оставит равнодушными  нас с вами. У многих возникнет желание создать творческие работы на тему одиночества в лирике поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект27.8 КБ
Office presentation icon презентация2.57 МБ
Файл samoanaliz_moego_uroka.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Одиночество в творчестве М.Ю.Лермонтова»

Учитель: Телегина Л.Л.

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 

  • познакомить  учащихся  со стихотворениями М.Ю.Лермонтова;  научить анализировать стихотворения и  практические ситуации, связанные с анализом;
  • выявить ключевые образы стихотворения и изобразительные средства, способствующие созданию и расширению их значения;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • формировать умение прослеживать причинно-следственные связи и выявлять признаки понятия одиночество поэта; 
  • формировать у  учащихся умения анализировать стихотворения;
  • развивать умение извлекать знания из различных источников, составлять кластер.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • развивать личностные качества учащихся и навыки познавательной, практической деятельности с использованием компьютерных технологий;
  • содействовать воспитанию чувства уважения к поэту; чувства сострадания   к душевным переживаниям поэта.

Ход урока:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Слово учителя:

- Поэт, который рано ушёл из жизни;

-Человек, который рано в детстве потерял мать;

- Всю жизнь скучающий по отцу, живя в разлуке с ним;

-Воспитанием которого занималась бабушка – дама очень образованная, состоятельная, близко стоящая к Царскому двору

- Огромная усадьба в Тарханах и маленький мальчик.

А каком поэте мы будем сегодня говорить?  (Правильно, о М.Ю.Лермонтове)  

2. Определение темы, целеполагание

- А теперь послушайте строчки из стихотворения М.Ю.Лермонтова:

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье-  все готовы:

Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как, судьбе послушно,

Года уходят будто сны.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(учащиеся называют тему урока)

Тема:«Одиночество в творчестве М.Ю.Лермонтова» (слайд)

- А теперь посмотрите на доску. Перед вами – 3 глагола:

Узнать:                           Уметь:                             Научиться:

-Давайте определим, чем мы будем сегодня с вами заниматься на уроке?

Узнать:   как раскрывается тема одиночества в стихотворениях: «Утёс»,  «Листок».

Уметь: выразительно читать стихотворения, выделять ключевые слова;

Научиться: анализировать стихотворения.

3.Актуализация знаний.

Изучение новой темы.

1). Работа с учебником, стр. 11. Чтение стихотворения «Утёс».

2). Анализ:

- Какие образы возникают у вас при чтении этого стихотворения? (Утёс и тучка)

- Какой предстаёт тучка в этом стихотворении? (лёгкая, беспечная, быстрая)

-  А утёс какой? (великан, камень, неподвижный)

- Какой приём использует автор, раскрывая образы тучки и утёса?

Итак, в этом стихотворении к чувству одиночества прибавляется страдание, задумчивость, горе.

- Какова главная мысль этого стихотворения?  (Тема одиночества утёса).

Вывод:  Таким образом, мы доказали, что тема одиночества присуща поэзии Лермонтова, и это мы видим в стихотворении «Утёс».

3). Чтение и анализ стихотворения «Листок» .         (на распечатке)

- Какие центральные образы вы можете назвать, читая стихотворение «Листок»?  (Образы листка и чинары).

Практическая деятельность учащихся:

Работа в парах:

4).Составьте кластер (приём).   раздаю заготовленные заранее листочки

Я напоминаю вам, что для того, чтобы составить кластер, необходимо выделить определяемые (ключевые) слова, с помощью которых характеризуется данный предмет.

(В это время 3 ученика будут готовить выразительное чтение  данного стихотворения «Листок»  по ролям).

- А теперь выйдите к доске и защитите ваши кластеры.

 - Какой приём лежит в основе данного стихотворения? (антитеза, противопоставление).

5).Чтение по ролям стихотворения «Листок» подготовленными ученицами.

- Для того, чтобы ярче представить образы стихотворения, отметим выразительные средства языка. (Раздаю карточки – «Дубовый листок» - «Чинара».  Ученики заполняют карточки).

- А сейчас поменяйтесь карточками. Проверяем друг у друга. Что у вас получилось? Оцените друг друга. Что у вас получилось?

Критерии оценивания на презентации

 «5»- нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

Поднимите руки, у кого оценка «5», «4», «3»?  Молодцы. Вы справились с этим заданием.

6). Вывод по уроку:

- А теперь обратите внимание, что общего в этих стихотворениях? ( Тема).

7).Рефлексия.

Что нового для себя открыли?

 Что вас удивило?

О чём тема нашего урока заставила вас задуматься?

- Что нового для себя открыли?

- Что вас удивило?

- О чём тема нашего урока заставила вас задуматься?

8). Оценка деятельности учащихся на уроке.

9). Домашнее задание. 

Творчество Лермонтова не оставило равнодушными и нас с вами. У многих возникло желание создать творческие работы на тему одиночества в лирике поэта.

1.Наизусть стихотворение «Утёс»

2.Синквейн. (Одиночество)

3.Творческое задание: Напишите миниатюру  на тему: «Что произошло   с дубовым листком   после встречи с чинарой?

Приложение:

План анализа стихотворения «Утёс».

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. Настроение в стихотворении.
  3. Ключевое слово.
  4. Основные образы.
  5. Изобразительно-выразительные средства.
  6. Вывод (Какие ещё чувства кроме одиночества можно увидеть в стихотворении?)

 Название стихотворения

Настроение в стихотворении 

 Ключевое      слово

Основные образы 

 Изобразительно-выразительные средства


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить, Делить веселье- все готовы: Никто не хочет грусть делить. Один я здесь, как царь воздушный, Страданья в сердце стеснены, И вижу, как, судьбе послушно, Года уходят будто сны.

Слайд 3

Одиночество в творчестве М.Ю.Лермонтова «Утёс», «Листок» «Одиночество - естественное убежище всех мыслей: оно вдохновляет всех поэтов, оно создаёт артистов, оно воодушевляет гениев». Ж. Лакордер

Слайд 4

Узнать: Уметь: Научиться:

Слайд 5

Два ключевых образа: Тучка Утес

Слайд 6

Легкомыс- ленная Беззабот- ная Подви- жная светлая легкая тучка Молодость, радость бытия

Слайд 7

Несчаст- ный Страдаю- щий плачущий тяжелый темный утес Старость, одиночество

Слайд 8

Изобразительные средства и художественные приемы Олицетворения ( переводят действие в символический план) «Утёс» Ночевала тучка золотая На груди утеса -великана. Утром в путь она умчалось рано, По лазури весело играя ; Но остался влажный след в морщине Старого утеса . Одиноко Он стоит , задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. Олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) — троп , присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённых. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Слайд 9

Эпитеты (делают образы более яркими) Ночевала тучка золотая На груди утеса -великана . Утром в путь она умчалось рано, По лазури весело играя ; Но остался влажный след в морщине Старого утеса . Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.

Слайд 10

Что объединяет стихотворение «Утёс» и «Прелюдию» А.Скрябина?.

Слайд 11

ЛИСТОК НЕСЧАСТНЫЙ Одиночество

Слайд 12

ЛИСТОК ПОГИБАЮЩИЙ БЕСПРИЮТНЫЙ СТРАДАЮЩИЙ ОДИНОКИЙ НЕСЧАСТНЫЙ Одиночество

Слайд 13

ЧИНАРА Радость бытия СЧАСТЛИВАЯ

Слайд 14

ЧИНАРА БЕСЧУВСТ-ВЕННАЯ САМОВЛЮБЛЕННАЯ САМОДО-ВОЛЬНАЯ РАВНОДУШ-НАЯ Радость бытия СЧАСТЛИВАЯ

Слайд 15

АНТИТЕЗА (греч. ’Αντίθεσις, противоположение) — фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или общая на них точка зрения. Листок – чинара Пылен и желт – сынам свежим Бурей гонимый – солнцем любима

Слайд 16

Рефлексия: - Что нового для себя открыли? - Что вас удивило? - О чём тема нашего урока заставила вас задуматься?

Слайд 17

Домашнее задание: 1.Наизусть стихотворение «Утёс» 2.Синквейн. (Одиночество) 3.Творческое задание: Напишите миниатюру на тему: «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?»



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по теме:

«Одиночество в творчестве М.Ю.Лермонтова»   6 класс

Учитель: Телегина Л.Л.

  • Тип урока: Урок постановки учебной задачи, урок изучения новых знаний

На уроке использовала технологию  системно-деятельностного подхода, предусматривающую:

  • мотивацию к учебной деятельности;
  • актуализацию знаний;
  • проблемное объяснение нового знания;
  • первичное закрепление во внешней речи;
  • самостоятельную работу с самопроверкой
  • включение нового знания в систему знаний;
  • итог урока

Формы организации  познавательной деятельности  на  уроке -  коллективная, в парах – обеспечили сотрудничество между обучающимися, включение каждого ученика в деятельность.  

Также на уроке использовала:

  • технология мини – исследования;
  • оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
  • технология сотрудничества;
  • ИКТ – технология

Методы обучения, выбранные мною на уроке,  -  эвристический, поисковый, беседы -   обеспечивали мотивацию деятельности, сотрудничество учителя и уч-ся, взаимоконтроль. В результате учащиеся показали прочность полученных знаний, умений, навыков, самостоятельность суждений, выводов.

На уроке осуществлялась система дидактических принципов:

  • принцип деятельности
  • принцип непрерывности
  • принцип целостности 
  • принцип психологической комфортности 
  • принцип вариативности ( например, при составлении кластера) 
  • принцип творчества

Время на уроке было распределено рационально на всех этапах урока. Предусмотрены логические связки и переходы между этими этапами.

Критерии эффективности проведения урока: 

- наличие у учителя плана проведения урока;

- использование проблемных творческих заданий;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось);

  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • оценивание при опросе и анализ рассуждения и способа ответа:

- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться;

- домашнее задание подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу.

Основные этапы деятельностного метода

  • Постановка учебной задачи
  • «Открытие» детьми нового знания
  • Первичное закрепление
  • Самостоятельная работа с проверкой по эталону
  • Контроль (принцип минимакса)
  • Решение задач на повторение

Последовательность шагов на уроке

  • Мотивирование к учебной деятельности;
  • Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
  • Выявление места и причины затруднения
  • Построения проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план , и средство)
  • Реализация построенного проекта
  • Первичное закрепление  с проговариванием
  • Самостоятельная работа с проверкой по эталону
  • Включение в систему знаний и повторение
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Романтизм в творчестве С. В. Рахманинова"

Материал конспекта урока по музыке может быть использован как основной или вспомогательный по программе Музыка 7 класс/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Музыка 6 класс/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, ...

Конспект урока по теме "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя", 6 класс

Данный урок является 1-м по изучению творчества Н.В.Гоголя в 6 классе. Конспект содержит цели урока, представлены основные этапы жизни и творчества писателя, словарная работа и домашнее задание....

конспект урока по теме "Жизнь и творчество В.В. Маяковского"

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе по теме: " В.В. Маяковский.  Жизнь и творчество"...

Конспект урока по теме "Одиночество в творчестве М.Ю. Лермонтова" (По роману "Герой нашего времени"

Основной идеей  урока является возрождение духовно-нравственных традиций отечественной культуры, что является одним из направлений преподавания в системе новых образовательных стандартов. Отличит...

Конспект урока на тему «Устное народное творчество. Фольклор».

Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; сопоставить с марийским фольклором; привить интерес к произведениям устного народ...

Презентация к уроку "Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова"

Презентация к уроку "Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова"...

Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».

Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»....