Конспект открытого урока по литературе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Cапунова Мария Александровна

Насыщенность материала разнообразными медодами работы позволяет учителю вместе с учениками детально подойти к анализу произведения Д.Лондона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.london_skazanie_o_kishe_5_kl2.docx48.97 КБ

Предварительный просмотр:

Д.Лондон

«Сказание о Кише» как рассказ о взрослении человека в тяжелых условиях»

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Дж.Лондона;
  • Познакомить учащихся с произведением Д.Лондона «Сказание о Кише»;
  • Ввести понятие «сказание» в контексте литературоведческого образования;
  • Продолжить работу над характеристикой героя;
  • Определить, что значит быть взрослым.

Оборудование: Текст произведения; презентация; опорные материалы урока.

УУД:

личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;  положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает свою точку

зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя;  учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.

Ход урока

I. Предварительная работа по теме урока.

Учитель: Ребята, вы уже успели в этом учебном году познакомиться с произведениями великих русских и зарубежных писателей. Это не просто произведения, это начало великого знакомства с сокровищами русского и мирового искусства. Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения. Сегодня мы поговорим о рассказе Джека Лондона «Сказание о Кише». Но, сначала немного поговорим о творчестве автора данного произведения.

Джек Лондон - один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его биография, его личность человека активного, волевого, в чем-то напоминавшего его джек-лондоновских героев, вызывала не меньший интерес, чем его творчество, в котором сильно сказывалось автобиографическое начало. Сложилось так, что окончить школу Джеку Лондону не пришлось. Нужно было много работать. Джек Лондон носил фамилию отчима — Джона Лондона, фермера, т.к. с настоящим отцом он никогда не встречался. В свои 24 года он становится профессиональным писателем. Джек Лондон был особенным человеком, даже внешне. Вот как описывает его писатель И. Стоун: «Джек был от природы добр, безрассудно щедр — воистину друг из друзей, король славных малых... Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобивое сердце...

Громадным удовольствием в тяжелые годы для Джека было посещение библиотеки.

22 ноября 1916 года Джек Лондон умер.

II. Словарная работа.

- Сейчас мы с вами обратимся к тем словам произведения, которые требуют пояснения. Это такие слова, как:

Иглу (хижина канадских эскимосов, сложенная из снежных плит);

Китовый ус (роговые пластины у китовых, свисающие с нёба, служат для отсеивания основной пищи);

III. Работа по анализу текста.

- Перед тем как перейти к обсуждению произведения, нам необходимо определить жанр, а чтобы определить его, нужно собрать слово. Посмотрите на доску. Буквы перемешаны. Необходимо в правильной последовательности выстроить слово. Так и будет называться жанр.  

ОТВЕТ: С К А З А Н И Е

Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни».

- Ребята, с жанром сказания вы познакомитесь не только в зарубежной, но и русской литературе в 6 классе – «Сказание о белгородском киселе»; в 8 классе – «Сказание о житии Александра Невского».

- Понравился ли вам рассказ? Почему? ( Да, он рассказывает о храбром мальчике, о том, как герой в свои 13 лет не испугался вождя племени и вступил с ним в противоборство; это рассказ о мужественном мальчике).

- Назовите героев рассказа.    Киш – главный герой рассказа;

Клош-Кван – вождь племени;

Бок – отец Киша;

Айкига – мать героя;

Массук – соплеменник;

Уг-Глук – охотник племени;

 Бим и Боун - два молодых, лучших в поселке охотника.

- В какой части земного шара происходит действие рассказа? (На севере Соединенных Штатов Америки).                                                     

 Найти и показать это место на карте.

Продолжение работы.

-Почему же  Киш, вышедший из самой бедной иглу, достиг почета и занял высокое место в своем поселке?    Нам предстоит ответить на этот вопрос. А пока…

-Расскажите мне о главном герое. Кто он, сколько ему лет? (Киш, как гласит сказание, был смышленным мальчиком, здоровым и сильным и видел уже тринадцать солнц – значит ему 13 лет). 


-В каких условиях живет герой? Как Киш и его мать оказались в самой бедной иглу? (
Он жил вместе с матерью-вдовой, т.к. отец у него погиб, жили бедно. Люди забыли подвиг отца, который приносил мясо племени, будучи охотником).

-Он еще мал, но какой характер у него? (Твердый)


- Найдите эпизод, раскрывающий его характер. Выразительно прочитайте. 
( Киш на совете). (Чтение по ролям.)


-О каких чертах характера говорит его выступление?
(он смелый, справедливый, никого не боится)


-Какой была главная цель Киша, и как он ее добился?
(он хотел охотиться, приносить мясо, чтобы ни одна вдова не плакала ночью от голода).

-Почему на совете не стали его слушать старейшины?
(он был еще очень мал и не имел никакого уважения с их стороны).

Развитие действия

- Решение героя стать охотником (…он взял с собой лук и большой запас стрел с костяными наконечниками, а на плече нёс большое охотничье копье своего отца). 

 -Давайте посмотрим, так ли уж беспомощен и мал Киш, каким его считают старейшины.   Найдите   в   тексте   описание   внутреннего   состояния           героя.  Посмотрим, как происходит возмужание  мальчика?
Совет у вождя. Завязка произведения (выступление Киша)
Поднялся с достоинством.
Продолжал твердо и сурово.
Ждал спокойно.
На их оскорбления  он стиснул зубы и пошел своей дорогой, не глядя ни вправо ни влево.
После убитого им медведя поступь его стала надменной, а речь звучала дерзко.
Но   встретил   он   старейшин   у   себя   в   иглу   с   почетом   и   усадил   по старшинству.

Мы видим, как наш герой, набираясь опыта, постепенно взрослеет, но не теряет свои главные качества. Какие? (доброту, любовь к людям, уважение к старшим). 

-Сейчас мы узнаем кульминацию произведения, а чтобы это сделать, нужно ответить:

-В чем была тайна  Киша? (Киш ходил на охоту и приносил мясо убитых медведей. Никто ему не помогал.   И   в   поселке   стали   поговаривать   о   колдовстве.   А   Киш        просто придумал хитрый способ)

-А какой это способ? Найдите в тексте и зачитайте (Киш использовал китовый ус и тюлений жир).

-Почему   все   люди   племени   согласились   с   тем, что именно Киш должен стать вождем? (он   заботился   не   только   о   себе   и   о   матери,   но   и   помогал   слабыми беззащитным).

-Киш стал вождём – это развязка рассказа.

III. Физкультминутка.
Вспоминаем устное народное творчество.  Называются  фольклорные герои. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).

Василиса Премудрая,  Баба Яга, Иван - царевич, Змей Горыныч, Иван – крестьянский сын, Кикимора, Марья – искусница, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Василиса Прекрасная, Чудо Юдо.

         
Продолжение работы.

Запись в тетради. Работают все команды.
Написать эпитеты (художественно-образное определение) о Кише:
Мужественный
Смелый 
Благородный

-Кто же помог ему стать таким? (он сам)

Словами героя Леонида Быкова: « Человек рождается сам…»
Итак, ребята, мы с вами познакомились с произведением Д.Лондона. Мы увидели, как мальчик становился настоящим мужчиной. Смогли убедиться в том, что он     не боится 
ничего,  мужественно преодолевает все трудности.  И хотя он еще мал, но у него большое сердце, которое хочет помогать людям.

IV. Рефлексия. 

Предлагаю вам ответить на вопросы по тексту «Сказания…» и определить степень осознанности прочитанного. Написать правильный ответ напротив вопроса.

1. Как называется хижина канадских эскимосов?   (Иглу)
2. Кем был отец Киша?   
(Отважным охотником)
3. Имя вождя племени?  
(Клош-Кван)
4. Имя матери Киша?   
(Айкига)
5. Что осталось в наследство Кишу от отца?  (
Копье)
6. Что сделала Айкига в знак скорби по сыну?   
(Вымазала лицо сажей)
7. Первый «улов» Киша?   
(Медведица и два медвежонка)
8. Сколько часов спал Киш после первой охоты?  
(20 часов)
9. Почему охота Киша всегда была удачной?  
(Знал один секрет)
10. Кто «бросил Кишу в глаза обвинение в колдовстве»?  
(Уг-Глук)
11. В чем заключался секрет удачной охоты Киша?   
(В маленьком шарике из тюленьего жира и китового уса).

12. Кем избрали Киша соплеменники за его добропорядочность и справделивость? (вождем племени)

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание. (на выбор)

Написать мини-сочинение «Какие качества Киша помогли ему стать вождем племени».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

Методичкская разработка урока по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина. Изучение сказа Н.С. Лескова "Левша" вызывает интерес у детей, но им трудно "разобраться" с лексикой произведения. В да...

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе: "Н.С. Лесков.  «Левша». Особенность проблематики и основная идея повести"....

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе

Тема урока: «Рассказы А.И. Куприна –  настоящие «романы воспитания чувств» (Слово о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы рассказа « Куст сирени»).Цели урока: Познакомить уч-ся с основ...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...