Правда о войне в повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Чарушникова Наталья Израилевна

дать представление о тенденциях послевоенной литературы, показать значение повести   В. Некрасова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx40.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 3. Правда о войне

в повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»

II. Беседа по повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Виктор Некрасов попал на фронт в первые дни войны, воевал под Сталинградом, был дважды ранен, на себе испытал то, что описано им «В окопах Сталинграда». В его повести нет ни генерала, ни политработника — только солдаты и офицеры.

            Война стала для целого поколения серьезной школой жизни. Те, кто прошел ее испытания, молодые лейтенанты, увидели свою задачу в том, чтобы отразить в литературе новое понимание происходящего в России. Кто же они, молодые писатели-фронтовики? Юрий Бондарев, Даниил Гранин, Виктор Астафьев, Вяч. Кондратьев, К. Воробьев, В. Быков, К. Симонов, В. Некрасов. В поэзии – Б. Слуцкий, Д. Самойлов, С. Гудзенко, С. Орлов, Ю. Друнина и многие другие. Именно эти люди формировали новое направление в литературе, получившее название «лейтенантская проза», или «лейтенантская литература».

            Она отличалась двумя основными чертами:

1)      Эта литература в восприятии и оценке войны опиралась на «окопную правду», открывшуюся солдатам, воевавшим на переднем фронте.

Критика, характеризуя лейтенантскую прозу, обвиняла ее в том, что она «ведет читателя по обочине войны», когда события как бы «замкнулись сами на себе». Это была точка зрения солдата на войну, поэтому критика 70-х годов уничижительно называла ее «кочкой зрения», подчеркивая, что простому солдату не дано правильно оценить масштаб  происходящих событий. В противовес лейтенантской прозе появляется ЭПИЧЕСКАЯ литература.

2)      Лейтенантскую прозу критика обвинила в дегероизации войны, поскольку она осмысливалась как трагедия народа.

В 1946 году в передовой статье «Литературной газеты» подверглись критике стихи А. Межирова, С. Орлова «Его зарыли в шар земной», С. Гудзенко, поэма О. Берггольц «Твой путь» и стихи М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

      А какова была судьба Виктора Платоновича Некрасова (1911-1987) и его повести «В окопах Сталинграда»?

— Что вы знаете о Сталинградской битве?

(Сталинградская битва имела два этапа: оборонительный и наступательный.

Наступательная операция началась 19 ноября 1942 года. Наши войска защищали Мамаев курган — возвышенность в центральной части города. Бои за Мамаев курган велись /36 суток, вершина кургана неоднократно переходила из рук в руки. Бойцы 284-й стрелковой дивизии отбивали по нескольку атак ежедневно, проявляя героизм и стойкость. В январе 1943 года штурмовые группы 284-й стрелковой дивизии выбили противника с вершины, а 26 января на северо-западном склоне соединились войска 62-й и 21-й армий. Бои в Сталинграде велись буквально за каждую улицу, каждый дом. Сталинград стал символом мужества и стойкости наших солдат, вселил веру в победу, дал мощный импульс дальнейшему развитию событий войны.)

Сейчас на Мамаевом кургане — грандиозный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы».

Как достигается достоверность изображаемого автором? В чем особенности авторского повествования?

(Повествование ведется от первого лица. Герой Некрасова — Юрий Керженцев — один из защитников Сталинграда.

 Достоверность рассказа достигается и тем, что мы видим события глазами героя, а тем, что писатель чаще всего употребляет глаголы настоящего времени: читатель становится как бы участником действия, вовлекается в него, идет шаг за шагом рядом с героем.

 Особенность авторского повествования еще и в особом стиле — четком, лаконичном, без излишеств и красивостей, в коротких предложениях с обилием глаголов действия и небольшим количеством местоимений.

Стиль автора похож на дневниковые записи. Изображение событий и героев скупое, сжатое. Описаны будни войны, ее нудная тягомотина патетика отсутствует, нет романтической приподнятости, есть тяжелая военная работа.

 Автор не говорит о героизме, хотя великое значение Сталинградской битвы было очевидным сразу, читатель видит непоказной, ежедневный подвиг солдат и офицеров.)

Каков этот герой?

В 1 части, 3 главе он вспоминает о своей жизни до войны.

«Вспоминается  наша  улица  -  бульвар  с  могучими  каштанами...


 А старый кот Фракас с обожженными

усами жмурился из-под облезшего воротника...»

 5)  Насколько он подготовлен к войне?

Все его воспоминания окрашены теплым чувством. По рождению, воспитанию и образованию герой меньше всего ориентирован на войну, у него мирная созидательная профессия архитектора.

 6)  Как же из этого мальчика сформировался настоящий солдат?

Ответ можно найти в тексте – 1 часть, глава 16.

«     Недавно ночью шли мимо солдаты.  Я дежурил у телефона и вышел покурить.

Они  шли и  пели,  тихо, вполголоса. Я даже не  видел их, я только слышал их

шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню про Днипро и журавлей.

Я подошел. Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве, под

акациями.  Мигали  огоньки  цигарок.  И  чей-то  молодой,   негромкий  голос

доносился откуда-то из-под деревьев.

     - Нет,  Вась...  Ты  уж не  говори...  Лучше  нашей  нигде  не  сыщешь.

Ей-богу...  Как масло, земля - жирная, настоящая.- Он даже причмокнул как-то по-особенному.- А хлеб взойдет-с головой закроет...

     А  город пылал,  и  красные  отсветы прыгали по стенам цехов,  и где-то

совсем  недалеко трещали  автоматы то  чаще, то реже, и взлетали  ракеты,  и впереди неизвестность и почти неминуемая смерть!"

 7)  Почему этот эпизод так запал в душу Керженцева?

Потому что в 4 шагах от смерти люди думают и говорят о хлебе, о мире, о доме. Этим солдатам было что защищать и в 1812, и в 1941 годах. И главной причиной победы являлась ориентация на мир и жизнь, а не на смерть.

        Здесь же, в 16 главе есть эпизод – разговор Керженцева с Георгием Акимовичем, который пытался осмыслить причину победы немцев и поражения нашей армии. Подводя итог, он говорит:

 «- Мы  будем воевать до последнего солдата. Русские всегда так воюют. Но

шансов у нас все-таки мало. Нас может спасти только чудо. Иначе нас задавят.

Задавят организованностью и танками».

 8)  О каком чуде идет речь? В чем оно заключается, по мнению Керженцева?

Во 2 части, в главе 30, в самом конце повести говорится о том, что герои празднуют победу: они отстояли Сталинград. Возникает вопрос, почему немцы, несмотря на свою организованность, танки и самолеты, не смогли «спихнуть в Волгу» защитников города. Юрий Керженцев размышляет так:

«Величайшая русская артерия... Парализована, говорит... Ну и дурак! Ну и дурак!  В нескольких  домах  сидят еще русские.  Пусть  сидят. Это их личное дело...

     Вот они - эти несколько домов. Вот он - Мамаев, плоский, некрасивый. И,

точно прыщи,  два прыща на  макушке - баки... Ох,  и  измучили они нас. Даже сейчас противно смотреть. А за теми вот красными развалинами,- только  стены как решето остались,- начинались позиции Родимцева - полоска в двести метров шириной.  Подумать только - двести метров,  каких-нибудь  несчастных  двести метров!  Всю Белоруссию пройти, Украину, Донбасс, калмыцкие степи и не дойти двести метров... Хо-хо!

     А  Чумак  спрашивает почему.  Не кто-нибудь, а  именно  Чумак. Это  мне

больше всего нравится.

     Эх, Чумак, Чумак, матросская  твоя  душа,  ну  и  глупые же  вопросы ты

задаешь,  и ни черта, ни черта ты не понимаешь».

        Именно в этих словах главного героя повести звучит ответ на вопрос: «Что такое русское чудо?» В оценке автора, как и его героя, русское чудо – это ЧЕЛОВЕК.

Итак, В.П. Некрасов рассказал о войне от лица солдата из окопа, рядового труженика войны.

— Какие традиции русской литературы продолжает В. Некрасов в изображении войны?

(Прослеживается, прежде всего, традиция «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого: «Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти»

Кстати, Лев Толстой тоже был непосредственным участником военных событий, был на одной из «горячих точек» обороны Севастополя — четвертом бастионе.)

Как и Толстой, Некрасов показывает неизбежную на войне смерть де героической, не романтичной, а страшной в своей простоте и обыденности.

Вот умирает раненный в живот связной штаба Лазаренко: «— Я... товарищ лейт... — он уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может ее выпрямить. Запрокинув голову, он часто-часто дышит. Руки не отрывает от живота. Верхняя губа мелко дрожит. Он хочет еще что-то сказать, но понять ничего нельзя. Он весь напрягается. Хочет приподняться и сразу обмякает. Губа перестает дрожать».

 Никаких комментариев к этой сцене автор не дает, лишь скупо описывает, как засыпают руками убитого, прикрыв плащ-палаткой, как после продолжают бой. В этой кажущейся простоте и заключена правда о войне, о человеке на войне (часть 1, глава 6)

А вот как изображен один из героев Сталинграда: «Повернувшись к пулемету, он дает очередь. Худенькая шейка его трясется. Какая она тоненькая и жалкая! И глубокая впадина сзади. И воротник широк. Шея в нем болтается, как былинка. Вот так вот, вероятно, еще недавно стоял он у доски и моргал добрыми, голубыми глазами, не зная, что ответить учителю» (часть 1, глава 19).

Некрасов и сам ссылается на Толстого, например, вспоминает толстовское определение — «скрытая теплота патриотизма» (часть 1, глава 16).

— Как описывается война в повести?

   - Что стало предметом художественного осмысления в книге Некрасова? Какая сторона войны является главной в ее осмыслении?

Предметом художественного исследования стала жизнь человека на войне в течение часов, дней, месяцев, лет. На войну приезжали жить, и те, кому посчастливилось, жили 4 года. Вот об этом и рассказывает В.П. Некрасов в своей книге.

Итак, в центре повести –БЫТ ВОЙНЫ КАК УКЛАД ЖИЗНИ.

  -   Какие же стороны этого уклада показывает Некрасов?

Во-первых, в продолжение толстовской традиции война изображается как ТЯЖЕЛЫЙ ТРУД бойца, воина, солдата.

Откроем 2 часть, главу 29. Наш герой, Юрий Керженцев, встречает одного из солдат по фамилии Седых, с которым раньше воевал, и расспрашивает его о прошедших 4-х месяцах, что они не виделись.    

" - Расскажи-ка  лучше...  Как-никак -  четыре месяца,

кусочек порядочный.

     - Да что рассказывать,  товарищ лейтенант. Одно и то  же...- И все-таки

рассказывает  обычную,  всем  нам давно  знакомую, но  всегда  с  одинаковым интересом  выслушиваемую  историю солдатскую... Тогда-то минировали, и почти всех накрыло, а тогда-то сутки в овраге  пролежал, снайпер ходу  не давал, в трех  местах  пилотку  прострелил,  а потом  в окружении сидел две  недели в

литейном  цехе,  и немцы бомбили, и есть было нечего и,  главное, пить, и он

четыре  раза  на  Волгу за  водой ходил, а  потом... потом опять минировали,

разминировали. Бруно ставили...

     - В общем, сами знаете...- и улыбается своей ясной, славной улыбкой".

Вот об этом труде солдат и рассказывает Седых.

               Во-вторых, в повести звучит мысль о том, что война – это разрушение норм естественной человеческой жизни.

               Откроем 1 часть, главу 7, в которой Керженцев вспоминает довоенную фотографию своего друга – Игоря Ширяева.

«Что общего  сейчас с  тем  изящным молодым человеком на  карточке, которую  он мне  как-то  показывал? Шелковая рубашечка, полосатый  галстук с громадным узлом, брючки-чарли... Дипломант художественного  института. Сидит

на краю стола в небрежной позе, с палитрой в руках и  с папиросой в зубах...

         Всего этого нет... И полка  нет,  и взвода, и  Ширяева,  и Максимова. А есть  только  натертая пятка,  насквозь  пропотевшая  гимнастерка  в  белых разводах, "ТТ" на боку и  немцы в  самой глубине  России,  прущие лавиной наДон, и вереницы машин, и тяжело, как жернов, ворочающиеся мысли».

         В-третьих, война в изображении Некрасова – это разрушение границ между жизнью и смертью.


       Откроем часть 1, главу 16.

«Я помню одного  убитого бойца. Он  лежал  на спине,  раскинув руки, и к

губе  его прилип  окурок.  Маленький,  еще  дымившийся  окурок.  И  это было

страшней  всего,  что  я видел  до  и после  на войне.  Страшнее разрушенных

городов, распоротых животов, оторванных рук  и ног. Раскинутые руки и окурок

на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть». 

Вот с этим образом связывает В.П. Некрасов свое представление о войне, когда лишь секунда отделяет человека от смерти.

       В-четвертых, в оценке Некрасова быт войны – это неутихающее чувство вины перед теми, кого оставляла армия на незащищенной земле.     

        Откроем часть1, главу 4.

"Бойцы выходят на дорогу.  На ходу заматывают обмотки. В руках котелки с

молоком.  У  ворот  стояли  женщины  - молчаливые, с вытянутыми  вдоль  тела тяжелыми,  грубыми руками. У  каждого  дома стоят, смотрят, как мы  проходим мимо. И дети смотрят. Никто не бежит за нами. Все стоят и смотрят".

        Часть 1, глава 10. Оказавшись в Сталинграде, Керженцев попадает в обстановку мирной жизни, о которой мечтал на войне. Он в доме девушки. Какое же чувство испытывает герой?

 

«Сколько раз на фронте я мечтал о  таких минутах: вокруг тебя  ничего не

стреляет, не  рвется,  и сидишь ты  на диване  и слушаешь музыку,  и рядом с

тобой хорошенькая  девушка. И вот я сижу сейчас на диване и слушаю музыку...

И  почему-то  мне неприятно.  Почему?  Не  знаю. Я знаю  только, что  с того

момента, как мы ушли из Оскола,- нет, позже, после сараев,- у меня все время

на душе какой-то противный осадок. Ведь я не дезертир, не трус,  не ханжа, а

вот ощущение у меня такое, как будто я и то, и другое, и третье». 

Учитель. Повесть начинается с изображения весенне-летнего отступления советских войск в 1942 году. Полк, в котором служил Юрий Керженцев, отступал с боями, и вот сейчас  вновь отводится с хорошо укреплённой позиции на 100 километров по направлению к Дону. Керженцев оставлен с батальоном Ширяева, прикрывающего отход полка. Вскоре и полк, и батальон будут разбиты.         

Во время тяжких дорог отступления Керженцев невольно вспоминает прошлое, мирную жизнь.

Анализ  3 главы 1 части.  

Учитель. И вот герой в Сталинграде. Каким видит город Юрий Керженцев?

Анализ эпизода из 10 главы 1 части. (От начала главы до слов «… рассказывает о Ваньке Жукове, десятилетнем мальчике, в ночь под Рождество пишущем своему дедушке на деревню».)

Учитель. Керженцев  видит, что о войне напоминают лишь «вереницы тупорылых «студебеккеров» и «настороженные зенитки». Паники в городе нет, как нет и серьёзной  подготовке к встрече приближающегося врага.

- Какое назначение получает герой? (Его назначают в команду по минированию промышленных объектов.)

Учитель.  (Слайд 6) Война врывается в  Сталинград 23 августа первой двухчасовой массированной  бомбёжкой.  Город оказывается беззащитным перед ней. Как об этом говорит главный герой?

Анализ  эпизода из 13 главы. (Со слов «Из-за вокзала медленно, торжественно, точно на параде, плывут самолёты.» до «Значит, бомбёжка длилась два часа».)

(«Самое страшное на войне — не снаряды и бомбы, а бездеятельность, отсутствие цели». 

Бомбежки, жара, неразбериха, всеобщее смятение — наши войска отступают. Керженцев испытывает стыд оттого, что он, командир, не знает, где его взвод, полк, дивизия оттого, что чувствует свою вину за отступление, за то, что мирные жители «завтра проснутся и увидят немцев».

Война — не только тяжелые бои, но и тяжелый физический труд. Бойцы долбят кирками твердый, как камень, грунт. Им приходится быть то землекопами, то плотниками, то печниками. Война требует все новых и новых жертв. Вот пришло пополнение — многие винтовку в первый раз видят. «Одного убило вчера. Разорвалась граната в руках «Невеселая штука война...» — говорит Керженцев.)

— Как вы считаете, может быть, война заставляет человека привыкнуть к смерти, сделать человеческую жизнь не такой уж значимой и ценной, огрубляет бойца, делает его бесчувственным?

(По этому поводу Некрасов пишет (часть первая, глава 16): «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас — смертью. 

Такую деталь нельзя выдумать, ее нужно увидеть и ужаснуться. Конечно, война влияет на характеры людей, выявляет те скрытые черты, которые неявны в мирной жизни. Одни оказываются трусами и приспособленцами, как Калужский, другие становятся тверже и решительнее, как Фарбер в сцене суда над Абросимовым, третьи — терпимее, как разведчик Чумак.

«На войне узнаешь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она — как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный», — думает Юрий.)

— Как война влияет на главного героя повести, Юрия Керженцева?

(Юрий Керженцев вырос в Киеве, в интеллигентной семье, увлекался архитектурой, живописью, музыкой, литературой. «Любил на луну смотреть, и шоколад любил, и в восьмом ряду партера сидеть, и сирень, и выпить с ребятами», — вспоминает он.

Чумак говорит ему: «А я думал, вы стихи пишете. Виду вас такой, поэтический». Таким интеллигентам до войны Чумак «морды бил», теперь же, на фронте, он судит людей не по их происхождению, не по их виду, а по их делам: при взятии сопки Керженцев ведет бойцов в атаку, не прячется за чужими спинами, насколько возможно, бережет людей).

Надо также отметить, что Некрасов  вовсе не превращает  Керженцева в какого-то сверхгероя, хотя лейтенант и совершает подвиги: в критический момент возглавил атаку, держал позицию насмерть, заменил погибшего комбата.

         - Назовите эпизоды, в которых Керженцев предстаёт человеком, не лишённым «человеческих слабостей». (Ученики называют эпизоды. Например, в столкновении с командиром разведчиков Чумаком Керженцев невольно «приседает на корточки» под прицельным обстрелом (часть 1, глава 19) или  кульминационную  сцену  повести (20 ноября 1942 года, когда был отдан приказ об отступлении по всему фронту), в которой Керженцев занимает позицию вроде бы постороннего наблюдателя, а в конце и вовсе поворачивается и уходит.)

        -  Что вы можете сказать о поведении главного героя в приведённых вами примерах? (Иногда Керженцев срывается на крик, «раздражается», но он достаточно  критически относится к себе, не «копается» в собственных слабостях, а просто стремится честно выполнять свой долг.)

- Назовите имена героев повести, тех, кто «оставил» свой «след» в душе Юрия Керженцева.  (Керженцев часто вспоминает о строгом и  внимательном к подчинённым  комполка Максимове, который погиб, очевидно, при отступлении.  

Расстаётся Керженцев с Игорем и Седых. У него появляются новые друзья  во время напряжённых дежурств на заминированном тракторном заводе.

 И, конечно, «оставили след» командир разведки Чумак, разыскавший Керженцева комбат Ширяев, командир взвода сапёров Лисагор, комбаты Фарбер и Карнаухов, старшина –минёр  Гаркуша,  многие другие бойцы и командиры и незаменимый Валега.)

— Что помогает Юрию выстоять, не потерять достоинства, чести?

(Героизм Керженцева определяется сознанием, что ту, прежнюю жизнь — родной Киев, свой дом, мать — нужно защищать, определяется его интеллигентностью, чувством ответственности, высокими нравственными качествами).

— Как по-вашему, насколько автобиографичен образ Керженцева? Может, Керженцев и Некрасов — одно лицо?

(Автор и его герой во многом схожи: оба родились в Киеве, оба по образованию архитекторы, оба увлекаются искусством, оба воюют под Сталинградом. Правда, Керженцев на несколько лет моложе автора. Когда Некрасов припоминает довоенную молодость Керженцева, он, конечно, припоминает свою биографию. Автор говорит о том, что досконально ему известно, пережито. Самой большой похвалой для Некрасова было, когда его повесть называли «записками офицера»: «Значит, мне удалось «обмануть» читателя, приблизить вымысел к достоверности. Это не страшный «обман», за него не краснеют, без него не может существовать никакое искусство»).

— Что ценит в человеке автор (и его герой тоже)?

(Кто бы ни вошел в повесть, какую бы должность ни занимал, в каком бы ни выступал качестве, Некрасов обязательно испытывает его на смелость, глядя на него глазами Керженцева.

Например, с раздражением думает Керженцев об Астафьеве: оттопыренный мизинец, сложенные трубочкой губы, бачки, розовые ногти. Имя Иполлит напоминает толстовского Иполлита Курагина, такого же недалекого и самоуверенного.

Раненный в ягодицы Астафьев просит Керженцева прихватить при случае трофейный фотоаппарат и часики. Астафьев — трус, Астафьев — корыстен. И то, что могло выглядеть забавным, выглядит противным, вызывает неприязнь. Некрасов не вдается в анализ, не пытается установить взаимосвязи. Ему достаточно фактов, проявлений. Все решает по ведение в бою. Этот признак освещает человека, определяет тон, каким говорится о нем в повести.)

— Какова специфика характеристики Валеги?

(Доброжелательный, даже нежный тон — в описании Валеги, маленького, выносливого, неулыбчивого алтайца, ординарца Керженцева: «Маленький, круглоголовый мой Валега! Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка, сколько ночей провели, за вернувшись в одну плащ-палатку... Привык я к тебе, лопоухому, чертовски привык... Нет, не привык. Это не привычка, это что-то другое, гораздо большее».)

Валега — личность реальная, и имя подлинное. Всего полгода Некрасов и его ординарец служили рядом. Кроме боевых качеств на фронте ценится умение приспособиться к военным условиям, умение выжить. Этими качествами обладал Валега: «Это замечательный паренек. Он никогда ничего не спрашивает и ни одной минуты не сидит без дела. Куда бы мы ни пришли, через пять минут уже готова палатка. Котелок сверкает всегда как новый». Он умеет, кажется, все на свете, он надежен в любой, самой тяжкой фронтовой ситуации.

Только ли боевые качества людей интересуют Некрасова?

Смелостью, надежностью в бою человек все-таки не исчерпывается: Карнаухов тайно пишет стихи, зачитывается Джеком Лондоном, Фарбер чувствует музыку, Игорь Свидерский хорошо рисует. Их увлечения не ширма, не бегство от войны, а продолжение своей прежней жизни.

Для Некрасова важны прочность духовных, умственных интересов. Интеллигентность для него не равнозначна образованности.

— Подведем итог. Что же за человек главный герой повести Юрий Керженцев?

(Он настоящий интеллигент, человек чести, он умен, смел, имеет собственное мнение и не боится его высказать. Он доброжелателен и внимателен к людям, умеет видеть в них хорошее. Он сдержан и немногословен. Он проявляет мужество и стойкость не для того, чтобы показаться героем, он не может иначе. В любых обстоятельствах он остается человеком.)

III. Заключительное слово преподавателя

— Каково значение повести Виктора Некрасова в литературной и общественной жизни страны?

Некрасов ранее других писателей раскрыл духовное достояние защитников Сталинграда, увидел в них победителей Берлина. Его повесть свободна от казенного оптимизма, ура-патриотизма, его герои не чувствуют себя пешками в руках всеведущего стратега. С чувством гордого сознания своего достоинства вернулись с войны солдаты, с таким же чувством написана повесть «В окопах Сталинграда». Василь Быков пишет об этом так: «Виктор Некрасов, может быть, первым в нашей литературе явил миру правоту и высокую сущность индивидуальности на войне, значение личности, в среде, менее всего для нее уместной, среде, какой являются война и армия, с их абсолютом подчинения одного всем, с жестким нивелированием всякой разности».

IV. Практические задания

1. В своей рецензии на повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» А. Платонов писал: «В самом изображении наших воинов автор сумел раскрыть тайну победы». Ее Платонов увидел в том, что герои повести «нравственно не разрушаются». Как вы считаете, в чем проявляется нравственная стойкость героев повести «В окопах Сталинграда»?

2. Кинорежиссер С. Эйзенштейн водной из своих лекций, говоря о повести В. Некрасова, назвал три эпизода, выбранных им из глав 13 и 16 первой части, которые он включил бы в сценарий, чтобы показать нравственную стойкость, «зарождение упорства будущих участников обороны Сталинграда». Если бы вы были режиссером, какие эпизоды выбрали бы вы в этих главах? Почему?

Домашнее задание

1. Перечитать произведения о войне В. Быкова, В. Кондратьева, Ю. Бондарева, В. Астафьева, К. Воробьева и др. (по выбору).

2. Подготовить сообщения по материалам мемуаров военачальников, по биографии В. Кондратьева.

3. Подготовить сообщения-рассказы по воспоминаниям родственников, помнящих войну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.Некрасов "В окопах Сталинграда"

Правда о войне в произведении В.Некрасова "В окопах Сталинграда". Презентация к уроку в 11 классе по теме :"ВОВ"...

Тест по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда"

Тест по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда" - на проверку знания текста...

Разработка урока литературы в 11 классе по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» «Война глазами Юрия Керженцева».

Цели урока: познакомить учащихся с внутренним миром героев повести, оценить  её достоинства;совершенствовать умение анализировать художественный текст;способствовать воспитанию искренности во вза...

Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .

Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...

Урок литературы в 8 классе на тему "Еще одна правда о войне в повести К. Воробьева "Убиты под Москвой" "

Главная задача учащихся осмыслить взгляд К. Воробьева на события Великой Отечественной войны 1941 года. Рассмотреть проблемы, еоторые затрагивает писатель в повести. Урок построен на основе деятельнос...

Уроки «военной литературы» по повести Виктора Курочкина "На войне как на войне"

Сочинение учащегося 10 класса Великанова Николая по  повести Виктора Курочкина «На войне как на войне». В данной работе учащийся анализирует это произведение и рассказывает о своём эмоциональном ...