Викторина по творчеству Г.Х.Андерсена в 5 классе «Вот сказка моей жизни…»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Трапезникова Елена Вячеславовна

Цель викторины: обобщить материал по жизни и творчеству Г.Х.Андерсена (после изучения темы «Г.Х.Андерсен – мастер снов и сказок. Сказка «Снежная королева»); углубить представления учащихся о мире сказок Г.Х.Андерсена.

 

Предварительная подготовка учащихся:

  1. Чтение сказок Г.Х.Андерсена.
  2. Название, девиз, эмблема, приветствие соперникам, болельщикам  и жюри (в духе сказок Г.Х.Андерсена).
  3. От каждой команды по два «трудных» вопроса соперникам по содержанию сказок Г.Х.Андерсена.
  4. Инсценировка эпизода  одной  сказки Г.Х.Андерсена (по выбору команды).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_tvorchestvu_h.k.andersena_v_5_klasse.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трапезникова Е.В.

Викторина  по творчеству Г.Х.Андерсена в 5 классе

«Вот сказка моей жизни…»  

Цель викторины: обобщить материал по жизни и творчеству Г.Х.Андерсена (после изучения темы «Г.Х.Андерсен – мастер снов и сказок. Сказка «Снежная королева»); углубить представления учащихся о мире сказок Г.Х.Андерсена.

Предварительная подготовка учащихся:

  1. Чтение сказок Г.Х.Андерсена.
  2. Название, девиз, эмблема, приветствие соперникам, болельщикам  и жюри (в духе сказок Г.Х.Андерсена).
  3. От каждой команды по два «трудных» вопроса соперникам по содержанию сказок Г.Х.Андерсена.
  4. Инсценировка эпизода  одной  сказки Г.Х.Андерсена (по выбору команды).

Ведущий. Сказки Г.Х.Андерсена вошли в мировую литературу. Время не лишило их жизни. Они пересекли все границы. Трудно встретить такого человека, который бы не читал или не слушал сказок Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Огниво», «Снежная королева»…  Именно им мы посвящаем нашу игру-викторину.

Представление жюри.

Представление команд /название, девиз, эмблема, приветствие жюри, соперникам, болельщикам в духе сказок Андерсена от каждой команды/.

 

1 конкурс. Разминка. «Как начинаются русские народные сказки? Конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…». У Андерсена всё иначе. Помните ли вы, какие сказки открываются словами:

  1. «Жил-был бедный принц. Королевство у него было совсем маленькое, но все-таки не настолько уж ничтожное, чтобы принцу нельзя было жениться; а жениться ему хотелось» («Свинопас»);
  2. «Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?» («Пастушка и трубочист»);
  3. «Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку»? («Огниво»);
  4. «Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь»? («Снежная королева»);
  5. «Жил-был принц, и захотелось ему жениться на принцессе, только на самой настоящей принцессе» («Принцесса на горошине»);

2 конкурс.  «Бюро  сказочных  находок». Сказочные герои потеряли свои предметы. Помогите им их найти. Представитель из каждой команды по очереди подходит к столику с предметами, выбирает один предмет, называет сказку.

1. «Свинопас»: розовый куст (в горшочке), детская трещотка, горшочек с бубенчиками.

2. «Стойкий оловянный солдатик»: статуэтка танцовщицы (на одной ножке), табакерка, игрушки; большая рыба; простая коробка, маленький бумажный кораблик.

3. «Огниво»: огниво, собака, курительная трубка, золотые ножницы, меленький шелковый мешочек с гречневой крупой.

4. «Принцесса на горошине»: горошина.

5. «Дюймовочка»: лакированная скорлупа ореха, лист кувшинки, стрекозиные перышки, золотая корона, мышь.

6. «Дикие лебеди»: лебединое перо, сетка, крапива.

7. «Соловей»: птичка, золотая туфля.

8. «Гадкий утенок»: большое яйцо.

9. «Снежная королева»: зеркало, муфта, ледяной осколок (любой прозрачный камешек).

3 конкурс.  «Штрихи к портрету». Узнайте героя по описанию, назовите сказку.

1. «Она была нежно-голубого цвета с переливами, волосы густые, синие, взгляд…пустой, ледяной, строгий, одинокий, неземной…» («Снежная королева»)

2. «Моя песня и порадует тебя, и заставит задуматься. Я буду петь тебе о счастливых и несчастных, о добре и зле, что таятся вокруг тебя. Маленькая певчая птичка летает повсюду, залетает и под крышу  бедного рыбака и крестьянина, которые живут вдали от тебя…» («Соловей»)

3. «Я почти глаз не сомкнула! Бог знает, что у меня была за постель! Я лежала на чем-то таком твердом, что у меня все тело теперь в синяках! Просто беда!» («Принцесса на горошине»).

4. Кто из героев «считал неприличным кричать на улице» и из-за этого был отправлен в опасное плавание в маленьком бумажном кораблике»? («Оловянный солдатик»)

4 конкурс.  Конкурс капитанов.  «Лидер». Каждому капитану выдается лист  с вопросом, отвечать на который капитаны должны письменно.

1. Любимым цветком Андерсена были розы. На страницах каких сказок и при каких обстоятельствах они встречаются? («Снежная королева» /розовые кусты в доме бабушки Кая и Герды/, «Дюймовочка» /лепесток розы – одеяльце/, «Дикие лебеди» /»каждое полено в костре пустило корни и ростки, и образовался высокий благоухающий куст, покрытый красными розами/).

2. Датский критик Гольдшмидт писал об Андерсене: «Он находит поэзию там, где другие едва осмеливаются искать ее,  в предметах, которые считают некрасивыми: на чердаке, где ель лежит в обществе крыс и мышей, в мусорном ведре, куда служанка выбросила пару старых воротничков и т.д.» Перечислите  «некрасивые» места, где побывали  герои Андерсена, назовите сказки.

- в канаве, где плавает старая бумага («Стойкий оловянный солдатик»),

- в мышином гнезде («Дюймовочка»),

- на скотном дворе («Свинопас»),

- на птичьем дворе («Гадкий утенок»),

- в каморке на чердаке («Снежная королева»).

3. В книжке об Андерсене мы читаем: «Знаешь ты, как льют колокольчик? В каждый колокольчик обязательно  добавляют каплю серебра. Вот он и звенит. Если в смешную сказку добавить каплю чистой грусти, она тоже зазвенит». Приведите примеры сказок Андерсена, в которых смешное смешано с каплей грусти. («Стойкий оловянный солдатик», «Соловей» и т.д.)

5 конкурс. «Сказки в рисунках». Наш школьный художник проиллюстрировал несколько эпизодов из разных сказок Андерсена на листах ватмана. Эти иллюстрации демонстрируются командам. Необходимо назвать сказку и эпизод, который изображен на иллюстрации.

6 конкурс. «Цепочка». Команды приготовили по три «трудных» вопроса своим соперникам и задают их  «по цепочке».

7 конкурс. «Ромашка». На столе выкладывается ромашка с вопросами. Каждая команда берет по вопросу, ребята совещаются и отвечают.

  1. За какое время Андерсен написал сказку «Соловей»? (за одни сутки)
  2. В каком городе и в какой стране родился Г.Х.Андерсен? (Город Оденс в Дании)
  3. Каким образом выполнил Андерсен просьбу жителей Копенгагена увековечить в сказке их городскую знаменитость – Круглую башню? (Эту башню построил король Христиан  IV. У нее не было никакой легенды. Тогда копенгагенцы поклонились сказочнику с просьбой сочинить о башне что-нибудь мрачное. Андерсен выполнил просьбу: он сравнил глаза собаки из сказки «Огниво» с Круглой башней).
  4. Кто из сказочных героев Андерсена отправляется на поиски близких людей? (Герда / «Снежная королева» /, Элиза  /«Дикие лебеди»/)
  5. В какой сказке Андерсена говорится о книжке, за которую было отдано полкоролевства? («Дикие лебеди»)
  6. Из какой сказки Андерсена слова: «Вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошел отворять»? («Принцесса на горошине»)

8 конкурс.  «Кто быстрее?».  Русская пословица говорит: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно «вылетело». Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы? Назовите и сказку, и героя.

  1. «А король-то голый!» (Ребёнок, «Новое платье короля»)
  2. «Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься». (Крот, «Дюймовочка»)
  3. «Как добры все люди и все животные!» (Герда, «Снежная королева»)
  4. «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!» (Автор, «Гадкий утёнок»)
  5. «Я слишком тонка, я не создана для этого мира!» (Штопальная игла, героиня одноимённой сказки)
  6. «Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас». (Розовый куст, «Улитка и розовый куст»)

9 конкурс. Конкурс знатоков «Эрудит». Участвуют в конкурсе по одному человеку из команды. Ведущий задает вопросы каждому знатоку, получает ответы. Если знаток не знает ответа, возможность ответить получает команда.

1. В сказке Андерсена «Огниво» были собаки с разными глазами. Какими?        

(У 1-ой были словно чайные чашки, у 2-ой – как мельничные жернова, у 3-ей – с круглую башню.)

2. В сказке «Принцесса на горошине» есть эпизод: вечером в городские ворота постучали. Кто пошёл отворять?         (Старый король)

3. Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка. Какого же?         (С дюйм, отсюда её имя.)

4. Кто заправлял хозяйством овдовевшего морского царя из сказки «Русалочка»?        (Старуха-мать)

5. Как король наградил обманщиков-портных, сшивших ему новое платье? (Рыцарским крестом в петлицу, а также пожаловал им звание придворных ткачей)

6. Какой документ потребовала у стойкого оловянного солдатика крыса?        

(Паспорт)

7. Куда попали осколки зеркала Каю?        (В сердце и в глаз)

8. По какому признаку догадалась утка из сказки «Гадкий утёнок», что её непохожий на утят сын всё-таки не индюшонок? (Он не боится воды, хорошо гребёт лапками и при этом прямо держится)

9. Мать морского царя носила особые отличительные знаки на хвосте. Какие? (Целую дюжину устриц)

10 конкурс.  Домашнее задание. Команды представляют инсценировку одного эпизода из сказок Андерсена.

Вопросы болельщикам

  1. В какой сказке принцессе не понравился соловей, потому что он «не искусственный, а настоящий»? («Свинопас»)
  2. Сколько было оловянных солдатиков  в коробке? (25)
  3. В какой сказке принцесса жила в огромном медном замке, а замок окружен высокими стенами с башнями. И никто, кроме самого короля, не смеет войти туда, потому что королю предсказали, что дочь его……    («Огниво», «выйдет замуж за совсем простого солдата»)
  4. В какой сказке герои поют песню про Августина? («Свинопас»)
  5. Почему у стойкого оловянного солдатика не было ноги?  (Отливали последним, не хватило олова)
  6. Какую хитрость придумала собака в сказке «Огниво», чтобы запутать старуху фрейлину? (поставила кресты на всех воротах города)
  7. Что можно было узнать от волшебного горшочка в сказке «Свинопас»? (Кто какое кушанье в городе стряпает)
  8. Что пообещал солдат мальчишке-сапожнику за то, чтобы он принес ему в тюрьму огниво? (4 монеты)
  9. Кто говорит такие слова: «Вот бы мне такую жену…Только она, наверное, знатного рода, - она живет в замке, а я в коробке»? (Оловянный солдатик)
  10. Что потребовал свинопас от принцессы за трещотку? (100 поцелуев)
  11. В какой сказке действует маленький черный тролль? («Стойкий оловянный солдатик»)
  12. В названии каких трех сказок Андерсена упоминаются птицы? («Дикие лебеди», «Гадкий утенок», «Соловей»)
  13. У кого глаза  были величиной с чайную чашку? (Собака - «Огниво»)
  14. Кто из героев Андерсена пел такую песню: «Шагай вперед, всегда вперед! Тебя за гробом слава ждет!» (Оловянный солдатик)
  15. Что  это и из какой сказки? «… в нем горит больше трехсот ламп, поэтому там совсем светло… три двери… в первой комнате посреди большой сундук, а на нем собака…» (дупло  в дереве из сказки «Огниво»)
  16. Одна андерсеновская героиня пишет письмо – на чём бы вы думали? – на сушёной треске. Что это за сказка? («Снежная королева»)
  17. В какой сказке герой в качестве транспортного средства использует предмет мебели? («Сундук-самолёт»)
  18. В одной из сказок спички, рассказывая о своём детстве, умилённо вспоминают, как пили по утрам «бриллиантовый чай». Догадались ли вы, о каком чае идёт речь? (Речь идёт о росе, так как спички «в детстве» были деревом. (Сказка «Сундук-самолёт»)
  19. Какая легенда бытует среди жителей Крайнего Севера о возникновении северного сияния? В какой сказке говорится об этом? (В сказке «Снежная королева» Герда услышала от лапландки, что в Финляндии «Снежная королева живёт на даче и каждые вечер зажигает голубые бенгальские огни»)
  20. Коротая с детьми вечера, бабушка рассказывала им разные интересные истории. Как-то она поведала про то, что такое снег и откуда берутся ледяные узоры на окнах. Помните ли вы эту историю? А название сказки и имена детей? («Снежная королева», Кай и Герда)

 

Судейский лист

викторины по творчеству Г.Х.Андерсена в 5 классах

«Вот сказка моей жизни…»

Название конкурса

Количество баллов

Количество баллов

максимально

1 команда

2 команда

3 команда

Название команды, девиз, эмблема, приветствие

5 баллов

1 конкурс. Разминка.

за каждый  правильный ответ  1 балл

2 конкурс «Бюро сказочных находок».

за  правильно названную сказку 1 балл

3 конкурс «Штрихи к портрету».

 

за каждый правильный ответ  1 балл

4 конкурс «Лидер». 

 3 балла

5 конкурс «Сказки в рисунках».

 3 балла

6 конкурс.   «Цепочка».

 2 балла + 1 балл за интересные вопросы

7 конкурс.   «Ромашка»

за каждый  правильный ответ  1 балл

8 конкурс. «Кто быстрее»

2 балла

9конкурс.        «Эрудит»

за каждый  правильный ответ  1 балл

10 конкурс. Домашнее задание.

10 баллов

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики в 7 классе "Ценности в моей жизни" по теме "Построение диаграмм средствами табличного процессора MS EXCEL"

Тип урока: Комбинированный – 40 мин (урок формирования новых знаний и умений учащихся, а также актуализации и закрепления ранее приобретенных) Цели:ØОбразовательная:·...

разработка классного часа для 6 класса "Спорт в моей жизни"

Классный час посвящен Зимней олимпиаде, предназначен для учащихся 6 класса...

«Сказки моей жизни» Турнир начитанных по сказкам Х.К.Андерсена

Цели: развивать интерес к творчеству Андерсена; воспитывать любовь к чтению;развивать навыки коммуникативного общения....

Сценарий мероприятия в 8 классе: «Я - хозяин моей жизни!!!»

Это мероприятие можно провести как заключительный  урок за курс 8 класса «Биология. Человек»     ...

Урок по английскому языку в 7 классе " Фотографии в моей жизни"

урок на тренировку и отработку вопросительных предложений, диалогической речи по английскому языку среднего уровня подготовки учеников общеобразовательной школы...