Рабочая программа по литературе 8 класс (по ФГОС)
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Аюкаева Фарида Садыковна

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_liter._8_b.docx70.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету «Литература» для 8  класса (2 часа в неделю, 68 часов в год)

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные

результаты

Ученик  научится

Ученик  получит возможность научиться

Русский фольклор

  • Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
  • различать фольклорные и
    литературные произведения;
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских  песен и преданий, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
  • выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • выразительно читать песни и предания, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания».

  • Сочинять предание и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты
    национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
    самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Регулятивные УУД

  • Удерживать цель деятельности до получения её результата;
  • выбирать цели из предложенных вариантов;
  • определять совместно с педагогом критерии оценки своей учебной деятельности;
  • сверять свои действия с целью.
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • наблюдать собственную учебную и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • определять с помощью учителя причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

  • Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения;
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.

Коммуникативные УУД

  • Определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи;
  • высказывать и обосновывать мнение;
  • использовать наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы;
  • использовать компьютерные технологии.

  • Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему России.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам народов России.
  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
  • Осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
  • Сформированность ответственного отношения к труду.
  • Уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, языку.
  • Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций.
  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни, правил поведения в транспорте и на дорогах.
  • Развитость способности понимать художественные произведения.
  • Сформированность основ экологической культуры.

Древнерус-ская

литература

  • Выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпрети-ровать прочитанное.

  • Определять черты национального характера;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.

Русская

литература

  • Определять тему и основную мысль произведения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, сочинения, создания проекта;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться, системой поиска в Интернете.
  • Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученноготекста средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;
  • вести самостоятельную проектно - исследовательскуюдеятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера).

Зарубежная литература

  • Осознанно воспринимать художественное произведение;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному.

  • Сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя.

Содержание учебного предмета

Список А

Стандарт

Количество

часов

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Основные литературные направления: классицизм. Классицизм как литературное направление. Классицистическая комедия. Система образов персонажей

5

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Тема, проблематика, идея  и герой - рассказчик в романе. Историзм и психологизм в литературе

5

А.С. Пушкин  «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)

1

Н.В. Гоголь «Ревизор». Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: гипербола, литота, аллегория

5

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

В. Шекспир «Ромео и Джульетта»

2

Список В

Стандарт

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Русская литература и история

1

А.С. Пушкин

«Туча», «19 октября»

1

А.С. Пушкин

«Пиковая дама»

1

М.Ю. Лермонтов

«Мцыри». Романтизм в русской литературе. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж

3

Н.В. Гоголь

«Шинель». Тема «маленького человека» и ее развитие. Портрет в художественном произведении

2

Ф.И. Тютчев

«Осенний вечер»

1

А.А. Фет

«Первый ландыш». Пейзаж

1

Л.Н. Толстой

«После бала». Автор-повествователь в художественном произведении. Лирическое отступление. Роль интерьера

2

А.П. Чехов

«О любви»

2

А.А. Блок

«Россия», «На поле Куликовом»

2

С.А.Есенин

Поэма  «Пугачев»

1

М.А. Булгаков

«Собачье сердце». Литературный  портрет, авторская позиция. Гротеск, гипербола, сатира, фантастика, аллегория

4

А.Т. Твардовский

«Василий Теркин» (главы по выбору). Авторские  отступления. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон

3

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

В. Шекспир

Сонеты №76 «Увы, мой стих не блещет новизной…», №91 «Кто хвалится родством своим со знатью»

1

Ж-Б. Мольер

«Мещанин во дворянстве»

2

Список С

Стандарт

Количество

часов

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Русский фольклор

Жанры фольклора. Предание  «О покорении Сибири Ермаком»,  песни «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная», «Вдоль по улице метель метет», исторические песни «Пугачев в темнице»

2

Поэзия пушкинской эпохи

К.Ф.Рылеев "Смерть Ермака"

1

Проза конца XIX – начала XX вв.

 И.А. Куприн «Куст сирени»

1

Поэзия конца XIX – начала XX вв.

И.А.Бунин  «У птицы есть гнездо…», «Листопад», «Не видно птиц"

1

Поэзия 20-50-х годов ХХ в.

Н.А.Заболоцкий «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться», «Вечер на Оке»

1

Проза о детях

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

2

Поэзия 2-й половины ХХ в.

Б.Ш. Окуджава  «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»

1

Проза русской эмиграции

Н.Оцуп «Мне трудно без России жить…»

1

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов

Ю.Кузнецова «Где папа?»

1

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Зарубежная романистика XIX– ХХ века

В. Скотт «Айвенго»

1

Современная зарубежная проза

А.Тор «Маяк и звёзды»

1

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • Сочинение (классное)  по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
  • Сочинение (домашнее) по роману «Капитанская дочка»
  • Анализ эпизода из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (Эпизоды «Начало исповеди Мцыри», «Бой с барсом»)
  • Сочинение (домашнее) по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
  • Сочинение (классное) по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»
  • Анализ стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева
  • Сочинение (домашнее) по поэме «Василий Теркин»

7

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Внеклассное чтение

  • А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы
  • Ф.М. Достоевский.  «Белые ночи».  Традиции сентиментализма в повести
  • М.М. Зощенко и Н. Тэффи. Особенности юмористических произведений. Анализ рассказа «Жизнь и воротник». Человек и история в рассказе «История болезни»

3

Годовая контрольная работа

1

ИТОГО

68 часов

*Примечание

Курсив - основные теоретико-литературные понятия

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УМК: В.Я.Коровина. Литература. 8 класс. Москва, «Просвещение» 2015г.

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Плани-руемые сроки

Факти-ческие

сроки

1

Русская литература и история.

1

Беседа, комментированное чтение учебной статьи, работа с учебником, составление устного или письменного ответа на вопрос.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР – 2 часа

2

Жанры фольклора. Русские народные песни: хороводные,  лирические, исторические, частушки.  «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

1

Чтение учебной статьи «Русские народные песни», ответы на вопросы, словарная работа. Чтение песен и преданий, составление характеристики Пугачёва,  сравнение отношения народа к Пугачёву; выразительное чтение и пересказ преданий.

3

Предания как поэтическая автобиография народа:  «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

Чтение учебной статьи «Предания», ответы на вопросы, словарная работа. Чтение преданий, составление характеристики Пугачёва и Ермака,  сравнение отношения народа к Пугачёву и Ермаку; выразительное чтение и пересказ преданий.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 58 часов

(из них 7 р.р.; 3 в.ч.; 1 к.р.)

4

Основные литературные направления: классицизм. Классицизм как литературное направление.

1

Чтение и обсуждение  учебной статьи. Составление таблицы «Особенности классицизма». Ответы на вопросы.

5

Классицистическая комедия. Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество.  Сатирическая направленность комедии «Недоросль».

1

Сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: инсценирование (явл.1,2 действия 1; явл.8 действия 4), чтение по ролям (явл.8  д.3).

6

Развенчание нравов Простаковых и Скотининых.  Система образов персонажей. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

1

Инсценирование последнего явления 5 действия; монолог от лица Простаковой «Я ли не радела о Митрофанушке?..», подбор реплик, характеризующих Простакову-хозяйку дома, жену, сестру, мать; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование текста; исследовательская: анализ текста пьесы.

7

Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе.

1

Рассказ о судьбе Стародума, чтение по ролям сцены триумфа Правдина (явл. 4 действия 4); поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование текста.

8

Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

1

Выразительное чтение; ответы на вопросы; комментирование художественных произведений.

9

Развитие речи. Сочинение (классное)  по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

1

Анализ тем, определение границ темы, основной мысли сочинения, систематизация отобранного материала, составление плана.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч.)

10

Ж.Б.Мольер.  Жизнь  и творчество. Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров.

1

Устный рассказ о писателе  на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагментов (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

11

Ж.Б.Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». Образ главного героя комедии.

1

Читают вслух и про себя тексты учебников и при этом выявляют все виды текстовой информации (фактуальную,  подтекстовую, концептуальную.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

12

А. С. Пушкин.  Жизнь и творчество (обзор). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей в стихотворении «19 октября».

1

Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагментов (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

13

А.С.Пушкин. Стихотворение «Туча».  Стихотворение « К…». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения  души к творчеству.

1

Выразительно читают и анализируют текст поэтического произведения, высказывают собственное мнение о прочитанном. Определяют стихотворный метр и размер, ритм, рифму.

14

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

1

Читают вслух и про себя тексты учебников и при этом выявляют все виды текстовой информации (фактуальную,  подтекстовую, концептуальную.

15

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки).

1

Составление таблицы «Историческая основа произведения», работа в парах с последующей самопроверкой по образцу выполнения задания по теме «Сравнение, гипербола, эпитет». Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Участие в коллективном диалоге.

16

А.С.Пушкин. Замысел и история создания романа «Капитанская дочка».  Исторический факт и  вымысел. Тема, проблематика, идея  и герой - рассказчик в романе.

1

Высказывают собственное мнение о прочитанном, составляют сжатый пересказ сюжета, анализируют отдельные эпизоды, сравнивают их друг с другом.

17

Исторические события и судьбы  людей. Тема «русского бунта» и образ Пугачева. Историзм и психологизм в литературе.

1

Устное и письменное высказывание по плану. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устный и письменный анализ эпизода. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение произведений книжной графики. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

18

Гринев и Швабрин.  Авторское отношение к героям.

1

. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге

19

Становление личности Гринева под влиянием «благих потрясений». Роль эпиграфа.

1

Участие в коллективном диалоге. Работа в парах по алгоритму выполнения задания по теме  «Образы героев. Характеристика героев».

Сопоставлять образы персонажей

20

Развитие речи. Сочинение (домашнее) по роману «Капитанская дочка».

1

Пишут сочинение.

21

Поэзия пушкинской эпохи. К.Ф.Рылеев "Смерть Ермака".

1

Знакомство с творчеством поэта. Чтение и обсуждение стихотворения. Анализируют тексты поэтических произведений в соответствии с алгоритмом анализа.

22

Романтизм в русской литературе. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).  «Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа.

1

Рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

23

Конфликт романтического героя с миром. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств.

1

Выразительное чтение поэмы . Участие в коллективном диалоге. Работа в парах по алгоритму выполнения задания по теме  «Образы героев. Характеристика героев». Обсуждение и рецензирование фрагмента из кинофильма. Работа со словарём литературоведческих терминов.

24

Романтический пейзаж. Тема природы.  Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы. Особенности композиции и смысл финала.

1

Выразительно читают тест по ролям, делают сравнительную характеристику героев, анализируют эпизод встречи Тараса с сыновьями, отбирают материал для анализа образов героев, комментируют прочитанный текст. Участие в коллективном диалоге.

25

Развитие речи. Анализ эпизода из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (Эпизоды «Начало исповеди Мцыри», «Бой с барсом».)

1

Исследовательская: анализ текста, его содержания и стиля, связи с общей темой и идейным замыслом произведения.

26

Развитие речи. Сочинение (домашнее) по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

1

Анализ созвучных тем, определение границ темы, основной мысли сочинения, систематизация отобранного материала, составление плана.

27

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Смысл  эпиграфа и сатирическая  направленность  комедии «Ревизор».

1

Рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагментов повести. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

28

Город N в комедии. «Ситуация ревизора».

1

Понимают роль художественной детали в тесте, находят их в тексте, выразительно читают текст, передавая интонацией комический эффект. Работа в парах по теме «Приемы комического» с последующей взаимопроверкой.

29

Чиновники на приеме у Хлестакова

1

Характеристика и нравственная оценка героев поэмы Владеют навыком составления письменного монологического высказывания, соблюдают нормы языка при написании письменной работы

30

Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров.   Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: гипербола, литота, аллегория.

1

Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение рассказа и стихотворений в прозе. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

31

Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.

1

Выразительно читают текст, понимают философский и нравственный смысл произведения, формулируют главную мысль прочитанного, анализирую язык стихотворений

32

Развитие речи. Сочинение (классное) по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».

1

 Пишут сочинение.

33

Н.В.Гоголь. «Шинель» как одна из «петербургских» повестей. Тема «маленького человека» и ее развитие. 

1

Анализируют композицию произведения, в основе которой – антитеза, выявляют и комментируют авторское отношение к поднятой в тексте проблеме.

34

Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Портрет в художественном произведении. Значение фантастического финала.

1

Словарная работа. Характеристика героя рассказа. Работа со средствами художественной выразительности. Составление цитатного плана.

35

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворение «Осенний вечер».  Яркая образность  лирики поэта. 

1

Выразительно читают и анализируют текст поэтического произведения, высказывают собственное мнение о прочитанном. Определяют стихотворный метр и размер, ритм, рифму.

36

А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворения «Первый ландыш», «Я тебе ничего не скажу». «Культ мгновения» в лирике А.Фета. Пейзаж как средство создания настроения.

1

Систематизируют приобретённые знания и применяют их при выполнении нестандартных творческих заданий.  Определяют стихотворный метр и размер, ритм, рифму.

37

Развитие речи. Анализ стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева.

1

Анализируют стихотворения по данному плану.

38

Л.Н.Толстой. Слово о писателе.  Особенности сюжета и композиции рассказа «После бала». Автор-повествователь в художественном произведении. Лирическое отступление.

1

Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов.

39

Л. Н.Толстой.  Роль интерьера в раскрытии образов героев рассказа. Проблема смысла жизни. Идея нравственного самосовершенствования.  Понятие о модернизме. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали.

1

Анализ фрагмента эпического произведения. Составление плана и письменной характеристики героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение произведений книжной графики

40

Внеклассное чтение. Ф.М. Достоевский  «Белые ночи».  Традиции сентиментализма в повести.

1

Составляют план сюжета, анализируют композицию рассказа, характеризуют героев, комментируют их поступки, выполняют сравнительный анализ образов героев. Работа в парах по алгоритму выполнения задания по теме  «Характеристика героев».

41

Поэзия конца XIX  – начала XX вв.  И.А. Бунин «Листопад», «Не видно птиц", «У птицы есть гнездо…» Изображение пейзажа в стихотворениях.

1

Выразительно читают и анализируют текст поэтического произведения, высказывают собственное мнение о прочитанном.

42

А.И.Куприн. Слово о писателе. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе «Куст  сирени». Особенности языка художественного произведения.

1

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям)

43

А.П.Чехов «О любви». Любовь как своеобразная проверка свободы человека от лжи перед самим собой.

1

Сопоставляют факты биографии писателя и  события автобиографической повести, выполняют художественный пересказ текста, составляют характеристику героев, работать с текстом произведения, подбирая материал для художественного пересказа, выразительно читают текст.

44

Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви».

1

Размышления о характере героя и особенностях складывающихся его отношений с окружающими, ответы на вопросы учебника, пересказ прочитанного, составление характеристики героя, впечатления о прочитанном.

45

А.А. Блок. Страницы жизни. Исторический цикл стихотворений «На поле куликовом». Отражение в лирике поэта народных идеалов.  

1

Чтение и обсуждение стихотворения. Работа с языком произведения. Анализируют  поэтический  текст в соответствии с алгоритмом анализа. Находят изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

46

Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл.

1

Исследовательская работа: анализ текста, его содержания и стиля, связи с общей темой и идейным замыслом произведения.

47

С.А. Есенин. Отрывки из поэмы «Пугачев». Образ Пугачева, отношение к нему автора.

1

Чтение и обсуждение стихотворения. Работа с языком произведения. Анализируют  поэтический  текст в соответствии с алгоритмом анализа. Находят изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза.

48

Сатирические традиции русской литературы в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». 

1

Составляют  сжатый пересказ текста, план сюжета, характеризуют героев произведения, выражая собственное к ним отношение, формулируют проблематику произведения, комментируют проблему текста

49

Система образов произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце».

1

Составляют литературные портреты, осознают авторскую позицию по отношению к героям и находить средства её выражения, высказывают собственное мнение о персонажах.

50

Отражение в повести «Собачье сердце» революционной действительности и глубина философской проблематики.

1

Понимают идейной содержание прочитанного, могут обнаружить черты сходства и различия между прочитанными текста, находят приёмы сатирического изображения. Оперируют понятиями гротеск, гипербола, сатира, фантастика, аллегория,

51

Образы повести, ставшие символами.

1

Участие в коллективном диалоге. Сжатый пересказ текста, план сюжета, характеризуют героев произведения, выражая собственное к ним отношение.

52

Внеклассное чтение. М.М. Зощенко и Н. Тэффи. Особенности юмористических произведений. Анализ рассказа «Жизнь и воротник». Человек и история в рассказе «История болезни».

1

Участие в коллективном диалоге. Сжатый пересказ текста, план сюжета, характеризуют героев произведения, выражая собственное к ним отношение, формулируют проблематику произведения, комментируют проблему текста.

53

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок»). Роль авторских отступлений в художественном произведении.

1

Знакомство с творчеством поэта. Чтение и обсуждение стихотворения. Работа с языком произведения. Анализируют  поэтический  текст в соответствии с алгоритмом анализа. Находят изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.

54

Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе. История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне.  Особенности сюжета.

1

Аргументированно отвечают на поставленный  вопрос, приводя примеры на основе читательского опыта, грамотно выражают свои мысли. Составляют план сюжета, анализируют композицию рассказа, характеризуют героев, комментируют их поступки.

55

Главное действующее лицо произведения. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме.

1

Комплексное повторение материала по теме «Средства художественной выразительности». Повторение приемов анализа поэтического текста.

56

Развитие речи. Сочинение (домашнее) по поэме «Василий Теркин».

1

Анализ созвучных тем, определение границ темы, основной мысли сочинения, систематизация отобранного материала, составление плана.

57

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Идея и система образов в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

1

Определяют границы эпизода, анализируют выборочные эпизоды произведения в соответствии с алгоритмом анализа. Работа в парах по алгоритму выполнения задания по теме  «Образы героев. Характеристика героев».

58

В.П. Астафьев. Тема детства в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Образ учителя. Авторская точка зрения на вопросы воспитания детей.

1

Аргументированно отвечают на поставленный  вопрос, приводя примеры на основе читательского опыта, грамотно выражают свои мысли. Составляют план сюжета, анализируют композицию рассказа, характеризуют героев, комментируют их поступки.

59

Н.А Заболоцкий Слово о поэте. Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться», «Вечер на Оке». Лирический герой в стихотворениях поэта.

1

Выразительно читают и интерпретируют поэтические произведения патриотической направленности. Комплексное повторение материала по теме «Средства художественной выразительности». Повторение приемов анализа поэтического текста.

60

Б.Ш. Окуджава  «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют». Мир природы и душа человека. Изображение пейзажа в лирических произведениях.

1

Выразительно читают и интерпретируют поэтические произведения патриотической направленности. Комплексное повторение материала по теме «Средства художественной выразительности». Повторение приемов анализа поэтического текста.

61

Проза русской эмиграции. Н.Оцуп «Мне трудно без России жить…».

1

Участие в коллективном диалоге. Сжатый пересказ текста, план сюжета, характеризуют героев произведения, выражая собственное к ним отношение, формулируют проблематику произведения, комментируют проблему текста

62

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий.  Ю.Кузнецова «Где папа?». Проблематика произведения. Адресат, читатель.

1

Анализируют текст рассказа, объясняя средства воздействия писателя на читателей, указывают особенности жанра, композиции, выразительно читают текст.

63

Годовая контрольная работа.

1

Выполняют контрольную работу.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 ч.)

64

Гуманистический пафос литературы Возрождения. У.Шекспир. Слово о писателе. Основной конфликт трагедии «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы.

1

Аргументированно отвечают на поставленный  вопрос, приводя примеры на основе читательского опыта, грамотно выражают свои мысли. Составляют план сюжета, анализируют композицию рассказа, характеризуют героев, комментируют их поступки.

65

Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Проблема истинных и ложных ценностей. Отражение в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала.

1

Составляют план сюжета, анализируют композицию произведения характеризуют героев, комментируют их поступки, выполняют сравнительный анализ образов героев. Работа в парах по алгоритму выполнения задания по теме  «Образы героев. Характеристика героев».

66

Сонеты: № 66 « Измучась всем, я умереть хочу…» (перевод Б.Пастернака);  №130 «Ее глаза на звезды не похожи». Мысль и чувство в сонетах  У. Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

1

Выразительно читают и интерпретируют поэтические произведения патриотической направленности. Комплексное повторение материала по теме «Средства художественной выразительности». Повторение приемов анализа поэтического текста.

67

Зарубежная романистика  XIX – ХХ вв. В.Скотт «Айвенго». Сюжет и композиция произведения.

1

Индивидуальная работа с дидактическим материалом. Анализируют текст, объясняя средства воздействия писателя на читателей, указывают особенности жанра, композиции, выразительно читают текст.

68

Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в. Современная зарубежная проза. А.Тор «Маяк и звёзды». Нравственные вопросы в повести.

1

Сжато пересказывают  его сюжет, характеризуют героев, высказывают к ним своё отношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа для  1 класса ФГОС...

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных   документов: - Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность обра...

Рабочая программа 5- 9 класс по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе Примерной и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» В.И.Ляха, А.А.Зд...

Рабочая программа по литературе (углубленное изучение) ФГОС ООО УМК Сухих И.Н.

Рабочая программа учебного предмета  "Литература" (углубленное изучение)   составлена на основе Примерных программ по учебным предметам ФГОС ООО, Фундаментального ядра содержания общего...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по литературе 5 кл. (ФГОС).

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения  (ФГО...

Рабочая программа по литературе (в рамках ФГОС ООО)

     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с ц...