Рабочая программа по литературе 7 класс (по ФГОС)
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Аюкаева Фарида Садыковна

Рабочая программа в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_liter._7_a.docx68.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение  города Набережные Челны  «Гимназия №77»

«Принято»

Педагогическим советом

Протокол  от  29.08  2017 г. № 1

                                                                                                                                                                          Введено приказом от  29.08 2017 г. №__

Директор МАОУ  «Гимназия №77»

__________________ Фатихова А.А.

Рабочая программа

по предмету «Литература» для 7 А класса (2 часа в неделю, 68 часов в год)

Составитель: Аюкаева Ф.С.  (учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)

«Согласовано»

Заместитель директора ___________ / Багаутдинова А.М./

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от   28.08.2017 г.  № 1

Руководитель МО _____________  / Владыко С.А./

2017 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные

результаты

Ученик  научится

Ученик  получит возможность научиться

Русский фольклор

  • Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
  • различать фольклорные и литературные произведения;
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских  былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
  • выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • выразительно читать былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
  • выявлять особенности композиции.
  • Сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты
    национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
    самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Регулятивные УУД

  • Удерживать цель деятельности до получения её результата;
  • выбирать цели из предложенных вариантов;
  • определять совместно с педагогом критерии оценки своей учебной деятельности;
  • сверять свои действия с целью.
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • наблюдать собственную учебную и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • определять с помощью учителя причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

  • Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения;
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.

Коммуникативные УУД

  • Определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи;
  • высказывать и обосновывать мнение;
  • использовать наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы;
  • использовать компьютерные технологии.

  • Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему России.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам народов России.
  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
  • Осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
  • Сформированность ответственного отношения к труду.
  • Уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, языку.
  • Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций.
  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни, правил поведения в транспорте и на дорогах.
  • Развитость способности понимать художественные произведения.
  • Сформированность основ экологической культуры.

Древнерус-ская

литература

  • Выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпрети-ровать прочитанное.

  • Определять черты национального характера;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.

Русская

литература

  • Определять тему и основную мысль произведения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, сочинения, создания проекта;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться, системой поиска в Интернете.

  • Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученноготекста средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскуюдеятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера).

Зарубежная литература

  • Осознанно воспринимать художественное произведение;

анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному.

  • Сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя.

Содержание учебного предмета

Список А

Стандарт

Количество

часов

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1

Н.А. Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом…»

1

Список В

Стандарт

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

Древнерусская литература

«Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Поучения» Владимира Мономаха. Тема, проблематика, идея

2

А.С. Пушкин «Повести Белкина»

«Станционный смотритель». Сюжет

2

А.С. Пушкин

«Медный всадник», «Борис Годунов». Лиро-эпические жанры

2

М.Ю. Лермонтов

«Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную»), «Когда волнуется желтеющая нива». Эпитет, метафора, сравнение

1

М.Ю. Лермонтов

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка

2

Н.В. Гоголь

«Тарас Бульба». Тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик. Система образов персонажей. Роль пейзажа

5

Н.А. Некрасов

 «Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины» (отрывок)

1

И.С. Тургенев

«Бирюк»; «Два богача», «Русский язык», «Близнецы». Роль интерьера

2

М.Е. Салтыков-Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Сравнение, гипербола, гротеск, сатира

2

Л.Н. Толстой

«Детство»

2

А.П. Чехов

«Хамелеон». Юмор, сатира, роль художественной детали

2

В.В. Маяковский

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям». Язык художественного произведения

2

А.П. Платонов

«Юшка». Тема, проблематика, идея

2

М.М. Зощенко

«Аристократка», «Беда»

1

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

М. де Сервантес

«Дон Кихот» (главы по выбору)

1

Дж. Свифт

«Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору)

1

Дж. Г. Байрон

«Ты кончил жизни путь, герой!»

1

Список С

Стандарт

Количество

часов

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Русский фольклор

Жанры фольклора. Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Садко»; предания «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки – ведьмы», «Петр и плотник»

4

Проза конца XIX – начала XX вв.

М. Горький «Данко», «Детство», Л.Н. Андреев «Кусака». Система образов персонажей. Тема, проблематика, идея

7

Поэзия конца XIX – начала XX вв.

И.А.Бунин «Родина»

1

Поэзия 20-50-х годов ХХ в.

Б.Л. Пастернак «Никого не будет в доме», «Июль»

1

Проза о детях

Е.И.Носов «Кукла»,  Ю.Казаков «Тихое утро». Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка

2

Поэзия 2-й половины ХХ в.

Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина»,А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…»,  «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…». Язык художественного произведения

2

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Зарубежный фольклор

 «Песнь о Роланде»

1

Поэзия

Р. Бёрнс «Честная бедность»

1

Зарубежная новеллистика

О'Генри «Дары волхвов»

1

Зарубежная проза о детях и подростках

Р. Брэдбери «Каникулы»

1

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • Сочинение  «Образ «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»  (к)
  • Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (д)
  • Творческий практикум: «Снимаем кино по сказкам М.Е.Салтыков-Щедрина»
  • Подготовка к сочинению «Тема детства в русской литературе»
  • Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого и/или А.М.Горького «Тема детства в русской литературе» (к)
  • Сочинение на тему «Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?» (по произведениям русских писателей) (д)
  • Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии
  • Сочинение «Роль литературы в Великой Отечественной войне» (д)

8

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

  • Нравственные проблемы в повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Г.Троепольский  «Белый Бим Чёрное Ухо». Проблема ответственности «за тех, кого приручили»
  • Д.С.Лихачёв «Родная земля». Главы из книги
  • Стихотворения о родине в творчестве поэтов 20 века: И. А. Гофф «Русское поле», Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге», А. Н.Вертинский  «Доченьки»

4

Годовая контрольная работа

1

ИТОГО

68 часов

*Примечание

Курсив - основные теоретико-литературные понятия

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УМК: В.Я.Коровина. Литература. 7 класс. Москва, «Просвещение» 2015г.

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Плани-руемые сроки

Факти-ческие

сроки

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

5.09

Беседа, комментированное чтение, работа с учебником, составление устного или письменного ответа на вопрос.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР – 4 часа

2

Жанры фольклора. Предания как поэтическая автобиография народа.  «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

1

8.09

Чтение учебной статьи «Предания», ответы на вопросы, словарная работа. Чтение преданий, составление характеристики царей,  сравнение отношения народа к обоим царям; выразительное чтение и пересказ преданий.

3

Понятие о былине. Герои былин. Место действия. Структура и язык былины. Основные циклы былин.

1

12.09

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы учебной статьи, составление тезисного плана, прослушивание фрагмента былины в актёрском исполнении, чтение былины уч-ся, работа с незнакомыми словами.

4

Монументальный  образ богатыря-пахаря в «Былине о Вольге и Микуле». Собирание, исполнение, значение былин.

1

15.09

Выразительное чтение былины. Определение признаков былины: зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты. Ответы на вопросы учебника. Определение особенностей художественного текста в которых проявляется отношение автора к герою. Составление характеристики главного героя.

5

Новгородский цикл. «Садко».

1

19.09

Выразительное чтение былины. Определение признаков былины: зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты. Ответы на вопросы учебника. Определение особенностей художественного текста в которых проявляется отношение автора к герою. Составление характеристики главного героя.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 57 часов

(из них 8 р.р.; 4 в.ч.; 1 к.р.)

6

Древнерусская литература. Нравственные идеалы  и заветы Древней Руси в "Повести о Петре и Февронии Муромских". Тема, проблематика, идея.

1

22.09

Сообщение о древнерусской литературе, о создании книг, их оформлении. Чтение фрагмента на древнерусском языке, перевод на русский язык. Пересказ «Повести о Петре и Февронии…». Характеристика героев, оценка их поступков. Работа над особенностями речи Февронии. Определение позиции автора; жанра «житие», характеристика его особенности.

7

"Поучение" Владимира Мономаха как пример традиционного подхода к воспитанию.

1

26.09

Чтение поучения Мономаха; ответы на вопросы учебника. Определение особенностей  данного жанра, стиля; проба пера «Поучение о том, как…».

8

А.С.Пушкин. Лиро-эпические жанры. Поэма «Медный всадник» (отрывок – вступление «На берегу пустынных волн…») как выражение чувства любви поэта к Родине, прославление деяний Петра 1.

1

29.09

Сообщение учеников о времени правления Петра, его заслугах перед отечеством; об истории создания поэмы. Комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения, конкурс выразительного чтения, работа со словарём; групповая работа по тексту поэмы, практическая работа.

9

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва.

1

3.10

Работа с учебником, комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа, практическая работа по теме «Выявление черт баллады в «Песне о вещем Олеге»; подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие баллада. Работа с иллюстрациями к песне.

10

А.С.Пушкин. Драма "Борис Годунов" (фрагмент).  Образ летописца.

1

6.10

 Краткий рассказ учителя о сюжете «Бориса Годунова», об особенностях жизни создателей летописей и о пушкинском летописце,  чтение отрывка драмы по ролям;  словарная работа, аналитическая беседа по вопросам учебника; подбор цитат к характеристике Бориса. Работа с иллюстрациями.

11

А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». Сюжет. Сопоставление сюжета повести «Станционный смотритель» с притчей о блудном сыне из библейского первоисточника.

1

10.10

Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Формулирование вопросов по тексту произведений. Сопоставление повести с притчей.

12

Образ Самсона Вырина.

1

13.10

Составление плана рассказа о герое, сравнительной характеристики героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

13

Развитие речи.  Сочинение  «Образ «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (к).

1

17.10

Пишут сочинение.

14

М.Ю.Лермонтов. Страницы жизни поэта.  Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива…".

Эпитет, метафора, сравнение.

1

20.10

Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обучение выразительному чтению стихотворения (по частям). Работа со словарём литературоведческих терминов. Анализ средств художественной выразительности.

15

М.Ю.Лермонтов. Лиро-эпические жанры. «Песня про царя Ивана Васильевича…» как поэма об историческом прошлом Руси. Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

1

24.10

Выразительное чтение фрагментов поэмы. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Беседа по прочитанному от простых вопросов к проблемным.

16

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

1

27.10

Участие в коллективном диалоге. Составление плана рассказа о герое, сравнительной характеристики героев. Анализ различных форм выражения  авторской позиции в произведении. Таблица «Сходство песни с произведениями фольклора».

17

Н.В.Гоголь. Страницы из жизни писателя. Тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик. Повесть «Тарас Бульба».  Историческая основа произведения.

1

7.11

Выступления подготовленных учащихся о жизни писателя, об истории создания повести; словарная работа, работа в парах (поиск в тексте незнакомых слов и определение значений с помощью словаря). Комментированное чтение глав повести.

18

Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи.

1

10.11

Выступления подготовленных учащихся о жизни писателя, об истории создания повести; словарная работа, работа в парах (поиск в тексте незнакомых слов и определение значений с помощью словаря). Комментированное чтение глав повести.

19

Система образов персонажей. Патриотизм главных героев: Тараса и Остапа. Необыкновенные характеры как олицетворение героической эпохи.

1

14.11

Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, составление характеристики героев. Чтение и обсуждение речи о товариществе. Различные виды пересказов.

20

Два типа характеров: Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора.

1

17.11

Составление характеристики героев с опорой на текст, составление тезисного плана для пересказа. Различные виды пересказов. Аналитическая беседа.

21

Язык повести. Чувства автора, средства их выражения. Роль пейзажа. Подготовка к сочинению.

1

21.11

Работа с литературными приёмами, которые использует Гоголь в повести; выразительное чтение фрагментов повести; работа с иллюстрациями.

22

Развитие речи. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» на одну из предложенных тем (д):

1.«Остап и Андрий. Сравнительная характеристика»

2.«Тарас Бульба — главный герой повести».

1

24.11

Работа в группах. Подготовка к домашнему сочинению.

23

И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторские раздумья о жизни народа. Роль интерьера.

1

28.11

Подготовленные учащиеся проводят заочную экскурсию в Спасское-Лутовиново; чтение рассказа, обмен впечатлениями, ответы на проблемные вопросы. Выборочный рассказ об одном из героев. Работа с иллюстрациями. Чтение по ролям. Работа с иллюстрациями.

24

Стихотворения в прозе. И.С.Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Нравственность и человеческие взаимоотношения в стихотворениях «Близнецы», «Два богача».

1

1.12

Сообщение об истории создания стихотворений  в прозе; чтение стихотворений, анализ.

25

Судьба  народа в стихотворениях Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом...».

1

5.12

Сообщения учащихся о жизни поэта. Чтение статьи учебника и высказываний о поэте. Чтение и обсуждение стихотворений; словарная работа. Ответы на вопросы, подготовка выразительного чтения.

26

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы.

1

8.12

Прослушивание текста поэмы, размышления о прочитанном.

27

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности жанра произведения. Герои сказки. Сравнение, гипербола, гротеск, сатира.

1

12.12

Чтение статьи учебника и составление рассказа о писателе. Чтение сказки, размышления о прочитанном. Словарная работа. Характеристика героев сказки. Работа со средствами художественной выразительности. Составление цитатного плана сказки.

28

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик». Роль и значение сатирических произведений в обществе.

1

15.12

Чтение сказки, размышления о прочитанном. Словарная работа. Характеристика героев сказки. Работа со средствами художественной выразительности. Составление цитатного плана сказки.

29

Развитие речи. Творческий практикум: «Снимаем кино по сказкам М.Е. Салтыкова - Щедрина».

1

19.12

Работа над сценарием по схеме: номер кадра – зрительный ряд – дикторский текст.Работа с иллюстрациями.

30

А.П.Чехов. Страницы жизни. Рассказ «Хамелеон».Хамелеонство  как социальное явление.

1

22.12

Прослушивание актёрского чтения рассказа. Коллективное обсуждение, чтение по ролям. Словарная работа.

31

Средства юмористической характеристики в рассказах А.П.Чехова. Юмор, сатира, роль художественной детали.

1

9.01

Анализ средств юмористической характеристики в рассказах Чехова.

32

Поэтическая миниатюра И.А.Бунина «Родина».

1

12.01

Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение стихотворения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих терминов. Анализ средств художественной выразительности.

33

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы», «Наталья Саввишна». Взаимоотношения детей и взрослых.

1

16.01

Чтение глав из «Детства». Размышления о характере героя и особенностях складывающихся его отношений со взрослыми, ответы на вопросы учебника, пересказ прочитанного, составление характеристики героя, впечатления о прочитанном.

34

«Maman». Анализ собственных поступков героя  повести «Детство» Л.Н.Толстого.

1

19.01

Рассказы о героях повести; работа с особенностями речи героев. Чтение высказываний Толстого. Оценка деятельности писателя.

35

М.Горький. Литературный портрет писателя. Первые впечатления Алеши от знакомства с семьей Кашириных. Система образов персонажей.

1

23.01

Художественный пересказ, словарная работа; комментированное чтение; ответы на вопросы. Размышление над прочитанным, наблюдение за речью героев. Работа с портретами героев; составление характеристики персонажей. Обсуждение иллюстраций.

36

Жизнь в доме деда. Впечатления Алеши от «неумного племени».

1

26.01

Художественный пересказ, словарная работа; комментированное чтение; ответы на вопросы. Размышление над прочитанным, наблюдение за речью героев. Работа с портретами героев; составление характеристики персонажей. Обсуждение иллюстраций.

37

Впечатления Алеши от бабушки, Цыганка, Григория Ивановича.

1

30.01

Художественный пересказ, словарная работа; комментированное чтение; ответы на вопросы. Размышление над прочитанным, наблюдение за речью героев. Работа с портретами героев; составление характеристики персонажей. Обсуждение иллюстраций.

38

Трудное время в семье Кашириных. Знакомство Алеши с «улицей».

1

2.02

Художественный пересказ, словарная работа; комментированное чтение; ответы на вопросы. Размышление над прочитанным, наблюдение за речью героев. Работа с портретами героев; составление характеристики персонажей.

39

Дружба Алеши с Хорошим Делом.

1

6.02

Художественный пересказ, словарная работа; комментированное чтение; ответы на вопросы. Размышление над прочитанным, наблюдение за речью героев. Работа с портретами героев; составление характеристики персонажей.

40

Развитие речи. Подготовка к сочинению «Тема детства в русской литературе».

1

9.02

Подготовка к сочинению.

41

Развитие речи. Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого и/или А.М. Горького «Тема детства в русской литературе» (к).

1

13.02

Пишут сочинение.

42

Внеклассное чтение. Нравственные проблемы в повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант».

1

16.02

Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа. Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ.

43

Романтический рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Подвиг во имя людей.

1

20.02

Чтение легенды. Размышление над прочитанным. Ответы на вопросы. Устное обсуждение. Работа с иллюстрациями.

44

В.В.Маяковский. Литературный портрет поэта. Мысль автора  о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение…».  Язык художественного произведения.

1

27.02

Пересказ биографии В.Маяковского. Чтение стихотворения. Работа с новыми словами. Работа с изобразительно-выразительными средствами стихотворения. Устное рисование.

Прослушивание актёрского чтения.Отработка выразительного чтения.

45

Два взгляда на мир в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

1

2.03

Обсуждение стихотворения. Выразительное чтение. Чтение статьи «В творческой лаборатории В. Маяковского». Прослушивание актёрского чтения.

46

Л.Н.Андреев. Литературный портрет писателя.  Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе «Кусака». Тема, проблематика, идея

1

6.03

Чтение материала учебника, ответы на вопросы, обсуждение, пересказ прочитанного. Подготовка диалога на тему «Разговор с другом о прочитанном рассказе Л. Андреева «Кусака». Составление плана к рассказу.

47

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. Тема, проблематика, идея рассказа «Юшка».

1

9.03

Чтение рассказа о писателе и рассказа «Юшка», беседа о прочитанном. Ответы на вопросы, художественные пересказы. Словарная работа.

48

Главный герой рассказа Юшка и его взаимоотношения с окружающими.

1

13.03

Составление характеристики Юшки.

49

Развитие речи. Сочинение на тему «Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?» (по произведениям русских писателей) (д).

1

16.03

Работа в группах. Подготовка к домашнему сочинению.

50

Тематика и проблематика рассказа Е.Носова «Кукла».

1

20.03

Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа. Художественный пересказ эпизодов произведения, сопоставительный анализ.

51

Внеклассное чтение. Г.Троепольский  «Белый Бим Чёрное Ухо». Проблема ответственности «за тех, кого приручили».

1

23.03

Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа. Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ.

52

Б.Л.Пастернак. Стихотворения «Никого не будет в доме...», «Июль». Картины природы, преображённые поэтическим зрением поэта.

1

6.04

Рассказ о поэте. Чтение и анализ стихотворений. Обсуждение содержания стихотворений. Работа со средствами выразительности.

53

А.Т.Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…».

1

10.04

Рассказ о поэте. Чтение и анализ стихотворений. Обсуждение содержания стихотворений. Работа со средствами выразительности.

54

Ю.П.Казаков. Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро». Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

1

13.03

Чтение рассказа, составление плана, характеристика героев, художественный и краткий пересказы, чтение по ролям диалогов, ответы на вопросы учебника. Работа в группах: первая покажет краткий пересказ, вторая — выборочный, третья — художественный, с последующим обсуждением качества пересказов.

55

М.Зощенко. Литературный портрет писателя. Смешное и грустное в рассказе «Беда».

1

17.04

Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа. Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ.

56

Внеклассное чтение. Д.С.Лихачёв «Родная земля». Главы из книги.

1

20.04

Чтение и обсуждение глав из книги Д.С.Лихачёва.

57

Н.Рубцов «Тихая моя родина». Родина,  родная природа, собственное восприятие окружающего в лирике поэта. Язык художественного произведения.

1

24.04

Рассказ о поэте. Чтение и анализ стихотворений. Обсуждение содержания стихотворений. Работа со средствами выразительности.

58

Внеклассное чтение. Стихотворения о родине в творчестве поэтов 20 века: И. А. Гофф «Русское поле», Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге», А. Н.Вертинский «Доченьки».

1

27.04

Выразительное чтение и анализ стихотворения о природе, родине по плану анализа лирического произведения.

59

Развитие речи. Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии.

1

4.05

Чтение и обсуждение учебной статьи. Знакомство с жанром интервью. Выразительное чтение стихотворений.

60

Развитие речи. Сочинение «Роль литературы в Великой Отечественной войне» (д).

1

8.05

Работа в группах. Подготовка к домашнему сочинению.

61

Годовая контрольная работа.

1

11.05

Выполняют контрольную работу.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА - 7 часов

62

Французский средневековый героический эпос. «Песнь о Роланде».

1

15.05

Знакомство с историей создания песни. Чтение поэтических фрагментов песни и перевод в прозе, поиск сходства и различия между двумя текстами. Составление характеристики героя; определение жанра произведения.

63

М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору).

1

18.05

Чтение произведения, составление плана, характеристика героев, худо.и краткий пересказы, чтение по ролям диалогов, ответы на вопросы учебника.

64

Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору).

1

22.05

Чтение произведения, составление плана, характеристика героев, художественныйпересказ, чтение по ролям диалогов, ответы на вопросы учебника.

65

Роберт Бёрнс «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.

1

25.05

Знакомство с творчеством поэта. Чтение и обсуждение стихотворения. Работа с языком произведения.

66

Дж. Г.Байрон. Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!..»

1

29.05

Знакомство с творчеством поэта. Чтение и обсуждение стихотворения. Работа с языком произведения.

67

Сила любви и преданности в рассказе О.Генри «Дары волхвов».

1

Обсуждение рассказа, размышления по поводу заголовка произведения.

68

Зарубежная фантастика. Р.Д.Брэдбери «Каникулы».

1

Чтение произведения, составление плана, характеристика героев, худож. и краткий пересказы, чтение по ролям диалогов, ответы на вопросы учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа для  1 класса ФГОС...

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных   документов: - Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность обра...

Рабочая программа 5- 9 класс по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе Примерной и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» В.И.Ляха, А.А.Зд...

Рабочая программа по литературе (углубленное изучение) ФГОС ООО УМК Сухих И.Н.

Рабочая программа учебного предмета  "Литература" (углубленное изучение)   составлена на основе Примерных программ по учебным предметам ФГОС ООО, Фундаментального ядра содержания общего...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по литературе 5 кл. (ФГОС).

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения  (ФГО...

Рабочая программа по литературе (в рамках ФГОС ООО)

     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с ц...