НПК по литературе
материал по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Татарский Канадей
Научно-практическая конференция
«Имя и характер героев в романе
Л.Н.Толстого «Война и мир»
Автор: Кудеева Лилия , 9 класс.
Научный руководитель: Хабибулина Д.Р.,
учитель русского языка и литературы.
2016 год.
Содержание:
Глава 1. Имя и его связь с личностью и судьбой .
1.1. Ономастика - как наука изучающая имена
Глава 2. Выбор имени героя.
2.2..Анализ проведенного исследования
Список использованной литературы
1.Введение.
Индивидуальность литературного героя ярко отражается в его имени. С выбора имени начинается бытие героя в литературном произведении, уплотняется его внутренняя жизнь, оформляются психические процессы. Оно дает ключ к характеру человека, кристаллизует определенные качества личности.
В данной исследовательской работе будут рассматриваться имена известных героев из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Актуальность данного исследования определяется следующими моментами:
1.Возрастает интерес исследователей к логической связи между именем и характером, а также судьбой человека.
2. Исследование лексических единиц способствует пониманию замысла писателя, его индивидуально-авторской картины мира.
3.Д ля того чтобы читатель более глубоко проник в замысел писателя, необходимо проанализировать систему художественных средств, одним из которых является собственные имена. Имена героев несут большую художественную информацию.
Цель работы: исследовать влияние имени на характер героев.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. выявить особенности мотивации имени в литературе по сравнению с жизнью и определить, чем она может быть обусловлена;
2. показать не случайность имени в литературе, то есть обязательное наличие для него той или иной мотивации;
3. описать основные функции, которые имя выполняет в литературе.
Имя и его связь с личностью и судьбой литературного героя.
Имена литературных героев серьезная задача для автора. Нельзя относиться к выбору имени персонажа спустя рукава. Имя- это часть характера героя. Оно создает незабываемый образ, за который читатель хочет зацепиться. Автор придумывает гармоничное сочетание имени с обществом, в котором живет герой. Характер персонажа выражается в имени- оно предопределяет душевные качества, поступки и даже судьбу человека.
Мы утверждаем, что имя человека - одна из причин, влияющая на его характер и даже на его психическое и физическое здоровье. Если посчитать имя лицом, личностью, то конкретное имя - личность конкретного типического склада. Образы самих героев соотносятся с разными людьми, как реальными, так и мифологическими. Каждое имя и даже фамилия раскрывает характер, внешность, а иногда и целую судьбу персонажа романа.
1.1.Ономастика - как наука изучающая имена.
"Имя "по-гречески - "онома", поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика. Сегодня она шагнула дальше и стала изучать вопросы, связанные с психологией, психикой, темпераментом и характером человека, а также с реакцией головного мозга (положительной или отрицательной) на то или иное имя.
Пользуясь языком, мы ежедневно сталкиваемся с собственными именами. У нас есть имена, отчества и фамилии. Отчество у каждого человека предопределено (от имени отца), фамилия передаётся по наследству. С именем сложнее, так как его выбирают. Этот выбор зависит от многих факторов: от времени, места, эпохи проживания людей.
В художественном тексте нет ничего случайного. Не случаен и выбор собственного имени персонажа, поэтому они в художественном тексте входят в общую систему художественных средств. Имена персонажей выражают и социальное положение героя, и его характер, и профессиональную принадлежность, и его внутреннюю сущность.
Глава 2. Выбор имени героя.
Для настоящего художника слова выбор имени героя – важная и в то же время сложная задача. Настоящие мастера слова работают над именем очень тщательно и кропотливо. Еще В. В. Виноградов справедливо замечал: «Вопрос о подборе имен, фамилий, прозвищ в художественной литературе, о структурных их своеобразиях в разных жанрах и стилях, об их образных характеристических функциях…очень большая и сложная тема стилистики художественной литературы». Имя может характеризовать социальную принадлежность героя, передавать национальный и местный колорит, а если действие происходит в прошлом, то воссоздавать историческую правду (или разрушать ее, если имя создано вопреки правде)
2.1. Связь имени с судьбой и психологическими особенностями героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Каждому, кто любит русскую литературу, несомненно, дорого творчество Льва Николаевича Толстого. Его персонажи имеют свою индивидуальную судьбу, свой характер. Читая роман «Война и мир», мы окунаемся в удивительный мир наших героев: они растут, плачут, переживают, любят, ненавидят и живут. Живут какой-то особенной жизнью, в которой каждый миг дорог и ценен. Все герои нам близки: мы им сочувствуем, вместе с ними ищем смысл жизни, теряя и находя то главное, для чего мы живём.
Мы думаем, что не случайны и имена главных героев. Ведь имя, как уже говорилось выше, это часть жизни человека, его судьба, его счастье или несчастье.
Наташа Ростова– любимая героиня писателя. Что же означает это имя? Для разъяснения мы обратились за помощью к «Словарю русских личных имён».
Толкование и значение имени | Примеры из романа |
Имя Наталья - женская форма мужского имени Наталий, происходящего от латинского слова "наталис": родной. | Посмотрите, ведь действительно любимая героиня Льва Николаевича с первых страниц стала для нас родной и любимой. |
Наташа активная общественница, повсюду успевает, любит быть на виду, удваивает свои усилия, когда слышит похвалу в свой адрес. У нее веселый и живой характер, решительные манеры, деятельная доброта. Самолюбива; похоже, это ее движущая сила. Несколько прямолинейна и вспыльчива. Она знает себе цену и не позволит управлять своей жизнью. | Впервые в романе мы с Наташей встречаемся на ее же именинах. Мы видим молодую, энергичную, веселую, с очаровательными глазами и одновременно некрасивую тринадцатилетнюю девочку. Здесь она ведет себя немного нагловато, чувствуя настроение других. И ничто ей не мешает в середине обеда сказать : «Мама! А какое пирожное будет?» Она знает, что это ей сойдет с рук. |
В детском коллективе Наташенька - инициатор многих игр, заводила и шалунья. Даже в давно известные игры она вносит что-то новое - увлекательное, захватывающее. | Вспомним, как Наташа отплясывает после охоты. “Чистое дело, марш”, — удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка”. |
Волевой и сильный характер. | После гибели Пети Ростова — она главная в семье. Во многих сценах романа она помогает окружающим, знакомым и незнакомым, представляя собой пример действенной любви к ближнему. «Сущность её жизни — любовь» — так характеризует свою героиню Толстой |
Замуж Наталья обычно выходит рано. | В 21 год Наташа вышла замуж за Пьера. |
Она влюбчива и быстро привязывается к партнеру. | В начале романа Наташа предстаёт перед нами 13-летней девочкой. Она влюблена в Бориса Друбецкого, который живёт со своей матерью поблизости от Ростовых. Чуть позднее близким другом Наташи становится Пьер Безухов, который иногда приезжает к Ростовым. Когда Борис поступает на службу к Кутузову, Наташа охладевает к нему. Вскоре Пьер знакомит Наташу с князем Андреем Болконским, в которого Наташа влюбляется. Во время отсутствия Андрея Наташа влюбляется в Анатоля Курагина, которому тоже нравится Наташа и которого даже не останавливает его личный брак. Анатоль намеревается сбежать с Наташей и тайно обвенчаться, но об этом узнают родители Наташи и предотвращают это. После таких событий Наташа пишет письмо княжне Марье и Андрею с отказом. |
Наталья, как правило, хорошая, верная жена и мать, которая души не чает в своих детях и все силы вкладывает в их воспитание. В ее доме царит уют, гармония, атмосфера радости и любви. | В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. “Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын”. Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по особенному, не умом, “а всем существом своим, т. е. плотью”. Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни. Наташа абсолютно счастлива. |
Мужем Наташи стал Пьер Безухов. Мы думаем, что не случаен и выбор имени этого героя. Читая отрывки из романа, удивляешься тому, как всё-таки характер и имя человека практически полностью совпадают.
Толкование и значение имени | Примеры из романа |
Пьер- французский аналог русскому Петр (древнегреческий «скала, камень»). Есть такая поговорка – "мягко постелено, да спать жестко". Примерно это же можно сказать и об энергетике имени Петр, которое начинается очень мягко, а заканчивается со значительным напряжением. Люди с именем Петр уверены в себе, честолюбивы. | ...массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках… Пьер был несколько больше других мужчин в комнате… Встретив Безухова впервые в салоне Анны Павловны Шерер и расставаясь с ним в эпилоге романа, мы видим двух совершенно разных людей. Духовная независимость вначале уступает место прелестям великосветской жизни, которая затем сменяется вспышками отвращения и презрения к этому кругу людей. |
Люди с таким именем увлекающиеся натуры, наделенные мягким и слабым характером, добротой и доверчивостью. | В начале романа Безухов необычайно простодушен и доверчив, как ребенок, он еще не искушен жизнью. Он живет по велению сердца, а не разума, отсюда его импульсивность и горячность, свойственная молодости, огромная щедрость души и пылкая любовь. |
Пётр обаятельный человек и нравится женщинам. В любви он скрытен, своих любовных тайн не доверяет никому. Жену ищет долго, но не всегда счастлив в браке.. Одно из основных требований к жене - это быть верной, остальные качества для Петра не столь важны. Подходят для брака: Вероника, Диана, Евгения, Екатерина, Лариса, Наталья Менее подходят: Елена, Зинаида, Марина, Оксана, Татьяна. | Пьер женится на Элен Курагиной, но очень скоро осознает, что этот брак принес ему только несчастья. Безухов постигает весь ужас своего положения: он связал жизнь с низкой женщиной, окунулся в пошлую и фальшивую среду, к которой она принадлежит. Стараясь понять, как мог он так жестоко ошибиться, Пьер начинает винить себя в том, что женился без любви, что весь их союз с Элен был ложью: «она развратная женщина. Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня у нее детей не будет». Но Пьер всё-таки находит своё счастье - рядом с ним любимая и любящая жена Наталья Ростова. |
Пётр - натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, высочайшая интуиция и интеллект. | Испытывая потребность в активных действиях, Безухов в первую очередь решает облегчить участь крепостных, наивно полагая, что таким образом ему удастся выполнить свой долг: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Пьеру суждено было попасть во французский плен. Но духовные и физические страдания только укрепили силу его духа, научили ценить жизнь с самыми маленькими ее радостями. |
Одно из важных мест в романе «Война и мир» занимает образ крестьянина Платона Каратаева. Впервые он появляется только в 4 томе романа, и, хотя автор посвящает ему сравнительно небольшое количество страниц, этот образ является очень значимым и запоминающимся. Платон- имя редкое и необычное, но очень красивое и загадочное.
Толкование и значение имени | Примеры из романа |
Платон – это имя, наполненное энергией самосозерцания, оно как бы призывает своего носителя погрузиться в неизведанные и молчаливые глубины своей души, и дело здесь не только в неторопливой мелодии имени, немалую роль играет также образ великого древнегреческого философа Платона. | Сила образа Каратаева заключается в определенной жизненной философии, которая, несомненно, импонирует Л.Н.Толстому. Как бы ни был идеален Платон Каратаев в изображении Толстого, в нем есть правда реального, он выражает собой народный тип, являясь «частицей народной жизни». Пьеру он кажется олицетворением духа простоты и правды, и помогает ему обрести новое, более высокое, чем прежде, нравственное сознание.
|
В целом в энергетике имени можно ощутить некоторую закрытость, но, скорее, это не замкнутость, а некая самодостаточность имени – не то чтобы Платон искал уединения, просто он обычно не чувствует себя одиноким даже наедине с самим собой. | Во всем он хочет видеть «торжественное благообразие» и внешний облик его соответствует душевному: все у него было «круглое», и голос его, и манера говорить с «нежно-певучею лаской», и самый характер его речей, полных раздумий о жизни, о людях. Этот «круглый» солдатик Апшеронского полка мыслил вечными афоризмами: «Не нашим умом, а божьим судом», «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся». |
Платона трудно назвать чересчур общительным, к тому же он обычно не стремится никого ни в чем убедить и тем более навязать свою волю. Он просто делает свое дело, не особо задумываясь о том, как это воспримут окружающие. С другой стороны, его уравновешенность и внешнее спокойствие позволяют ему довольно легко вписываться практически в любой коллектив, в котором Платон будет терпеливо и не теряя достоинства играть отведенную ему роль, мало кого посвящая в свои истинные мысли и намерения. | Платон проникнут чувством всеобщего любовного единения с природой, со всем миром. Он любит всех людей, в том числе и французов, у которых находится в плену. Платон был не из тех людей, который вмешивается в жизнь других. Он, скорее готов «безвинно напрасно пострадать». Самое существенное в характере Платона Каратаева — верность и неизменность. Верность своей единственной и постоянной душевной правде. У Платона нет личных интересов, склонностей, привязанностей. Отдельная человеческая личность, в том числе и его собственная, лишена для него значения: «…жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». |
Анализ проведённого исследования.
Итак, в результате исследовательской работы, были сделаны выводы, что имя героя и его характер неслучайны. Нам кажется, что Лев Николаевич Толстой не просто так выбирал имя, а руководствовался значением и толкованием определённого имени. Мы считаем, что особенно ярко индивидуальность литературного героя отражается в его имени. В нём уплотняется его внутренняя жизнь, оформляются психические процессы. Имя дает ключ к характеру человека, кристаллизует определенные качества личности. Оно соотносит свое внешнее, звукобуквенное начертание с внутренним, глубинным смыслом; предопределяет поступки и характер героя, разворачивает его бытие. Герой раскрывается в тесной связи с общей идеей и образом своего имени.
Заключение.
Путь Натальи - это путь простых природных влечений, которые прекрасны в своей естественности. Путь Пьера- искание смысла и цели в жизни. Путь Платона – простая, но неповторимая жизнь; пример для других людей.
Роман “Война и мир” познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Чудодейственной силой обладает слово Толстого. Был он не только великим мастером, но и неотъемлемой частью ума и совести русского народа. Как не вспомнить слова, сказанные о нем писателем Максимом Горьким: «Толстой это целый мир... Этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой».
Список использованной литературы :
1. Никонов В. А. Ищем имя. – М.: Сов. Россия, 1988.
2.Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. – М.: ООО «Фирма Изд-во АСТ», 1998
3. Никонов В. А. Имя и общество. М., 1974.
4.Флоренский П. А. Имена // Имя-судьба. М., 1993.
5.Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». М.: Просвещение,1987.
6. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. М.: Изд-во МГУ,1959
7. Шепелева З. Искусство создания портрета в романе Л. Толстого «Война и мир».//Мастерство русских классиков. Сб. статей. М: Художественная литература,1959.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...