Батюшков Константин Николаевич (1787-1855): жизнь и творческий путь. Анакреонтические мотивы в лирике Батюшкова.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок литературы в 10 классе по творчеству К.Н.Батюшкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
batyushkov_k.n.docx | 26.02 КБ |
batyushkov_k.n.pptx | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок №9
Тема: «Батюшков Константин Николаевич (1787-1855): жизнь и творческий
путь. Анакреонтические мотивы в лирике К.Н.Батюшкова. Язык
лирики Батюшкова».
Цели:
- обобщить и расширить знания учащихся о К.Н.Батюшкове;
- рассмотреть темы, мотивы и особенности лирики Батюшкова;
- совершенствовать навыки анализа лирического произведения.
Эпиграф: «Живи как пишешь и пиши как живёшь» (Из статьи Батюшкова «Нечто о поэте и поэзии»).
«Звуки италийские! Что за чудотворец этот Батюшков!» (А.С.Пушкин).
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Запись темы урока и эпиграфа. Постановка целей.
3.Выявление знаний учащихся о К.Н.Батюшкове.
4.Страницы творческой биографии Батюшкова.
Уч-ся записывают основные даты в хронологическую таблицу.
Имя выдающегося поэта К.Н.Б. известно сейчас не каждому, но литературоведы знают его как корифея русской словесности начала 19 века, как новатора в области русского слова, как друга Жуковского и Вяземского, как любимого поэта Пушкина.
18 мая 1787 г. – в Вологде родился К.Н.Батюшков, в старинной дворянской семье. Воспитывался и обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими языками. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя – известный в то время писатель М.Н.Муравьёв.
1803 г. – поступление на службу в Министерство народного просвещения. Сближение с Н.И.Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима.
Гнедич Н.И. был лучшим другом Б. Дружба этих двух поэтов – отдельная страница в истории русской литературы. Именно Гнедич ввёл Б. в литературный мир, прочитав в литературном кружке сатиру «Видение на берегах Леты», сделавшую Батюшкова признанным поэтом.
1805 г. – первое выступление в печати на страницах московского журнала «Новости русской литературы».
1807 г. – вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжёлая болезнь. Возвращение в Россию.
-2-
1808 г. – участие в русско-шведской войне, проходившей на территории Финляндии.
1812 г – участник Отечественной войны с Наполеоном, Проявил отвагу в огне под Лейпцигом, совершал переход через Рейн и праздновал победу русских войск в Париже.
Военная жизнь нравилась Батюшкову, доказательством этого может служить письмо Б. Гнедичу от 19 марта 1807 года: «…Мне очень нравится военное ремесло. Что будет впредь, бог весть. Брани меня, а я штатскую службу ненавижу, чернила надоели; а стихи всё люблю, хотя они меня не любят… Вообрази себя меня, едущего на рыжаке по чистым полям, и я счастливее всех королей, ибо дорогой читаю Тасса или что подобное. Случалось, что раскричишься и с словом:
О доблесть дивная, о подвиги геройски!
Прямо на бок и с лошади долой!»
Б. явился первым русским поэтом, воспевшим веселье боевой жизни – яркость и оживлённость её течения. Этому посвящено ст-е «Разлука», которое было по достоинству оценено современниками и стало популярным романсом. В этом ст-ии гусар даёт клятву верности пастушке. Такая картинка могла возникнуть только в мечтах поэта, так как в реальной личной жизни он был несчастлив. Он не нравился девушкам, так как был сутуловат, невысок и худощав. Друзья называли Б. «Ахиллом русской поэзии», но он иронизировал в ответ: «Ах, хил!»
1809-1814 – сближение с писателями-карамзинистами: В,А.Жуковским, В.Л.Пушкиным, П.А.Вяземским. Вступление в члены «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», где собирались почитатели Радищева. Увлечение философией французских просветителей 18 века. Анакреонтические и эпикурейские мотивы творчества.
Почему же Б. называли «Ахиллом русской поэзии»?
Глубокий знаток и ценитель древности К.Н.Б. органично усвоил достижения античной культуры, что нашло воплощение в его ст-ях. Кажется, что в лирике Б. собрались все древние боги и богини и все сопровождающие их мифологические существа, герои легендарной истории и античные авторы. Б. получил в кругу друзей-литераторов и другие прозвища: «маленький Овидий» И «новый Тибулл». Это имена знаменитых древнегреческих поэтов, которых обожал Б., поэзия которых его восхищала, и вольные переводы которых он делал.
В этот период творчества образцом подражания для Батюшкова является древнегреческий поэт Анакреонт (СЛАЙД), который жил в 5 веке до нашей эры. Анакреонт воспевал чувственную любовь, друзей, радости жизни, вино. Подражание Анакреонту породило анакреонтическую поэзию. В России ему подражали М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин, А.Н.Майков.
-3-
1815 г. – Б. вышел в отставку и переехал в Москву. С литературными друзьями они организовали общество «Арзамас», которое просуществовало до 1818 года. В это общество, помимо Батюшкова, вошли знаменитые русские писатели того времени В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, В.Л.Пушкин, А.И.Тургенев, А.С.Пушкин и другие. Члены общества много сделали для совершенствования русского литературного языка, приблизив его к современному.
1817 г. – опубликован сборник произведений Б. «Опыты в стихах и в прозе». Отъезд поэта на дипломатическую службу в Италию.
Но вскоре поэта стал мучить наследственный семейный недуг – мания преследования. В 1821 г. им были созданы последние стихи. Душевная болезнь навсегда пресекла его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти..
7 июля 1855 г. – в возрасте 68 лет Б. умирает от тифа.
5. Остановимся на некоторых особенностях лирики Батюшкова.
Исследователи творчества поэта выделяют три образа-символа , отражающие радость земного бытия в лирике поэта: анакреонтический образ розы и образы-эмблемы - крылья, чаши.
-- Найдём эти образы в ст-ии «Весёлый час», в котором лирический герой даёт совет своим друзьям:
Други! Сядьте и внемлите
Музы ласковый совет.
Вы счастливо жить хотите
На заре весенних лет?
Отгоните при зрак славы!
Для веселья и забавы
Сейте розы на пути;
Скажем юности: лети!
Жизнью дай лишь насладиться,
Полной чашей радость пить:
Ах! Не долго веселиться
И не веки в счастье жить.
6.Анализ ст-й «Мои пенаты», «Вакханка».
«МОИ ПЕНАТЫ»
-4-
Стихотворение написано в жанре дружеского послания (т.е. письма, обращения к друзьям) Оно посвящено поэтам В.А.Жуковскому и П.А.Вяземскому – современникам Батюшкова.
Справка:
Жуковский В.А. – русский поэт, переводчик, критик. А.С.Пушкин считал Жуковского своим учителем. Жуковский - создатель романтического направления в русской поэзии. Кроме его несомненных заслуг на литературном поприще современники отмечают высокие нравственные личностные качества Жуковского, главным нравственным принципом которого был следующий: «Каждый день – доброму делу, мысли или чувству, к нему впоследствии добавился ещё один: «Дела поэта – слова его».
Вяземский Пётр Андреевич – князь, русский поэт, литературный критик. Был большим поклонником творчества Пушкина и его другом. Именно Вяземскому первому Пушкин сообщил из Южной ссылки о замысле романа «Евгений Онегин»: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» Перу Вяземского принадлежат мемуарные сочинения, в которых он запечатлел подробности жизни виднейших представителей русской культуры конца18 начала 19 века.
Копмозиционно ст-е делится на 5 частей.
1)Чтение 1 части.
Словарь:
Пенаты – отеческий дом, кров (от имени пенатов - древнеримских богов, покровителей домашнего очага). Пестуны – те, кто вырастил, выпестовал.
Фимиам – благовония.
Богинь пермесских дар (парнасских) – гора Парнас, на которой жили Музы, в том числе и Муза поэзии
Лар – доброе домашнее божество.
Скудель – глиняная посуда.
Вывод:
--Каково настроение этой части?
-- Каким описывает поэт свой отеческий дом? Чем он ему дорог?
2)Чтение 2 части.
--Как понимаете смысл этой части?
--Какие земные радости прославляет поэт?
--Как здесь проявляются анакреонтические мотивы?
Словарь.
Жупел – опасность, нечто, внушающее страх.
3)Чтение и обсуждение 3 части.
Словарь.
-5-
Богиня слепая – Фортуна, богиня судьбы.
4)Чтение 4 части.
-- Как поняли прочитанное?
(Свой поэтический дар поэт называет небесным вдохновеньем.
Он приглашает в свои пенаты для беседы своих любимых поэтов или их тени: «И мёртвые с живыми вступили в хор един».
…Ты пред ними,
Парнасский исполин,
Певец героев, славы,
Вслед вихрям и громам,
Наш лебедь величавый
Плывёшь по небесам.
Имеется в виду Г.Р.Державин, сравнивший себя с лебедем в одном ст-ии.
В толпе и муз, и граций,
То с лирой, то с трубой,
Наш Пиндар, наш Гораций
Сливает голос свой.
Он громок, быстр и силен,
Как Суна средь степей,
И нежен, тих, умилен,
Как вешний соловей.
Имеются в виду два направления в поэзии Державина (гражданское и интимно-психологическое). Суна – река, на которой находится водопад Кивач, воспетый Державиным в оде «Водопад».
…Повестью прелестной
Пленяет Карамзин (повесть Карамзина «Афинская жизнь»)
То древнюю Русь и нравы
Владимира времян… (имеются в виду исторические труды Н.М.Карамзина)
За ними сильф прекрасный,
Воспитанник харит,
На цитре сладкогласной
О душеньке бренчит;
Мелецкого с собою
Улыбкою зовёт…
Поэт И.Ф.Богданович, автор поэмы «Душенька».
Ю.А.Нелединский-Мелецкий – поэт-сентименталист.
И.И.Дмитриев, И.И.Хемницер – поэты и баснописцы.
-6-
5)Чтение 5 части.
О Аристиппов внук! – имеется в виду П.Вяземский
Выводы:
Это ст-е о смысле жизни. В нём звучат анакреонтические мотивы: поэт прославляет радости жизни, любовь, дружбу, радость творчества.
Поэт уверен, что домашний мир, даже отмеченный печатью бедности, нравственнее и чище роскошной действительности.
Он считает своими учителями лучших поэтов своего времени и сравнивает их с любимыми поэтами Древней Греции.
К жизни и смерти он относится философски.
А.С.Пушкин так оценил ст-е «Мои пенаты»: «Это ст-е дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслаждения, слог так и трепещет, так и льётся – гармония очаровательна».
«ВАКХАНКА»
Словарь.
Вакх (Дионис) – в греческой мифологии бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия. Сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы.
Вакханки – спутницы Вакха (Диониса)
В Древнем Риме устраивались вакханалии – праздники, посвящённые Дионису.
Тимпан – древний ударный музыкальный инструмент, род тарелок, литавр.
--Автор рисует картину вакханалии. Какие средства он для этого использует?
--Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней?
--Охарактеризуем фонетические особенности текста. Какие согласные звуки в нём преобладают?(р, в, л)
--Какое настроение придаёт обилие этих звуков ст-ю?
(Это сонорные звуки. Они не тяжёлые, поэтому придают языку ст-я лёгкость и воздушность, создают радостное настроение).
Запись в тетрадь-словарь.
Эвфония (в переводе с греческого – благозвучие) – естественность и красота звучания художественной речи. Поэтическая фонетика. Аллитерации. Ассонансы. Рифмы. Избегание неблагозвучных , трудно произносимых и воспринимаемых сочетаний согласных в слове (Пупс взбешён. Ах, почаще б с шоколадом! – у К. Чуковского в книге «От двух до пяти»)
7.Итог урока.
-- Объясните смысл выражения «анакреонтические мотивы творчества Батюшкова».
--Каким чувством проникнуто раннее творчество Батюшкова?
-7-
(Радости, жизни, оптимизма, любви. Он певец земных радостей, наслаждений, певец мира изящной античности).
8.Домашнее задание.
Читать и обдумывать ст-я Батюшкова «К другу», «Тень друга».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Живи как пишешь и пиши как живёшь» (Из статьи Батюшкова) Худ. Ю.Иванов К.Н.Батюшков. 1980-е гг.
Н.И.Гнедич (крайний справа) среди других литераторов (И.А.Крылов, А.С.Пушкин, В.А.Жуковский) на картине работы Г.Чернецова
Анакреонт. 5 в. до н. э.
Други ! Сядьте и внемлите Музы ласковый совет. Вы счастливо жить хотите На заре весенних лет? Отгоните призрак славы! Для веселья и забавы Сейте розы на пути; Скажем юности: лети! Жизнью дай лишь насладиться, Полной чашей радость пить: Ах! Недолго веселиться И не веки в счастье жить.
П.А.Вяземский В.А.Жуковский
Худ.С.Соломко . Вакх
Дионис. (Дионис верхом на барсе).
Худ. М.Хосе . Вакханалия
Тема: «Философские элегии К.Батюшкова»
Периодизация творчества К.Н.Батюшкова: 1 период – 1802-1812 гг. 2 период – (1812-начало 1814) 3 период – (середина 1814 1821)
Худ. В.Б.Иовик . Тень друга . 1986 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизненный и творческий путь Льва Николаевича Толстого
Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где крас...
Методическая разработка преподавателя Богданова Константина Николаевича, к проведению занятия по дисциплине Правила безопасности дорожного движения, на тему: "Органы управления транспортного средства"
Данная методическая разработка специально создана для более наглядного обучения студентов технического колледжа, на дисциплине - правила безопасности дорожного движения.Специальность - 19063...
Презентация к уроку по теме " Жизнь и творческий путь В.А Жуковского"
Презентацию можно использовать для изучения биографии В.А.Жуковского на вводном уроке по товрчеству писателя....
Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку.
Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку....
ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ.
Внеклассное мероприятие по литературе. ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ....
В.В. Маяковский. Жизнь и творческий путь поэта.
Описание основных этапов жизненного и творческого пути поэта 20 века В.В. Маяковского....
конспект урока по литературе "Жизнь и творческий путь Николая Алексеевича Некрасова
Рассматриваются основные моменты жизни и творчества Некрасова. В начале урока показываются фотографии поэта, чтобы заинтересовать детей в изучении биографии Николая Алексеевича....