Интегрированный урок ( история, литература) "Один день Ивана Денисовича ... и всей страны"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Цель данного интегрированного урока: изучить жизнь в тоталитарном государстве на примере повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича". В ходе урока обучающиеся определяют социальный статус заключённых, описанных в повести А.И.Солженицына, составляют карту ГУЛАГа, обсуждают масштабы трагедии и степени свободы в СССР.
Авторы данной методической разработки стали победителями Регионального конкурса методическиз разработок к 100-летию А.И.Солженицына.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок ( литература, история)
по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Тема: «Один день из жизни Ивана Денисовича (и всей страны...) »
(Создание метаобразовательной среды: в одной части кабинета - атмосфера, передающая Сталинскую эпоху: на чёрных шторах плакаты, лозунг« Спасибо товарищу Сталину за нашу счастливую жизнь», портрет Сталина, в другой- фотографии концлагерей, лиц заключённых, обелиска в г.Свияжске, посвящённого памяти жертв политических репрессий)
На доске:
«... Я тогда была с моим народом,/там, где мой народ, к несчастью, был.../»
А. А. Ахматова
« Широка страна моя родная,/ Много в ней лесов, полей и рек./
Я другой страны такой не знаю,/Где так вольно дышит человек...»
В. Лебедев-Кумач
Предварительная подготовка к уроку:
Класс делится на группы в зависимости от интересов и получает опережающие задания:
группа № 1- биографы изучают биографию А.И.Солженицына
группа № 2- историки изучают факты из жизни СССР, связанные с периодом правления И.Сталина , находят информацию о ГУЛАГе и определяют его роль в индустриализации страны
группа№3- социологи подбирают цитаты из произведения, характеризующие социальный статус заключённых
группа № 4- литературоведы подбирают эпизоды из повести А.Солженицына, наиболее ярко иллюстрирующие жизнь в лагере и за его пределами и анализируют их
группа № 5- оформители принимают участие в создании метаобразовательной среды ( создают онлайнфотоколлажи, иллюстрирующие эпоху Сталинизма, оформляют кабинет в соответствии со стилем того времени)
1.Прочитать повесть А.И.Солженицына «Одинь день Ивана Денисовича»
2. Подумать, какие вопросы возникают после прочтения произведения А.Солженицына?
Цель: изучить жизнь в тоталитарном государстве на примере повести А.И.Солженицына
Задачи:
- Проанализировать произведение А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
- Выяснить социальный статус заключённых, описанных в повести А.И.Солженицына
- Составить карту ГУЛАГа
- Определить, насколько свободно жилось гражданам СССР.
Планируемые результаты:
Личностные: подвести обучающихся к осмыслению трагической судьбы личности в тоталитарном государстве, формирование осознанного патриотизма ( любви к родине, основанной на понимании исторического прошлого своей страны и принятия его, стремления не повторить ошибок прошлого)
Предметные:обучащиеся познакомятся с биографией А.И.Солженицына, научатся соотносить конкретный художественный текст с историческим временем, продемонстрируют умение анализировать художественное произведение, понимать авторскую позицию
Метапредметные: обучающиеся продемонстрируют умение аргументировать свою позицию, выстраивать монологические ответы, преобразовывать сплошной текст в несплошной, разрабатывать критериальную модель оценивания ответов, демонстрируют умение производить самооценку и оценку ответов.
Ход урока:
Звучит песня «Широка страна моя родная» В. Лебедева-Кумача, постепенно стихает, звучат строки из поэмы А.Ахматовой «Реквием» ( читаются шёпотом, монолог переходит в многоголосье, и снова звучит песня, заглушая хор голосов, на проекторе - фрагмент из художественного фильма Н.Михалкова «Утомленные солнцем», когда солцне закрывает поднимающийся в небо портрет И.Сталина).
Учитель:Мы попытаемся прожить один день вместе с героем А.Солженицына в стране, «где так вольно дышит человек».
Подумайте, каким образом связаны 2 цитаты, вынесенные на доску, с произведением А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?
(примерные ответы обучающихся: « Данные строки написаны в период сталинского режима и посвящены жизни в Советском Союзе. Строчки из «Реквиема» отражают реальную жизнь в тоталитарном государстве, песня на стихи В. Лебедева-Кумача является официальной пропагандой»)
Учитель: Я предлагаю данные цитаты записать в качестве эпиграфов к нашему уроку.
Учитель:Какие вопросы возникли после прочтения произведения?
( на основе данных вопросов учитель выстраивает план урока)
(примерные вопросы обучающихся:
- Как люди могли жить и выживать в тоталитарном государстве?
- Возможно ли было что-либо изменить в данной системе?
- Каким образом в этих условиях человек мог остаться Человеком?
- Почему писатель обратился к образу И.Д.Шухова?
- Что общего между автором и главным героем произведения?
- Определите социальный состав людей, находящихся в лагере, и причины, по которым они там оказались.
- Есть ли существенные различия между заключенными и теми, кто находится на свободе?
Учитель: Чтобы ответить на эти вопросы, на какие моменты необходимо обратить внимание?
Учитель: Почему Александр Исаевич Солженицын обратился к образу Ивана Денисовича Шухова? Что могло быть общего между автором произведения и главным героем?
Литераторы представляют биографическую справку о Солженицыне, учащиеся сравнивают отдельные фрагменты биографии Солженицына и Шухова, анализируют и отвечают на поставленные вопросы.
( примерные ответы обучающихся: и тот, и другой – крестьяне по происхождению, оба воевали, оба прошли советские лагеря: Шухов осуждён за измену Родине « А было вот так: в феврале 1942 года на Северо-Западном окружили их армию всю...И так помалу немцы по лесам их ловили и брали...Шухов в плену побыл пару дней». Впоследствии его обвинили в измене Родине : выполнял задание немецкой разведки. « Какое же задание- ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили: просто-задание.» Солженицын за переписку).
Учитель: Определите социальный состав людей, находящихся в лагере, и причины, по которым они там оказались.
Группа социологов подобрала цитаты для ответа на данный вопрос.
Задание для класса: проанализировать данные фрагменты текста и разработать свой вариант социологической карты: какие пункты возможны для составления социологического портрета заключённых.
Вариант таблицы:
Имя героя | Социальный статус | Причины ареста | Фрагмент текста |
( Обучающиеся приходят к выводу, что в лагере находятся и художники, и студенты, и киносценаристы, и баптисты, и крестьяне, и военные – представители всех социальных групп, которые были в СССР.)
Учитель: Зачем автор показывает читателям такое разнообразие человеческих судеб? Что объединяет этих героев?
( Фактически представлен социальный портрет страны, в лагере могут находиться люди разных социальных слоёв: от крестьян до военачальников – никто ни от чего не застрахован.Многие обвинения надуманы, люди оказывались в местах заключения за то, что не совершали).
Историки на основе документальных источников представляют информацию о системе ГУЛАГа,
Учитель:Задание для класса:прослушав информацию,составьте онлайнкарту, указав наиболее крупные концлагеря на территории Советского Союза. Определите размеры катастрофы.
Д.З: 1.Составить экскурсию по лагерю, в котором находился И.Д.Шухов
2. Подберите цитаты из произведений, песен, иллюстрирующих официальную и неофициальную жизнь советских людей, сделайте выводы.
3. Напишите эссе на тему « Сталинская эпоха глазами неочевидцев».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Трагедия 30-х годов в истории России и отражение ее в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Интегрированный урок литература- история...
Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
же спасёт человека в бесчеловечной жизни, каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
Урок литературы в 11 классе. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана...
План-конспект урока "А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича"
Урок-расследование с применением частично-поискового метода позволяет интересно изучить произведение А. И. Солженицына, размышляя над вопросом "Возможно ли остаться человеком в нечеловеческих усл...
Урок в 11 классе по литературе "Остаться человеком" (по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")
Урок в 11 классе по литературе"Остаться человеком"(по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")...
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Остаться человеком..." (по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича")
Презентация к уроку литературы в 11 классе по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" - "ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ..."...
- Мне нравится (1)