А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».
А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» |
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Введение в тему урока
-Посмотрите на доску (на доске портреты А. Блока и С. Есенина). Что вы можете сказать об этих поэтах?
- О чём же сегодня пойдёт речь?
- Работа по теме урока
- Биография А. Блока (читает подготовленный ученик)
- Выразительное чтение стихотворений «Летний вечер» и «О, как безумно за окном…»
«Летний вечер»
• Какое время года рисует поэт? (лето)
• Как вам кажется, какой месяц лета запечатлен в стихотворении? (Конец июля, август)
• Объясните свой выбор (рожь уже сжали)
• Перечислите приметы вечера (последние лучи заката, засыпающее поле, вечерняя тишина, диск луны, навстречу ночи)
• Одно из самых выразительных средств поэтической речи – эпитеты. Найдите в тексте цветовые эпитеты. Какие чувства будят в вас эти цвета? (Розовый, но больше красного. Вызывает чувство тревоги)
В каких строках чувство тревоги особенно заметно? (И замирает песня жницы среди вечерней тишины)
• Почему автор передает нам чувство тревоги? (день кончается, а вместе с ним уходит и лето. Впереди – осень)
• Прочтите внимательно последнюю строфу. Меняется ли настроение? (Да. Появляется ощущение радости, полета, свободы)
• Как называется такой прием? (Антитеза)
«О, как безумно за окном…»
- Чем отличается настроение в этих стихотворениях Блока? (В первом стихотворении главное чувство — умиротворение, когда после трудового дня можно «забыть заботы и печали» и умчаться «без цели на коне» в «луговые дали». Во втором стихотворении настроение более экспрессивное. Это уже не спокойный летний вечер, а ветреная, ненастная ночь, когда мир охватила «буря злая», которая «ревет, бушует»).
- Каковы мысли и чувства лирического «я» ? (Во втором стихотворении лирический герой лишен собеседника, одинок, а его думы занимают мысли о несчастных, которые в ненастную ночь «лишены крова». Поэтому чувство сожаления «гонит» его «прочь» из жилища, и он готов разделить «участь страдальцев»)
- - Какие способы помогают нарисовать «живую» картину природы в каждом стихотворении? Обратите внимание на лексику, передающую движение, цвет и звуки природы.
- Лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека XX века. Его герой утратил душевный покой, ясность; тревоги и бури реальной жизни только усиливают его тоску по гармонии.
3) Биография С. Есенина (подготовленный ученик)
4) Чтение и анализ стихотворений
- Есенин написал много стихов о природе, родине, которую безмерно любил. Русский пейзаж – одна из постоянных тем есенинской лирики.
«Мелколесье. Степь и дали», «Пороша»
- Какое время года рисует поэт в этих стихотворениях? В чем их общность и различие в описании природы и внутреннего мира человека? (В обоих стихотворениях Есенина с любовью описана зима, поэт видит ее глазами не постороннего гостя, а своего, родного, крестьянского жителя, поэтому детали в описаниях выдают человека, хорошо знающего жизнь деревни, приметы сельского пейзажа. Это и «разливные бубенцы» троек, и трогательная любовь к родным березкам, у которых 7 можно «поцеловать ножку». Однако в первом стихотворении важное место занимают рассуждения поэта о своей принадлежности к миру деревни, о том, что он, как крестьянский сын, не может не любить своего родного края, который дорог ему даже своей неприглядностью и чахлым пейзажем. Во втором стихотворении он скуп в своих открытых оценках и дает возможность самому читателю уловить его отношение к миру природы. Зимний лес он воспринимает заколдованным чарами волшебника-невидимки. Во втором стихотворении реальные картины зимнего пейзажа: «серые вороны расшумелись на лугу», на сосне «над самою макушкой долбит дятел на суку» — сосуществуют рядом с метафорическими образами, одушевляющими природу. Вокруг путника, едущего на коне, «дремлет лес под сказку сна», сосна «белою косынкой подвязалася» и, «как старушка, оперлася на клюку», снег «стелет шаль», а дорога «убегает лентой вдаль»).
- Какие зрительные и слуховые образы стихотворений являются в них ключевыми, помогают понять и почувствовать окружающий поэта мир? (В первом стихотворении нет детальной картины мира, она названа поэтом обобщенно — «чахленькая местность», а читатель воспринимает зрительно только «мелколесье», «степь и дали», «свет луны», «сани» и «березки». Во втором стихотворении мир природы дан по законам кинематографа — это мир сменяющихся образных картин, почти всегда данных крупным планом: «копыта на снегу», «серые вороны», сосна в «белой косынке», опершаяся «на клюку», «дятел», «конь». Только к концу стихотворения крупный план сменяется общим и глазам читателя предстает зимняя равнина, где «простору много» и вдаль убегает «бесконечная дорога»).
- Что общего в первых строках каждого стихотворения? Какие образы стихотворений поэт создает при помощи лексики и синтаксических конструкций? (Кажется, что первые строки каждого стихотворения построены по одной модели. Детали окружающего мира намечены мазками, выраженными короткими предложениями с точками. Однако, если вдуматься, в первом стихотворении назывные предложения рисуют статичные зрительные картины, а во втором — главными становятся динамика и звуки: лирический герой едет по лесной дороге и слышит звоны копыт по замерзшему снегу, голоса ворон, стук дятла. В первом стихотворении яркие образы создаются красочными эпитетами «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «мерзлые звоны», «чахленькая местность», а олицетворение только одно — «зарыдали бубенцы». А во втором стихотворении самые выразительные образы как раз создаются метафорами «сказка сна», «заколдован невидимкой», которые рисуют волшебную картину зимнего леса; олицетворениями «дремлет лес», сосна «подвязалася», «понагнулась», «оперлася» (сами формы глаголов близки народной, крестьянской речи) и сравнениями «словно белою косынкой», сосна, «как старушка», дорога «убегает лентой»).
- Подведение итогов. Рефлексия
- Д/з выучить стихотворение наизусть на выбор А. Блока «Летний вечер» или С. Есенина «Пороша», «Мелколесье. Степь и дали»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ стихотворения С.А.Есенина "Мелколесье. Степь и дали.".
Данная работа представляет собой образец для анализа лирического стихотворения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/20/picture-669855-1442713724.jpg)
урок литературы в 5 классе Анализ стихотворения А. Блока «Летний вечер»
Технологиская карта урока Анализ стихотворения А. Блока «Летний вечер»Задачи урока1.Выявить первоначальные впечатления через выразительное чтение стихотворений.2.Обучить приёмам анализа информаци...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/22/picture-142367-1450785188.jpg)
Сценарий литературного вечера, посвящённого 120-летию со дня смерти С.Есенина
Литературно-музыкальна композиция, посвящённая памяти Сергея Есенина для учащихся 8-11 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/18/picture-318379-1382086966.jpg)
Презентация к уроку литературы в 6 классе. ПоэтыXX века о Родной природе. А.А.Блок Летний вечер, "О, как безумно за окном..."
ПоэтыXX века о Родной природе. А.А.Блок Летний вечер, "О, как безумно за окном..." Презентация к уроку литературы в 6 классе. Анализ стихотворения А.А.Блока "Летний вечер", Самостоятельная работа над ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-735822-1452695052.jpg)
Сценарий литературного вечера, посвященный ___ – летию со дня рождения С. А. Есенина: «Я очень люблю мою Россию».
Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/10/picture-1353237-1633873611.png)
Литературно-музыкальный вечер "Есть песня у соловушки", посвящённый творчеству Сергея Есенина.
Сценарий школьного литературно-музыкального вечера "Есть песня у соловушки", посвящённый творчеству Сергея Есенина....