А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

А. Блок. С. Есенин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_77_literatura.odt36.62 КБ

Предварительный просмотр:

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». 

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за  окном...»

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Введение в тему урока

-Посмотрите на доску (на доске портреты А. Блока и С. Есенина). Что вы можете сказать об этих поэтах?

  • О чём же сегодня пойдёт речь?
  1. Работа по теме урока
  1. Биография А. Блока (читает подготовленный ученик)
  2. Выразительное чтение стихотворений «Летний вечер» и «О, как безумно за окном…»

«Летний вечер» 

• Какое время года рисует поэт? (лето)

• Как вам кажется, какой месяц лета запечатлен в стихотворении? (Конец июля, август)

• Объясните свой выбор (рожь уже сжали)

• Перечислите приметы вечера (последние лучи заката, засыпающее поле, вечерняя тишина, диск луны, навстречу ночи)

• Одно из самых выразительных средств поэтической речи – эпитеты. Найдите в тексте цветовые эпитеты. Какие чувства будят в вас эти цвета? (Розовый, но больше красного. Вызывает чувство тревоги)

 В каких строках чувство тревоги особенно заметно? (И замирает песня жницы среди вечерней тишины)

• Почему автор передает нам чувство тревоги? (день кончается, а вместе с ним уходит и лето. Впереди – осень)

• Прочтите внимательно последнюю строфу. Меняется ли настроение? (Да. Появляется ощущение радости, полета, свободы)

• Как называется такой прием? (Антитеза)

«О, как безумно за окном…»

  • Чем отличается настроение в этих стихотворениях Блока? (В первом стихотворении главное чувство — умиротворение, когда после трудового дня можно «забыть заботы и печали» и умчаться «без цели на коне» в «луговые дали». Во втором стихотворении настроение более экспрессивное. Это уже не спокойный летний вечер, а ветреная, ненастная ночь, когда мир охватила «буря злая», которая «ревет, бушует»).
  • Каковы мысли и чувства лирического «я» ? (Во втором стихотворении лирический герой лишен собеседника, одинок, а его думы занимают мысли о несчастных, которые в ненастную ночь «лишены крова». Поэтому чувство сожаления «гонит» его «прочь» из жилища, и он готов разделить «участь страдальцев»)
  • - Какие способы помогают нарисовать «живую» картину природы в каждом стихотворении? Обратите внимание на лексику, передающую движение, цвет и звуки природы.
  • Лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека XX века. Его герой утратил душевный покой, ясность; тревоги и бури реальной жизни только усиливают его тоску по гармонии.

3) Биография С. Есенина (подготовленный ученик)

4) Чтение и анализ стихотворений

  • Есенин написал много стихов о природе, родине, которую безмерно любил. Русский пейзаж – одна из постоянных тем есенинской лирики.

«Мелколесье. Степь и дали», «Пороша»

  • Какое время года рисует поэт в этих стихотворениях? В чем их общность и различие в описании природы и внутреннего мира человека? (В обоих стихотворениях Есенина с любовью описана зима, поэт видит ее глазами не постороннего гостя, а своего, родного, крестьянского жителя, поэтому детали в описаниях выдают человека, хорошо знающего жизнь деревни, приметы сельского пейзажа. Это и «разливные бубенцы» троек, и трогательная любовь к родным березкам, у которых 7 можно «поцеловать ножку». Однако в первом стихотворении важное место занимают рассуждения поэта о своей принадлежности к миру деревни, о том, что он, как крестьянский сын, не может не любить своего родного края, который дорог ему даже своей неприглядностью и чахлым пейзажем. Во втором стихотворении он скуп в своих открытых оценках и дает возможность самому читателю уловить его отношение к миру природы. Зимний лес он воспринимает заколдованным чарами волшебника-невидимки. Во втором стихотворении реальные картины зимнего пейзажа: «серые вороны расшумелись на лугу», на сосне «над самою макушкой долбит дятел на суку» — сосуществуют рядом с метафорическими образами, одушевляющими природу. Вокруг путника, едущего на коне, «дремлет лес под сказку сна», сосна «белою косынкой подвязалася» и, «как старушка, оперлася на клюку», снег «стелет шаль», а дорога «убегает лентой вдаль»).
  • Какие зрительные и слуховые образы стихотворений являются в них ключевыми, помогают понять и почувствовать окружающий поэта мир? (В первом стихотворении нет детальной картины мира, она названа поэтом обобщенно — «чахленькая местность», а читатель воспринимает зрительно только «мелколесье», «степь и дали», «свет луны», «сани» и «березки». Во втором стихотворении мир природы дан по законам кинематографа — это мир сменяющихся образных картин, почти всегда данных крупным планом: «копыта на снегу», «серые вороны», сосна в «белой косынке», опершаяся «на клюку», «дятел», «конь». Только к концу стихотворения крупный план сменяется общим и глазам читателя предстает зимняя равнина, где «простору много» и вдаль убегает «бесконечная дорога»).
  • Что общего в первых строках каждого стихотворения? Какие образы стихотворений поэт создает при помощи лексики и синтаксических конструкций? (Кажется, что первые строки каждого стихотворения построены по одной модели. Детали окружающего мира намечены мазками, выраженными короткими предложениями с точками. Однако, если вдуматься, в первом стихотворении назывные предложения рисуют статичные зрительные картины, а во втором — главными становятся динамика и звуки: лирический герой едет по лесной дороге и слышит звоны копыт по замерзшему снегу, голоса ворон, стук дятла. В первом стихотворении яркие образы создаются красочными эпитетами «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «мерзлые звоны», «чахленькая местность», а олицетворение только одно — «зарыдали бубенцы». А во втором стихотворении самые выразительные образы как раз создаются метафорами «сказка сна», «заколдован невидимкой», которые рисуют волшебную картину зимнего леса; олицетворениями «дремлет лес», сосна «подвязалася», «понагнулась», «оперлася» (сами формы глаголов близки народной, крестьянской речи) и сравнениями «словно белою косынкой», сосна, «как старушка», дорога «убегает лентой»).
  1. Подведение итогов. Рефлексия
  2. Д/з выучить стихотворение  наизусть на выбор А. Блока «Летний вечер» или С. Есенина «Пороша»,  «Мелколесье. Степь и дали»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения С.А.Есенина "Мелколесье. Степь и дали.".

Данная работа представляет собой образец для анализа лирического стихотворения....

Анализ стихотворения А.А. Блока «Летний вечер»

Анализ стихотворения А.А. Блока «Летний вечер»...

урок литературы в 5 классе Анализ стихотворения А. Блока «Летний вечер»

Технологиская карта урока Анализ стихотворения А. Блока «Летний вечер»Задачи урока1.Выявить первоначальные впечатления через выразительное чтение стихотворений.2.Обучить приёмам анализа информаци...

Сценарий литературного вечера, посвящённого 120-летию со дня смерти С.Есенина

Литературно-музыкальна композиция, посвящённая памяти Сергея Есенина для учащихся 8-11 классов....

Презентация к уроку литературы в 6 классе. ПоэтыXX века о Родной природе. А.А.Блок Летний вечер, "О, как безумно за окном..."

ПоэтыXX века о Родной природе. А.А.Блок Летний вечер, "О, как безумно за окном..." Презентация к уроку литературы в 6 классе. Анализ стихотворения А.А.Блока "Летний вечер", Самостоятельная работа над ...

Сценарий литературного вечера, посвященный ___ – летию со дня рождения С. А. Есенина: «Я очень люблю мою Россию».

Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...

Литературно-музыкальный вечер "Есть песня у соловушки", посвящённый творчеству Сергея Есенина.

Сценарий школьного литературно-музыкального вечера "Есть песня у соловушки", посвящённый творчеству Сергея Есенина....