Литературный брейн-ринг по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
методическая разработка по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Литературный брейн-ринг по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цели: определение уровня знаний по творчеству М.А.Булгакова, по роману «Мастер и Маргарита»;
Развитие интереса к творчеству писателя; совершенствование коммуникативных навыков; воспитание доброго духа соперничества, чувства коллективизма, ответственности, этики.
Оформление: портрет писателя, фотографии; выставка книг М.Булгакова и о М.Булгакове; иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита»; компьютерная презентация; 2 стола для команд, накрытые скатертями разных цветов, на столах – светильники для подачи сигнала о готовности, чистые листы бумаги, ручки; настенные часы; стол для жюри, стол для отдыхающей команды.
Условия игры: командам задается 1 вопрос, на который игроки должны ответить через 1 минуту. Право на ответ получает та команда, подавшая первой сигнал о готовности – включает светильник. Если же ответ неверный, вторая команда имеет возможность ответить. Если же и эта команда не смогла ответить, вопрос снимается. За каждый верный ответ – 1 очко. Игра продолжается до 5 очков. Проигравшая команда уступает место следующей команде.
Внимание! Нельзя допускать фальстарт. Фальстарт – это подача светового сигнала до моей команды: «Время!». Команда, допустившая фальстарт, теряет право на ответ.
Вступительное слово учителя: мы с вами прочитали одну из интереснейших книг мировой литературы – роман «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.
Сейчас я вам предлагаю вновь вернуться на страницы книги и вместе совершить небольшое путешествие по избранным главам романа, чтобы еще раз насладиться мастерством писателя, погрузиться в художественный мир, придуманный мастером, и проверить себя, насколько были внимательны, наблюдательны, зорки и чутки к Булгаковскому слову.
Приглашаю вас принять участие в литературном брейн-ринге, в который включены вопросы и задания, связанные непосредственно со знанием текста и умением ориентироваться в тексте произведения.
- Итак, у нас сегодня 3 команды. Команды, представьтесь, пожалуйста.
1 команда – «Ершалаимский мир»
2 команда – «Московский мир»
3 команда – «Нечистая сила»
- Теперь разрешите представить наше жюри, которое будет засчитывать правильные ответы и следить за временем: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уважаемые игроки, чтобы определить, какие команды будут играть в I туре, вы должны ответить на вопросы разминки.
Разминка.
- В каком году и в каком городе родился М.А.Булгаков? Время! (В 1891г., в г.Киев).
- Какое образование получил писатель? Время! (Киевкий университет, мед.факультет, специальность врача).
- Какой «капитал» смогла дать своим детям Варвара Михайловна – мать писателя? (Образование).
- Какие пьесы были поставлены в МХАТе в 20-е годы? ( «Дни Турбиных», «Бег»).
- Как назывался роман «Мастер и Маргарита» в I редакции? («Великий канцлер»)
- Какова основная тема «Мастера и Маргариты»? ( Тема совести. Совесть – возможность внутреннего очищения и искупления вины).
- Кто сал прообразом главной героини романа «Мастер и Маргарита»? ( Елена Сергеевна Булгакова, жена писателя).
- Кто является автором эпиграфа к роману: «Так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»? (И.Гете).
- Какое здание в Москве названо Воландом самым красивым и величественным? ( Дом Пашкова. Румянцевская библиотека).
- Набравшие наибольшее количество баллов команды получают право на игру в I туре. Пожалуйста, займите места за игровыми столами.
I тур
- Имя и отчество поэта Бездомного? (Иван Николаевич)
- Какими языками владел Иешуа Га-Ноцри? (арамейский, греческий,латинский).
- Сколько человек насчитывала Московская организация МАССОЛИТа? (3111)
- Первые слова, сказанные Маргаритой Мастеру? (Нравятся ли вам мои цветы?)
- Разместите по больничным палатам пациентов Стравинского. №118 Мастер
№119 Жорж Бенгальский
№120 Н.И.Босой
- «И опять померещилась ему чаша с темной жидкостью. «Яду мне мне! Яду!» О ком идет речь? (Понтий Пилат, 5 прокуратор)
- Что Га-Ноцри считал одним из самых главных человеческих пороков? (Трусость)
- Какие желания Маргариты исполнил Воланд после бала? (1)перестать подавать Фриде платок; 2)вернуть ей Мастера)
- Что больше всего ненавидел прокуратор? (Запах розового масла)
II тур
- По какому адресу был прописан Степа Лиходеев? (ул. Садовая, дом 302-Бис, 50)
- Как соотносится булгаковский Иешуа с евангельским Иисусом Христом? (Иисус – сын Божий 33 лет, у него 12 апостолов, окружен ореолом славы. Иешуа – 27 лет, мать – женщина сомнительного поведения, отец – сириец; родителей не помнит, нищий бродячий философ, 1 ученик – Левий Матвей, о нем никто не знает.
Иешуа – человек, проповедующий Любовь, а Иисус – Мессия, утверждающий Истину)
- Кличка собаки, принимавшей участие в следствии по делу Варьете? (Тузбубен)
- Чем была озабочена похоронная процессия, шествовавшая за гробом с телом Берлиоза? (Куда исчезла голова?)
- Портсигар Воланда «сверкнул синим и белым огнем бриллиантового треугольника». Что означает этот треугольник? (Треугольник – святая Троица. Вершина треугольника вверх – символ бога, вершиной вниз – поверженный ангел)
- Кот угощает Маргариту: «Помилуйте, королева, разве я позволил бы себе налить даме водки?Это…» Что же это? (Это чистый спирт)
- Как наказан Понтий Пилат? (страшными муками совести. «12000 лун за 1 луну когда-то», много бессоных ночей терзается Пилат тем, что «он чего-то недоговорил тогда, давно 14 числа весеннего месяца нисана», что он не пошел «на все, чтобы спасти от казни ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача»)
- Чем заканчивается в романе борьба Добра и Зла, Света и Тьмы? (Нет ни побед, ни победителей)
- «Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Первый - с золотой искрой на дне, левый - пустой и черный; лицо было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу. Кожу на лице будто навеки сжег загар». Чье это описание? (Воланда)
III тур
- В каком случае, по мнению Арчибальда Арчибальдовича, человек может следовать по Москве в нижнем белье? (Если он идет в сопровождении милиционера и только в отделение милиции)
- Какая фраза, мысленно произнесенная Маргаритой в Александровском саду, решила ее дальнейшую судьбу? (Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет)
- «Рукописи не горят», но листки могут рассыпаться. В данном случае рассыпалась фраза. Восстановите ее. (Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский - писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение)
- По мнению Азазелло, что должно быть девизом всякого буфетчика? (Свежесть, свежесть и свежесть. Свежесть бывает одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая)
- Что проповедует Иешуа Га-Ноцри? (Мир держится не на зле, а на добре; не на слепой вере, а на истине; не на власти, а на свободе)
- Откуда появлялись гости на бал к Сатане? (Из пасти камина)
- Какова функция Воланда в романе? (Обнажение, а не увеличение зла, восстановление справедливости)
- Почему испугался Римский во время разговора с Варенухой? (Варенуха не отбрасывал тень)
- Каким испытаниям подвергаются московские обыватели? И кем выдуманы эти искушения? (Деньгами, вещами. Самими людьми.)
Слово учителя:
- Пока жюри подводит итоги конкурса, для болельщиков я задам вопросы на личное первенство.
1. Сколько языков, кроме родного, знал Мастер? (Английский, французский, немецкий, латинский, греческий + читал по-итальянски)
2. По какой цене продавались мандарины в Торгсине? (По 30 копеек)
3. Что сгорело по воле Воланда в Москве во время пожара? (Дом Мастера, дом Грибоедова, кв.50 в доме 302-Бис)
4. Каковы последствия визита Бегемота к председателю зрелищной комиссии Прохору Петровичу? (от Прохора Петровича остался один костюм, который продолжал руководить)
5. Как вызвал Козлоногий для Маргариты автомобиль? (Он сложил из двух сучков подозрительный телефон и позвонил)
6. Как назывался бал, который ежегодно давал Мессир? (Весенний бал полнолуния)
7. «Пенсне треснуло, весь в рванине, он же клетчатый». Кто это?(Коровьев)
8. Почему, несмотря на сочувствие, Пилат приговаривает Иешуа к казни? (Боится потерять место прокуратора)
9. Самая модная обувь на Кузнецком? (Лаковые ботинки)
Подведение итогов. Награждение.
Заключительное слово учителя.
- Итак, мы с вами вновь совершили путешествие по страницам полюбившегося романа, проверили себя, насколько мы были наблюдательны и внимательны к Слову. Спасибо вам за ваше активное участие, спасибо жюри за работу! До новых встреч на литературном ринге!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гордая женщина. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Тип урока: комбинированный. Форма урока: сообщения учащихся, ан
Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего ром...
Литературный брейн-ринг по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Развитие интереса к творчеству писателя; совершенствование коммуникативных навыков; воспитание доброго духа соперничества, чувства коллективизма, ответственности, этики....
«Свидание с мастером» (Литературная игра по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Литературная игра, в которую включены вопросы и задания, связанные непосредственно со знанием и умением ориентироваться в тексте романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Проблема литературных традиций: повести древней русской литературы и роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Современное литературоведение проявляет интерес к проблеме диалога культур, к вопросам рецептивной эстетики и поэтики. В этом отношении творчество М.А.Булгакова репрезентативно, так как отличительная ...
Сценарий литературного бала по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Сценарий литературного бала по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....
конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"
конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" . План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...