Методическая разработка урока литературы по произведению А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
В ходе урока учащииеся будут формировать высоконравственные качества личности.
Смогут раскрыть важнейшие проблемы повести, формировать умение давать оценку поступкам героев повести, совершенствовать навык выразительного чтения отрывков из повести
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_malenkiy_prints.doc | 450 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование высоконравственных качеств личности.
Задачи:
- раскрыть важнейшие проблемы повести;
- формировать умение давать оценку поступкам героев повести;
- способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения отрывков из повести;
- развивать у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе.
Оборудование:
- Книга «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери
- Портреты автора и его героя.
- Рисунки А. де Сент-Экзюпери
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
– Добрый день!
Сегодня нас вновь ждет удивительная встреча. Мы познакомимся со сказкой, которая переведена на 118 языков и по праву считается одной из самых читаемых книг на свете после Библии. Это «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери – сказка для взрослых, которые не забыли своего детства, и для детей, которым неминуемо предстоит войти в мир взрослых.
Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Часто слово «философия» используют как синоним к слову «мудрость». Действительно, в сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей о дружбе, ответственности, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей.
Чтение стихотворения (Найденко Анна):
Нарисуй мне барашка
Лёгким взмахом руки,
В светло-серых кудряшках
Пусть играют лучи.
Пусть живёт не в коробке -
На зелёном лугу,
И чтоб домиком бровки!
Я его полюблю.
Буду с нашим барашком
Я рассветы встречать,
И медовую кашку
Помогать собирать.
Буду петь ему тихо,
Если вдруг он уснёт,
Милый, что тебе стоит?
Нарисуй, пусть живёт!!!
- Кто обратился с такой просьбой к лётчику, который совершил вынужденную посадку в Сахаре?
- Вам понравилась книга? Чем?
Но актуальны ли в нашем XXI веке заповеди Маленького принца? Нужны ли они нам с вами?
Я приглашаю вас к размышлению над важными философскими вопросами о человеческой жизни.
Тема нашего сегодняшнего урока «Заповеди Маленького принца»
Запись даты и темы в тетрадь.
– Что же такое заповедь? Запишем определение в тетради:
Заповедь – 1.(религ.) религиозно-моральное предписание, завет; 2.(перен.) правило или постулат, которому рекомендуется следовать.
Я призываю вас наполнить себя новыми знаниями, чтобы дать оценку поступкам героев повести, чтобы найти что-то очень важное для себя, человека иного тысячелетия. Мы будем наблюдать за теми выводами, открытиями, которые сделал для себя Маленький принц. Может быть, они пригодятся и нам.
– Как вы думаете, кому адресовал автор свою сказку?
(Всем, кто способен увидеть в шляпе удава, кто сеётся над цифрами, у кого есть воображение и кто умеет мечтать)
– Как вы думаете, почему сказку «Маленький принц» называют детской книгой для взрослых? (Дети увидят в ней сказку, а взрослые вспомнят свое детство и научатся лучше понимать детей).
Действительно, сказка построена на сопоставлении двух миров – мира взрослых и мира детей. Экзюпери скажет о себе: «Кажется, я никогда уже не был счастлив, после детства».
Для всех, «кто способен увидеть в шляпе удава, кто смеётся над цифрами, у кого есть воображение и кто умеет мечтать»… именно для всех этих людей автор поднимает в сказке три самые важные в жизни каждого человека проблемы: смысла жизни, любви и смерти.
– А как в сказке отражается проблема смысла жизни? Кто ищет этот смысл?
(М.пр. ищет смысл жизни и соединяет все планеты)
-- «Как я понял, он решил странствовать с перелётными птицами» Почему именно это слово употребляет автор в своём произведении? Почему не путешествует?
Владимир Даль «Толковый словарь русского языка»
Странники – скитальцы;
Странствовать - странничать- ходить и ездить по чужим землям, путничать, путешествовать;
Странничать – чудить, чудачить, отличаться от людей странностями;
Таким образом, у этого слова есть два значения: путешествовать в другие страны и постигать необыкновенное, странное.
Перед тем, как отправиться в путешествие, я хотела бы с вами поговорить и о самом страннике.
– Подберите эпитеты для характеристики Маленького принца. Какой он?
– Чем занят Маленький принц на своей планете?
– Что олицетворяют бабобабы? (зло)
– А как ты приводишь в порядок свою планету?
– Какой урок можно извлечь из жизни М. пр. на своей планете?
Первая заповедь: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»
(Запишите вывод в тетрадь)
– Кто ещё живёт на планете Маленького принца? Какая она?
– Как ведёт себя Роза? Как складываются взаимоотношения с М. пр.?
( с образом розы в сказку входит тема любви)
– Почему Маленький принц отправляется путешествовать?
(поссорились, не понимают, как друг к другу относиться, М.пр. ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь. Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от неё.)
Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннеса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев – «мамихпапинатапа». Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, что хотят оба, но не делают этого в надежде, что это сделает другой».
Любить – это значит прощать,
Прощать – это значит понять.
Понять – это значит знать,
Знать – это приблизиться к порогу мудрости.
Н.К.Рерих
Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносит, не бесчинствует, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, всему надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает …
Евангелие от Павла
Вторая заповедь: « Надо судить не по словам, а по делам»
(Запишите вывод в тетрадь)
2. Путешествие Маленького принца
Приём путешествия, во-первых, помогает автору показать разные характеры людей. Во-вторых, независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, отправившемся в странствие с целью познания мира и поиска друзей
--Давайте вспомним, какие планета посетил М.пр.
Работа по группам: (ребята готовят сообщение по каждой планете, пользуясь опорными листами (смотри приложение), в это время звучит песня «Маленький принц»)
Вопросы для анализа
1.Чем занимается житель планеты?
2. Отношение Маленького принца к обитателю планеты.
3. Подберите эпитеты для характеристики.
4. Подберите цитату из текста.
5. Сформулируйте заповедь.
4. Выступления групп, обсуждение
– Выступление І группы – планета короля
– Расскажите о короле.
(В каждом посетителе видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король этот представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел его мечтаний)
– Подберите эпитеты для характеристики Короля. Какой он?
– Какую должность предлагает Король Маленькому принцу? (министр юстиции)
– Кого надо судить, если на планете живёт только король?
– Что трудно сделать по отношению к самому себе?
«Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»
-- За что ты судишь сам себя?
Третий урок: «Самое трудное – судить себя. Это куда труднее, чем судить других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»
(запишите вывод в тетрадь)
– Выступление ІІ группы – планета честолюбца
(Просмотр сценки честолюбец и Маленький принц)
– Что такое честолюбие? (Жажда известности, стремление к почётному положению, славе)
– Расскажите о честолюбце.
(Равнодушный к окружающим, крайний эгоизм выливаются у обитателя планеты в самовосхищение и самолюбование. Тщеславие пустого человека не знает границ, и потому он в своём ослеплении каждого проходящего готов принять за почитателя, и это кажется ребёнку просто глупым и смешным)
– Подберите эпитеты.
– Это положительное качество или отрицательное? (И положительное и отрицательное, всё хорошо в разумных пределах)
– Какой урок вынес Маленький принц из посещения планеты честолюбца?
Четвёртый урок: Честолюбие хорошо в разумных пределах.
(запишите вывод в тетрадь)
– Выступление ІІІ группы – планета пьяницы
(Индивидуальная работа учащихся. Создать коллаж и рассказать о планете пьяницы)
– Какое впечатление производит пьяница на Маленького принца?
(Житель третьей планеты поверг Маленького принца в уныние. Ему жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырвать из порочного круга болезненного пристрастия)
– Подберите эпитеты для характеристики пьяницы. Каков он?
– Что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?
Пятый урок: найди в себе силы изменить себя.
(запишите вывод в тетрадь)
– Выступление ІV группы – планета «делового человека»
– Каков «деловой человек»?
(Он занят бессмысленным подсчётом звёзд. Он пытается превратить необозримую красоту вселенной в собственность, упрятав её в свой личный сейф)
– Какой урок вынес Маленький принц?
Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.
(запишите вывод в тетрадь)
«Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».
– Выступление V группы – планета фонарщика
(Стихотворение наизусть читает Алесандра Аксёнова)
Море мое пустынно,
на море тишь да гладь...
Может быть, это стыдно –
так безнадежно ждать?
Напрасный огонь лучится,
виден издалека...
Я не могу отлучиться
с забытого маяка.
Я не могу отлучиться
ни на единый час
вдруг что-нибудь случится с тобой...
А огонь погас!
Вероника Тушнова
– Какие чувства вызывает у Маленького принца фонарщик?
(Он восхищён, потому что «по-настоящему полезно, потому что красиво», мечтает подружиться с фонарщиком, он думает не только о себе, верен слову, не покладая рук трудиться для людей)
– Счастливый человек фонарщик, по мнению Маленького принца?
-- А ты верен своему слову?
Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека
(запишите вывод в тетрадь)
Очень часто произведения одного автора разговаривают друг с другом. В своём произведении «Письмо заложнику» Антуан де Сент-Экзюпери пишет: «Так для мореплавателя суша воплощена всего лишь в свете нескольких маяков. По маяку не измеришь расстояния. Просто свет стоит перед глазами. И в этой путеводной звезде – все чудеса далёкой суши.»
– Выступление VІ группы – планета географа
– Какой след в душе Маленького принца оставила встреча с географом?
(Сначала он тоже кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нём, потому что тот «никогда не выходит из кабинета» и обо всём знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя слишком важным лицом и ему некогда разгуливать. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её)
– Разве это настоящий учёный? (он погружается в свой мир подсчёта рек, морей, гор, заменяя его реальным миром. Он ждёт путешественников, чтобы их расспросить о морях и реках.)
-- Вы любите путешествовать?
Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета
(Запишите вывод в тетрадь)
5. Вывод по планетам
-- Для чего автор так подробно рассказывает нам об обитателях всех этих планет?
Обитателей таких планет на Земле великое множество: «Земля – планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (…), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых»
(Чтобы убедить читателя в возможности найти подлинный смысл жизни, Экзюпери демонстрирует ложные смыслы. Обитатели планет представляют вереницу человеческих страстей-пороков, которые ведут их только в тупик. Они зациклены на себе, и это не даёт им возможности выйти за пределы себя.
«Письмо заложнику»
«Если путник, взбираясь в гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует сбиться с пути. Если он просто переставляет ноги, лишь бы не застыть на месте, он никогда не придёт. Прислужница в храме, чересчур озабоченная сбором платы за стулья, рискует позабыть, что она служит Богу»
– Давайте поговорим о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды?
(Чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою звезду)
– Чтение отрывка из XXVІ главы
«У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!
И он сам засмеялся»
− Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)
Девятый урок: «... У каждого человека - свои звезды»
(записываем в тетрадь)
«У каждого человека свои звезды». Чтобы понять это высказывание, давайте познакомимся со сказкой Г.Цыферова «Что такое звезды».
– А что такое звезды? – спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
– Большие слоны говорят: «Звезды – это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.
Большие медведи думают: «Звезды – это снежинки, что забыли упасть» Но и им ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь.
После большого дождя растут большие цветы. А еще мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки.
– Да, – сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду. Звезды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
-- Как вы думаете, почему все герои давали свои объяснения происхождению звезд? (Потому, что это им понятнее и ближе. И они все правы.)
Несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, «все люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же…» – к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными другим людям, а это и есть жизнь.
6. Обобщающая беседа
– Что понял Маленький принц во время путешествия? Какие слова показались и вам самыми важными?(зачитать афоризмы из тетради)
- «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»;
- «Среди людей тоже одиноко»;
- «Узнать можно только те вещи, которые приручишь»;
- «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»;
- «Там хорошо, где нас нет»;
- «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»;
- «У каждого человека свои звезды»;
- «Надо судить не по словам, а по делам»;
- «Единственная настоящая роскошь на Земле – роскошь человеческого общения»;
- «Самое трудное – судить себя. Это куда труднее, чем судить других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
Составьте и запишите в тетради «Свод заповедей Маленького принца»
- необходимо трудиться каждый день,
- поддерживать порядок на своей планете,
- нельзя жить без любви и дружбы,
- надо ценить и уважать человека,
- никогда нельзя забывать близких тебе людей,
- людям нужна красота и доброта,
- нужно быть терпеливым,
- уметь преодолевать грусть и уныние,
- учит судить не по словам, а по делам,
- приносить людям пользу,
- делать добро,
- быть верным слову,
- прощать слабости окружающим людям, быть к ним снисходительными.
– Актуальны ли в нашем XXI веке заповеди Маленького принца? Нужны ли они нам с вами?
– Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт.
– Из ваших примеров видно, что Заповеди Маленького принца не реализуются людьми на планете Земля в полном объеме. Так что, будем жить, как живем ИЛИ…?
– Что же оказывается по-настоящему ценным на Земле?
Оказывается, по-настоящему ценным является желанный глоток воды, одна-единственная роза… Надо только научиться отвечать за жизнь на земле, любить и доверять своему сердцу. «Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым».
Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, вы не забудете заветов Мудрого Лиса и заповедей Маленького принца.
Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку может грозить одиночество даже среди толпы, что не имеющий корней – обречён на гибель.
6. Заключительное слово учителя.
Вот и пришло время расстаться со сказкой А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Над нею и улыбнешься и взгрустнешь, а главное – непременно задумаешься. Сказка эта мудрая и человечная. Сент-Экзюпери говорит в ней о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете – Земля. А Маленький принц будит нашу душу, взывает к совести, надеется на наше завтрашнее выздоровление.
7. Подведем итоги (рефлексия)
- Чем запомнился вам сегодняшний урок?
- Что было важно в сегодняшней встрече?
- О чем пришлось задуматься? Что было трудно?
8. Дифференцированное домашнее задание.
- Чему научила меня сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»?
- Написать сочинение-эссе, взяв в качестве темы одно из мудрых изречений Антуана де Сент-Экзюпери.
- Самостоятельно сделать «Уроки Маленького принца» на Земле.
Звучит песня «Маленький принц» (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)
Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Методическая разработка урока литературы в 11 классе. Сатирические произведения М.Зощенко. Анализ рассказа "Аристократка"
Первый из двух уроков, посвященных сатирическим рассказам М. Зощенко. На этом уроке учащиеся знакомятся с рассказом «Аристократка» и анализируют его; на втором уроке после домашнего знакомства с други...
Методическая разработка урока литературы Тема: Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне.«Нам общая слава России солдатской наградой была…» (По произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воробьева, Б.Л. Васильева, В.В. Быкова).
Методическая разработка урока литературы «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. «Нам общая слава России солдатской наградой была…» (по произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воро...
Методическая разработка урока литературы для 6 класса "Н.Заболоцкий "Журавли". Особенности лирического произведения".
В своей работе руководствуюсь филологическим принципом сближения преподавания языка и литературы. В связи с этим ведущую роль на уроках играет такой прием, как наблюдение над языком, позволяющий выяви...
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме "Илья Ильич Обломов ... Кто он?" по произведению И. А. Гончарова "Обломов"
Данный урок построин в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникационной технологии.На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание ...