Рабочая программа по литературе, 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Виноградова Надежда Михайловна

Рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Разработана на основе требований ФГОС по литературе (базовый уровень), программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования РФ; авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_lit-ra_6_kl.docx64.16 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»                                                                                                        

Директор школы                                                                                        

_______Н.А. Киреева                                                                        

 «___»  ______2016г.                                                                      

Рабочая программа

по литературе

для 6  класса

учителя  Виноградовой Надежды Михайловны

(ФИО учителя – составителя рабочей программы)

2016-17 учебный год

Аннотация к рабочей программе

Название программы

Рабочая программа по литературе

Класс

6

Рабочая программа разработана на основе:

требований федерального государственного образовательного стандарта по литературе (базовый уровень);

программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев М.: «Русское слово», 2013);

Срок реализации

1 год

Количество часов (в год/в неделю)

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения   всего на изучение   курса литературы в 6 классе отводится 105 часов (3 часа в неделю)

Составитель

Виноградова Надежда Михайловна

Цель и задачи

Цель: формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».

Задачи программы:

•        развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;

•        развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

•        формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

•        способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

•        способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

•        научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

•        повысить индивидуальную активность;

•        повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;

•        расширить кругозор школьников.

Программу обеспечивают (УМК)

1.Программа курса «Литература».  5 – 9 классы общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин.  – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС . Инновационная школа)  

2.Учебник «Литература. 6 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2013.

3.Планирование и материалы к курсу «Литература 6 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское слово», 2013.

4.Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература . 6 класс»/ авт.-сост. Ф.Е.Соловьева. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС . Инновационная школа)  

6.Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 6 класс: В 2 ч. - М.:: ООО «Русское слово - учебник», 2013.

8.Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие/Ф.Е.Соловьёва/ под ред. Г.С. Меркина. – 2 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Предметные результаты:

1)в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Метапредметные результаты:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Личностные результаты:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Содержание учебного курса литературы в 6 классе

Введение (1 час)

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из греческой мифологии (3 часа)

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.

Из устного народного творчества (8 часов)

Предания, легенды, сказки.

«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные персонажи в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

Краеведение: сказки о богатырях в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности.

Из древнерусской литературы (4 часа)

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.).

Теория литературы: сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра.

Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.

Из русской литературы XVIII века (2 часа)

М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

Из русской литературы ХIХ века (50 часов)

В.А. ЖУКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: портрет В.А. Жуковского, репродукция картины К.Брюллова «Гадающая Светлана».

А.С. ПУШКИН

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.

Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова; репродукция картины И. Шишкина «На севере диком…»; работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.

Н.В. ГОГОЛЬ

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».

И.С. ТУРГЕНЕВ

«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

Н.А. НЕКРАСОВ

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза, стихотворение в прозе.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

Связь с другими искусствами: репродукции картин Ф. Славянского «Семейная картина. (На балконе.)» и К. Маковского «Дети, бегущий от грозы».

В.Г. КОРОЛЕНКО

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».

А.П. ЧЕХОВ

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей.  Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.

Из русской литературы XX века (16 часов)

И.А. БУНИН

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Теория литературы: рождественский рассказ.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.

С.А. ЕСЕНИН

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;

Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов (по выбору).

М.М. ПРИШВИН

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

Из поэзии о Великой Отечественной войне (9 часов)

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру; репродукции картин С. Герасимова «Мать партизана» и П. Кривоногова «Победа».

Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.

Из зарубежной литературы (12 часов)

М. ТВЕН.

Краткие сведения о писателе. «Приключения Гекльберри Финна»

О. ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о  детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья. 

Теория литературы: новелла, юмор, ирония.

Развитие речи: рассказ от другого лица.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»

А.С. Пушкин. «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…»

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…»

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).

Итого: 105 часов

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

 Виды деятельности учащихся

I

Введение

1

1

Книга и ее роль в жизни человека. Литература и другие виды искусства.

1

Уметь выразительно читать, устно высказываться, Развивать  умение  работать с учебником литературы;

выделять главное в абзаце, осуществлять дедуктивное обобщение, давать обобщение понятия.

II

Из мифологии

3

2

Мифы о героях. «Пять веков». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме.

1

Выявление художественной идеи мифа, развитие навыков составления тезисного плана учебника

3

«Прометей»

1

Вспомнить известные древнегреческие мифы; Уметь передавать их содержание;

Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии

4

«Яблоки Гесперид»

1

Выявление значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развитие навыка ассоциативного мышления, составление цитатного плана

III

Из устного народного творчества

8

5

Из славянской мифологии. Предания и легенды.

1

Уметь выявлять главные свойства жанра легенды, самостоятельно проводить исследовательскую работу  с терминами и материалом учебника.

6

«Солдат и смерть». Мифологические персонажи. Художественные особенности предания 

1

Выразительно читать, анализировать изучаемые произведения, высказывать собственное мнение о героях произведения. Определять художественную идею легенды, исследовать  тексты, выявлять художественные черты и условности волшебной сказки. Выполнять художественный пересказ, делать сообщения, заполнять  таблицы. Участвовать в беседе.

7

Вн. ч. Предания о граде Китеже

1

8

Нартский эпос. «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Сюжет. Герой.

1

Выявление жанровых особенностей предания, сравнение сюжета  предания и мифа об Одиссее

9

Сказка и её художественные особенности. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

1

Повторить  фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции; знакомство учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной);

выявить художественные черты и условности волшебной сказки

10

В художественном мире русской народной сказки. Народные представления о добре и зле, краткость, образность, афористичность сказки.

1

Самостоятельная исследовательская работа с текстом и иллюстрациями, участие в беседе.

11

Вн. чт. «Два Ивана - солдатских сына», «Каша из топора».

1

Самостоятельная исследовательская работа с текстом, участие в беседе.

12

Р. р. «Сочини сказку».

1

Сочинить сказки

IV

Из древнерусской литературы

4

13

Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах»

1

Выполнить различные виды пересказа, составить простой план статьи учебника. Работа со справочным материалом, анализ эпизодов произведения, выполнить сопоставительный анализ, сообщения, участие в беседе, выразительное чтение.  Работа с терминами и иллюстрациями. Продолжить  текст по данному началу.

14

«Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в древнерусской литературе истории и народных представлений о событиях и людях

1

Работа со справочным материалом, анализ эпизодов произведения, выполнение сопоставительного анализа,  самостоятельной исследовательской работы с текстом, составление цитатного плана повести, пересказ эпизода.

15

«Поучение» Владимира Мономаха. Особенность жанра. Поучительный характер и нравственная проблематика. Значимость произведения в наши дни.

1

Выполнить лексическую работу, сделать сообщения, выявить художественную идею произведения.

16

Вн. чт. «Подвиг юноши Кожемяки». События, отраженные в повести.

1

Самостоятельная исследовательская работа с текстом, участие в беседе.

V

Из литературы XVIII века

2

17

М.В. Ломоносов – гениальный учёный, теоретик литературы, поэт.

1

Составить планы статей учебника, работа с таблицами, прослушивание сообщений учителя и учащихся. Участие в беседе, уметь кратко конспектировать  лекцию учителя, работа со справочным материалом

18

«Стихи, сочинённые по дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей учёного и поэта. Основные мотивы и идея стихотворения.

1

Рассмотреть особенности композиции и сюжета

VI

Из литературы XIX века

50

19

В. А. Жуковский. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин.

1

Знакомство с биографией  В.А.Жуковского,  прослушивание  музыкальных фрагментов произведений.

20

Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. «Светлана». Творческая история произведения.

1

Выразительное чтение, составить  перечень основных признаков баллады в ходе сообщения учащихся. Выполнить словарную работу,  выявить систему образов  героев баллады, анализировать текст, проводить исследовательскую работу.

21

Баллада «Светлана». Фантастическое и реальное. Связь с фольклором.

1

Найти реальное и  фантастическое в балладе, выявить связь с фольклором, традициями и обычаями народа.

А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта.

1

Выявить факты, оказавшие влияние на становление творческой личности поэта, совершенствовать навыков выразительного чтения, развивать творческие способности

22-23

Лирика природы. «Деревня», «Зимний вечер», «Зимнее утро».

2

Выполнить лексическую работу, составить ассоциативные ряды, продолжить письменное высказывание по предложенному началу. Работа с терминами и учебником,  анализ текста, выразительное чтение.

24-25

Двусложные размеры.

2

Работа с терминами

26

Конкурс выразительного чтения

1

Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения, участие в беседе, оценка  себя и других учащихся.

27

Интерес А.С.Пушкина к истории России. Роман «Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел. История создания

1

Знакомство с исторической эпохой, формирование навыка сопоставительного анализа

28

Столкновение чести, достоинства и независимой личности с произволом и беззаконием (гл. 1-4).

1

Рассмотреть систему образов и основной конфликт в романе «Дубровский», составить сопоставительные таблицы, выполнить самостоятельную исследовательскую работу с текстом.

29

Отец и сын.

1

Подобрать цитаты для ответа на поставленный вопрос, пересказать эпизод от лица героев.  Выразительное чтение по ролям.

30-31

«Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе.

2

Составить сравнительные таблицы, пересказ от лица героев, лексическая работа. Показать, как раскрывается характер героя во взаимоотношениях с другими людьми. Работа со словарями, просмотр  кадров видеофильма, прослушивание музыкальных композиций.

32

Роман «Дубровский» - роман о любви.

1

Увидеть нравственные проблемы в романе

33

Изображение крестьянского бунта в романе.

1

Выявить социальные проблемы в романе

34

Мастерство А.С.Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа в построении романа. Основной конфликт.

1

Вызвать интерес к творчеству поэта

35

Р. р. Обучение сочинению на литературную тему. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Дубровский».

1

Написание сочинения.

36

М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть.

1

Сообщения учащихся и учителя,

работа с иллюстрациями, заполнение хронологической таблицы по ходу урока. Беседа, работа с учебником

37

Вольнолюбивые мотивы в лирике. Стихотворения «Тучи», «Парус».

1

Лексическая работа, выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, самостоятельная исследовательская работа с

текстом, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями и терминами, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции.

38

«На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Мотив одиночества в лирике. Многозначность художественного образа.

1

Лексическая работа, самостоятельная

исследовательская работа в группах, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, беседа.

39

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Тема и проблематика. Историческая основа повести.

1

Создание речевой ситуации с гипотетическим изменением социальной

функции ученика (исторический экскурс в изображенную Гоголем эпоху с привлечением картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»),конкурс знатоков повести, работа с таблицей, беседа, сообщения учителя и учащихся.

40

«Бранное, трудное время…» Степь как образ родины в повести Гоголя.

1

Лексическая работа, чтение по ролям и

выразительное чтение, беседа,

сообщения учащихся, работа с

иллюстрациями, работа с учебником.

41-42

Андрий и Остап

2

Выразительное чтение, художественный

пересказ, работа с иллюстрациями, составление таблицы «Остап и Андрий», аналитическая беседа, лексическая работа, дискуссия, работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, самостоятельная исследовательская работа с текстом.

43

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя.

1

Выразительное чтение, работа с

иллюстрациями, конкурс планов

рассказа о герое, беседа, работа с учебником.

44-45

Р. р. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2

Выполнение коллективных творческих

заданий, создание иллюстраций, текстов по предложенному началу, работа с термином, беседа.

46

Контрольная работа за I полугодие

1

Выполнение контрольной работы

И.С. Тургенев. Тема любви в лирике. Стихотворение «В дороге».

1

Выразительное чтение наизусть, создание

вопросов, лексическая работа, сообщения

учителя и учащегося, беседа, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции.

47

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк». Служебный долг и человеческий долг.

1

Работа с иллюстрациями, художественный пересказ, беседа, сообщения учителя, лексическая работа.

48

Общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта.

1

Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, чтение по ролям и выразительное чтение, беседа, сообщения

учителя и учащихся, работа с учебником.

49

Вн. чт. Тема и центральные персонажи рассказа «Бежин луг».

1

Выразительное чтение, работа с

иллюстрациями, беседа, сообщения

учителя и учащихся

50

Н.А.Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской»

1

Составление тезисного плана статьи

учебника, работа с учебником, сообщения учителя и учащихся

51

«В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство!..». Основной пафос стихотворений. Образно-изобразительные средства. Отношение автора к героям и событиям

1

Выразительное чтение стихотворений, работа с иллюстрациями, беседа, лексическая работа, работа с терминами.

52-53

Трехсложные размеры стиха.

2

Работа с терминами, определение стихотворных размеров

54

Стихотворный ритм.

1

Самостоятельная работа с художественными текстами

55

Л.Н.Толстой в 30-50 –е годы XIX века.

1

Сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы по материалам сообщений, составление устного высказывания об услышанном.

56

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы из повести): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство». Взаимоотношения в семье.

1

Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, художественный пересказ, беседа, составление устного высказывания, работа с учебником, работа с термином.

57

Главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого.

1

Художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа,

сообщения учителя, работа с учебником

58

Проблематика рассказа «Бедные люди» и внутренняя связь его с повестью «Детство».

1

Лексическая работа, составление комментариев к афоризмам Л.Н. Толстого, чтение наизусть, беседа, работа со словарями, составление устных высказываний на заданную тему.

59

В. Г. Короленко. О писателе. События жизни писателя, отозвавшиеся в повести «В дурном обществе» (гл.1).

1

Работа с учебником, выразительное чтение, прослушивание сообщений учителя и учащихся, беседа, самостоятельная исследовательская работа с текстом.

60

«В дурном обществе» (гл. 2-3). Авторское отношение к детям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство.

1

Работа с иллюстрациями, лексическая работа, чтение по ролям, беседа. художественный пересказ, выразительное чтение, работа с учебником.

61

Дружба юных героев, их нравственное взросление (гл. 4-6).

1

Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, работа с иллюстрацией и термином.

62

Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия в повести (гл. 7-8).

1

Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, работа с иллюстрацией и термином.

63

Р. р. Классное сочинение «Мой друг Вася»

1

Подбор материалов к сочинению.

64

А.П.Чехов. Сатирические и юмористические рассказы А. П. Чехова. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе.

1

Выразительное чтение, самостоятельная

исследовательская работа с текстом, работа с терминами и иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, заполнение таблицы.

65

«Шуточка», «Налим». Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к Героям.

1

Лексическая работа, выразительное чтение, чтение по ролям, самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрацией, беседа, сообщения учителя, работа с учебником, заполнение таблицы.

66

Р.р. Творческая работа «Смешной случай из жизни».

1

Самостоятельная исследовательская работа с текстом, подготовка к созданию письменных рассказов, лексическая работа

VII

Из литературы XX века

16

67

И.А.Бунин. Мир природы и человека в рассказе «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

1

Самостоятельная исследовательская

работа с текстом, лексическая работа, выразительное чтение, художественный пересказ, беседа, сообщения учащихся

и учителя, работа с учебником.

68

Мир природы и человека в стихотворении И.А.Бунина «Не видно птиц...»

1

Самостоятельная исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся, экскурсия по выставке картин

русских художников, выразительное чтение и чтение наизусть, прослушивание музыкальной композиции.

69

А. И. Куприн. Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов.

1

Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, лексическая работа, сообщения учащихся,

работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции.

70

Дети и взрослые в рассказе «Тапёр». Внутренний мир человека и приёмы его раскрытия.

1

71

Вн. чт. А. И. Куприн. «Белый пудель». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе.

1

Художественный пересказ, пересказ от другого лица, выразительное

чтение, лексическая работа, составление

устного высказывания по указанному началу, беседа, работа с учебником, сообщения учителя.

72-73

С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке». Одухотворенная природа — один из основных образов С. А. Есенина.

2

Чтение наизусть, выразительное

чтение, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с терминами и учебником.

74

С.А.Есенин. «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения.

1

Сообщения учащихся, самостоятельная исследовательская работа с текстом,

беседа, лексическая работа, выразительное чтение и чтение наизусть, работа с иллюстрациями, работа с учебником.

75

М.М. Пришвин. Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца» (1-4 гл.). Знакомство с героями. Особенности жанра.

1

Сообщение учителя и учащихся, заполнение таблицы, художественный пересказ, выразительное чтение, слайдовая презентация или выставка, беседа, работа с учебником, беседа, работа с терминами

76

Вера писателя в человека, в его мудрость по отношению к природе, в его доброту.

1

Художественный пересказ и рассказ, беседа, выразительное чтение, работа

с иллюстрациями, работа с учебником.

77

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей.

1

Конкурс рисунков, выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, беседа, работа с иллюстрацией. Работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с

текстом, лексическая работа.

78

Родная природа в изображении писателя. Значение роли Травки для понимания идеи повести.

1

Конкурс на лучший цитатный

план и на знание художественной

детали, выразительное чтение,

беседа, сообщение учителя.

79

Пейзаж и его роль в сказке были. Смысл названия произведения.

1

Художественный пересказ и рассказ, беседа,выразительное чтение, работа

с иллюстрациями, работа с учебником.

80

Р. р. Классное сочинение по сказке - были «Кладовая солнца».

1

Сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

81

Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей».Человек и природа в стихотворении.

1

Сообщения учителя и учащихся, прослушивание музыкальной композиции, лексическая работа, беседа, работа с терминами, выставка, работа с учебником и иллюстрациями, выразительное чтение

82

Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина». Образный строй.

1

Чтение наизусть, выразительное чтение,

беседа, работа с иллюстрациями.

VIII

Произведения о Великой Отечественной войне

9

83

М.В.Исаковский, А.А.Ахматова.

1

Сообщения учителя и учащихся, чтение

наизусть, прослушивание музыкальных

композиций, выразительное чтение, выставка, беседа, работа с учебником

84

С.С.Орлов, К.М.Симонов. Изображение войны.

1

85

Д.С.Самойлов, Р.Гамзатов. Проблема жестокости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине.

1

86-87

Вн.чт. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке». Историческое изображение человеческой судьбы.

2

Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником

88

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».  Проблематика рассказа.

1

Отбор наиболее важных для понимания

произведения вопросов, лексическая самостоятельная работа, сообщения учителя и учащихся,

работа с текстом, выразительное чтение,

чтение по ролям, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником

89

Главные герои рассказа. Тема детства, справедливости, любви.

1

Работа с иллюстрациями, лексическая работа, дискуссия, беседа, работа с учебником, выразительное чтение

90

Отношение автора к своим героям. Нравственные уроки произведения.

1

91

Контрольная работа за II полугодие

1

Выполнение контрольной работы

IX

Из зарубежной литературы

9

92-93

Книга арабских сказок. «Сказка о Синдбаде-Мореходе». Тема и сюжет.  

1

Пересказ, сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с учебником, выразительное чтение

94

Краткие сведения о братьях Гримм.

1

Составление плана статьи учебника, сообщения учителя, беседа, выставка, посвященная творчеству братьев Гримм,

работа с терминами

95-96

«Снегурочка». Сюжет. Сказочные элементы.

1

Художественный пересказ с привлечением иллюстраций, самостоятельная исследовательская работа, беседа, работа с терминами, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, лексическая работа, заполнение таблицы

97

О.Генри. Краткие сведения о писателе.   «Вождь краснокожих»: о детстве с улыбкой и всерьез.

1

Сообщения учителя и учащихся, беседа,

заполнение таблицы, лексическая работа, работа с термином, выставка

98

Дети и взрослые в рассказе О.Генри «Дары волхвов».

1

Лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, создание словесного портрета, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы

99

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни». Жизнеутверждающий пафос рассказа.

1

Сообщение учителя, художественный пересказ, беседа, работа с учебником

100

Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы.

1

Работа с иллюстрациями, самостоятельная исследовательская работа, беседа, сообщения учащихся и учителя, работа с учебником, лексическая работа

101

Аттестационная контрольная работа

1

Написание контрольной работы

102

Защита проектов

1

Защита творческих проектов

103-105

Резервные часы

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....