Рабочая программа по литературе, 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Разработана на основе требований ФГОС по литературе (базовый уровень), программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования РФ; авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_lit-ra_6_kl.docx | 64.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор школы
_______Н.А. Киреева
«___» ______2016г.
Рабочая программа
по литературе
для 6 класса
учителя Виноградовой Надежды Михайловны
(ФИО учителя – составителя рабочей программы)
2016-17 учебный год
Аннотация к рабочей программе
Название программы | Рабочая программа по литературе | |
Класс | 6 | |
Рабочая программа разработана на основе: | требований федерального государственного образовательного стандарта по литературе (базовый уровень); программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев М.: «Русское слово», 2013); | |
Срок реализации | 1 год | |
Количество часов (в год/в неделю) | В соответствии с учебным планом образовательного учреждения всего на изучение курса литературы в 6 классе отводится 105 часов (3 часа в неделю) | |
Составитель | Виноградова Надежда Михайловна | |
Цель и задачи | Цель: формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом». Задачи программы: • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности; • развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; • формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; • способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); • научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании; • повысить индивидуальную активность; • повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов; • расширить кругозор школьников. | |
Программу обеспечивают (УМК) | 1.Программа курса «Литература». 5 – 9 классы общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС . Инновационная школа) 2.Учебник «Литература. 6 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. 3.Планирование и материалы к курсу «Литература 6 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское слово», 2013. 4.Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература . 6 класс»/ авт.-сост. Ф.Е.Соловьева. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС . Инновационная школа) 6.Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 6 класс: В 2 ч. - М.:: ООО «Русское слово - учебник», 2013. 8.Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие/Ф.Е.Соловьёва/ под ред. Г.С. Меркина. – 2 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. |
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты:
1)в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Метапредметные результаты:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные результаты:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Содержание учебного курса литературы в 6 классе
Введение (1 час)
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческой мифологии (3 часа)
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.
Из устного народного творчества (8 часов)
Предания, легенды, сказки.
«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные персонажи в русском искусстве: музыке, живописи, кино.
Краеведение: сказки о богатырях в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности.
Из древнерусской литературы (4 часа)
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.).
Теория литературы: сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра.
Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.
Из русской литературы XVIII века (2 часа)
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Из русской литературы ХIХ века (50 часов)
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: портрет В.А. Жуковского, репродукция картины К.Брюллова «Гадающая Светлана».
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.
Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова; репродукция картины И. Шишкина «На севере диком…»; работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.
Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
Н.В. ГОГОЛЬ
Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза, стихотворение в прозе.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
Связь с другими искусствами: репродукции картин Ф. Славянского «Семейная картина. (На балконе.)» и К. Маковского «Дети, бегущий от грозы».
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.
Из русской литературы XX века (16 часов)
И.А. БУНИН
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Теория литературы: рождественский рассказ.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.
С.А. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов (по выбору).
М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.
Из поэзии о Великой Отечественной войне (9 часов)
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру; репродукции картин С. Герасимова «Мать партизана» и П. Кривоногова «Победа».
Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.
Из зарубежной литературы (12 часов)
М. ТВЕН.
Краткие сведения о писателе. «Приключения Гекльберри Финна»
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.
Теория литературы: новелла, юмор, ирония.
Развитие речи: рассказ от другого лица.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»
А.С. Пушкин. «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…»
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).
Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…»
С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).
Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).
Итого: 105 часов
Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
I | Введение | 1 | |
1 | Книга и ее роль в жизни человека. Литература и другие виды искусства. | 1 | Уметь выразительно читать, устно высказываться, Развивать умение работать с учебником литературы; выделять главное в абзаце, осуществлять дедуктивное обобщение, давать обобщение понятия. |
II | Из мифологии | 3 | |
2 | Мифы о героях. «Пять веков». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме. | 1 | Выявление художественной идеи мифа, развитие навыков составления тезисного плана учебника |
3 | «Прометей» | 1 | Вспомнить известные древнегреческие мифы; Уметь передавать их содержание; Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии |
4 | «Яблоки Гесперид» | 1 | Выявление значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развитие навыка ассоциативного мышления, составление цитатного плана |
III | Из устного народного творчества | 8 | |
5 | Из славянской мифологии. Предания и легенды. | 1 | Уметь выявлять главные свойства жанра легенды, самостоятельно проводить исследовательскую работу с терминами и материалом учебника. |
6 | «Солдат и смерть». Мифологические персонажи. Художественные особенности предания | 1 | Выразительно читать, анализировать изучаемые произведения, высказывать собственное мнение о героях произведения. Определять художественную идею легенды, исследовать тексты, выявлять художественные черты и условности волшебной сказки. Выполнять художественный пересказ, делать сообщения, заполнять таблицы. Участвовать в беседе. |
7 | Вн. ч. Предания о граде Китеже | 1 | |
8 | Нартский эпос. «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Сюжет. Герой. | 1 | Выявление жанровых особенностей предания, сравнение сюжета предания и мифа об Одиссее |
9 | Сказка и её художественные особенности. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | 1 | Повторить фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции; знакомство учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной); выявить художественные черты и условности волшебной сказки |
10 | В художественном мире русской народной сказки. Народные представления о добре и зле, краткость, образность, афористичность сказки. | 1 | Самостоятельная исследовательская работа с текстом и иллюстрациями, участие в беседе. |
11 | Вн. чт. «Два Ивана - солдатских сына», «Каша из топора». | 1 | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, участие в беседе. |
12 | Р. р. «Сочини сказку». | 1 | Сочинить сказки |
IV | Из древнерусской литературы | 4 | |
13 | Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах» | 1 | Выполнить различные виды пересказа, составить простой план статьи учебника. Работа со справочным материалом, анализ эпизодов произведения, выполнить сопоставительный анализ, сообщения, участие в беседе, выразительное чтение. Работа с терминами и иллюстрациями. Продолжить текст по данному началу. |
14 | «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в древнерусской литературе истории и народных представлений о событиях и людях | 1 | Работа со справочным материалом, анализ эпизодов произведения, выполнение сопоставительного анализа, самостоятельной исследовательской работы с текстом, составление цитатного плана повести, пересказ эпизода. |
15 | «Поучение» Владимира Мономаха. Особенность жанра. Поучительный характер и нравственная проблематика. Значимость произведения в наши дни. | 1 | Выполнить лексическую работу, сделать сообщения, выявить художественную идею произведения. |
16 | Вн. чт. «Подвиг юноши Кожемяки». События, отраженные в повести. | 1 | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, участие в беседе. |
V | Из литературы XVIII века | 2 | |
17 | М.В. Ломоносов – гениальный учёный, теоретик литературы, поэт. | 1 | Составить планы статей учебника, работа с таблицами, прослушивание сообщений учителя и учащихся. Участие в беседе, уметь кратко конспектировать лекцию учителя, работа со справочным материалом |
18 | «Стихи, сочинённые по дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей учёного и поэта. Основные мотивы и идея стихотворения. | 1 | Рассмотреть особенности композиции и сюжета |
VI | Из литературы XIX века | 50 | |
19 | В. А. Жуковский. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин. | 1 | Знакомство с биографией В.А.Жуковского, прослушивание музыкальных фрагментов произведений. |
20 | Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. «Светлана». Творческая история произведения. | 1 | Выразительное чтение, составить перечень основных признаков баллады в ходе сообщения учащихся. Выполнить словарную работу, выявить систему образов героев баллады, анализировать текст, проводить исследовательскую работу. |
21 | Баллада «Светлана». Фантастическое и реальное. Связь с фольклором. | 1 | Найти реальное и фантастическое в балладе, выявить связь с фольклором, традициями и обычаями народа. |
А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта. | 1 | Выявить факты, оказавшие влияние на становление творческой личности поэта, совершенствовать навыков выразительного чтения, развивать творческие способности | |
22-23 | Лирика природы. «Деревня», «Зимний вечер», «Зимнее утро». | 2 | Выполнить лексическую работу, составить ассоциативные ряды, продолжить письменное высказывание по предложенному началу. Работа с терминами и учебником, анализ текста, выразительное чтение. |
24-25 | Двусложные размеры. | 2 | Работа с терминами |
26 | Конкурс выразительного чтения | 1 | Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения, участие в беседе, оценка себя и других учащихся. |
27 | Интерес А.С.Пушкина к истории России. Роман «Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел. История создания | 1 | Знакомство с исторической эпохой, формирование навыка сопоставительного анализа |
28 | Столкновение чести, достоинства и независимой личности с произволом и беззаконием (гл. 1-4). | 1 | Рассмотреть систему образов и основной конфликт в романе «Дубровский», составить сопоставительные таблицы, выполнить самостоятельную исследовательскую работу с текстом. |
29 | Отец и сын. | 1 | Подобрать цитаты для ответа на поставленный вопрос, пересказать эпизод от лица героев. Выразительное чтение по ролям. |
30-31 | «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. | 2 | Составить сравнительные таблицы, пересказ от лица героев, лексическая работа. Показать, как раскрывается характер героя во взаимоотношениях с другими людьми. Работа со словарями, просмотр кадров видеофильма, прослушивание музыкальных композиций. |
32 | Роман «Дубровский» - роман о любви. | 1 | Увидеть нравственные проблемы в романе |
33 | Изображение крестьянского бунта в романе. | 1 | Выявить социальные проблемы в романе |
34 | Мастерство А.С.Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа в построении романа. Основной конфликт. | 1 | Вызвать интерес к творчеству поэта |
35 | Р. р. Обучение сочинению на литературную тему. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Дубровский». | 1 | Написание сочинения. |
36 | М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. | 1 | Сообщения учащихся и учителя, работа с иллюстрациями, заполнение хронологической таблицы по ходу урока. Беседа, работа с учебником |
37 | Вольнолюбивые мотивы в лирике. Стихотворения «Тучи», «Парус». | 1 | Лексическая работа, выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, самостоятельная исследовательская работа с текстом, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями и терминами, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции. |
38 | «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Мотив одиночества в лирике. Многозначность художественного образа. | 1 | Лексическая работа, самостоятельная исследовательская работа в группах, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, беседа. |
39 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Тема и проблематика. Историческая основа повести. | 1 | Создание речевой ситуации с гипотетическим изменением социальной функции ученика (исторический экскурс в изображенную Гоголем эпоху с привлечением картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»),конкурс знатоков повести, работа с таблицей, беседа, сообщения учителя и учащихся. |
40 | «Бранное, трудное время…» Степь как образ родины в повести Гоголя. | 1 | Лексическая работа, чтение по ролям и выразительное чтение, беседа, сообщения учащихся, работа с иллюстрациями, работа с учебником. |
41-42 | Андрий и Остап | 2 | Выразительное чтение, художественный пересказ, работа с иллюстрациями, составление таблицы «Остап и Андрий», аналитическая беседа, лексическая работа, дискуссия, работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, самостоятельная исследовательская работа с текстом. |
43 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя. | 1 | Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, конкурс планов рассказа о герое, беседа, работа с учебником. |
44-45 | Р. р. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 2 | Выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, текстов по предложенному началу, работа с термином, беседа. |
46 | Контрольная работа за I полугодие | 1 | Выполнение контрольной работы |
И.С. Тургенев. Тема любви в лирике. Стихотворение «В дороге». | 1 | Выразительное чтение наизусть, создание вопросов, лексическая работа, сообщения учителя и учащегося, беседа, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции. | |
47 | «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк». Служебный долг и человеческий долг. | 1 | Работа с иллюстрациями, художественный пересказ, беседа, сообщения учителя, лексическая работа. |
48 | Общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта. | 1 | Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, чтение по ролям и выразительное чтение, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником. |
49 | Вн. чт. Тема и центральные персонажи рассказа «Бежин луг». | 1 | Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся |
50 | Н.А.Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» | 1 | Составление тезисного плана статьи учебника, работа с учебником, сообщения учителя и учащихся |
51 | «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство!..». Основной пафос стихотворений. Образно-изобразительные средства. Отношение автора к героям и событиям | 1 | Выразительное чтение стихотворений, работа с иллюстрациями, беседа, лексическая работа, работа с терминами. |
52-53 | Трехсложные размеры стиха. | 2 | Работа с терминами, определение стихотворных размеров |
54 | Стихотворный ритм. | 1 | Самостоятельная работа с художественными текстами |
55 | Л.Н.Толстой в 30-50 –е годы XIX века. | 1 | Сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы по материалам сообщений, составление устного высказывания об услышанном. |
56 | Л.Н. Толстой. «Детство» (главы из повести): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство». Взаимоотношения в семье. | 1 | Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, художественный пересказ, беседа, составление устного высказывания, работа с учебником, работа с термином. |
57 | Главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого. | 1 | Художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, сообщения учителя, работа с учебником |
58 | Проблематика рассказа «Бедные люди» и внутренняя связь его с повестью «Детство». | 1 | Лексическая работа, составление комментариев к афоризмам Л.Н. Толстого, чтение наизусть, беседа, работа со словарями, составление устных высказываний на заданную тему. |
59 | В. Г. Короленко. О писателе. События жизни писателя, отозвавшиеся в повести «В дурном обществе» (гл.1). | 1 | Работа с учебником, выразительное чтение, прослушивание сообщений учителя и учащихся, беседа, самостоятельная исследовательская работа с текстом. |
60 | «В дурном обществе» (гл. 2-3). Авторское отношение к детям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство. | 1 | Работа с иллюстрациями, лексическая работа, чтение по ролям, беседа. художественный пересказ, выразительное чтение, работа с учебником. |
61 | Дружба юных героев, их нравственное взросление (гл. 4-6). | 1 | Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, работа с иллюстрацией и термином. |
62 | Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия в повести (гл. 7-8). | 1 | Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, работа с иллюстрацией и термином. |
63 | Р. р. Классное сочинение «Мой друг Вася» | 1 | Подбор материалов к сочинению. |
64 | А.П.Чехов. Сатирические и юмористические рассказы А. П. Чехова. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. | 1 | Выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с терминами и иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, заполнение таблицы. |
65 | «Шуточка», «Налим». Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к Героям. | 1 | Лексическая работа, выразительное чтение, чтение по ролям, самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрацией, беседа, сообщения учителя, работа с учебником, заполнение таблицы. |
66 | Р.р. Творческая работа «Смешной случай из жизни». | 1 | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, подготовка к созданию письменных рассказов, лексическая работа |
VII | Из литературы XX века | 16 | |
67 | И.А.Бунин. Мир природы и человека в рассказе «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | 1 | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, лексическая работа, выразительное чтение, художественный пересказ, беседа, сообщения учащихся и учителя, работа с учебником. |
68 | Мир природы и человека в стихотворении И.А.Бунина «Не видно птиц...» | 1 | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся, экскурсия по выставке картин русских художников, выразительное чтение и чтение наизусть, прослушивание музыкальной композиции. |
69 | А. И. Куприн. Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. | 1 | Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, лексическая работа, сообщения учащихся, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции. |
70 | Дети и взрослые в рассказе «Тапёр». Внутренний мир человека и приёмы его раскрытия. | 1 | |
71 | Вн. чт. А. И. Куприн. «Белый пудель». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. | 1 | Художественный пересказ, пересказ от другого лица, выразительное чтение, лексическая работа, составление устного высказывания по указанному началу, беседа, работа с учебником, сообщения учителя. |
72-73 | С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке». Одухотворенная природа — один из основных образов С. А. Есенина. | 2 | Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с терминами и учебником. |
74 | С.А.Есенин. «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. | 1 | Сообщения учащихся, самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, выразительное чтение и чтение наизусть, работа с иллюстрациями, работа с учебником. |
75 | М.М. Пришвин. Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца» (1-4 гл.). Знакомство с героями. Особенности жанра. | 1 | Сообщение учителя и учащихся, заполнение таблицы, художественный пересказ, выразительное чтение, слайдовая презентация или выставка, беседа, работа с учебником, беседа, работа с терминами |
76 | Вера писателя в человека, в его мудрость по отношению к природе, в его доброту. | 1 | Художественный пересказ и рассказ, беседа, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, работа с учебником. |
77 | Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. | 1 | Конкурс рисунков, выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, беседа, работа с иллюстрацией. Работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с текстом, лексическая работа. |
78 | Родная природа в изображении писателя. Значение роли Травки для понимания идеи повести. | 1 | Конкурс на лучший цитатный план и на знание художественной детали, выразительное чтение, беседа, сообщение учителя. |
79 | Пейзаж и его роль в сказке были. Смысл названия произведения. | 1 | Художественный пересказ и рассказ, беседа,выразительное чтение, работа с иллюстрациями, работа с учебником. |
80 | Р. р. Классное сочинение по сказке - были «Кладовая солнца». | 1 | Сочинение-зарисовка, различные виды пересказа. |
81 | Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей».Человек и природа в стихотворении. | 1 | Сообщения учителя и учащихся, прослушивание музыкальной композиции, лексическая работа, беседа, работа с терминами, выставка, работа с учебником и иллюстрациями, выразительное чтение |
82 | Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина». Образный строй. | 1 | Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями. |
VIII | Произведения о Великой Отечественной войне | 9 | |
83 | М.В.Исаковский, А.А.Ахматова. | 1 | Сообщения учителя и учащихся, чтение наизусть, прослушивание музыкальных композиций, выразительное чтение, выставка, беседа, работа с учебником |
84 | С.С.Орлов, К.М.Симонов. Изображение войны. | 1 | |
85 | Д.С.Самойлов, Р.Гамзатов. Проблема жестокости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине. | 1 | |
86-87 | Вн.чт. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке». Историческое изображение человеческой судьбы. | 2 | Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником |
88 | В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Проблематика рассказа. | 1 | Отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, лексическая самостоятельная работа, сообщения учителя и учащихся, работа с текстом, выразительное чтение, чтение по ролям, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником |
89 | Главные герои рассказа. Тема детства, справедливости, любви. | 1 | Работа с иллюстрациями, лексическая работа, дискуссия, беседа, работа с учебником, выразительное чтение |
90 | Отношение автора к своим героям. Нравственные уроки произведения. | 1 | |
91 | Контрольная работа за II полугодие | 1 | Выполнение контрольной работы |
IX | Из зарубежной литературы | 9 | |
92-93 | Книга арабских сказок. «Сказка о Синдбаде-Мореходе». Тема и сюжет. | 1 | Пересказ, сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с учебником, выразительное чтение |
94 | Краткие сведения о братьях Гримм. | 1 | Составление плана статьи учебника, сообщения учителя, беседа, выставка, посвященная творчеству братьев Гримм, работа с терминами |
95-96 | «Снегурочка». Сюжет. Сказочные элементы. | 1 | Художественный пересказ с привлечением иллюстраций, самостоятельная исследовательская работа, беседа, работа с терминами, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, лексическая работа, заполнение таблицы |
97 | О.Генри. Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве с улыбкой и всерьез. | 1 | Сообщения учителя и учащихся, беседа, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с термином, выставка |
98 | Дети и взрослые в рассказе О.Генри «Дары волхвов». | 1 | Лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, создание словесного портрета, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы |
99 | Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни». Жизнеутверждающий пафос рассказа. | 1 | Сообщение учителя, художественный пересказ, беседа, работа с учебником |
100 | Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. | 1 | Работа с иллюстрациями, самостоятельная исследовательская работа, беседа, сообщения учащихся и учителя, работа с учебником, лексическая работа |
101 | Аттестационная контрольная работа | 1 | Написание контрольной работы |
102 | Защита проектов | 1 | Защита творческих проектов |
103-105 | Резервные часы | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....