Организация индивидуальной работы с учащимися, имеющими высокие учебные способности на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по литературе на тему

Тарбаева Эржена Раднаевна

Учащихся, имеющих такие особенности, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и способностей,  и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными.

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация индивидуальной работы с учащимися,

имеющими высокие учебные способности на уроках русского языка и литературы.

Учащихся, имеющих такие особенности, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и способностей,  и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными.

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.

         Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

 Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности  и настойчивости.    Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём,  чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.  Кто-то  сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей».   

        Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То  же, что талантливый…» А уж талантливый – «… это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти  к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одаренных от природы людей не бывает.

Когда нам предлагают «создать банк одарённых детей», то мы, недолго сомневаясь, вносим в список имена самых сильных учеников, самых старательных, ответственных, тех, кто не подведёт на очередной олимпиаде или конференции. Вовсе не удивительно, что одарёнными у нас оказываются одни и те же ребята и по математике, и по литературе, и по физике, химии, по иностранному языку. Но если признаться, то найти «одарённого» именно по своему предмету очень сложно.        

Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В сельских общеобразовательных школах в основном учатся дети, при  благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими по сравнению с большинством интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, с восприимчивостью к учению. Задача учителя – заметить вовремя одаренного ребенка, однако трудность сельского учителя в том, что порой нет возможности обратиться за помощью к квалифицированной психолого-педагогической службе.  Приходится опираться  только на свой педагогический опыт, на научно-популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности, потому как работать с одаренными детьми, я считаю, должны  и одаренные педагоги, постоянно пополняющие свои учительские знания, работающие нестандартно, имеющие высокую педагогическую компетенцию, определенные личностные качества, умеющие строить межличностные отношения с учеником. Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика.

  Цель педагогической деятельности:     помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь, создать условия для развития творческой личности.

Учитель для одарённых детей должен уметь:

  • разрабатывать гибкие, индивидуализированные программы;
  • создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
  • быть для ребенка наставником и единомышленником;
  • объективно оценивать успехи ученика;
  • задавать открытые вопросы («Что бы случилось, если бы?..»)
  • стимулировать выход учащихся за пределы первоначальных ответов такими вопросами, как «Что ты имеешь в виду?», «Если она права, то как это повлияет на?..»),
  • внимательно и с интересом выслушивать ответы детей;
  • уважать личность, индивидуальность ребенка, его ценности;
  • способствовать формированию положительной самооценки ученика;
  • поощрять творчество и работу воображения,
  • принимать стремление ученика работать самостоятельно;
  • стимулировать развитие умственных процессов высшего уровня

Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врожденное стилистическое чутьё, которое встречается всё реже и реже.

Встретить эти чудеса в нашей обычной школьной жизни можно, но, к сожалению, не так часто, как этого бы хотелось. Мы воспитываем поколение, которое утратило культуру чтения, может быть, оно приобрело нечто другое не менее важное, но и многое потеряло…. Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию перечисленных выше талантов. И всё же учитель, должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть – имеющие склонность к обобщению, есть прирожденные исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.

 Специалистами выделен ряд признаков, по которым одарённые дети отличаются от обычных. Это:

  • большая любознательность, направленная на различные явления, события;
  • множество задаваемых вопросов, в том числе «почему», «зачем», большая настойчивость в поиске ответов;
  • широкие интересы;
  • склонность к серьёзным размещениям;
  •  большое желание учиться, приобретать знания, навыки;
  • превосходящий сверстников словарный запас, точное и правильное использование слов и выражений;
  • отличная память;
  • острая восприимчивость, наблюдательность;
  • высокая чувствительность, ранимость;
  • склонность к критическому отношению по отношению к самому себе и другим;
  • стремление к творчеству.

При выявлении одаренных детей я использовала разнообразные методы:

  • наблюдения;
  • использование ряда методов для сбора информации о семейных условиях ребёнка, о его развитии в раннем детстве (беседы с родителями, анкетирование, сочинения детей);
  • тренинги;
  • участие учащихся в ролевых играх, «мозговых штурмах», при проведении КТД;
  • организация предметных олимпиад, творческих конкурсов;
  • проведение диагностики с использованием различных методик (методика «Интеллектуальный портрет», методика для родительского исследования, методика «Карта одарённости», методика оценки общей одаренности, тест на изучение оригинальности решения задач на воображение)

Мной составлен план работы по предмету со способными учащимися, в котором отражаются: цель работы, задачи, способы стимулирования творческой активности.

№ п/п

содержание работы

методы, формы работы

срок

1.

Диагностика способных учащихся.

  • тестирование;
  • тренинг

сентябрь

2.

Развитие познавательных мотивов, навыки мыслительной деятельности.

  • решение проблемных ситуаций;
  • анализ игровых ситуаций;
  • решение парадоксов;
  • сопоставительный анализ;
  • метод «Инсерт»;
  • «Отгадай по признакам»;
  • «Выбор нужного»;
  • анализ с обоснованием

в течение года

3.

Дифференцированный подход в обучении.

  • творческие задания;
  • выполнение заданий повышенной трудности;
  • самостоятельный набор дидактического материала;
  • конструирование предложений;
  • занимательный материал;
  • правила в рисунках, формулах, схемах.

4.

Формирование стремления к обогащению совершенными знаниями.

  • составление тестов;
  • составление синквейнов, кластеров, шарад;
  • изготовление кроссвордов;
  • метод малых групп;
  • консультанты.

5.

Контроль за развитием познавательной деятельности учащихся.

  • релейный зачет;
  • ответ по кругу;
  • тестирование;
  • эссе;
  • интеллектуальная игра;
  • конкурс знатоков;
  • олимпиады;
  • конкурсы

План индивидуальной  работы со способными учащимися 6, 8 класса

тема урока

     виды творческих заданий

приёмы работы

результат

"Фонетика":

1. Язычные и губные звуки.

2. Ротовые, носовые, смычные, щелевые и дрожащие звуки.

3. Звучность звука. Сила звука. Длительность звука.

4. Редукция.

5. Р\р Повествование.

6. Р\р Описание предмета.

7. Слог. Типы слогов. Слогоделение.

8. Слоговой принцип русской графики.

9. Графика. Орфография.

10. Корни, определяемые значением слова.

11. Правописание приставок пре-, при-.

1. поисковое задание (Упр 39)

2. поисковое задание (Упр 47)

3. вопросы повышенной трудности (Упр 51), поисковое задание (Упр 56)

4. вопросы повышенной трудности (Упр 71)

5. вопросы повышенной трудности (Упр 82) - "История - Как я однажды ...."

6. вопросы повышенной трудности (Упр 84) - сочинение.

7. вопросы повышенной трудности (Упр 87 )

8. поисковое задание (Упр 93)

9. вопросы повышенной трудности (Упр 112 )

10. творческая работа - сочинение "В походе"

11. поисковое задание (Упр 147)

  • работа в рамках консультанта;
  • задания повышенной трудности;
  • поисковые задания;
  • составление таблицы, озвучивание;
  • творческая работа;
  • составление кроссвордов
  • проверка усвоенного материала;
  • выполнение д/з;
  • использование на уроках творческого задания;
  • составление ОК;
  • контроль в группе

Индивидуальная работа со способными учащимися 8 класса

тема урока

приёмы работы

результат

Главные и второстепенные члены предложения

  • работа в рамках консультанта;
  • задания повышенной трудности;
  • конструирование предложений;
  • составление предложений по схемам;
  • сочинение
  • проверка усвоенного материала группой;
  • выполнение д/з

Односоставные предложения

  • составление таблицы, озвучивание;
  • работа по индивидуальным карточкам

  • использование на уроке таблицы;
  • проверка в группах

Однородные члены предложения

  • озвучить формулу языком науки;
  • творческая работа
  • использование на уроке творческого задания

Обособленные члены предложения

  • прочитать «по цепочке»;
  • перевести таблицу на язык науки;
  • составление текста для словарных диктантов;
  • подобрать примеры, иллюстрации, функции з/пр

  • проверка усвоенного материала группой;
  • выполнение д/з;
  • КВН

Вводные слова, обращения

  • обращения в поэтической речи;
  • «вставные конструкции»
  • использование на уроке при объяснении нового материала;
  • составление таблицы

Прямая и косвенная речь

  • озвучивание таблицы;
  • конструирование предложений;
  • составление диалога;
  • творческий диктант;
  • релейный зачёт
  • составление творческого задания

Формы и методы работы с одаренными детьми

Все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

В практике работы я использую следующие формы и методы:

  1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника, например, пятиклассникам предлагаю в данных пословицах изменить лицо глагола. Учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать сами; предлагается вставить в данных словах пропущенные орфограммы, учащиеся должны самостоятельно подобрать слова с аналогичными орфограммами и обозначить их.
  2. Самостоятельный подбор учащимися дополнительных заданий к упражнению и выполнение их.
  3. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний. Например, задание: вставить гласные е-и в окончаниях глаголов, и доказать, что выбор орфограмм не возможен без знания грамматики; учащиеся должны поставить существительные в форму Т.П. и подчеркнуть орфограммы, далее указать, какие ранее полученные знания и навыки необходимы для выполнения этого задания.
  4. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разным углом зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например, сколько вариантов группировки слов вы можете предложить? Укажите, что лежит в основе группировки. (сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, дочь, без калош). Учащиеся могут предложить массу вариантов группировки:
  • наличие мягкого знака и его отсутствие;
  • тип склонения;
  • род;
  • падеж;
  • собственные – нарицательные;
  • одушевлённые – неодушевлённые;
  • с предлогами – и без предлогов.

В процессе работы над обособленными членами предложения можно предложить задание на подбор грамматических синонимов. Например, как можно сказать иначе, не изменяя содержание высказывания: Мальчик испугался грозы и заплакал. (Мальчик, испугавшись грозы, заплакал. Испугавшийся грозы мальчик заплакал. Испугавшись грозы, мальчик заплакал. Мальчик, испугавшийся грозы, заплакал.)

5.  Задание на сравнение, сопоставление явлений. Например, учащимся предлагается  

     поставить глаголы в форме настоящего времени, определить вид глагола и установить,

     какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глаголов.

  1. Задания исследовательского характера. Такие задания чаще всего связаны с наблюдением над функционированием изученных средств языка в речи. Например, подбор доказательств к данному умозаключению – докажите справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются в научных определениях, где надо выразить мысль довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и чёткостью». Использовать учебники, толковые словари.
  2. Задания, ориентирующие учащихся на поиски более экономных, рациональных форм выполнения и проверки заданий. Например, ученики могут предложить более рациональную для проверки запись не с строчку, а в столбик, сначала выписать слова с орфограммой – и, потом с – е.
  3. Задания, соответствующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися заданий. Цель таких заданий – будить любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания. Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Например, представьте, что вы корректор журнала «Юный натуралист». Вам нужно подготовить для набора научную статью.  В рукописи встречаются ошибки, допущенные авторами, машинисткой  при печатании текста. Проверьте текст, исправьте ошибки, подготовьте его к печати. Используйте для проверки словари.
  4. Творческие задания  в работе со способными учащимися должны занимать ведущее место. В зависимости от степени трудности можно выделить несколько типов творческих заданий:
  • репродуктивно-творческие задания предполагают выполнение работы по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Например, в процессе работы над частицами в качестве дидактического материала используется такое предложение: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу!» учащиеся анализируют структуру предложения, объясняют знаки препинания, находят орфограммы, выделяют частицы, определяют их разряды. Затем их внимание необходимо обратить на средства эмоциональности и экспрессии и учащимся предлагается дать оценку какого-то явления, события или личности, используя средства языка;
  • создание сочинений-миниатюр по образцу. Например, учащимся предлагается самостоятельно описать солнечный  день;
  • чаще всего на уроках использую неестественные ситуации, созданные на основе определённой установки, устной зарисовки, иллюстративного материала или специально подобранного текста. Например, «Лето. Ярко светит солнце. Иду по лесу. Шумят сосны. Лепечут берёзы. Запах дыма. Выхожу на поляну. Кто-то оставил горящий костёр. Начался лесной пожар», опишите ваши чувства и ваши действия, используя вводные слова.

       10.  Задания, целью которых является расширение кругозора учащихся, формирование навыка передавать полученные знания товарищам. С этой целью использую книги по  занимательной грамматике, книги для внеклассного чтения, «Энциклопедический словарь

    юного филолога»: небольшие сообщения.

       11. Учащимся предлагаю выполнить творческие задания:

  • оформить однотомник стихотворений Н. Рубцова, куда включить предисловие, перечень стихов и послесловие;
  • подготовить сообщение «Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина», «Утро, изменившее жизнь» (по произведению Л.Н. Толстого «После бала»);
  • провести лингвоанализ;
  • лабораторная работа («Война и мир» Л.Н. Толстого, «Ася» И.С. Тургенева, составляют группировку эпитетов для создания портретов);
  • формулирую тезис «В доме Фамусова приготовления к балу», сочиняют ремарки (зажжены свечи…, Софии Павловне завивает локоны сам месье Жан с кузнецкого…, Петрушка мечется по буфетной как угорелый, но иногда выбегает, чтобы обнять в уголке свою любезную…);
  • сочинения разных жанров – нетрадиционных («Твоя поэтическая композиция по лирике…»);
  • нарисовать рекламу книги, плакат, обложку;
  • подобрать эпиграфы к данной теме или всему творчеству;
  • участие в инсценировках, на лучший монолог, диалог.

 12. Проектные работы.  Индивидуальные проекты у многих учеников вызывают затруднения. Поэтому на уроках я нередко используем метод групповых проектов. Класс делится на группы, причем, все из них по уровню развития приблизительно одинаковы. При таком делении слабые ученики, работая в группах под руководством сильных, интеллектуально обогащаются. В этом году мы с пятиклассниками работали над групповыми проектами «Сочиняем сказку». К уроку защиты проектов группы, по собственной инициативе, приготовили костюмы, распределили роли и очень артистично представили свои творения.

Проектную технологию я использую и в старших классах: урок защиты проектов памятника А.С.Пушкину (9класс), урок знакомства с любовной лирикой Ф.И.Тютчева «Любовью дорожить умейте» (10 класс), урок сопоставительного анализа пейзажной лирики А.А.Фета «Родник поэзии есть красота» (10 класс), урок сопоставительного анализа философской лирики С.А.Есенина «Эту жизнь за все благодарю» (11 класс). Работая над проектами, старшеклассники получают задания: найти историю создания стихотворения (каждая группа получает по одному стихотворению), проанализировать идейно-художественные особенности произведения, охарактеризовать образную систему, интерпретировать средства художественной выразительности, создать зрительный образ стихотворения.

 13. «Рождение поэта» - есть дети, которые создают стихи, моя задача: помочь отредактировать стихотворение, сделать его благозвучным. Так Зорина Анастасия была признана лучшей в районном конкурс проектов «Я - исследователь», защита творческой работы по литературе – проект «Проба пера».

Традиционным видом работы с одаренными является проведение предметных недель. Применяю самые разнообразные методы и формы: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны, уроки-суды, викторины.

  На занятиях использую  следующие технологии обучения:

  1. Технологию сотрудничества;
  2. Проектное обучение;
  3. Модульную технологию,  которая позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся.
  4. Инновационные компьютерные технологии.

Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к учащимся приводят к успешности обучения русскому языку и литературе.

Лучшие творческие работы демонстрируются на стенде «Выставка творческих работ» и хранятся в папке «Творческие работы учащихся».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы".

Темой статьи  является изучение проблемы, как построить дифференцированное обучение на уроках, чтобы оно являлось средством формирования учебной мотивации учащихся, активизации учебной деят...

«Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой учебной мотивацией на уроках физики»

Сообщение на совещании при директоре на тему «Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой учебной мотивацией на уроках физики»....

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, чер...

Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы

Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Статья из сборника "Моя образовательная инициатива" (сост.: Т. П. Горявская. – Саранск : ЦНППМ «Педагог 13.ру»)...