Интегрированный урок литературы по рассказу Р.Брэдбери "Улыбка"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Анализ рассказа Р. Брэдбери. "Улыбка". Роль искусства в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_teme.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по теме «Человек, цивилизация, искусство»
(По рассказу Рэя Брэдбери «Улыбка»)
Цели:
1)Обсудить с учащимися всеобщую значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения; познакомить с положением Гаагской конвенции по МГП об охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
2)Продолжить работу над совершенствованием умений анализировать произведение, систему художественных образов.
Материалы к уроку:
1)Плакат «Красота спасет мир» (Ф.М.Достоевский)
2)Отличительный знак материальных ценностей по МГП (рисунок )
3)№ Репродукция картины Л.да Винчи «Мона Лиза», репродукции других картин (или демонстрация репродукций через проектор)
4)УМК «Вокруг тебя – Мир…» (8 класс)
5)Проектор
6)Записи на доске:
Цивилизация – определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.
Вандализм – бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство.
Варвары – воинственные древнегерманские племена, разрушившие Рим и уничтожившие его культурные ценности.
Эпиграф к уроку:
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет , природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело
- О каком творенье идет речь? О каком творце?
- О художниках, композиторах, писателях, скульпторах и других людях искусства, и их произведениях.
- Какую роль отводит автор этих строк произведениям искусства ?
Они должны служить людям, радовать их, согревать сердца.
- Более того, Ф.М.Достоевский был уверен, что «красота спасет мир». Я с ним полностью согласна. Вот об этом, о спасительной роли искусства мы с вами и поговорим. А поможет нам в этом анализ рассказа Рэя Брэдбери « Улыбка».
Анализ рассказа
- Познакомившись с рассказом, вы должны были выяснить, нет ли чего-то общего между этим произведением и рассказом Р.Шекли «Абсолютное оружие».
- Это фантастические рассказы. В обоих рассказах о разрушении или уничтожении цивилизации : в одном случае на Марсе, в другом – на Земле.
- Что собой представляет картина жизни в результате применения абсолютного оружия в одном случае и «сплошной катавасии» в другом ( по словам Григсби)?
- (Зачитывание фрагментов на стр.с.21, 39, 41, 43)
- Если в рассказе «Абсолютное оружие» мы сказали, что это рассказ-предупреждение, можно ли то же самое сказать об этом произведении?
- Это тоже рассказ-предупреждение.
-О чем предупреждает автор? Кого и что винят люди, стоящие в очереди?
- Ораву идиотов, троглодитов, которые правили государством.
- Что говорит о том, что человечество отброшено назад на десятки, а, может быть, даже на сотни лет назад?
- Рваная одежда, дырявые карманы, голодные люди, озлобленность, люди не знают счет времени (зачитывание фрагмента)
- что все-таки им скрашивает жизнь время от времени?
- Праздники, во время которых они разрушаю с остервенением остатки былой цивилизации (зачитывание фрагмента)
- Итак, очередной праздник. Куда и для чего выстроилась очередь?
- Выставили картину на растерзание.
- Почему так бережно охраняют картину?
-Не кажется ли вам цель этого циничной, кощунственной?
- Картину оберегают с тем, чтобы все успели в нее плюнуть, могли душу отвести, порадоваться.
- Григсби говорит Тому, чтобы он освободил место тому, кто в искусстве толк понимает? Что значило для них «понимать толк в искусстве»?
- Разрушать, уничтожать.
- Глумление над материальными ценностями, над красотой и называется вандализмом.
(Обращаемся к записям на доске) Но фактами вандализма называется и то, что вырезают на дереве, делают записи непотребных слов на заборах, на зданиях.
- Все ли с одинаковой целью стоят в очереди?
- Нет, Том скорее из любопытства .
- Откуда это видно?
- Из разговора Григсби ( зачитывание «А говорят..)
- А нет намеков, что оно вполне может участвовать ? Разве он не участвовал в других праздниках? (зачитывание отрывка их диалога)
-А есть ли еще такие, кто сомневается в правильности их действия, кто все-таки верит, что у человека есть светлое будущее?
- Человек из очереди (зачитывание)
- Какое чувство, а, может быть, потрясение испытывал Том, когда увидел картину?
(зачитывание)
- Что оно сделал с куском холста?
(зачитывание)
- Как вы думаете, случайно ли автор завершил рассказ словами «навстречу утру»? Что здесь олицетворяет ночь и утро?
- Почему именно ребенок, а не взрослые оказались тем «душевным человеком», который понял истинную ценность картины? Он пойдет в следующий раз на праздник?
- Он хотел сказать, что будущее – за детьми.
- Были ли у вас подобные случаи, что вы, как громом пораженные, удивлялись какому -то
произведению искусства?
Вспомним наше последнее посещение выставки нашего местного художника А.Ф.Загуменова. Что оно нам дало?
- У художника в основном пейзажи наших родных мест.
-Как-то по-другому начинаешь смотреть на это, кажется, что почему-то не замечал этого раньше.
- Этот означает, что художник достиг своей цели – приобщить нас с вами к красоте окружающего мира, научить видеть прекрасное в самом обыкновенном.
(Рассказ учителя о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» в Дрезденской галерее)
- Подводя итог сказанному, какой, ребята, вывод каждый из нас для себя должен сделать?
- Мы должны помнить, что произведения искусства необходимо беречь, хранить для следующих поколений.
- Во время второй мировой войны было уничтожено очень много памятников культуры, архитектурных сооружений, много материальных ценностей, поэтому Международное сообщество приняло Гаагскую конвенцию в 1954 году по МГП, одно из положений которого говорит о необходимости сохранения памятников культуры во время вооруженных конфликтов.
(Знак – символ бело-голубой)
( Чтение текста «Кижи» по сборнику изложений )
- Как вы думаете, почему именно эту картину выбрал Брэдбери
- Потому что Джоконда улыбается.
- Как вам кажется , что означает ее улыбка? Ведь у улыбки может быть самое разное значение? (Дети высказывают свои мнения)
(Зачитываются высказывания исследователей по «прочтению» картины)
С. 52 («Глаза имеют тот блеск и ту влажность…)
Домашнее задание: ответить письменно на вопрос «Что означает цивилизация для вас?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...
Интегрированный урок литературы и биологии "Едины божие созданья" (на материале рассказа Ф.Абрамова "О чём плачут лошади"
интегрированный урок позволяет учащимся с разных точек зрения рассмотреть один объект - познакомиться с важными характеристиками лошади как животного класса Млекопитающие, затронуть проблему нравстенн...
Интегрированный урок литературы и биологии 8 класс "Наш дар бесценный - речь" (на материале рассказа А.Платонова "Возвращение")
Интегрированный урок поможет учащимся обращать внимание на речевые характеристики героев, раскрывать идейный замысел автора, награждающего своих персонажей особенностями речи...
Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»
Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» подготовлен в рамках авторской программы "Человек и природа"...
Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»
Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...
Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")
Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....
Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро""
Ссылка на презентацию: https://videouroki.net/razrabotki/vyzhivanie-v-tayge-glavnogo-geroya-rasskaza-vp-astafeva-vasyutkino-ozero-konspekt-uroka-prezentatsiya.html...
- Мне нравится (1)