Интегрированный урок литературы по рассказу Р.Брэдбери "Улыбка"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Николаева Любовь Александровна

Анализ рассказа Р. Брэдбери. "Улыбка". Роль искусства в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_teme.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  по теме «Человек, цивилизация, искусство»

(По рассказу Рэя  Брэдбери  «Улыбка»)

Цели:

1)Обсудить с учащимися всеобщую значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения; познакомить с положением Гаагской конвенции по МГП об охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

2)Продолжить работу над совершенствованием умений анализировать произведение, систему художественных образов.

Материалы к уроку:

1)Плакат «Красота спасет мир» (Ф.М.Достоевский)

2)Отличительный знак материальных ценностей по МГП (рисунок )

3)№ Репродукция картины Л.да Винчи «Мона Лиза», репродукции других картин (или демонстрация репродукций через проектор)

4)УМК «Вокруг тебя – Мир…» (8 класс)

5)Проектор

6)Записи на доске:

Цивилизация – определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.

Вандализм – бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство.

Варвары – воинственные древнегерманские племена, разрушившие Рим и уничтожившие его культурные ценности.

Эпиграф к уроку:

Творенье может пережить творца:

Творец  уйдет , природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

Микеланджело

 - О каком творенье идет речь? О каком творце?

- О художниках, композиторах, писателях, скульпторах и других людях искусства, и их произведениях.

- Какую роль  отводит автор этих строк произведениям искусства ?

Они должны служить людям, радовать их, согревать сердца.

 - Более того, Ф.М.Достоевский был уверен, что «красота спасет мир». Я с ним полностью согласна. Вот об этом, о спасительной роли искусства мы с вами и поговорим. А поможет нам в этом анализ рассказа Рэя Брэдбери « Улыбка».

Анализ рассказа

- Познакомившись с рассказом, вы должны были выяснить, нет ли чего-то общего между этим произведением и рассказом Р.Шекли «Абсолютное оружие».

- Это фантастические рассказы. В обоих рассказах о разрушении или уничтожении цивилизации : в одном случае на Марсе, в другом – на Земле.

- Что собой представляет картина жизни  в результате применения абсолютного оружия в одном случае и  «сплошной катавасии» в другом ( по словам Григсби)?

- (Зачитывание фрагментов на стр.с.21, 39, 41, 43)

- Если в рассказе «Абсолютное оружие» мы сказали, что это рассказ-предупреждение, можно ли то же самое сказать об этом произведении?

- Это тоже рассказ-предупреждение.

-О чем предупреждает автор? Кого и что винят люди, стоящие в очереди?

- Ораву идиотов, троглодитов, которые правили государством.

- Что говорит о том, что человечество отброшено назад на десятки, а, может быть, даже на сотни лет назад?

- Рваная одежда, дырявые карманы, голодные люди, озлобленность, люди не знают счет времени (зачитывание  фрагмента)

- что все-таки им скрашивает жизнь время от времени?

- Праздники, во время которых они разрушаю с остервенением остатки былой цивилизации (зачитывание фрагмента)

- Итак, очередной праздник. Куда и для чего выстроилась очередь?

- Выставили картину на растерзание.

- Почему так бережно охраняют картину?

-Не кажется ли вам цель этого циничной, кощунственной?

- Картину оберегают с тем, чтобы все успели в нее плюнуть, могли душу отвести, порадоваться.

- Григсби говорит Тому, чтобы он освободил место тому, кто в искусстве толк понимает? Что значило для них «понимать толк в искусстве»?

- Разрушать, уничтожать.

- Глумление над материальными ценностями, над красотой и называется вандализмом.

(Обращаемся к записям на доске) Но фактами вандализма называется и то, что вырезают на дереве, делают записи непотребных слов на заборах, на зданиях.

- Все ли с одинаковой целью стоят в очереди?

- Нет, Том скорее из любопытства .

- Откуда это видно?

- Из разговора Григсби ( зачитывание «А говорят..)

- А нет намеков, что оно вполне может участвовать ? Разве он не участвовал в других праздниках? (зачитывание отрывка их диалога)

-А есть ли еще такие, кто сомневается в правильности их действия, кто все-таки верит, что у человека есть светлое будущее?

- Человек из очереди (зачитывание)

- Какое чувство, а, может быть, потрясение испытывал Том, когда увидел картину?

(зачитывание)

- Что оно сделал с куском холста?

(зачитывание)

- Как вы думаете, случайно ли автор завершил рассказ словами «навстречу утру»? Что здесь олицетворяет ночь и утро?

-  Почему именно ребенок, а не взрослые оказались тем «душевным человеком», который понял истинную ценность картины? Он пойдет в следующий раз на праздник?

-  Он хотел сказать, что будущее – за детьми.

 - Были ли у вас подобные случаи, что вы, как громом пораженные, удивлялись какому -то

произведению искусства?

Вспомним наше последнее посещение выставки нашего местного художника А.Ф.Загуменова. Что оно нам дало?

- У художника в основном пейзажи наших родных мест.

-Как-то по-другому начинаешь смотреть на это, кажется, что почему-то не замечал этого раньше.

- Этот означает, что художник достиг своей цели – приобщить нас с вами к красоте окружающего мира, научить видеть прекрасное в самом обыкновенном.

(Рассказ учителя о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» в Дрезденской галерее)

- Подводя итог сказанному, какой, ребята, вывод  каждый из нас  для себя должен сделать?

- Мы должны помнить, что произведения искусства необходимо беречь, хранить для следующих поколений.

- Во время второй мировой войны было уничтожено очень много памятников культуры, архитектурных сооружений, много материальных ценностей, поэтому Международное сообщество приняло Гаагскую конвенцию в 1954 году по МГП, одно из положений которого говорит о необходимости сохранения памятников культуры во время вооруженных конфликтов.

(Знак – символ бело-голубой)

( Чтение текста «Кижи» по сборнику изложений )

- Как вы думаете, почему именно эту картину выбрал Брэдбери

- Потому что Джоконда улыбается.

- Как вам кажется , что означает ее улыбка? Ведь у улыбки может быть самое разное значение? (Дети высказывают свои мнения)

(Зачитываются высказывания исследователей по «прочтению» картины)

С. 52 («Глаза имеют тот блеск и ту влажность…)

Домашнее задание: ответить письменно на вопрос «Что означает цивилизация для вас?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Интегрированный урок литературы и биологии "Едины божие созданья" (на материале рассказа Ф.Абрамова "О чём плачут лошади"

интегрированный урок позволяет учащимся с разных точек зрения рассмотреть один объект - познакомиться с важными характеристиками лошади как животного класса Млекопитающие, затронуть проблему нравстенн...

Интегрированный урок литературы и биологии 8 класс "Наш дар бесценный - речь" (на материале рассказа А.Платонова "Возвращение")

Интегрированный урок поможет учащимся обращать внимание на речевые характеристики героев, раскрывать идейный замысел автора, награждающего своих персонажей особенностями речи...

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» подготовлен в рамках авторской программы "Человек и природа"...

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...

Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")

Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро""

Ссылка на презентацию: https://videouroki.net/razrabotki/vyzhivanie-v-tayge-glavnogo-geroya-rasskaza-vp-astafeva-vasyutkino-ozero-konspekt-uroka-prezentatsiya.html...