Литература, контрольная работа
тест по литературе (9 класс) на тему

Нялина Елена Валентиновна

Итоговый тест за 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_9kl_lteratura.docx28.59 КБ
Файл literatura_9kl_itogovyy_test.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа

по изученным произведениям второй половины 19, 20 веков.

I вариант 1-й уровень

  1. За границей И. А. Бунин написал уникальную книгу из 38 новелл о любви:

а)        «Тёмные аллеи»;

б)        «Грамматика любви»;

в)        «Солнечный удар».

  1. Устами Надежды из новеллы «Тёмные аллеи» Бунин утверждает:

а)        что вечная любовь невозможна;

б)        что женщина способна на вечную любовь;

в)        что любовь не умирает со смертью предмета любви.

  1. Профессор Преображенский (повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце») проводит эксперимент, ставящий целью:

а)        изучение анатомии и физиологии человека;

б)        превращение собаки в человека;

в)        улучшение человеческой породы.

  1. Образ председателя домкома Швондера олицетворяет собой:

а)        честный и принципиальный пролетариат, продолжающий революционные преобразования;

б)        случайных во власти людей, не умеющих управлять страной;

в)        репрессивный характер управления дорвавшегося до власти пролетариата.

  1. «Родни — хоть шаром покати,— нигде, никого, ни одной души»,— говорит о себе Андрей Соколов. Как сложилась судьба родителей и сестры Андрея Соколова?

а)        Погибли в гражданскую войну;

б)        были репрессированы;

в)        погибли в голодные годы.

  1. Определите литературный персонаж (рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»): «Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белёсые, навыкате. По-русски говорил, как мы с тобой, да ещё на “о” налегал, будто коренной волжанин».

а)        Крыжнев;

б)        немец Мюллер;

в)        немецкий инженер в чине майора армии.

  1. Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности?

«Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нём подбитая лёгкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нём были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука...».

  1. Какой изобразительный приём, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением, использует А. И. Солженицын в приведённых фрагментах рассказа «Матрёнин двор»?

«Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах»; «По ночам, когда Матрёна уже спала, а я занимался за столом,— редкое быстрое шуршание мышей под обоями покрывалось слитным, единым, непрерывным, как далёкийшум океана, шорохом тараканов за перегородкой»; «Григорьев Антошка был круглый румяный малец из 8-го “Г”, выглядевший, как кот после блинов»; «Верхнего света не было в нашей большой комнате, как лесом заставленной фи-кусами»; «И шли года, как плыла вода...».

2-й уровень

9.        Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

Какие новые явления социальной и культурной жизни России конца XIX — начала XX в. повлияли на развитие литературы?

10.Сопоставьте повесть Н. В. Гоголя «Шинель» с произведением Ф. М. Достоевского «Бедные люди» и покажите, что нового внёс Достоевский в изображение «маленького человека», какие глубокие противоречия открыл он в его внутреннем мире.

11.На основе полученных знаний об особенностях художественного мироощущения А. П. Чехова с привлечением собственных примеров из знакомых вам произведений писателя охарактеризуйте своеобразие его коротких рассказов.

12.Прочитайте отрывок и выполните задания.

Так и поселился я у Матрёны Васильевны. Комнаты мы не делили. Её кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матрёнины фикусы, ещё у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было — его ещё в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глазатараща, говорили: «Царь Огонь!»

Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрёны и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она ещёне протекала и ветрами студёными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.

Кроме Матрёны и меня, жили в избе ещё — кошка, мыши и тараканы.Кошка была немолода, а главное — колченога. Она из жалости была Матрёной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырёх ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога. Когда кошка прыгала с печи на пол, звук касания её о пол не был кошаче-мягок, как у всех, а —сильный одновременный удар трёх ног: туп! — такой сильный удар, что я несразу привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтоб уберечьчетвёртую.

♦        Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?

♦        Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда “лампочки Ильича”, а мужички, глаза тараща, говорили: “Царь Огонь!”»?

♦        Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили» и далее.

♦        Напишите название любимого растения героини.

♦        Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны?

Творческое задание

Известный писатель и переводчик С. Я. Маршак утверждал, что «у каждойкниги своя судьба, своя долгота века. Есть книжки-однодневки, и есть, которыепереходят от поколения к поколению».

Какие из прочитанных в курсе «Литература второй половины XIX, XX веков» произведений вы порекомендуете прочитать последующим поколениям? Обоснуйте свой выбор.

Контрольная работа

по изученным произведениям второй половины 19, 20 веков.

II вариант 1-й уровень

1.В новелле И. А. Бунина «Тёмные аллеи» главные герои встречаются:

а)        после 20 лет разлуки, вызванной её замужеством;

б)        после многих лет, проведённых им на дипломатической службе;

в)        более чем через 30 лет после того, как он её бросил.

2.Назовите основную тему цикла «Тёмные аллеи»:

а)        тема свободы;

б)        тема любви;

в)        тема смысла жизни.

3.Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» имеет подзаголовок:

а)        чудовищная история;

б)        фантастическая история;

в)        необыкновенные приключения доктора.

4.С точки зрения автора, эксперимент, на который пошёл профессор (повесть  М. А. Булгакова «Собачье сердце»):

а)        подтвердил гениальность и талант врача;

б)        укрепил уверенность профессора в значимости своего дела;

в)        не удался.

5.Композиция рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»:

а)        рассказ в рассказе (рамочная);

б)        кольцевая;

в)        последовательная.

6.Определите, какая фраза принадлежат Андрею Соколову:

а)        «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом»;

б)        «Два осиротевших человека, две песчинки»;

в)        «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать».

7.Как в литературоведении называют тип описания, изображающий природу или какую-либо местность, например приведённые строки из произведения М. А. Шолохова «Судьба человека»?

«Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули тёплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны».

8.Как называют средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности? (Например, в приведённых строках рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»).

«Высокий чёрный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле, который Матрёна выставила ему на середину комнаты, к печке-“голландке”. Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены чёрные, едва выказывая уши, поднимались к чёрным космам, свисавшим с темени; и ещё широкие чёрные брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку. Во всем облике старика показалось мне многознание и достойность.Он сидел ровно, сложив руки на посохе, посох же отвесно уперев в пол,— сидел в положении терпеливого ожидания и, видно, мало разговаривал с Матрёной, возившейся за перегородкой».

2-й уровень

9. Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

Как повлияла на мироощущение А. П. Чехова эпоха 80-х гг. XIX в.? Каковы существенные особенности чеховского реализма?

10. К каким открытиям в особенностях душевной жизни человека пришёл Л. Н. Толстой в повести «Детство » ? В чём видит писатель преимущество детского мировосприятия?

11. В чём состоит своеобразие процесса переоценки духовных ценностей в России рубежа XIX-XX вв.?

12. Прочитайте текст и выполните задания.

Вообще, приглядываясь к Матрёне, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день её будет занят. Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвёртях («Поточи зубки, Игнатич»,— угощала меня), кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была ещё где-то раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы.

—А почему вы коровы не держите, Матрёна Васильевна?

—Э-эх, Игнатич,— разъясняла Матрёна, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе и оборотясь к моему столу.— Мне молока и от козы хватит. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест. У полотна не скоси — там свои хозява, и в лесу косить нету — лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят — не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, а себе уж из-под снегу — что за трава?...По-бывалошному кипели с сеном в межень, с Петрова до Ильина. Считалась трава — медовая...

Так, одной утельной козе собрать было сена для Матрёны — труд великий. Брала она с утра мешок и серп и уходила в места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге, по островкам среди болота. Набив мешок свежей тяжелой травой, она тащила её домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена — навильник.

♦        Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «великий», «тяжелой», «медовая»?

♦        Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий  (со слов : «Кроме торфа…»).

♦        Из реплики Матрёны выпишите предложение, которое объясняет, почему она не держала коровы.

♦        Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор со второго абзаца?

♦        В абзаце, начинающемся со слов: «Так, одной утельной козе...» найдите слово, которое определяет, сколько сена получалось из мешка свежескошенной травы.

Творческое задание

Согласны ли вы с утверждением аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса о том, что «книга — это диалог, завязанный с читателем... Этому диалогу нет конца...»?

На примере изученных произведений расскажите, в какой диалог с книгами вы вступили в этом учебном году

Контрольная работа

по изученным произведениям второй половины 19, 20 веков 

Ответы

1 вариант

1 уровень

1 А

2 В

3 В

4 В

5 В

6 Б

7 Портрет

8 Сравнение.

2 уровень

12 эпитет

Цитирование

Интерьер

Фикусы

колченога

Творческое задание

2 вариант

1 уровень

1 В

2 Б

3 А

4 В

5 А

6 В

7 Пейзаж

8 Портрет

2 уровень

12. эпитет

Поступок

«А корову заведи…»

Диалог

Навильник

Творческое задание



Предварительный просмотр:

Итоговый тест по русской литературе

за курс 9 класса

Вариант 1.

1. Где происходит действие пьесы «Горе от ума»?

А) в городе Н,  Б) в доме Чацкого,  В) в доме Фамусова

2. Как называется критическая статья к комедии «Горе от ума»?

А) «Мильон терзаний»,  Б) «Что такое «обломовщина»?»,

В) «Луч света в темном царстве»

3. Что лежит в основе сюжета  комедии «Горе от ума»?

А) любовная интрига,  Б) конфликт «века нынешнего» и «века минувшего»,  В) дуэль между Чацким и Фамусовым

4. Определите жанровую принадлежность произведения «Евгений Онегин»:

А) комедия,  Б) поэма  В) роман в стихах

5. Кто из героев Пушкина воспевал «разлуку, и печаль, и нечто, и туману даль, и романтические     розы»?

А) Ленский,  Б) Онегин,  В) Дубровский

6. Кто из героинь романа “Евгений Онегин”

Дика, печальна, молчалива,…
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой …

А) Татьяна,  Б) няня Татьяны,  В) Ольга.
7. Назовите стихотворение, в котором Бог повелевает своему посланнику “глаголом жечь сердца людей”

А) “Пророк”,             Б) “Узник”,           В) “Памятник”
8.  Как погиб Пушкин?

А) погиб на каторге,  Б) погиб на дуэли,  В) погиб на войне.

9. Какое произведение сделало имя М.Ю. Лермонтова знаменитым?

А) "Парус",  Б) "Герой нашего времени",  В) "Смерть поэта"

10.  Кому в романе «Герой нашего времени»  принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?

А) Печорину,  Б) Грушницкому,   В) Вернеру

11. Кто из женщин, по словам  Печорина, заставил биться его сердце(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?

А) Мери,        Б) Вера,        В) княгиня Лиговская.

12. Кто из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» называет себя «нравственным калекой»?

А) Грушницкий,       Б) Печорин,       В) Вернер

13. Кого из помещиков «Мертвых душ» автор называет «историческим» человеком?

А) Ноздрёва;  Б) Чичикова;  В) Манилова;  Г) Плюшкина.

14. Кто из помещиков в хозяйстве много хлопотал о прочности (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) Манилов;  Б) Коробочка;  В) Плюшкин;  Г) Собакевич.

15. Кто предложил Чичикову на ночь почесать пятки (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) Манилов; Б) Коробочка; В) Плюшкин; Г) Собакевич.

16.  Кто из помещиков прежде был бережливым хозяином?

А) Плюшкин; Б) Собакевич; В) Манилов; Г) Ноздрев.

17. У кого в кабинете всегда лежала книжка с закладкой на 14 странице (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) у Коробочки; Б) у Собакевича; В) у Плюшкина;  Г) у Манилова.                                                                                              

18. Какой наказ дал отец Чичикову (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) «береги копейку»,  Б) «верно служи Отчизне», В) «береги честь смолоду»

Итоговый тест по русской литературе

за курс 9 класса

Вариант 2.

1. Автор произведения «Горе от ума»:

А) Гончаров, Б) Грибоедов, В) Гоголь.

2. Определите жанровую принадлежность произведения «Горе от ума»:

А) комедия,  Б) трагедия,  В) роман в стихах.

3. Чем заканчивается «Горе от ума»?

А) свадьбой героев,  Б) отъездом героя,  В) смертью героя.

4. Узнайте героя произведения «Евгений Онегин»:

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо…

А) Ленский,  Б) Онегин,   В) Дубровский.

5. Что рисует автор в черновиках «Евгения Онегина»?

А) портрет Гончаровой,  Б) виселицу, В) портрет Татьяны Лариной.

6. Как Онегин узнает о любви Татьяны?

А) ему рассказал Ленский,  Б) из письма Ольги,  В) из письма Татьяны.

7. Благодаря кому Пушкин уже в детские годы почувствовал близость к народу?

А) матери,   Б) дяде,   В) няне.

8. Кому посвящено стихотворение «Во глубине сибирских руд…»?

А) декабристам,  Б) императору Александру,  В) Наталье Гончаровой.

9. О каком памятнике говорит А.С. Пушкин в одноименном стихотворении?

А) о памятнике Петру Первому,    

Б) о своем литературном наследии,  

В) о памятнике Державину.

10. Кому посвятил Ю. Лермонтов стихотворение «Смерть Поэта»?

А) Державину,  Б) Пушкину,  В) Чаадаеву.

11. Кто является героем своего времени в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

А) Грушницкий,   Б) Максим Максимыч,   В) Печорин

12. Чья цель в жизни  - «сделаться героем романа»   (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?

 А) автора,   Б) Печорина,   В) Грушницкого.

13. Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; -  рабом я быть не могу,  а   повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?

А) Печорина,        Б) Грушницкого,       В) Вернера.

14. У кого из героев в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» была беседка с надписью «Храм уединенного размышления»?

А) у губернатора; Б) у Ноздрева; В) у Собакевича; Г) у Манилова.

15. У кого была привычка с первых же минут знакомства говорить собеседнику «ты» и обзывать разными обидными словами (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) у Собакевича; Б) у Ноздрева; В) у Плюшкина; Г) у Манилова.

16. Кого Гоголь называет «прорехой на человечестве» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) Манилова;  Б) Плюшкина;  В) Собакевича;  Г) Коробочку.

17. У кого из помещиков фруктовые деревья были накрыты сетками, а в огороде стояли чучела (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) у Манилова; Б) у Коробочки; В) у Собакевича; Г) у Ноздрева.

18. Кто имел «страстишку к картишкам» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) Ноздрев; Б) Собакевич; В) Плюшкин; Г) Коробочка.

  • Итоговый тест по русской литературе за курс 9 класса

Вариант 1 (стр. 49)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

В

А

Б

В

А

А

А

Б

В

А

Б

Б

А

14

15

16

17

18

Г

Б

А

Г

А

Вариант 2 (стр. 50)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Б

А

Б

Б

Б

В

В

А

Б

Б

В

В

А

14

15

16

17

18

Г

Б

Б

Б

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Контрольная работа за 1 полугодие (10 класс)

Работа состоит из 7 вариантов по 5 заданий в каждом. Последнее задание - это мини-анализ лирического произведения....

Литература. контрольная работа по драме А.Н.Островского "Гроза" (10 класс)

Материалы для работы содержат большой объем заданий, поэтому возможен сдвоенный урок. В работе два варианта по 10 заданий в каждом....

Литература. Контрольная работа по роману И.А.Гончарова "Обломов" (10 класс)

Контрольная работа проводится после изучения романа и может заменить сочинение по роману. В работе три варианта по 5 заданий в каждом....

Итоговый урок в 5 классе по разделу "Русская литература". Контрольная работа (тест).

ИТОГОВЫЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА»   КОНТРОЛЬНАЯ     РАБОТА ( тест)    контроль знаний учащихся...

Литература. Контрольная работа по творчеству писателей и поэтов XX века. 8 класс.

Контрольная работа по литературе. Творчество писателей и поэтов XX века. 8 класс....

8 класс Родная русская литература КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

Контрольная работа по родной русской литературе в 8 классе...

8 класс Родная русская литература КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3

Контрольная работа  №3 по родной русской литературе в 8 классе...