Урок 3 «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок 3 «Здесь несчастье – лживыйКОНСПЕКТЫ
Литература 6 класс
Урок 3 «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).
Раздел 1 «Пролетая над снами»
Рабочая тема урока: Как Ленора стала Светланой?
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания |
| На данном уроке: наша задача выявить коренные отличия «Леноры» и «Светланы». Сформулировать, в чём особенности русского варианта баллады
| Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6.Пользоваться словарями, справочниками. 7.Осуществлять анализ и синтез. 8.Устанавливать причинно-следственные связи. 9.Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Технология оценивания «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично». Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
|
II. Работа с текстом. 1.Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения.
2. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение произведения В.А. Жуковского.
3. Работа с текстом после чтения
| Вы прочитали «Ленору» Бюргера в переводе В.А. Жуковского, и «Светлану», написанную Жуковским. Что можно сказать об этих двух произведениях? (Они похожи по сюжету, это одна и та же история и т.д.) Можно ли сказать, что эти произведения принципиально отличаются, и если да – то чем? (Окончанием, в «Светлане» оно счастливое). Известно, что Жуковский написал свою «Светлану» под влиянием баллады Бюргера. Сегодня мы будем её анализировать. Как вы думаете, что нам необходимо узнать прежде всего? Формулируем тему урока: Как «Ленора» стала «Светланой»?
Информация для учителя: Жуковского не зря назвали «Певцом Светланы». До него этого имени просто не существовало. Впервые придумал и использовал его в романсе «Светлана и Мстислав» А.Х. Востоков в 1802 году, но только в 1813 году, после публикации «Светланы» Жуковского оно приобрело известность именно как имя. Будучи неканоническим (в святцах его нет, аналог – Фотина), общеупотребительным оно стало после Октябрьской революции, параллельно с Октябриной, Энгельсиной и т.д. То есть, можно сказать, что Светлана – единственное имя, родившееся под пером литератора и обретшее жизнь.
Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; (самый распространенный способ, позволяющий узнать, с какой стороны придет суженый: куда башмачок обращен носом, оттуда он и явится) Снег пололи (отыскивали спрятанное в снегу кольцо, кто отыщет – тому повезет); под окном Слушали; (если у соседей скандал, значит и у вас год будет «веселый», если тихо – хорошим и гармоничным) кормили Счетным курицу зерном; (считали зерна и отдавали курице как в «любишь-не любишь»: выйдет или не выйдет замуж. Осталось одно последнее зерно – выйдет, нет – нет) Ярый воск топили; (растопленный воск выливали в блюдечко с молоком и смотрели на получившиеся фигурки) В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. (под специальные святочные (подблюдные) песни-загадки из-под белого платка извлекались вещи участников: какая песня – такая и судьба) Тускло светится луна В сумраке тумана – Молчалива и грустна Милая Светлана (сравнение с луной и одновременно, упоминание о времени суток) «Что, подруженька, с тобой? Вымолви словечко; Слушай песни круговой; Вынь себе колечко. Пой, красавица: «Кузнец, Скуй мне злат и нов венец, Скуй кольцо златое; Мне венчаться тем венцом, Обручаться тем кольцом При святом налое» (гадание на жениха). – «Как могу, подружки, петь? Милый друг далёко; Мне судьбина умереть В грусти одинокой. (заметьте, в отличие от Леноры Светлана и не думает роптать, она просто грустит) Год промчался – вести нет, Он ко мне не пишет; Ах! А им лишь красен свет, Им лишь сердце дышит… Иль не вспомнишь обо мне? Где, в какой ты стороне? Где твоя обитель? Я молюсь и слезы лью! Утоли печаль мою, Ангел – утешитель». (опять-таки: Ленора, в отличие от Светланы, предполагает одинаково страшные для себя вещи – или гибель жениха, или его женитьбу на сопернице). Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою; Два прибора на столе. «Загадай, Светлана; В чистом зеркала стекле В полночь, без обмана Ты узнаешь жребий свой: Стукнет в двери милый твой Легкою рукою; Упадет с двери запор; Сядет он за свой прибор Ужинать с тобою». (Само по себе подобное гадание с православной точки зрения является грехом, так как предполагает общение с потусторонними силами. Об этом говорит еще и то, что человеку, осуществлявшему гаданию, требовалось снять с себя нательный крест. Вот, собственно, в чем пока только и состоит вина Светланы). Вот красавица одна; К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится; Тёмно в зеркале; кругом Мертвое молчанье; Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье… (нарастает напряжение) Робость в ней волнует грудь, Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи… С треском пыхнул огонек, Крикнул жалобно сверчок. Вестник полуночи… (от ожидания обостряется слух и становятся слышными все, до той поры незаметные звуки)
Подпершися локотком, Чуть Светлана дышит… Вот… легохонько замком Кто-то стукнул, слышит; (от напряжения начинаются видения) Робко в зеркало глядит: За ее плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами… Занялся от страха дух… Вдруг в ее влетает слух Тихий, легкий шепот: «Я с тобой, моя краса; Укротились небеса; Твой услышан ропот!» (начинается действие)
Оглянулась… милый к ней Простирает руки. Радость, свет моих очей, Нет для нас разлуки. Едем! Поп уж в церкви ждет С дьяконом, дьячками; Хор венчальну песнь поет; Храм блестит свечами». (достаточно странно для полуночи. Венчания в такое время проводятся по очень большой просьбе. Еще более странно выглядит чин отпевания в полночь. Но Светлану, похоже, не смущает ни то, ни другое) Был в ответ умильный взор; Идут на широкий двор, В ворота тесовы; У ворот их санки ждут; С нетерпенья кони рвут Повода шелковы (шелковые поводья – праздничные, дорогие) Сели… кони с места враз; Пышут дым ноздрями; От копыт их поднялась Вьюга над санями. Скачут… пусто всё вокруг, (возникает легкая тревога) Степь в очах Светланы: На луне туманный круг; (к метели, непогоде) Чуть блестят поляны. Сердце вещее дрожит; (девушка чувствует недоброе) Робко дева говорит: «Что ты смолкнул, милый?» Ни полслова ей в ответ: Он глядит на лунный свет, Бледен и унылый. (тут совпадение с Ленорой, но дальше опять пойдут разночтения. Луну называют «солнцем мертвых», имея в виду то, что нечисть обычно появляется при лунном свете)
Кони мчатся по буграм; Топчут снег глубокий…(то есть, едут по непроезжим местам) Вот в сторонке Божий храм Виден одинокий; (в сторонке и одинокий – выделяется) Двери вихорь отворил; Тьма людей во храме; (выделяется слово «тьма» от «темный») Яркий свет паникадил Тускнет в фимиаме; (фимиам – благовония, выделяется слово «тускнет») На средине черный гроб; (обычно – с левой стороны: с правой – крестят, с левой – отпевают, некий круговорот, т.к. церковь символизирует мир) И гласит протяжно поп: «Буди взят могилой!» (таких слов и близко нет в заупокойной службе. Тут бы Светлане уже и понять, что происходит что-то совсем нехорошее) Пуще девица дрожит; Кони мимо; друг молчит, Бледен и унылый. (повторяется во второй раз, подчеркивая неподвижность и некую неодушевленность спутника Светланы)
Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; (вот почему луна была в ореоле) Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Ворон каркает: печаль! (увидеть во сне ворона, летящего над вами и каркающего, согласно народным поверьям – к смерти близкого человека) Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Подымая гривы; Брезжит в поле огонек; Виден мирный уголок, Хижинка под снегом. (ситуация успокаивается) Кони борзые быстрей, Снег взрывая, прямо к ней Мчатся дружным бегом Вот примчалися… и вмиг Из очей пропали: Кони, сани и жених Будто не бывали. (для сказок – обычная ситуация: морок, привидения. Вообще, множество страшных поверий на Руси связано с ночной дорогой) Одинокая, впотьмах, Брошена от друга, В страшных девица местах; Вкруг метель и вьюга. Возвратиться – следу нет… Виден ей в избушке свет: Вот перекрестилась; (для человека того времени абсолютно естественное поведение) В дверь с молитвою стучит… Дверь шатнулася… скрыпит… (опять нагнетание страха) Тихо растворилась.
Что ж? В избушке гроб; накрыт Белою запоной; Спасов лик в ногах стоит; Свечка пред иконой… (тоже вполне нормальная картина – никаких ужасов) Ах, Светлана, что с тобой? В чью зашла обитель? Страшен хижины пустой Безответный житель. Входит с трепетом, в слезах; Пред иконой пала в прах, Спасу помолилась; И с крестом своим в руке Под святыми в уголке Робко притаилась. (опять-таки, абсолютно нормальное поведение для того времени)
Всё утихло… вьюги нет… Слабо свечка тлится, (тлеет. Опять тишина, звон в ушах, слышны даже самые тихие звуки) То прольет дрожащий свет, То опять затмится… Все в глубоком, мертвом сне, Страшное молчанье… Чу, Светлана!.. в тишине Легкое журчанье… Вот глядит: к ней в уголок Белоснежный голубок С светлыми глазами, Тихо вея, прилетел, К ней на перси тихо сел, Обнял их крылами. (в православной символике – Святой Дух) Смолкло все опять кругом… Вот Светлане мнится, Что под белым полотном Мертвый шевелится… Сорвался покров; мертвец (Лик мрачнее ночи) Виден весь: на лбу венец, Затворёны очи. Вдруг… в устах сомкнутых стон; Силится раздвинуть он Руки охладелы… Что же девица? Дрожит… Гибель близко… но не спит Голубочек белый.
Встрепенулся, развернул Легкие он крилы; К мертвецу на грудь вспорхнул… Всей лишенный силы, (Святой Дух своим присутствием лишил нечистое создание силы) Простонав, заскрежетал Страшно он зубами И на деву засверкал Грозными очами… Снова бледность на устах; В закатившихся глазах Смерть изобразилась… Глядь Светлана… о Творец! Милый друг ее – мертвец! Ах!... и пробудилась.
Где ж?.. У зеркала, одна Посреди светлицы; В тонкий занавес окна Свет луч денницы; Шумным бьет крылом петух, День встречая пеньем; Все блестит… Светланин дух Смутен сновиденьем. (хорошо, реально написанная картина зимнего утра) «Ах! Ужасный, грозный сон! Не добро вещает он – Горькую судьбину; (по толкованию сновидений так и выходит) Тайный мрак грядущих дней, Что сулишь душе моей, Радость иль кручину?» Села (тяжко ноет грудь) Под окном Светлана; Из окна широкий путь Виден сквозь тумана; (туман – значит оттепель, снег тает). Снег на солнышке блестит, Пар алеет тонкий…(на фоне пронзительно синего неба, озаренный красным, восходящим солнцем, виден тонкий, легкий дымок из труб) Чу!. В дали пустой гремит Колокольчик звонкий; На дороге снежный прах; Мчат, как будто на крылах, Санки кони рьяны; (повторение ночного сна, но уже в позитивном смысле) Ближе; вот уж у ворот; Статный гость к крыльцу идет… Кто? Жених Светланы. Что же твой, Светлана, сон, Прорицатель муки? Друг с тобой; все тот же он В опыте разлуки; Та ж любовь в его очах, Те ж приятны взоры; Те ж на сладостных устах Милы разговоры. (Не ропщи, не сомневайся, не верь предсказаниям) Отворяйся ж, Божий храм; Вы летите к небесам, Верные обеты; (итак, счастливая концовка, а теперь последует авторское резюме) Соберитесь, стар и млад; Сдвинув звонки чаши, в лад Пойте: многи леты! Улыбнись, - моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. (Жуковский скромничает) Взором счастливый твоим, Не хочу и славы; Слава – нас учили – дым; Свет – судья лукавый. Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ Зиждителя закон: Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье». (Вот оно, коренное отличие двух текстов!) О! не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана… Будь, Создатель, ей покров! Ни печали рана, Ни минутной грусти тень К ней да не коснется; В ней душа, как ясный день; Ах! Да пронесется Мимо – бедствия рука; Как приятный ручейка Блеск на лоне луга, Будь вся жизнь ее светла, Будь веселость, как была, Дней ее подруга.
Работаем по группам. Первая группа доказывает, что «Светлана» и «Ленора» - по сути один и тот же текст. Вторая – что это два совершенно разных текста. Третья выступает после первых двух и анализирует отличия «Светланы» и «Леноры». Работа в парах: составление литературного портрета Светланы и Леноры. Выявление отличий. Индивидуальная работа (рабочая тетрадь, стр. 7, задания 1-2). Для того, чтобы понять, почему Ленора и Светлана отличаются, давайте вспомним разные национальные традиции составления баллад (работа по группам, вспоминаем домашнее задание прошлого урока). Вывод: Баллада в традициях разных народов – в большинстве случаев – произведение трагическое. В исполнении Жуковского трагедия превращается просто в историю про девушку Светлану со счастливой развязкой.
Информация для учителя Балладу немецкого поэта Г.А. Биргера (Бюргера) «Ленора» Жуковский переводил трижды. В первый раз, в 1808 году, он переименовал героиню в Людмилу (кстати сказать, популярным это имя, изначально старославянское, стало тоже благодаря «отцу русского романтизма». Затем, в 1812 году появилась «Светлана», хотя и написанная по мотивам Биргера, но ставшая оригинальным творением Жуковского. Затем, третьим переводом, стала собственно «Ленора», переведенная близко к тексту. Жуковский лишь смягчил хулу на Бога, которую возводила героиня баллады. В разных истолкованиях «Сказания о мертвом женихе» четко видна разная традиция – русская и западная – истолкования подобных событий.
| |
III. Итог урока. | Таким образом, в западной стилистике очень сильна тема возмездия – наказания за грехи. В русской – перевешивает тема прощения и покаяния. «Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье».
|
|
IV. Домашнее задание | К следующему уроку учащиеся выполняют задание 3 (рабочая тетрадь, стр.7-10) читают балладу И.-В. Гёте «Лесной царь». | |
|
|
сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТЫ
Литература 6 класс
Урок 3 «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).
Раздел 1 «Пролетая над снами»
Рабочая тема урока: Как Ленора стала Светланой?
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания |
| На данном уроке: наша задача выявить коренные отличия «Леноры» и «Светланы». Сформулировать, в чём особенности русского варианта баллады | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6.Пользоваться словарями, справочниками. 7.Осуществлять анализ и синтез. 8.Устанавливать причинно-следственные связи. 9.Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. Технология оценивания «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично». Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Работа с текстом. 1.Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения. 2. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение произведения В.А. Жуковского. 3. Работа с текстом после чтения | Вы прочитали «Ленору» Бюргера в переводе В.А. Жуковского, и «Светлану», написанную Жуковским. Что можно сказать об этих двух произведениях? (Они похожи по сюжету, это одна и та же история и т.д.) Можно ли сказать, что эти произведения принципиально отличаются, и если да – то чем? (Окончанием, в «Светлане» оно счастливое). Известно, что Жуковский написал свою «Светлану» под влиянием баллады Бюргера. Сегодня мы будем её анализировать. Как вы думаете, что нам необходимо узнать прежде всего? Формулируем тему урока: Как «Ленора» стала «Светланой»? Информация для учителя: Жуковского не зря назвали «Певцом Светланы». До него этого имени просто не существовало. Впервые придумал и использовал его в романсе «Светлана и Мстислав» А.Х. Востоков в 1802 году, но только в 1813 году, после публикации «Светланы» Жуковского оно приобрело известность именно как имя. Будучи неканоническим (в святцах его нет, аналог – Фотина), общеупотребительным оно стало после Октябрьской революции, параллельно с Октябриной, Энгельсиной и т.д. То есть, можно сказать, что Светлана – единственное имя, родившееся под пером литератора и обретшее жизнь. Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; (самый распространенный способ, позволяющий узнать, с какой стороны придет суженый: куда башмачок обращен носом, оттуда он и явится) Снег пололи (отыскивали спрятанное в снегу кольцо, кто отыщет – тому повезет); под окном Слушали; (если у соседей скандал, значит и у вас год будет «веселый», если тихо – хорошим и гармоничным) кормили Счетным курицу зерном; (считали зерна и отдавали курице как в «любишь-не любишь»: выйдет или не выйдет замуж. Осталось одно последнее зерно – выйдет, нет – нет) Ярый воск топили; (растопленный воск выливали в блюдечко с молоком и смотрели на получившиеся фигурки) В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. (под специальные святочные (подблюдные) песни-загадки из-под белого платка извлекались вещи участников: какая песня – такая и судьба) Тускло светится луна В сумраке тумана – Молчалива и грустна Милая Светлана (сравнение с луной и одновременно, упоминание о времени суток) «Что, подруженька, с тобой? Вымолви словечко; Слушай песни круговой; Вынь себе колечко. Пой, красавица: «Кузнец, Скуй мне злат и нов венец, Скуй кольцо златое; Мне венчаться тем венцом, Обручаться тем кольцом При святом налое» (гадание на жениха). – «Как могу, подружки, петь? Милый друг далёко; Мне судьбина умереть В грусти одинокой. (заметьте, в отличие от Леноры Светлана и не думает роптать, она просто грустит) Год промчался – вести нет, Он ко мне не пишет; Ах! А им лишь красен свет, Им лишь сердце дышит… Иль не вспомнишь обо мне? Где, в какой ты стороне? Где твоя обитель? Я молюсь и слезы лью! Утоли печаль мою, Ангел – утешитель». (опять-таки: Ленора, в отличие от Светланы, предполагает одинаково страшные для себя вещи – или гибель жениха, или его женитьбу на сопернице). Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою; Два прибора на столе. «Загадай, Светлана; В чистом зеркала стекле В полночь, без обмана Ты узнаешь жребий свой: Стукнет в двери милый твой Легкою рукою; Упадет с двери запор; Сядет он за свой прибор Ужинать с тобою». (Само по себе подобное гадание с православной точки зрения является грехом, так как предполагает общение с потусторонними силами. Об этом говорит еще и то, что человеку, осуществлявшему гаданию, требовалось снять с себя нательный крест. Вот, собственно, в чем пока только и состоит вина Светланы). Вот красавица одна; К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится; Тёмно в зеркале; кругом Мертвое молчанье; Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье… (нарастает напряжение) Робость в ней волнует грудь, Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи… С треском пыхнул огонек, Крикнул жалобно сверчок. Вестник полуночи… (от ожидания обостряется слух и становятся слышными все, до той поры незаметные звуки) Подпершися локотком, Чуть Светлана дышит… Вот… легохонько замком Кто-то стукнул, слышит; (от напряжения начинаются видения) Робко в зеркало глядит: За ее плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами… Занялся от страха дух… Вдруг в ее влетает слух Тихий, легкий шепот: «Я с тобой, моя краса; Укротились небеса; Твой услышан ропот!» (начинается действие) Оглянулась… милый к ней Простирает руки. Радость, свет моих очей, Нет для нас разлуки. Едем! Поп уж в церкви ждет С дьяконом, дьячками; Хор венчальну песнь поет; Храм блестит свечами». (достаточно странно для полуночи. Венчания в такое время проводятся по очень большой просьбе. Еще более странно выглядит чин отпевания в полночь. Но Светлану, похоже, не смущает ни то, ни другое) Был в ответ умильный взор; Идут на широкий двор, В ворота тесовы; У ворот их санки ждут; С нетерпенья кони рвут Повода шелковы (шелковые поводья – праздничные, дорогие) Сели… кони с места враз; Пышут дым ноздрями; От копыт их поднялась Вьюга над санями. Скачут… пусто всё вокруг, (возникает легкая тревога) Степь в очах Светланы: На луне туманный круг; (к метели, непогоде) Чуть блестят поляны. Сердце вещее дрожит; (девушка чувствует недоброе) Робко дева говорит: «Что ты смолкнул, милый?» Ни полслова ей в ответ: Он глядит на лунный свет, Бледен и унылый. (тут совпадение с Ленорой, но дальше опять пойдут разночтения. Луну называют «солнцем мертвых», имея в виду то, что нечисть обычно появляется при лунном свете) Кони мчатся по буграм; Топчут снег глубокий…(то есть, едут по непроезжим местам) Вот в сторонке Божий храм Виден одинокий; (в сторонке и одинокий – выделяется) Двери вихорь отворил; Тьма людей во храме; (выделяется слово «тьма» от «темный») Яркий свет паникадил Тускнет в фимиаме; (фимиам – благовония, выделяется слово «тускнет») На средине черный гроб; (обычно – с левой стороны: с правой – крестят, с левой – отпевают, некий круговорот, т.к. церковь символизирует мир) И гласит протяжно поп: «Буди взят могилой!» (таких слов и близко нет в заупокойной службе. Тут бы Светлане уже и понять, что происходит что-то совсем нехорошее) Пуще девица дрожит; Кони мимо; друг молчит, Бледен и унылый. (повторяется во второй раз, подчеркивая неподвижность и некую неодушевленность спутника Светланы) Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; (вот почему луна была в ореоле) Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Ворон каркает: печаль! (увидеть во сне ворона, летящего над вами и каркающего, согласно народным поверьям – к смерти близкого человека) Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Подымая гривы; Брезжит в поле огонек; Виден мирный уголок, Хижинка под снегом. (ситуация успокаивается) Кони борзые быстрей, Снег взрывая, прямо к ней Мчатся дружным бегом Вот примчалися… и вмиг Из очей пропали: Кони, сани и жених Будто не бывали. (для сказок – обычная ситуация: морок, привидения. Вообще, множество страшных поверий на Руси связано с ночной дорогой) Одинокая, впотьмах, Брошена от друга, В страшных девица местах; Вкруг метель и вьюга. Возвратиться – следу нет… Виден ей в избушке свет: Вот перекрестилась; (для человека того времени абсолютно естественное поведение) В дверь с молитвою стучит… Дверь шатнулася… скрыпит… (опять нагнетание страха) Тихо растворилась. Что ж? В избушке гроб; накрыт Белою запоной; Спасов лик в ногах стоит; Свечка пред иконой… (тоже вполне нормальная картина – никаких ужасов) Ах, Светлана, что с тобой? В чью зашла обитель? Страшен хижины пустой Безответный житель. Входит с трепетом, в слезах; Пред иконой пала в прах, Спасу помолилась; И с крестом своим в руке Под святыми в уголке Робко притаилась. (опять-таки, абсолютно нормальное поведение для того времени) Всё утихло… вьюги нет… Слабо свечка тлится, (тлеет. Опять тишина, звон в ушах, слышны даже самые тихие звуки) То прольет дрожащий свет, То опять затмится… Все в глубоком, мертвом сне, Страшное молчанье… Чу, Светлана!.. в тишине Легкое журчанье… Вот глядит: к ней в уголок Белоснежный голубок С светлыми глазами, Тихо вея, прилетел, К ней на перси тихо сел, Обнял их крылами. (в православной символике – Святой Дух) Смолкло все опять кругом… Вот Светлане мнится, Что под белым полотном Мертвый шевелится… Сорвался покров; мертвец (Лик мрачнее ночи) Виден весь: на лбу венец, Затворёны очи. Вдруг… в устах сомкнутых стон; Силится раздвинуть он Руки охладелы… Что же девица? Дрожит… Гибель близко… но не спит Голубочек белый. Встрепенулся, развернул Легкие он крилы; К мертвецу на грудь вспорхнул… Всей лишенный силы, (Святой Дух своим присутствием лишил нечистое создание силы) Простонав, заскрежетал Страшно он зубами И на деву засверкал Грозными очами… Снова бледность на устах; В закатившихся глазах Смерть изобразилась… Глядь Светлана… о Творец! Милый друг ее – мертвец! Ах!... и пробудилась. Где ж?.. У зеркала, одна Посреди светлицы; В тонкий занавес окна Свет луч денницы; Шумным бьет крылом петух, День встречая пеньем; Все блестит… Светланин дух Смутен сновиденьем. (хорошо, реально написанная картина зимнего утра) «Ах! Ужасный, грозный сон! Не добро вещает он – Горькую судьбину; (по толкованию сновидений так и выходит) Тайный мрак грядущих дней, Что сулишь душе моей, Радость иль кручину?» Села (тяжко ноет грудь) Под окном Светлана; Из окна широкий путь Виден сквозь тумана; (туман – значит оттепель, снег тает). Снег на солнышке блестит, Пар алеет тонкий…(на фоне пронзительно синего неба, озаренный красным, восходящим солнцем, виден тонкий, легкий дымок из труб) Чу!. В дали пустой гремит Колокольчик звонкий; На дороге снежный прах; Мчат, как будто на крылах, Санки кони рьяны; (повторение ночного сна, но уже в позитивном смысле) Ближе; вот уж у ворот; Статный гость к крыльцу идет… Кто? Жених Светланы. Что же твой, Светлана, сон, Прорицатель муки? Друг с тобой; все тот же он В опыте разлуки; Та ж любовь в его очах, Те ж приятны взоры; Те ж на сладостных устах Милы разговоры. (Не ропщи, не сомневайся, не верь предсказаниям) Отворяйся ж, Божий храм; Вы летите к небесам, Верные обеты; (итак, счастливая концовка, а теперь последует авторское резюме) Соберитесь, стар и млад; Сдвинув звонки чаши, в лад Пойте: многи леты! Улыбнись, - моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. (Жуковский скромничает) Взором счастливый твоим, Не хочу и славы; Слава – нас учили – дым; Свет – судья лукавый. Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ Зиждителя закон: Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье». (Вот оно, коренное отличие двух текстов!) О! не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана… Будь, Создатель, ей покров! Ни печали рана, Ни минутной грусти тень К ней да не коснется; В ней душа, как ясный день; Ах! Да пронесется Мимо – бедствия рука; Как приятный ручейка Блеск на лоне луга, Будь вся жизнь ее светла, Будь веселость, как была, Дней ее подруга. Работаем по группам. Первая группа доказывает, что «Светлана» и «Ленора» - по сути один и тот же текст. Вторая – что это два совершенно разных текста. Третья выступает после первых двух и анализирует отличия «Светланы» и «Леноры». Работа в парах: составление литературного портрета Светланы и Леноры. Выявление отличий. Индивидуальная работа (рабочая тетрадь, стр. 7, задания 1-2). Для того, чтобы понять, почему Ленора и Светлана отличаются, давайте вспомним разные национальные традиции составления баллад (работа по группам, вспоминаем домашнее задание прошлого урока). Вывод: Баллада в традициях разных народов – в большинстве случаев – произведение трагическое. В исполнении Жуковского трагедия превращается просто в историю про девушку Светлану со счастливой развязкой. Информация для учителя Балладу немецкого поэта Г.А. Биргера (Бюргера) «Ленора» Жуковский переводил трижды. В первый раз, в 1808 году, он переименовал героиню в Людмилу (кстати сказать, популярным это имя, изначально старославянское, стало тоже благодаря «отцу русского романтизма». Затем, в 1812 году появилась «Светлана», хотя и написанная по мотивам Биргера, но ставшая оригинальным творением Жуковского. Затем, третьим переводом, стала собственно «Ленора», переведенная близко к тексту. Жуковский лишь смягчил хулу на Бога, которую возводила героиня баллады. В разных истолкованиях «Сказания о мертвом женихе» четко видна разная традиция – русская и западная – истолкования подобных событий. | |
III. Итог урока. | Таким образом, в западной стилистике очень сильна тема возмездия – наказания за грехи. В русской – перевешивает тема прощения и покаяния. «Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье». |
|
IV. Домашнее задание | К следующему уроку учащиеся выполняют задание 3 (рабочая тетрадь, стр.7-10) читают балладу И.-В. Гёте «Лесной царь». | |
© ООО Баласс, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Раз в крещенский вечерок" В. А. Жуковский баллада "Светлана"
Данная презентация может быть использована на уроках литературы по программе Кутузова при изучении темы "Литературная баллада. Баллады В. А. Жуковского"...
Презентация, посвященная изучению баллады "Светлана" В.А.Жуковского
Подробное изучение баллады "Светлана"....
В.А.Жуковский .Баллада "Светлана"
Из интернета...
Фольклорные традиции в творчестве В. А. Жуковского на примере баллад «Светлана» и «Людмила»
Научная работа....
Конспект урока литературы в 9 классе на тему "В.А.Жуковский ”Светлана”. Романтические особенности баллады".
Данная разработка поможет учителю дать интересный урок, посвящённый балладе "Светлана". Большое внимание в ходе урока уделяется личности В.А.Жуковского, понятию о романтизме, а также фольклорным мотив...
Урок по литературе "В. А. Жуковский. Баллада "Светлана"
Урок по литературе в 6 классе на тему: "В.А.Жуковский. Баллада "Светлана"...
Технологическая карта урока по литературе на тему: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана»
Технологическая карта урока по литературе в 9 классе на тему: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана»...