Урок 3 «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок 3 «Здесь несчастье – лживыйКОНСПЕКТЫ
Литература 6 класс
Урок 3 «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).
Раздел 1 «Пролетая над снами»
Рабочая тема урока: Как Ленора стала Светланой?
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания |
| На данном уроке: наша задача выявить коренные отличия «Леноры» и «Светланы». Сформулировать, в чём особенности русского варианта баллады
| Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6.Пользоваться словарями, справочниками. 7.Осуществлять анализ и синтез. 8.Устанавливать причинно-следственные связи. 9.Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Технология оценивания «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично». Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
|
II. Работа с текстом. 1.Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения.
2. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение произведения В.А. Жуковского.
3. Работа с текстом после чтения
| Вы прочитали «Ленору» Бюргера в переводе В.А. Жуковского, и «Светлану», написанную Жуковским. Что можно сказать об этих двух произведениях? (Они похожи по сюжету, это одна и та же история и т.д.) Можно ли сказать, что эти произведения принципиально отличаются, и если да – то чем? (Окончанием, в «Светлане» оно счастливое). Известно, что Жуковский написал свою «Светлану» под влиянием баллады Бюргера. Сегодня мы будем её анализировать. Как вы думаете, что нам необходимо узнать прежде всего? Формулируем тему урока: Как «Ленора» стала «Светланой»?
Информация для учителя: Жуковского не зря назвали «Певцом Светланы». До него этого имени просто не существовало. Впервые придумал и использовал его в романсе «Светлана и Мстислав» А.Х. Востоков в 1802 году, но только в 1813 году, после публикации «Светланы» Жуковского оно приобрело известность именно как имя. Будучи неканоническим (в святцах его нет, аналог – Фотина), общеупотребительным оно стало после Октябрьской революции, параллельно с Октябриной, Энгельсиной и т.д. То есть, можно сказать, что Светлана – единственное имя, родившееся под пером литератора и обретшее жизнь.
Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; (самый распространенный способ, позволяющий узнать, с какой стороны придет суженый: куда башмачок обращен носом, оттуда он и явится) Снег пололи (отыскивали спрятанное в снегу кольцо, кто отыщет – тому повезет); под окном Слушали; (если у соседей скандал, значит и у вас год будет «веселый», если тихо – хорошим и гармоничным) кормили Счетным курицу зерном; (считали зерна и отдавали курице как в «любишь-не любишь»: выйдет или не выйдет замуж. Осталось одно последнее зерно – выйдет, нет – нет) Ярый воск топили; (растопленный воск выливали в блюдечко с молоком и смотрели на получившиеся фигурки) В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. (под специальные святочные (подблюдные) песни-загадки из-под белого платка извлекались вещи участников: какая песня – такая и судьба) Тускло светится луна В сумраке тумана – Молчалива и грустна Милая Светлана (сравнение с луной и одновременно, упоминание о времени суток) «Что, подруженька, с тобой? Вымолви словечко; Слушай песни круговой; Вынь себе колечко. Пой, красавица: «Кузнец, Скуй мне злат и нов венец, Скуй кольцо златое; Мне венчаться тем венцом, Обручаться тем кольцом При святом налое» (гадание на жениха). – «Как могу, подружки, петь? Милый друг далёко; Мне судьбина умереть В грусти одинокой. (заметьте, в отличие от Леноры Светлана и не думает роптать, она просто грустит) Год промчался – вести нет, Он ко мне не пишет; Ах! А им лишь красен свет, Им лишь сердце дышит… Иль не вспомнишь обо мне? Где, в какой ты стороне? Где твоя обитель? Я молюсь и слезы лью! Утоли печаль мою, Ангел – утешитель». (опять-таки: Ленора, в отличие от Светланы, предполагает одинаково страшные для себя вещи – или гибель жениха, или его женитьбу на сопернице). Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою; Два прибора на столе. «Загадай, Светлана; В чистом зеркала стекле В полночь, без обмана Ты узнаешь жребий свой: Стукнет в двери милый твой Легкою рукою; Упадет с двери запор; Сядет он за свой прибор Ужинать с тобою». (Само по себе подобное гадание с православной точки зрения является грехом, так как предполагает общение с потусторонними силами. Об этом говорит еще и то, что человеку, осуществлявшему гаданию, требовалось снять с себя нательный крест. Вот, собственно, в чем пока только и состоит вина Светланы). Вот красавица одна; К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится; Тёмно в зеркале; кругом Мертвое молчанье; Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье… (нарастает напряжение) Робость в ней волнует грудь, Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи… С треском пыхнул огонек, Крикнул жалобно сверчок. Вестник полуночи… (от ожидания обостряется слух и становятся слышными все, до той поры незаметные звуки)
Подпершися локотком, Чуть Светлана дышит… Вот… легохонько замком Кто-то стукнул, слышит; (от напряжения начинаются видения) Робко в зеркало глядит: За ее плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами… Занялся от страха дух… Вдруг в ее влетает слух Тихий, легкий шепот: «Я с тобой, моя краса; Укротились небеса; Твой услышан ропот!» (начинается действие)
Оглянулась… милый к ней Простирает руки. Радость, свет моих очей, Нет для нас разлуки. Едем! Поп уж в церкви ждет С дьяконом, дьячками; Хор венчальну песнь поет; Храм блестит свечами». (достаточно странно для полуночи. Венчания в такое время проводятся по очень большой просьбе. Еще более странно выглядит чин отпевания в полночь. Но Светлану, похоже, не смущает ни то, ни другое) Был в ответ умильный взор; Идут на широкий двор, В ворота тесовы; У ворот их санки ждут; С нетерпенья кони рвут Повода шелковы (шелковые поводья – праздничные, дорогие) Сели… кони с места враз; Пышут дым ноздрями; От копыт их поднялась Вьюга над санями. Скачут… пусто всё вокруг, (возникает легкая тревога) Степь в очах Светланы: На луне туманный круг; (к метели, непогоде) Чуть блестят поляны. Сердце вещее дрожит; (девушка чувствует недоброе) Робко дева говорит: «Что ты смолкнул, милый?» Ни полслова ей в ответ: Он глядит на лунный свет, Бледен и унылый. (тут совпадение с Ленорой, но дальше опять пойдут разночтения. Луну называют «солнцем мертвых», имея в виду то, что нечисть обычно появляется при лунном свете)
Кони мчатся по буграм; Топчут снег глубокий…(то есть, едут по непроезжим местам) Вот в сторонке Божий храм Виден одинокий; (в сторонке и одинокий – выделяется) Двери вихорь отворил; Тьма людей во храме; (выделяется слово «тьма» от «темный») Яркий свет паникадил Тускнет в фимиаме; (фимиам – благовония, выделяется слово «тускнет») На средине черный гроб; (обычно – с левой стороны: с правой – крестят, с левой – отпевают, некий круговорот, т.к. церковь символизирует мир) И гласит протяжно поп: «Буди взят могилой!» (таких слов и близко нет в заупокойной службе. Тут бы Светлане уже и понять, что происходит что-то совсем нехорошее) Пуще девица дрожит; Кони мимо; друг молчит, Бледен и унылый. (повторяется во второй раз, подчеркивая неподвижность и некую неодушевленность спутника Светланы)
Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; (вот почему луна была в ореоле) Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Ворон каркает: печаль! (увидеть во сне ворона, летящего над вами и каркающего, согласно народным поверьям – к смерти близкого человека) Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Подымая гривы; Брезжит в поле огонек; Виден мирный уголок, Хижинка под снегом. (ситуация успокаивается) Кони борзые быстрей, Снег взрывая, прямо к ней Мчатся дружным бегом Вот примчалися… и вмиг Из очей пропали: Кони, сани и жених Будто не бывали. (для сказок – обычная ситуация: морок, привидения. Вообще, множество страшных поверий на Руси связано с ночной дорогой) Одинокая, впотьмах, Брошена от друга, В страшных девица местах; Вкруг метель и вьюга. Возвратиться – следу нет… Виден ей в избушке свет: Вот перекрестилась; (для человека того времени абсолютно естественное поведение) В дверь с молитвою стучит… Дверь шатнулася… скрыпит… (опять нагнетание страха) Тихо растворилась.
Что ж? В избушке гроб; накрыт Белою запоной; Спасов лик в ногах стоит; Свечка пред иконой… (тоже вполне нормальная картина – никаких ужасов) Ах, Светлана, что с тобой? В чью зашла обитель? Страшен хижины пустой Безответный житель. Входит с трепетом, в слезах; Пред иконой пала в прах, Спасу помолилась; И с крестом своим в руке Под святыми в уголке Робко притаилась. (опять-таки, абсолютно нормальное поведение для того времени)
Всё утихло… вьюги нет… Слабо свечка тлится, (тлеет. Опять тишина, звон в ушах, слышны даже самые тихие звуки) То прольет дрожащий свет, То опять затмится… Все в глубоком, мертвом сне, Страшное молчанье… Чу, Светлана!.. в тишине Легкое журчанье… Вот глядит: к ней в уголок Белоснежный голубок С светлыми глазами, Тихо вея, прилетел, К ней на перси тихо сел, Обнял их крылами. (в православной символике – Святой Дух) Смолкло все опять кругом… Вот Светлане мнится, Что под белым полотном Мертвый шевелится… Сорвался покров; мертвец (Лик мрачнее ночи) Виден весь: на лбу венец, Затворёны очи. Вдруг… в устах сомкнутых стон; Силится раздвинуть он Руки охладелы… Что же девица? Дрожит… Гибель близко… но не спит Голубочек белый.
Встрепенулся, развернул Легкие он крилы; К мертвецу на грудь вспорхнул… Всей лишенный силы, (Святой Дух своим присутствием лишил нечистое создание силы) Простонав, заскрежетал Страшно он зубами И на деву засверкал Грозными очами… Снова бледность на устах; В закатившихся глазах Смерть изобразилась… Глядь Светлана… о Творец! Милый друг ее – мертвец! Ах!... и пробудилась.
Где ж?.. У зеркала, одна Посреди светлицы; В тонкий занавес окна Свет луч денницы; Шумным бьет крылом петух, День встречая пеньем; Все блестит… Светланин дух Смутен сновиденьем. (хорошо, реально написанная картина зимнего утра) «Ах! Ужасный, грозный сон! Не добро вещает он – Горькую судьбину; (по толкованию сновидений так и выходит) Тайный мрак грядущих дней, Что сулишь душе моей, Радость иль кручину?» Села (тяжко ноет грудь) Под окном Светлана; Из окна широкий путь Виден сквозь тумана; (туман – значит оттепель, снег тает). Снег на солнышке блестит, Пар алеет тонкий…(на фоне пронзительно синего неба, озаренный красным, восходящим солнцем, виден тонкий, легкий дымок из труб) Чу!. В дали пустой гремит Колокольчик звонкий; На дороге снежный прах; Мчат, как будто на крылах, Санки кони рьяны; (повторение ночного сна, но уже в позитивном смысле) Ближе; вот уж у ворот; Статный гость к крыльцу идет… Кто? Жених Светланы. Что же твой, Светлана, сон, Прорицатель муки? Друг с тобой; все тот же он В опыте разлуки; Та ж любовь в его очах, Те ж приятны взоры; Те ж на сладостных устах Милы разговоры. (Не ропщи, не сомневайся, не верь предсказаниям) Отворяйся ж, Божий храм; Вы летите к небесам, Верные обеты; (итак, счастливая концовка, а теперь последует авторское резюме) Соберитесь, стар и млад; Сдвинув звонки чаши, в лад Пойте: многи леты! Улыбнись, - моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. (Жуковский скромничает) Взором счастливый твоим, Не хочу и славы; Слава – нас учили – дым; Свет – судья лукавый. Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ Зиждителя закон: Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье». (Вот оно, коренное отличие двух текстов!) О! не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана… Будь, Создатель, ей покров! Ни печали рана, Ни минутной грусти тень К ней да не коснется; В ней душа, как ясный день; Ах! Да пронесется Мимо – бедствия рука; Как приятный ручейка Блеск на лоне луга, Будь вся жизнь ее светла, Будь веселость, как была, Дней ее подруга.
Работаем по группам. Первая группа доказывает, что «Светлана» и «Ленора» - по сути один и тот же текст. Вторая – что это два совершенно разных текста. Третья выступает после первых двух и анализирует отличия «Светланы» и «Леноры». Работа в парах: составление литературного портрета Светланы и Леноры. Выявление отличий. Индивидуальная работа (рабочая тетрадь, стр. 7, задания 1-2). Для того, чтобы понять, почему Ленора и Светлана отличаются, давайте вспомним разные национальные традиции составления баллад (работа по группам, вспоминаем домашнее задание прошлого урока). Вывод: Баллада в традициях разных народов – в большинстве случаев – произведение трагическое. В исполнении Жуковского трагедия превращается просто в историю про девушку Светлану со счастливой развязкой.
Информация для учителя Балладу немецкого поэта Г.А. Биргера (Бюргера) «Ленора» Жуковский переводил трижды. В первый раз, в 1808 году, он переименовал героиню в Людмилу (кстати сказать, популярным это имя, изначально старославянское, стало тоже благодаря «отцу русского романтизма». Затем, в 1812 году появилась «Светлана», хотя и написанная по мотивам Биргера, но ставшая оригинальным творением Жуковского. Затем, третьим переводом, стала собственно «Ленора», переведенная близко к тексту. Жуковский лишь смягчил хулу на Бога, которую возводила героиня баллады. В разных истолкованиях «Сказания о мертвом женихе» четко видна разная традиция – русская и западная – истолкования подобных событий.
| |
III. Итог урока. | Таким образом, в западной стилистике очень сильна тема возмездия – наказания за грехи. В русской – перевешивает тема прощения и покаяния. «Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье».
|
|
IV. Домашнее задание | К следующему уроку учащиеся выполняют задание 3 (рабочая тетрадь, стр.7-10) читают балладу И.-В. Гёте «Лесной царь». | |
|
|
сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТЫ
Литература 6 класс
Урок 3 «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).
Раздел 1 «Пролетая над снами»
Рабочая тема урока: Как Ленора стала Светланой?
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания |
| На данном уроке: наша задача выявить коренные отличия «Леноры» и «Светланы». Сформулировать, в чём особенности русского варианта баллады | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6.Пользоваться словарями, справочниками. 7.Осуществлять анализ и синтез. 8.Устанавливать причинно-следственные связи. 9.Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. Технология оценивания «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично». Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Работа с текстом. 1.Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения. 2. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение произведения В.А. Жуковского. 3. Работа с текстом после чтения | Вы прочитали «Ленору» Бюргера в переводе В.А. Жуковского, и «Светлану», написанную Жуковским. Что можно сказать об этих двух произведениях? (Они похожи по сюжету, это одна и та же история и т.д.) Можно ли сказать, что эти произведения принципиально отличаются, и если да – то чем? (Окончанием, в «Светлане» оно счастливое). Известно, что Жуковский написал свою «Светлану» под влиянием баллады Бюргера. Сегодня мы будем её анализировать. Как вы думаете, что нам необходимо узнать прежде всего? Формулируем тему урока: Как «Ленора» стала «Светланой»? Информация для учителя: Жуковского не зря назвали «Певцом Светланы». До него этого имени просто не существовало. Впервые придумал и использовал его в романсе «Светлана и Мстислав» А.Х. Востоков в 1802 году, но только в 1813 году, после публикации «Светланы» Жуковского оно приобрело известность именно как имя. Будучи неканоническим (в святцах его нет, аналог – Фотина), общеупотребительным оно стало после Октябрьской революции, параллельно с Октябриной, Энгельсиной и т.д. То есть, можно сказать, что Светлана – единственное имя, родившееся под пером литератора и обретшее жизнь. Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; (самый распространенный способ, позволяющий узнать, с какой стороны придет суженый: куда башмачок обращен носом, оттуда он и явится) Снег пололи (отыскивали спрятанное в снегу кольцо, кто отыщет – тому повезет); под окном Слушали; (если у соседей скандал, значит и у вас год будет «веселый», если тихо – хорошим и гармоничным) кормили Счетным курицу зерном; (считали зерна и отдавали курице как в «любишь-не любишь»: выйдет или не выйдет замуж. Осталось одно последнее зерно – выйдет, нет – нет) Ярый воск топили; (растопленный воск выливали в блюдечко с молоком и смотрели на получившиеся фигурки) В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. (под специальные святочные (подблюдные) песни-загадки из-под белого платка извлекались вещи участников: какая песня – такая и судьба) Тускло светится луна В сумраке тумана – Молчалива и грустна Милая Светлана (сравнение с луной и одновременно, упоминание о времени суток) «Что, подруженька, с тобой? Вымолви словечко; Слушай песни круговой; Вынь себе колечко. Пой, красавица: «Кузнец, Скуй мне злат и нов венец, Скуй кольцо златое; Мне венчаться тем венцом, Обручаться тем кольцом При святом налое» (гадание на жениха). – «Как могу, подружки, петь? Милый друг далёко; Мне судьбина умереть В грусти одинокой. (заметьте, в отличие от Леноры Светлана и не думает роптать, она просто грустит) Год промчался – вести нет, Он ко мне не пишет; Ах! А им лишь красен свет, Им лишь сердце дышит… Иль не вспомнишь обо мне? Где, в какой ты стороне? Где твоя обитель? Я молюсь и слезы лью! Утоли печаль мою, Ангел – утешитель». (опять-таки: Ленора, в отличие от Светланы, предполагает одинаково страшные для себя вещи – или гибель жениха, или его женитьбу на сопернице). Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою; Два прибора на столе. «Загадай, Светлана; В чистом зеркала стекле В полночь, без обмана Ты узнаешь жребий свой: Стукнет в двери милый твой Легкою рукою; Упадет с двери запор; Сядет он за свой прибор Ужинать с тобою». (Само по себе подобное гадание с православной точки зрения является грехом, так как предполагает общение с потусторонними силами. Об этом говорит еще и то, что человеку, осуществлявшему гаданию, требовалось снять с себя нательный крест. Вот, собственно, в чем пока только и состоит вина Светланы). Вот красавица одна; К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится; Тёмно в зеркале; кругом Мертвое молчанье; Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье… (нарастает напряжение) Робость в ней волнует грудь, Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи… С треском пыхнул огонек, Крикнул жалобно сверчок. Вестник полуночи… (от ожидания обостряется слух и становятся слышными все, до той поры незаметные звуки) Подпершися локотком, Чуть Светлана дышит… Вот… легохонько замком Кто-то стукнул, слышит; (от напряжения начинаются видения) Робко в зеркало глядит: За ее плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами… Занялся от страха дух… Вдруг в ее влетает слух Тихий, легкий шепот: «Я с тобой, моя краса; Укротились небеса; Твой услышан ропот!» (начинается действие) Оглянулась… милый к ней Простирает руки. Радость, свет моих очей, Нет для нас разлуки. Едем! Поп уж в церкви ждет С дьяконом, дьячками; Хор венчальну песнь поет; Храм блестит свечами». (достаточно странно для полуночи. Венчания в такое время проводятся по очень большой просьбе. Еще более странно выглядит чин отпевания в полночь. Но Светлану, похоже, не смущает ни то, ни другое) Был в ответ умильный взор; Идут на широкий двор, В ворота тесовы; У ворот их санки ждут; С нетерпенья кони рвут Повода шелковы (шелковые поводья – праздничные, дорогие) Сели… кони с места враз; Пышут дым ноздрями; От копыт их поднялась Вьюга над санями. Скачут… пусто всё вокруг, (возникает легкая тревога) Степь в очах Светланы: На луне туманный круг; (к метели, непогоде) Чуть блестят поляны. Сердце вещее дрожит; (девушка чувствует недоброе) Робко дева говорит: «Что ты смолкнул, милый?» Ни полслова ей в ответ: Он глядит на лунный свет, Бледен и унылый. (тут совпадение с Ленорой, но дальше опять пойдут разночтения. Луну называют «солнцем мертвых», имея в виду то, что нечисть обычно появляется при лунном свете) Кони мчатся по буграм; Топчут снег глубокий…(то есть, едут по непроезжим местам) Вот в сторонке Божий храм Виден одинокий; (в сторонке и одинокий – выделяется) Двери вихорь отворил; Тьма людей во храме; (выделяется слово «тьма» от «темный») Яркий свет паникадил Тускнет в фимиаме; (фимиам – благовония, выделяется слово «тускнет») На средине черный гроб; (обычно – с левой стороны: с правой – крестят, с левой – отпевают, некий круговорот, т.к. церковь символизирует мир) И гласит протяжно поп: «Буди взят могилой!» (таких слов и близко нет в заупокойной службе. Тут бы Светлане уже и понять, что происходит что-то совсем нехорошее) Пуще девица дрожит; Кони мимо; друг молчит, Бледен и унылый. (повторяется во второй раз, подчеркивая неподвижность и некую неодушевленность спутника Светланы) Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; (вот почему луна была в ореоле) Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Ворон каркает: печаль! (увидеть во сне ворона, летящего над вами и каркающего, согласно народным поверьям – к смерти близкого человека) Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Подымая гривы; Брезжит в поле огонек; Виден мирный уголок, Хижинка под снегом. (ситуация успокаивается) Кони борзые быстрей, Снег взрывая, прямо к ней Мчатся дружным бегом Вот примчалися… и вмиг Из очей пропали: Кони, сани и жених Будто не бывали. (для сказок – обычная ситуация: морок, привидения. Вообще, множество страшных поверий на Руси связано с ночной дорогой) Одинокая, впотьмах, Брошена от друга, В страшных девица местах; Вкруг метель и вьюга. Возвратиться – следу нет… Виден ей в избушке свет: Вот перекрестилась; (для человека того времени абсолютно естественное поведение) В дверь с молитвою стучит… Дверь шатнулася… скрыпит… (опять нагнетание страха) Тихо растворилась. Что ж? В избушке гроб; накрыт Белою запоной; Спасов лик в ногах стоит; Свечка пред иконой… (тоже вполне нормальная картина – никаких ужасов) Ах, Светлана, что с тобой? В чью зашла обитель? Страшен хижины пустой Безответный житель. Входит с трепетом, в слезах; Пред иконой пала в прах, Спасу помолилась; И с крестом своим в руке Под святыми в уголке Робко притаилась. (опять-таки, абсолютно нормальное поведение для того времени) Всё утихло… вьюги нет… Слабо свечка тлится, (тлеет. Опять тишина, звон в ушах, слышны даже самые тихие звуки) То прольет дрожащий свет, То опять затмится… Все в глубоком, мертвом сне, Страшное молчанье… Чу, Светлана!.. в тишине Легкое журчанье… Вот глядит: к ней в уголок Белоснежный голубок С светлыми глазами, Тихо вея, прилетел, К ней на перси тихо сел, Обнял их крылами. (в православной символике – Святой Дух) Смолкло все опять кругом… Вот Светлане мнится, Что под белым полотном Мертвый шевелится… Сорвался покров; мертвец (Лик мрачнее ночи) Виден весь: на лбу венец, Затворёны очи. Вдруг… в устах сомкнутых стон; Силится раздвинуть он Руки охладелы… Что же девица? Дрожит… Гибель близко… но не спит Голубочек белый. Встрепенулся, развернул Легкие он крилы; К мертвецу на грудь вспорхнул… Всей лишенный силы, (Святой Дух своим присутствием лишил нечистое создание силы) Простонав, заскрежетал Страшно он зубами И на деву засверкал Грозными очами… Снова бледность на устах; В закатившихся глазах Смерть изобразилась… Глядь Светлана… о Творец! Милый друг ее – мертвец! Ах!... и пробудилась. Где ж?.. У зеркала, одна Посреди светлицы; В тонкий занавес окна Свет луч денницы; Шумным бьет крылом петух, День встречая пеньем; Все блестит… Светланин дух Смутен сновиденьем. (хорошо, реально написанная картина зимнего утра) «Ах! Ужасный, грозный сон! Не добро вещает он – Горькую судьбину; (по толкованию сновидений так и выходит) Тайный мрак грядущих дней, Что сулишь душе моей, Радость иль кручину?» Села (тяжко ноет грудь) Под окном Светлана; Из окна широкий путь Виден сквозь тумана; (туман – значит оттепель, снег тает). Снег на солнышке блестит, Пар алеет тонкий…(на фоне пронзительно синего неба, озаренный красным, восходящим солнцем, виден тонкий, легкий дымок из труб) Чу!. В дали пустой гремит Колокольчик звонкий; На дороге снежный прах; Мчат, как будто на крылах, Санки кони рьяны; (повторение ночного сна, но уже в позитивном смысле) Ближе; вот уж у ворот; Статный гость к крыльцу идет… Кто? Жених Светланы. Что же твой, Светлана, сон, Прорицатель муки? Друг с тобой; все тот же он В опыте разлуки; Та ж любовь в его очах, Те ж приятны взоры; Те ж на сладостных устах Милы разговоры. (Не ропщи, не сомневайся, не верь предсказаниям) Отворяйся ж, Божий храм; Вы летите к небесам, Верные обеты; (итак, счастливая концовка, а теперь последует авторское резюме) Соберитесь, стар и млад; Сдвинув звонки чаши, в лад Пойте: многи леты! Улыбнись, - моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. (Жуковский скромничает) Взором счастливый твоим, Не хочу и славы; Слава – нас учили – дым; Свет – судья лукавый. Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ Зиждителя закон: Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье». (Вот оно, коренное отличие двух текстов!) О! не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана… Будь, Создатель, ей покров! Ни печали рана, Ни минутной грусти тень К ней да не коснется; В ней душа, как ясный день; Ах! Да пронесется Мимо – бедствия рука; Как приятный ручейка Блеск на лоне луга, Будь вся жизнь ее светла, Будь веселость, как была, Дней ее подруга. Работаем по группам. Первая группа доказывает, что «Светлана» и «Ленора» - по сути один и тот же текст. Вторая – что это два совершенно разных текста. Третья выступает после первых двух и анализирует отличия «Светланы» и «Леноры». Работа в парах: составление литературного портрета Светланы и Леноры. Выявление отличий. Индивидуальная работа (рабочая тетрадь, стр. 7, задания 1-2). Для того, чтобы понять, почему Ленора и Светлана отличаются, давайте вспомним разные национальные традиции составления баллад (работа по группам, вспоминаем домашнее задание прошлого урока). Вывод: Баллада в традициях разных народов – в большинстве случаев – произведение трагическое. В исполнении Жуковского трагедия превращается просто в историю про девушку Светлану со счастливой развязкой. Информация для учителя Балладу немецкого поэта Г.А. Биргера (Бюргера) «Ленора» Жуковский переводил трижды. В первый раз, в 1808 году, он переименовал героиню в Людмилу (кстати сказать, популярным это имя, изначально старославянское, стало тоже благодаря «отцу русского романтизма». Затем, в 1812 году появилась «Светлана», хотя и написанная по мотивам Биргера, но ставшая оригинальным творением Жуковского. Затем, третьим переводом, стала собственно «Ленора», переведенная близко к тексту. Жуковский лишь смягчил хулу на Бога, которую возводила героиня баллады. В разных истолкованиях «Сказания о мертвом женихе» четко видна разная традиция – русская и западная – истолкования подобных событий. | |
III. Итог урока. | Таким образом, в западной стилистике очень сильна тема возмездия – наказания за грехи. В русской – перевешивает тема прощения и покаяния. «Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье». |
|
IV. Домашнее задание | К следующему уроку учащиеся выполняют задание 3 (рабочая тетрадь, стр.7-10) читают балладу И.-В. Гёте «Лесной царь». | |
© ООО Баласс, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Раз в крещенский вечерок" В. А. Жуковский баллада "Светлана"
Данная презентация может быть использована на уроках литературы по программе Кутузова при изучении темы "Литературная баллада. Баллады В. А. Жуковского"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-270282-1379326680.jpg)
Презентация, посвященная изучению баллады "Светлана" В.А.Жуковского
Подробное изучение баллады "Светлана"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/20/picture-740435-1453301808.jpg)
Фольклорные традиции в творчестве В. А. Жуковского на примере баллад «Светлана» и «Людмила»
Научная работа....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-659847-1454067344.jpg)
Конспект урока литературы в 9 классе на тему "В.А.Жуковский ”Светлана”. Романтические особенности баллады".
Данная разработка поможет учителю дать интересный урок, посвящённый балладе "Светлана". Большое внимание в ходе урока уделяется личности В.А.Жуковского, понятию о романтизме, а также фольклорным мотив...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/07/picture-969914-1510078124.jpg)
Урок по литературе "В. А. Жуковский. Баллада "Светлана"
Урок по литературе в 6 классе на тему: "В.А.Жуковский. Баллада "Светлана"...
Технологическая карта урока по литературе на тему: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана»
Технологическая карта урока по литературе в 9 классе на тему: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана»...