Урок литературы по теме: "Мы - люди, потрясённые Шукшиным"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Анализ рассказов В. М. Шукшина "Крепкий мужик", "Мастер", "Микроскоп", "Гринька Малюгин".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury._shukshin.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Г. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Урок литературы
Мы – люди, потрясённые Шукшиным
…Хочешь быть мастером,
макай своё перо в правду.
Ничем другим больше не увидишь.
В. М. Шукшин
Из рабочих тетрадей
Подготовила и провела
Карась Наталья Владимировна
Гусь-Хрустальный
2014
Цели урока
Образовательные:
- познакомить ребят с биографией писателя;
- продолжить знакомство с творчеством Шукшина; особенностями малого жанра автора; любимыми героями;
- продолжить обучение составлению синквейна
Воспитательные:
- вызвать интерес к личности и творчеству прозаика;
- продолжить прививать любовь к слову;
- приобщить учащихся к богатствам отечественной литературы
Развивающие:
- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное;
- развивать навыки творческого чтения;
- развивать, обогащать речь учащихся.
Мы – люди, потрясённые Шукшиным
…Хочешь быть мастером,
макай своё перо в правду.
Ничем другим больше не увидишь.
В. М. Шукшин
Из рабочих тетрадей
Вступительное слово учителя
Сегодня мы с вами отправляемся в небольшое путешествие по жизни и творчеству В. М. Шукшина. Заглянем на Алтай, где родился Василий Макарович, побываем в гостях у некоторых его героев. А начать мне бы хотелось со слов самого писателя: «Хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь». Да Шукшин умел удивлять, задеть за живое, пробиться в души читателей. Он не щадил себя, торопясь, чтобы успеть сказать правду и этой правдой объединить, сблизить людей. Какой за всем этим труд! «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволял себе пожить расслабленно, развалившись, - писал Шукшин. - Вечно напряжён и собран».
Теперь давайте познакомимся с биографией писателя, а для этого заглянем на Алтай, в село Сростки.
Выступление заранее подготовленных учеников.
Дома вы читали рассказы Шукшина и вступительную статью учебника о писателе, поэтому вы можете ответить на вопрос:
-Кто же герои Шукшина?
Герои Шукшина – простые, «рядовые», обыкновенные люди – крестьяне, рабочие, студенты, продавцы магазинов, учителя, агрономы, служащие.
Ещё до того, как мы начнём обсуждать рассказы, которые вы прочитали дома, мне хочется познакомить вас с известной фразой Н. А. Островского из его кники «Как закалялась сталь»:
«Самое дорогое у человека – это жизнь. И прожить её надо так, что бы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор мучения за подленькое и мелочное прошлое…»
-Как вы понимаете слова Островского «бесцельно прожитые годы»?
- Это годы, когда ты не смог создать что-то хорошее, принести пользу людям.
- А важно ли, что именно приносит человеку известность – созидание или разрушение?
А теперь следующая станция, совхоз «Гигант», и рассказ «Крепкий мужик».
- О чём он? Кратко перескажите.
О том, что Николай Шурыгин решил сломать пустую и ненужную, как он считал, церковь, чтобы использовать кирпич для постройки свинарника. И это ему удалось, т.е. церковь он сломал.
- Попробуйте рассказать, что за человек Николай Шурыгин. Как характеризует Николая его речь?
Судя по манере поведения, по речи о Шурыгине можно сказать, что он человек грубый. Шукшин подчёркивает, что без нецензурной брани и крика у него не обходится ни одного дела.
Кроме того, он любит выпить. Это ограниченный, невежественный человек, привыкший к власти. В критические моменты он может быть страшен.
- Почему решил герой сломать церковь? Зачитайте.
«Там кирпич добрый, я бы его на свинарник пустил».
Может быть это хорошо? Церковь пустая. Кирпич нужен. Наверное, это характеризует Николая как человека хозяйственного.
- Чем была церковь для односельчан Шурыгина?
См. текст
«Она хоть небольшая, церковка, а оживляла деревню (некогда сельцо), собирала её вокруг себя, далеко выставляла напоказ».
«Люди постарше все крещены в ней, в ней отпевали усопших дедов и прадедов, как небо привыкли видеть каждый день, так и её...».
Мать: «Почто это не замечали! Да, бывало, откуда ни идёшь, её уж видишь. И как ни пристанешь, а увидишь её – вроде уж дома. Она сил прибавляла».
Да, она была красивая, оживляла село, прибавляла сил усталым и была олицетворением малой родины.
- Замечал ли эту красоту Шурыгин?
Нет.
- Как отнеслись односельчане к поступку Николая? (см. текст)
«Кругом стали ахать и охать, стали жалеть церковь».
- Шурыгин, прекрати своевольничать!
Учитель:
- Немедленно прекратите! Чьё распоряжение? Это семнадцатый век!
- Кто из всех односельчан не только словом, но и делом стал отстаивать церковь?
Это учитель. Он «забежал с той стороны церкви, куда она должна была упасть, стал под стеной»
Но, когда Шурыгин «схватил его в беремя и понёс прочь от церкви», никто из народа под стену не стал.
- Что же делали люди? (см. текст)
«Все не двигались с места. Всех парализовало неистовство Шурыгина. Все молчали. Ждали».
- Какая стилистическая фигура здесь используется Шукшиным?
Анафора
- С какой целью?
Чтобы подчеркнуть всеобщее бездействие.
Три раза повторяется слово «все». И эти «все» не смогли оказать сопротивление одному. Учитель кричит, что это народное дело, а народ бездействует. Шукшин знает и слабые и сильные стороны своего народа и изображает их правдиво и объективно.
И всё же народ осудил Николая.
- Кто он теперь для них?
«Идиот», «идол», «харя необразованная».
- Что сказала ему мать, узнав о его поступке?
«Колька, идол ты окаянный…». (Зачитываем отрывок)
- Сумел ли Николай воспользоваться плодами своего труда? Добыл ли он кирпич? Почему?
« Покрошилось много, ага… Не знаю, как их потом долбать… попробовал ломиком – крепкая зараза. Действительно, литьё!».
«К кирпичам, конечно, ни один дьявол не притронется, – подумал. – Ну и хрен с ними! Сгребу в кучу бульдозером, и пусть крапивой зарастает».
Итак, автор приводит нас к тому, что Николай совершил варварский, бесполезный поступок. И на душе у него, наверное, скверно. Недаром он постоянно пьёт водку, даже поёт, пытаясь всем показать, что несмотря ни на что у него прекрасное настроение.
- И как он себя оправдывает? (см. текст)
«Приходя мимо бывшей церкви, Шурыгин остановился…». (Зачитываем отрывок)
Был в истории человек по имени Геростат, грек из Малой Азии, которой разрушил храм Артемиды в Эфесе, желая прославится. Так и Николай Шурыгин, конечно, прославился на всё село, И будут его помнить.
- Только не будет ли ему «мучительно больно» в конце жизни?
Хотелось бы надеяться, что будет.
- И ещё одна станция. Село Чебровка, где живёт Сёмка Рысь из рассказа «Мастер».
Как вы думаете, почему из совхоза «Гигант» мы отправляемся в Чебровку?
Главный герой, Сёмка Рысь, поразился красотой церкви. Он захотел её отремонтировать, обращался к церковным и светским властям, но нигде его не поддержали.
- Найдите эпизод, где Сёмка любуется этим храмом.
«И стоит в зелени белая красавица. Столько лет стоит…» (Зачитываем отрывок)
Жаль, конечно, что не удалось Сёмке сделать задуманное. Но одно намерение уже само по себе дорого автору и показывает нам «забулдыгу, но непревзойдённого столяра» как человека способного любить и понимать прекрасное. Этот трактором по красоте не пройдётся.
Ещё один рассказ, который мы сегодня обсудим, называется «Гринька Малюгин». И следующая станция - «Бензохранилище».
Главный герой рассказа - Гринька.
- Каким он был по мнению односельчан? (см. начало рассказа)
«Был он человек недоразвитый, придурковатый».
- Давайте найдём портрет героя.
«Был он здоровенный парень…» (Зачитываем отрывок)
-Красив он?
Нет, длинные руки, вытянутое, как у лошади, лицо.
Далее автор пишет: «Вот такая история приключилась однажды с Гринькой.»
- Какая же история с ним приключилась?
Главный герой приехал на бензохранилище. И вдруг там начался пожар. Горели бочки с бензином в одной из машин. Гринька сел в горящую машину и направил её к реке, а сам выпрыгнул и сломал ногу. См. текст. «Гриньку точно кто-то толкнул сзади…»
-Что было бы, если бы он этого не сделал?
Взрыв. Очень сильный пожар. Сгорели бы машины, возможно, погибли люди.
- Как вели себя другие люди во время пожара?
Какой-то толстый мужчина (профорг) бегает и кричит: «Давайте брезент! Э-э! Куда вы? Успеем же!.. Э-э!..»
Итак, пока все паникуют, думают о своём спасение, один Гринька, недоразвитый, придурковатый, некрасивый парень сообразил, что нужно сделать. Интересно, как разные люди относятся к поступку Гриньки?
Девушка-корреспондентка
Она пишет о нем статью в газету.
«На другой день Гриньке принесли газету…» (Зачитываем отрывок)
Да, она понимает, что он совершил «мужественный поступок», «рискуя жизнью, спас государственное имущество».
- А как к этому же поступку относится мать Гриньки? См. текст.
«И вечно тебя несёт куда-то, дурака. Никто небось не побежал…»
И ещё мать задаёт сыну очень интересный вопрос. Какой?
-Деньжонок-то нисколько не дали?
-Что ей на это сказал сын?
Ты чо? Ненормальная какая-то…
-А сам Гринька считает, что совершил подвиг?
Нет, вот если бы его на Луну запустили… И на вопрос журналистки: «Что вас заставило броситься к горящей машине?». Он отвечает: «Дурость… Я же мог подорваться».
-Так какой же он на самом деле Гринька Малюгин?
Человек немного странный, не похожий на других, чудной. Он совершил подвиг, но немного стесняется этого. И совсем не считает, что его должны наградить.
-Что это за тип шукшинского героя?
Гриньку можно назвать чудиком.
-Какие они эти герои Шукшина?
Это люди, обладающие доброй душой, тянущиеся к прекрасному, к знаниям, к искусству. Поступки этих героев отличаются не корыстным расчётом, а внутренними нравственными понятиями, хотя вряд ли сами герои осознают это: ведь стремление к добру составляет основу их характера, т. е. привычно для них как дыхание.
Да, Гринька Малюгин – чудик. Но именно такие люди на войне совершали подвиги, не думая ни о себе, ни о наградах…
- А теперь давайте заглянем на следующую станцию, в село, где живёт семья Андрея Ерина, ещё одного шукшинского «чудика» из рассказа «Микроскоп». Почему Андрея Ерина можно отнести к любимым героям Шукшина?
Потому что он мечтает о недостижимом. Он хочет избавить мир от микробов.
- Что же он для этого делает?
Он обманул жену, сказав, что потерял зарплату. А сам купил на эти деньги…
-Что же он купил?
Микроскоп.
-Зачем столяру микроскоп?
Ему очень интересно, что и в воде и в других жидкостях есть микробы.
-Почему же так беспокоят Андрея микробы? Как он сам объясняет это? См. текст.
«Дело в том, что человеку положено жить 150 лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят – и протянул ноги! Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм и, как только он чуток ослабевает, они берут верх»
Мне хочется обратить ваше внимание на тонкий юмор, с которым автор описывает психологию А. Ерина, и его увлечённость.
-Какие моменты можете вы назвать, где автор по-доброму смеётся над героем?
Тогда, когда он решил микробов проволокой «накалывать».
Зачитайте.
«Как-то Андрей принёс с работы…» (Зачитываем отрывок)
И когда он побаивается жены со сковородником.
И когда на него нападает азарт любознательности, и он даже на время становится хозяином в доме»
-А кто же по-вашему прав в семейном конфликте Андрея и его жены? Что нужнее: шубки детям или микроскоп и борьба с микробами?
Андрей, узнав, что жена отвезла микроскоп в комиссионку, говорит сыну:
«Да… Шубки надо. Ну ладно – шубки, ладно. Ничего… Надо: зима скоро. Учись, Петька! На карачках, но ползи в науку – великое дело.. Учись знай. И не пей никогда… Да, они и не пьют, учёные-то. Чего им пить? У их делов хватает и без этого».
-Как эти слова влияют на смысл рассказа?
Живёт в А. Ерине тяга к науке. Может быть, из него получился бы хороший врач, учёный, исследователь. И теперь ему хочется, чтобы его мечту осуществил сын.
-Почему «чудики» кажутся нам людьми «не от мира сего»?
Потому что они не такие как большинство людей. Они как будто «парят» над действительностью, в них есть стремление к хорошему: к добру, к науке и т. д.
А теперь давайте послушаем синквейны, которые у вас получились?
1)Николай (Шурыгин)
Упрямый, ограниченный.
Ломает, ругается, пьёт.
Николай Шурыгин – современный Геростат.
Крепкий мужик
2) Гринька
Смелый, странный.
Спасает, хвалится, стесняется.
Это герой нашего времени.
Чудик
3)Андрей
Увлечённый, смешной.
Обманывает, исследует, грустит.
В нём погиб учёный.
Чудик
Я очень рада, что вы прочитали предложенные мной рассказы. Подводя итог, мне хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что герои Шукшина – люди реальные, взятые из жизни. Их нельзя разделить на положительных и отрицательных. Надеюсь, что ваше путешествие в мир творчества этого писателя, актёра, режиссера, макавшего своё перо в правду, продолжится, и вы вместе со мной сможете сказать: «Мы – люди, потрясённые Шукшиным».
Домашнее задание: сочинение - миниатюра по одной из тем:
1. Искусство должно учить добру.
2. Над чем заставляют задуматься рассказы Шукшина?
3. Новый тип героя в рассказах Шукшина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «Любить людей, как я их всегда любил». Жизнь и творчество И.С. Тургенева
Урок – литературно-музыкальная композиция...
Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"
Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"...
Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)
Данная статья позволяет понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...
Открытый урок литературы на тему: « Есть люди, по жизни никем не замеченные…» (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»).
Открытый урок литературы на тему: « Есть люди, по жизни никем не замеченные…» (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»)....
Урок по литературе на тему: "Бедные люди"
Данный урок по литературе в 9 классе У/О включает в себя три цели: образовательная, которая знакомит учащихся с содержанием рассказа, коррекционно-развивающая, где на уроке основным является развитие ...
Урок литературы на тему: "Праведные люди в неправедном мире".
Урок литературы для обучающихся 10 класса, который раскрывает образы праведников в русской литературе....