методические материалы О.В. Задорской. Изучение лирики в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
О.В. Задорская, учитель русского языка и литературы СОШ № 37 г. Выборга, - человек творческий. Она широко и глубоко мыслит, широта ее кругозора поражает. Уроки и мероприятия Ольги Викторовны оригинальны, интересны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_liriki_v_5_klasse.docx | 41.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИКИ В 5 КЛАССЕ
Из опыта работы О.В. Задорской
Когда я вижу, как из школы уходят , пусть с четвёрками и даже пятёрками в аттестате по литературе, выпускники, которые поэзию не чувствуют, я думаю о том, что они оказались чем-то очень важным обделены в жизни; и в этом в значительной мере моя личная вина, хотя многое не от меня тут зависит, а прежде всего от того, как вели их в мир поэзии, начиная с самого первого класса. Л.Айзерман
«Зачем я сегодня иду на урок литературы»
Введение
Многие методисты и исследователи справедливо считают вершиной читательского восприятия и литературного развития школьников и их эмоциональной сферы постижение лирического текста.
Цель данной работы – показать, как интересно и увлекательно можно ввести ученика в мир лирики, познакомить его с литературоведческими понятиями.
Урок 1
Лирика как род литературы. Её символы.
Казалось бы, какой пустяк – несколько хороших, пусть даже прекрасных , на редкость прекрасных стихов !А меж тем они на весь век вошли во всё моё существо, стали одной из высших радостей, прожитых мною на земле.
И.А.Бунин
-Обратите внимание, как называется наш учебник. («В мире литературы»)
-Откройте содержание. Прочитайте название разделов литературы. (Эпос, лирика , драма)
- Что это? ( Роды литературы)
- С каким родом литературы уже познакомились? - -Начинаем знакомство с лирикой. Узнаем
- о её происхождении ;
- что отличает лирику от других родов литературы;
- будем учиться понимать поэзию.
-Запишите тему урока и эпиграф. Эпиграф всегда отражает главную мысль. Какова она у Бунина?
-Лирика- слово греческое. В переводе означает «произносимый под аккомпанемент лиры, музыкальный, волнующий».
- К какому слову исторически восходит слово лирика? (Лира)
-Лира и лирика – родственные слова. Они появились в Древней Греции, когда лира, щипковый инструмент, ещё не была символом поэзии, но имела непосредственное отношение к ней. Лирические стихи произносились в сопровождении лиры.
- Расскажите, как древние греки объясняли появление лиры.
Рассказы учеников
1. Миф об Аполлоне
2.Миф о Гермесе
3.Согласно другой версии, изобретателем лиры был древнегреческий поэт Трепандр. Именно это предание использовал в своём стихотворении «Черепаха» О.Э.Мандельштам.
-Что же собой представляла лира?
-О волшебной силе этого инструмента хорошо знали древние греки.
Ученик рассказывает миф об Орфее.
- Древние греки считали, что вся деятельность человека регулируется богами. Боги жили на горе Олимп, вместе с ними жили музы.
Муза (греч.) – размышляющая, помышляющая, думающая.
Считалось, что отцом муз был Зевс, а матерью Мнемозина.
Запись в тетрадях
Зевс- верховный бог. Отец муз
.Мнемозина – мать муз, богиня Воспоминаний, Памяти Правая рука обёрнута широкой мантией – знак отказа от физического труда в пользу умственного.
Дальнейший рассказ о музах сопровождается показом слайдов «Скульптура Павловского парка». Внимательно рассматриваем символы каждой музы.
Каллиопа – муза эпоса Увенчана виноградными листьями, в руках – свиток, который является знаком покровительствуемой ею эпической поэзии.
Клио – муза истории Увенчана лаврами, украшена браслетами, рядом – свиток.
Мельпомена – муза трагедии. Трагическая мантия. Голова украшена лаврами и повязкой ;в руках палица Геракла, трагическая маска.
Талия – муза комедии Одета в хитон, в руке – маска раба, пастушеский посох.
Терпсихора – муза танца В лавровом венке, в руках – лира.
Полигимния – муза гимнов в честь богов и героев Увенчана лавром, перст на устах – воспоминание о прошедшем.
Урания – муза астрономии и математики В руках глобус и мерило.
Эрато – муза любовной поэзии В руках лира – знак того, что любовная поэзия – царица поэзии.
Эвтерпа - муза лирической поэзии В руках –двойная флейта.
-Покровителем муз считался Аполлон – бог красоты. Он жил вместе с музами на горе Геликон и на горе Парнас.
У подножия Парнаса лежали древние города Криса и Дельфы, а в Дельфах шумел знаменитый источник поэтического вдохновения – Кастальский ключ.
Запись в тетради.
Кастальский ключ- символ поэтического вдохновения.
Другой ключ такого же магического действия был выбит крылатым конём Пегасом на горе Геликон, он назывался Гиппокрена (Иппокрена) - Лошадиный источник, он был фиалково-тёмного цвета. Здесь, перед тем, как петь, купались музы.
С тех пор Пегас стал символом поэтического вдохновения, а выражение
«оседлать Пегаса» стало означать «писать стихи»
Задание на дом. 1.Выучить имена муз.
2. Написать творческую работу «Музы Павловского дворца и парка».
3.Подготовить выборочный пересказ сказки Андерсена «Соловей»
- Как пел настоящий Соловей.
- Как пел искусственный Соловей.
Творческие работы учащихся
«Музы Павловского дворца и парка»
(Работы писались после экскурсии в Павловск)
При посещении Павловского дворца и парка я окунулся в мир прекрасного,
В мир искусства. Я был восхищён шедеврами древних мастеров: скульпторов, архитекторов, художников.
Когда я попал в библиотеку Павла Первого, то увидел на книжном шкафу статуэтки девяти муз – покровительниц искусств и наук. Они были источниками вдохновения для поэтов и писателей.
В картинной галерее я восхищался мастерством художников и скульпторов, чувствовал присутствие муз где-то рядом. Наверху я увидел необычный потолок, где был изображён Аполлон, летящий по небу на колеснице в сопровождении своих постоянных спутниц – девяти муз. Мне показалось, что музы с неба оберегают эти картины и скульптуры.
Потом я пошёл гулять в парк. На одной из аллей я увидел Аполлона, увенчанного лавровым венком, вокруг которого водили хоровод девять прекрасных муз. Я очень обрадовался встрече с ними.
Позже, уже дома, музы вдохновили меня на написание этого сочинения.
Михаил Смирнов
Совсем недавно я побывала в Павловске. Дворец большой и такой красивый! А парк – просто чудо ! Самое красивое место в парке – это аллея Муз.
На этой аллее на двенадцати дорожках стоят статуи муз. В центре – статуя Аполлона, бога Солнца в греческой мифологии. Рядом со статуями муз стоят статуи Гефеста, вестника богов, Флоры, богини растительного мира. Все эти статуи поставлены в парке не случайно: там человек находится наедине с природой, и всё должно напоминать о прекрасном.
Статуи муз можно увидеть не только в парке, но и во дворце. Если зайти в библиотеку Павла первого, то можно увидеть статуи муз. Они сделаны из белого мрамора.
Изображения муз можно увидеть и в картинной галерее. Аполлон едет в колеснице, а вместе с ним едут и семь муз. Ещё две сидят на облаке, чуть вдалеке. Перед колесницей летит Венера, богиня утренней зари.
Павловск – самое красивое место в мире.
Елена Смирнова
Павловск оставил у меня неизгладимые впечатления.
В библиотеке Павла Первого на книжном шкафу расположены фигуры девяти муз. Они сделаны из мрамора. Павел Первый приобрёл их в Риме за очень большие деньги. Я думаю, Павел Первый приказал расположить фигуры муз в библиотеке, чтобы создать в ней атмосферу спокойствия, тишины и уюта.
В картинной галерее я увидела большой яркий плафон. На нём изображён Аполлон, который едет в колеснице. Рядом с ним с одной стороны летят семь муз, а с другой – две .Они изображены в виде молодых дев. Впереди всех летит богиня, раскидывающая цветы, указывая дорогу Аполлону. Она облачена в воздушный наряд. Волосы развеваются по ветру. Художник использовал для этого плафона много ярких красок. Голубое небо, плывущие облака навевают воспоминания о лете, о тепле. Глядя на него, забываешь всё плохое. На душе становится спокойно и легко.
В парке Павловска мы тоже встречаемся с музами. Рядом с ними статуи Гермеса, Флоры и танцующей девушки. В центре круга – Аполлон. Он в центре, так как повелитель муз. Музы навевают раздумья, создают атмосферу умиротворённости. Так и хочется сесть рядом с ними, почитать и полюбоваться на эту красоту.
Елена Ларина
Урок 2
Тайны поэзии. Стихотворная и прозаическая речь.
Это – круто налившийся свист.
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
Б.Пастернак
-Вспомните, о чём узнали на прошлом уроке.
Вставьте имена муз в стихотворении Магна Авсония.
__________________________прошлых времён дела вещает потомству,
__________________ трагический вопль исторгает печали,
Радует ________________ шуткой, весёлым словцом и беседой,
Сладкую песню поёт с тростниковою флейтой ____________________,
__________________кифарой влечёт, бурей чувства владея,
С плектром в руке __________________ чарует и словом, и жестом,
Звёзды небес изучает _______________, неба вращенье,
Жестами всё выражая, ____________________славит героев.
Децим Магн Авсоний
Кифара – струнный музыкальный инструмент, похожий на лиру, но больших размеров.
Плектр – палочка для извлечения звуков у струнных инструментов кифары, лиры
Выборочный пересказ сказки Андерсена «Соловей». (Дом задание)
- При пересказе обратите внимание на то, как пел настоящий и искусственный соловей.
Настоящий соловей Искусственный соловей
«Словно стеклянные колокольчики «Как заведённая шарманка»
звенят»
«Пение хватало за сердце»
-Какого соловья можно сравнить с поэтом? Почему?
- Поэт – соловей. Это метафора, ею часто пользуются поэты.
-Прочитайте эпиграф к уроку. Настоящая поэзия – тайна, их в поэзии много, начнём понемногу открывать.
М.Е.Салтыков- Щедрин шутил, что писать стихи – всё равно что ходить на разостланной на полу верёвочке, да ещё на каждом шагу приседая.
Но нет на свете народа, у которого бы не было поэтической речи. На ранних этапах развития она сливается с напевом.
-Проведём эксперимент. Прочитайте тексты.
Я вас любил, может быть, Я вас любил : любовь ещё, быть может,
В моей душе любовь не совсем В душе моей угасла не совсем ;
Угасла, но пусть она больше Но пусть она вас больше не тревожит ;
Вас не тревожит. Я не хочу Я не хочу печалить вас ничем.
ничем вас печалить. Я вас любил безмолвно, безнадёжно,
То ревностью, то робостью томим ;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как, дай вам бог, любимой быть другим.
А.С.Пушкин
- В чём сходство и различие этих текстов?
- О чём и как в них рассказывается?
- Что легче запомнить? Почему?
-Первый текст- проза, второй- стихи.
Инсценировка отрывка комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».
-Чем ещё отличается прозаическая речь от стихотворной?
-Подошли к ещё одному открытию: стихотворная речь дробится, а прозаическая нет.
Строфа – сочетание стихов, образующих единство
Стих – одна стихотворная строка.
Урок 3
Ритм
Раскрыв глаза, гляжу на яркий свет
И слышу сердца ровное биенье,
И этих строк размеренное пенье,
И мыслимую музыку планет.
Всё ритм…
И.А.Бунин
-Какое открытие сделали на прошлом уроке?
-Сегодня продолжим наши открытия. Запишите тему урока.
Ритм (греч.) – стройность, соразмерность.
- Где мы можем услышать какой-либо ритм? (Дети приводят свои примеры)
(Ритм шагов, кадры кинофильма, смена дня – ночи, времён года, расположение окон в доме, телеграфных и электрических столбов вдоль дороги, вращение Земли вокруг Солнца за определённый промежуток времени, ритм сердца и т.д. )
- Найдите примеры ритмов в математике ( таблица умножения и др.)
-Перед вами пифагоров квадрат, найдите примеры ритмов, скрытые в нём.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
81 82 83 84 85 86 87 88 89 90
91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
- числа, кратные 2
- числа, кратные 3
- числа, кратные 4
У чисел в одной строке совпадают первые цифры.
У чисел в одном столбце совпадают вторые цифры.
- Ритмом пронизана и музыка
- Прослушайте «Болеро» Равеля. (Слушаем фрагмент произведения).
-Ритм шагов тоже можно отстучать. Попробуйте отстучать ритм, записанный на доске.
та та та та та туту та та
та туту та туту та тата
- В стихотворной речи тоже есть свой порядок – ритм.
- Откройте учебник попробуйте отстучать ритм любого стихотворения.
Задание на дом 1. Привести примеры ритмов.
2. Отстучать ритм любого стихотворения.
Урок 4
Рифма
Рифма, звучная подруга
Вдохновенного досуга,
Вдохновенного труда,
Ты умолкла, онемела,
Ах, ужель ты улетела,
Изменила навсегда!
А.С.Пушкин
- Какие тайны поэзии мы уже открыли?
- Прочитайте стихотворение.
Б.Заходер
Где поставить запятую?
Очень-очень
Странный вид:
Речка под окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Пёсик из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно.
Да как крикнет
Улетая :
Вот что значит
Запятая!
- Попробуйте поставить запятую на место. Прочитайте текст. Что случилось?
(Стихи объединяются в целое средством покрепче, чем запятая, это ритм).
- Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Он нам поможет открыть ещё одну тайну поэзии.
-Прочитайте в эпиграфе подчёркнутые слова. Как вы думаете, почему я их подчеркнула? Может быть, знаете, как называются эти слова? (Подсказка в эпиграфе)
Рифма (греч.) – соразмерность
- Гармония стиха создаётся не только размером, но и совпадениями окончаний, строк, рифмами. Строки будто аукаются, как эхо, повторяют друг друга, иногда чуть меняя звучание. У Пушкина есть такое стихотворение, которое так и называется
Рифма
Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея,
Феб, увидев её, страстию к ней воспылал.
Нимфа плод понесла восторгов влюблённого бога;
Меж говорливых наяд, мучась, она родила
Милую дочь. Её приняла сама Мнемозина.
Резвая дева росла в хоре богинь-аонид,
Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой,
Музам мила; на земле Рифмой зовётся она.
-Воскрешая мир Древней Греции, Пушкин сам сочиняет миф.
Древние греки опоэтизировали эффект отражения звука в мифе о нимфе Эхо, которой гневная богиня Гера велела молчать и отзываться на вопросы лишь повторением последних слов или слогов. Даже любовь Эхо к прекрасному, но холодному юноше Нарциссу не освободила нимфу от обета молчания. Страдая то любви и никому не показываясь, нимфа отзывалась на всякий звук, но её возгласы, как и её чувства, оставались безответными.
- Прочитайте изложение мифа об Эхо и Нарциссе у Рене Менара и подумайте, что Пушкин изменил в этом мифе.
-Укажите, какие отличия стихотворения Пушкина от греческого мифа вы заметили.
-Зачем Пушкину понадобилось изменить миф? Наверное, он сделал его более радостным. Феб (Аполлон), бог света и покровитель искусств, стал отцом Рифмы, восприемницей – богиня памяти Мнемозина. У Рифмы от матери – чуткий слух, она любит созвучия предшествующих строк и строго по памяти повторяет их, исполняя завет Мнемозины.
-Чтение рассказа Б.Шергина «Рифмы». Найдите рифмы в стихах Шиша, запишите их.
-Поиграем в рифмы.
Первая игра – «Подскажи словечко».
Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвётся звон,
И голос друга издалёка
Тебе подарит …
(телефон)
Едет он на двух колёсах,
Не буксует на откосах.
И бензина в баке нет.
Это мой …
(велосипед)
На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктика, экватор, полюс…
Уместил всю землю…
(глобус)
Идёт спокойно, не спеша –
Пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит …
(черепаха)
-А сейчас задание посложнее. Даны рифмы – сочините стихотворение.
Апрель
Капель
Скворец
Певец
Чтение стихотворений, выбор лучшего.
Творческие работы учащихся
Пришла весна, пришёл апрель,
На крышах белые снега уж тают,
И серые скворцы, здесь пролетая,
Услышали, как началась капель.
Птицы, слушавшие ритм капели,
Увидели, что скворцы прилетели.
Заголосили они: «Прилетели скворцы!
Споют нам лучшие в мире певцы.
Услышим от них про весну, про апрель,
А вместе с апрелем и про капель.
Про то, как она теперь началась,
Про то, как по городу со звоном прошлась.»
Станислав Кабалин
Урок 5
Игры с рифмами
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждёт уж рифмы розы –
На вот, возьми её скорей).
А.С.Пушкин
- Прочитайте стихи, которые сочинили дома, выбираем лучшие, обосновывая всоё мнение.
-Какие тайны поэзии мы уже открыли?
- Сегодня поиграем с рифмами, это любимая игра всех поэтов.
- Буриме (от фр. Buts - концы, rime s – рифмованные).
Игра возникла в 17 в. во Франции. Это стихотворения на заранее заданные рифмы, которые нельзя переставлять и изменять.
Сочините стихи на заданные рифмы:
Окошки-дорожки
Дожди-подожди
Свеча-горяча
Душный- воздушный
Роса-небеса
Краски- сказки
Ветерки- мотыльки
У реки- глубоки
Творческие работы учащихся
С неба полились дожди.
«Постой, тучка, подожди!»-
Закричали голубки,
Что сидели у реки.
Сказал голубь:
-Мой домик душный,
Я сижу такой воздушный.
Утром выпадет роса,
Улечу я в небеса,
Туда, где дуют ветерки
И летают мотыльки.
Он взлетел , внизу- дорожки, в домиках горят окошки.
В каждом там горит свеча-
До чего же горяча!
И сидит художник там,
Взявшийся за краски.
На листе рисует он
Про голубку сказки.
(Сабина Кошелюк)
2.Каламбур. Бывают шутки, построенные на омонимах.
-Прочитайте стихотворение, найдите каламбурные рифмы.
Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я , не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла, -
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла.
(Я.Козловский)
-Мастером каламбурной рифмы был поэт Д.Минаев.
Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я ;
Без раздумья и отсрочки,
Я бегу к строке от строчки;
Даже к финским скалам бурным
Обращаюсь с каламбуром.
- Придумайте стихи с омонимичными рифмами.
Право – вправо
О том – Том
Банка (сосуд) – из банка
Автомат – томат
Изба рано – из барана
Избежать- вниз бежать
Стих (стихотворение)- стих (замолчал)
Творческие работы учащихся
-Я расскажу о том,-
Сказал маленький Том,-
Как наш стройотряд
Спрятал в томат автомат.
Мы строили подлодку,
Была она похожа на селёдку.
Поворачивалась только вправо,
Да не вру я , право…
Но не поверил никто
В каламбурный стих,
И наш Томми затих.
-Ох, я скажу вам, право,
Вчера я свернул вправо.
Но вообще-то я не о том,-
Промолвил Том.
В руке моей была банка,
когда я вышел из банка.
Я зашёл позвонить в автомат
И нечаянно свалился в томат.
Вставала вся изба рано,
Приготовила суп из барана.
Но супа пришлось избежать-
Ведь за бараном нужно вниз бежать.
(Алёна Балаева)
Бандиты вставали в избе рано,
Шашлык все ели из барана.
Я с другом их решил поймать,
Но не умел следы я заметать.
Замечен был – пришлось удрать,
Хотел я кары избежать,
И припустил я вниз бежать.
Прицельно бил тот автомат,
А сам я угодил в томат.
У них ведь нет такого права!
Пришлось свернуть скорее вправо.
Там на столе стояла банка,
Тут выскочил бандит из банка.
И вам я рассказал о том,
А помогал мне мальчик Том.
(Алексей Василевский)
Задание на дом. 1. Придумать свои каламбурные рифмы.
2.Сочинить стихотворение с ними.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Варга Б,.Димень Ю., Лопариц Э. Язык, музыка, математика.М.,1981
2. Вишневский К. Мир глазами поэта. М.,1979
3.Граник Г.,Концевая Л., Бондаренко С., Владимирская Г. Речь, язык и секреты пунктуации.М.,1995
4.Илюшин А. Русское стихосложение.М., 1988
5.Калачёв С. Стих и ритм. М., 1995
6.Княжицкий А., Лейбова А., Хурумов С. Опыты стиховедения. М., 1996
7. Миропольская Н. Вслушиваясь в слово. СПБг,2004
8.Приходько В. Постижение лирики. М.,1988
9. Урбан А. Стихи-собеседники.Л.,1978
10. «Литература» (приложение к «Первому сентября»
- №15 1996;
- №24 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методические материалы к проведению урока литературы в 9 классе по анализу эпизода романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Материал содержит конспект урока "И снится чудный сон Татьяне", презентацию к уроку и методическое сопровождение по использованию презентации. Все они могут быть использовваны на уроке литературы в 9 ...
Методическая разработка серии уроков по изучению лирики А.С.Пушкина.
Данная разработка включает в себя систему уроков в 5 классе с использованием музыкальных произведений для углубления восприятия. Для обучения выбраны следующие стихотворе...
Методические материалы к уроку английского языка в 5 классе "Факты о погоде"
В материалах содержится технологическая карта урока и презентация к нему. Урок подготовлен к УМК "Английский нового тысячелетия"...
Учебно-методические материалы по теме Множественное число существительных (11 класс к УМК М.З.Биболетовой)
Образование множественного числа существительных для 11 класса к УМК М.З. Биболетовой. Материал включает в себя презентацию материала и тесты....
Методические материалы для окружной выставки «Изучение природы Самарского края в курсах биологии и географии»
Данная методическая разработка разработана с целью познакомить учащихся с экологической ситуацией Самарской области и природоохранными мероприятиями, направленными на сохранение биологического ра...
Учебно-методические материалы к уроку русского языка в 5 классе
Материалы предназначены для изучения темы по русскому языку в 5 классе "Ться и Тся в глаголах"...
Методические материалы по МДК 03.03 Музыкально-инструментальный класс
Методические материалы...