Внеурочная работа по литературе "Русские национальные игры"
рабочая программа по литературе на тему

Палёная Елена Валерьевна

Настоящая программа разработана для применения в работе летней профильной смены. Цель: развитие интереса учащихся к русским национальным играм как источнику вдохновения наших предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовский район

МОУ Куропатинская СОШ

Рассмотрено на методическом совете

Протокол № _____

от ______________

Руководитель МС:

______________

Н.А.Громова

Утверждено на педсовете №_______

от_______________

Утверждено

 Приказом №______

от _____________

Директор школы:

________________

М.П.Савосько

ПРОГРАММА

«ИСТОРИЯ РУССКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР»

ЛЕТНЕЙ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ

Автор-составитель: Палёная Е.В.

2017

Пояснительная записка

Настоящая программа имеет статус авторской.

Цели:

  1. Вызвать у детей интерес к русским национальным играм и уважение в прошлому русского народа.
  2. Раскрывать, развивать и совершенствовать творческие способности школьников.
  3. Формировать умение работать в коллективе и взаимодействовать друг с другом;

      способствовать формированию наблюдательности и творческой инициативы;

  1. Пробуждать положительный эмоциональный настрой на занятия.

Формы организации:

  1. Учебное занятие
  2. Игровые ситуации
  3. Работа игровых мастерских

Содержание курса

Введение. «Зарождение русской игры» - 1 час.

Игра как отражение разных сфер жизни человеческого общества. Классификация игр.

Детские игры – 2 часа.

Разучивание игр «Сорока», «Лошадка», «Перегонки», «Клёцки», «С солью и без соли» и др. Конкурс на лучшую игру.

Девичьи русские народные игры – 2 часа.

«Жмурки», «Первенчики», «Колечко», «Колышки», «Коза» и др. Конкурс на лучшую игру.

Мужские русские народные игры – 2 часа.

«Ветчинка», «Бабки», «Скляп», «Чекарда» и др. Конкурс на лучшую игру.

Русские народные игры для мужчин и женщин – 2 часа.

«Алёнушка и Иванушка», «Колючки», «Медведь», «Драгун», «Ламта», «Колышки»  и др.  Конкурс на лучшую игру.

Защита проекта «Моя любимая игра» - 1 час.

Программа занятий профильной смены

«История русских национальных игр»

Учебно-тематический план

№ по порядку

Тема занятия

Кол-во часов

1

Цели и основное содержание курса. Зарождение русской игры. Презентация материала.

1

2

Детские игры.

2

3

Девичьи русские народные игры..

2

4

Мужские русские народные игры.

2

5

Русские народные игры для мужчин и женщин.

2

6

Итоговое занятие. Подготовка и защита проектов «Моя любимая игра».

1

Итого:

10

Занятие 1

Беседа:

- Что такое игра?

- Как, по-вашему, возникла игра?

- Зачем нужна игра? Какова её роль?

- Какие игры вы знаете?

Слово учителя:

- Кто из взрослых не помнит игр своего детства? «Лапта», «Казаки-разбойники», «Испорченный телефон», «Бояре» - эти и многие-многие другие игры всегда создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора. Цель этих игр — развеселить, позабавить.

 Народные игра не требуют специального игрового оборудования. Их можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения с ребенком, во время досугов и развлечений.

В течение столетий русский народ был основной движущей силой развития Русского государства. Он играл ведущую роль в экономической и общественно-политической жизни страны. Передовая русская культура оказывала прогрессивное влияние на культуру других народов.

Все это отразилось на различных сторонах культуры, включая и народные игры. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов. Русским народным играм свойственна гармоничность сочетания самобытного национального начала с колоритом национальных игр других народов. Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей, вариантов многих игр (таких, например, как «Бабки», «Лапта», «Чижик», «Жмурки», «Салки») .

Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки», игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба-возня и др.) .

Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники».

Многочисленные игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян «Уж мы просо сеяли. », «Лен», «Мак», «Капуста») .

Данные археолгии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет назад. На территории Древнего Новгорода (10-13 век) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов.

Найдены также технически совершенные предметы: вертушки, напоминающие пропеллеры 20 века. Столь высокий уровень развития русских игр мог быть достигнут лишь за многие века развития первоначальных элементарных игр и при условии большого внимания общества к игровой деятельности.

Исследователями истории физической культуры установлено, что еще в период первобытнообщинного строя (6-8 вв.) у древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую входили разнообразные игры и физические упражнения: «Стенка на стенку», «Палочные бои» (фехтование, метание камня в цель и на дальность, метание копья, стрельба из лука, бег, плавание, поднятие и переноска тяжестей, игры «Буй», «Чур», «Бабки», «Городки», «игра с домашним быком», «Горелки», хороводные игры.

О высоком для своего времени уровне этой системы свидетельствуют отзывы современников, летописи, а также народные песни, сказки и другие произведения фольклора.

Игры способствовали не только физическому развитию, но и духовному совершенствованию играющих.

Значительная часть древнерусских игр и «потех», ставших истоком игровой деятельности трех восточнославянских народов (русского, украинского и белорусского, была тесно связана с языческим календарными и семейно-бытовыми обрядами и праздниками (в честь Каляды, масленицы, Весны, Ярилы, Костромы и др.) . На масленицу, например, проводились катания на тройках, «Кулачьи бои», «Взятие снежного городка», устраивались карусели на льду и др.

Игровая деятельность представляет собой самостоятельный вид деятельности, присущий человеку. Ее формирование относится к начальному этапу становления человека и сопутствует ему на протяжении всей истории его существования. Появление игры было оправдано необходимостью передачи опыта от одного поколения другому. Эту функцию информационного канала, обеспечивающего умелое использование сил природы и подготовку к жизни новых поколений, игра успешно выполняла и выполняет.

Возникновение игры непосредственно связано с трудом, с утилитарной деятельностью человека, обеспечивающей его превосходство над природой. Поддержание жизни, первоначально связанное с охотой, а позднее со скотоводством и обработкой земли, послужило реальной основой для отражения реальных жизненных процессов в играх детей.

Социальная функция игры заключается в подготовке к труду. Именно в игре, где моделируются реальные жизненные условия, наилучшим образом формируются качества личности, определяющие успешность трудовой деятельности человека. Но направленность этой деятельности различна. В процессе труда удовлетворяются материальные потребности. В игре же, для которой характерно максимальное проявление творческих способностей, в первую очередь удовлетворяются духовные и двигательные потребности. Поэтому игровая деятельность направлена на совершенствование самого человека, его психической и физической деятельности.

Развитие игры непрерывно и протекает под воздействием множества факторов. Первыми следует назвать материальные условия существования. Изменения условий жизни отражаются в содержании игр. Другой фактор — накопление жизненного опыта, народной мудрости. Игры — один из элементов культуры, результат народного творчества.

В них отражены традиции народа, вековой уклад его жизни и быта. Лучшая иллюстрация этого — национальные игры. Недаром одна из монгольских пословиц гласит: «Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры его детей».

Русские народные игры разделены на детские народные игры, девичьи русские народные игры, мужские русские народные игры, русские народные игры совместные для мужчин и женщин.

Например:

Русские народные детские игры

Сорока, Лошадка, Перегонка, Клецки, Пень, Теребить нос, Ярка, Хлопанье и хлопушка, Голубь, Горобец, Волк и гуси, Серый волк, Мышка, Крыночка, Сучка, Клинок, Шнур, Веревочка, Бумажный змей, Рыбка, Тюзик, Орешек, Терять, Ласы, Снежные изображения, Волчок.

Русские народные мужские игры

Мяч, Мяч об землю и об стену, Летучий мяч, или волан, Воробьи, Пытка, Свайка, Ножик, Мушка, Чушки, Чиж или чижик, Кандалы, Шар или касло, Ветчинка, Бабки, Чеканка или жожки, Альчик, Пыж, Скрагли, Скляп, Кегли, Скопердин, Цурка, Рай, Тычка, Чехарда, Городки, Крегли, Буй, Пристенок, Орлянка, Кости, или зерна, Перетягивание веревкой, Гусек, Шахматы, Шашки, Ломка пряников, Борьба, Кулачный бой.

Русские народные девичьи игры

Мак, Горелки, Лычки, Сижу-посижу, Без соли соль, Жмурки, Котики, Первенчики, Корабль с мельницей, Колечко, Камешки, Колышки, Кумки, Коза, Огарушек, Скачка на доске, Запуски, Чет и нечет, Обруч, Бирюльки.

Сорока, Лошадка, Перегонка, Клецки, Пень, Теребить нос, Ярка, Хлопанье и хлопушка, Голубь, Горобец, Волк и гуси, Серый волк, Мышка, Крыночка, Сучка, Клинок, Шнур, Веревочка, Бумажный змей, Рыбка, Тюзик, Орешек, Терять, Ласы, Снежные изображения, Волчок.

Русские народные игры для мужчин и женщин

Ужище, Колючки, Жгут, Король (литовский), Бружас, Медведь, Драгун, Венчик, Дергач, Король (малороссийский), Взвешивание соли, Кружок, Кончики, Ламта, Столбики, Коршун, Ворон, Редька, Веревочка, Яша, Рекрутский набор, Курилка, Именами, Птицы, Воробей, Почта, Синоним, Кухня, Весь туалет, Кошки-мышки, Пошел рубль, Ох, болит! Мост мостить, Азбука, Молчание, К чему бы употребили меня? Чему уподобить, Прошколить, Вот моя корзина, Немой концерт, Осужденный, Птичий охотник, Перчаткой играть, Дорожные, Сочинитель, Нос, Заседание, Хорош, пригож, жениться хочу; или хороша, пригожа, замуж хочу, Соседи, Продажа холста, Костыль, Цвет, Качели, Карты.

В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет. Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. К сожалению, в век компьютеров русские люди забывают народные игры, которые развивают ловкость силу и стремление к победе.

Наши люди сейчас если и играют в подвижную игру то это футбол, но почитайте правила русских народных игр, и вы найдете много интересных и захватывающих игр, как для детей, так и для взрослых.

Детские народные игры

Детская игра Сорока

Сорока — повсеместная забава. Ею веселят младенцев и маленьких детей. Матери или няньки, посадив ребенка на свои колени или поставив его возле себя, перебирают по пальцам дитяти и ласкают, чтобы оно не плакало, приговаривая: «Сорока, ворона, детям кашку варила: одному дала, другому дала,— и, защекотав под мышкой, произносят быстро:— а третьему не дала. Сорока улетела»! В Малороссии говорят: «Сорока, ворона на прыпичку сыидила, дитям кашу варыла; одному дала, другому дала, сему дала, сему дала, а сему не дала,— гай! Гай! Сорока улэтила». Защекотав ребенка, пробуждают в нем смех и затем заставляют его повторять то же самое. При успешном повторении дитятей целуют его всякий раз. Эту забаву продолжают, пока дитя не развеселится.

В некоторых местах говорят: «Сорока, ворона, детям кашу варила, на пороге студила. Тому дала, тому дала, тому шейку урвала и полетала! Суха суха!..» Забавляют еще так: «Сорока, сорока кашку варила; на порог скакала, гостей смекала. Гости на двор, кашку на стол; гости со двора, кашка со стола. Этому дала, этому не дала; этому досталось, этому не досталось, который мал, который дрова не таскал, который печку не топил, который щи не варил, который за водой не ходил. Шу, полетела! И хвостиком завертела»

«Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки?» — «Кушали оладушки».— «Что ели?» — «Кашку». — «Что пили?» — «Бражку».— «Кашка сладенька сладенька), бражка пьяненька».

При укачивании детей поют протяжным голосом:

Воркуй, воркуй, голубчик, Воркуй, сизенький. Двором летишь, воркуешь; Шатром летишь, слушаешь. А кто в шатре говорит? Говорит в шатре Брат со сестрой, Родимый со родимой. Сестрица моя родимая! Пойдем гулять, Во зеленый сад. Сорвем в саду по цветку, Совьем себе по венку. Понесем венки к батюшке, К родимой матушке. Сударь ты мой, батюшка, Сударыня ты моя, матушка, Который венок алее? Который из нас милее? Дитя мое милое! Все венки алые, Все дети милые.

Иногда забавляют детей причитаниями:

У котика, у кота, Была мачеха; Она била кота, Приговаривала; На все стороны Кота оборачивала. Дайте коту папы на задние лапы. Ешь, котик, не кроши; Больше папы не проси.

Детская игра Лошадка

В праздничные дни, особенно летом, всегда и повсюду встретите мальчишек с веревочками в зубах, бегущих по два или по три, схватясь за руки, представляя из себя лошадок. Ими правит бой — кучер, который непрерывно хлопает плетью и кричит на них. Эта игра — одна из любимых для крестьянских детей. В деревне едва станет ходить мальчик, уже он возит истоптанный лапоть или ездит верхом на палочке; поит своего коня, ставит его в конюшню, дает ему овса и чистит его. Когда может уже бегать по улице, тогда он с восторгом снаряжает тройку, которая иногда впрягается в тележку, и на ней помещается кучер. Тройка бежит сначала тихой рысью, потом несется, бьет и опрокидывает повозку. Ушибленный кучер забывает о своей боли: он бежит за лошадьми, останавливает их, гладит каждую по головке и внимательно рассматривает: не ушиблась ли какая? Обмывает им ноги водой, а о себе не думает. Эта игра передает любовь ямщиков к своему занятию.

Играют в лошадки еще проще: садятся мальчики и девочки верхом на палочке и, воображая себе, что они едут на лошадке, зануздывают ее шнурочком или веревочкой, хлещут плетью, а за неимением ее — тонким прутиком, сворачивают свою головку на сторону, скачут галопом или во всю прыть, и кричат: «Пошел! Пади!» Девочки не так охотно разъезжают на лошадке, как мальчики, обнаруживая с детства, что это не свойственно их полу, потому они предоставляют ездить мужчинам.

Детская игра Перегонка

У детей более взрослых беганье наперегонки составляет любимую забаву. Играющие перегоняют друг друга, и кто кого перегонит, тот хвастается. В этой игре принимают участие девушки. Беганье наперегонки способствует телесному укреплению и развитию проворства. Эта игра называется в Малороссии выпередки.

Детская игра Клецки

Дети, которым запрещено отлучаться от дома, собираются возле ворот и играют в клецки. Образовав из большого и указательного пальцев круг, пропускают сквозь него свою слюну. Кто, пропуская слюну, уронит ее на какой-либо палец, тот получает название «клецки». Тогда все начинают дразнить его: «Клецка, клецка; прокислая клецка, клецка!» Он бегает за ними и ловит их; кого поймает, тот делается клецкой, который потом ловит их точно так же, как и первый. Игра продолжается, пока не набегаются вдоволь. Эта игра составляет одну из шалостей детей.

Занятие 2

Без соли соль.

Для этой игры выбираются двое водящих, которые садятся на землю друг напротив друга, так чтобы подошвы их ног соприкасались между собой. Водящим завязывают глаза плотной матерчатой повязкой. Руки водящих находятся за их спинами. Все остальные – игроки в поле. Полевые игроки, подойдя поочередно с одной из сторон к водящим, кричат "Без соли" и беспрепятственно перепрыгивают через их ноги. На обратном пути необходимо кричать "Соль" и постараться снова перепрыгнуть через ноги водящих. Отличие лишь в том, что водящие стараются руками поймать прыгунов. Если это им удается, то происходит смена водящего. Тот, кого поймали, садится на место того, кто его поймал, и уже ему завязываются глаза.

У медведя во бору.

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.

Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.

Гуси.

Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Волки во рву.

Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

Мороз - Красный нос.
По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.
Водящий, т.е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит:
Я Мороз - Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!


Играющие в ответ скандируют:


Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и
«заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте.
По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в
«замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает
тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

Детская игра Рыбка

«Рыбка» — это общая для мальчиков и девушек игра. В нее играют чаще осенью, потому что во время летних работ все бывают заняты. Играющие в рыбку вбивают колышек и к нему привязывают веревочку; около колышка набрасывают в кучку ошметки, т. е. поношенные лапти, башмаки и сапоги, и как можно побольше.

Все это представляет рыбу, которую нужно воровать. Держащий веревку называется коноводцем: он бережет рыбку, но ее вытаскивают из-под его ног; шумят, кричат и дразнят коноводца, который бьет ворующих ошметком. Всякий избегает быть коноводцем, потому что когда разнесут всю рыбку, тогда он убегает от побоев воров, чтобы спрятаться в каком-нибудь месте. Во время его побега в него бросают ошметками. Тем и оканчивается игра, но при ней собираются следующие правила: кого ударит коноводец ошметком, тот должен водить; кто водит, тот обязан складывать около колышка унесенные ошметки и сторожить их.

Не напоминает ли игра «рыбка» тех самых лиходеев, которые обкрадывают своих соседей?

Детская игра «Ярка»

Летом мальчики, собравшись вместе, выходят на поляну. Там копают в один ряд несколько ямочек расстоянием одна от другой на два вершка, а в конце ямочек делают одну большую. Один из играющих катит через ямочки в большую яму мяч. В чьей ямочке мяч остановится, над тем смеются, становят его на колени, ерошат ему волосы на голове и поют ярку:

Ярка, не ярка,

Баран, не баранка:

Старая овечка да не ярочка.

Вотитель, вотитель! Выше города плетень,

А на том плетне кузнецы куют,

Кузнецы куют, по головке бьют.

С последним словом, ударив мячиком по голове, разбегаются в стороны. Тот хватает мяч и бросает в бегущих; в кого попадает, тот должен катать мячик. Если сделает промах, то должен катать снова. Нападение врагов на бессильного и беззащитность последнего — не везде ли между людьми?

Большой мяч
Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

Детская игра Терять

Весной, до захода солнца, собираются дети обоего пола на зеленую траву или перед домом и, взявшись за руки, составляют круг, но таким образом, что лица играющих обращены к окружающим их предметам, или? лучше сказать, оборачиваются спиной друг к другу и начинают кружиться в одну какую-либо сторону, с пением или без пения. Чтобы не оторваться от круга и потом не упасть, надобно уметь хорошо держаться за руку и иметь твердость в ногах; но как часто случается, что при кружении дети спотыкаются и падают, то над падающими смеются, как везде. Упавший — уже потерянный, его даже не принимают в игру; его теряют, почему игра называется «терять». Эта игра — просто детская забава.

Растеряхи

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

Занятие 3

Русские народные игры Девичьи

Русские Игры Жмурки

В «жмурки» играют не только девушки, но также дети и взрослые молодые люди. Играют в летнее время и зимние вечера. В Великоруссии она превращена в действующие лица игры слепого козла, а в Малороссии — в панаса. Одной из девушек завязывают глаза, ведут ее к дверям и ставят вместо слепого козла. Тут козел стучит ногами, бодает рогами в дверь; на его стук сбегаются, бьют по его спине ладонью и, переменив голос, говорят: «Афанас, не бей нас; Афанас, ходи по нас».

Часто не все девушки спрашивают, а только бьют, бегая около него, и когда он повернется, разбегаются во все стороны. Козел должен ловить их, потому для этого избирают прыткую и изворотливую. Несметливая девушка гоняется до поту и не может поймать. Тогда, из одного сожаления к ней, ее сменяют другой.

Во время игры рассерженный козел бегает по комнате, скачет через стулья, столы, скамейки; все опрокидывает или сам падает. Около него прочие кружатся и постоянно раздражают новыми побоями, насмешками и криком. Резвое и безотчетное беганье доставляет неизъяснимое удовольствие для молодежи. Часто случается, что в «жмурки» допускают молодых мужчин, и тогда преимущественно из них избирают козла. Пойманный в игре сменяет козла.

В Малороссии панас, то же самое, что Афанасий, отводится к дверям с завязанными глазами. Панас получает удары, с приговором: «Панас, Панас не ходи по нас, Панас, узнай нас, Панас, лови нас». Он бросается ловить и ловит ту, которую любит, и как бы нечаянно жмет руку или держит, ухватив ее. Замечено, что влюбленные чаще всех играют. Над ними смеются, но любовь ничего не видит. Любовь и в игре находит свое место, и то не игра, где нет ее.

В некоторых селах «жмурки» называются кулюкушки и кулючки, и это преимущественно в Пензенской губернии. Там после конания (жребия), кому играть, завязывают глаза или вместо конания один из игроков марает сажей свой палец и, зажавши его с прочими, подходит ко всем и предлагает выбрать любой палец, и, кто возьмется за палец в саже, тому завязывают глаза платком или нахлобучивают на глаза шапку, подводят к дверям, а иногда толкают со смехом, говоря: «Ступай в кут, там блины пекут, тебе блин дадут». Подойдя к дверям, он стучит, а его спрашивают: «Кто там?» — «Дядя Тарас».— «Ходи по нас, не открывай глаз». После этого сами ходят тихо около дяди Тараса, прижимаются, прячутся — он бросается во все стороны по стуку, беготне и смеху. Поймав кого-либо, он должен отгадать его имя; если он не отгадает, то он снова дядя Тарас. Когда он поймает двух или более, то ему говорят: «Пень да колода»,— и он отпускает их. Когда он поймает одного и назовет по имени, тогда пойманный занимает его место.

Русские Игры Первенчики

Несколько девушек, сев в кружок, кладут на колени своей подруги по два пальца. Самая проворная из них произносит бегло: «Первенчики, друженчики, тринцы, волынцы, поповы ладынцы, цыкень, выкинь». Если «выкинь» попадет кому-нибудь на один из пальцев, той начинать игру. Предусмотрительные выдергивают свои пальцы прежде, нежели произнесется «выкинь». Хитрые девушки иногда мучают свою подругу весьма долго.

Русские Игры Колечко

Простая, но веселая забава. Снимают с руки кольцо, надевают его на ленточку и потом, связав концы ленточки, становятся в кружок и передвигают кольцо по ленточке. Одна из девушек, которая кружится, т. е. ходит в кругу и отыскивает колечко, спрашивает: «У кого кольцо?» Каждая обманывает ее, говоря: «У меня», и в это время, на ее глазах, стараются кольцо передать другой. Кружащаяся хватает за руку одну из девушек, и выясняется, что у нее нет кольца. Между тем колечко показывают в другом месте; она спешит за ним; там передают другой. Эта игра требует особой ловкости и проворства. Случается, что ищущую доводят до того, что у нее голова закруживается от поисков.

Русская игра Колышки

Играют и девушки, и мальчики, но преимущественно девушки. Девушки набирают для игры себе маленьких подруг и сажают их в кружок, вместо колышков, которые обращены лицом к кругу. За колышками стоит своя хозяйка. Начинается продажа «колышков»; покупатель обращается к хозяйке и говорит: «Кума! Кума! Продай колышки». «Купи»,— отвечает кума. «А что стоит?» — «Кочан капусты, да веник, да рубль денег».— «Вот тебе кочан капусты, да веник, да рубль денег».— «Ну, по рукам да в баню». Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков — хозяйка в правую сторону, а покупатель — в левую.

Обежавши вокруг, возвращаются с противоположных сторон к спорному колышку. Кто первый прибежит к колышку, тот остается его владельцем, или если бы кто первый дотронулся колышка рукой. Если покупатель прибежит последним, то он идет покупать у другой, как если бы прибежала последней сама хозяйка. Игра продолжается, пока не перекупятся все колышки. При беготне случаются забавные падения, при которых поднимаются все колышки и которые вызывают всеобщий смех и нарекания: «Покупатель пьяница!» Или: «У кумушки болит головушка, бедная кумушка!»

Игра эта напоминает корыстолюбивых торговцев: хозяин и покупатель сошлись в цене, ударили уже по рукам, но вдруг нашло на обоих раздумье: «Ах! Дешево продал, еще бы поторговаться». «Ах, купил дорого, поспешил!» Оба бегут, суетятся и наконец снова покупают. Купец — везде корыстолюбец. Как он ни купит дешево, а все еще ему дорого.

Русская игра Коза

В начале игры избирается обычно ловкая девушка, так называемая коза. Ее подводят к стене, все прочие усаживаются и смеются над ней. Иные передразнивают ее козьим голосом, а другие кричат: «Коза, коза, бя!» Она сердится, топает ногами и грозит переколоть всех. После разных насмешек дети встают и начинают с ней разговор: «Моя козушка, ты не ела сегодня». Гладят ее по спине и спрашивают: «Козушка, где ты была?» — «В поле».—- «Что там делала?» — «Травку ела».— «Зачем сюда пришла?» — «Отдохнуть». С этим словом девушки должны бежать; она гоняется за ними и кого поймает, та заменяет ее место.

Многие выдумывают произвольные поговорки, которые зависят от расположения духа и изворотливости девушки. Иные до того надоедают козе своими поговорками, что она оставляет игру и плачет, ибо резвая девушка, начав с козой разговор, доходит иногда до колкостей. «Козушка, где ты была?» — «В поле».— «Кого искала?» Козушка молчит. «Козушка, я знаю кого ты искала».— «Моя милая,— отвечает коза,— оставь шутки»; но шутки не унимаются и доводят до неприятностей, которые прекращаются поцелуем.

 В Малороссии также играют в козу и поговорки почти одинаковые, но бывают насмешливые, например:

Я коза-дереза,

Пивбока луплена,

За копу куплена.

Тупу, тупу ногами,

 Сколю тебе рогами,

Лапками загребу,

 Хвостиком замету, Брру...

Некоторые из наших писателей приводят для этой забавы как бы общепринятое для игры присловье. Девушка передразнивает козу: «Коза, коза, бя, где ты была?» — «Коней стерегла»,— «И где кони?» — «В лес ушли».— «Где тот лес?» — «Черви выточили».— «И где черви?» — «Они в гору ушли».— «И где гора?» — «Быки выкопали».— «И где быки?» — «В воду ушли».— «И где вода?» — «Гуси выпили».— «И где гуси?» — «В тростник ушли».— «И где тростник?» — «Девки выломали».— «И где девки?» — «Замуж вышли».— «И где мужья?» — «Они померли».— «И где гробы?» — «Они сгнили». Этот многословный расспрос весьма занимательный и забавный. Мне не случалось его слышать, но он естествен и присущ веселой игре. Сколько бы я не наблюдал эту забаву, она сопровождалась более произвольными вопросами, и часто девушка, не закончив расспроса, бьет козу по спине, и все разбегаются по углам комнаты. Коза гонится за ними и все опрокидывает на своем бегу. Ловкая коза перепрыгивает через стулья и скамейки, не повреждая себе ног. Пойманная девушка заступает на ее место.

Игра в «козу» выражает девическое, беззаботное веселье.

Русская игра Огарушек

Сев в кружок, девушки избирают среди себя рассказчицу, которая, прохаживаясь вокруг, говорит каждой по одному слову: черемя, беремя, нивесть чего, за старого, богатого, трунь, пень, князь. На кого падет слово «князь», та оставляет кружок, и рассказчица продолжает свою поговорку, пока останется одна девушка, с которой она ведет очередной разговор, и кто успеет сказать раньше «князь», та выбегает из кружка. Оставшуюся осмеивают поговоркой: огарушек — черный камешек; огарушек — объедушек. Огарушек бегает за ними и ловит. Пойманная помогает огарушку ловить остальных.

Огарушек изображает засидевшихся девиц, которые, посмеиваясь над тихими и счастливыми в любви, клевещут на них из злости. Женское злословие исходит чаще всего из уст старых дев.

Красочки 
Выбирается водящий – «монах» и ведущий – «продавец». 
Все остальные играющие загадывают втайне от «монаха» цвета красок. Цвета не должны повторяться. 
Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, монах в синих штанах, пришел к вам за красочкой». 
Продавец: «За какой?» 
Монах называет любой цвет, например: «За голубой». 
Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!» 
«Монах» начинает игру с начала. 
Если такая краска есть, то играющий, загадавший этот цвет, пытается убежать от «монаха», а тот его догоняет. 
Если догнал, то «краска» становится водящим, если нет, то краски загадывают вновь и игра повторяется.

Занятие 4

Русские народные игры Мужские

Русская игра Ветчинка

Вбивают в землю колышек и привязывают к нему небольшую веревку. Около колышка кладут ветчинку — старые сапоги, башмаки или лапти. Один из игроков берет в левую руку веревочку, а в правую прут. Прочие подходят к нему и спрашивают: «Поспела ли ветчинка?» — «Нет». Потом через некоторое время: «Поспела ли ветчинка?»— «Нет». В третий раз: «Поспела ли ветчинка?» Тот отвечает: «Кипит, шевелит, продавать велит». При последнем слове похищают ветчинку, а тот, кто охраняет ветчинку, должен отгонять их прутом, и ударенный им заступает на его место. Если ветчинка расхищена без удара, то он сам подвергается наказанию: берут по пруту и бьют его.

Не показывает ли эта игра беспечного хозяина, не радеющего о своей собственности?

Русская игра Бабки

Они изготовляются из подкопытной кости и составляют промысел мальчиков. Сначала кость обваривают в горячей воде, и потом выбирают самую большую и тяжелую кость для битки, которую наливают охотники свинцом. Каждый игрок ставит несколько пар своих бабок на ровном месте в один ряд; стоящие попарно бабки называются гнездом, а все гнездо — коном. Кому начинать бить, бросают из-за кона битки; чья упадет дальше, тому начинать. Сбивший несколько гнезд получает все себе; непопавший теряет свой выигрыш.

Игра в «бабки» имеет свои особые термины: кон за кон, плоцка, кудачек у кону, стенка и городок. Кто в игре кон за кон сшибет крайние бабки, тот их выигрывает. В плоцке нужно целить в одну из сторон: в правую или в левую. В кудачке нужно иметь особую ловкость, чтобы не зашибить своим битком чужого. В стенке бросают об стенку бабками, и чья ляжет ближе к другой, тот выигрывает. В коне ставят по шесть бабок, и кто собьет все, тому достаются все шесть. Для всех этих игр существуют разные правила и условия, потому что зависит от местности и нововведений самих игроков.

Русская игра Скляп

Малороссийская игра, в которую играют, однако, во многих местах России. Скляп — деревянный обрубок, с одного конца заостренный, а с другого — плоский. Скляп заостренным концом вбивают слегка в землю; потом игроки бросают свои палки от скляпа, и где они упадут, оттуда начинают бить. Обыкновенно бьет первым тот, чья палка ляжет дальше всех.

Сбивший скляп ставит его на том месте, где он упадет. Случается, что товарищу выпадает возможность бить с такого дальнего места, что он едва может добросить до него свою палку. Все искусство здесь состоит в том, чтобы сбить скляп издали.

Русская игра Тычка

Игра в «рай» напоминает нам игру ножом в «тычку», от которой пошел вымысел о смерти царевича Дмитрия, но который умер, без сомнения, от рук злодеев Осина Волохова, Даниила Битяговского и Никиты Качалова.

Взявшись за конец острия ножа, игрок бросает его на землю, чтобы он воткнулся в нее. Кто больше воткнет острием, тот считает на другом игроке свои выигрыши; другой же игрок должен отыгрываться. Игра передается другому игроку всякий раз после промахов, и продолжают играть до усталости или откладывают отыгрыш до следующего раза. Названные здесь игры: «скрагли», «скляп», «скопердин», «цурка», «кегли», «рай» и «тычка», будучи весьма полезными для тела, заменяют гимнастические упражнения.

Русская игра Чекарда

Само название «чекарда» — татарское, и эта игра перешла к нам от татар, во время нашего порабощения. Игроки разделяются на две половины; избранные от двух половин конаются между собой.

Половина игроков, которой досталось по копанью поверенного (так выражаются) быть нагнувшимися, становится к стене, и один из игроков упирается об стену своей головой; позади его становится другой в таком же положении, как первый, исключая то, что он держит голову под мышкой первого для предохранения ее от ушибов во время игры; за ним становится третий точно также, а потом и все остальные. Составляющие другую половину прыгают один за другим на нагнувшихся и садятся верхом, ни за что и ни за кого не держась.

Вспрыгнувший последним ударяет три раза в ладони и кричит «Чекарда, ярда!» Если из вспрыгнувших никто не упадет и потом из соскочивших тоже никто не упадет, то продолжают вспрыгивать и соскакивать до тех пор, пока кто не промахнется. Тут много зависит от ловкости вскакивать и соскакивать, а потому первая половина замучивается второй.

Если кто-то промахнется из них, тогда и первая половина начинает так же ездить на них, как вторая. Эта игра доходит иногда до крайности: от вскакиваний и соскакиваний надсаживают спину и бока, отчего долго не могут их разогнуть.

Русская игра Пристенок

Это игра — денежная, принадлежит к запрещенным и называется в иных местах орел и орлик. По праздничным дням рабочий и ремесленный народ, собравшись на улице, бросает вверх грош или пятак Если он падает орлом, то это выигрыш; если другой стороной — проигрыш. Эта игра доводит многих до разорения, и очень часто игроки проигрывают свою одежду. Проигравшие выходят из себя: устраивают ссоры, драки и буйства.

Есть еще игра в пристенок другого рода. Она состоит в том, что становятся несколько человек в один ряд около стены; разделяются на две половины, из которых одна старается выжать другую, и доходит до того, что так сильно сжимают средних, что те кричат не своим голосом. Их давят, и одно спасение, когда они успеют выскочить из середины. В этой забаве принимают участие и резвые девушки, только в своем кругу; если же вмешаются в их круг мужчины, то происходят большие со стороны молодежи шалости.

«Руки вверх!» 

В этой игре принимает участие 8 или более человек. 
Необходимо иметь 1 монету в 10 рублей или 1 рубль (для маленьких). 
Дети делятся на две команды и садятся напротив друг друга за длинный стол. 
Одна команда получает монету, и дети передают ее друг другу под столом. 
Командир противоположной команды медленно считает до десяти (можно про себя), а затем говорит: «Руки вверх!» 
Игроки команды, передававшей монету, тут же должны поднять руки вверх, причем руки сжаты в кулаки. 
Затем командир говорит: «Руки вниз!», и игроки должны положить руки ладонями вниз на стол. 
Тот, у кого монета, старается прикрыть ее ладонью. 
Теперь игроки противоположной команды совещаются, решают, у кого монета. 
Если они отгадали правильно, монета переходит к ним, если нет – остается у той же самой команды. 
Выигрывает та команда, которая большее число раз правильно угадало, у кого находится монета.

Занятие 5

Русские народные игры для Мужчин и Женщин

Аленушка и Иванушка 

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. 
Играющие встают в круг и берутся за руки. 
Иванушка должен поймать Аленушку. 
Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. 
Движения водящих комичны и иногда неожиданны. 
Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку. 
Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

«Беги, если не хочешь остаться без ужина!» 

Эту игру, как и другие подвижные игры, лучше проводить на улице, с большим количеством игроков. 
Дети встают в круг, берутся за руки, а ведущий медленно идет внутри круга. 
Внезапно он останавливается у любых двух игроков, разжимает их руки и произносит: «Беги, а то останешься без ужина!» 
Двое игроков начинают бежать вокруг круга детей в противоположных направлениях, а ведущий – становится в круг вместо одного из игроков. 
Кто первый заполнит пустое место в кругу – победил, второй же игрок становится ведущим.

Русская игра Колючки

В скучные зимние вечера девушки и мужчины забавляются ею с большим удовольствием, играя в игру «колючки». Собравшись в одно место, они перешептываются сначала между собой, а потом мужчины и девушки идут прятаться, как того требует игра. Девушка или мужчина, кому нет пары, садится где-нибудь в углу или около стены; лицо и глаза завязывают платком.

В это время все остальные прячутся, а сидящий говорит: «Колю, колю, баба! Не выколи глаза. Пора ли?» Если отвечают «нет», то он снова повторяет эти слова, и когда все спрячутся и на его вопрос отвечают «пора», тогда он начинает отыскивать спрятавшихся, и первый пойманный сменяет его, а все попрятавшиеся сзываются. Иногда первый пойманный помогает ему отыскивать. Отысканный самый последний должен «колюкать».

Русская игра Медведь

Одного из играющих запирают в чулан, а все прочие остаются в избе и выбирают медведем кого-либо из играющих. Потом каждый подходит по очереди к дверям: стучится, царапает и ревет. Если запертый отгадает по голосу, кто из них медведь, то он отворяет дверь и оставляет его вместо себя. Если он отворит дверь, не угадав, то все бьют его жгутами.

Русская игра Драгун

В Восточной Сибири играют по большей части в те же самые игры, что и в России. Но «драгун» — любимая забава енисейских жителей. Парни, называемые драгунами, садятся попарно с девушками и молодками в кружок Посредине ставят скамью, которую сторожит со жгутом бойкая девушка или молодка. Осмотрев или обойдя сидящих, она подходит к парню, который ей больше нравится, бьет его слегка жгутом и спрашивает: «Дома ли драгун?» — «Дома». — «Веди же на смотр своего коня». Он берет за руку избираемую им девушку и подводит к скамье.

Она должна перескочить через скамью; если она заденет скамью, то ее бьет жгутом спрашивавшая драгуна; потом она же передает ей жгут, а сама садится на ее место. Если перескочит, не задев, то парень целует ее в щеку и садится с ней на прежнем месте. Девушка, заупрямившаяся перепрыгнуть через скамью, навлекает побои на драгуна. Все девушки мгновенно вскакивают со своих мест, бьют жгутами, приговаривая: «Зачем худо кормишь? Корми лучше, будет прыгать. Бедненькая исхудала, вся высохла!»

Драгун начинает кормить свою «лошадь» поцелуями, пока она не перепрыгнет. Тогда она остается со жгутом при скамье, и забава продолжается, пока все не перескачут. Парень всегда выбирает ту девушку, которую он любит, а девушка нарочно упрямится скакать, пока он ее не расцелует. Девушки страстно любят поцелуи, думая, что в них истинная любовь. Но любовь и дурачество в тесной дружбе.

Русская игра Ламта

Завязывают глаза одной какой-либо девушке и ставят ее в середину круга. Завязанная, расхаживая в кругу, должна отгадать, у кого находится жгут. Если она укажет не на ту, которая имеет его, то держащая жгут бьет ее по спине и передает жгут другой. Когда девушка отгадает или узнает, у кого жгут, тогда имеющей его завязывают глаза и она с завязанными глазами начинает отыскивать, в свою очередь, жгут.

Эта игра напоминает слепую любовь, которая наказывается ударами за легкомыслие, исправляемое одной тяжко опытностью.

Русская игра Столбики

Ими забавляются парни и девушки преимущественно на святках. Выбрав кого-либо водить столбики, остальные стано-вятся попарно, недалеко друг от друга, и эти пары образуют столбики. Водящий ходит с прутом около столбиков и намеревается стегнуть кого-нибудь. Заметившие это, особенно когда он вблизи их, меняются местами. Если водящий успеет стегнуть и занять место, то лишившийся его обязан водить.

Занятие 6

Русская игра Ворон

Одни девушки, а иногда вместе с парнями, играют в «ворона». Взявшись за руки, они становятся в ряд попарно. По согласию или по жребию выбирается из них ворон. Его ставят впереди себя на несколько шагов и запрещают ему оглядываться.

Задняя пара бежит вперед врозь, один по правую, а другой по левую руку ворона, и, пробежав его, стараются сбежаться вместе. Но ворон бросается их ловить, пока бегущие не схватятся за руки.

Пойманный вороном становится с ним в передней паре, а оставшийся занимает место ворона, и игра продолжается, пока не разыграют ее все пары. Эту игру любят в Малороссии, и она является хорошим телесным упражнением.

Русская игра Яша

Осенняя забава, но в нее играют иногда и весной. Участие в ней принимают те, которые выбирают для себя или женихов, или невест. Главное действующее лицо — Яша. Румяный молодец садится на лавку или на землю; вокруг него ходят парни, взявшись за руки с красивыми девушками, и говорят: «Сиди, сиди, Яша, на ракитовом кусте; грызи, грызи, Яша, ореховые зерна. Лови себе, Яша, кого тебе надо; лови девку за русую косу, лови красную за алую ленту». Родители смотрят на потеху молодежи и с волнением сердца обращают свое внимание на Яшу.

Хорошо, если он изберет ту, которая им также нравится. Яша, окинув глазами окружающих, высматривает красивую девушку, но они разбегаются от него во все стороны. Он не теряет бодрости, гонится за любимой и ловит. Над его выбором издеваются и приговаривают: «Выбрал себе, Яша, рябую кукушку; выбрал себе, Яша, черную кошку, черную кошку». После него садится другой Яша и играет точно так же.

Это игра, кроме подлинного удовольствия, изображает сватовство молодых и редко проходит, чтобы выбранная девушка не стала женой.

Русская игра Рекрутский набор

Это забава не русская, но поскольку укоренилась она давно у нас, то и составляет нашу собственность. Играющие девушки и мужчины разделяются на две половины; девушки садятся на стульях, имея при себе один пустой стул, предназначенный только для своего рекрута; мужчины уходят в особую комнату и ожидают призыва. Между тем каждая девушка, загадав про одного из мужчин, ожидает с любопытным нетерпением его выхода. Угадает ли он ее мысли? Угадает ли он, что она про него задумала? И точно ли он ее любит? И думает ли он о ней? Мужчины, со своей стороны, думают и гадают: понравятся ли они или нет?

При обоюдном трепетном ожидании стоящий у дверей часовой требует под станок рекрута. Рекрут выходит и садится возле избранной им девушки, и если она не любит его, или не желает любить его, или не нравится он ей чем-нибудь, то она начинает хлопать, а за ней все, и с него берут фант за то, что не угадал, или, как хотите, за то, что не понравился. Это явное осмеяние приводит иного в бешенство, но приличие и сама игра запрещают выражать неудовольствие. Насильно мил не будешь. Он возвращается в рекрутскую комнату, разумеется, и тут начинают насмехаться над ним. Каждому забракованному рекруту позволяется еще выйти два раза, но не иначе как по требованию часового.

Если рекрут нравится девушке, то его не сгоняют с места: он садится возле своей избранной и участвует в игре с прочими до окончательной переклички. Если забракованные рекруты не были первоначально по сердцу, то их стараются обласкать и, позволяя им надеяться на любовь, разрешают для скорейшего окончания игры садиться возле девушки. Тогда девушки встают со стульев и идут в рекрутскую; на их места садятся мужчины и набирают рекрутов из девушек по прежнему порядку. Мужчина, обиженный нерасположением к нему девушки, мстит ей хлопаньем, а за ним хлопают и все остальные. С прохлопанной берут фант.

По окончательной перекличке или, лучше сказать, по набору всех рекрутов разыгрывают уже фанты. Но при этом наблюдают, чтобы с каждой и каждого непременно был взят фант, а до тех пор не приступают к разыгрыванию фантов.

Из игры «рекрутского набора» составляются часто свадьбы. Что же означает эта игра? Выбор невест и женихов.

Русская игра Именами

Избранные четыре особы предварительно заготовляют игру именами. Первая особа записывает на бумаге имена всех присутствующих мужчин, вторая — девушек, третья назначает, что им делать, а четвертая — где делать. Это делается без всякого сговора между пишущими. После окончания дела они объявляют игру.

Все усаживаются по местам и ожидают своего приговора. Первая особа произносит, например: «Андрей», вторая — «Елизавета», третья — «танцевать», четвертая — «в комнате». Бывают весьма замысловатые и острые проделки, но никак не разрешается выходить за рамки приличия. Если кто прослышит свое имя, с того берут фант; набрав их, разыгрывают.

Игра «именами» на первый взгляд кажется одной забавной шуткой; но в них во время этой игры часто проявляются ревность и досада, когда приходится выполнять назначение. Один ревнивый мужчина, который не знал ревности, побледнел от гнева, когда увидел, что сопернику пришлось поцеловать его красавицу; другой ревнивец, муж, рассорился со своей женой за то, что ей пришлось позволить молодому ветренику обнять себя.

Но слова из игры не выбросишь, а дела не утаишь. Игра «именами» — мука для ревнивцев: она, допуская проделки резвой и беспечной шалости, обнаруживает волнения и страсти, удовольствия и страдания.

Русская игра в Птицы

Сомкнув стулья в кружок, садятся и назначают, кому какой быть птицей. Кто соловей, кто жаворонок, кто канарейка, кто голубь и т. п. Один кто-нибудь говорит: «Села» (т. е. летевшая птица). Другой спрашивает: «Кто села?» — «Канарейка».— «Где?» — «На веточке».— «Полетела».— «Кто полетела?» — «Канарейка».— «Куда полетела?» — «К жаворонку». Играющий жаворонка начинает говорить то же самое, а канарейка спрашивает. Если же играющий жаворонка прослышит свое название, то с него берут фант.

Русская игра Кухня

Каждый из играющих выбирает себе имя из кухонных вещей, например: тарелка, вилка, нож, миска, печь, кочерга, ухват, сковорода и т. д. Один кто-нибудь начинает спрашивать, начиная с крайнего и указывая на окружающие предметы или на самого себя. Подходит к «тарелке» и говорит: «Это что у вас в носу?» — «Тарелка».— «Это что на губах?» — «Тарелка».— «На чем вы сидите?» — «На тарелке» и т. д. «Тарелка» всегда должна отвечать «тарелка», на что бы он ни указал или что бы ни спросил; но если она засмеется, то с нее берут фант, и она начинает спрашивать в свою очередь. Например: «Кто вы такой?» — «Ухват».— «Ухват! Кого любите целовать?» — «Ухват» и т. д. После того как наберется достаточное число фантов, приступают к разыгрыванию их.

Кухня — превеселая, шуточная и забавная игра. Она невольно вызывает смех и хохот у всех играющих, и редко кто из них не поплатится фантом, потому что нужно большое терпение и чрезвычайная серьезность, чтобы не засмеяться, когда спросят вас: «На чем вы сидите?» — «На кочерге».— «На чем вы ездите?» — «На кочерге».— «На чем спите?» — «На кочерге».

Игра «кухня» веселит всех играющих, потому она проявление резвости.

Русская игра Азбука

После занятия мест избранный игрок спрашивает своего соседа или соседку, сидящую по правую руку, начиная с первой буквы, что бы она сделала с ним? Например: «Если бы я был ангел, то что бы вы сделали со мной?» Она должна отвечать немедленно; иначе — фант. «Если бы вы были ангел, то я бы вас полюбила как ангела». Спрашивавший должен объявить о том всем играющим. Нужно следить, чтобы один и тот же вопрос не повторяли и не спрашивали, не разобрав целое слово «ангел», в противном случае — фант.

После буквы а нужно спросить на букву н и т. д.; когда окончится слово «ангел», то следующий игрок спрашивает уже на букву б. «Если бы я превратился в беса или сделался блином, то что бы вы сделали или как бы поступили со мной?» На это нужно отвечать по своему разумению, например: «Если бы вы превратились в беса, то я разлюбила бывас», или: «Если б вы сделались блином, то я бы скушала его с величайшим аппетитом», и т. п. Таким образом продолжается азбука по порядку, охватывая весь круг. После окончания игры разыгрывают фанты.

Русская игра Чему уподобить

Всякий играющий уподобляет своего соседа или соседку какой-нибудь вещи, находя с ней сходство и различие, и все это нужно говорить вслух. «Я уподобляю мою соседку розе; она сходна с ней и цветом, и очаровательностью; дышит прелестью аромата и сладостью жизни, но не сходна с ней в том, что роза с шипами и недоступна, а соседка моя без шипов и доступна; что роза дышит своим запахом, а моя соседка — духами; что жизнь розы сладостная, ею любуются все и всяк, а жизнь моей соседки тернистая, и всякий горюет, смотря на ее увядающую прелесть», и т. п. Тут не собирают фанты.

Русская игра Перчаткой играть

Нужно бросить перчаткой в кого-либо сидящего напротив и сказать ему: «Назовите мне что-нибудь воздушное, или водяное, или земноводное»; но нужно требовать назвать что-то одно из трех этих стихий. Получивший перчатку должен отвечать немедленно. На слово «воздушный» он может отвечать: сорока, попугай, ястреб и т. п.; на слово «водяной»: рак, осетр, белуга и т. д.; на слово «земноводное»: жаба, змея, уж и т. д. Кто назовет что-то из другой стихии, тот расплачивается фантом. Получивший перчатку бросает ее со своим вопросом в другого, а этот бросает в следующего, и перчатка перелетает быстро от одного до другого, почему игра и называется «играть перчаткой».

Русская игра Сочинитель

Избрав для своего описания какой-либо предмет, например, солнечное затмение, любовь, надежду на счастье в жизни и т. п., каждый пишет свою мысль на бумаге до точки или до завершения мысли и, загнув, что было им написано, передает писать другому о том же самом предмете, пока лист бумаги не обойдет весь круг.

Когда все запишут свои мнения, тогда разворачивается бумага и читается вслух. От сбивчивости мыслей и бессвязности изложения выходит такая бестолковщина, что невольно вызывает смех.

Русская игра Нос

Садятся гуськом, друг за другом: первый за вторым, второй за третьим, третий за четвертым и т. д. Второй закрывает своей рукой глаза первому. Кто-нибудь выходит из ряда и, подергав закрытого за нос, садится на свое место.

Тот, кого дергали за нос, должен встать со стула и искать того, кто дергал его. Если он укажет на другое лицо, то за поклеп отводят его за нос к прежнему месту. Тут снова дергают его за нос, пока он не угадает. Когда отгадает, тогда игра доходит по очереди до остальных. Фантов не берут.

Занятие 7

Подготовка и защита выступлений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре "Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем).

Конспект занятия по физической культуре "Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем). Возраст обучающихся 9-10 лет....

«Активизация познавательной деятельности посредством внеурочной работы на примере игры КВН для учащихся 8х классов»

Математика даёт учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных дисциплин (физики, химии, черчения, трудового о...

«Формирование базовых национальных ценностей в соответствии с требованием ФГОС во внеурочной работе» (работа кружка «Тамчылар»)

     Решение задач воспитания и социализация школьников  в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках органи...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тувинские национальные игры"

Программа внеурочной деятельности  рассчитана для учителей физкультуры начальных классов...

Мастер – класс «Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры «Тевек». (тувинская национальная игра)

Мастер – класс«Приобщение школьников  к здоровому образу жизни через  игры «Тевек».(тувинская национальная игра)...