Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по литературе 9 класс | 289 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа учебного курса
«Литература»
для учащихся 9 классов
Калининград, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету ЛИТЕРАТУРА в 9 классе является частью основной образовательной программы основного общего образования и разработана на основе следующих документов:
1. Учебного плана гимназии;
2. Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В. И. и др., М.: Просвещение, 2009 г.
Цели изучения курса
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
- формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и примерной программой под редакцией В.Я. Коровиной.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами
художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Место учебного предмета дисциплины в учебном плане
Программа относится к предметной области «Филология» и предусматривает следующий объем учебной нагрузки - 102 часа.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
- выделять нравственную проблематику литературных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале, формирования представлений о русском национальном характере;
- обращаться к литературным образам в различных ситуациях речевого общения,
- сопоставлять литературные произведения и их интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- тексты художественных произведений;
-основные этапы жизненного и творческого пути писателей;
-основные понятия: эпос, драма, лирика, классицизм, сентиментализм, романтизм;
-изобразительно – выразительные средства языка;
-элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа)
-легенды, предания родного края.
Учащиеся должны уметь:
-выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
-аргументировать оценку героев и событий художественного произведения;
-сопоставлять произведения разных писателей;
-видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных эпох;
-передать динамику чувств в выразительном чтении произведения;
-уметь составлять цитатный, тезисный план, словарь персонажа; вопросы для дискуссии.
Метапредметные результаты
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
-определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
-анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
-создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
-сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
-работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Контроль знаний
1. Сочинений: классных-4, домашних — 4
Классные сочинения:
1.Литература XVIII века в восприятии современного читателя
2. Нравственные уроки романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
3. В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений Островского, Достоевского, Толстого, Чехова)
4. Сочинение по произведениям о войне. Размышление о войне и Победе»
Домашние сочинения:
1. Заветы «Слова» для потомков.
2.Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
3. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
4. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
2. Наизусть — 14:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); Ф. Сологуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века». Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма
Содержание внутрипредметного модуля «Анализ художественного текста»
1. Общая фоновая характеристика. Сведения об авторе. Отражение личностных особенностей автора в тексте. Эпоха, в которую создавалось произведение (культурно-исторический контекст), и её отражение в тексте. Злободневное и вечное. Литературное направление (течение), в русле которого создавался текст. Отражение в тексте особенностей того или иного художественного метода. Место произведения в контексте творчества автора и русской литературы.
2. Предварительная литературоведческая оценка. Тема. Проблематика. Идея. Жанр. Элементы сюжета. Композиция. Основные образы.
3. Лингвистический анализ текста.
Лингвистический комментарий, то есть объяснение непонятных слов, выражений, ситуаций.
Лингвистическое толкование текста (текст как явление художественного стиля речи), стилевая отнесённость текста. Строфика текста: прозаические строфы, основанные на цепной связи между предложениями; прозаические строфы, основанные на синтаксическом параллелизме предложений; иные структурные типы прозаических строф; способы связи между строфами. Стилистика текста: стилистические функции многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, архаизмов, историзмов, неологизмов, жаргонизмов, стилистическое использование экспрессивно окрашенной лексики и фразеологических средств; стилистическое использование возможностей словообразования, стилистическое использование различных частей речи, стилистический синтаксис; ИВС (тропы и фигуры), другие составляющие текста, фоника.
4. Идейный и лингвопоэтический анализ. Тема (тематика произведения). Проблема (проблематика произведения). Идея (идейное содержание). Тип авторской эмоциональности (пафос): героический, идиллический, сентиментальный, романтический, трагический., комический, иронический. Родовая и жанровая специфика. Время и пространство произведения. Сюжет как система событий, составляющая содержание литературного произведения. Конфликт. Композиция. Характер построения, расположения, организации элементов сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Пейзаж как элемент композиции. Виды пейзажа. Интерьер как элемент композиции. Виды интерьера. Образная система произведения. Персонажи. Персонаж и писатель (герой и автор). Портрет. Психологизм. Способы раскрытия внутреннего мира: монологи, поступки. Высказывания, диалоги, дневники. Переписка... Образ повествователя.
5. Анализ лирического произведения. Дата написания с историческим или биографическим комментарием. Связь произведения с эпохой, если это необходимо для понимания основных идей. Тема и идея (идейное содержание) стихотворения. Композиция. Мироощущение лирического героя. Пафос стихотворения. Структура стихотворения: метрика (тоническое стихосложение, силлабо-тоническое, дольник, тактовик, свободный стих), размер ( ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий, спондей);
рифмика (точная, неточная, каламбурная, богатая, простая, составная, мужская, женская. дактилическая, гипердактилическая); строфика: двустишие, терцет, катрен, пятистишие, секстина, семистишие, октава, девятистишие, одическая строфа, сонет). Способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая, игра рифм). Фоника (звукопись: эвфония, аллитерация, ассонанс). Тропы (метафора, метонимия, сравнение, гипербола, литота, перифраза, оксюморон, синекдоха, эпитет). Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (инверсия, повтор, анафора, эпифора, рефрен, плеоназм, пропуск, умолчание, антитеза, риторическое обращение, риторический вопрос, градация, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм). Лексико-морфологические средства языка (славянизмы, варваризмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы). В чём общечеловеческая значимость выраженных в стихотворении чувств и мыслей? Что вам особенно близко интересно в избранном для анализа стихотворении?
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методическое сопровождение:
Коровина В.Я. Учебник-хрестоматия в 2-х ч., 9 класс. – М.: «Просвещение», 2014.
Егорова Н.В. «Программные разработки по литературе» (Универсальное издание). – М.: «Вако», 2012.
Исаченкова Н.В. «Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы» СПб.: «Паритет», 2003.
Коган И. «Искусство написания сочинений». – СПб.: 2002.
Цифровые образовательные ресурсы:
- виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы
- энциклопедия Кирилла и Мефодия
- CD-диск «Библиотека школьника» программа по литературе
- программа Starboard
- CD-диск «Видеоуроки по литературе 9 класс»
- видеофильмы по произведениям
- видеоролики к произведениям
- коллекция презентаций к урокам
Интернет-ресурсы:
Система оценивания планируемых результатов изучения учебного курса
Устный ответ
«5» 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3» ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Письменная работа
«5» 1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
«4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
«3» 1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
«2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов
Грамотность
«5» Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4» Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3» Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических.
«2» Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок
Тематическое планирование
Дата | Тема | Кол-во часов | Стр. учебника | Содержание | Требования к уровню подготовки (УУД) | Вид контроля | |
Литература как искусство слова | |||||||
1. Роль литературы в духовной жизни человека | 1 | Искусство, литература как искусство слова. Роды, жанры литературы, литературные направления | Знать о взаимосвязи литературы и искусства. Уметь составлять тезисы и план прочитанного. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы | Тезисы лекции, план статьи учебника. Пересказ по плану с привлечением примеров из прочитанных произведений | |||
2. Нравственные категории в литературных произведениях | 1 | Понятие нравственности, художественные образы, идея произведения | Владеть понятием милосердия, значение заповедей для искусства и культуры | Внеклассное чтение | |||
Древнерусская литература | |||||||
3.Самобытный характер древнерусской литературы | 1 | История древнерусской литературы, ее самобытный характер, богатство и разнообразие жанров. Русская история в «Слове». Идея «Слова». Художественные особенности произведения. Самобытность содержания. Специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова» | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения, выполнять художественный пересказ текста, находить особенности содержания и формы произведения, определять идею произведения. Знать понятия и уметь находить метафору, эпитет, сравнение, синтаксические средства | Подготовка презентаций, устных и письменных сообщений, устный опрос, проверочный тест, индивидуальные задания. Анализ художественных средств | |||
4. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | ||||||
5.Художественные особенности «Слова» | 1 | ||||||
6. РР Заветы «Слова» для потомков | 1 | Домашнее сочинение | |||||
Русская литература 18 века | |||||||
7.Общая характеристика литературы XVIII века | 1 | Классицизм. Жанры Классицизма. Понятие оды как жанра лирической поэзии. Особенности оды. Высокий слог, ораторские интонации Понятие о сентиментализме. Новые черты русской литературы. Изображение российской действительности в «Путешествии...», критика крепостничества | Знать новаторство Ломоносова и Державина, жанр ода, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, основные этапы жизненного пути Н. М. Карамзина; условия возникновения сентиментализма как литературного направления; содержание повести. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму. Воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | Подготовка презентаций и сообщений по теме, устный и письменный опрос, тезисный план, стихотворение наизусть, художественный пересказ | |||
8. М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве» | 1 | ||||||
9. М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия...1747 года» | 1 | ||||||
10. Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» | 1 | ||||||
11. Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина | 1 | ||||||
12. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» | 1 | ||||||
13.Особенности повествования в «Путешествии...» | 1 | ||||||
14. Н.М. Карамзин «Осень» | 1 | ||||||
15. Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма | 1 | ||||||
16. Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Внутренняя жизнь человека. Утверждение общечеловеческих ценностей | 1 | ||||||
17. РР Классное сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» | 1 | Сочинение классное | |||||
Русская литература 19 века (первая половина) | |||||||
18. Общая характеристика русской литературы XIX века | 1 | Поэзия, проза, драматургия, романтизм, реализм. Поэтический язык. Баллада, сюжетность, фольклорное начало. Средства художественной выразительности | Знать особенности литературных направлений романтизм и реализм. Знать основные темы, мотивы, систему образно-выразительных средств в балладе. Уметь выявлять тему и основную идею стихотворений. | Подготовкка презентации, сообщений, развернутый план, доклады | |||
19. Романтическая лирика XIX века. В.А. Жуковский. «Море». «Невыразимое». «Г.К.» | 1 | ||||||
20. В.А. Жуковский. «Светлана» | 1 | ||||||
21. Внеклассное чтение. Поэзия Е. Баратынского | 1 | ||||||
22. Внеклассное чтение. Русские поэтессы начала XIX века (А. Бунина, К. Павлова) | 1 | ||||||
23-24. Вечные темы в калининградской поэзии (С. Симкин, А. Лунин, Н. Горбачёва, Т. Ленская) | 2 | ||||||
25. А.С. Грибоедов. Личность и судьба. | 1 | Комедия, завязка, кульминация, конфликт, развязка интрига, монолог, ремарка | Знать историю создания комедии «Горе от ума» теорию литературы: Комедия, завязка, кульминация, конфликт, развязка, интрига, монолог, ремарка, жанр, сюжет, содержание произведения. Владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному. Определять жанровые особенности произведения; владеть различными видами пересказа, давать развернутые ответы на вопросы. Анализировать, пересказывать эпизоды; выявлять авторскую позицию автора. Работать с текстом; характеризовать особенности сюжета, композиции. Обобщать и систематизировать материал к сочинению, составлять план, раскрывать тему | Пересказ содержания, анализ эпизода, характеристика образов, тест по содержанию комедии, сопоставительная характеристика работа с текстом, афоризмы, домашнее сочинение устный опрос | |||
26. «Горе от ума». Обзор содержания. Темы и основные конфликты. Особенности композиции | 1 | ||||||
27. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | 1 | ||||||
28. Чацкий и Фамусов | 1 | ||||||
29. Чацкий в системе образов комедии | 1 | ||||||
30. Общечеловеческое звучание образов персонажей | 1 | ||||||
31. РР Язык комедии Грибоедова. Преодоление канонов классицизма в комедии | 1 | ||||||
32. РР И.А. Гончаров. «Мильон терзаний» Проблематика комедии. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Домашнее сочинение Устный опрос | |||||
33.А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина | 1 | Реализм, роман, композиция, сюжет, образ, роман в стихах, «онегинская строфа», лирическое отступление, романтическая поэма | Знать особенности творчества Пушкина, историю создания произведений. Уметь систематизировать материал, анализировать поэтический текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, выделять смысловые части художественного текста, выразительно читать наизусть отрывок, составлять план, писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения | Подготовка презентаций, самостоятельная работа, творческая работа, подготовка сообщений устный опрос, стихотворение наизусть подготовка к сочинению | |||
34. Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву» Проблема свободы, служения Родине | 1 | ||||||
35. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» | 1 | ||||||
36. Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии...», «Я вас любил...» | 1 | ||||||
37. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе...» | 1 | ||||||
38.РР Обобщение по теме «Лирика Пушкина». Анализ стихотворения | 1 | ||||||
39. А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Система образов. | 1 | ||||||
40. Онегин и Ленский | 1 | ||||||
41. Онегин и Татьяна. Татьяна и Ольга. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 | ||||||
42. Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Лирические отступления. Реализм романа | 1 | ||||||
43. Автор - идейно-композиционный и лирический центр романа. Роман в критике. | 1 | ||||||
44. РР Нравственные уроки романа. | 1 | Классное сочинение | |||||
45. Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. «Цыганы» | 1 | ||||||
46. Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | ||||||
47. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон» «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно...» | 1 | Средства художественной выразительности, лирический герой. Психологический роман. Понятие о романтизме, психологизм художественной литературы | Знать особенности творчества Лермонтова. Уметь составлять тезисы к лекции, определять жанр литературного произведения. Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному. Выразительно читать наизусть. Строить устные и письменные высказывания в связи с изучением произведения; аргументированно отстаивать свою точку зрения, составлять тезисы к критической статье; обобщать изученное | Тестирование, выразительное чтение по ролям, подготовка презентации, устные ответы, анализ эпизодов, чтение наизусть, домашнее сочинение | |||
48. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Адресаты любовной лирики. «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю» и др. | 1 | ||||||
49. Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Своеобразие темы России. «Родина». | 1 | ||||||
50.РР Анализ стихотворения Лермонтова (обобщение) | 1 | ||||||
51. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции. | 1 | ||||||
52. Загадка образа Печорина. «Бэла», «Максим Максимыч» | 1 | ||||||
53-54. «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». | 2 | ||||||
55. Дружба и любовь в жизни Печорина. | 1 | ||||||
56. Споры о романтизме и реализме романа | 1 | ||||||
57. Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. «Мёртвые души». | 1 | Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия. Понятие о герое и антигерое, сатира, юмор, ирония, сарказм, обличительный пафос | Знать историю создания произведения, почему автор называет его поэмой, систематизировать материал для доклада. Выражать свое отношение к прочитанному. Анализировать эпизоды, составлять план. Давать характеристику героям, анализировать прочитанное произведение | Устный опрос, подготовка презентации, сообщений, самостоятельная работа, индивидуальные задания, характеристика персонажей | |||
58. РР Система образов поэмы «Мёртвые души» | 1 | ||||||
59. Образ города в поэме | 1 | ||||||
60. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | 1 | ||||||
61. «Мёртвые души» - поэма о величии России. Поэма в оценках Белинского. | 1 | Сочинение-отзыв домашнее | |||||
Русская литература 19 века (2 половина) | |||||||
62. А.Н. Островский. «Бедность не порок» | 1 | Эмоциональное богатство русской поэзии. Особенности русской литературы второй половины 19 века. Психологизм, внутренний монолог. Тип «маленького человека», рассказ. Жанры лирических произведений | Уметь выбирать информацию, работать с научной литературой, анализировать драматическое произведение, анализировать малые произведения | Устный опрос, подготовка сообщений, индивидуальные задания, творческое задание, анализ рассказа, развернутый план, подготовка к письменному ответу на вопрос | |||
63. Ф.М. Достоевский. «Белые ночи» | 1 | ||||||
64. Л.Н. Толстой. «Юность» | 1 | Внеклассное чтение | |||||
65. А.П. Чехов. «Смерть чиновника» | 1 | ||||||
66. А.П. Чехов. «Тоска» | 1 | ||||||
67. РР «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений Островского, Достоевского, Толстого, Чехова) | 1 | Классное сочинение | |||||
68. Беседа о поэзии Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета | 1 | Внеклассное чтение | |||||
Русская литература 20 века | |||||||
69. Русская литература XX века. Многообразие жанров и направлений | 1 | Лиризм повествования, словотворчество. Социально — философская сатира, художественная условность, гротеск. Философская лирика. Рассказ-эпопея, реалистическая типизация. Виды рифм, способы рифмовки. Рассказ-притча. Романс | Знать автора, содержание рассказа; уметь выявлять нравственные проблемы, объяснять смысл, названия рассказа; определять роль художественной детали в создании художественного образа, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, самостоятельное формулирование вопросов по тексту | Анализ рассказа, ответы на вопрос, презентации, творческая работа, стихотворения наизусть, тестирование, отзыв, рассказ о герое | |||
70. И.А. Бунин «Тёмные аллеи» | 1 | ||||||
71. А.А. Блок. Своеобразие лирических интонаций, образы и ритмы | 1 | ||||||
72. Тема Родины в поэзии С.А. Есенина | 1 | ||||||
73. В.В. Маяковский. Новаторство поэзии | 1 | ||||||
74-75. Вечные темы в калининградской прозе (В. Куранов, В. Шевцов) | 2 | ||||||
76-77. М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов. Сатира на общество Шариковых и Швондеров. Поэтика повести | 2 | ||||||
78. М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, любви, о жизни и смерти | 1 | ||||||
79. А.А. Ахматова. Любовь и поэзия в творчестве | 1 | ||||||
80. Творческая интерпретация стихотворения (по произведению М.И. Цветаевой «А. Ахматовой») | 1 | ||||||
81. Философский характер лирики Н.А. Заболоцкого | 1 | ||||||
82-83. М.А. Шолохов. «Судьба человека ». Судьба человека и судьба Родины | 2 | ||||||
84. Вечность и современность в стихотворениях Б.Л. Пастернака | 1 | ||||||
85. Раздумья о Родине и природе в лирике А.Т. Твардовского. | 1 | ||||||
86-87. Внеклассное чтение. Произведения о Великой Отечественной Войне. В.Быков «Сотников». А.Каплер «Двое из двадцати миллионов». Стихотворения. | 2 | ||||||
88-89. Внеклассное чтение. Б. Васильев «Завтра была война | 2 | ||||||
90. РР Классное (контрольное) сочинение по произведениям о войне. «Размышление о войне и Победе» | 1 | ||||||
91. А.И. Солженицын «Матренин двор». Тема праведничества | 1 | ||||||
92. Внекассное чтение. Г. Щербакова «Вам и не снилось» | 1 | ||||||
93. РР Урок-диспут «О любви и не только» (по повести Щербаковой) | 1 | ||||||
94. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX — XX века | 1 | ||||||
95. Контрольная работа за II полугодие | 1 | ||||||
Зарубежная литература | |||||||
96. Античная лирика. Катулл. Гораций | 1 | Жанры драматических произведений. Философско-драматическая поэма | Знать особенности развития античной и средневековой литературы, литературы эпохи Возрождения, уметь анализировать поэтический и драматический текст | Выразительное чтение наизусть, подготовка презентаций, устных и письменных сообщений, устный опрос, подготовка к итоговой аттестации | |||
97. Данте «Божественная комедия» | 1 | ||||||
98-99. У. Шекспир «Гамлет» | 2 | ||||||
100. И.В. Гёте «Фауст» | 1 | ||||||
101-102. Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....