"Проектирование в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода урока подготовки к творческому сочинению с опорой на художественное произведение»
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Материал для подготовки к сочинению-рассуждению с опорой на прочитанный текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod_s.r._2_ahmatova_s.m.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования Московской области

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра филологии

Самостоятельная работа № 2

Тема: «Проектирование в соответствии с требованиями

системно-деятельностного подхода урока подготовки

к творческому сочинению с опорой на художественное произведение»

выполнил: слушатель курса

«Теория и практика подготовки

учащихся к написанию итогового сочинения», учитель МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 1» г. Ивантеевки

Ахматова Светлана Михайловна

проверил: доцент кафедры филологии,

к.ф.н. Татьяна Геннадьевна Крапотина

Москва, 2016

             Урок литературы в 10-11 классе по повести В.Быкова «Сотников».

Тема урока: «Что определяет нравственный выбор человека?» (урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения по направлению «Честь и бесчестие»)

    Что такое человек перед сокрушающей

силой бесчеловеческих обстоятельств?

                                                                 На что он способен, когда возможности

                                                     отстоять свою жизнь исчерпаны

                                                            им до конца и предотвратить смерть              невозможно?

В.Быков

Цель: средствами литературы ответить на вопрос: «Что определяет нравственный выбор человека?»

Задачи:

- познакомиться с произведением В.Быкова «Сотников»,

- в ходе беседы и работы по группам дать ответ на вопросы: «Что такое проблема нравственного выбора?», «Что определяет нравственный выбор человека?»

- собрать материал для написания сочинения-рассуждения по направлению «Честь и бесчестие».

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

     Более 70 лет отделяет нас от того дня, когда отгремели последние залпы Великой Отечественной войны и взвилось над Рейхстагом знамя Победы. Война ушла в историю, но не из истории. И мы, читатели, благодаря произведениям Михаила Шолохова, Бориса Васильева, Вячеслава Кондратьева, Василя Быкова и многих других писателей имеем возможность приобщиться к этой истории, пережить ее в своих сердцах.

     Сегодня в центре внимания на нашем уроке – повесть Василя Быкова «Сотников». Василь Быков – это писатель, неизменно верный одной теме – теме войны. Изображая героев в предельно драматических ситуациях, писатель исследует нравственную сущность человека, его духовные возможности.

     Проблема нравственного выбора – так звучит тема нашего урока, в ходе которого мы должны через анализ отдельных эпизодов повести дать ответ на вопрос: «Что определяет нравственный выбор человека?» (вопрос записан на доске).

     Давайте обратим внимание на эпиграф урока. Как отвечает Быков на этот вопрос в конце своей повести? (выразительное чтение финальных сцен повести подготовленными учениками).

  1. Беседа с учащимися по тексту В.Быкова «Сотников»
  • Ожидали ли вы таких поступков от героев? Почему?
  • Каким мы видим в начале повести Рыбака? А Сотникова?

В ходе беседы делается примерная запись в тетради и на доске:

Противопоставление

Рыбак       ------------------------------------------------  Сотников

        (антитеза)

физически сильный,                                             физическая слабость

практичный,        ↓

умеет быстро ориентироваться,

готов выполнять задание,

подбадривает Сотникова,         ↓

дает полотенце обмотать шею,

первый прокладывает путь        ↓

        ↓

предательство, духовная смерть,                  смерть по совести, герой,

слился с шайкой полицаев        подвиг

  • Почему так произошло?
  • Кто еще вел себя героически? (староста Петр, мать троих детей Дёмчиха)
  1. Работа в группах

Работая в группах, учащиеся отвечают на вопросы, (у каждой группы свой вопрос).

  • Какова роль детских воспоминаний  в раскрытии характера Рыбака?
  • Какова роль детских воспоминаний  в раскрытии характера Сотникова?
  • Что послужило основой нравственного выбора Дёмчихи?
  • Что послужило основой нравственного выбора старосты Петра?

  1. Обсуждение ответов

Предполагаемый ответ: морально-этические нормы, нормы общечеловеческой морали закладываются семьей и обществом в самом раннем детстве. Но некоторые люди в критической ситуации, желая сохранить себе жизнь, оказываются способны отбросить эти нормы, пойти на любые поступки…Так делают не все, лишь единицы. Так делают те, кто не смог преодолеть чего-то в себе, сделал неправильный, нечестный выбор…

  1. «Погружение в ситуацию»

Послушайте стихотворение Константина Ваншенкина

                      Трус

Трус притворился храбрым на войне,

Поскольку трусам спуску не давали.

Он, бледный, в бой катился на броне,

Он вяло балагурил на привале.

Его всего крутило и трясло,

Когда мы попадали под бомбежку.

Но страх скрывал он тщательно и зло

И своего добился понемножку.

И так вошел он в роль, что наконец

Стал храбрецом, почти уже природным.

Неплохо бы, чтоб, скажем, и подлец

Навечно притворился благородным.

Скрывая подлость, день бы ото дня

Такое же выказывал упорство.

Во всем другом естественность ценя

Приветствую подобное притворство!

  1. Рефлексия

Подумайте еще раз над ситуациями, описанными в произведениях, и дайте свой ответ на вопрос: «Что же определяет нравственный выбор человека?»

  1. Домашнее задание. Вспомните свою ситуацию нравственного выбора, когда вам приходилось преодолевать что-то в себе и за свой выбор не было стыдно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.

Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл...

Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».

Уровень опыта по степени новизны состоит  в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

Коммуникативный подход к художественному произведению на уроках литературы

Коммуникативный подход способствует развитию инициативности обучающихся, их способности к творческому поиску...

Гармония музыки и слова на уроке литературы как средство воспитания культуры восприятия художественного произведения.

Над данной темой я работаю уже не первый год ,всё более убеждаясь в её актуальности. К её выбору меня подтолкнула одна  проблема, с которой  я столкнулась ещё в самом начале моей профессиона...

Памятка Как готовиться к сочинению по художественному произведению

Подготовка к сочинению по художественному произведению...

Факультатив «Историко-философский подход к изучению художественных произведений» для учащихся 9-11 классов

Задача факультативного курса заключается в более глубоком изучении основополагающих начал в развитии литературы 19-го  и начала 20-го веков. Программа включает ряд тем, не рассматриваемых общеобр...