"Проектирование в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода урока подготовки к творческому сочинению с опорой на художественное произведение»
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Материал для подготовки к сочинению-рассуждению с опорой на прочитанный текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod_s.r._2_ahmatova_s.m.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования Московской области
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра филологии
Самостоятельная работа № 2
Тема: «Проектирование в соответствии с требованиями
системно-деятельностного подхода урока подготовки
к творческому сочинению с опорой на художественное произведение»
выполнил: слушатель курса
«Теория и практика подготовки
учащихся к написанию итогового сочинения», учитель МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 1» г. Ивантеевки
Ахматова Светлана Михайловна
проверил: доцент кафедры филологии,
к.ф.н. Татьяна Геннадьевна Крапотина
Москва, 2016
Урок литературы в 10-11 классе по повести В.Быкова «Сотников».
Тема урока: «Что определяет нравственный выбор человека?» (урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения по направлению «Честь и бесчестие»)
Что такое человек перед сокрушающей
силой бесчеловеческих обстоятельств?
На что он способен, когда возможности
отстоять свою жизнь исчерпаны
им до конца и предотвратить смерть невозможно?
В.Быков
Цель: средствами литературы ответить на вопрос: «Что определяет нравственный выбор человека?»
Задачи:
- познакомиться с произведением В.Быкова «Сотников»,
- в ходе беседы и работы по группам дать ответ на вопросы: «Что такое проблема нравственного выбора?», «Что определяет нравственный выбор человека?»
- собрать материал для написания сочинения-рассуждения по направлению «Честь и бесчестие».
Ход урока
- Вступительное слово учителя
Более 70 лет отделяет нас от того дня, когда отгремели последние залпы Великой Отечественной войны и взвилось над Рейхстагом знамя Победы. Война ушла в историю, но не из истории. И мы, читатели, благодаря произведениям Михаила Шолохова, Бориса Васильева, Вячеслава Кондратьева, Василя Быкова и многих других писателей имеем возможность приобщиться к этой истории, пережить ее в своих сердцах.
Сегодня в центре внимания на нашем уроке – повесть Василя Быкова «Сотников». Василь Быков – это писатель, неизменно верный одной теме – теме войны. Изображая героев в предельно драматических ситуациях, писатель исследует нравственную сущность человека, его духовные возможности.
Проблема нравственного выбора – так звучит тема нашего урока, в ходе которого мы должны через анализ отдельных эпизодов повести дать ответ на вопрос: «Что определяет нравственный выбор человека?» (вопрос записан на доске).
Давайте обратим внимание на эпиграф урока. Как отвечает Быков на этот вопрос в конце своей повести? (выразительное чтение финальных сцен повести подготовленными учениками).
- Беседа с учащимися по тексту В.Быкова «Сотников»
- Ожидали ли вы таких поступков от героев? Почему?
- Каким мы видим в начале повести Рыбака? А Сотникова?
В ходе беседы делается примерная запись в тетради и на доске:
Противопоставление
Рыбак ------------------------------------------------ Сотников
(антитеза)
физически сильный, физическая слабость
практичный, ↓
умеет быстро ориентироваться,
готов выполнять задание,
подбадривает Сотникова, ↓
дает полотенце обмотать шею,
первый прокладывает путь ↓
↓
предательство, духовная смерть, смерть по совести, герой,
слился с шайкой полицаев подвиг
- Почему так произошло?
- Кто еще вел себя героически? (староста Петр, мать троих детей Дёмчиха)
- Работа в группах
Работая в группах, учащиеся отвечают на вопросы, (у каждой группы свой вопрос).
- Какова роль детских воспоминаний в раскрытии характера Рыбака?
- Какова роль детских воспоминаний в раскрытии характера Сотникова?
- Что послужило основой нравственного выбора Дёмчихи?
- Что послужило основой нравственного выбора старосты Петра?
- Обсуждение ответов
Предполагаемый ответ: морально-этические нормы, нормы общечеловеческой морали закладываются семьей и обществом в самом раннем детстве. Но некоторые люди в критической ситуации, желая сохранить себе жизнь, оказываются способны отбросить эти нормы, пойти на любые поступки…Так делают не все, лишь единицы. Так делают те, кто не смог преодолеть чего-то в себе, сделал неправильный, нечестный выбор…
- «Погружение в ситуацию»
Послушайте стихотворение Константина Ваншенкина
Трус
Трус притворился храбрым на войне,
Поскольку трусам спуску не давали.
Он, бледный, в бой катился на броне,
Он вяло балагурил на привале.
Его всего крутило и трясло,
Когда мы попадали под бомбежку.
Но страх скрывал он тщательно и зло
И своего добился понемножку.
И так вошел он в роль, что наконец
Стал храбрецом, почти уже природным.
Неплохо бы, чтоб, скажем, и подлец
Навечно притворился благородным.
Скрывая подлость, день бы ото дня
Такое же выказывал упорство.
Во всем другом естественность ценя
Приветствую подобное притворство!
- Рефлексия
Подумайте еще раз над ситуациями, описанными в произведениях, и дайте свой ответ на вопрос: «Что же определяет нравственный выбор человека?»
- Домашнее задание. Вспомните свою ситуацию нравственного выбора, когда вам приходилось преодолевать что-то в себе и за свой выбор не было стыдно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.
Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл...
Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».
Уровень опыта по степени новизны состоит в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...
Коммуникативный подход к художественному произведению на уроках литературы
Коммуникативный подход способствует развитию инициативности обучающихся, их способности к творческому поиску...
Гармония музыки и слова на уроке литературы как средство воспитания культуры восприятия художественного произведения.
Над данной темой я работаю уже не первый год ,всё более убеждаясь в её актуальности. К её выбору меня подтолкнула одна проблема, с которой я столкнулась ещё в самом начале моей профессиона...
Педагогический поиск форм и методов обучения в формировании творческого потенциала детей посредством сказочных художественных произведений
Тематическая презентация...
Памятка Как готовиться к сочинению по художественному произведению
Подготовка к сочинению по художественному произведению...
Факультатив «Историко-философский подход к изучению художественных произведений» для учащихся 9-11 классов
Задача факультативного курса заключается в более глубоком изучении основополагающих начал в развитии литературы 19-го и начала 20-го веков. Программа включает ряд тем, не рассматриваемых общеобр...