Формы работы над замыслом произведения
методическая разработка по литературе (10, 11 класс) на тему

Материал для подготовки к итоговому сочинению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования Московской области

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра филологии

Самостоятельная работа № 1

Тема: «Формы работы над замыслом сочинения»

выполнил: слушатель курса

«Теория и практика подготовки учащихся к написанию итогового сочинения», учитель русского языка и литературы

Ахматова Светлана Михайловна

проверил: доцент кафедры филологии,

к.ф.н. Татьяна Геннадьевна Крапотина


Самостоятельная работа № 1 «Формы работы над замыслом сочинения»

«Читательский дневник»

Направление № 1 «Разум и чувства»                                                              

№п\п

Автор

Название

Ключевые слова

Главная мысль

(идея) произведения и проблемы.

Главные герои

Наиболее важные цитаты

Сссылка на текст произведения

1.

Наталья Евгеньевна Сухинина

«Полеты одуванчиков» (маленькая повесть о большой любви)

Измена , боль, потери, духовное возрождение

Хотя измены в физическом, общепринятом смысле не было. Герой пытался разобраться в себе, ему было нелегко… Но он действительно встретил большое, настоящее, серьезное чувство.

Однако он смог принять и понять, что такая любовь имела право на существование до появления детей. Как только родились дети, главным стало осознание долга перед ними.

Это приняла Даша, девушка, на которой Илья собирался жениться. Многое досталось и Вике – жене, она страдала, гнала от себя Илью. Эта история становления трех людей, и объединившая беда стала точкой их духовного возрастания. Через боль, через потери…

Вика и Илья- муж и жена, Даша-знакомая Ильи

«Часто люди во главу угла ставят свою эгоистическую любовь, и этой любовью оправдывают все, в том числе несчастия детей. У меня все-таки другой вариант, когда каждый – опомнился. И каждый сделал шаг не в сторону культа своих чувств, а – к другому». 

2

Николай Михайлович Карамзин

«Бедная Лиза» 

Любовь, отчаяние, потрясение, переживания, самоубийство

Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.

Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд  около Симонова монастыря.

Девушка доверяет движениям своего сердца, живёт только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели.

Лиза, Эраст, мать Лизы

 «Разум и чувства - это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

 

Направление «Честь и бесчестие»

№п\п

Автор

Название

Ключевые слова

Главная мысль

(идея) произведения и проблемы.

Главные герои

Наиболее важные цитаты

Сссылка на текст произведения

1.

Ирина Владимировна

Курамшина

«Сыновний долг»

Семья,

мать и ее неизлечимая болезнь, долг

Тема семьи, исполнения сыновнего долга - это ведущая тема.

Спасая мать от неизлечимой болезни, сын согласился на операцию по пересадке почки, понимая, что для нее это единственный шанс выжить, а для него - сыновний долг.

Мать Рэна (поменяла имя Раиса), сын Максим

«Хоть Максим и хорохорился, но прилипшие ко лбу волосы говорили о многом. Страх, который никуда не делся после информации, полученной из медицинской карты матери, прочно обосновался в душе, уступив, однако, дорогу любви и благородству. И перебороть этот страх у Максима не хватало сил. Однако он сумел совладать с собой, и уже мягко добавил, глядя на всхлипывающую мать: 
- Да не реви, дурная. Ничего сверхъестественного я и не делаю. Это мой долг. Понимаешь? 
Рэна мотала головой: «Нет, нет и еще раз нет. Не понимаю. Такого не может быть. Он же ненавидит меня. Нет, нет. Это не со мной происходит…» 
- А, ну, и не понимай. – Максим махнул рукой и поспешил из комнаты, чтобы самому не разреветься, потому что предательский комок в горле поднимался все выше и выше. – Я пошел телек смотреть. Там футбол. – Буркнул он в дверях и неожиданно для самого себя послал ошеломленной известием Рэне воздушный поцелуй. – Я хочу, чтобы ты понянчила своих внуков» 

2.

М.Ю.Лермонтов

«Песня про купца Калашникова..»

Семья, честь и достоинство, доброе имя жены

Калашников, следуя традициям «Домостроя», защищает честь своей жены, опозоренной опричником Кирибеевичем. Он не жалеет собственной жизни, погибая за честь своей семью.

Алена Игоревна,купец Калашников, опричнк Кирибеевич,царь Иван Грозный

«Уж как завтра будет кулачный бой

На Москва-реке при самом царе,

И я выйду тогда на опричника,
Буду насмерть биться, до последних сил;
А побьет он меня — выходите вы
За святую правду-матушку.
Не сробейте, братцы любезные!
Вы моложе меня, свежЕй силою,
На вас меньше грехов накопилося,
Так авось вас господь помилует!»

Направление «Победа и поражение»

№п\п

Автор

Название

Ключевые слова

Главная мысль

(идея) произведения и проблемы.

Главные герои

Наиболее важные цитаты

Сссылка на текст произведения

1.

Светлана Александрович

Рассказ «Молитва на льду»

Ладожское озеро, молитва, полуторка

Проблема исторической памяти-памяти о Ладожской дороге смерти

Водитель Толик, его жена Машенька, внучка Лиза

http://newlit.ru/~aleksandrovich/5137.html

«Нет! Не могу больше! Надо перестать думать! – одёрнул он себя. – Сейчас надо только добраться до неё».

Ночная бомбёжка принесла городу новые разрушения. Они как свежие раны на теле. И их припорошил снег, но даже он, похожий на крылья ангелов, не смог стереть ту чёрную тень, что нависла над городом. Эта тень преследовала Толика потом сотни раз на пути в Ленинград и обратно, он видел её в Машиных глазах и чувствовал, когда снова и снова становился на колени на лёд Ладожского озера, пытаясь разорвать её словами молитвы, собирающей его порой совсем ослабшую веру в жизнь по кусочкам.

2.

Иван Алексеевич Бунин

«Чистый понедельник»

Рассказ заставляет задуматься о самых важных вопросах в нашей жизни: вопросах выбора между «мирским», человеческим счастьем и духовностью, стремлением к богу, самопознанием.

Героиня –возлюбленная рассказчика

Герой-рассказчик – влюбленный юноша родом из Пензенской губернии.

«В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг… Пусть бог даст сил не отвечать мне — бесполезно длить и увеличивать нашу муку…».

Направление «Опыт и ошибки»

№п\п

Автор

Название

Ключевые слова

Главная мысль

(идея) произведения и проблемы.

Главные герои

Наиболее важные цитаты

1.

Наталья Евгеньевна Сухинина

Рассказ «Девочка на шаре»

Детство, сиротство,

автодело, тюрьма, наказание

Жизнь девушки – череда испытаний, а роковая ошибка перечеркивает всю жизнь

Женька Потапова, брат Эдик, муж Гоша, сын Афанасий

«Никто не объяснил ей, что шар, тем более такой огромный, как земной, не паркет для мазурки и не скользить по нему надо, не маршировать браво, а удерживаться, всякий раз преодолевая соблазн лёгкого беззаботного падения».

2.

Наталья Евгеньевна Сухинина

Рассказ «Какого цвета боль?»

Ревность, покушение, попытка самоубийства, раскаяние

Мучительный путь от равнодушного благополучия, безмерного эгоизма и ненависти к покаянию и смирению. На каждом вираже ее мытарств  был  уготован урок, неслучайная встреча, новые события, которые готовили к другому пути.

Лариса Васильевна Королькова, бывший муж Вадик и его жена, муж Николай и дочь Валентина

«Понимаете, я многое в своей жизни успела. Это мало кому удается, а мне удалось. Я умудрилась преступить все заповеди Божии. Все. Не убий, не прелюбодействуй, не пожелай жены искреннего своего…Ведь слово «преступник» от слова «преступить». Я - преступила. И хотела уйти из жизни, чтобы ни за что не отвечать. Не получилось. Не попустил Господь безответственности. Чудом оставил меня»

3.

Ирина Владимировна Курамшина

Рассказ «Драгоценная коллекция»

«Тимуровцы», философия жизни, мудрость

«Время разбрасывать камни, и время собирать камни» 
            (Экклезиаст)

Старик собирает валуны, которые ассоциирует с событиями своей жизни. Подростки, пытавшиеся помочь, так и не смогли понять причину этого занятия..

Старик, «тимуровцы»- несколько подростков

 «Старик предупредительно мягко, но очень весомо произнёс:

– Тут у меня, сынок, любовь. – Он ласково погладил шершавую поверхность. – Разбросал я ее в свое время по всему свету. Видишь, она стала серой, грязной, безжизненной массой. Поэтому я её сюда и втащил. Тут, на горе, солнца больше, света, воздух чище. Здесь всё мое собрано, – старик обвел взглядом поляну, – всё, что терял когда-то, от чего отказывался по своей воле. Собрал и грехи свои и неудачи. Радости, печали, плохое и хорошее – всё, в одну большую кучу…

– Постой, постой… – до юнца медленно доходил смысл сказанного. – То есть, в камнях нет никаких бриллиантов или золота, они не имеют никакой ценности?

– Для тебя не имеют. Для меня – ценнее их ничего нет. Прими это по-философски спокойно и лучше возвращайся со своими друзьями домой. Когда-то и твое время придет – собирать камни… Меньше разбрасывай их сейчас, люби их…»

5. Направление «Дружба и вражда»

№п\п

Автор

Название

Ключевые слова

Главная мысль

(идея) произведения и проблемы.

Главные герои

Наиболее важные цитаты

Сссылка на текст произведения

1.

Ольга Александрович

«Девочка и дельфин»

Океан, спасение, чудо-излечение,

дружба и ответственность за прирученное животное

Девочка Лика, смогла заговорить, хотя молчала много лет только благодаря занятиям с дельфином.

Девочка спасает жизнь дельфину, отпускает его в океан.

Океанолог Андрей Денисов, жена Марина, которая умерла после родов, дочь Лика, дельфин Майя, научный сотрудник Ксения Малинкина

http://newlit.ru/~aleksandrovich/5350-1.html

 «Лика протянула маленькую ладошку к морде Майи и аккуратно коснулась её мокрой гладкой кожи. И вдруг афалина улыбнулась! Лицо девочки засияло в ответ, но тогда ни Андрей, ни Ксения ещё не знали, что именно в этот миг на их глазах зародилась самая верная дружба из всех возможных на земле».

«Майю выпустили из тримарана. Она сделала маленький круг, словно не могла поверить, что отныне он не ограничен стенками бассейна. Затем повторила попытку и скрылась в глубине бирюзовой волны, из которой появилась внезапно, совершив высокий прыжок, сопровождаемый свистом. Некоторое время она резвилась в воде, но затем подплыла к тримарану и, опираясь грудными плавниками на бортик, уткнулась острой мордочкой в Ликины руки.

– Прощай, Майя, – заплакала та. – Я тебя никогда не забуду».

2.

О.Генри

«Последний лист»

Осень, пневмония, грусть, надежда на выздоровление, шедевр

Стараясь спасти тяжелобольную девушку Сью, ее подруга делает все. Слова о помощи услышал старый художник Берман, который по проливным дождем нарисовал поразительно похожий на настоящий лист плюща. Рисунок-надежда спас девушку. К сожалению, сам художник, простудившись, заболел и умер

Мистер Берман, девушки Сьюдит и Джонсон, врач

«И что же? После проливного дождя и резких порывов ветра, не унимавшихся всю 
ночь, на кирпичной стене еще виднелся один лист плюща - последний! Все еще темно-зеленый у стебелька, но тронутый по зубчатым краям желтизной тления и распада, он храбро держался на ветке в двадцати футах над землей. 

 - Это последний, - сказала Джонси. - Я думала, что он непременно упадет 
ночью. Я слышала ветер. Он упадет сегодня, тогда умру и я». 

Мистер Берман умер сегодня в больнице от воспаления легких. Он болел всего только два дня. Утром первого дня швейцар нашел бедного старика на полу в его комнате. Он был
без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лед.

Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь. Потом нашли 
фонарь, который все еще горел, лестницу, сдвинутую с места, несколько брошенных кистей и палитру с желтой и зеленой красками. Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща.  Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана - он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

План-схема урока, включающего интерактивные формы работы. Тема «Жизнь, как произведение искусства» (знакомство с личностью Д.И.Менделеева)

План-схема урока, включающего интерактивные формы работы. Тема «Жизнь, как произведение искусства» (знакомство с личностью Д.И.Менделеева)...

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)

В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...

Форма и содержание литературного произведения

Статья о форме и содержании литературных художественных произведений...

Статья коллектива авторов: Богайцева М.В., Магир Т.В. Использование интерпретаций литературного произведения как средство развития интереса к чтению и форма работы с непрочитанным текстом на уроке

Среди особых проблем современной методики преподавания литературы стоит вопрос работы с непрочитанным текстом. К сожалению, все чаще учителя сталкиваются с ситуацией незнакомства учеников с изучаемым ...