Уроки внеклассного чтения для старшеклассников
план-конспект урока по литературе на тему
Представлены конспекты уроков по произведениям современной литературы (В.Пелевин "Хрустальный мир", Л.Бородин "Ловушка для Адама" и др.). Будут интересны и полезны для учеников 9-11 классов и преподавателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_vneklassnogo_chteniya_dlya_starsheklassnikov.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение……………………………………………………...3
Урок внеклассного чтения по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» (9 класс)……………………… 4
Урок по рассказу В.Распутина «Женский разговор»……..10
Урок по притче В.Астафьева «Ельчик-бельчик»…………14
.Идейно-художественный смысл повести Л.Бородина «Ловушка для Адама»………………………………………17
Современная русская литература. Штрихи к портрету.
(По рассказу В.Пелевина «Хрустальный мир».)……….…23
Приложение…………………………………………………29
Введение.
Русская классическая литература с ее извечными вопросами нравственного поиска, выбора пути все более и более отдаляется от нас. Отдаляется, к сожалению, не только во времени. Современная молодежь практически не воспринимает идеалы прошлого, считая их устаревшими, не подходящими к сегодняшней жизни.
Перед учителем-словесником сегодня стоят сложнейшие задачи, связанные с поиском произведений в современной литературе, которые бы отвечали требованиям воспитания современной молодежи.
По-прежнему во главу угла ставятся такие нравственные проблемы, как отношение к добру и злу, к жизни и смерти, взаимоотношения человека и общества, любовь, дружба и др. В современном обществе эти проблемы приобрели иное звучание. Изменился человек, изменились его взгляды. Он становится все более прагматичным, черствеет душой. Люди отдаляются друг от друга, замыкаются в себе. Как вернуть человеку утраченную надежду, как заставить вновь поверить в идеал? Да, спасти нас может только литература. В который раз огромный человеческий опыт, спрессованный в страницах литературных произведений, укажет верный путь.
Современная русская литература сложная, многоликая, подчас отталкивающая, но при том сохранившая верность традициям прошлой литературы – интерес к человеку, к его душе.
Из всего многообразия произведений русской литературы мы остановились на следующих: А.Приставкин «Ночевала тучка золотая…», В.Распутин «Женский разговор», Л.Бородин «Ловушка для Адама»,В.Пелевин «Хрустальный мир», В.Астафьев «Ельчик-бельчик».
По-моему, эти произведения не только будут интересны старшеклассникам, но и полезны, заставят задуматься над вечными проблемами чести и бесчестия, долга и предательства, поиска своего Я.
Н.Л.Ветрова
3
Урок внеклассного чтения по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» (9 класс)
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Приставкина; развивать умения самостоятельно анализировать эпические произведения, работать с художественной деталью; продолжать работу по теории литературы; воспитывать в старшеклассниках доброту, сострадание, милосердие; прививать интерес к современной литературе.
Оборудование: «Литературный бюллетень», высказывания А.Приставкина о литературе, схема сюжета повести; вопросы к уроку, выставка книг о подростках, словарик (хлеборезка, пайка, заначка, чечмек, колонист, переселенцы).
Ход урока.
I Слово учителя.
Современная русская литература продолжает традиции русской классической литературы, которая всегда совестливо и правдиво относилась к изображению действительности. Об этом же говорит А.Приставкин. Прочитаем его высказывания.
1.Молодому человеку, как и вообще человеку, нужна правда. Без правды никакого развития быть попросту не может.
2.Литература у нас продолжает оставаться тем, чем была всегда, - выражением совести и духа.
А.Приставкин говорил о том, что «прикосновение к хорошей книге – это приобщение к чему-то самому главному в жизни. Ни телевидение , ни видео – ничто не заменит этого ощущения истинности. Человек может оглушить себя музыкой, наркотиком, но в каждом человеке, если он еще живой, всегда есть потребность в поиске истины. И книга – это поле такого поиска».
Вот и мы с вами, ребята, попытаемся найти ответы на вопросы, которыми, я думаю, вы задаетесь сейчас: о добре и зле, о людской ненависти, о предательстве, для чего человек приходит в этот мир, какую дорогу он выбирает. И книга, о которой мы будем говорить, поможет нам в этом.
Итак, А.Приставкин «Ночевала тучка золотая». Но сначала несколько слов о жизни и творчестве писателя. (Это отражено и в нашем «Литературном бюллетене»).
4
Приложение
*Словарь к рассказу В.Пелевина «Хрустальный мир»
Керенский Александр Федорович – политический деятель, министр юстиции, военный и морской министр, министр-председатель временного правительства, верховный главнокомандующий эсер
Рудольф Штей нер – немецкий философ, мистик, основоположник антропософии, методики развития предполагаемых «тайных способностей человека»
Гаолян – травянистое растение.
Плеханов Георгий Валентинович – пропагандист марксизма, один из основателей РСДРП, один из лидеров меньшевизма.
Готическая надпись – особый способ написания букв, впервые возник в Италии, но распространился в Германии, буквы угловатые, удлиненные.
Педантизм – чрезмерная аккуратность, точность.
Декадентские – упаднические, мистические, уход от реальности.
Визионер – наводящий взгляд.
Апокалипсис – откровения Иона Богослова(пророчества).
К.Либкнехт – лидер международного коммунистического движения.
Стриндберг Август – шведский писатель, автор социально-утопических, философских произведений.
Гомункулус – по представлениям средневековых алхимиков, подобие человека, которое можно получить искусственным путем.
Мережковский Дмитрий Сергеевич – русский писатель, один из зачинателей русского декадентства.
Юрий Долгорукий – князь Суздальский, укрепил Москву, в 1147 году впервые упомянута Москва.
Агония – конечные моменты жизни.
Юнкер – воспитанник военного училища.
Шпенглер Освальд – немецкий философ-идеалист. Развил учение о культуре как множестве замкнутых организмов(егип., инд., кит. и др.), выражающих коллективную душу народа и проходящих определенный жизненный цикл «Пафос судьбы».
Книга «Закат Европы»
«Новое время» – крупная русская консервативная газета в Петербурге.
«Человек всегда был единственной, непреходящей ценностью, сейчас это оспаривается».
-Как вы назовете художественные приемы, используемые автором для изображения третьего?(Сатирические: гротеск, ирония, он как бы забавляется, играет в острые ощущения.) В этом проявилась позиция писателя. Какая?
-Изображая зло, не впадать в панику, не стонать, не плакать. Не лучше ли посмеяться над ним, позабавиться. Это тоже литературный прием – изображение зла как забавы, игры в острые ощущения. То, что революция не принесла много зла , не вызывает сомнений. Так считает Пелевин. То есть для того, чтобы изменить мир , сделать лучше, революции не нужны:
«Революция обнаруживает и высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей.» (Н.Бердяев)
-И все-таки почему рассказ называется «Хрустальный мир»? Что может означать слово «хрустальный»?
1) Хрупкий, искрящийся, порождающий радугу, изящный.
2)Преломляющийся, искаженный, призрачный.
4.Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на тему «Как я понимаю название рассказа В.Пелевина «Хрустальный мир?»
28
II.Рассказ двух подготовленных учеников о жизни и творчестве А.Приставкина.
Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в 1931 году. В годы Великой Отечественной войны осиротел, сменил десятки детских домов, колоний интернатов в России, в Сибири, на Кавказе.
С 12 лет начал работать, был электриком, радистом, прибористом. В 1954 году поступил в литературный институт им. А.М.Горького, после окончания которого уехал на строительство Братской ГЭС. В 1959 году опубликовал в журнале «Юность» первые рассказы под общим названием «Трудное детство». Теме военного детства посвящены также повести «Солдат и мальчик»(1971), «Ночевала тучка золотая»(1981). Им написаны очерковые повести о Сибири, книги о природе: «Селигер Селигерович», «Птушенька», «Белый холм», романы «Голубка», «Вор-городок».
Произведения автора издавались в Польше, Болгарии, Германии, Венгрии, Франции, Греции, Финляндии и др.
В 1988 году за повесть «Ночевала тучка золотая» А.Приставкин удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. Сейчас А.Приставкин – Председатель комиссии по помилованию при Президенте РФ.
III. «Ночевала тучка золотая…» - повесть.
-Что мы знаем о жанре ?
Повесть(слово на доске записано) – жанр повествовательной литературы, по характеру развития действия сложнее рассказа(больше сюжетных линий, больше героев), но менее развернут, чем роман. История одной человеческой жизни, рассказанная от имени автора или самого героя.
-Где вы уже встречались со словами, взятыми для названия повести?
На уроке мы поразмышляем над знакомыми вам вопросами: в чем же смысл названия повести? О чем она? Как автор показывает нам взаимоотношения детей и взрослых? Что пишет о чеченской трагедии?
IV.Напомните сюжет(слово на доске) повести.
Сюжет( от франц.. sujet – предмет ) – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.
- Работа по схеме (стр. 6) (отвечает ученик)
5
- Сколько же сюжетных линий мы здесь выделим?
Две. Сиротское лицо войны, это мы прослеживаем через образы Сашки и Кольки Кузьминых. Кавказ, трагедия чеченского народа.
V.-От чьего лица ведется повествование?
-Кто он – рассказчик , лицо постороннее?
-Почему именно колонист ведет этот рассказ?
Томилино (братья Кузьменыши) | Сибирь | |||
Поезд на Кавказ | Станция Кубань | Поезд с Кавказа | ||
Станция Березовская Дей Чурт | ||||
Колония 500 чел. | ||||
Подсобное хозяйство | ||||
Колька | ||||
г.Грозный | ||||
детприемник |
6
похожий на Ад, свист и вой ветра в водосточных трубах; мертвые улицы с ожившими чудовищами в виде кариатид, орлов; клубы тумана; грабеж и убийства; средоточие зла.)
-Но не кажется вам, что этот реальный мир тоже как-то искажен, реалии в нем смещены.(Я вам приведу один пример, а вы мне тоже постарайтесь найти.)
-Когда юнкера услышали мелодию вальса «На сопках Маньчжурии», тень на окне от вилки походила на огромную тень какого-то сказочного насекомого. (Называют: ожившие кариатиды, орлы, бородатые воины на барельефах) Николаю все время кажется. Что его родной город похож на расщелину, ведущую в Ад.
И самое главное – этот мир потерял свою целостность, разбился. Недаром в описании этого мира часто присутствует звук разбитого стекла.
Таким образом, два мира противопоставлены друг другу. Как называют этот художественный прием ? (антитеза)
-И вот из этого мира появляется третий герой. Нам с вами предстоит разобраться, кто он: дьявольское порождение дьявольского мира или тот, кто поможет нашим двум героям выполнить миссию освободителей, защитников Руси. Разберемся в позиции автора.
-Как выглядит третий? Чуть за пятьдесят, с получеховской бородкой, с широкими скулами, хитро прищуренными глазками. Картавит.
-Во второй раз в каком образе явился третий? (В образе жирной дамы в шляпе с крупными кулаками; злобная.)
-И опять картавит, говоря по-немецки. Далее этот третий явился в образе фантастического существа, явившегося прямо из тумана.
-Итак, перед нами не кто иной, как вождь российского пролетариата, основатель первого в мире государства рабочих и крестьян. Введен Пелевиным очень иронично с заниженной оценкой. Здесь мы имеем дело с особенностью современного русского менталитета: презрение идолам, вождям.
-И все-таки третьему удалось, минуя караул, пройти к Смольному. Как? ( Эпизод со служащим, который везет лимонад на все петроградские посты и караулы.)
Написать на доске:
27
(Наверное, таким образом автор показывает, что эти двое не понимают, зачем все происходящее, какова их роль во всем этом.)
-А что еще говорит о том, что они чувствуют себя как бы «не в своей тарелке»?(Они принимают наркотики.)
-Зачем они принимают наркотики, что это им дает?
(Возможность забыться, очутиться в ином пространстве, почувствовать себя счастливыми.)
-Сами герои говорят, что они не знают о своей миссии, но есть в рассказе несколько эпизодов, из которых их миссия становится ясной. Это сон Николая о двух воинах(как бы они и не они), едущих по высокому берегу реки. С запада ползет черная туча. Это рассказ Юрия о разговоре с доктором Штейнером. Показал гравюру из древней книги. «Было два длинноволосых, в одной руке копье, все в латах, а один из них я».
-На кого их делают похожими?
-На двух богатырей и фамилии подходящие – Муромцев и Попович.
- Как построен рассказ?
-На противопоставлении. Двое героев построили свой маленький мир(не хрустальный ли?), постоянно возвращаясь в прошлое, поэтому мы говорим, что в рассказе много реминисценций, т.е. воспоминаний.
-Что же в этом маленьком мире? Давайте уточним.
-Человек, человечество, миссия человека, нужность человека на земле; три крошечные сосенки, отражение луны в окнах; цветущие яблони из детства, радуга над городом, конькобежцы на катке. И все это происходило в огромном белом городе, увенчанном тысячами белых золотых церковных головок. Висел этот город внутри хрустального шара.
-И вот в этот мир, нарушая его красоту, покой, постоянно кто-то вторгается извне.
-Но сначала давайте уточним, каков внешний мир. В каких художественных деталях появились его приметы?
(Самая первая – дата, она конкретизирует его, делает абсолютно реальным(в отличие от призрачного фантазийного мира двух героев); перламутровая коробочка с кокаином; плакаты и надписи с призывами; черная собака; темные улицы; винтовочные выстрелы; темные улицы; мрачный город,
26
VI.Анализ содержания. Беседа по вопросам.
-Что мы можем сказать о главных героях повести?
Одиннадцатилетние близнецы неразлучны. Неразлучность помогала им выжить, сносить все напасти, сообща мошенничать, воровать, устраивать проделки, которые одному не по плечу. Они всегда вместе – четыре руки, четыре ноги, две головы – и того похожи. Родство по крови переходит у них в редкое родство душ. Один настолько дополняет второго, что они по отдельности не мыслят, не представляют собственного существования.
-А знаете ли вы другие произведения, фильмы о сиротах, детдомовцах, беспризорниках?
Выставка и рекомендации книг.
-Что же вы узнали о жизни детей в детских домах Подмосковья из этой повести? Какие сцены потрясли вас, возмутили? Ответы учащихся. Работа со словариком(хлеборезка, пайка, заначка).
-Почему Кузьменыши вынуждены были уехать отсюда? Сильно ли они сожалели об этом? Не очень. Столкнулись здесь с равнодушием, ненавистью, враждой, жестокостью, обманом, причем не только со стороны сверстников, но и взрослых (директор и воспитатели).
-Схема. Станция Кубань. Здесь происходит разделение на две сюжетные линии. Колька увидел странный состав, не похожий ни на один, услышал слово чечмек. В построении произведения (т.е. композиции) – это называется завязкой (на доске) действия (начальный момент в развитии событий).
Следующее пристанище братьев-близнецов – станица Березовская.
-Как встречает их новая земля?
-Где они будут жить? Как их теперь называют?(словарик: колония, колонист) Нехорошие ассоциации вызывают эти слова. Но здесь есть еще и другие люди – переселенцы, которые должны обживать эти места.
-Расскажите о жизни детей здесь, о взрослых. (консервный, завод, галоша, Регина Петровна, Портфельчик)
Вторая сюжетная линия. Как автор показывает разжигание вражды и ненависти?
1.Арестантский вагон с чеченскими детьми.
2.Недоумение над странной жизнью станицы, которая, оказывается, называлась Дей Чурт (Могила отцов).
3.Разговор с Ильей. 7
4.Взрыв и пожар, следы копыт, блестящая медная гильза, ружье, нацеленное на Регину Петровну. (гл.4 конец, зачитать)
5.Нападение на станицу, гибель Веры.
6.Разговор солдат. «К стенке их!»
Повествование ведется по принципу нарастания(от малого к большому) значимости, такой прием в литературе называется градация(на доске).
-Где и с кем отдохнули Кузьменыши от страха, голода, вражды?(схема – подсобное хозяйство и Регина Петровна)
-Что вас здесь больше всего впечатлило?(День рождения)
-Развитие сюжета подходит к кульминации(на доске) – точке наивысшего напряжения действия.
Гибель Сашки
-Зачем автор описывает страшную сцену смерти? Какие чувства испытали вы?
Зачитайте внутренний монолог Кольки(гл.27).
Учитель.
Как ни ужасает изуверство, учиненное над Сашкой Кузьминым, распятым на заборе, оно не причина, а следствие, результат. Несчастной жертвой становится ни в чем не повинный ребенок. Смерть ребенка – это страшная цена за зло, бесчеловечность взрослых.
Что сделал Колька для Сашки? Почему он так поступил? собачник(словарик)
Действие близится к развязке(заключительный момент в развитии действия) Где она?
Встреча Кольки и Алхузура.
-Чем символична эта встреча, это братство?
Все должно было распалить ненависть, жажду мести до седьмого колена. А возобладала братская любовь. Колька и Алхузур ведут себя, не сообразуясь с правилами, заповедями, каких придерживаются взрослые. Это братание одухотворено новыми взглядами, новой моралью, нравственностью, основанной на христианских заповедях, одна из которых говорит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Дети оказались умнее, мудрее взрослых.
-Это же мы видим в финале повести – детприемник в Грозном (схема).
-Похож ли он на детдом в Томилино, колонию?
8
люди». В 1997 году за роман «Чапаев и пустота» вошло в число претендентов на Букеровскую премию (литературная премия в Англии, один из русских лауреатов этой премии – Людмила Улицкая), а Пелевин получил малую премию)
Многим из вас Пелевин известен благодаря циклу передач по радио в 2000-2001 годах, когда в течение нескольких недель в исполнении Сергея Маковецкого звучал роман В.Пелевина «Жизнь насекомых».
3.Анализ рассказа «Хрустальный мир».
Ребята, приступая к чтению рассказа, вы заметили, что он предварен эпиграфом из стихотворения Блока.
Строки стихотворения звучат не только в эпиграфе, но и в самом рассказе, задавая ему определенный ритм, интонацию.
-Начнем с всюжета, хотя как такового, т.е. основанного на каком-то реальном событии, сюжета нет. Просто показан какой-то эпизод, не имеющий ни завязки, ни кульминации, ни развязки.
-Что же происходит на протяжении этого временного отрезка?
(Двое юнкеров патрулируют один из петроградских проспектов 24 октября 1917 года. Им дан приказ никого не пропускать вдоль Шпалерной в сторону Смольного.)
-Поподробнее поговорим об этих двоих. Кто они?
-Юрий Попович и Николай Муромцев – юнкера.
-Кто такие? Молодые люди культурные. Почему вы так считаете?
-Во время разговора употребляют имена известных тогда писателей, философов, политиков.
-Какие это имена? Перечислите.
-О чем говорят эти двое?
-О человеческой жизни, что это определенный цикл, о миссии человека, о его тайном предназначении, которое становится явным в определенных обстоятельствах. Хотя ученые изобрели способы развития этих тайных способностей человека.
-Вы считаете уместным подобный разговор, подходящим для данных обстоятельств? Все-таки канун революции, страсти накалены до предела.
25
перемены, она всегда учила тому, как в самых невыносимых, экстремальных условиях оставаться человеком.
Кстати, в начале двадцатого века в русской культуре уже имел место серьезный разрыв с традицией, который отразился в литературе «серебряного века». Помните, тогда появилось множество различных стилистических школ. Какие были из них наиболее значительными?(символизм, акмеизм, футуризм)
Литературу «серебряного века» называли декадентской или модернистской. Как вы объясните эти понятия?
А какие обстоятельства повлияли на развитие такой литературы? Наверное, отказ от общей идеологии, идеи. Литература почувствовала себя свободной, она, по образному выражению Ерофеева «выпорхнула из клетки», поэтому то, что сейчас есть в русской литературе, это от остроты переживания свободы.
Каковы же основные приметы новой русской литературы?
Это, прежде всего, невиданные сомнения в человеке, в вере, в церкви, в благородстве, в красоте. Красота все чаще сменяется картинами безобразия. Усиливается интерес к «грязному» слову, мату, как возбудителю текста. Все больше места в современной литературе отводится убийствам, изнасилованиям, совращениям и т.д.
Теряется вера в разум, и увеличивается роль случая в жизни человека, т. Е. мы видим как бы намеренную усложненность жизни, бытия. Это одна из главных черт постмодернизма. Хотя это течение возникло на западе, оно прижилось и на нашей русской почве. Одним из представителей постмодерна в нашей русской литературе является Виктор Пелевин. Последние произведения писателя, в том числе и рассказ «Хрустальный мир», показывают, что Пелевин возвращается к классике.
Мы начнем наш разговор с того, что послушаем, кто же он – Виктор Пелевин.
2.Выступление ученицы.
Виктор Олегович Пелевин родился в 1962 году в Москве, окончил Московский энергетический институт, затем Московский литературный институт.
Впервые его произведение было напечатано в 1989 году в журнале «Химия и жизнь». Это была сказка «Колдун Игнат и
24
Дети разных национальностей могут найти общий язык – язык дружбы, милосердия, сострадания, а он не знает национальностей.
-Какова же роль Регины Петровны?
Она дает детям первые уроки доброты в их сознательной жизни. А они ведь ей чужие. Может, невольно, сама того не зная, она повлияла на Кольку, который в смуглом, темноволосом мальчике увидел своего брата, несмотря ни на что.
Схема. Знак вопроса.
-Как же могла закончиться повесть?
Мы видим, как дети становятся примером для взрослых.
-В чем? В заботе, отзывчивости, верности, терпимости, понимании, милосердии, незлобивости. Эти жизненные принципы важны всегда, всегда злободневны.
-Мы научились этому? Почему? Почему до сих пор – кавказская проблема, Чечня?(гл.30)
-Вернемся к смыслу названия повести.
В новогодний праздник зрячие ребята показывали слепым концерт. Что читал Колька?
-Мы уже слышали эти строки? Да, и не один раз, они звучали рефреном (на доске)( от франц. – припев) – повторяющиеся группы слов, строки, несколько строк.
-Какое слово не мог выговорить Колька? Почему?
Одному плохо. Может быть Колька подумал о Сашке, который «путешествует» в одиночестве. Но он(Колька) теперь не один. Любовь помогла выжить прежним Кузьменышам, помогает и новым. Люди должны объединяться(Колька и Алхузур, Регина Петровна и Демьян).
-Каков же смысл названия? Старый утес – проблема , которая стара как мир, - взаимоотношения людей. Какой след она оставила?
Свой след оставили страшная потеря, ненависть, злоба, предательство – влажный след горечи, неизбывной тоски по близким, но мальчишки выстояли, оказались мудрее взрослых, не очерствели душой, не воспылали ответной ненавистью. Вот этому мы с вами и должны учиться. А еще помнить очень важные слова Регины Петровны. Какие?
«Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди».
VII. Домашнее задание. Написать отзыв о книге(в тетради по литературе есть рекомендации).
9
Урок по рассказу В.Распутина «Женский разговор»
(10 класс)
Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, стихотворение Н.Коржавина:
…Столетье промчалось, И снова,
Как в тот незапамятный год –
Коня на скаку остановит.
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд…
Но кони – все скачут и скачут.
А избы горят и горят.
На доске: «Мои старухи… наедине с природой и трудами… всю жизнь при истине и Боге, они не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям!»
Цели: 1.Приобщить учащихся к современной русской литературе, пробудить интерес к ней.
2. Обучить литературному анализу, предусматривающему работу с композицией произведения, портретами героев, художественными деталями. Лексикой.
3.Воспитать чувство ответственности, уважения к старшим, заставить задуматься над своими поступками.
Ход урока.
1.Вступительное слово.
Мы живем с вами в знаковую эпоху, называемую «рубежом веков». Это очень неспокойное время, время потерь и обретений, борьбы старого и нового. Необыкновенно важно в этой круговерти, в этой неразберихе многого не растерять, не упустить, не просмотреть. Ведь существуют непреходящие. Вечные ценности, стоящие как бы вне времени, вне эпохи. К таковым относится чистота помыслов, добросердечие, любовь к ближнему, к природе. В.Распутин – один из последних , немногих русских писателей, сохраняет верность традициям русской классической литературы.
2.Имя В.Распутина хорошо известно вам.
-Какие произведения этого писателя вы читали? («Живи и помни», «Уроки французского»)
10
Современная русская литература. Штрихи к портрету.
(По рассказу В.Пелевина «Хрустальный мир».)*
(11 класс)
Цели и задачи: ознакомить учащихся с современной литературой, с одним из популярных русских писателей в настоящее время – Виктором Пелевиным; отработать литературоведческие понятия, навыки литературного анализа; проверить умение владеть такими понятиями, как «литературный портрет героя», «художественная деталь»,Ж «антитеза», «композиция», «реминисценция»; воспитать интерес к национальной литературе, истории, через это любви к родине; умение осмыслять происходившее в прошлом и происходящему в настоящем.
Оборудование: плакат, иллюстрирующий времена 1917 года, канун революции; красные банты, портреты Ленина, Крупской; фотографии, картины тех лет; фото В.Пелевина; на доске названия его книг; картина в стиле постмодернизма; название произведений В.Пелевина, имена, встречающиеся в тексте.
Ход урока
Вот третий на пути. О, милый друг мой, ты ль
В измятом картузе над взором оловянным?
А.А. Блок
Революция обнаруживает и высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей.
Н.Бердяев
1.Слово учителя.
Наш сегодняшний урок – продолжение разговора о традициях развития русской литературы 1970-90 годов. Наша цель – получить представление о том, что есть такое современная литература.
Что делается сейчас в русской литературе?
Современный русский писатель Виктор Ерофеев сказал об этом так: «Последняя четверть двадцатого века в русской литературе определилась властью зла… и современная литературная Россия нарвала целый букет цветов зла».
Это какая-то другая литература. Ведь русская классическая литература всегда отличалась оптимизмом, верой в
23
Адама в том, что его противник – посланник тьмы. Запутав, околдовав Адама, он достиг своей цели: разрушил число Бога. Теперь все человечество принадлежит не Богу, а Сатане. Это значит, что если раньше люди, живя во грехе, все же боялись наказания и раскаивались, то теперь они утонут в разврате, ибо разнузданное, греховное существование будет только поощряться, таким образом люди перестанут быть людьми.
Бородин все же верит в человека и дает ему возможность исправиться. Именно поэтому простым топориком для вырезания фигур из дерева Адаму удается смертельно ранить посланника Сатаны. Вновь обретя силы, он пускается вплавь через Озеро, ставшее ему помощником в достижении цели.
-Давайте вернемся к эпизоду, когда, прощаясь, отец Викторий просит Адама захватить оружие, мол, пригодится.
(Адам выбросил пистолет в воду, так как не хотел жить и действовать по чужой воле. Вот тогда он и получил эту фору для будущего спасения своей души. Пистоле – орудие убийства , а Адам – новый человек, желающий очистить душу.)
-Мог бы Адам убить пистолетом дьявола?
(Нет, так как злом зло не убить, а можно было только топориком, так как это орудие любви, добра.)
Выводы
Бородин, используя библейское предсказание о Судном дне, когда Бог, сошедший с неба, воздаст всем по их вере, подтверждает древнее библейское предсказание. Вначале рассказывающая о жизненных перипетиях героя, повесть впоследствии приобретает пафос надвигающейся вселенской катастрофы. Виной тому – человечество, погрязшее в грехах, забывшее о своем истинном предназначении – жить в гармонии с собой и природой.
3.Домашнее задание.
Написать эссе «Если бы настал Судный день, он застал бы вас врасплох? О чем уже сейчас надо задуматься?»
22
-Что объединяет произведения В.Распутина. каков их общий пафос?(нравственное в человеке)
Да, каждое его произведение – это своеобразный урок нравственности, усваивая который мы постигаем смысл таких понятий, как верность, честность, жертвенность, человеколюбие.
-Такая приверженность теме борьбы за сохранение человеческого в человеке сближает В.Распутина с каким писателем? (с Л.Толстым)
Да, великий русский писатель Л.Толстой видел цель свою в борьбе за высокое в человеке. Скажите, а что определяло, влияло на степень нравственности его героев – Болконского, Безухова? Когда они возвысились духовно?(Когда приблизились к народу)
-Да, наверное, поэтому в рассказе В.Распутина «Женский разговор» отец Вики повез свою дочь в деревню. Поближе к народу, к истокам, к первозданности. Чтобы почувствовала – вот оно, настоящее, хранителями которого выступают в произведениях В.Распутина старые люди.
-Сам автор так сказал о старухах: (на доске) «Мои старухи… наедине с природой и трудами… всю жизнь при истине и Боге, они не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям!»
Между героинями рассказа – бабушкой Натальей и ее внучкой Викой – произошел женский разговор.
Что стоит за словом «женский»? Как вы понимаете это слово? (секретный, по душам)
По жизни такой разговор не происходит запросто.
-Что в композиции рассказа помогло появиться лучику доверия, соединившему эти две души? (Описание природы. Прочитать отрывок: «День отстоял на славу…сухой свет»). Природа-мать, первооснова всего живущего на земле.
-Бабушке Наталье дано это знание жизни. Оно приобретено через жизненный опыт, через потери, страдания.
-Что считает бабушка главным, основополагающим, в жизни каждой женщины? Какова ее правда?(«…замолчали каждая со своей правдой…»)
(Рассказ о правде бабушки – жить надо по чести, по закону. А не по обнюшке (растолковать – только-только познакомились и…) «только тогда женщина, как звездочка, царица. Она должна уметь любить: подлаживаться под мужа, где надо уступить, где надо свое отстоять»)
11
-А Викина правда какова? (Женщина эмансипированная, образованная, целеустремленная, одним словом, лидер, наравне с мужчиной. Это требование новых, жестких, жестоких условий жизни.)
И даже бабушка отчасти вынуждена согласиться со своей внучкой(читаем этот фрагмент).
-Хочу прочитать вам строки из стихотворения Н.Коржавина. Они созвучны мысли о бесконечности препятствий, трудностей, которые приходится преодолевать:
…Столетье промчалось, И снова,
Как в тот незапамятный год –
Коня на скаку остановит.
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд…
Но кони – все скачут и скачут.
А избы горят и горят.
-А дальше бабушка Наталья начинает вспоминать свою прошлую жизнь, которая пришлась на годы разрухи, военного лихолетья.
Что пришлось ей пережить?(Рассказ о жизни бабушки Натальи)
-Скажите, трудная была у бабушки жизнь? А что помогло ей выстоять, не сломаться?(«…я баба крепостная…», чувство милосердия, сострадания, готовности прийти на помощь)
-Каким словом называет эти качества женского характера бабушка Наталья?(устоя)
Рассказ В.Распутина включает в себя как бы два рассказа: в авторское повествование включен рассказ бабушки.
-Как вы думаете, почему В.Распутин сделал это?(чтобы доказать, в любой, самой трудной ситуации можно сохранить свое человеческое, женское достоинство; главное – опираться на нравственные основы жизни, или, как говорит бабушка, «взять устою»)
-Этот разговор пойдет на пользу Вике? Текстом докажите. («Неспокойно засыпала девчонка…»)
-Давайте прочитаем самый конец рассказа(«…с тихим звоном…завтрашнюю неотвратимость»).
Таким образом, рассказ В.Распутина как бы обрамлен пейзажными зарисовками – это описание ночного звездного неба, льющего свой волшебный свет на людей. В этом заключена некая
12
однокоренных слов от «человек»: «улыбнулся нормальной человеческой улыбкой», «святоша», «небесные глаза», «заржал абсолютно по-человечески», то есть этим подчеркивается неправдоподобие. Все внешне условно вроде бы человеческое противопоставлено внутренней, нечеловеческой сути.)
-Что во внешнем мире изобличало сатанинскую сущность отца Виктория?(Изменения в природе, вонь из лампадки, ее форма в виде шестилепестковой розы. Также реакция матери, когда укор в ее глазах сменился вселенским ужасом; раздвоение личности Адама, когда сердце призывало к сопротивлению, а разум – к подчинению. Почти по Достоевскому, помните: сердце – вместилище совести, божественного, разум – гордости, сатанинского. И, наконец, реакция еще одного героя повести – Озера.)
-Сама речь посланца темных сил тоже изобличает его. Проследим по тексту. (Вначале говорит о хорошем, по божески, но выводы делает не божьи.) Не без помощи Сатаны Адам преодолевает путь почти в 170 километров, включая Озеро, всего за два дня.
-Почему место обитания семьи Антона так похоже на Рай? (Здесь прямая аналогия с Библией: местом, где согрешили Адам и Ева, тоже был Рай.)
-Странно, но Ксеня, так любящая мужа, сына, преданная им, вдруг согрешила. Как вы могли бы объяснить это?
(Она тоже была вовлечена в это происшествие темными силами, стала жертвой жестокого замысла. Ее душа была так чиста, непорочна, свободна от всякого злого умысла, что не предугадала задуманного. Хотя Ксеня чувствовала, что с ней творится что-то странное. Опять же по аналогии с Библией она похожа на Еву, соблазнившую на грех Адама.)
-Все могло бы закончиться по-другому, если после всего не пришла бы Юлька. Как вы думаете, в чем суть ее спасительного прихода?(Не дала ему окончательно утонуть в его страсти и таким образом разувериться в себе, потерять себя обновленного. Юлька призналась ему в любви, сказала, что любит его за то, что он добрый, нежный, у него хорошие руки, глаза. И самое главное – он надежный. Это признание стало точкой опоры для Адама, помогло ему вновь подняться на утраченную высоту.)
-Последний эпизод расставляет все точки над i , срывает маски с героев. Уже нет никаких сомнений ни у читателей, ни у
21
-Скажите, какую роль играет эпизод «в дороге», когда Адам мчится на джипе и вспоминает о происшедшем на станции? Как изменился герой? Почему? (До этого случая у героя уже появилось желание начать новую жизнь, он даже хотел сказать своему другу Петру, что «завязывает» со всеми делами. Но почему-то не решался. Это говорит о его слабоволии, вялости, малодушии. Эти отрицательные качества человека могут привести к самым трагическим последствиям, например к таким, которые произошли на станции. Наверное, темные силы после этого поставили окончательную точку в своем выборе, «подловили его». И уже. Как говорится, ноги сами несли его туда, куда нужно. Но в то же время Адам не слепое орудие в руках Сатаны. В нем одновременно зреет и его собственная мысль стать хорошим, помочь матери. Потому что после таких событий откладывать уже нельзя.)
-Почему на пути Адама возникают призраки?
(Разговоры с призраками помогают понять самому герою, в чем его слабость, почему он не жил так и почему жить так, как он жил раньше, нельзя. И в то же время возникающие после этих встреч раздумья и размышления как бы запутывают героя, сбивают его с толку, порождают сомнения. Все это делает его слабее, что очень важно для темных сил.)
-Присутствие призраков, темных сил в повести – это элементы мистического жанра.
-Скажите, с какой целью автор прибегает к мистике?(Во-первых, для того чтобы «озвучить»зло, сделать его «плотью и кровью», чтобы яснее видеть его, не спутать ни с чем. Это поможет, в свою очередь, выбрать более эффективные методы борьбы с ним. Во-вторых, главная идея повести не сводится к частному случаю, а только разбирается на примере частного случая. Смысл высказывания: «Бог создал человека по образу и подобию своему» может быть растолкован так, что любой человек имеет право быть центром мироздания, но не для того чтобы возгордиться, а чтобы творить любое милосердие, справедливость. Поэтому, прежде всего, должен заботиться о душе своей. Иначе не избежать ловушки, совершить ошибку, как Адам.)
-Кто олицетворяет темные силы в повести?(Митрич Каблуков, в смысле «подкаблучник, предатель»; отец Викторий)
-Что сатанинского в обличье отца Виктория?(Атрибуты: коза(V), само имя, начинающееся на V; нарочитое использование
20
неотвратимость, предопределенность жизни человека на земле, его связь с космосом, помогающая не запутаться, понять основные законы бытия.
И последнее. Обратили вы внимание, читая рассказ, на лексическую неоднородность его? В.Распутин использует самую разнообразную лексику: книжную, разговорную, диалектную, философскую: лидер, целеустремленная, расхлебы, необмуженная, терния, андел, неотвратимость.
-Что стоит за этим, какая мысль автора?
Это наша жизнь, разнообразная до бесконечности, в которой есть место всему: глупому и умному, доброму и жестокому, безобразному и красивому.
-Сегодня мы с вами с помощью рассказа «Женский разговор» попытались понять, разобраться в одной в одной из самых первостепенных проблем – женской : о месте женщины в современном мире, о ее предназначении, о женском счастье, о том, что мечтает быть ей счастливой.
Ученики предварительно прочитали рассказ и представили свои рисунки.
3.Домашнее задание.
В качестве домашнего задания предлагаю вам, по аналогии с женским разговором, мужской разговор. Сочинение-рассуждение о проблемах сильной половины человечества.
13
Урок по притче В.Астафьева «Ельчик-бельчик»
Оформление урока:
1.Портрет В.Астафьева.
2.На доске слова Ф.Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
3.Слова А.Сахарова: «Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого, неизбежного процесса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе».
Цели урока:
1.Углубить и расширить знания учащихся по проблеме экологии, взаимоотношений человека и природы.
2.Обучить работе с художественным текстом, повторить значение терминов: притча, сюжет, композиция; монологическому высказыванию.
3.Воспитывать в учащихся чувство сопричастности ко всему происходящему на земле.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
80-е годы – время перемен. Вновь на слуху забытые имена: Сахаров, Солженицын, Ростропович. Из архивов извлекаются письма, документы, литературные произведения и становятся доступными миллионам людей. Достоянием гласности стали многие темы, которые наша литература обходила стороной. Это было прекрасное время сопричастности великим событиям, большим и малым делам.
Именно в это время, в1988 году, в 9 номере журнала «Новый мир» был напечатан рассказ-притча «Ельчик-бельчик» В.Астафьева.
2.-Что такое притча?
14
в деньги, в силу, в удачу. А здесь Павлик объяснил (кто же еще? Ведь именно «устами младенца глаголит истина») ему, что «если не молиться, то можно и не умываться», так как чистым должно быть не только тело, но и душа. Общаясь с этими людьми, Адам чувствует, как начинает меняться, «светлеть», «мягчеть» душой. С удивлением и удовлетворением узнает, что они здесь тоже для постижения «смысла жизненного». Но это самообман. Его раскрывает Озеро. Озеро видит в Адаме врага и не воспринимает его. И мы действительно узнаем, что помыслы Адама не так чисты: у него появляется грязное желание обладать чужой женой. Правда он пытается бороться с ним. Но делает это нехотя. Роковому событию предшествует еще одна встреча с призраком, актрисой Наденькой. Она появляется перед Адамом в гриме проститутки из спектакля, который репетирует. Это намек на их прошлые нечистые отношения, которые так обидны, унизительны для нее, но отмщение уже близко.
В отсутствии Антона, Адам, используя случай, буквально набрасывается на Ксеню, ощущая себя «могучим чудовищем, обретшим крылья», но он не воспаряет на них, а проваливается. Итак, выбор сделан. И опять появляется отец Викторий, который торжественно возвещает о том, что миссия выполнена. Красная звезда, что рядом с созвездием Паука появилась несколько дней назад, исчезла. Значит, конца света не будет, не будет страшного суда, так как разрушено число Бога – 144 . И разрушил его Адам, совратив Ксеню. Она принадлежала к тому минимуму людей, которые живу по законам Божьим. Узнав это, Адам ужаснулся. В нем появилось желание исправить, повернуть вспять. Неожиданно под руку попал топорик, которым Антон «высказывал мертвому дереву свою любовь к жене». Бросок, и вот уже отец Викторий, держась за живот, опрокидывается на спину. И исчезает.
Адам знает, что ему нужно делать – плыть дальше, к скалам. Там ответ, там спасение. Решение правильное, ибо Озеро, ранее враждебное ему, наконец-то приняло его и даже помогает Адаму осуществить его решение.
Беседа с учащимися по вопросам.
-Скажите, почему в начале повести герой безымянен?(Он такой, как все, ничем не отличается, как бы слитый с массой)
-Когда он обретает имя?(Когда у него появляется желание не быть, как все, стать хорошим, благородным, совершать добрые поступки.)
19
желать лучшего: выгнали из аспирантуры, занялся хищениями, слишком легкомыслен в обращении с женщинами, является причиной их страданий (Юлька, Надежда).
Молодой человек решает измениться, чтобы избавить мать от столь тяжкого наказания. Он вдруг ощущает, что любит мать , и на все готов, чтобы доказать ей это. Это желание становится поворотным в его судьбе, так как отныне какие-то сверхъестественные силы как бы ведут его по нужному пути. Кто эти силы и что его ждет в конце, герой пока не знает. Он бежит от своей неустроенной жизни, полной обмана, ложных иллюзий, то ли во сне, то ли наяву он встречается с людьми из прежней, старой жизни(Вася-шофер, Петя, Юлька, Марья Васильевна, Светланочка).Разговаривает с ними, хотя некоторых из них нет уже в живых. И в каждом из этих разговоров прямо или косвенно ставится вопрос, для чего человеку дана жизнь.
Неожиданно на пути ему встречается отец Викторий. Он предоставляет ему еду и кров. Между ними завязывается странный разговор. Отец Викторий откуда-то знает о нем все и намекает о какой-то очень важной миссии(наш герой и сам догадывался об этом). Беседуя с отцом Викторием, он познает истины, прежде для него сокрытые. Например, жить надо не «по инстинкту», не «ублажая материю свою», так как она «смертна и к смерти стремится, а приближая состояние материи своей к духовной сущности», «любовь не поблажка, а требование». В конце концов отец Викторий говорит, что он должен подготовить героя к очень важной миссии, выполнив которую, тот получит ответ на главный вопрос жизни. Убежденный в том, что встретил шизофреника, наш герой продолжает свой путь… «Пункт своего назначения он узнал сразу и мысленно назвал его землей обетованной»: лазурная бухта, широкая поляна, на ней дом, сытая корова, самодовольные куры, собака на крыльце и рядом Озеро. Здесь могут жить только счастливые и свободные люди. Таким же человеком ощутил себя наш герой, он как бы родился заново, родился для другой жизни, для великих дел. Поэтому взял себе имя Адама, первопроходца.
Знакомство с обитателями этого райского уголка только подтвердило его первое впечатление. Антон, Ксеня и их сынишка Павлик оказались очень добрыми, гостеприимными и открытыми людьми. Адама поразило то, что они все люди верующие, и вера эта искренняя, глубокая. В его прежней жизни люди имели другую веру:
18
(Согласно словарю литературоведческих терминов, притча – небольшой рассказ, иносказание, содержащее моральное поучение.)
-Как вы понимаете слово «иносказание»? (т.е. в аллегорической форме, используя образ-символ. Например, в баснях Крылова Лиса – хитрость , Волк – жестокость).
-Какова тема рассказа?(жизнь природы, точнее водоемов, рек)
-В чем своеобразие изображения этой жизни? (Различные рыбы способны, как люди, думать и чувствовать, любить, ненавидеть.)
-Кто главный герой притчи? (Ельчик-бельчик. Показан его жизненный путь от рождения до взросления. Конечно, время этого пути значительно сокращено, ведь это всего лишь рыба.)
-Какими словами из текста вы могли бы дать характеристику того мира, в котором обитает Ельчик-бельчик?
( «И все хотят кого-нибудь поймать и слопать:»… ребята-окушата под листиками кувшинок дежурят…», «огромные краснобокие таймени, будто генералы в лампасах». Но страшнее всех «шакалка и захватчица» щука-подкоряжница.)
-Скажите, как строится повествование?
(В основе повествования лежит путешествие. Выйдя из икринки на теплом, солнечном мелководье, герой отправляется в путешествие. Наперекор всем опасностям и страхам «плывет по жизни» Ельчик. Вместе с понимание красоты приходит осознание сложности и напряженности жизни. Нельзя прожить всю жизнь, «греясь на солнышке, на мелководье». Придется и в клюве чайки побывать, и в зубах щуки. Главное – сделать правильный выбор, знать и помнить о своем предназначении, не отступать.)
-Каково предназначение Ельчика-бельчика? (Им движет зов предков, древний закон природы. Продолжить свой род.)
И вот тут-то завязывается конфликт, т.е. столкновение интересов. На пути исполнения этого закона встает человек. Скажите, какое место занимает он в повествовании?
(Появляется в образе рыбака, также заметно и его косвенное присутствие в виде старых машинных колес, банок, военного железа в изобилии устилающем дно рек и водоемов. Сетки, бредни, остроги, порошок, динамит – все это тоже красноречиво говорит о присутствии человека.)
-Отнюдь не положительным героем предстает в притче Астафьева человек. Но автор не спешит осуждать его, выносить
15
суровый приговор всем недостойным деяниям. Не подумайте, он согласен с человеком, оправдывает его. Нет, это всего лишь его позиция: не заниматься нравоучениями в пользу экологически грамотного отношения к природе, не указывать перстом. Астафьев, как раньше Пришвин и Паустовский, просто «приклоняя слух» к ее не очень разборчивым голосам, помог нам их услышать, задуматься. Ведь мы и природа – одно целое! И если одно из звеньев жизни выпадает, тогда и другое звено обречено на вымирание.
Считаете ли вы проблему, поднятую автором, актуальной? Аргументируйте. (Выступление учащихся, специально подготовленное, о состоянии природы в г.Котовске)
-И вот опять встает вопрос: что делать? (читают стихотворение Ф.Тютчева)
В современной русской литературе был открыт один из важнейших законов бытия: безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека как личности. То, что в нас заложено, должно переплетаться с чувством любви к своему родному краю. Мы должны ощутить себя частицей великого целого и тогда сольемся в понимании и полной гармонии с природой.
В заключение обращаю ваше внимание на слова Д.С. Сахарова: «Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого, неизбежного процесса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе».
3.Домашнее задание.
Написать сочинение-рецензию по притче В.Астафьева «Ельчик-бельчик»
16
.Идейно-художественный смысл повести Л.Бородина «Ловушка для Адама»
(11 класс)
Оборудование: выставка книг Л.Бородина, портрет писателя, выставка рисунков учащихся, сделанных по повести Л.Бородина.
Цели: продолжить изучение творчества Л.Бородина, понаблюдать за развитием темы дьяволиады в русской литературе; познакомить учащихся с художественными особенностями повести: элементы мистики, обращение к Библии; заставить учащихся задуматься над вопросами: Кто я? Зачем я появился в этой жизни? Что такое хорошо и что такое плохо?
Ход урока.
1.Вступительное слово.
Л.Бородин – известный в наши дни прозаик, автор многих рассказов и повестей, романа «Божеполье», -- знаком вам по повести «Третья правда». Можно сказать, что Л.Бородин продолжает традиции нашей классики, т.к. главное в его произведениях – человек и его внутренний мир. Писатель верит, что человеку по силам одержать победу над своими слабостями, «не попасть в дьявольскую ловушку», если только он не побоится трудностей, не спасует перед ними; если, несмотря ни на что, будет упорен, настойчив в достижении своей цели.
«Ловушка для Адама» - одна из последних повестей Л.Бородина. Была опубликована в «Роман-газете» №6 за 1996 год. В ней автором поставлены одни из самых мучительных вопросов для человечества: в чем смысл жизни, для чего мы пришли в этот мир. Пытаясь пролить свет на эти вопросы, писатель обращается к столь модному жанру мистики.
2.Анализ повести.
Слово учителя.
Главный герой, сначала он как бы без имени, с недавних пор начинает видеть очень странные сны. Ему снится мать, умершая несколько лет назад. Хотя она ему не говорит ни слова, но взгляд ее столь красноречив, что герой догадывается: там мать приговорили к наказанию наблюдать за сыном, за его поступками. Будучи не в силах ничего изменить, исправить и как-то помочь. Наказание мучительное, так как образ жизни сына оставляет
17
Составитель Ветрова Наталия Леонидовна
Редактор Гранкина С.В.
Человек – это по-прежнему звучит гордо ? Уроки внеклассного чтения в старших классах.
*МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2», 2004г.
МОУ
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Человек –
это по-прежнему звучит гордо?
Уроки внеклассного чтения в старших классах.
г.Котовск, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Урок внеклассного чтения для старшеклассников по рассказам В. Крупина «Колокольчика вятского эхо…»
Форма занятия – литературный салонЦели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассужд...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".
quot;Чтение с остановками" способствует критическому мышлению, поиску здравого смысла. Школьники учатся рассуждать объективно и поступ...
Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.
Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...